Кирилл в православии

Свт. Афанасий Александрийский

Афанасий Александрийский (ок. 297 — 373), архиепископ, великий отец Церкви, святитель

Память 18 января вместе со свт. Кириллом Александрийским и 2 мая

Родился около 297 года в городе Александрии в семье благочестивых христиан. Он получил хорошее светское образование, но еще более глубокие познания приобрел прилежным изучением Священного Писания. С отроческих лет будущий великий святитель Афанасий стал известен Александрийскому Патриарху, святому Александру при следующих обстоятельствах. Однажды группа детей, среди которых находился и отрок Афанасий, играла на берегу моря. Дети-христиане решили крестить своих сверстников-язычников. Отрок Афанасий, которого дети избрали «епископом», совершал крещение, в точности повторяя слова, слышанные им в церкви при этом таинстве. Все это наблюдал из окна Патриарх Александр. Потом он велел привести к себе детей и их родителей, долго беседовал с ними и, удостоверившись, что крещение, совершенное детьми в игре, было во всем согласно с церковным уставом, признал крещение действительным и дополнил его миропомазанием. С этого времени Патриарх наблюдал за духовным воспитанием юного Афанасия и со временем присоединил его к клиру, сначала чтецом, а затем посвятил в сан диакона. В этом сане святой Афанасий сопровождал Патриарха Александра в 325 году на I Вселенский Собор в Никее. На Соборе святой Афанасий выступал с опровержением ереси Ария. Эта речь была одобрена православными отцами Собора, а ариане — явные и скрытые — возненавидели Афанасия и на протяжении всей его жизни подвергали гонениям.

9 июня 328 г., после смерти святого патриарха Александра, святой Афанасий был единодушно избран его преемником на Александрийскую кафедру. Он долго отказывался, считая себя недостойным, но по настоянию всего православного населения должен был согласиться, и в возрасте 28 лет был рукоположен в сан епископа и поставлен во главе Александрийской Церкви.

Его бескомпромиссная православная позиция сильно раздражала ариан, которые не брезговали никакими средствами, чтобы свалить святителя. Так, в 334 году по приказу императора был созван Кесарийский собор, который рассматривал обвинение святого Афанасия Великого в убийстве некоего мелетианского епископа Арсения и использовании им его правой руки в магии и колдовстве. В качестве доказательства на Соборе даже была представлена отсеченная рука! Несмотря на призыв самого императора предстать перед лицом собравшихся в Кесарии епископов, святой Афанасий на Собор не явился. Однако объявленный убитым, а в действительности скрывавшийся в Фиваиде епископ Арсений был вскоре найден святым Афанасием. После предоставления императору Константину необходимых доказательств обвинение было снято .

Свт. Афанасий Александрийский. Мозаика

По бездоказательным наветам ариан, святитель Афанасий был низложен в 335 году Тирским Собором.

Осенью 335 года свт. Афанасий прибыл в Константинополь и просил императора Константина Великого собрать в столице всех епископов Тирского Собора, чтобы в его присутствии снять с себя обвинения, выдвинутые против него этим Собором. Император согласился, однако в 336 году на Собор в Константинополе собрались главные антиникейцы, они запугивали епископов недружественным настроением императора, и многие епископы разъехались по епархиям. Против свт. Афанасия было выдвинуто новое, крайне опасное обвинение: будто он угрожал помешать поставкам хлеба из Египта в Константинополь. Император Константин сослал свт. Афанасия в Августу Треверов (ныне Трир). При этом император запретил избирать нового епископа на Александрийскую кафедру .

По смерти императора Константина в 337 году, Афанасий возвратился из ссылки осенью 338 года, но его энергичная борьба против ариан возбудила их вражду, против него был созван Собор в Антиохии. Весной 340 г. императорский наместник с помощью вооруженной силы поставил и архиепископом александрийским арианина Григория. Афанасий бежал в Рим к архиепископу Иулию I, по старанию которого он был признан на Римском соборе 341 г. и на соборе в Сардике в 343 г. невинным, а учение его объявлено согласным с догматами церкви. Император византийский Констант также благоволил к Афанасию, и выхлопотал ему у брата своего Констанция разрешение вернуться в Александрию по смерти Григория, в октябре 346 г. Когда же Констанций, сделавшись единодержавным монархом, доставил победу арианам в 355 г., то Афанасий должен был вновь отказаться от духовной власти. На его место был назначен Георгий из Каппадокии, а когда солдаты ворвались 9 февраля 356 г. ночью в церковь св. Фомы, где Афанасий совершал по случаю праздника всенощное бдение, то он вынужден был бежать в Египетскую пустыню; но и отсюда имел большое влияние на паству своим личным авторитетом и сочинениями. По вступлении на престол Юлиана Отступника, Георгий был убит во время народного восстания, и Афанасий мог вернуться в Александрию в феврале 362 г., но его ревностная деятельность, клонившаяся к умиротворению церкви, возбудила неудовольствие императора, так что 25 октября 362 г. ему пришлось в четвертый раз отправиться в изгнание, на этот раз в Фиваидскую пустыню. После падения Юлиана Афанасий возвратился в Александрию в феврале 364 г., но в царствование императора Валента был вынужден еще раз оставить город с октября 365 г. по февраль 366 г.; с тех пор его более не беспокоили до самой его кончины.

Скончался 2 мая 373 г., в возрасте 76 лет.

Из 45 лет своего епископства, Афанасий провел в изгнании около 20 лет. Об его характере еще при его жизни судили различно. Ненавидимый своими противниками до самой смерти, а приверженцами почитаемый за святого, Афанасий неустрашимо боролся при самых разнообразных обстоятельствах жизни и словом и делом за одну великую идею, от признания которой, по его убеждению, зависело существование Церкви. За страшную суровость, в которой упрекали его враги, они, в свою очередь, жестоко отплачивали ему всякий раз, когда им представлялась к тому возможность. Как архипастырь он соответствовал строгому идеалу своего времени, умел, несмотря на свою мало внушающую наружность, господствовать над умами и оставил свое учение в наследие всей церкви. В его многочисленных сочинениях догматического и полемического характера вместе с пламенной ревностью к православию высказывается выдающийся созерцательный ум, которым он далеко превосходил своих противников; горячность глубокого личного убеждения соединяется в них с ясностью, осмотрительностью и точностью изложения.

Свтт. Афанасий и Кирилл Александрийские. Миниатюра из Минология Василия II, ок. 979-989 (Ватиканская библиотека)

Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский, жил в четвертом — пятом веке. Он происходил из знатной христианской семьи и получил блестящее образование. В юности Кирилл поступил в скит святого Макария, где пробыл шесть лет. Патриарх Александрийский Феофил рукоположил его в священники и поручил произносить проповеди. По смерти Феофила Кирилл единодушно был избран на кафедру и возглавил борьбу с распространившейся в Александрии ересью Новациана. Тот учил, что христиане, отрекшиеся от веры во время гонений на Церковь, не могут быть вновь приняты ею. Еще более трудной стала борьба с несторианской ересью. Несторий возглавлял Константинопольскую церковь и распространял свое учение, отрицающее Божественную природу Христа. Архиепископ Кирилл неоднократно писал Несторию, направил послания всему священству Константинопольской Церкви и императору Феодосию Младшему. Предупреждал он об опасности такого толкования и других патриархов. В Эфесе был созван очередной Вселенский собор, на котором учение Нестория было осуждено. Архиепископ Александрийский Кирилл оставил нам немало догматических сочинений. К его заслугам можно также отнести прославление святителя Иоанна Златоуста.

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Сто́лп бы́л еси́ правосла́вия,/ Боже́ственными догма́ты подтвержда́я Це́рковь,/ священнонача́льниче Афана́сие:/ Отцу́ бо Сы́на Единосу́щна пропове́дав,/ посрами́л еси́ А́рия./ О́тче преподо́бне,/ Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Тропарь свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских, глас 3

Де́лы возсия́вше правосла́вия,/ все́ погаси́вши злосла́вие,/ победи́телие, победоно́сцы бы́сте,/ благоче́стием вся́ обогати́вше,/ Це́рковь вельми́ украси́вше,/ досто́йно обрето́сте Христа́ Бо́га,// да́рующаго на́м ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 2 , Правосла́вия насади́в уче́ния,/ злосла́вия те́рния изсе́кл еси́,/ умно́жив се́мя ве́ры одожде́нием Ду́ха, преподо́бне,// те́мже тя́ пое́м, Афана́сие.

Кондак свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских, глас 4

Священнонача́льницы велича́йшии благоче́стия/ и до́блии побо́рницы Це́ркве Христо́вы,/ вся́ соблюди́те, пою́щия:/ спаси́, Ще́дре,// ве́рою чту́щия Тя́.

Творения

Сохранились многочисленные творения святителя Афанасия: четыре «Слова», направленные против ереси ариан, а также письмо к Епиктету, епископу Коринфской Церкви, о Божественной и человеческой природе в Иисусе Христе, 4 письма к епископу Серапиону Тмуитскому о Божественности Святого Духа и равенстве Его с Отцом и Сыном — против ереси Македония. Сохранились также и другие сочинения апологетического характера в защиту Православия, в том числе письмо к императору Констанцию.

Его «История ариан для монахов» написана в строго православном духе и служит неоценимым памятником для изучения борьбы религиозных партий того времени. Меньшее значение имеют его сочинения в области экзегетики и морали. Лучшее издание их принадлежит Монфокону (3 тома, Париж, 1698 г.). Дополнением к ним служит второй том «Bibliotheca patrum» Монфокона (Пар., 1706). Тило поместил в первом томе своей «Bibliotheca patrum graecorum dogmatica» (Лейпц., 1853) только главные догматические сочинения Афанасия. Важное значение для летосчисления имеют сохранившияся на сирийском языке: «Описания праздников», составленные Афанасием.

Известны комментарии святителя Афанасия к Священному Писанию, книги нравоучительного характера и подробное жизнеописание преподобного Антония Великого, с которым святитель Афанасий был очень близок. Святитель Иоанн Златоуст советовал читать каждому православному христианину это житие.

На русском языке издано:

Использованные материалы

  • Святитель Афанасий, архиепископ Александрийский // Сайт Издательства Московской Патриархии
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Дмитрий Гоцкалюк. Поместные Соборы Иерусалимской Церкви —

«Константинопольские соборы» // Православная энциклопедия, т. 37, с. 299-343 —

31 января (18 января по старому стилю) православная церковь отмечает память святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских.

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, родился около 297 года в Александрии в христианской семье. С детства он полюбил церковное богослужение и даже устраивал со сверстниками игру в священников и сам, подобно епископу, с точностью совершал церковную службу. Когда к нему и его друзьям присоединялись дети из языческих семей, Афанасий рассказывал им о Христе, а затем, если они были согласны, совершал на берегу моря обряд крещения.

Когда святому Афанасию исполнился 21 год, святитель Александр рукоположил его в сан диакона Александрийской церкви. После смерти Александра Афанасий был избран его преемником – первосвятителем Александрийской церкви, а в 326 году был рукоположен в сан епископа Александрийского. На новом посту он продолжал ожесточенно бороться с ересью, за что впал в немилость императора и был отправлен в изгнание в Трир. После смерти императора Константина святитель возвратился из ссылки. Афанасий управлял Александрийской церковью до своей кончины в 373 году.

Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский, происходил из знатной семьи, в которой почиталось христианство. Сам Кирилл, помимо изучения Священного Писания, занимался многими светскими науками, в том числе и философией.

После смерти патриарха Феофила Кирилл был единодушно избран на патриарший престол Александрийской церкви. Он сразу принялся изгонять ересь. Умер Кирилл в 444 году. Он управлял Александрийской церковью 32 года.

Этот день на Руси называли «Афанасий», «Афанасий и Кирилл», «Афанасий-ломонос», «ломонос».

В это время в старину ожидали прихода суровых афанасьевских морозов, которые иногда даже считали лютыми. Следующие сильные морозы ожидались на Тимофея – 4 февраля. В это время крестьяне, которые ездили с обозами в крупные города, часто обмораживали лица, руки, ноги, отсюда пошла и присказка: «на Афанасья береги нос».

Однако древние утешали себя тем, что гораздо страшнее такая суровая погода для ведьм. По преданию, в эту пору ведьмы летают на шабаш и там теряют память от излишнего веселья. Также в этот день знахари, которые могли появиться около дома ночью, чтобы никто не знал об их появлении, заговаривали печные трубы в каждом доме: забивали клинья под князек, особенным образом сыпали золу. Считалось, что ведьмы собирались на шабаши всегда южнее, по направлению к Лысой горе, а возвращались с запада. Поэтому знахари особенно усердно проводили обряды именно у западной ограды села.

Были и погодные приметы. Например, считалось, что если вороны летают и вьются стаями, то это к морозу. Если в полдень на Афанасия светит солнце, то весна будет ранняя, а если вьюга да метель, то весны следует ждать не скоро. Если закат чистый, то есть без облаков, то морозы продолжатся еще несколько дней.

Для других людей с таким же именем, см Папу Кирилла Александрийского (значения) .

Святитель Кирилл Александрийский

Санкт Кирилла Александрийского Патриарха, исповедника, и доктор католической церкви

Столп веры; Епископ, исповедник, и доктор Церкви

Родившийся

с. 376
Didouseya, римский Египет
(современный Эль-Махалла — эль-Кубра )

умер

444 ( в возрасте 67-68)
Александрия

почитается

Римско — католическая церковь
Восточная православная церковь
Востока Православие
восточных католических церквей
англиканство
лютеранство

праздник

18 января и 9 июня ( Восточная Православная Церковь )
27 июня ( Коптская Церковь , Римско — католическая церковь , лютеранство )
9 февраля ( Западная Rite православная церковь , бывшая Римская католическая церковь, 1882-1969)

Атрибуты

Корыстные как Бишоп с фелонь и омофор , и как правило , с покрытой головой в виде египетского монашества (иногда головной убор имеет polystavrion рисунок), он обычно изображается держит Евангелие , или свиток , с его правой рукой , поднятой в благословение.

протекция

Александрия

полемика

Христология
мариология
линчевание Ипатий
разделения церкви и государства

Часть серии на

Восточная православная церковь

Мозаика Христа Пантократора , Святой Софии

обзор

Поместные юрисдикции

  • Частично признал автокефалию:
  • пасхальный цикл
  • 12 Великие праздники
  • Другие праздники:
  • Четыре периода поста:

Часть серии на

Восточные Православие

Восточные православные церкви

Структурные подразделения

  • Автономные церкви, сгруппированных по традиции:
  • Коптский: Французский
  • Армении: Киликия , Константинополь , Иерусалим
  • Сирийский: Маланкар Jacobite
  • Независимые церкви, сгруппированных по традиции:
  • Коптский: Британская , Эфиопская Коптский
  • Tewahedo: Эфиопская Коптский
  • Маланкар: Malabar Независимая сирийский
    • «Реформа» Malaknkara: Mar Thoma сирийская , Сент — Томас Евангелическо

История и богословие

  • Вселенские Соборы:
  • Исторические темы и события:

Восточный портал Православие

Кирилл Александрийский ( греч : Κύριλλος Ἀλεξανδρείας ; коптский : Ⲡⲁⲡⲁ Ⲕⲩⲣⲓⲗⲗⲟⲩ ⲁ̅ также ⲡⲓⲁⲅⲓⲟⲥ Ⲕⲓⲣⲓⲗⲗⲟⲥ . С 376 — 444) был Патриарх Александрийский от 412 до 444. Он был возведен на престол , когда город был на пике своего влияния и власти в Римская империя . Кирилл подробно писал и был ведущим героем в христологических спорах в конце-4 и 5 вв. Он был центральной фигурой в Совете Ефесе в 431, что привело к отложению Нестория как Константинопольского патриарха .

Кирилл считается одним из отцов Церкви и Учителей Церкви , и его репутация в христианском мире привела к его титулам Столпа вер и печати всех отцов , но Феодосий II , то римский император , осудил его за себя подобно «гордый фараон», и несториане епископов на Эфесском объявил его еретиком, маркируя его как «монстра, рожденного и образованной для уничтожения церкви.»

Кирилл хорошо известен из — за его спора с Нестория и его сторонника патриарха Иоанна Антиохийского , которого Кирилл исключен из Совета Ефесе опоздание. Он также известен за его изгнание новациана и евреев из Александрии и для разжигания напряженности , которая привела к убийству эллинистического философа Гипатии по христианской черни. Историки расходятся в меру своей ответственности в этом.

Римско — католическая церковь не память святого Кирилла в Tridentine Календарь : он присоединил свой праздник только в 1882 году, назначив ему дату 9 февраля. Эта дата используется Западной Rite Православной Церкви . Однако пересмотр календаря Католичка 1969 переместил его до 27 июня, считается день смерти святого, так как отмечается в коптской православной церкви . Же дата была выбрана для календаря Лютеранской. Восточный ортодокс и византийские католические церкви отмечают свой праздник день 9 июня , а также, вместе с Папой Афанасием I Александрии , 18 января.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *