Когда воскрес Иисус Христос?

Цель данной статьи – рассмотреть воскресение Иисуса Христа через призму публичных проповедей, обнаруживаемых в книге Деяний.

1. Воскресение: исполнение пророчества Ветхого Завета и предпосылка для сошествия Святого Духа.

В Деяниях 2:14-36 записана проповедь Павла в день Пятидесятницы, которая была произнесена вскоре после излияния Духа Святого, сопровождавшегося говорением на иных языках. Прочитаем с 22-го стиха:

Деняния 2:22-24
«Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его».

Люди, к которым обращался Петр, не были иностранцами. Наоборот, это были люди, жившие в той же местности и знавшие об удивительных чудесах, которые Бог творил через Иисуса Христа. Но, несмотря на эти великие чудеса, совершенные Им, они Его распяли. Однако на этом история не заканчивается, так как спустя три дня после распятия, некое уникальное событие в корне изменило всю ситуацию. Что это было за событие? Воскресение. И действительно, после трех дней и трех ночей, проведенных в гробнице, Иисус воскрес их мертвых! В Луки 24:1-7 сказано:

Луки 24:1-7
«В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть».

Иисус Христос воскрес из мертвых, как Он в точности и обещал Своим ученикам, и в точности так, как Бог обещал в Писаниях Ветхого Завета. Одно такое пророчество касательно воскресения Иисуса цитирует Павел в своем обращении:

Деяния 2:25-33
«Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите».

Много-много лет назад через Давида Бог обещал, что Иисус не будет оставлен мертвым и что плоть Его не увидит тления. Это обетование исполнилось в день Воскресения. Христос – Единственный, Кто, будучи мертв, воскрес и теперь живет вечно1. И это еще не все: однажды Он вернется, и все верующие в Него и в Его воскресение также будут жить вечно. В 1 Коринфянам 15:20-23 говорится:

1 Коринфянам 15:20-23
«Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его».

Помимо приведения свидетельств о воскресении Иисуса из Ветхого Завета, Петр также сказал, что именно Иисус Христос принял от Отца обетование о Святом Духе и излил Его на верующих. Из этого очевидно, что если бы Христос не воскрес из мертвых, Он не принял бы и не даровал бы нам обетование Святого Духа, и поэтому ни апостолы, ни кто-либо еще не смогли бы принять Его и быть проводниками Его действий. Говоря иначе, мы имеем Духа Святого, потому что Иисус воскрес из мертвых и излил Его на нас, и это является доказательством воскресения. Действительно, каким из известных нам событий, можно найти столь живое доказательство тому, что произошло? Я не знаю ни одного. Достоверность событий прошлого обычно подтверждается только исторически. Воскресение также имеет свое историческое свидетельство: люди, видевшие воскресшего Христа, чьи свидетельства записаны в Слове Божьем. Однако, это еще не все. У него есть и живой свидетель: Святой Дух, живущий в вас. В Деяниях 5:32 Петр четко говорит:

Деяния 5:30, 32
«Бог отцов наших воскресил Иисуса Свидетели Ему в сем мы И Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему».

Обратите внимание на союз «и» здесь. Апостолы и другие, видевшие воскресшего Христа, НЕ ЕДИНСТВЕННЫЕ свидетели Его воскресения. Кроме них есть еще один Свидетель: Дух Святой, Которого Бог дает каждому, уверовавшему в Господа Иисуса Христа и Его воскресение, Который также имеет девять проявлений, перечисленных в 1 Коринфянам 12:8-10. В самом деле, всегда, действуя в Духе, мы знаем, что Христос воскрес из мертвых. Ибо если бы Он не воскрес, мы не имели бы Духа Святого и поэтому не могли бы действовать в Нем. Итак, есть ли у нас живое доказательство воскресения? ДА: Святой Дух и сопровождающие Его проявления.

Почему же Христос явился Фоме только через восемь дней, а не сразу?

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Для того, чтобы Фома, внимая в течение этого времени убеждениям учеников и слыша одно и то же, воспламенился большим желанием и сделался более твердым в вере на будущее время. Но откуда он знал, что и ребра прободены (ведь апостол не присутствовал при распятии Христа. — Прим. ред.)? Слышал это от учеников. Отчего же этому он поверил, а тому не поверил? Оттого, что то было событие совершенно необыкновенное и чудесное. Но ты заметь правдолюбие Апостолов: они не скрывают недостатков ни своих, ни чужих, но описывают их со всею истиною».

А святитель Кирилл Иерусалимский замечает, что явление Христа Фоме именно на восьмой день, то есть в воскресенье, имеет еще иносказательный смысл: «Чрез это Христос ясно указывал нам время собраний ради Него. Ведь Он приходит, без сомнения, и некоторым образом сожительствует с собранными ради Него в восьмой день особенно, то есть в воскресенье … Поэтому мы вполне основательно делаем святые собрания в церквях в восьмой день (то есть собираемся в воскресный день на литургию. — Прим. ред.). А если надо сказать и что-либо таинственное, ради неотвратимой потребности ума, то хотя мы запираем двери, но Христос приходит и является всем нам, как невидимо, так и видимо: невидимо как Бог, а видимо опять в теле. Дозволяет же и дает прикасаться Святой Своей Плоти, когда мы по благодати Божией приступаем к приобщению таинственного Благословения (Евхаристии), принимая Христа в руки, дабы и мы крепко уверовали, что истинно воскресил Он Свой собственный храм».

Таким образом, можно сказать, что, приступая к чаше на воскресной литургии, мы, подобно Фоме, прикасаемся к Телу Самого Христа. Таинство Евхаристии — это личное уверение каждого верующего в подлинности воскресения Богочеловека.

Но если Христос воскрес, то почему на Его теле остались раны от гвоздей и римского копья?

Для того, чтобы у апостолов не было никаких сомнений относительно реальности Его воскресения. Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: «Почитая необходимым исследование этого, отвечу на предложенные недоумения, сколько можно, и постараюсь раскрыть, что после времени воскресения в нас не останется никакой недостаток вкравшегося тления, но, как премудрый Павел сказал об этом теле, что посеянное в немощи, восстает в славе (1 Кор 15:43). Но так как Фома для полного убеждения требовал и этого, то Господь наш Иисус Христос, считая необходимым не давать никакого повода нашему маловерию, как Фома требовал, так и является».

И далее: «Итак, чтобы не думали некоторые, что Господь восстал чистым духом, и чтобы не веровали, что восстало неосязаемое тело, тенеобразное и воздушное, которое некоторые называют духовным, но именно то самое, что посеяно в тлении, по слову Павла (1 Кор 15:42), — Он делал и показывал то, что было свойственно вещественному телу».

А почему Фома назвал Христа и «Господом», и «Богом»?

Такое обращение апостола ко Христу неслучайно. Еще задолго до догматических определений Вселенских Соборов Фома, подобно великому богослову, исповедовал в Иисусе две природы — Божественную и человеческую. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Смотри, как тот, кто сначала не верил, от прикосновения к ребру сделался отличным богословом. Ибо он проповедал два естества и одно лицо во едином Христе. Сказав «Господь”, исповедал человеческое естество; ибо «Господь” употребляется и об людях, например: «Господин! если ты вынес Его” (Ин 20:15). А сказав «Бог мой”, исповедал божеское существо и таким образом исповедал Одного и Того же Господом и Богом».

Почему Фомы не было вместе с остальными апостолами, когда им явился Воскресший Христос?

Многие толкователи пишут, что апостол в это время все еще прятался после ареста и казни своего Учителя. Находясь в состоянии крайней подавленности, Фома, по-видимому, долго не мог и не хотел никого видеть, предпочитая переживать смерть Христа в одиночестве. Кроме того, святитель Иоанн Златоуст отмечает, что отсутствие апостола, было по-своему промыслительно: «По великому домостроительству Христову Фома отсутствовал тогда, чтобы его сомнение сделало достовернейшим воскресение, потому что если бы Фома не был тогда в отсутствии и не усомнился бы в воскресении, и Господь не разрешил бы его сомнения очевидным доказательством, то чудо воскресения продолжало бы соблазнять еще многих. А его сомнение и послужило врачевством для всех верных».

2. Верные доказательства воскресения

Хотя выше мы и акцентировали внимание на том, что присутствие и проявления Святого Духа являются живыми свидетельствами воскресения, это не умаляет важности свидетелей-очевидцев. Давайте прочитаем Деяния 13 главу, чтобы посмотреть, на то, что Библия говорит о свидетелях такого рода. Здесь Павел проповедует в синагоге в городе Антиохии, что находится в малой Азии. Начиная с 27 стиха, мы читаем:

Деяния 13:27-31
«Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его. Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб. Но Бог воскресил Его из мертвых. Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом».

Бог воскресил Иисуса Христа из мертвых. Первосвященники и фарисеи не только поставили стражу у гробницы, но и надежно запечатали ее. Но все это было напрасно. Ибо Христос воскрес из мертвых и «в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим». Я бы хотел здесь выделить слово «многих», употребляемое в данном отрывке, которое, как мы знаем, всегда указывает на множество, избыток. В нашем случае оно указывает на большое количество дней, в в течение которых являлся воскресший Христос. Это первое указание на обилие доказательств воскресения: воскресший Христос являлся в продолжение многих дней, не оставляя сомнений в Своем воскресении. Однако этим множеством свидетельств доказательства воскресения не исчерпываются. В самых первых трех стихах книги Деяний нам говорится:

Деяния 1:1-3
«Первую книгу написал я , Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием».

Христос явил Себя со МНОГИМИ верными доказательствами. Чтобы понять значение этой фразы, давайте представим, что я нарушил закон, и полиция поймала меня на месте преступления. В суде это будет являться верным доказательством. Его нельзя опровергнуть. Даже если я нанял бы ложных свидетелей, их свидетельства не имели бы силы перед лицом верных и неопровержимых доказательств. А воскресение Иисуса Христа является событием, основанным на верных доказательствах, т.е. на доказательствах, которые нельзя опровергнуть. И не просто на одном или двух, а на многих, т.е. в них нет недостатка!!!

Как следуент из вышесказанного, воскресение не было тайным событием, о котором у нас есть лишь какие-то отрывки сомнительной информации. Напротив, как сказал Петр в Деяниях 10:39-41:

Деяния 10:39-41
И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых».

Бог дал Иисусу являться. Воскресение на было тайным. Наоборот, посредством множества явлений Иисуса, Бог четко и неопровержимо провозгласил, что Сын Божий жив.

И хотя мы уже убедились, что Иисус являлся на протяжении многих дней и со многими верными доказательствами, мы еще не видели, скольким Он являлся, т.к. как МНОГО людей были очевидцами Его воскресения. Чтобы получить ответ на этот вопрос, давайте посмотрим на 1 Коринфянам 15:3-82, где мы читаем:

1 Коринфянам 15:3-8
«Ибо я первоначально преподал вам, что и принял, , что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе , потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу».

Однажды Иисус явился сразу более пятистам человек!!! И если это не означает много свидетелей, тогда что это означает? Возвращаясь к нашему примеру с судом: зачастую одного очевидца бывает достаточно для доказательства достоверности события. У воскресения Иисуса Христа не один, и даже не несколько свидетелей, а более пятисот, не учитывая свидетельств других Его явлений.

В завершении необходимо отметить: воскресению Иисуса Христа свойственны два рода свидетелей. Первый – это Святой Дух и сопровождающие Его проявления. Кроме этого, есть также очевидцы воскресения, чьи свидетельства записаны в Слове Божьем. Как мы видели выше: воскресший Христос являлся многим людям, на протяжении многих дней со многими верными доказательствами, не оставляя для нас сомнений в Своем воскресении.

И правда, как много мы знаем событий, в которых представлены такое обилие доказательств и у которых, помимо любых других свидетельств, также есть ЖИВОЙ свидетель (Дух Святой)? Лично я, кроме воскресения, таких не знаю.

3. Воскресение: воскресли со Христом!

Рассмотрев примеры очевидцев воскресения и на то, что, благодаря этому событию нам был дан Дух Святой, давайте теперь посмотрим на другие его последствия. Для начала, давайте обратимся к Книге Деяний 3:26. Важный здесь отрывок – часть проповеди Петра, обращенной к Евреям.

Деяния 3:26
«Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших».

Бог воскресил Иисуса Христа и послал Его благословить нас. Нам Он может дать только благословения, что, однако, было бы невозможным, не будь воскресения. И это еще не все. В 1 Коринфянам 15:17 нам разъясняется:

1 Коринфянам 15:17
«А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших».

До того, как люди уверуют в Господа Иисуса Христа и Его воскресение, в Библии говорится о них как о «мертвых по преступлениям и грехам» (Ефесянам 2:1). Эта ситуация меняется только после уверования. Как разъясняется в приведенном выше стихе, если бы Христос не воскрес, тогда б вера наша была бы тщетной, напрасной! Более того, мы бы все еще находились в своих грехах! Но к счастью, это все произошло бы только если бы Христос не воскрес из мертвых. Я говорю «к счастью», потому что:

1 Коринфянам 15:20
«…Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших».

Христос воскрес из мертвых. Мы больше не живем в грехах. Наша вера не тщетна. Как говорится в Послании к Ефесянам 2:1, 4-8:

Ефесянам 2:1, 4-8
«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим… Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар».

Иисус сейчас жив. И мы уже не мертвы в своих грехах. Когда Иисус воскрес, мы воскресли с Ним. Когда Он воссел на Небесах, мы были посажены там вместе с Ним. Употребление в этом отрывке прошедшего времени показывает, что с Божьей точки зрения все это считается завершенной действительностью с того самого дня как Он воскресил из мертвых Христа. Очевидно, что если бы Христос не воскрес из мертвых, ничего из этого, вероятно, не произошло бы.

Храм Гроба Господня – одна из главных святынь христианского мира, так как он был построен на том месте, где совершилось спасение рода человеческого.

Ещё первые христиане почитали места Распятия, Погребения и Воскресения Господа Иисуса Христа, в те времена находившиеся за городской чертой, вне стен старого Иерусалима. Вероятно, память об этих местах не была потеряна и после разрушения города императором Титом в 70 году. Евсевий Кесарийский упоминал о строительстве на месте разрушенного Иерусалима нового римского города Элия Капитолина при императоре Адриане (135 г.), в котором на месте пещеры Гроба Господня был построен языческий храм Венеры.

Первая церковь Гроба Господня была заложена значительно позже святой Равноапостольной царицей Еленой, матерью императора Константина Великого после обретения ею Животворящего Креста Господня, а строилась под руководством Макария патриарха Иерусалимского (325-335гг.). Помимо Гроба Господня, в состав храмового комплекса вошли предполагаемое место Голгофы и место обретения Животворящего Креста.

Первый Храм состоял из трёх больших зданий: Базилики Страстей Господних с часовней обретения Животворящего Креста, круглой постройки – Ротонды, в которой находились Гробница Иисуса Христа и черырёхколонный открытый двор с холмом Голгофы.

Таким образом, храмовый комплекс состоял из нескольких частей, вытянутых с запада на восток: круглого храма, названного Анастасис, (что в переводе с греческого значит «Воскресение»), в центре которого был расположен Гроб Господень, под шестигранным шатровым навесом, далее располагалась базилика — Великая церковь, обращенная алтарем в сторону Анастасиса. Внутри базилики была оборудована крипта, отмечающая место обретения Креста. Между Анастасисом и базиликой, а также и у восточного входа в базилику были устроены перистильные дворы. Главный вход располагался с востока, с одной из основных улиц, и с юга, с городского форума. Сооружение было богато украшено разными породами мрамора, мозаикой и драгоценным литьем.

Храм Воскресения был торжественно освящён в присутствии императора Константина, 13 сентября 335 года, в память о чём в православной церкви был установлен праздник Обновления Храма (по новому стилю 26 сентября). Этот праздник получил ещё в народе название «Воскресение Словущее», потому что он словет, или слывет, Воскресением, в отличие от Праздника Светлого Христова Воскресения и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова.

Особо торжественным было освящение храма Воскресения ещё и потому, что окончание его сооружения совпало с временем прохождения I-го Тирского Собора и с тридцатилетием царствования императора Константина Великого. В память Крестных страданий Спасителя храм Воскресения Христова был назван «Мартирион». На торжество обновления храма были приглашены отцы Тирского Собора. Таким образом, в освящении храма Гроба Господня приняли участие иерархи Православной Церкви из разных стран: Фракии, Каппадокии, Киликии, Вифинии, Сирии, Гравии, Финикии, Месопотамии, Египта, Палестины. В тот же день был освящён весь город Иерусалим.

Несмотря на последующие войны, стихийные бедствия и отступления людей от истинной веры, Господь оберегал, хранил и возрождал эту святыню. Глубоко верующие люди восстанавливали и благоустраивали Храм Гроба Господня с большим усердием и ревностью. С Праздником!

Американец завязал с наркотиками после клинической смерти и встречи с призраком

Обычным будним днем 38-летний Жоао Араужо сел за руль своего автомобиля вместе с супругой. Не успел мужчина отъехать от дома, как у него внезапно закатились глаза, а руки сжали руль. Жена тут же позвала на помощь. Прибывшая на место «скорая» помощь констатировала остановку сердца.

Медики боролись за жизнь Жоао шесть часов, однако все усилия оказались тщетными. Медсестры сообщили близким мужчины о его смерти и отправили тело в морг. Однако по дороге почтальон «воскрес». Прошло около получаса, когда сердце мужчины забилось. Оправившись от шока, медсестры тут же направили пациента в реанимацию.

Многочисленные обследования и тесты так и не позволили врачам понять причины произошедшего. По их словам, у мужчины резко остановилось кровообращение. Жоао вышел из комы и уже через три недели спокойно вышел на работу. А спустя девять лет он решил поделиться историей своего воскрешения. Сейчас он живет нормальной жизнью и каждый день благодарит судьбу за свое спасение.

4. Заключение

Завершая это краткое исследование, я полагаю, что реальность воскресения и всего того, что мы имеем в результате, должны быть нам ясны. Благодаря воскресению, у нас есть Дух Святой с Его проявлениями, Который, вместе со свидетелями-очевидцами воскресения является доказательством того, что Иисус живой. Благодаря воскресению, мы считаемся воскресшими со Христом и посаженными с Ним на небесах. Благодаря воскресению, Христос живет в нас (Колоссянам 1:27), чтобы благословлять нас. Благодаря воскресению, наша вера не напрасна, и мы больше не живем в грехах. Благодаря воскресению, умершие во Христе не погибнут, а воскреснут вновь в Его пришествие. Это лишь немногое из того, что мы имеем, благодаря воскресению, и читателю настоятельно рекомендуется самому изучить Слово Божье, чтобы найти еще больше подобных преимуществ3. Однако я полагаю, что этого достаточно, чтобы обозначить важность данного события. У христианства нет мертвого вождя, чьим теориям и философским взглядам нам нужно следовать. Вместо этого у него есть ЖИВОЙ Руководитель, Который жив вечно, Которого одобрил Бог, воскресив Его из мертвых (Римлянам 1:1,3-4, Деяния 17:29-31) и Который однажды придет опять, чтобы забрать тех, кто ожидает Его, в том числе, конечно же, и нас!

Анастасиос Kиoyлaxoглoy

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *