Капитан 1

8 октября газета The New York Times со ссылкой на источники в западных службах безопасности сообщила о причастности «подразделения ГРУ 29155», возглавляемого генералом Андреем Аверьяновым, к «скоординированной кампании по дестабилизации Европы». Что известно о подразделении и его командире — в справке «Ъ”.

Издание отмечает, что подразделение работает около 10 лет и расположено на востоке Москвы. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», федеральное казенное учреждение «Войсковая часть 29155» зарегистрировано в 2009 году и расположено в Москве по адресу улица 11-я Парковая, дом 38а. ИНН № 7719737879, ОГРН № 1097746770395. Контактные телефоны: +7 (495) 4617314, +7 (499) 7289055, +7 (495) 4617414.

Согласно базе «СПАРК», в арбитражных процессах учреждение не фигурировало, в тендерах не участвовало, в отношении него нет исполнительных производств. Войсковая часть 29155 упоминается в приказе министра обороны РФ № 500 от 21 марта 2012 года, подписанном Анатолием Сердюковым. Приказ регулирует выплаты надбавок военнослужащим трех частей, в том числе 29155, «за особые достижения в службе».

По данным ряда сайтов, в войсковой части расположен центр подготовки специалистов ГРУ, известный с 1960-х годов. Командиром части с 2013 года указан Аверьянов Андрей Владимирович.

NYT сообщает, что генерал Андрей Аверьянов в 1988 году окончил Ташкентскую военную академию. Вуза с таким названием в Ташкенте в советское время не было. В городе располагалось Ташкентское высшее общевойсковое командное училище.

По данным издания, Андрей Аверьянов получил медаль Героя России в январе 2015 года. Указ о присвоении звания не публиковался, однако известно, что в некоторых случаях оно присваивается секретными указами.

По данным NYT, Андрей Аверьянов «скорее всего» участвовал в чеченской кампании. Сведений об этом, в частности, в базе данных СМИ Integrum найти не удалось, как и другой информации о командире воинской части. В ряде публикаций за 2018 год фигурируют сообщения о некоем Андрее Аверьянове, предположительно выдававшем себя за отставного генерала ФСБ в мошеннических целях в Москве.

Александр Александрович Опарин (1943—2008) — российский театральный художник, сценограф, Заслуженный художник РФ (1999), главный художник Московского драматического театра им. К. С. Станиславского (1986—2008).В 1966 г. окончил Московское художественное училище памяти 1905 года, в 1972 г. — Художественный институт (Академию) имени В. И. Сурикова, факультет театра и кино, по специальности театрально-декорационная живопись. С 1965 г. начал работать в театрах страны как художник-постановщик. С 1975 г. — член Союза художников СССР. В 1978—1979 гг. — преподавал в ГИТИСе на кафедре изобразительного искусства. В 1981—1983 гг. — главный художник Московского областного драматического театра им. А. Н. Островского. С 1986 по 2008 гг. — главный художник Московского драматического театра им. К. Станиславского. Всего А. Опарин оформил более 250 спектаклей в театрах России и других стран. Участник многих московских, всесоюзных, международных выставок (Пражская квадриеннале 1975 и 1979 г., «Советское декорационное искусство» (Болгария, 1980), «Сценография СССР» (Варшава, 1980), «Советские художники театра» (Венгрия, 1980), Международная триеннале сценографии в Нови-Саде (Югославия, 1981), «Советская сценография» (Париж, 1982) и др.). В 1982 г. как художник работал над телефильмом «Ассоль». (Реж. Б. Степанцев. Производство ТО «Экран»).

База подлодок Северного флота РФ в городе Гаджиево Лев Федосеев / ТАСС / Scanpix / LETA

Вечером 1 июля на глубоководном аппарате Северного флота недалеко от Североморска случился пожар. В результате погибли 14 моряков-подводников. Информация об этом появилась лишь сутки спустя; Минобороны до сих пор не раскрывает сведений о погибших — хотя известно, что семеро из них носили звание капитана 1-го ранга (причем среди них два Героя России), еще трое — капитаны 2-го ранга. На аппарате находился как минимум один гражданский специалист — «представитель промышленности», ему удалось спастись. По-прежнему неясен тип аппарата, на котором произошел пожар, — хотя СМИ со ссылкой на источники утверждают, что речь может идти об атомной глубоководной станции, которую неофициально называют «Лошарик». «Медуза» попросила нескольких военных экспертов рассказать, какие задачи аппарат мог выполнять в Баренцевом море, что могло стать причиной аварии и как на одной подлодке могли оказаться семь капитанов 1-го ранга.

Михаил Ходаренок

бывший сотрудник Генштаба ВС РФ, сейчас — военный обозреватель «Газеты.ру»

Произошла трагедия. Погибли семь капитанов 1-го ранга, три капитана 2-го ранга, два капитана 3-го ранга, подполковник и капитан-лейтенант. Выжило четыре человека, среди них могут быть гражданские. Конечно, у кого-то может возникнуть вопрос — откуда на такой подлодке взяться гражданским людям, но на самом деле необычного тут нет. На ней могли находиться экипаж из 14 человек и исследовательская группа в составе до пяти человек. Вполне возможно, что в числе исследовательской группы находились гражданские. Они тоже получили ожоги в результате пожара на подводном аппарате.

Вообще, пожар на аппарате, который находится под водой, — самое страшное, что может быть. Как утверждают мои источники в Минобороны, начался он от короткого замыкания, потом произошло возгорание паров водорода аккумуляторной батареи, и случилась беда. В целом реакторы подлодок и глубоководных аппаратов не слишком защищены. Техника есть техника. Случайность подстерегает везде, все предусмотреть невозможно.

Военные утверждают, что аппарат не атомный. Это похоже на правду, потому что у него очень маленькая скорость хода — шесть узлов (11 км/ч), маленькая автономность (до трех суток). Он был укомплектован многолучевым эхолотом и профилографом. Они нужны, чтобы сканировать морское дно и изучать состав донных отложений. По идее, ничем, кроме этого, экипаж и не мог там заниматься. Сами военные, с которыми мне удалось поговорить, называют его научно-исследовательским глубоководным аппаратом. Никаких боевых задач он не решал. Морское дно плохо изучено, поэтому деятельность этого аппарата была очень важна для жизнедеятельности военно-морского флота. Поэтому такие корабли и есть в составе Северного морского флота.

Почему там был такой представительный состав — неизвестно, мы упираемся в гостайну. Хотя мне и не кажется, состав экипажа слишком высокопоставленный. В некоторых структурах, например, самое младшее звание — полковник.

Списков погибших министерство обороны пока не дает. Есть неподтвержденные сведения, что 13 членов экипажа будут представлены к ордену Мужества и еще один, сыгравший наибольшую роль в спасении корабля, — к званию Героя Российской Федерации.

Павел Фельгенгауэр

военный обозреватель «Новой газеты»

Баренцево море очень мелкое. Для «Лошарика» там реальных задач нет. Там, где он опускался, глубина где-то 200–300 метров. А он заточен на километровые глубины. Значит, это была проверка каких-то систем, после того как они вышли из Североморска, где много ремонтных предприятий для подводных лодок. Это могло быть испытание, какие-то пусковые работы, нового оборудования. Когда идут такие работы помимо штатного экипажа бывает много дополнительного народа. Никаких других миссий в Баренцевом море для корабля нет.

Вообще пожары на подводных лодках — довольно частая вещь. Даже строят специальные дорогущие наземные тренажеры — учить людей бороться с пожаром на подводной лодке. Так что это известная опасность. Там морская вода есть, которая проводит электричество, множество кабелей, могут быть короткие замыкания. Если куда-то просачивается соленая вода — все замыкает на хрен. Но что конкретно произошло тут, я, конечно, не знаю. Наверное, какая-то комиссия будет выяснять, что случилось.

Александр Гольц

военный обозреватель

Речь идет о совершенно секретной воинской части, которая формируется исходя не из общих соображений, существующих в Российской армии. Потому что капитан 1-го ранга — это должность старшего офицера. Обычно люди в такой должности командуют или атомной подводной лодкой, или большим атомным крейсером и так далее. Все это указывает на необычный этой воинской части.

Поскольку они действовали в территориальных водах Российской Федерации — что они что-то испытывали или сдавали нормативы. Вариаций огромное количество. Они точно не занимались боевой работой, противодействуя кому-то. Потому что никому в территориальных водах РФ противодействовать нельзя. То, что , говорит о том, что те манипуляции, которые они делают, доступны только людям, которые имеют гигантский опыт подводной службы.

Это красиво называется научной деятельностью. Но на самом деле глубоководные погружения, конечно, не являются чистой наукой. Это сбор информации, — грубо говоря, они собирают все, что лежит на дне морском. Прежде всего, обломки, получившиеся в результате испытаний оружия, — вот за чем охотятся все разведки мира. Кроме того, на большой глубине — это известно — противостоящие друг другу в военном отношении страны оставляют сенсоры, всевозможные мониторы, которые должны указать путь следования подводных лодок потенциального противника. Глубоко на дне лежат кабели связи. Если к ним присоединиться, можно многое открыть. В случае военных действий уничтожение этих кабелей убивает возможность потенциального противника для коммуникации.

Скорее всего, назовут имена, а больше мы ничего не узнаем. Понятное дело, что какое-то время старшие начальники думали, как доложить это командованию сначала Северного флота, а потом в Москву. Потом московские начальники долго думали, как это преподать. История, даже если никто не виноват, неприятна сама по себе. А если иметь в виду нашу информационную бюрократию, понятно, что они быстро реагировать не могут.

Записали Кристина Сафонова и Ирина Кравцова

  • Напишите нам

Данный сайт построен на передовых, современных технологиях и не поддерживает Internet Explorer 7-ой и 8-й версии.

Настоятельно Вам рекомендуем выбрать и установить любой из современных браузеров. Это бесплатно и займет всего несколько минут.

Internet Explorer Google Chrome Mozilla Firefox Opera Browser

Почему нужно поменять устаревший браузер на другой?

Ваш браузер не обеспечивает всех возможностей, которые могут предоставить современные браузеры, а скорость его работы в несколько раз ниже! Он не способен корректно отображать большинство сайтов.

Если по каким-либо причинам Вы не имеете доступа к возможности установки программ, то рекомендуем воспользоваться «portable» версиями браузеров. Они не требуют инсталляции на компьютер и работают с любого диска или вашей флешки: Mozilla Firefox или Google Chrome.

Безопасность

Использование устаревшего браузера потенциально опасно, так как именно через него доступ в Ваш компьютер имеют вирусы и мошенники.

Только факты

IE6 был выпущен в 2001 году! Позже были созданы версии 7 и 8, актуальной версией браузера на данный момент является 11-я.

Microsoft

Разработчик Internet Explorer 6, 7, 8, 9 прекратила их поддержку и рекомендует устанавливать новые версии своего браузера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *