Картина Христос

Распятие на кресте — древний вид казни

Распятие на кресте — вид казни, который был весьма распространен во многих странах мира. Так казнили в Японии, Китае, Вавилонии, Греции, Палестине, Карфагене. Однако особо часто к ней прибегали в Древнем Риме. И что интересно, она была довольно распространенным наказанием в Римской империи задолго до рождества Христова.



«Причина, по которой людей распинали, часто состояла в том, что, кроме умерщвления, хотелось еще и публично унизить врага на устрашение другим. Сохранились описания того, как палач оставлял распятых в таком положении на пару часов или до заката солнца, а затем убивал их мечом»,- писал в своих трудах профессор истории Таймон Скрич.

Иисус — вселенская любовь

Однако для многих из нас распятие ассоциируется лишь с одним историческим событием – казнью Иисуса Христа, который по доброй воле взял на себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мученической смертью.



В те далекие времена всех инакомыслящих преследовали и карали беспощадно. Но Иисус и его ученики, невзирая на смертельную опасность, несли веру в народ, завоевывали сердце за сердцем, страну за страной и вовсе не оружием — а любовью. Это спустя столетия, когда христианская религия станет иметь под собой государственную основу, начнется насильственное крещение, наступят страшные времена крестоносцев и инквизиции.


А до того Сын Божий, любящий всех людей, весь род человеческий, взойдет на Голгофу и будет распят, во имя спасения наших душ. Поэтому в каждом из нас есть искра Божия и все мы ходим с нею в сердце, и верующие, и неверующие. И все жаждем любви и добра.
Да, мы знаем, «что Христос умер на кресте, но мы знаем и то, что потом он воскрес, и то, что страдал он добровольно, чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно».

Образ Спасителя в православии и католицизме

В католицизме и православии существуют не только различия в форме креста (первый — четырехконечный, второй — восьмиконечный), но и в самом образе Иисуса Христа на нем. Так, до 9 столетия в иконографии Спаситель изображался на распятии не только живым, но и торжествующим. А начиная с 10 века, в Западной Европе начали появляться изображения мертвого Иисуса.



На православной интерпретации распятия облик Христа так и остался торжествующим. На кресте он «не умирает, а свободно простирает руки, ладони его открыты, будто хочет обнять все человечество, даря ему свою любовь и открывая путь к вечной жизни.»


В католическом же распятии изображение Христа намного реалистичней. На нем изображают Иисуса мертвым, а иногда и с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах. В иконографии проявляются все страдания истязаемого человека и муки, которые пришлось испытать Сыну Божьему. На его лице следы невыносимой боли, руки провисли под тяжестью тела, которое очень правдоподобно изогнуто.


На католическом кресте Христос мертв, в нем нет торжества победы над смертью, того торжества, что видим в православной иконографии.

Крест Спасителя — что означает надпись на нем



Крест сопровождает христианина всю его жизнь, он его видит и в храмах и носит на груди как защиту. Поэтому каждому интересно будет узнать о значении аббревиатуры на титле распятия.
Надпись на орудии казни Спасителя — «I.Н.Ц.I.», она же — «I.N.R.I», а в некоторых восточных церквях -«I.N.B.I.» расшифровывается как «Иисус Назорянин Царь Иудейский». Первоначально эта фраза была написана на табличке на еврейском, греческом, римском языках и прикреплена к кресту, на котором принял мученическую смерть Христос. Согласно закону того времени такие надписи полагались каждому осужденному на смерть, чтобы все могли узнать о вине которую ему инкриминировали.


Как известно со Священного писания, Понтий Пилат не нашелся, как по другому описать вину Христа, поэтому на табличке появились слова «Иисус Назорянин Царь Иудейский»
Со временем эту надпись в иконографии заменили аббревиатурой. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI, а в православии – IHЦI (либо ІНВІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»).


Существует также иная православная надпись — «Царь мира», в славянских странах — «Царь славы». Кроме того, в православной Византии сохранились гвозди, которыми Сын Божий был прибит к кресту. Согласно жизнеописанию Иисуса точно известно, что их четыре, а не три как принято изображать на католическом распятии. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями — каждая по отдельности. А изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось на Западе во второй половине 13 столетия.
Распятие имеет еще несколько аббревиатур: над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» — Победитель.

Распятие в немецкой живописи

Многие живописцы, обращаясь к этой теме, привнесли в историю искусства множество различных интерпретаций этой казни. Слово «crux» в переводе с латинского «крест» изначально имело более широкий смысл, и могло обозначать любой столб, на котором вешали приговоренных к смерти. К примеру, на многих полотнах видим распятие Спасителя на Т-образном кресте.




Распятие Христа во фламандской живописи








Распятие в испанской живописи

Как видим на распятиях лучших мастеров испанской живописи нет никакого фона, никаких многофигурных композиций – только фигура самого Иисуса.








«Распятие» некоторых итальянских художников.




Распятие на полотнах и мозаиках русских художников













Казнь и смерть Христа была сопровождена грозными явлениями природы: землетрясением, громом и молнией, померкнувшим солнцем и багровой луной, что и видим в работах некоторых живописцев.


Возвращаясь к истории страшной казни на кресте, хотелось бы заметить, что Римский император Константин, приняв христианство, в 4 веке нашей эры ввел указ на запрет казни через распятие. Однако спустя 1000 лет она вернулась на другом конце Земли — так казнили христиан в Японии. В 1597 году в Нагасаки были распяты 26 христиан, и далее, на протяжении следующего столетия еще сотни людей были казнены в такой ужасающий способ.

На православных иконах изображение Спасителя, встающего из гроба, вокруг которого лежат спящие воины, появилось поздно. Традиционно Воскресение Христово передают либо композиция «Сошествие Христа во ад», либо «Мироносицы и ангел у Гроба».
Воскресение Христово. Мозаика храма монастыря преподобного Луки в Фокиде (Осиос Лукас). XI век.
Схождение во ад. Мозаика кафедрального собора Венеции — базилики Святого Марка. Венеция. 11 век. Христос попирает аллегорическую фигуру Ада – этот мотив часто встречается в иконографии
Воскресение Христово. Фрагмент эпистилия темплона с изображениями праздников из монастыря св. Екатерины на Синае. XII век.
Воскресение Христово. Изображение Суздальских златых врат. XII век.
Явление Христа женам мироносицам и Воскресение. Фрагмент диптиха из слоновой кости. Константинополь. X век.
Воскресение Христово. Миниатюра рукописи из афонского монастыря Ивирон. XIII век.
Ангелы на Гробе Господнем, Явление Христа Марии Магдалине. Фреска Джотто в Ассизи. Ок. 1320 г.
Воскресение Христово. Фреска Мануила Панселина в соборе Протата на Афоне. Конец XIII века.
Явление Ангела Женам-Мироносицам. Фреска монастыря Ватопед на Афоне. Начало XIV века.
Воскресение Христово. Фреска монастыря Ватопед на Афоне. Начало XIV века.
Воскресение Христово. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский.
Явление Ангела Женам-Мироносицам после Воскресения Христова. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский.
Явление Христа Женам-Мироносицам (Богоматери и Марии Магдалине) после Воскресения. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский.
Уверение Фомы. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский.
Воскресение Христово и Сошествие во ад ( в двух разных сценах) со сценами Шествия праведных в Рай, Чудесного улова рыбы апостолами и Благоразумного разбойника в Лоне Авраамовом. Русская икона второй половины XIX века.
Явление Христа Марии Магдалине. Картина А. Иванова. 1835 г.
Воскресение Христово. Палехская икона рубежа XIX-XX веков.
Воскресение Христово. Мозаика храма Спаса на Крови (Санкт-Петербург). Рубеж XIX-XX веков.

Версия для печати

Тэги: Пасха Иконы Церковное искусство

Сошествие во ад

Сошествие во ад.
Эскиз образа иконостаса храма Воскресения Христова в Петербурге (Спас на Крови).
М. В. Нестеров. 1895 г.
Б. на к., темпера, тушь, бронза, соус, графитный карандаш. 40,4х51,2
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Сошествие во ад.
Оригинал для мозаики иконостаса храма Воскресения Христова.
М. В. Нестеров. 1897 г. Холст, масло. 146,5х93.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля
Сошествие во ад.
По оригиналу М. В. Нестерова
Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург
Источник: блог Мозаика и не только

Сошествие во ад.
В. М. Васнецов. 1896–1904 гг. Акварель.
Эскиз мозаики для Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сошествие во ад.
В. М. Васнецов. 1896–1904 гг. Холст, масло.
Запрестольный образ в правом приделе Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном.
Картина демонстрировалась в 2010 г. на выставке в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

Сошествие во ад.
Николай Андреевич Кошелев. 1900 г. 200х350.
Страстной цикл росписи церкви святого Александра Невского,
Александровское подворье Императорского Православного Палестинского Общества, Иерусалим
Источник: Википедия

Воскресение Христа

Воскресение Христово.
А. Л. Шустов. 1810 г.
Казанский собор, Санкт-Петербург

***

Воскресение Христа.
К. А. Штейбен. 1843–1854 гг. Холст, масло.
Живописная работа в нише пилона Исаакиевского собора

***

Христос воскресший.
К. П. Брюллов. 1840-е гг. Холст, масло. 177х89.
Эскиз для храма Христа Спасителя в Москве.
Замысел не осуществлен.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

***

Иисус Христос.
В.Е Маковский. 1893 г. Холст, масло, 79×45.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Иисус Христос.
В.Е Маковский. 1894 г.

***

Воскресение. Эскиз
А. А. Иванов

***

Воскресение Христа.
Алексей Егоров. 1823–24 гг. Голубая бумага, бистр, перо,графит.28,1х43,8.
Набросок для церкви штаба прусского короля в Кракове
Воскресение Христово.
Егоров А.Е. Иллюстрация для журнала «Нива»

***

Воскресение Христово.
Клавдий Васильевич Лебедев. 1901 г.
Церковно-археологический кабинет МДА

***

Воскресение Христово.
Билибин И. Я. Эскиз фрески для храма Успeния Богородицы в Ольшанах

***

Воскресение Иисуса Христа.
Валериан Степанович Крюков (1838-1916)

***

Воскресение.
М. А. Врубель. 1887 г. Бумага, акварель, графит, карандаш. 22,5х35,5.
Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве.
Киевский музей русского искусства
Воскресение. Триптих.
Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве.
М. А. Врубель. 1887 г.

***

Воскресение.
Эскиз росписи алтарной стены северного придела на хорах Владимирского собора
М. В. Нестеров. 1890 г. Бумага на картоне, гуашь, золото. 40,9х34
Государственная Третьяковская галерея
Воскресение.
М. В. Нестеров. 1890 г.

Воскресение Господне.
Эскиз запрестольного образа левого придела Владимирского собора в Киеве
М. В. Нестеров. Нач. 1890-х. Холст, масло. 88,5х110,5
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Воскресение.
Нестеров Михаил Васильевич. 1890 г. Бумага на картоне, гуашь, золото. 40 x 34.
Эскиз росписи алтарной стены северного придела на хорах Владимирского собора
Государственная Третьяковская галерея
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=14961
Воскресение.
Нестеров Михаил Васильевич. 1891 г.
Роспись алтарной стены северного придела на хорах Владимирского собора
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15219

Воскресение.
Оригинал для мозаики южного киота храма Воскресения Христова
М. В. Нестеров. 1894 г. Холст, масло. 142х79
Государственный музей истории религии
Воскресение.
Мозаика южного киота храма Воскресения Христова.
М. В. Нестеров
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15088

Воскресение Христа.
По оригиналу М. В. Нестерова
Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург

Главная утверждающая тема – надежда и спасение – нашла отражение в мозаике М. В. Нестерова Воскресение Христа на северном фасаде храма. На золотом фоне проема гробницы возвышается воздушная фигура Спасителя в белой погребальной плащанице, с тонким красным крестом в левой руке. Несмотря на смиренное выражение лица Господа весь Он – воплощение торжества жизни над смертью. Справа – бесплотная фигура ангела с развернутыми крыльями. Неяркий, сдержанный колорит, некоторая внешняя вялость помешали созданию яркого монументального образа Иисуса Христа. Источник: блог Мозаика и не только

Воскресение Христово.
Нестеров Михаил Васильевич. 1895 г. Эскиз мозаики северного фасада храма Воскресения Христова
Бумага на картоне, графитный карандаш, акварель, гуашь, бронза. 37 x 63 см
Государственный Русский музей
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15209

***

Воскресение Христово.
П. И. Бромирский. 1918 г.

Великое Воскресение.
Василий Кандинский. 1911 г. Темпера, глазурь, серебро на стекле, 24×24.
Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе

Импрессия VI (Воскресенье)
Василий Кандинский. 1911 г. Холст, масло,107×95.
Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе

ВЕРОНЕЗЕ

и мастерская

Около 1580 года

холст, масло

97 x 140 см

Инв.: 1607

Холст полотняного плетения, дублирован. На лицевой стороне справа красной краской номер по Каталогу Эрмитажа 1797 года: 403.

На обороте холста трафаретом номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 2485.

Изложение собственно этого сюжета в Священном Писании отсутствует. В тексте Евангелия говорится лишь, что на третий день после Распятия погребенный Христос восстал из мертвых (Мф. 28: 5-7; Мк. 16: 6; Лк. 24: 6-7). Веронезе запечатлел иконографический вариант сюжета, который появился в итальянском искусстве в XVI веке и соответствовал предписаниям Тридентского собора: фигура Христа изображена летящей, а по сторонам от гроба — спящие воины, поставленные охранять его.

Парная картина Апостолы в Гос. Эрмитаже (инв. ГЭ 152).

В собрании Уолпола композиция из ГМИИ считалась работой Паоло Веронезе, эта атрибуция сохранялась в период ее пребывания в Императорских собраниях. Картина не вошла в эрмитажные каталоги, поскольку она вначале была в Зимнем дворце, на половине Марии Павловны, а затем ее передали в Гатчину. В статье о картинах Гатчинского дворца Липгарт (1915) отмечал высокий уровень исполнения работы («…фигура Христа не особенно удачна, но лик Спасителя исполнен большой красоты и совершеннейшего благородства»). Под именем Веронезе поступила в ГМИИ; в инвентаре музея имеется указание на то, что картина одно время значилась произведением неизвестного веронского мастера. Кальяри (Caliari 1888) упоминал ее среди работ самого Паоло Веронезе. Впоследствии Адольфо Вентури (Venturi 1929) также признавал авторство Веронезе, а Бернсон (Berenson 1957, 1958) полагал, что она была написана при участии мастерской художника. Фомичева (Fomiciova 1974) и за ней Пиньятти (Pignatti 1976), Паллуккини (Pallucchini 1984), Пиньятти и Педрокко (Pignatti, Pedrocco 1991; 1995) публиковали как произведение самого Веронезе. Однако, отмечая тонкость живописи в изображении фигуры Христа, Пиньятти и Педрокко не исключали возможности участия помощников мастера в выполнении второстепенных фигур.

Что касается принадлежащей Эрмитажу парной композиции Апостолы, то она в прошлом также считалась работой самого Веронезе, а затем — его школы. В каталоге 1958 года она отнесена к школе мастера и названа «нижней частью композиции Вознесение Марии» (при этом картина из ГМИИ как парная не упоминается). Фомичева определила как произведение ученика Веронезе — Бенфатто дель Фризо (Фомичева 1992, с. 93, № 58).

Возвращаясь к картине из ГМИИ, следует отметить, что известно несколько композиций на тему Воскресение Христа; в их числе полотна в церкви Сан Франческо делла Винья в Венеции, в Дрезденской картинной галерее (инв. 235), в Галерее Палатина (Палаццо Питти) во Флоренции (инв. 264), причем все три имеют вертикальный формат. Некоторые мотивы в них перекликаются с картиной из ГМИИ. Так, в дрезденском полотне видна фигура солдата в шлеме, также изображенная слева, но в несколько ином повороте. Эти работы приходятся на поздний период творчества Веронезе, 1570-е годы и, по мнению большинства ученых, исполнены при участии его мастерской. Общие черты, характерные для произведений этой группы, встречаются и в полотне вертикального формата из Эрмитажа (инв. 2545), где фигура Христа изображена в той же позе, что и на московском полотне, но уровень исполнения уступает ему. В прошлом эрмитажная картина приписывалась Веронезе, однако еще Липгарт (1915) называл ее «школьным произведением»; в настоящее время эта работа отнесена ученику мастера, Бенфатто дель Фризо (Фомичева 1992, с. 90-91 № 56). Паллуккини (Pallucchini 1984, р. 179, № 139) публиковал ее как работу Веронезе, написанную между 1572 и 1576 годами.

С вышеназванными произведениями картину из ГМИИ сближает целый ряд мотивов. Это относится к изображенной в полете фигуре Христа, а кроме того, показанным в сложных ракурсах фигурам воинов.

Картина из собрания ГМИИ является поздней работой, написанной Веронезе при участии мастерской. Паллуккини (Pallucchini 1984) датировал 1580-1583, а Пиньятти и Педрокко (Pignatti 1976; Pignatti, Pedrocco 1991; 1995) датируют около 1580 года.

Происхождение: 1736 собр. Роберта Уолпола в Лондоне (Гросвенор-стрит), затем перевезена в его поместье Хоутон-Холл; 1779 приобр. для Эрмитажа; одно время находилась в Зимнем дворце (в апартаментах Марии Павловны); во второй половине XIX века передана в Гатчинский дворец; 1920 возвращена в Эрмитаж; с 1928 в ГМИИ.

Вошли на Голгофу.
В. Д. Поленов

***

На Голгофе.
К. К. Штейбен. 1841 г. Холст, масло 193 х 168 (верх — полуовал)
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Распятие.
К. А. Штейбен. 1843 г. Холст, масло.
Одна из живописных работ в нише пилона Исаакиевского собора,
посвященных событиям Страстной недели

***

Голгофа.
А. Е. Егоров. 1810 г.

***

Распятие.
В. Л. Боровиковский. 1824 г. Холст, масло.
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени

***

Распятие.
Карл Брюллов. 1835 г. Бумага, итальянский карандаш.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Распятие
К. Брюллов. 1838 г. Холст, масло, 510х315.
Государственный Русский музей

***

Распятие.
Григорий Григорьевич Гагарин. Акварель (?)

***

Распятие Христа.
В. В. Беляев.
Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург
Источник: блог Мозаика и не только

***

Голгофа (Распятие).
И. Е. Репин. Эскиз. 1869 г.

***

Распятие.
Е. С. Сорокин. 1873 г. Холст, масло.
Частное собрание

***

Распятие Иисуса Христа.
В. А. Голынский. Холст, масло.
Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник

***

Голгофа. Эскиз
И. Е. Репин. 1896 г. Холст, масло. 48х102.
Киевский музей русского искусства
Голгофа. Фрагмент
И. Е. Репин. 1896 г.

***

Голгофа.
Н. Н. Ге. 1892 г.
Голгофа.
Н. Н. Ге. 1893 г. Холст, масло. 222,4х191,8
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Голгофа» – одна из последних работ художника. Ге продолжает традицию неканонического осмысления евангельских сюжетов. Крест не изображен, на него лишь указывает рука легионера. Склон Голгофы едва намечен. Доминируют свободная, эскизная манера живописи, динамичный, не по форме ложащийся мазок, экспрессивные, диссонирующие сочетания цвета. Выразительность – главная цель живописца. Не случайно историки искусства видят в позднем творчестве Ге предтечу экспрессионизма. «Картина – не слово, – говорил Ге. – Она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет – нет картины». ГТГ

Распятие.
Н. Н. Ге. 1894 г.
Картина утрачена

Распятие» Ге переписывал десять лет. 19 раз. Очень долго он даже не мог найти строчку в Евангелии, которая могла бы стать мыслью картины. Сначала Господь был в одиночестве, разбойников не было. Потом оба стали поносить Христа. Но вот однажды в деревне по соседству с Плисками брат убил брата. «Я побежал туда, – рассказывал Николай Николаевич. – Убийца был в избе. Стоял в углу. Почему-то совершенно голый, вытянувшись, он топтался на месте и ноги держал как-то странно – пятками врозь. При этом он всхлипывал и твердил одно и тоже слово: «водицы, водицы…» В этом безобразном человеке просыпалась совесть. Он мне запомнился и пригодился для моего Разбойника». Тогда того, что продолжал ругаться, Николай Николаевич срезал. Вместе с полоской холста. Чтобы не мешал. Смысл его многолетнего труда стал гениально прост – прозрение и покаяние: «Я заставлю их рыдать, а не умиляться».
Начал работу в 1884 году. Павел Третьяков, увидев «Распятие», не стал покупать картину: она показалась ему нехудожественной. «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!» – говорит князь Мышкин Рогожину, глядя на копию с работы Ганса Гольбейна младшего. «Это в полном виде труп человека, вынесшего бесконечные муки», – произносит другой персонаж «Идиота», Ипполит. Все это и вспоминается перед картиной Ге.
«Ге, как и многие из российской интеллигенции, в сущности, не был верующим христианином. Все здание христианских догматов о Воскресении (…) воспринималось им головой, а не сердцем», – пишет доктор искусствоведения Глеб Поспелов.
«Я сам плачу, смотря на картину», – слова художника. Плакать хочется – от безысходности. Поскольку Воскресение, если смотреть на эту картину – не кажется возможным. На картине – торжество смерти.
У художника были мысли уничтожить работу, но он не успел: 17 января он закончил вариант «Распятия» (утерян), а 1 июня этого же года Николая Николаевича Ге не стало. Благовест-инфо

Распятие. Эскиз.
Н. Н. Ге.
Распятие.
Николай Ге. бумага, уголь.
Эскиз.
Собрание Кристофа Болльманна, Женева
Распятый Христос.
Николай Ге. 1894 г. Бумага, карандаш. 21,6х17
Эскиз к утраченной картине.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Распятие.
Николай Ге. Бумага, уголь. Эскиз.
Собрание Кристофа Болльманна, Женева
Голова Христа.
Н. Н. Ге. Эскиз к картине «Распятие».
Киевский музей русского искусства
Христос и разбойник.
Н. Н. Ге. 1893 г. Эскиз для утраченной картины.
Киевский музей русского искусства
Распятие.
Н. Н. Ге. 1892 г.
Музей д’Орсэ, Париж

***

Распятие Иисуса Христа.
Котарбинский Вильгельм Александрович (1849-1922). Фреска
Владимирский собор, Киев

***

Распятие.
Василий Петрович Верещагин. 1875–1880 гг.
Храм Христа Спасителя, Москва

«Моление о чаше», «Се человек», «Несение Креста», «Распятие», «Снятие со креста», «Положение во гроб» — все эти шесть подлинных полотен, выполненные художником В. П. Верещагиным для храма Христа Спасителя в Москве, чудом уцелели и ныне вновь заняли свое место в алтаре, став святыней возрожденного храма.

***

Распятый Иисус Христос.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве
В. М. Васнецов. 1885–1896 гг. Холст, масло. 134х249.
Государственная Третьяковская галерея

Распятие.
В. М. Васнецов. 1896–1904.
Эскиз мозаики для Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Распятие.
В. М. Васнецов. 1896–1904 гг.

Распятие.
Виктор Михайлович Васнецов. 1899 г. Холст, масло, 272х272.

Распятие Христа
В. М. Васнецов. 1902 г.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

***

***

Распятие.
М. В. Нестеров
Голгофа.
Михаил Нестеров. 1899 г. Холст, масло. 214х187 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Композиция была повторена в 1903–1904 в росписи храма Александра Невского в Абастумане
Распятие.
Нестеров Михаил Васильевич. 1908 г. Медь, масло. 144х108.
Пермская государственная художественная галерея
Страстная Седмица.
Нестеров Михаил Васильевич. 1933 г. Холст, масло. 95х111
Церковно-археологический кабинет Духовной академии Троице-Сергиевой лавры, Сергиев Посад
http://nesterov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=89&w_id=891315

***

Голова Христа.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1921 г. Бумага, тушь, 38х30.

***

***

Распятие.
Марк Шагал. Центральный витраж «Распятие». Фрагмент.
Fraumunster, Цюрих
Белое Распятие.
Марк Шагал. 1938. Холст, масло.
Институт искусств, Чикаго

«Нельзя без боли и слез смотреть на Христа, которого Шагал поместил в центре картины погромов. Фигура распятого, изображенная на фоне цвета слоновой кости, простирается над подвергающимся разрушениям миром. У его ног горит семисвечный светильник. В небе горестно причитают евреи. Безысходная нищета. Горят синагоги, дома, бегут, спасаясь, люди. Только сострадание Иисуса смягчает и приглушает боль. Скорбная еврейская серьезность смыкается здесь с простодушной серьезностью французского примитива». Раиса Мартинен «Шагал, или Чарующая буря», 1948

Желтое Распятие.
Марк Шагал. 1942 г. Этюд. Холст, масло, 140х101.
Частное собрание

***

Распятый Христос.
В.В. Кандинский. 1911 г. Картон, масло, 36×25.
Частная коллекция
Продана 23 июня 2010 года на аукционе Christie’s в Лондоне за 1 млн. фунтов

***

Прободение ребра Иисуса воином.
Николай Андреевич Кошелев. 1900 г. 200х350.
Страстной цикл росписи церкви святого Александра Невского,
Александровское подворье Императорского Православного Палестинского Общества, Иерусалим
Источник: Википедия

***

Стерегли.
В. Д. Поленов

***

Жены, издали смотрящие на Голгофу.
М. П. Боткин. 1867 г.

***

Богоматерь, ученики Христа и женщины, следующие за Ним, смотрят издали на распятие.
Иванов Александр Андреевич. 1850-е. Бумага коричневая, акварель, белила. 26,3?40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим. Евангелие от Марка

***

Предал дух.
В. Д. Поленов

***

Ночь на Голгофе.
В. П. Верещагин. 1869 г. Холст, масло. 66,5х100.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Распятие.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *