Канонизирован

КАНОНИЗАЦИЯ — в христианстве причтение Церковью почившего подвижника к лику святых.

Ка­но­ни­за­ци­ей Цер­ковь удо­сто­ве­ря­ет свя­тость под­виж­ни­ка и оп­ре­де­ля­ет его дея­ния в ка­че­ст­ве при­ме­ра для хри­сти­ан. Канонизация яв­ля­ет­ся ос­но­ва­ни­ем для вне­се­ния име­ни свя­то­го в цер­ков­ный ка­лен­дарь и со­вер­ше­ния бо­го­слу­же­ний в его честь (ус­та­нов­ле­ние празд­но­ва­ния), по­чи­та­ния его мо­щей, на­пи­са­ния икон и со­став­ле­ния жи­тия. Ве­рую­щие об­ра­ща­ют­ся с мо­лит­вой о за­ступ­ни­че­ст­ве к свя­тым как пред­стоя­щим пе­ред Бо­гом.

В пер­вые ве­ка хри­сти­ан­ст­ва по­чи­та­ние свя­тых воз­ни­ка­ло сти­хий­но в тех ме­ст­но­стях, где они жи­ли. Обыч­но это про­ис­хо­ди­ло сра­зу по­сле их смер­ти, т. к. их свя­тость бы­ла оче­вид­на для ве­рую­щих. По­сте­пен­но вы­ра­ба­ты­ва­лись прин­ци­пы сис­те­ма­ти­за­ции это­го про­цес­са. В восточной Церк­ви при­зна­ни­ем свя­то­сти на мно­гие ве­ка ос­та­ва­лось ус­та­нов­ле­ние празд­но­ва­ния свя­то­му, в западной Церк­ви со вре­ме­нем раз­ви­ва­лись раз­ные фор­мы и сте­пе­ни по­чи­та­ния свя­тых.

Ос­нов­ным ус­ло­ви­ем про­слав­ле­ния во все вре­ме­на бы­ло про­яв­ле­ние свя­то­сти пра­вед­ни­ка. Со­глас­но пат­ри­ар­ху Ие­ру­са­лим­ско­му Нек­та­рию (XVII век), об ис­тин­ной свя­то­сти че­ло­ве­ка сви­де­тель­ст­ву­ют: без­уко­риз­нен­ное ис­по­ве­да­ние им пра­вослав­ной ве­ры (не ук­ло­не­ние в ере­си и рас­ко­лы), «со­вер­ше­ние всех доб­ро­де­те­лей», стоя­ние за ве­ру «да­же до кро­ви»; про­яв­ле­ние Бо­гом (че­рез под­виж­ни­ка или в от­но­ше­нии не­го) сверхъ­ес­те­ст­вен­ных зна­ме­ний и чу­дес (смотрите Чу­до); не­тле­ние мо­щей или бла­го­уха­ние кос­тей. При этом не­под­вер­жен­ность те­ла тле­нию не яв­ля­ет­ся ни дос­та­точ­ным, ни не­об­хо­ди­мым ос­но­ва­ни­ем для канонизации умер­ше­го.

В пра­во­слав­ной Церк­ви не бы­ло жё­ст­кой рег­ла­мен­та­ции канонизации, но тра­ди­ци­он­но со­блю­да­лись оп­ре­де­лён­ные ус­ло­вия. Русский цер­ков­ный ис­то­рик Е. Е. Го­лу­бин­ский, рас­смат­ри­вая во­прос об ус­ло­ви­ях при­чте­ния к ли­ку свя­тых в древ­ней Церк­ви, раз­де­лял древ­них свя­тых на 3 раз­ря­да: вет­хо­за­вет­ные пат­ри­ар­хи и про­ро­ки (смотрите Про­ро­ки биб­лей­ские) и но­во­за­вет­ные апо­сто­лы; му­че­ни­ки; свя­тые из под­виж­ни­ков (ас­ке­тов). Епи­ско­пы (свя­ти­те­ли), по мне­нию Го­лу­бин­ско­го, вна­ча­ле от­но­си­лись к 1-му раз­ря­ду, т. е. при­чис­ля­лись к ли­ку свя­тых на­рав­не с апо­сто­ла­ми — уже по при­над­леж­но­сти их к цер­ков­ной ие­рар­хии, но за­тем ста­ли про­слав­лять­ся на­рав­не с под­виж­ни­ка­ми — за лич­ные дос­то­ин­ст­ва. Со вре­ме­нем в цер­ков­ной прак­ти­ке вы­ра­бо­та­лись ли­ки (чи­ны) свя­то­сти — ка­те­го­рии свя­тых в за­ви­си­мо­сти от их при­жиз­нен­ных тру­дов: пра­от­цы, про­ро­ки, апо­сто­лы, рав­но­апо­столь­ные, ве­ли­ко­му­че­ни­ки, му­че­ни­ки, свя­щен­но­му­че­ни­ки, пре­по­доб­но­му­че­ни­ки, свя­ти­те­ли, бла­го­вер­ные (смотрите Бла­го­вер­ный князь), пре­по­доб­ные, пра­вед­ные, бес­среб­ре­ни­ки, бла­жен­ные, юро­ди­вые Хри­ста ра­ди.

Свя­тые пра­во­слав­ной Церк­ви раз­де­ля­ют­ся на об­ще­чти­мых и ме­ст­ноч­ти­мых. Сре­ди об­ще­чти­мых свя­тых вы­де­ля­ют свя­тых все­лен­ской Церк­ви и свя­тых, че­ст­вуе­мых лишь в од­ной или не­сколь­ких по­ме­ст­ных церк­вах. Сре­ди ме­ст­ноч­ти­мых свя­тых раз­ли­ча­ют­ся чти­мые в пре­де­лах епар­хии или в од­ном мо­на­сты­ре. Но ха­рак­тер по­чи­та­ния оди­на­ков и для ме­ст­ноч­ти­мых свя­тых, и для свя­тых все­лен­ской Церк­ви.

В русской Церк­ви в ис­то­рии канонизации вы­де­ля­ют 5 пе­рио­дов: от Кре­ще­ния Ру­си до середины XVI века; со­бо­ры 1547 и 1549 годов; от со­бо­ров XVI века до уч­ре­ж­де­ния Свя­тей­ше­го Си­но­да; си­но­даль­ный пе­ри­од; современный пе­ри­од. Пра­во канонизации ме­ст­нох­ра­мо­вых и ме­ст­но­епар­хи­аль­ных свя­тых при­над­ле­жа­ло пра­вя­ще­му ар­хие­рею с ве­до­ма ми­тро­по­ли­та (позд­нее — пат­ри­ар­ха) и мог­ло ог­ра­ни­чить­ся уст­ным бла­го­сло­ве­ни­ем на ме­ст­ное по­чи­та­ние. Пра­во канонизации об­ще­чти­мых свя­тых при­над­ле­жа­ло ми­тро­по­ли­ту (пат­ри­ар­ху) при уча­стии со­бо­ра русских ие­рар­хов. В мо­на­сты­ре по­чи­та­ние под­виж­ни­ка мог­ло на­чать­ся по ре­ше­нию со­ве­та мо­на­стыр­ских стар­цев, ко­то­рые позд­нее пред­став­ля­ли де­ло на ут­вер­жде­ние епи­ско­па. Епар­хи­аль­ная власть про­во­ди­ла ра­бо­ту по удо­сто­ве­ре­нию под­лин­но­сти чу­дес при гро­бе по­чив­ше­го, не­тлен­но­сти мо­щей, за­тем ус­та­нав­ли­ва­лось тор­же­ст­вен­ное бо­го­слу­же­ние в ме­ст­ном хра­ме, на­зна­чал­ся день празд­но­ва­ния свя­то­му, соз­да­ва­лась служ­ба, пи­са­лась ико­на, со­став­ля­лось жи­тие.

В пер­вый пе­ри­од канонизации ос­но­ва­ни­ем для про­слав­ле­ния под­виж­ни­ка яв­лял­ся пре­ж­де все­го дар чу­до­тво­ре­ний от его мо­щей. Бы­ли от­кры­ты и про­сла­ви­лись чудо­тво­ре­ния­ми мо­щи кня­зей стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба, ко­то­рые бы­ли пер­вы­ми ка­но­ни­зи­ро­ва­ны в русской Церк­ви, княгини Оль­ги, преподобного Фео­до­сия Пе­чер­ско­го и др. В це­лом за пе­ри­од от Кре­ще­ния Ру­си до середины XVI века бы­ло ус­та­нов­ле­но об­ще­цер­ков­ное или ме­ст­ное по­чи­та­ние 68 свя­тых. В ис­то­рии канонизации на Ру­си осо­бую эпо­ху со­ста­ви­ли со­зван­ные по ини­циа­ти­ве ца­ря Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча и митрополита Мо­с­ков­ско­го святого Ма­ка­рия со­бо­ры 1547 и 1549 годов. Пло­дом их дея­тель­но­сти яви­лась канонизация 39 свя­тых. Во 2-й половине XVI века и в те­че­ние XVII века в русские ме­ся­це­сло­вы бы­ло вне­се­но около 150 имён но­во­про­слав­лен­ных свя­тых для об­ще­цер­ков­но­го и ме­ст­но­го по­чи­та­ния. Поч­ти по­ло­ви­ну всех ка­но­ни­зи­ро­ван­ных в этот пе­ри­од со­став­ля­ют пре­по­доб­ные от­цы — ос­но­ва­те­ли мо­на­сты­рей и их по­сле­до­ва­те­ли.

Си­но­даль­ный пе­ри­од в русской Церк­ви ха­рак­те­ри­зу­ет­ся зна­чи­тель­но мень­шим ко­ли­че­ст­вом ак­тов канонизации: от уч­ре­ж­де­ния Си­но­да до вос­ста­нов­ле­ния пат­ри­ар­ше­ст­ва в 1917 году ка­но­ни­зи­ро­ва­но 10 об­ще­чти­мых и 15 ме­ст­но­чти­мых свя­тых. При этом б. ч. канонизаций при­хо­дит­ся на цар­ст­во­ва­ние императора Ни­ко­лая II.

По­ме­ст­ный со­бор Пра­во­слав­ной российской церк­ви, со­сто­яв­ший­ся в 1917-1918 годах, при­нял по­ста­нов­ле­ние о канонизации святителя Соф­ро­ния Ир­кут­ско­го и священномученика Ио­си­фа Ас­т­ра­хан­ско­го (1597-1672 годы). В по­сле­дую­щий пе­ри­од канонизация на­дол­го пре­кра­ща­ет­ся и во­зоб­нов­ля­ет­ся толь­ко в 1970 году. По­ми­мо тех свя­тых, ко­то­рые про­слав­ле­ны са­мой русской Цер­ко­вью, в её ме­ся­це­сло­вы во 2-й половине XX века бы­ли вне­се­ны име­на рус­ских по про­ис­хо­ж­де­нию угод­ни­ков Бо­жи­их, ко­то­рые бы­ли ка­но­ни­зи­ро­ва­ны др. по­ме­ст­ны­ми церк­ва­ми .

Но­вая эпо­ха в ис­то­рии канонизации в русской Церк­ви на­ча­лась с празд­но­ва­ния 1000-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си в 1988 году, ко­гда на По­ме­ст­ном со­бо­ре бы­ло про­слав­ле­но 9 свя­тых, сре­ди них осо­бо по­чи­тав­шая­ся пра­во­слав­ным на­ро­дом блаженная Ксе­ния Пе­тер­бург­ская, со­вер­шав­шая под­виг юрод­ст­ва в XVIII веке. Ар­хие­рей­ский со­бор 1989 года про­сла­вил пред­стоя­те­лей русской Церк­ви пат­ри­ар­хов Ио­ва и Ти­хо­на. По­ме­ст­ный со­бор 1990 года ка­но­ни­зи­ро­вал святого пра­вед­но­го Ио­ан­на Крон­штадт­ско­го.

В 1990-х годах са­мым ак­ту­аль­ным в сфе­ре канонизации стал во­прос о про­слав­ле­нии по­стра­дав­ших в XX веке в го­ды го­не­ний епи­ско­пов, кли­ри­ков и ми­рян. Ар­хие­рей­ски­ми со­бо­ра­ми 1992 и 1994 годов бы­ли про­слав­ле­ны 9 му­че­ни­ков; Ар­хие­рей­ский со­бор 1997 года ка­но­ни­зо­вал 3 свя­щен­но­му­че­ни­ков, ещё несколько му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков бы­ли про­слав­ле­ны как ме­ст­ноч­ти­мые свя­тые в отдельных епар­хи­ях. Юби­лей­ный Ар­хие­рей­ский со­бор, со­сто­яв­ший­ся в августе 2000 года, при­нял ре­ше­ние про­сла­вить для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния в ли­ке свя­тых но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских бо­лее 1200 под­виж­ни­ков ве­ры, вклю­чая тех, кто ра­нее был про­слав­лен для ме­ст­но­го по­чи­та­ния. В ча­ст­но­сти, как стра­сто­терп­цы со­бо­ром про­слав­ле­ны император Ни­ко­лай II и чле­ны цар­ской се­мьи. От­ны­не канонизации со­вер­ша­ют­ся ре­гу­ляр­но. Русской пра­во­слав­ной цер­ко­вью за гра­ни­цей канонизации про­во­ди­лись не­за­ви­си­мо от Мо­сков­ско­го пат­ри­ар­ха­та.

В 1989 году Си­нод об­ра­зо­вал Ко­мис­сию по ка­но­ни­за­ции свя­тых; со­труд­ни­чая с епи­ско­па­том, кли­ром и ми­ря­на­ми, она осу­ще­ст­в­ля­ет ко­ор­ди­ни­рую­щую роль в под­го­тов­ке про­слав­ле­ния под­виж­ни­ков ве­ры. Ко­мис­сия пред­став­ля­ет свои за­клю­че­ния пат­ри­ар­ху и Си­но­ду, Ар­хие­рей­ско­му или По­ме­ст­но­му со­бо­ру. Со­глас­но Ус­та­ву РПЦ, про­слав­ле­ние под­виж­ни­ка как ме­ст­ноч­ти­мо­го свя­то­го осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с бла­го­сло­ве­ния пат­ри­ар­ха, как об­ще­чти­мо­го свя­то­го — ре­ше­ни­ем Ар­хие­рей­ско­го или По­ме­ст­но­го со­бо­ра.

В ка­то­ли­че­ской Церк­ви канонизация — юри­дический акт, по­сред­ст­вом ко­то­ро­го Цер­ковь в ли­це па­пы Рим­ско­го тор­же­ст­вен­но про­воз­гла­ша­ет свя­тым умер­ше­го чле­на Церк­ви, из­вест­но­го сво­ей доб­ро­де­тель­ной жиз­нью или му­че­ни­че­ст­вом за Хри­ста. Канонизация яв­ля­ет­ся ос­но­ва­ни­ем для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния свя­то­го. Про­цесс канонизации вклю­ча­ет беа­ти­фи­ка­цию (при­чис­ле­ния под­виж­ни­ка к ли­ку бла­жен­ных) и соб­ст­вен­но канонизацию. Беа­ти­фи­ка­ция лишь доз­во­ля­ет по­чи­та­ние свя­то­го, при­чём в пре­де­лах кон­крет­но­го го­ро­да, дио­це­за, мо­на­ше­ской кон­гре­га­ции и т. д. По­сле канонизации в уз­ком смыс­ле по­чи­та­ние свя­то­го ста­но­вит­ся обя­за­тель­ным для всей Церк­ви. Ре­ше­ния па­пы о канонизации счи­та­ют­ся не­по­гре­ши­мы­ми.

В ран­нем Сред­не­ве­ко­вье канонизация со­стоя­ла в том, что с раз­ре­ше­ния епи­ско­па мо­щи свя­то­го тор­же­ст­вен­но по­ме­ща­лись в но­вую гроб­ни­цу и вы­став­ля­лись для по­кло­не­ния (elevatio corporis). При этом ус­та­нав­ли­ва­лось цер­ков­ное празд­но­ва­ние в честь свя­то­го, и в со­от­вет­ст­вую­щие дни его жи­тие чи­та­лось за бо­го­слу­же­ни­ем. Уси­ле­ние кон­тро­ля епи­ско­пов и ми­тро­по­ли­тов за по­чи­та­ни­ем свя­тых про­ис­хо­дит в эпо­ху Ка­ро­лин­гов. 23.03.789 года Карл I Ве­ли­кий по­ста­но­вил, что не до­пус­ка­ет­ся празд­но­вать па­мять «не­из­вест­ных» (incertae) свя­тых и лже­му­че­ни­ков. Франк­фурт­ский со­бор 794 года оп­ре­де­лил, что цер­ков­ное по­чи­та­ние долж­но ока­зы­вать­ся лишь тем ли­цам, ко­то­рые бы­ли из­вест­ны свои­ми стра­да­ния­ми за Хри­ста или бла­го­чес­ти­вой жиз­нью. Со­бор в Майн­це 813 года ре­шил, что пе­ре­не­се­ния мо­щей свя­тых мо­гут со­вер­шать­ся толь­ко по со­ве­ту ко­ро­ля или епи­ско­пов и с раз­ре­ше­ния ме­ст­но­го со­бо­ра.

Пер­вая фор­маль­ная канонизация бы­ла со­вер­ше­на па­пой Ио­ан­ном XV 31.01.993 года, ко­гда по ре­ше­нию Рим­ско­го со­бо­ра был объ­яв­лен свя­тым Уль­рих Аугс­бург­ский (890-973 годы). Од­на­ко в X-XI и да­же в XII веках епи­ско­пы со­хра­ня­ли пра­во са­мо­стоя­тель­но со­вер­шать канонизации в пре­де­лах сво­их епар­хий. В то же вре­мя в ре­зуль­та­те уси­ле­ния пап­ской вла­сти канонизация к началу XIII века ста­но­вит­ся ис­клю­чи­тель­ным пра­вом пап. Пап­ские ре­ше­ния о канонизации из­да­ют­ся в фор­ме пап­ских булл и офи­ци­аль­но ад­ре­су­ют­ся всей Церк­ви. Пер­во­на­чаль­но па­пы при­ни­ма­ли ре­ше­ния о канонизации по­сле об­су­ж­де­ния кан­ди­да­тур свя­тых на со­бо­ре; Ев­гений III (1145-1153 годы) и Алек­сандр III на­ча­ли рас­смат­ри­вать по­доб­ные де­ла при уча­стии кол­ле­гии кар­ди­на­лов. Ис­сле­до­ва­ния жиз­ни и чу­дес кан­ди­да­тов ста­ли про­во­дить­ся на мес­тах ко­мис­сия­ми, чле­ны ко­то­рых на­зна­ча­лись епар­хи­аль­ны­ми епи­ско­па­ми и ут­вер­жда­лись па­пой или на­зна­ча­лись по­след­ним. В по­сла­нии к ко­ро­лю Шве­ции Кну­ту I от 06.07.1170 года Алек­сандр III про­воз­гла­сил, что па­пы об­ла­да­ют пре­ро­га­ти­вой на канонизацию. Со­от­вет­ст­вую­щий фраг­мент из это­го по­сла­ния (Audi­vi­mus) был вклю­чён в дек­ре­та­лии па­пы Гри­го­рия IX, об­на­ро­до­ван­ные 05.09.1234 года. Ещё рань­ше, в 1215 году, 4-й Ла­те­ран­ский со­бор 62-м пра­ви­лом под­твер­дил ис­клю­чи­тель­ное пра­во пап на канонизацию (Conciliorum oecu­menicorum decreta / Ed. J. Alberigo. Bologna, 1973. P. 263–264).

С XIII века про­цесс канонизации на­чи­нал­ся, ко­гда в Ри­ме ста­но­ви­лось из­вест­но о на­родном по­чи­та­нии умер­ше­го под­виж­ни­ка. Па­па на­зна­чал ко­мис­сию для изу­че­ния его жиз­ни и чу­дес. Ко­мис­сия со­об­ща­ла свои вы­во­ды кол­ле­гии из 3 кар­ди­на­лов, ко­то­рая за­тем пред­став­ля­ла док­лад па­пе для при­ня­тия окон­чательного ре­ше­ния. Па­па Сикст V пе­ре­дал де­ла о канонизации в Кон­гре­га­цию об­ря­дов, соз­дан­ную со­глас­но пап­ской кон­сти­ту­ции «Immensa aeterni Dei» (22.01.1588 года). Па­па Ур­бан VIII (1623-1644 годы) ко­ди­фи­ци­ро­вал 12.03.1642 года нор­мы о канонизации: ввёл чёт­кое раз­ли­чие ме­ж­ду беа­ти­фи­ка­ци­ей и канонизацией в уз­ком смыс­ле и по­ста­но­вил, что де­ло о канонизации сле­ду­ет на­чи­нать не ра­нее чем че­рез 50 лет по­сле смер­ти под­виж­ни­ка. В сочинении «De servorum Dei beatifi­ca­tione et Beatorum canonisatione» («О беа­ти­фи­ка­ции слуг Бо­жи­их и ка­но­ни­за­ции бла­жен­ных», т. 1-4, 1734-1738 годы) бу­ду­ще­го па­пы Бе­не­дик­та XIV (1740-1758 годы) де­таль­но опи­са­ны про­це­ду­ры беа­ти­фи­ка­ции и соб­ст­вен­но канонизации. В 1913 году на­ча­лось ре­фор­ми­ро­ва­ние по­ряд­ка канонизации, свя­зан­ное с по­сте­пен­ным вы­де­ле­ни­ем из со­ста­ва Кон­гре­га­ции об­ря­дов спе­ци­аль­но­го ор­га­на по канонизации. В со­от­вет­ст­вии с апо­столь­ской кон­сти­ту­ци­ей «Sacra Rituum Con­gre­ga­tio» па­пы Пав­ла VI 08.05.1969 года бы­ла соз­да­на Кон­гре­га­ция по де­лам свя­тых. Па­па Ио­анн Па­вел II в апо­столь­ском по­сла­нии «Di­vinus perfectionis magister» (25.01.1983 года) из­ло­жил но­вые нор­мы в ор­га­ни­за­ции и дея­тель­но­сти этой Кон­гре­га­ции и в про­це­ду­ре рас­смот­ре­ния дел. Кон­гре­га­ция из­да­ла 07.02.1983 года пра­ви­ла про­ве­де­ния ис­сле­до­ва­ний по де­лам о канонизации (Normae ser­vandae in inquisitionibus). К этим ак­там от­сы­ла­ет ка­нон 1403 года Ко­дек­са ка­но­нического пра­ва 1983 года, со­глас­но ко­то­ро­му де­ла по канонизации рас­смат­ри­ва­ют­ся в со­от­вет­ст­вии с осо­бым за­ко­ном. Ра­нее нор­мы о канонизации вхо­ди­ли в Ко­декс 1917 года (can. 1199–2141).

Современный про­цесс канонизации име­ет 2 ста­дии: епар­хи­аль­ную и рим­скую (апо­столь­скую). Фак­тическим ос­но­ва­ни­ем для его на­ча­ла яв­ля­ет­ся сти­хий­но воз­ник­шая и ши­ро­ко рас­про­стра­нив­шая­ся из­вест­ность умер­ше­го в ка­че­ст­ве под­виж­ни­ка. Лю­бой ка­то­лик впра­ве воз­бу­дить де­ло о канонизации. Де­ло рас­смат­ри­ва­ет­ся епи­ско­пом той епар­хии, где умер под­виж­ник. Де­ла де­лят­ся на «со­вре­мен­ные» (ко­гда име­ют­ся сви­де­те­ли-оче­вид­цы под­ви­гов кан­ди­да­та; мо­гут быть на­ча­ты не ра­нее чем че­рез 5 лет по­сле его смер­ти) и «древ­ние», или «ис­то­ри­че­ские» (име­ют­ся толь­ко письменные ис­точ­ни­ки о жиз­ни кан­ди­да­та; мо­гут быть на­ча­ты в лю­бое вре­мя). По­сле рас­смот­ре­ния де­ла в специальном три­бу­на­ле под пред­се­да­тель­ст­вом епи­ско­па ма­те­риа­лы пе­ре­да­ют­ся в Кон­гре­га­цию по де­лам свя­тых, ко­то­рая пред­став­ля­ет свои вы­во­ды па­пе. В слу­чае со­гла­сия па­па из­да­ёт дек­рет о му­че­ни­че­ст­ве или о доб­ро­де­тель­но­сти кан­ди­да­та. Для му­че­ни­ков этот дек­рет рав­но­си­лен беа­ти­фи­ка­ции. Ус­ло­ви­ем беа­ти­фи­ка­ции не­му­че­ни­ка яв­ля­ет­ся свер­шив­шее­ся чу­до. Для канонизации беа­ти­фи­ци­ро­ван­но­го под­виж­ни­ка не­об­хо­ди­мо, что­бы по­сле беа­ти­фи­ка­ции про­изош­ло ещё од­но чу­до.

Ис­точники:

Lambertini P. De servorum Dei bea­tificatione et beatorum canonisatione… Bo­l­o­g­niae, 1734–1738. Vol. 1–4;

Divinus per­fec­tionis magister // Acta Apostolicae Sedis. 1983. Vol. 75. P. 349–355;

Канонизация в Древней Церкви

В древней Церкви канонизации как таковой не было. Церковная община или отдельное лицо обыкновенно получали благословение епископа на сохранение мощей святого и на ежегодное празднование его памяти. С развитием почитания святых подобное признание выражалось во внесении имени святого в диптихи и мартирологи; собирание актов мучеников, столь важное для жизни Церкви в IV-VI вв., видимо, не было непосредственно связано с вопросом о признании или непризнании их святости. В принципе, для верующих первых веков христианства и раннего средневековья святость была очевидностью, «сияющий белизной сонм избранных” (Григорий Турский) был явлен церкви как данность: проблема доказательства святости, чрезвычайно значимая для христианского сознания в новое время, для раннего периода была неактуальна. Правда, Африканская Церковь устанавливает в IV в. различие между признанными и не признанными святыми (inter vindicatos et non vindicatos), однако речь шла не столько о признании святости, сколько об установлении православия усопшего подвижника – это было существенно в силу того, что свои мученики были и у еретиков, и нужно было отличать подвижников, скончавшихся в православии, от тех, кто принял мученическую кончину, не отказавшись от ереси.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 13250-4-2012
Группа П85

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информационная технология

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТЫ

Часть 4

Канонизация

Information technology. Topic Maps. Part 4. Canonicalization

ОКС 35.240.30

Дата введения 2014-01-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием Государственный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт «ТЕСТ» (ФГУП ГосНИИ «ТЕСТ») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 22 «Информационные технологии»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 сентября 2012 г. N 420-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО/МЭК 13250-4:2009* «Информационная технология. Тематические карты. Часть 4. Канонизация» (ISO/IEC 13250-4:2009 «Information technology — Topic Maps -Part 4: Canonicalization», IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2018 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

1 Область применения

В настоящем стандарте определен формат СХТМ и специфицировано, как создают файлы СХТМ из тематических карт путем преобразования из модели данных тематических карт (ИСО/МЭК 13250-2) в модель XML Infoset .

2 Нормативные ссылки

3 Канонизация

3.1 Введение

Процесс канонизации получает два параметра: элемент тематической карты (т.е. экземпляр модели данных тематической карты, определенной в ИСО/МЭК 13250-2) и базовый локатор. Процесс создает канонизацию тематической карты, при этом все локаторы в тематической карте переписываются относительно заданного базового локатора. Базовый локатор предназначен для того, чтобы позволить изменить все ссылки на локальную файловую систему, делая тем самым экземпляр СХТМ переносимым между различными системами.
Канонизация осуществляется в три шага:

1. Из элемента тематической карты создают элемент информации документа, представляющего документ СХТМ, как описано в 3.3;

3. Элемент информации документа сериализуют в каноническое представление XML как описано в .

3.2 Соглашение об обозначениях

Свойства информационных элементов из указывают в виде ] в отличие от свойств по ИСО/МЭК 13250-2.

3.3 Информационный элемент документа СХТМ

3.4 Построение представления элемента тематической карты

Элемент тематической карты представлен информационным элементом со следующими свойствами:
1. ] (локальное имя) — строка «topicMap»;
2. ] (потомок) — список информационных элементов в следующем порядке:
1. представление свойства (идентификаторы элемента), при его наличии;
2. представление каждого тематического элемента в свойстве (темы) элемента тематической карты в каноническом порядке сортировки;
3. представление каждого элемента ассоциации в свойстве (ассоциации) элемента тематической карты в каноническом порядке сортировки;
3. ] (атрибуты) — представление свойства (материализация).

3.5 Построение представления тематического элемента

3.6 Построение представления элемента тематического имени

3.7 Построение представления элемента варианта

3.8 Построение представления элемента появления

3.9 Построение представления элемента ассоциации

3.10 Построение представления элемента ассоциативной роли

3.11 Построение представления свойства

Если свойство (материализация) информационного элемента равно нулю, то его представляют пустым множеством. В противном случае его представляют как множество, содержащее информационный элемент со следующими свойствами:
1. ] (локальное имя) — строка «reifier»;
2. ] (нормализованное значение) — позиция тематического элемента, т.е. значения свойства (материализация) в канонически отсортированном списке всех тематических элементов.

3.12 Построение представления свойства

3.13 Построение представления свойства

3.14 Построение представления свойства

3.15 Построение представления свойства

3.16 Построение представления свойства

3.17 Построение представления значений локатора

3.18 Нормализация значений локатора

1. Пусть значение является строковым значением базового локатора после удаления всех идентификаторов фрагментов, запросов и завершающих символов «/».

2. Если строковое значение локатора начинается с , то представлением локатора является подстрока, начинающаяся с символа, следующего непосредственно за строкой, соответствующей , без начальных символов «/».

3. Если строковое значение локатора не начинается c и может быть интерпретировано как IRI по крайней мере с одним сегментом пути, то из удаляют последний сегмент пути и завершающие символы «/» и повторяют с шага (2).

4. Если строковое значение локатора не изменилось на предыдущих шагах, то строковое значение локатора является представлением локатора.
Примечание — Описанный процесс может в результате привести к строковому значению, которое не является синтаксически допустимым или разрешимым IRI. Это допустимо, так как в настоящем стандарте не требуется от соответствующей реализации перенаправляться по данным адресам.
Результирующая строка должна быть нормализована в соответствии с нормализованной формой Unicode С.

3.19 Построение атрибута number

Атрибут number (номер) информационного элемента есть атрибут информационного элемента со следующими свойствами:
— ] (локальное имя) — строка «number»;
— ] (нормализованное значение) — информационный элемент в атрибуте (родитель) данного информационного элемента будет иметь свойство, которое есть множество, содержащее в качестве одного из своих элементов данный информационный элемент. Значение атрибута есть строковое кодирование позиции данного информационного элемента в канонически упорядоченном списке значений из этого множества.

3.20 Кодирование строковых свойств

Перед кодированием строкового свойства в виде последовательности символьных информационных элементов строка должна быть нормализована в соответствии с нормализованной формой С Unicode (Стандарт Unicode, приложение 15, Нормализация форм Unicode, ). Каждый символьный информационный элемент должен иметь следующие свойства:
1. ] (код символа) — код символа по ИСО 10646;
2. ] (пробел содержимого элемента) — False (ложь);
3. ] (родитель) — содержащий элемент или атрибут информационного элемента.

3.21 Кодирование значений позиции

При кодировании позиции элемента в списке закодированное значение есть индекс этого элемента в списке начиная с 1 для первого элемента.

3.22 Принимаемые по умолчанию значения свойств для информационных элементов

3.23 Принимаемые по умолчанию значения свойств атрибутов информационных элементов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *