Какой веры турки?

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption В соборе Святой Софии располагаются христианские и мусульманские символы

В городе, ставшем центром сразу нескольких империй, религий и культур, есть храм, где мозаики Иисуса и Девы Марии соседствуют с каллиграфическими надписями «Аллах» и «пророк Мухаммед».

Нет более яркого символа столкновения цивилизаций, чем собор Святой Софии в Стамбуле.

На протяжении почти тысячи лет он был самым важным христианским храмом мира, сердцем Византии. В 1453 году Константинополь пал под натиском Османской империи — собор превратился в мечеть, а христианство стало медленно угасать.

По мере того как на обломках Османской империи вырастала Турция, продолжалось постепенное ослабление христианства.

И теперь папа римский Франциск приехал в страну, где за последние сто лет доля населения, исповедующего христианство, снизилась с 20% до 0,2%.

«Утечка мозгов»

«Ни одно государство в регионе, включая Иран, не является настолько однородным с точки зрения ислама, как Турция», — говорит местный историк Чингиз Актар.

После того как в 1923 году была учреждена Турецкая республика, власти организовали «обмен населением» с Грецией, чтобы сделать общество более однородным с точки зрения этнической и религиозной принадлежности.

Более миллиона греков были вынуждены покинуть Турцию, а около 300 тысяч мусульман уехали из Греции.

Первоначально эта мера не коснулась стамбульских греков, однако после введения налога на личное состояние для немусульман, антигреческих погромов в 1955 году и массовых депортаций в 1964, греческая община практически распалась.

Правообладатель иллюстрации Unknown Image caption На выставке в Турции демонстрируются свидетельства побега греков из страны

То же произошло и с православным христианством, которое они исповедовали.

«Этническая чистка немусульманских меньшинств стала настоящей «утечкой мозгов», — говорит Актар, создавший выставку об утраченном наследии Турции. — Она также привела к исчезновению буржуазии, потому что вынужденные уехать люди были не только богачами, но и ремесленниками. Стамбул потерял все свое христианское и иудейское наследие».

Кто такие курды?

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Курдские мужчины в иракском городе Сулеймания

Курды — индоевропейский этнос, их историческая родина — горные области нынешних Ирака, Ирана, Сирии и Турции, которые известны под собирательным названием Курдистан.

Всего в регионе живет около 30 млн курдов, это четвертая по численности народность Ближнего Востока, а также самый большой народ региона, не имеющий собственного государства.

Во что они верят и за что борются?

Большинство курдов — мусульмане суннитского толка, хотя в их среде распространены и другие конфессии.

В том числе езидская — синкретическая вера, совмещающая в себе элементы многих религий.

Ее последователей веками преследовали как «дьяволопоклонников» — в том числе и курды-мусульмане.

Спрятанные кресты

Но не только бегство греков ослабило христианство в регионе.

Еще одной крупной христианской общиной в Турции в свое время были армяне. Однако в 1915 году сотни тысяч людей были депортированы. Многие были убиты, либо погибли от голода и болезней.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Христиане в Турции не знают, смогут ли власти обеспечить религиозную свободу в стране

Турецкие власти не принимают термин «геноцид», но в настоящее время вместо двух миллионов армян в Турции проживают около 50 тысяч.

В 2007 году редактор армянской еженедельной газеты Agos Грант Динк был убит турецкими националистами.

Семь лет спустя, по словам владельца издания Роберта Коптаса, армянская община по-прежнему живет в страхе.

«Армяне боятся демонстрировать свою религиозную принадлежность», — говорит он.

«Большинство верующих скрывают нательные кресты под рубашкой. Они не могут открыто надеть крест и ходить по улице, потому что это может спровоцировать людей. Я не хочу сказать, что все турецкое население выступает против христианства, но уровень национализма здесь настолько высок, что люди боятся выражать себя», — объясняет Коптас.

Сейчас в среде христиан царит беспокойство, ведь, по их мнению, под властью нынешнего президента Реджепа Тайипа Эрдогана Турция встала на путь исламизации.

Мусульманская идентичность

В то же время сам Эрдоган предпринял несколько шагов для поддержки христиан.

Например, в Турции был принят закон о возвращении христианам конфискованного государством имущества и разрешены специальные христианские классы в школах.

В то же время президент постоянно подчеркивает свою мусульманскую идентичность, его основные сторонники — консервативные мусульмане.

Эрдоган подстегивает националистические настроения, которые в итоге могут поставить под удар христиан.

Католики, самая немногочисленная христианская община в Турции, уже почувствовали это на себе. Несколько лет назад по стране прокатилась война убийств католических миссионеров и священников.

«Быть турком для них значит быть мусульманином», — рассказывает служитель местной католической церкви Юлиан Писта.

Правообладатель иллюстрации Unknown Image caption Священник Юлиан Писта опасается исламизации Турции

«В прошлом на очень религиозных мусульман смотрели свысока. Сейчас пятничные молитвы активно приветствуются. Общество встало на путь исламизации. Недавно я застал молодых людей, испражнявшихся в моей церкви. Они закричали «Аллах Акбар». Я также верю, что Бог велик, но они явно пытались угрожать», — говорит он.

В Турции религия была законодательно отделена от государства в 1923 году. Однако в процессе становления национального государства религия постепенно становилась частью турецкой национальной идентичности, и этот процесс резко ускорился под руководством Эрдогана.

Старые страхи

В стране появляется все больше мечетей, в то время как знаменитая на весь мир православная Халкинская богословская школа остается закрытой с 1971 года под давлением националистов.

По словам местного жителя Фотиса Бенлисоя, христианская община чувствует, что ее вытесняют.

«Чувство постоянной угрозы возвращается к немусульманским меньшинствам», — говорит он.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Правительство Турции не признает «вселенский» титул патриарха Варфоломея

«Существует много причин: общий тон и политика правительства, президент и премьер-министр чаще напирают на свои суннитские корни, министры могут сказать что-то оскорбительное по отношению к немусульманским общинам, множатся слухи о связях Турции с группировкой «Исламское государство», — все это заставляет нас планировать возможный отъезд».

В великолепном греческом православном храме Панагии в Стамбуле утреннюю литургию служит Варфоломей I, архиепископ Константинополя и вселенский патриарх — этот титул все еще сохраняется в православной церкви, хотя и не признается турецкими властями.

Это напоминание о наследии этой страны и о христианской вере, которая, несмотря ни на что, не приходит в упадок.

Пока современная Турция выстраивает свою идентичность, возникает важный вопрос: может ли она обеспечить настоящую религиозную свободу или на пути у нее встанет национализм?

«Из заявлений посла России в Ватикане Александра Авдеева мы также понимаем, что новой миссией российского государства, которое еще вчера было «атеистическим», является «защита христианства». Обращают на себя внимание следующие слова Авдеева: «Эта встреча, которая состоится, несмотря на санкционную политику Запада против России, по сути венчает борьбу России за защиту христианства. Она в то же время является подтверждением христианской цивилизационной роли России».

Когда Путин втягивал Россию в войну в Сирии, он лично приехал к патриарху Кириллу и получил его поддержку в виде такого заявления: «Российская армия отправляется в Сирию ради спасения христиан, которые подвергаются гонению, истреблению и находятся под большой угрозой на Ближнем Востоке». Российский народ верит в то, что его армия находится в Сирии с целью войны против ислама и защиты христианской цивилизации.

Митрополит Русской православной церкви Иларион сделал даже такое заявление: «Встреча папы и патриарха в условиях геноцидных атак на христиан со стороны радикальных исламистов в разных регионах мира, прежде всего на Ближнем Востоке, откроет пути совместной борьбы»…»

Ислам – одна из трех мировых религий. Ислам сравнительно молодая религия, которая возникла в VII веке н.э. на западе Аравийского полуострова. Главный догмат ислама – единобожие: «Нет иного Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — его пророк. Само слово ислам на арабском означает «покорность», а мусульманин (от арабского «муслим») – покорный. Ислам призывает своих сторонников быть покорными Аллаху и судьбе им предначертанной.

Священная книга ислама – Коран – представляет собой сборник проповедей и наставлений Мухаммеда, переданных пророку через архангела Гавриила (Джебраила). Коран написан на арабском языке особым стихотворным размером, без рифмы. В Коране прописаны особые предписания своим приверженцам, самыми распространенными из которых являются запрет на употребление в пищу свинины, спиртных напитков, запрет азартных игр и запрет на изображение людей. Среди прочего Коран описывает повседневные правила поведения, быта, этики и морали. Главные из них это пятикратный намаз (молитва), пост, хадж (паломничество) и благотворительная милостыня – «зекят».

Пять раз в сутки мусульманин должен совершать молитву – намазан: с восходом солнца, в полдень, вечером, после захода солнца и в начале ночи. Перед молитвой обязательно омовение, омывают лицо, руки до локтей и ноги по щиколотки.

Раз в год мусульманин обязан поститься. Во время поста нельзя есть, пить, курить и вообще отказаться от всех удовольствий. Эти запреты действуют днем, до захода солнца.
После захода солнца пост прерывается до рассвета и снова можно вспомнить о «радостях жизни».

Каждому совершеннолетнему мусульманину Коран предписывает совершить паломничество в Мекку (хадж) во время двенадцатого месяца по мусульманскому календарю.

Турция одна из немногих мусульманских стран, где религия отделена от светской власти. В 1928 года указом первого президента страны Мустафы Кемаля Ататюрка ислам престал считаться государственной религией. Но, несмотря на это, ислам остался главной религией страны и 99% населения Турции считают себя мусульманами. Подавляющее большинство мусульман здесь составляют сунниты 75% населения, это самое распространенное течение ислама не только в Турции, но и во всем мире. Около 20% населения являются приверженцами другого направления в исламе – шиизм, которое в Турции еще называют «алеви», т.е. последователи Али – воспитанника пророка Мухаммеда. Кроме мусульманского населения в Турции проживают христиане (в основном православные) и иудеи. Это свидетельствует о том, что современная Турция обладает высокой религиозной терпимостью. В Стамбуле (старое историческое название Константинополь) находится резиденция Вселенского патриарха, который считается верховным патриархом всех православных церквей мира.

Хотя официально ислам изъят из общественной жизни, он по-прежнему остается глубоко укоренившимся в сердце и разуме турецкого народа и определяет многие нюансы частной и общественной жизни страны. В каждом городе и поселении страны находится по крайней мере одна мечеть. Всего количество мечетей в стране около 72 тысяч — едва ли не самое большое количество по сравнению с другими мусульманскими странами.

Пять раз в день муэдзин с минарета мечети призывает верующих к молитве. Для этого обычно используется громкоговоритель. Призыв к первой молитве обычно происходит около шести утра, и естественно вызывает неудовольствие приезжих немусульман.

Новый, ускоренный ритм жизни больших городов внес свои изменения в повседневную жизнь мусульманина в Турции и теперь все чаще вместо традиционного пятикратного намаза встречается двукратный: утром и вечером. Также и с другими запретами и традициями ислама. Сейчас строго соблюдаются лишь два предписания – запрет на употребление в пищу свинины и обряд обрезания. Обрезание турки делают мальчикам в возрасте 7-12 лет, а весь обряд проходит как большой семейный праздник с особой торжественностью. Раньше считалось, что каждый мусульманин, достигший совершеннолетия должен совершить паломничество на Святую Землю для всех мусульман – Мекку. Для этого даже выделялись (а с 1948 года традиция возобновилась) деньги из казны. Однако многие турки не одобряют такое расходование государственных денег и не все в своей жизни совершают такое путешествие.

При посещении мечети нужно снять обувь и закрыть ноги (никаких шортов!). Женщины должны прикрыть голову. Для «забывчивых» у мечети обычно стоит корзина, в которой можно взять косынку, длинную юбку или штаны. В курортных зонах и крупных городах нет никаких ограничений в одежде, как для мужчин так и женщин. Вполне нормальным нарядом здесь считаются шорты, короткие юбки и открытые блузки. Однако по мере продвижения в глубь страны требования к одежде ужесточаются. В этих районах лучше одеваться скромнее, особенно женщинам, закрывать ноги и плечи. Также следует помнить о запрете в исламе изображения людей, поэтому, если вы хотите сфотографировать человека, то нужно сначала спросить его разрешения.

В январе начинается священный месяц мусульманского календаря – Рамадан (Рамазан), месяц поста, милости и прощения. В это время мусульмане, соблюдающие пост, в дневные часы отказываются от всего, что доставляет удовольствие (еда, питье и даже курение). В темное время суток этот запрет не действует. Об окончании дневного воздержания сообщается по телевидению и радио. Тогда семья собирается вместе для торжественного ужина после поста – ифтара. Считается, что каждый накормивший вечером постящегося получит вознаграждение от Аллаха. Последние дни Рамадана напоминают традиционный ленинский субботник и посвящены генеральной уборке в домах и учреждениях. Начинается подготовка к трехдневному празднику разговения Ураза-байрам. Во время этого праздника турки ходят друг к другу в гости, обмениваются подарками, традиционными блюдами и сладостями. В последний день праздника обычно посещают кладбище, вспоминают умерших родственников и возлагают венки. Также в этот день принято раздавать милостыню нищим.

Главный праздник мусульман — курбан-байрам (праздник жертвоприношения) наступает через два месяца и десять дней после начала Рамадана. Накануне этого праздника города заполняют стада овец. Их шкуры разукрашены красками, рога покрыты позолотой. Их продают в специальных местах, и носильщик на плечах через весь город приносит тушу животного к дому покупателя. Турки устраивают обильное угощение для соседей и гостей, а часть мяса принято раздавать беднякам.

← →

Согласитесь, находясь в своей культуре многие вещи кажутся нормальными, привычными, замечательными и неотъемлемыми.

Но как только выезжаешь за границу и проводишь там несколько лет, как я, например, начинаешь понимать, что некоторые традиции со стороны могут смотреться совсем иначе. Я хотел поделиться некоторыми привычками и традициями турок, которые могли бы удивить иностранцев.

О том как этот праздник праздновался в истории Турции рассказывает Учитель турецкого:

1. В Турции чай подают в маленьких стаканах и часто. Вероятно, вас даже не будут спрашивать, нужно ли ещё? И потому, чтобы показать, что человек напился и больше не хочет, он кладёт маленькую ложку поверх горлышка стаканчика. Это означает: «Всё! Я напился. Больше не буду».

2. После посиделок с друзьями в кафе или ресторане, если уже кто-то пытается оплатить счёт, помешать ему и заплатить за ужин самому со словами: «Твои деньги тут не принимаются» – Senin paran burada geçmez.

3. В турецком обществе распространена вера в сглаз. Есть убеждение, что зависть и неприязнь может принести вред человеку. Для того, чтобы отвадить от себя сглаз и влияние негативной энергии тянут за мочки своего уха, три раза стучат по дереву, и два раза воспроизводят звук поцелуя. Очень похоже на то, что делают в России: «тьфу, тьфу, тьфу, чтоб не сглазить».

4. Если вдруг на земле заметили хлеб, его поднимут, поцелуют, приложат к голове и постараются положить куда-нибудь повыше.

5. Заработанную бумажную купюру принято проводит по обеим щекам и говорить: «Пусть Бог даст благоденствия». Обычно так делают на рынках. На кассах в магазинах так не делают :).

6. Вместо ответа «нет», часто можно услышать, как собеседник цокает и приподнимает брови и голову. Иностранцы не сразу осваивают этот жест.

7. Когда младший по возрасту (не важно девушка или мужчина, мальчик или девочка) человек встречается со старшим, в качестве проявления уважения он целует руку и подносит её к своему лбу.

8. Наступать на новую обувь друга.

9. Лить воду на дорогу после того, как кто-то отправляется в путь. Обычно так делают родные перед отправкой родственника в дальнюю дорогу.

10. Водители (обычно таксисты), проезжая мимо кладбища, если в салоне играет музыка, обязательно сделают её потише или вовсе выключат. Так они отдают некую дань уважения мёртвым.

Рассказал Учитель турецкого

В августе 1877 в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. объединённое русско-болгарское войско под командованием русских генералов Ф.Ф. Радецкого и Н.Г. Столетова одержало победу на балканском перевале Шипка, отразив упорные атаки турецких войск Сулейман-паши.
Шипка, являясь одним из главных путей сообщения между северной и южной Болгарией, в те дни обрела значение ключевой позиции. С 9 (21) августа на протяжении шести дней длилось сражение за стратегическую высоту. Турецкие атаки чередовались с контратаками русских. За эти дни русские потеряли больше 3000 человек; турки потеряли в 2-3 раза больше и, когда к русско-болгарскому войску прибыло подкрепление, отступили.
23 августа — ключевой день сражения, турки проводят 18 атак по трём направлениям! У защитников Шипки, сражавшихся на высоте Орлово гнездо, заканчиваются снаряды и патроны. Несмотря ни на что, солдаты готовы умереть, но не пустить турков, кидают в ползущих наверх врагов всё, что попадётся: камни, деревья, пустые коробы из-под снарядов.
В это время им на выручку спешила 4-я стрелковая бригада, которую лично вёл генерал Радецкий. Видя измученность людей, которые при сорокаградусной жаре едва передвигали ноги, Радецкому пришла в голову мысль посадить стрелков на казачьих лошадей. 200 стрелков, по двое на коне, в последний момент успевают прийти на помощь и под крики «ура» вступают в бой!
Русско-турецкая война — одно из наиболее значительных событий истории второй половины XIX века, вновь прославившее силу русского духа и оружия на всю Европу!
Художник Алексей Попов увековечил это событие на картине под названием «Оборона Орлова гнезда».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *