Княгиня Ольга

Про древнерусскую княгиню Ольгу снято множество фильмов, написаны десятки романов — и не зря. Жизнь этой мудрой, волевой женщины действительно напоминает закрученный сюжет хорошего сериала. Мы собрали самые яркие моменты из её биографии, которыми вы легко заинтересуете ребёнка. Будет чем удивить учителей в школе!

Сказ о том, как княгиня Ольга всей стране уроки задала

В отличие от мужа и сына, которые пропадали на поле боя и стремились только расширить границы княжества, мудрая Ольга активно занималась внутренней политикой и делами русского государства.

Княгиня Ольга, жена князя Игоря Рюриковича, мать князя Святослава

Установила единый княжеский закон

Варяги призвали на Русь Рюрика, потом правил тот самый вещий Олег, о котором писал Пушкин, а потом подрос и вступил в права сын Рюрика, князь Игорь, муж Ольги. То есть на тот момент Русь была ещё очень молодым, неустоявшимся государством. Власть держалась на могуществе армии и мечах дружинников. Не было единых границ, религии, законов. Ольга составила Устав, в котором регламентировала отношения власти с подданными, и вошла в историю как одна из создательниц русской государственности.

Определила единую налоговую ставку

Князь Игорь погиб в 945 году как раз из-за того, что захотел повторно собрать дань с покорённого племени древлян, а те возмутились. Ольга была достаточно умна, чтобы не повторять его ошибок. Она ввела систему «уроков» и «уставов» — теперь налоги имели чётко фиксированный размер и собирались в строго установленные сроки. Такое положение сохраняется до сегодняшнего дня. Реформы княгини Ольги заложили основы Налогового кодекса России.

Картина Николая Рериха «Собирают дань»

Ввела административное деление

Раньше князья Древней Руси с дружиной сами объезжали подконтрольные племена и собирали дань, часто с применением силы. Это было неудобно. Ольга установила на отдалённых от Киева территориях «погосты» — административные центры, куда племена сами свозили дань. Теперь князь с дружиной приезжал сюда только «погостить».

Благодаря такой системе стали налаживаться дороги. Со временем погосты стали центрами торговли и ремёсел, а после принятия христианства Ольга начала возводить там храмы. Интересно, что во многом такое административное деление сохранилось до сих пор.

Назначила ответственных лиц на местах

Контролировать соблюдение законов и сбор налогов в одиночку сложно. Поэтому при погостах Ольга назначала тиунов — княжеских подчинённых, которые следили за сбором и отправкой дани в столицу. Постепенно обязанностей у тиунов стало больше: от лица князя они управляли целыми городами и сёлами. Если провести аналогию с нашим временем, то тиуны не исчезли, просто теперь мы называем их мэрами и губернаторами.

Правление княгини Ольги

Она была первой женщиной, ставшей правительницей одного из самых больших, по тем временам, государств — Киевской Руси. Месть этой женщины была страшна, а правление сурово. Воспринималась княгиня неоднозначно. Кто-то считал ее мудрой, кто-то жестокой и хитрой, а кто-то настоящей святой.

Интерпретация современного художника портрета княгини Ольги. (wikimedia.org)

Еще будучи совсем молодой девушкой, Ольга стала женой великого князя киевского Игоря. Согласно преданиям, их первая встреча была довольно необычной. В один из дней молодой князь, пожелавший переправиться через реку, с берега подозвал к себе плывущего в лодке человека. Разглядел он своего сопровождающего уже только после того, как они отплыли. На удивление князя, перед ним сидела девушка, к тому же невероятной красоты. Поддавшись чувствам, Игорь стал склонять ее к прелюбодеянию. В ответ девушка напомнила князю о чести и что он должен быть достойным примером для всех. Пристыженный словами юной девы Игорь оставил свои намерения. Отметив разум и целомудрие девушки, он расстался с ней, храня в памяти ее слова и образ. Когда же пришло время выбирать невесту, ни одна из киевских красавиц не пришлась ему по сердцу. Вспомнив незнакомку, Игорь послал за ней своего опекуна Олега. Так Ольга стала женой Игоря и русской княгиней.

Первая встреча князя Игоря с Ольгой. В. К. Сазонов. Источник: wikipedia.org

Княгиня Ольга мстит за мужа

Однако известна княгиня стала только после трагической смерти своего мужа. Вскоре после рождения сына Святослава князь Игорь был казнен. Он стал первым правителем в истории Руси, который погиб от рук народа, возмущенного неоднократным взиманием дани. Наследнику престола было на тот момент всего три года, поэтому фактически вся власть перешла в руки Ольге. Официально она правила Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, фактически же и позже, так как ее сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

Первое, что она сделала после смерти мужа, — безжалостно отомстила древлянам, виновным в смерти Игоря. Делая вид, что она согласна на новый брак с князем древлян, Ольга расправилась с их старейшинами, а потом подчинила и весь народ. В своей мести княгиня была неистова: древлян хоронили заживо, сжигали.

Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря. Эскиз В. И. Сурикова, 1915. Источник: wikipedia.org

Древняя Русь: реформы Ольги

Свои основные силы княгиня Ольга направила на внутреннюю политику. Она провела несколько реформ, в том числе административно-налоговую: установила центры торговли и обмена, в которых упорядоченно происходили сборы податей. Финансовая система стала крепкой опорой княжеской власти в дальних от Киева землях.

Выросла оборонная мощь Руси. Вокруг городов вырастали крепкие стены, на западе были установлены первые государственные границы.

Княгиня укрепила международные связи с Византией, а отношения с Грецией открыли Ольге новый взгляд на христианскую веру. В 954 году княгиня с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Константинополь, где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным.

Княгиня Ольга и христианство

До принятия православия Ольга два года изучала основы христианской веры. Посещая богослужения, она поражалась величию храмов и святынь. Княгиня, получившая при крещении имя Елена, стала первой женщиной, официально принявшей христианство в языческой Руси. По возвращении она велела строить по погостам храмы. В период своего правления княгиня воздвигла храмы святителя Николая и святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. По ее указу был построен Псков, где был воздвигнут храм Троицы. По преданию, место будущего храма ей было указано сходящими с неба лучами.

Княгиня попыталась приобщить к христианству и своего сына. Несмотря на то, что многие дворяне уже приняли новую веру, Святослав остался верен язычеству. Крещение княгини Ольги не привело к установлению христианства на Руси. Но ее внук, будущий князь Владимир, продолжил миссию своей обожаемой бабушки. Именно он стал крестителем Руси и основал церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, куда и перенес мощи святых и Ольги. При его правлении княгиня стала почитаться как святая. А уже в 1547 году была официально причислена к лику святых. Стоит отметить, что такой чести удостоились только пять женщин в христианской истории — Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина. Сегодня Святая княгиня Ольга почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Церковное почитание

Считается, что Ольга начала почитаться как святая среди киевских христиан уже в княжение своего старшего внука Ярополка (972—978) княгиня Ольга. Об этом свидетельствует перенесение её мощей при Владимире в первую на Руси каменную Десятинную церковь и описание связанных с ней чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля

Однако официальная канонизация (общецерковное прославление) Ольги произошла позднее, но до середины XIII века. Её имя рано становится крестильным, в частности, у чехов, что свидетельствует о трансграничном почитании.

В 1547 году Ольга была причислена к лику святой равноапостольной, став одной из шести святых равноапостольных женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).

Цитаты об Ольге

Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи.

Незавершённая статья о правителе России
Эта статья о главе Российского государства находится в процессе написания. Она требует значительной доработки и/или может иметь крупные недостатки в оформлении и содержании. Вы можете помочь проекту и дописать её.

«Княгиня Ольга (Крещение)». Картина художника Сергея Кириллова, 1993 г.

Ольга Мудрая (также известна как Ольга Святая или просто княгиня Ольга) — первая достоверно известная по имени русская княгиня, первая женщина и первая христианка среди русских правителей (крестилась в 955 или 957 году, в крещении Елена). Жена князя Игоря Рюриковича до его смерти в 945 году и правительница-регент во время детства и юности своего сына Святослава Игоревича — правила за него как минимум до 959 года, когда о ней как о «королеве Ругов» сообщает западноевропейская хроника Продолжателя Регинона (в 957 году о ней как об «архонтиссе Руси» сообщает византийский император Константин Багрянородный в сочинении «О церемониях»).

Ольга уступила власть повзрослевшему Святославу либо около 962 г., когда язычник Святослав изгнал из Киева вызванную матерью из Священной Римской Империи миссию епископа Адальберта, либо самое позднее в 964 г., когда Святослав, согласно летописи, провёл свой первый военный поход. Однако и далее, по всей видимости, Ольга продолжала играть важную роль в управлении Киевом, так как её сын почти постоянно пребывал в военных походах.

В плане военной силы Ольга опиралась на воеводу Свенельда, игравшего одну из важнейших ролей в русской политике уже при князе Игоре Рюриковиче и сохранившего своё положение при Святославе Игоревиче и Ярополке Святославиче.

Сказ о том, как княгиня Ольга о душе русской заботилась

  • Повысила престиж Древней Руси

Ольга стремилась подружиться с влиятельными соседями и перенять у них то, что могло пригодиться молодому Древнерусскому государству. И ей это удалось! В правление княгини Ольги Киевская Русь заметно расширила международные связи и наладила отношения с Византией, Болгарией, Польшей, Чехией и другими странами.

  • Положила начало каменному градостроению

Строили в те времена из дерева — красиво, но ненадёжно: любой пожар мог уничтожить целый город. Поэтому княгиня решила начать строить из камня. Среди первых каменных зданий Киева — городской дворец Ольги и её загородный терем.

  • Приняла христианство, что в скором времени привело к крещению Руси

Согласно легенде, крещения Ольга добилась хитростью. Княгиня была с официальным визитом в Константинополе, столице могущественной и богатой в те времена Византии. Красивая вдова приглянулась императору, который решил взять её в жёны. Умная Ольга отметила, что она язычница, а христианину негоже брать «варварку» замуж. Тогда царь лично провёл обряд крещения княгини Ольги, которая приняла имя Елена. Когда император попробовал во второй раз добиться расположения княгини, та ответила, что она теперь его крёстная дочь, и брак всё так же невозможен. Царь оценил разумность княгини, щедро наградил её и отпустил восвояси.

Сын Ольги принять христианство отказался (боялся, что дружина засмеёт), а миссию Ольги продолжил её внук, киевский князь Владимир Красное Солнышко. Да с каким размахом! Благодаря ему в православие была обращена вся Русь.

Крещение Руси состоялось в 988 году

3 интересных факта, которые стоит знать о княгине Ольге

  1. Ольга была простой девушкой из народа, а с мужем, киевским князем Игорем, познакомилась, когда перевозила его на лодке через реку.
  2. После гибели мужа осталась с 3-летним сыном на руках, но не растерялась. Княгиня Ольга отомстила врагам любимого супруга — жестоко и смело! Чтобы не идти замуж за древлянского князя Мала, Ольга закопала первую партию послов в яму, вторую заживо изжарила в бане, а потом перебила древлян на пиру и сожгла их город, запустив туда голубей с привязанными к ним горящими тряпками.
  3. Княгиня Ольга умерла в 969 году и была похоронена по христианскому обряду, а в середине 16 века её причислили к лику святой равноапостольной. Помимо Ольги такой чести в истории удостоились всего пять женщин — за проповедование Нового Завета и обращение народов в христианскую веру.

Месть Ольги древлянам. Рисунки из летописи 15 века

Где найти ещё больше увлекательных историй? В нашем детском онлайн-курсе «Великие цивилизации». Обещаем — никакой зубрёжки имён и дат, скучных лекций и мешанины фактов, которые нереально запомнить даже взрослому (а что говорить о ребёнке!).

Наш курс как вкусный натуральный сок: мы тщательно отобрали все самые-самые факты и истории о 10 великих цивилизациях, убрали всю воду и лишние подробности. Как результат — интересный материал, который легко изучать детям 6–13 лет, десятки интерактивных заданий и итоговый тест, чтобы проверить свои знания.

Учить историю вместе с детьми и радоваться их успехам с Умназией проще простого!

ВТОРОЙ ПРИЕМ ОЛЬГИ РУССКОЙ

Девятого сентября, в среду состоялся прием, во всем сходный с вышеописанными, по случаю прибытия Русской княгини Ольги. Княгиня вошла со своими родственницами княгинями и избраннейшими прислужницами, причем она шла впереди всех других женщин, а они в порядке следовали одна за другою; она остановилась на том месте, где логофет обычно предлагал вопросы… Когда царь по обычному чину вошел в дворец, состоялся второй прием следующим образом. В триклине Юстиниана было поставлено возвышение, покрытое багряными шелковыми тканями, а на нем поставлен большой трон царя Феофила и сбоку царское золотое кресло. Два серебряных органа двух частей (= димов) были поставлены внизу за двумя завесами, духовые инструменты были поставлены вне завес. Княгиня, приглашенная из Августея, прошла чрез апсиду, ипподром и внутренние переходы того же Августея и, вошедши, села в Скилах. Государыня воссела на вышеупомянутый трон, а невестка ее на кресло. Вошел весь кувуклий и препозитом и остиариями были введены ранги… Когда царь воссел с Августою и своими багрянородными детьми, княгиня была приглашена из триклина кенургия и, сев по приглашению царя, высказала ему то, что желала.

В тот же день состоялся званый обед в том же триклине Юстиниана. Государыня и невестка ее сели на вышеупомянутом троне, а княгиня стала сбоку… На обеде присутствовали певчие церквей св. апостолов и св. Софии и пели царские славословия. Были также всякие сценические представления… После того как царь встал из-за стола, был подан десерт в ариститирии, где был поставлен малый золотой стол, стоящий (обыкновенно) в пектапиргии, и на нем был поставлен десерт на блюдах, украшенных эмалью и дорогими камнями. И сели царь, царь Роман Багрянородный, багрянородные дети их, невестка и княгиня, и дано было княгине на золотом блюде с дорогими камнями 500 мил., шести приближенным женщинам ее по 20 мил. и 18-прислужницам по 8 мил.

Октября 18-го, в воскресенье, состоялся званый обед в Золотой палате, и сел царь с Руссами, и опять был дан другой обед в пентакувуклии св. Павла, и села государыня с багрянородными детьми ее, невесткою и княгинею…

Константин Багрянородный. О церемониях

НАРУШЕНИЕ РИТУАЛА

Поначалу аудиенция проходила так, как это обычно было принято в отношении иностранных правителей или послов крупных государств. Император, сидя на троне в роскошном зале Магнавре, обменялся с Ольгой через логофета церемониальными приветствиями. Рядом с императором находился весь состав двора. Обстановка была чрезвычайно торжественная и помпезная.

В тот же день состоялось еще одно традиционное для приемов высоких гостей торжество — обед… Но наряду с этим имелись и отступления от принятых традиций, обозначились нарушения незыблемого византийского дипломатического ритуала, которые были совершенно невероятны, особенно при Константине VII — их ревностном блюстителе.

В начале аудиенции, после того как придворные встали на свои места, а император воссел на «троне Соломона», завеса, отделявшая русскую княгиню от зала, была отодвинута, и Ольга впереди своей свиты двинулась к императору. В этих случаях обычно иностранного представителя подводили к тропу два евнуха, поддерживавшие подходящего под руки. Затем иностранный владыка или посол совершал праскипеспс — падал ниц к императорским стопам. Во время приема киевской княгини этот порядок был изменен. Ольга одна, без сопровождения, подошла к трону, не упала перед императором ниц, как это сделала ее свита, а осталась стоять и стоя же беседовала с Константином VII.

Затем Ольгу отдельно приняла императрица, которую русская княгиня приветствовала лишь легким наклоном головы.

Сахаров А.Н. «Мы от рода русского…» Рождение русской дипломатии

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О КРЕЩЕНИИ ОЛЬГИ

Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. Был тогда цесарь Константин, сын Льва. И увидев, что она красива лицом и весьма умна, подивился цесарь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в городе этом». Она же, поразмыслив, ответила цесарю: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам — иначе не крещусь». И крестил ее цесарь с патриархом. И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого. И благословил ее патриарх и отпустил. После крещения призвал ее цесарь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это — ты сам знаешь». И сказал ей цесарь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И поднес ей многочисленные дары — золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные, и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: «Люди мои и сын мой язычники, — да сохранит меня Бог от всякого зла». И сказал патриарх: «Чадо верное! В Христа ты крестилась, и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя… избавит он от козней дьявола и от сетей его». И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю и пришла в Киев.

Повесть Временных лет (перевод О.В. Творогова)

КРЕЩЕНИЕ ОЛЬГИ И НАЧАЛО ХРИСТИАНИЗАЦИИ РУСИ

Надежды Византии на близкое крещение Руси не оправдались. Принятие христианства оказалось для русов делом длительным и трудным. Князь Игорь вскоре погиб. Его вдова Ольга решилась переменить веру лишь много лет спустя после смерти мужа. Автор «Повести временных лет» записал предание о том, что Ольга приняла крещение от императора Константина Багрянородного в Константинополе в 955 г. Однако летописный рассказ пронизан фольклорными мотивами. Если верить летописи, немолодая Ольга произвела на императора столь сильное впечатление, что тот предложил «пояти» ее в жены. Мудрая Ольга отвечала: «Како хочешь меня пояти, крестив мя сам и нарек мя дщерью?» Отказав «жениху», русская княгиня «переклюкала» самого царя.

Константин VII Багрянородный упомянул о приеме «архонтесы Елги». Но не знал христианского имени Елены-Елги, а следовательно, княгиня оставалась язычницей во время свидания с ним в 957 г. Состав русской свиты наводит на мысль, что Ольга нанесла визит императору как частное лицо. В ее окружении не было послов от наследника Святослава, игоревых племянников и от конунга Свенельда. «Слы» из свиты Ольги получали столько же денег, сколько ее переводчики, что точно отражало их положение на иерархической лестнице.

Сохранилось немецкое свидетельство о крещении Ольги — так называемое Продолжение Хроники Региона. Хроника была составлена в середине X в. Автором Продолжения был, как полагают, первый киевский епископ Адальберт. Все это придает памятнику исключительную ценность. Как записал немецкий хронист, в 959 г. ко двору германского императора Оттона I явились «послы Елены, королевы ругов (русов), которая при Романе Константинопольском императоре крещена в Константинополе». Послы «просили, чтобы их народу был поставлен епископ и священники». Итак, Ольга — Елена приняла крещение не при Константине Багрянородном, а при его сыне Романе, вступившем на трон после смерти отца в ноябре 959 г. Сомнение вызывает хронология событий, изложенных в немецкой хронике. Ольга не успела бы в течение двух неполных месяцев после крещения снарядить послов в Германию. Необъяснимо промедление Оттона I. Выслушав послов в конце 959 г., император удовлетворил их просьбу и назначил епископа в Киев лишь через год, на Рождество 960 г. Видимо, хронист неточно записал дату прибытия послов. Немецкие анналы XI в., источник независимого происхождения, сохранили следующую запись: «960. К королю Оттону явились послы от народа Руси». Приведенный текст подтверждает предположение, что миссия русов явилась в Германию не в 959 г., а в 960 г. и уже к концу года Оттон объявил о назначении епископа.

Русская княгиня поступила совершенно так же, как раньше поступил болгарский царь Борис. Приняв крещение от православного греческого патриарха, она тотчас же пригласила латинского пастыря. Немецкий епископ, который должен был ехать в Киев, скоропостижно умер 15 февраля 961 г., и сан епископа Руси был передан монаху Адальберту. Он выехал в Киев в 961 г., а через год вернулся домой ни с чем. Попытка основать в Киеве епископство потерпела неудачу из-за сопротивления языческой норманнской знати, правившей страной после гибели Игоря. Один этот факт разрушает миф об Ольге как правительнице Руси. Однако не следует думать, что старания княгини насадить на Руси христианство не дали никаких результатов. Уже во время первой поездки язычницы Елги в Константинополь в ее свите находился «поп Григорий». А это значит, что люди из ближайшего окружения Ольги сменили веру раньше нее. В 967 г. папа Иоанн XII воспретил назначать на вновь учреждаемую кафедру в Праге лиц, принадлежащих «к обряду или секте болгарского или руского народа, или славянского языка». Вероятно, самая многочисленная христианская община русов находилась в Константинополе, и папа римский опасался присылки в Чехию епископа из Византии. В Царьграде «крещеные русы» занимались разного рода деятельностью: торговали, служили в императорской дворцовой гвардии и пр. Сношения между киевскими и царьградскими христианами русского происхождения способствовали христианизации киевских русов.

Влияние Ольги на дела управления было, по-видимому, ограниченным. В год смерти Игоря княжичу Святославу исполнилось никак не меньше 8-10 лет. Мстя древлянам за отца, Святослав начал битву, метнув в них тяжелое копье. Копье упало у ног коня, на котором сидел мальчик. Ко времени приезда епископа в Киев Святославу было более 20 лет. Он достиг совершеннолетия. По летописи, Ольга-Елена многократно просила сына переменить веру, но тот неизменно отказывал ей, ссылаясь на мнение дружины. Молодой князь не мог отречься от язычества, пока дружина и ее предводители придерживались старой религии. Два десятилетия спустя, если верить летописному преданию, внук Ольги Владимир закончил беседу о вере с немецкими послами напоминанием о временах бабки: «Идите опять, яко отци наши сего не приняли суть». Владимир говорил от лица всей дружины. Выражение «отцы наши» имело в его устах вполне определенное значение. Епископ Адальберт был изгнан из Киева всей дружиной. По свидетельству новгородской летописи, киевская княгиня держала в своем доме «презвитера» в тайне от народа. Пресвитером был, вероятно, сам Адальберт или один из прибывших с ним латинских священников.
Скрынников Р.Г. Древнерусское государство

ИЗ ЖИТИЯ СВЯТОЙ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

…И посемъ по крещеніи живяше лѣтъ 15 и угоди Богу, и съ миромъ предавъ святую свою и честную душю въ руцѣ Христу Богу въ лѣто 6477, мѣсяца Іюля въ 11 день. И посемъ, времени многу минувшу по преставленіи святыа, внукъ же ея — блаженный князь Владимеръ въспомяну о мощехъ святыа бабы своеа, и пріиде на мѣсто самъ с митрополитомъ и со всѣмъ священнымъ соборомъ и съ фимяномъ, и раскопавше землю, и обрѣтоша честныа мощи святыя бабы своея княини Олги цѣлы и нерушимы пребывають. Они же прославиша Бога, и въземъше мощи, и положиша въ церкви Святыа Богородица, въ гробѣ каменѣ мале; и на верху гроба того честнаго оконце сътвориша: и тудѣ видять блаженныа тѣло лежаше цѣло и тлѣнію непричастно, но свѣтяшеся яко солнце. А иже кто пріидѣтъ съ вѣрою ко гробу святыя: и оконце оно, иже на гробѣ святыа, само о себе отверзется, и видятъ честное тѣло и мнози пріемлютъ исцѣленіе неоскудно…

История Русской Церкви. Макария, Архиепископа Харьковского. СПб, 1868

Примечания

  1. Мнемоническое имя. Прозвище Мудрая имеет поздний характер, однако основано на летописи. См. раздел #Имя и прозвище.
  2. Пискаревский летописец, Полное собрание русских летописей. — Т. 34. — М., 1978. — С. 31.
  3. В связи с этим есть предположение, что именно при Ольге был проложен либо взят Русью под контроль гипотетический торговый путь «из немец в хазары».

Ссылки

  • Ольга в Большой Российской Энциклопедии
  • Ольга (княгиня Киевская) — статья в Циклопедии

Правители России
Древняя Русь Рюрик • Олег Вещий • Игорь I Старый • Ольга Мудрая • Святослав I Храбрый • Ярополк I • Владимир I Святой • Святополк I Окаянный • Ярослав I Мудрый • Изяслав I • Всеслав I Чародей • Святослав II • Всеволод I • Святополк II • Владимир II Мономах • Мстислав I Великий • Ярополк II • Всеволод II • Изяслав II • Юрий I Долгорукий
Владимирская Русь Андрей I Боголюбский • Всеволод III Большое Гнездо • Константин I Мудрый • Юрий II Владимирский • Ярослав Владимирский • Александр Невский • Ярослав Тверской • Василий Костромской • Дмитрий Переяславский • Андрей Городецкий • Михаил Тверской • Юрий Московский • Дмитрий Тверской • Александр Тверской
Московская Русь Иван I Калита • Симеон I Гордый • Иван II Красный • Дмитрий I Донской • Василий I • Василий II Тёмный • Иван III Великий • Василий III • Елена Глинская • Иван IV Грозный • Фёдор I Блаженный • Борис I Годунов • Фёдор II Годунов • Василий IV Шуйский • Михаил I Романов • Алексей I Тишайший • Фёдор III Романов • Царевна Софья • Пётр I Великий
Российская Империя Пётр I Великий • Екатерина I • Пётр II • Анна I Строгая • Елизавета I • Пётр III • Екатерина II Великая • Павел I • Александр I • Николай I • Александр II Освободитель • Александр III Миротворец • Николай II • Временное правительство
Советская Россия Владимир Ленин • Иосиф Сталин • Георгий Маленков • Никита Хрущёв • Леонид Брежнев • Юрий Андропов • Константин Черненко • Михаил Горбачёв
Современная Россия Борис Ельцин • Владимир Путин • Дмитрий Медведев
История России
Общие статьи Правители России (плюсы и минусы) • Крупные российские проекты • Национальные символы России • Миф о вековой отсталости России • Русское православие • Захоронение Ленина
Древняя Русь Причины кризиса и распада Древней Руси
Московская Русь Причины кризиса Русского Царства
Российская Империя Оборона Нейшлота • Мифы о русско-японской войне • Эссе:Хорошо забытые уроки Русско-японской войны • Геноцид русских в Австро-Венгрии • Причины кризиса и развала Российской Империи
Советский Союз Красноармейцы в польском плену‎ • Геноцид советских военнопленных • 28 панфиловцев • Мифы о Великой Отечественной войне • Советско-финская война (1941—1944) • Красноармейцы в финском плену • Плюсы и минусы советского образования • Эссе:Почему мы празднуем День Победы • Развал СССР • Развал советской науки
Современная Россия Изменения границ современной России • Расстрел в «Останкино» • Воссоединение с Крымом • Бессмертный полк • 70-летие Победы (парад) • Военные действия России в Сирии • Выборы в Госдуму (2016) • Выборы Президента (2018) • Реформа Конституции России (хронология, голосование) • Будущее России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *