Корсунская икона божией матери

Корсунскую икону Божьей Матери по праву можно считать одним из самых древних Богородичных образов, попавших на русскую землю. Это не только духовно-религиозная, но и историческая реликвия, имеющая огромное культурное значение. О версиях происхождения Корсунской иконы и творимых через неё чудесах расскажет данная статья.

Первый список Корсунской иконы Божьей Матери

Первая легенда о происхождения иконы Божьей Матери Корсунская связывает воедино имена святого евангелиста Луки и крестителя Руси, великого князя Владимира Святославовича.

Апостол Лука считается первым христианским иконописцем. Пребывая в малоазийском Эфесе, где поселилась Богородица после распятия, Воскресения и Вознесения Христа, Лука написал её образ. По преданию, взглянув на его работу, Богородица молвила: «Благодать родившегося от Меня и Моя да будет с этой иконой».

С этой древнейшей иконы впоследствии был сделан точный список. Почти тысячелетие спустя, в 988 году, шеститысячный отряд русских воинов во главе с великим князем Владимиром осадил Херсонес (Корсунь). Из этого похода Владимир и привёз в Киев список с образа евангелиста Луки. От названия города, где была добыта икона и происходит её название – Корсунская.

  1. Известный духовный писатель и публицист Е. Поселянин (Погожев) в одном из исследований указал, что список, принадлежащий князю Владимиру, впоследствии был перенесён в Москву и помещён в алтарь Успенского собора Кремля. Однако во время нашествия Наполеона реликвия бесследно исчезла.

Второй список Корсунской иконы Божьей Матери

Двумя столетиями позже, в 1162 году, на Русь попадает ещё один список иконы Божьей Матери из Эфеса. Его привозит Предислава, дочь полоцкого князя, в крещении и постриге прославившаяся как Ефросиния Полоцкая. Е Поселянин в книге «Сказания о чудотворных иконах Богоматери» пишет, что она к тому времени уже была настоятельницей женской обители в Полоцке.

Воспользовавшись своим дальним родством с императорским домом Комнинов, Ефросиния попросила императора Мануила и патриарха Луку Хрисоверга передать ей список древней иконы. Реликвия шла морем, через тот же город Корсунь. В нём она задержалась на год, после чего и получила название Корсунской.

Иконография и значение Корсунской иконы Божьей Матери

Корсунская икона Божьей Матери относится к очень распространённому иконографическому типу Елеуса, который в России также принято называть «Божья Матерь Умиление». Это изображение Богородицы, щекой приникшей к щеке Богомладенца.

От длинного ряда других икон этого типа Корсунскую можно отличить по следующим признакам:

  • Оплечный вариант изображения. На большинстве подобных икон Богородица написана по пояс, но на Корсунской – по плечи.
  • Положение рук Богородицы. Младенца она не просто поддерживает, а буквально прижимает к себе левой рукой, обхватив за плечи. Её правая рука находится практически у его лица и развёрнута ладонью вверх в молитвенном жесте.
  • Положение рук Богомладенца. Левой рукой Младенец Христос держится за складки головного покрова Матери – мафория. Пальцы левой руки сложены в двоеперстие.

Трактовать образ, запечатлённый на Корсунской иконе, можно как метафору глубокой идеальной любви не только между Матерью Божией и Сыном, но и между Богом и людьми.

  1. На некоторых изводах Корсунской иконы Божьей Матери в левой руке Младенец Христос держит свёрнутый свиток – символ Нового Завета и его заповедей.

История появления

Корсунская икона Божьей матери, называемая также Ефесская, по той причине, что долгое время святой лик Богоматери находился на Ефесе. Удивительно, но и Корсунская икона Пресвятой Богородицы, и Царьградская икона Божьей Матери написаны одной рукой. Их автором считают проповедника евангелия Луку.

Икона Божией Матери «Корсунская»

Конечно, по прошествии многих лет, уже не отыщешь достоверной информации о том, как икона появилась в России. Но благодаря церковным преданиям известно, что некогда побывав в Корсуни, князь Владимир перевез ее в Киев. Другое повествование гласит, что в XII веке жила некая княжна Евфросиния, которой в качестве подарка преподнес икону Богоматери греческий император. Казалось бы, две совершенно разные истории, не вполне претендующие на достоверность, но существует и третья версия истории Корсунской иконы Богородицы.

Согласно этой версии, иконописный образ очень долго находился в городе Ефесе (территория современной Турции). Этот город известен верующим по библейским преданиям, которые хранят память о том, как после распятия Иисуса Христа, Мария и один из апостолов покинули Иудею, ведь в то время начались гонения на тех, кто принял учение Христа, и искали защиту в Эфесе.

Интересно! О местонахождении Девы Марии не было известно никому, кроме апостола Иоанна, следовавшего за ней, предположительно, Богоматерь нашла приют неподалеку от храма Артемиды, где прожила до самой старости и здесь же была похоронена. Если принимать за основу эту версию, то вполне логично, что иконописный лик Божьей матери появился там, где она нашла свой последний приют.

Чудеса, творимые через образ Божьей Матери Корсунская

Икона Божьей Матери Корсунская с самых первых лет своего пребывания на русской земле почиталась как чудотворная. Сохранилось немало преданий о чудесах, связанных со списками этого древнего образа. Например, письменно были зафиксированы такие случаи:

  • Неопалимость в пожарах. Один из списков – копия с образа, принадлежавшего князю Владимиру, долгое время хранился в Нижегородском Благовещенском монастыре. Согласно преданию, он чудесным образом уцелел после нескольких опустошительных пожаров – в 1715, 1722 и 1767 годах.
  • Благодать исцеления. Этим прославился список, выполненный во времена царствования императора Николая I. Он был подарен Исаакиевскому собору воспитанницей графини Эртцен Александрой Алексеевой. 18 февраля 1894 года, в день торжественного перенесения образа в собор, исцелилась некая Анна Ераксина, жена певчего. У неё на протяжении многих лет после детской травмы не действовала правая рука. Когда Корсунскую икону внесли в собор, Анна склонилась перед святыней с мольбой об исцелении и буквально тем же вечером начала понемногу двигать рукой.
  • Избавление города от чумы. Оно произошло в XVIII веке, в городе Романов Ярославской губернии, через список из приходского храма села Пилатики. Опустошительная эпидемия чумы пришла в Романов в 1771 году и прекратилась после крестного хода по городу с Корсунской иконой. С тех пор, по постановлению Синода, такой крестный ход из Пилатиков в Романов совершался каждое лето.
  • Дарование здоровых детей. Такой благодатью славилась Корсунская икона из Богоявленского собора в Усмани. В 1854 году перед ней начала усердно молиться благочестивая прихожанка, у которой постоянно рождались мёртвые дети. Через некоторое время она родила живого и здорового младенца. Корсунский образ из Усмани стал пользоваться огромным почитанием со стороны женщин, которые молились Богородице о рождении или выздоровлении детей.

Стоит отдельно упомянуть и Корсунскую икону, которую называют Сосновской. Уже сама история её обретения связана с чудом.

На северном берегу Большого Соловецкого острова с XVI века находились монастырские солеварни. Согласно одной из летописей, в 1627 году на одной из сосен, растущих у моря, монахи неожиданно обнаружили икону Богородицы. Они сняли икону с дерева и благоговейно перенесли в Спасо-Преображенский собор. На месте обретения они поставили часовню, в которой сохранили части древесины той самой сосны.

  1. Существует особый извод Корсунской иконы, на котором отображено чудо обретения Сосновского образа. Изображение здесь не оплечное, а поясное, а за спиной Богородицы расположена сосна с иконой. По бокам в композицию включены фигуры преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Чтимые списки Корсунской иконы Божьей Матери

Образ Божьей Матери Корсунская, в силу своей древности и прославленности, пользуется большой любовью у православных христиан. Благодаря этому, в России нетрудно найти храм, в котором можно помолиться перед списком этой иконы. Многие из этих списков считаются чтимыми. Для примера можно назвать следующие:

  • список из Николо-Георгиевского храма села Смогири Смоленской области;
  • список из храма в честь Корсунской иконы Божьей Матери Свято-Троице-Параскеевского Топловского женского монастыря в Белогорском районе Республики Крым;
  • список из Богоявленского храма города Усмань Липецкой области;
  • список из Борисо-Глебского кафедрального собора города Рязань;
  • список из церкви Корсунской Божьей Матери в городе Углич.

Практически каждый список Корсунской иконы Божьей Матери имеет какую-нибудь особую историю, связанную с чудом. Поэтому для искренней молитвы далеко ехать не потребуется. Достаточно найти ближайшую церковь, где есть эта икона.

  1. Список из Усмани является тем самым, который источал чудеса ещё в XIX веке. В 30-ые годы XX века, когда храм был разрушен, икона исчезла. Но буквально через год после начала восстановительных работ, в 2001 году, она была вновь чудесным образом обретена.

Где находится святой лик

Известно, что подлинник иконы находится в Русском музее (Санкт-Петербург). Хотя Корсунская икона Божьей матери так и не была передана в храм, для верующих оказалось неважным, где поклониться и помолиться у иконы — в церкви или музее. К тому же, экскурсоводы музея привыкли к потоку паломников, идущих именно к этой иконе. Из разговоров с ними, сотрудники музея узнали, что эта икона — великая благодать для города и России в целом. Тот, кто хоть раз увидел ее, обязательно почувствовал любовь, которую несет в своем сердце Богоматерь к сыну и всем людям.

Интересно! С пребыванием иконы в Русском музее связан и один не очень приятный факт, имеющий отношение к иконе. Дело в том, что когда святой образ Богородицы попал к реставраторам, темный цвет иконы по ошибке приняли за копоть и поспешили его счистить. Позже оказалось, что с темноватым цветом кожи младенца Иисуса и Девы Марии связана византийская традиция иконописи.

Для тех, у кого душа не лежит к посещению музея, существует довольно много списков с данной иконы, которые можно увидеть во многих известных храмах:

  • В Благовещенском соборе в Нижнем Новгороде сохранился список 995 года, являющийся одним из самых ранних.
  • Несколько списков находятся в небольших храмах в городе Корсунь и селе Глинково, что находится неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры и в Смоленской области, в селе Смориги, в храме Николо-Георгиевском.

В чём помогает икона Божьей Матери Корсунская

Припадать к образу Корсунской Божьей Матери можно с любой тяготой и скорбью. Многочисленные свидетельства верующих говорят о том, что Богородица через этот образ не оставляет ни одной искренней молитвы без ответа.

«В моей жизни всё было прекрасно, пока младший сын не начал принимать наркотики. Кто не сталкивался с такой бедой, никогда не поймёт, что значит быть матерью наркомана. Свекровь – человек воцерковлённый, и стала настойчиво звать меня к себе в Смоленскую область, помолиться перед чудесной иконой. Когда она привезла меня в церковь в Смогирях, я вдруг стала сама не своя. Чуть ли не ползком подползла к иконе Богоматери и стала плакать… Отмолила я сына. Прошёл реабилитацию, уже 9 лет не притрагивается не только к наркотикам, но и к алкоголю».

Евгения, Москва

К Корсунской иконе обращаются с молитвами о здравии, рождении детей, благополучных родах, о даровании удачи в дальней дороге, о предотвращении стихийных бедствий, эпидемий, пожаров, войн.

Куда вешать и как молиться перед Корсунской иконой

Домашнюю Корсунскую икону Божьей матери необходимо разместить на иконостасе рядом с иконой Спасителя. Чтобы обратиться к Богородице с просьбой, необходимо дважды перекреститься, поклониться иконе, зажечь лампадку и прочитать молитву:

«О, Всемилостивая Госпоже, Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, Небесе и земли Царице, града нашего всемощная Заступнице. С верою и любовию припадаем и поклоняемся Тебе пред Святою и пречистою Твоею чудотворною иконою, Ею же дивные и преславные чудеса содеваеши. О, Всемилостивая наша Заступнице и непостыдное наше упование, благодарим Тя о всех благодеяниих от Тебе, бывших на нас от древних времен и до ныне.

И ныне мы грешнии, воспоминающе, дивное знамение Твоего заступления града нашего Изборска, явленное, во дни ратнаго на сей град нашествия, смиренно молим Тя: яко же древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси и люди изборския от бед спасла еси и многие знамения и чудеса являла еси, так и ныне, Преблагословенная Владычице призри на нас немощных и грешных раб Своих. Сподоби Твоего Матернего заступления и благопопечения, о еже избавитися нам от всякого зла.

Но, о, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадаем пред Честною иконою Твоею и умиленною душею и сокрушенным сердцем со слезами молим Тя: отврати от нас, Всемилостивая наша Помощнице и Заступнице, праведный гнев Божий на ны движимый и избави, нас, от глада, града, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобные брани. Храм и град сей добре сохрани и верою живущих зде в мире соблюди. Буди нам Заступнице и Ходатаице пред Престолом Всевышнего, идеже предстоиши. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Пресвятая Мати Дево! Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Царице и Владычице! Под Твой Покров притекаем. Молитвами Твоими ниспосли Отечеству нашему мир, людем здравие и земли плодоносие, воздуху благорастворение. Избави нас от падений греховных, от навета злых человек, скорбей, бед и внезапныя смерти. Вразуми нас, о, Всемилостивая Заступнице, како безгрешно прейти путь земного сего жития. Ты бо веси немощи наша, веси и согрешения наша, но и веру зриши и упование видиши.

Даруй же нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховной жизни и оставление прегрешений. Укрепи в нас Православную веру, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух кротости и смирения, дух любви и терпения, в добрых делах преуспеяние.

В Страшный же день суда Божия, Твоим молитвенным ходатайством и заступлением, о, Пречистая Владычице, сподоби нас стать одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и в бесконечные веки. Аминь»

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Корсунская»

Чтомая в Петроградском Исаакиевском кафедральном соборе

Корсунская икона Богородицы

О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому и чудотворному образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Тебе сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу, во веки веков. Аминь.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже источаеши исцеления всем, с верою к Тебе притекающим.

Акафист Божией Матери перед иконой «Корсунская»

В мюнхенском Кафедральном Соборе хранится древняя Корсунская икона Божией Матери, которую прихожанам преподнес в дар Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в знаменательный день, когда впервые совместно был отслужен акафист Божией Матери (29 ноября 2007). А через год, когда Святейший патриарх Алексий II, совершал Божественную Литургию в нашем храме (30 ноября 2008 года), икона Божией Матери «Корсунская» была уже в прекрасном резном киоте, что стало возможно трудами и пожертвованиями наших прихожан.

«Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже источаеши исцеления всем, с верою к Тебе притекающим.»

Описание и краткая история происхождения иконы «Корсунской»

Среди чудотворных икон почитается икона Корсунская, написанная святым апостолом Лукой. Другое название иконы – Ефесская, поскольку образ некоторое время после написания хранился в городе Ефесе. В последствии были выполнены многочисленные списки с иконы, которые можно было найти в самых разных уголках Святой Руси, и они также прославились чудотворениями.

Было также построено немало храмов в честь иконы Божией Матери «Корсунская», в которых главной святыней был образ, чудотворный список с иконы.

Два различных предания о появлении Корсунской иконы Пресвятой Богородицы на Руси.

В Ефесе хранилась икона Божией Матери, по преданию написанная святым евангелистом Лукой. В 988 году, 9 октября, список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром и получил название Корсунской иконы. Позже эта икона была перенесена в Новгород, а оттуда — в Москву, в Кремлевский Успенский собор, где обреталась за престолом.
Другое предание гласит, что в Россию не список, но сама икона, была принесена в конце XII века полоцкой княжной Предиславой, в иночестве Евфросиниею, которая получила её в подарок от греческого императора.
Пресвятая Богородица с любовью склоняется к Богомладенцу Иисусу и нежно прижимается к нему щекой. Матерь Божия и Богомладенец с такой милостью и любовью взирают на каждого, что душа наполняется благодатью. Длина образа 1 аршин и 2 вершка, а ширина 14 вершков. Хотя живопись от времени потемнела, но в начале XX века цвета красок различались легко. Цвет верхней одежды Богоматери — красный, а нижней — темно-синий. У Предвечного Младенца одежда темно-зеленая. На обороте иконы находилось изображение св. Николая Чудотворца. Чудотворений, которые произошли по молитвам перед этим святым образом, не перечесть. У Корсунской Божией Матери просят об избавлении от печали и скорби, нищеты, об исцелении болезней душевных и телесных, а также, просят помощи в житейских нуждах и семейных делах.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Корсунская»

О Пресвятая Дева, Владычице Богородице, Единороднаго Бога Слова, всякия видимыя и невидимыя твари Творца и Владыку, единаго от Троицы Господа, Бога же и Человека, паче естества и слова рождшая, вместилище Божественное, всякия святыни и благодати приемнице, в Нейже исполнение Божества пребывает, благословением Бога и Отца и действом Святаго Духа избранная от всея твари, славо и неизглаголанное веселие Ангелов, царский апостолов и пророков венче, чудное и всехвальное мучеников мужество и страдальцев венчание, присносущных и нетленных воздаяний ходатаице непреложная, преподобных честь и славо, незаблуднаго пути учительнице, источниче света, милости неистощимая реко, всяких чудес и дарований духовных море неисчерпаемое! Тебе молимся и Тебе просим, милостивную Матерь Человеколюбца Владыки, помиловатися нам, смиренным и недостойным рабом Твоим: призри милостивно на пленение наше и исцели сокрушение душ и телес наших, видимыя и невидимыя рати разори, и всяко столп крепости, оружие во бранех, воевода и поборница непобедимая буди нам недостойным от лица враг наших. Покажи на нас древния милости и чудеса Твоя. Яко един есть Царь и Владыка Сын Твой и Бог, Ты же воистину еси Богородица, от всех родов блажимая, истиннаго Бога по плоти рождшая, и Того ради вся можеши и сильна еси действовати, елика аще волиши на небеси и на земли. Исполни убо всякое прошение на пользу коемуждо, Владычице: подаждь недугующим цельбу, в мори плавающим тишину и управление, с путешествующими спутешествуй и соблюдай я, скобящия утешай, нищету и всякое телесное озлобление облегчи, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством, яко да путь временныя сея жизни добре и непреткновенно скончаем, и вечная оная блага Тебе ради во Царствии Небеснем получим. Изряднее же Тебе вручаемый град сей и всяк град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани и от напрасныя смерти избави, и всяк гнев праведно на ны движимый отврати, благоволением и благодатию Единороднаго Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Присносущным и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Корсунская»,
чтомая в Петроградском Исаакиевском кафедральном соборе
О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому и чудотворному образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Тебе сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу, во веки веков. Аминь.

ПОЧИТАНИЕ И ПРАЗДНИК КОРСУНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

День памяти образа празднуется 22 октября. 9 (22) октября 988 года образ был принесен святым равноапостольным князем Владимиром из Херсонеса в Киев. Кроме того, Корсунскую икону вспоминают и в день памяти князя Владимира, 15 июля.
В этот день или накануне совершают молебны с акафистом перед иконой Пресвятой Богородицы. Считается, что молитва ей в этот день имеет особую благодать.

Кроме того, в это же время за большими богослужениями — Всенощным бдением, которое совершают накануне вечером в церквях в честь Корсунской иконы и около почитаемых ее списков, и Литургией — поются или читаются краткие молитвы, называемые тропарями и кондаками. Эти молитвы Корсунской иконе можно читать наизусть или онлайн:

Избранная от рождения Своего Дева, по тихой смерти — Успении Твоем в Небесные чертоги вознесенная Самим Христом со славой, служительница избавления мира от зла смиренная, в сердце свое обо всех людях заботу имеющая, близкий Друг и Утешительница всех обижаемых, трудящимся и обремененным печалями и скорбями Опора непоколебимая, — Тебе сегодня песню хвалебную приносим, ведь ты явила иконой Своей милость всем людям, почитающим тебя, чтобы мы пели, не умолкая: Радуйся, Богоматерь, в бедах Помощница скорая.
Ангельские силы, удивляясь тайне воплощения и восхваляющие промысл Вседержителя Бога о Деве Марии, неумолкаемую похвалу Ей возносят, величие прославляют Богоматери Пречистой, от Которой спасение всем нам Господь подал. Потому и мы, Небесным воинствам подражая, просим — пусть каждый человек стремиться молитву Ей вознести и, исполнившись радости, почитает хвалой светлое и священное торжество Богоматери Преславной.

День почитания иконы Богородицы

В день празднования Корсунской иконы, который ежегодно приходится на 22 октября, священнослужители призывают верующих людей посетить церковь и преклонить колени перед святым ликом Божией Матери. А также поставить свечи за мир, благополучие, процветание и здоровье. Именно в день почитания образа сила иконы удваивается и становится особо ощутимой. Так очистите свое сердце от всего гнетущего, алчного и злого, прочитав молитву подле Богородичного лика.

Одигитрия

Двусторонняя икона «Богоматерь Одигитрия (Корсунская)и Христос Пантократор». 2-я пол. 13 века. Музеи Московского Кремля.

Помимо вышеупомянутой популярной Корсунской иконы типа Елеуса, существует называемая тем же эпитетом икона типа Одигитрия.

Эта двусторонняя икона (на обороте — «Христос Пантократор»), созданная в Византии во 2-й пол. 13 века, входила в число «корсунских» святынь московского Успенского собора наряду с корсунскими крестами; ныне она — в Музеях Московского кремля. По преданию, опубликованному А. Г. Левшиным, она была принесена Владимиром Святославичем из Корсуни вместе с другими реликвиями в Новгород, откуда позже их забрал Иван Грозный. В описи Успенского собора (1853-54) было указано время привоза иконы в Новгород (992) и в Москву (1570). Тем не менее, к X веку эта икона не имеет отношения, а эпитет «корсунский» является общим и указывает на византийское происхождение иконы. Сейчас ученые считают, что она могла быть на самом деле принесена в 1283 или в 1300 году митрополитом Максимом из Константинополя во Владимир, откуда её мог забрать в Москву митрополит Петр. Он мог поставить её в алтаре первого каменного Успенского собора, став одной из наиболее почитаемых его реликвий. Она хранилась в алтаре собора за престолом вместе с другой двусторонней иконой — «Богоматерь Одигитрия; Спас Нерукотворный», также называемой «Корсунской»

Торопецкая икона

Торопецкая икона Божией Матери

История Торопецкой иконы известна с рубежа XVII—XVIII когда было написано первое сказание о ней. В городе икону стали отождествлять с древней Корсунской иконой, тогда же возникла популярная в XVII—XVIII века легенда о её «корсунском происхождении». Во имя этого чтимого образа освящён городской Корсунско-Богородицкий собор.

В отличие от оригинальной Корсунской иконы — Елеуса, Торопецкая икона относится к иконописному типу Одигитрия. Существует гипотеза, что икона происходит из Полоцка и представляет собой список с Ефесской иконы Евфросинии.

Копии

Название «Корсунская» на самом деле носят несколько разных икон. Их объединяет не столько происхождение, сколько общий тип изображения — «Умиление».

  • Образ княгини Полоцкой. Невеста Александра Невского принесла святыню в качестве приданого в 1239 г. Написан образ был в Константинополе. В Полоцке был основан Спасский женский монастырь, куда Ефросинья пожертвовала его. Образ был украшен драгоценным окладом.
  • Одигитрия Корсунская — создана в 13 в., сегодня находится в музее Кремля. Долгое время икона находилась в Успенском храме, куда ее привез Иван Грозный. По мнению историков, попала в Россию из Константинополя в начале 14 в.

Существует и несколько других образов, которые претендуют на честь именоваться Корсунской иконы Богородицы. У каждого из них отдельная история, многие прославлены чудесами, поэтому могут одинаково почитаться верующими.

Немного истории

Как считается, именно евангелист Лука начала писать святые образы и ему принадлежит как минимум три различные изображения, в том числе и икона Богородицы Корсунская, которая относится к подтипу: Елеуса или Умиление. Напомним, всего есть три основных типа икон Пречистой Девы:

  • Оранта;
  • Одигитрия;
  • Елеуса.

Они символически изображают христианские добродетели: Веру, Надежду, Любовь. Каждый вариант имеет собственный канон написания, характерные позы и расположение фигур. В Корсунской иконе Елеуса Спаситель и Богоматерь прижимаются друг к другу щеками, такое расположение фигур говорит о нежных отношениях, но также на символическом уровне указывает на стремление души к божественному, ведь Богоматерь как бы символически представляет душу каждого верующего, которая стремится к Господу и хочет наладить с ним самые близкие и доверительные отношения.

До поры до времени Эфесская икона Божией Матери (название по городу Эфес является вторым для данного образа) пребывала на территории Византийской империи, но в дальнейшем была привезена на Русь. Тут существуют различные версии касательно того, кто привез данный образ, не станем на этом акцентировать внимание, так как этот факт не является особенно существенным для молитвенного обращения к образу и религиозной практики.

Согласно одной из версий, Корсунская икона Божией Матери была привезена самим крестителем Руси, то есть князем Владимиром, а по другой версии, заслуга принадлежит великой подвижнице Евфросинией Полоцкой, которая активно распространяла христианство в 12 веке.

Это интересно: Икона Пресвятой Богородицы «Ключ Разумения»

Кондак 1

Возбранная от рождества Своего Дево и по тихом успении Своем в небесная вознесенная преславно, служительнице избавления мира смиреннейшая, в сердце своем о людех печаль имеющая, близкая другиня и утешительнице всех обидимых, труждающихся и обремененным опоро нерушимая, — Тебе ныне хвалебная пения по силе приносим, понеже явила еси от образа Своего милости предивныя людям изборским, да взываем Тебе немолчно:

Радуйся, Богомати, в напастех помощнице скорая.

Икос 1

Ангельстии собори, воплощения тайне чудящеся и Вседержителю о Ней немолчные хвалы всегда приносяще, величания приносят и Деве избранней, Богоматери Пречистей, из Нея же на спасение всем Бог воплотися; сего ради, небожителем подражая, да подвижется всяк земнородный и, исполнь духа радования, да почитает он светло священное торжество Девы и Матере, взывая Ей тако:

Радуйся, жизни нестареющей весно благоуханная.

Радуйся, луча вознесенного цвет краснейший.

Радуйся, яко от Тебе всего мира обновление изыде.

Радуйся, грехи и скверны всего мира омывающая.

Радуйся, таинственного дне жизни блаженной заря пресветлая.

Радуйся, всем, совершающим путь спасения, невидимая сопутнице.

Радуйся, душ чистых ниво небесная.

Радуйся, пажитей духовных росо плодоносная.

Радуйся, Тебе бо земля дарствует цвети предивнии.

Радуйся, Тебе бо днесь тщимся приносите песни избранные.

Радуйся, благодать молитвы, яко дыхание тонкое, в душах возгревающая.

Радуйся, Светоче моления нашего тихий.

Радуйся, Богомати, в напастех помощнице скорая.

Кондак 2

Безгласен бысть некогда иерей Захария, егда усумнеся глаголанному от ангела, яко, стар сый, пророка великого отец будет, и нем бе, дондеже сбыстся реченное ангелом. Такожде и мы, безмолвнии бывши зрением чудесного знамения от образа Пречистыя Богоматере, ныне дерзновенно отверзаем уста своя творящему нам милости великия, вопия ему: Аллилуия.

Икос 2

Весть приемше людие Изборстии, яко убийством и пожаром идяху, иноплеменнии и уже пожгоша посад Печерстий, страхом одержими быша. Ищущим же им спасения у дома святителя Николая, с вышних призре на обуреваемых напастьми Пречистая и от образа Своего, еже бысть у вдовы Евдокии, яви знамение сострадания горю людскому, излия слезы. Тогда, радости исполнени, люди изборстии умиленно взываху Богородице:

Радуйся, внезапу милость людем Твоим от образа Твоего явльшая.

Радуйся, горестей нашим слезы своими для всех зримо сострадавша.

Радуйся, Твоя бо любовь на нас, аки дождь, ниспадает.

Радуйся, яко Ты подъемлеши на Себе ярем спасения нашего.

Радуйся, всему миру врачевство духовное.

Радуйся, всякому делу благому пособнице усердная.

Радуйся, изымающая от сетей корысти и буесловия.

Радуйся, довольство житием тихим в душах укрепляющая.

Радуйся, державная заступнице всего мира христианского.

Радуйся, град наш соблюдающая от обдержания вражия.

Радуйся, Богомати, в напастех помощнице скорая.

Кондак 3

Гавриил Благовестник странные глаголы рече Деве Марии, яко смутитися Ей зело, понеже благовести Ей рождение Сына без мужа. Покорна же бе воле Божией избранная раба Господня, смирение великое показа, вдах Себе всю в руце Божии, да научит и нас, приосененных Богоматерним заступлением, возглашати неустанно Вышнему, пути наши дивно устроящему: Аллилуия.

Икос 3

Достоит мужем наипаче охрану домов и весей имети, зане силою и крепостию обладают. Сего ради и возсташа, якоже един, вси мужие изборстии, внегда услышаху бряцание бранем и шествие лютого врага, разоряющего домы, — и егда помышляху, како врагу противостати и ограждение веси своея сотворити, внезапу Жена великая прииде и знамение от образа своего яви, да покрову Богоматере радующеся, вознесут ей вси мужие величания таковая:

Радуйся, опоро людей Твоих нерушимая.

Радуйся, всем ослабевающим укрепление твердое.

Радуйся, моря житейского кормчий верный.

Радуйся, всем обуреваемым отишия пристань.

Радуйся, бурю страстей греховных умиряющая.

Радуйся, от деяний бесчестных и злых удерживающая.

Радуйся, на земле в поте трудящимся бодрение и сило.

Радуйся, делателю нелицемерному отдохновение и отрадо.

Радуйся, грубость сердец людских умягчающая.

Радуйся, подъемлющая их от земли на небо.

Радуйся, забвение несущая дел суетных и ложных.

Радуйся, силы подающая к отвращению от путей лукавствия.

Радуйся, Богомати, в напастех помощнице скорая.

Кондак 4

Еще в земнем житии Своем, смирением великим богатея, преисполнена бысть труда и забот обрученная старцу Дева-Мати, о доме и о Сыне Своем возлюбленнем попечение всегда имея. И по днесь, егда крестною смертию увенча мир деяния Искупителя не забывает Богомати, уже в славе небесней пребывая, грешного мира людей сирых и обремененных, не преставая о них перед Сыном моления творити да вопиют спасаемые Богу: Аллилуия.

Икос 4

Жизнь дарствуя людем и радостную ю творяще, в земнем служении Своем некогда призван бысть Иисус со ученики Своими на брак в Кану Галилейскую, да благословит людей простых и бедных. Недоставшу же вина пирующим, болезнова Мати Пречистая, зане любляше людей и радости их любляше, и приступи к Сыну и проси знамение сотворити Любови Матерней помоществуя, претвори Иисус воду в вино, начаток знамением Своим полагая. Мы же, сие на память приводя, Богоматернее сорадование нам всегда величающе, да вопием Ей тако:

Радуйся, из сонма жен избранная чудно.

Радуйся, любве великия свете, горе вознесенный.

Радуйся, Бога родшая на спасение наше.

Радуйся, всемирное избавление Собою наченшая.

Радуйся, Сеятеля чистоты в мире Единого Мати.

Радуйся, даровании духовными светло озаренная.

Радуйся, Жено единая, болезней чадорождения не познавшая.

Радуйся, вместилищем Невместимого соделавшаяся.

Радуйся, Собою вся наполняющего Мати.

Радуйся, мир и согласие семьи наблюдающая.

Радуйся, напрасны творящая ухищрения людей противумирных и жестоких.

Радуйся, в Себе сочетавшая жизни терпение и Богу служение.

Радуйся, Богомати, в напастех помощнице скорая.

Кондак 5

Зело расширила еси покров всеобдержныя милости Твоея Богородице, и, быв цветом избранным всех жен, сияющим добродетельми многоразличными, показа миру чудо, и небожителем странное: земная бывши к Царю небес приблизилася еси тесно, людския страдания и слезы к престолу Вышняго принесла еси охотно и тако дала еси людем силу к Отцу всех взывати хвалебно: Аллилуия.

Икос 5

Земная злоба неистовствова, и оружие пройде Твое сердце, Богомати, егда узрела еси Сына на Кpecтe распята. Мучении горькими одержима бысть душа Твоя, и велий плач принесла ecи, глаголюще: «странным и дивным Рождеством Твоим, Сыне Мой, возвеличена бысть пред всеми матерями; но горе Мне, утроба Моя раздирается, егда вижу Тя на Древе». Сии страдания безмерными да укрепятся вси матери и да принесут ныне Божией Матери славословия сицевая:

Радуйся, сердца матернего, страдании Сына, яко мечем пронзенного достойный образ подражания.

Радуйся, матерем горестным и душею израненным надежное укрепление.

Радуйся, Мати всю жизнь содержащего.

Радуйся, скорбный путь материнства горце уведевшая.

Радуйся, муки чадорождения утишающая.

Радуйся, матерей печаль безъисходную веянием любви рассеевающая.

Радуйся, роди бо вси Тебе присно чудятся.

Радуйся, яко паче горних сил превоснеслася, рождши неприступного Бога.

Радуйся, рождением из Себе Сына предвечнаго чадородие благословившая.

Радуйся, многочадным матерям силы неслышно подающая.

Радуйся, слезы матерей благодатно осушающая.

Радуйся, подвиг жизни их добрый светом утешения озаряющая.

Радуйся, Богомати, в напастех помощнице скорая.

Кондак 6

Из бездны адовой вси силы тьмы возликоваша, егда на Голгофе вечеру заходящу единственного дне, на Кресте распинаемое Слово жизни в человечестнем естестве своем приблизися к смерти. Тогда скорби неисцельные исполнися сердце Богоматере, зряще страдания Божественного Сына; любовию же матернею ко Кресту припадала есть купно со учеником возлюбленным Сына Своего, чающе утешения болезнующей душе Своей, дондеже не услышала есть со Креста словесе Сыновнего утешения и не воззвала со учеником слова Всемогущему: Аллилуия.

Икос 6

Иерусалим своими вольными страдании освятил есть Царь царствующих, и при вхождении в онь, егда гряде на страсть, ликования детей приял есть Сын Твой, Богомати, якоже и прежде сего любовно благослови их, рекши: «аще не будете яко дети, не внидите в Царство Небесное»: тем же, любови Сына к детем соревнуя, поныне являешися, Богородице, опорою детем чистым и кротким, немощным и убогим, сирым и оставленным, да вопиют они детскими усты великия Тебе хваления:

Радуйся, детем непорочным радость Собою низводящая.

Радуйся, повсюду хранящая их от бед и скорбей.

Радуйся, разум детей к познанию Бога и жизни руководящая.

Радуйся, пути стропотны к шествию младенцев исправляющая.

Радуйся, раю детские сладости.

Радуйся, сокровище жизни неоскудеваемое.

Радуйся, из уст младенцев моления нехитростная приемлющая.

Радуйся, всяко благое от Бога даяние им посылающая.

Радуйся, обращающая сердца к родителям.

Радуйся, умиряющая надмение юных.

Радуйся, от силы в силу возводящая.

Радуйся, красоту и премудрость Божия мира детем указующая.

Радуйся, Богомати, в напастех помощнице скорая.

Кондак 7

Концев всея земле людие, из века в век приносят превеликая и немолчная хваления Тебе, Богоизбранная Дево, зане не токмо славу приемлеши, но и едина имееши от Вышняго исполняти всякое благое людей прошение, чего ради и числа не имут явленные и цельбоносные Твоя иконы, явно зримыя знамения любве Твоея, всепомоществующей всем верующим взывающим Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Любве престарелых родителей плод краснейший, вручена бысть старцу Иосифу Мариа, да сбудется вся, реченная пророки. Послушива бысть старейшим во всем, Дева благоуветлива явися им, яко жезл старости добрый. Такожде и до сего дне вси старцы и старицы, течение жизни в трудех и подвизех совершающе, недузи телесные и душевные мощно превозмогают, подкрепляеми Твоим Приснодево, явлением и помощию, чесо ради и ныне, притекающе к Тебе, сияющему свету заходящия жизни, благодарственно глаголят тако:

Радуйся, престарелых родителей радость неизреченная.

Радуйся, старость их благочестием украсившая.

Радуйся, старости угасающая Свете тихий.

Радуйся, сокровище жизни неистощимое.

Радуйся, жизнь наполняющая деяньми святыми.

Радуйся, мудрость дающая, не в числе лет исчисляему.

Радуйся, отверзающая врата Иерусалима вечного, идеже скончавается людей странствие.

Радуйся, Приятелище всего мира премудрости несозданной.

Радуйся, в малом удержавающая, да не сотворим грехов больших.

Радуйся, руководящая к упованию единому жизни всея.

Радуйся, добре пожившим мирную кончину уготовляющая.

Радуйся, расширяющая дом души нашея для вхождения Господня.

Радуйся, Богомати, в напастех помощнице скорая.

Кондак 8

Мариа — другая, седши некогда при ногу Иисусову, слушала слово Божественного учения и питающая душу благодати, яко забыти ей вся земная и временная и, Божественному Учителю последующе, воспарити духом в небесная и вечная, идеже жизнь совершенная и дуси в Господнем покои пребывают. Тако и Царица Небесная, всегда предстоя престолу Бога и Сына, любовию подъем лет нас ко Вседержителю и царствию Его да возносим Ему присно: Аллилуиа.

Икос 8

Недоумеет ум и бессилен бывает егда тщится уразумети вселенское чудо явления в мир Богоматере, зане превыше плотянаго ума сочетание в единей девства Матере и деторождения Девы. И ныне сердцем чистии и кротцыи, осиянные смирения благодатию, да предстанут образу Царицы душ девственных и, от Нея приявшии силу и бодрость на подвиг жизни своея, да славословят Ю сице:

Радуйся, светом целомудрия осиянная.

Радуйся, девство вместилищем Бога воплотившася соделавшая.

Радуйся, чудесе велия и единого: Девы рождающей без мужа явление.

Радуйся, мира чуждого и хладного Заступнице теплая.

Радуйся, моления за людей свеща неугасимая.

Радуйся, стено, крепкая всем, подвигом девства подвизающимся.

Радуйся, Невесто-красительнице душ девственных и святых.

Радуйся, тайну промышления Божия о людех явльшая.

Радуйся, достигшая конца человеческих вожделений.

Радуйся, обожению естества человеческого девством Своим послужившая.

Радуйся, Бога нисшедшего к людем обитель святая.

Радуйся, Богомати, в напастех помощнице скорая.

Кондак 9

Образ матернего служения великого, благословила еси жен чадородие, Сына Божия сущи Мати единая, да на Тебе взирающе, силу восприимут вси немощствующии жены и сиротствующие девы, их же и в Небесных обителех не забываеши присно, яко и сподобитися им первым свидетельницы быти во Изборске явления от образа Твоего и о сем возносити Господу немолчно: Аллилуиа.

Икос 9

Пречистыя Богородицы образу явленному зело возрадовахуся людие изборстии, река бо явися неоскудеваемая заступлений Владычных. Радости же людей изборских поревновав, повеле Псковский архиерей Макарий изнести Корсунскую икону Божия Матере во град Псков, и ту две седмицы прием Пречистая поклонение Своему образу, егда вси псковичи, припадающе благочестно взываху сице:

Радуйся, древний град Изборск знамением от иконы Твоея возвеличившая.

Радуйся, Божие благоволение к людем низведшая.

Радуйся, людей изборских дерзостная похвало.

Радуйся, Тебе благочестиво сретшим помилование уготовляющая.

Радуйся, изшедшая от Изборска во Псков на милость и заступление.

Радуйся, во Пскове двою седмицею поклонение образу Твоему приемшая.

Радуйся, всея земли псковския щит и оружие.

Радуйся, о всех и за вся благая поборнице скорая.

Радуйся, благодати бо Твоей осеняемей, страхом исчезают темные силы.

Радуйся, яко врагов шатания, яже на нас движимая, разоряеши.

Радуйся, неправедно злословящих нас к молчанию приводящая.

Радуйся, Тебе бо уста отверзаем, возносяще благодарения песни.

Радуйся, Богомати, в напастех помощнице скорая.

Кондак 10

Роду человеческому искупление творя, не име Сын человеческий, в Своем служении на земли, идеже главу Свою подклонити: Ты же ревностно следовала Ему, любвеобильная Мати, опорою и утешением в Его шествии из града в град, из веси в весь всегда бывая и Своим прошением низводя на людей милосердие Своего Сына. И ныне род человеческий во время всякое и день каждый в Тебе, любве Мати, имать скорую помощь и непреоборимую защиту, чесо ради и вопиет о Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Силы неоскудеваемые любовь всеобдержная вхождением в мир Богородицы явися чудно: несть взывающего, Его же не услышала бы любве Мати, несть в молитве вопрошающего, Ему же утешение не даровала бы Заступница, несть падающего под ярмом жизни скорбные, Ему же Пречистая помощи не упроси. Изнемогает всяк глагол вознести Утешительнице мира достойная хваления, но и молчати уста наша не могут, со смирением взывая Богородице:

Радуйся, любве кладезь глубокий и неисчерпаемый.

Радуйся, всех любовно содержащая в сердце Своем.

Радуйся, милосердие Вышняго на людей низводящая.

Радуйся, всемерно взыскующая спасение падших.

Радуйся, духов мрака и злобы далече от нас отгоняющая.

Радуйся, побеждающая их всемощною силою кротости Своей.

Радуйся, всякому творению Божию к блаженной жизни спутешествующая.

Радуйся, мира горняго и дольняго мосте предивный.

Радуйся, царству любве в людех путь правый уготовляющая.

Радуйся, сокрушающая тем державу власти темныя.

Радуйся, всех подвигом жизни добре подвизающихся неомраченное веселие.

Радуйся, Тобою бо в домех и во градех благоденствие почивает.

Радуйся, Богомати, в напастех помощнице скорая.

Кондак 11

Труда тяжкого и болезней есть житие человека на земли, беды и лишения обдержат его всюду, приходящим им, отонудуже не чает и борющим его силою, противу Ея же не может крепко стати. И тако преисполнен бы был скорбей и стенание всяк путь жизни, аще бы не Ты Своим предстательством, радосте незаходимыя Мати, о Тебе же вопием Богу. Аллилуиа.

Икос 11

У Господа величие обретшая и быв по вся дни земныя жизни Своея другиня сирых и обездоленных, преславно вознесена Сыном в Небесные кровы в честнем Успении Своем. И ныне преукрашенная божественными лепотами, присно призираеши на людей, озлобленных грехи многими, да противустоят они твердо помощию Твоею всем скорбем и напастем сея многотрудныя жизни и, Царицу Небесную славяще, тщание имут всегда восхваляти Ю тако:

Радуйся, в Царствии Сына Твоего славою венчанная.

Радуйся, с высот славы Небесныя в души убогих нисходящая.

Радуйся, величием вознесенная по Успении Своем.

Радуйся, людей страждущих присно покрывающая омофором Своим.

Радуйся, другиня верная душ сирых и оставленных.

Радуйся, радосте всякие твари живущия.

Радуйся, царство благодати Сыном Своим людем даровавшая.

Радуйся, обиталище в домех нищих Себе сотворшая.

Радуйся, приемлющая немолчное хваление Ангельских сил.

Радуйся, Богоматере величие и Приснодевы смирение в Себе сочетавшая.

Радуйся, яко Тебе от края и до края земли многоустные хвалы верных приносятся.

Радуйся, ни единыя же души недугующей и в томлении сущей, Своею помощью не оставляющая.

Радуйся, Богомати, в напастех помощнице скорая.

Кондак 12

Круг жизни моея проходя, страдание и горе уведев, недуги тела и духа в себе поборая и о всей радости жизни Творца прославляя, дерзаю к Тебе, Матери Света, принести моя песнопения; Ты же милостиво приими их, зане являешися река великая, точащая обилие щедрот, их же преисполнени вси люди, да соберутся ныне со мною купно, вопиюще Богу едиными усты и сердцем единым: Аллилуиа.

Икос 12

Царь славы Христос благоволи родитися от Неискусомужныя, паче мира Ю удобрив, и великия милости на людей изливая, Сию дарова помощницу людем Своим строити и покрывати от всякия беды рабы Своя, еже и всем видимо бысть в чудеснем знамении во граде нашем от Пречестныя иконы Богоматере, да не престанем Пречистей на всяко лето о сем службу творити, со благодарением глаголя:

Радуйся, покровение града нашего.

Радуйся, неотступная Предстательнице о впадших в напасть.

Радуйся, с вышних призирающая на смиренных.

Радуйся, гордым и завистным указующая путь исправления.

Радуйся, Тобою бо труд землепашца освящается.

Радуйся, в Тебе бо силу емлют в труде ослабльшии.

Радуйся, нам к Тебе руки молитвою воздевающим, жизнь творящая богатно.

Радуйся, грозы гибельные, град и бездождие от земли нашея отгонящая.

Радуйся, нив и сел Изборских незримая Охрано.

Радуйся, от неистовств нашествия иноплеменных ограждение наше.

Радуйся, Богомати, в напастех помощнице скорая.

Кондак 13

О, Мати Единая, любовию весь мир содержащая в сердце Своем и перед Сыном Своим за Него ходатайствующая немолчно. Светло внемли хвалениям нашим. Тебе из глубины душ смиренных и благодарных приносимым: приими и моления наша, не отними Покрова заступления Твоего от мира греховного, зане преступления и грехи наши всегда пред нами, Твоим предстательством умножи силы наши стезю греха миновати, поборов прелести и искушения пути блазненного и пространного, не остави нac сирыми в жизни нашей, ея же дни труда и лишений исполнены, — да к Тебе в молениях присно прилепляяся, вся дни жизни нашея твердо, радостно и благочестно пройдем, понеже Ты имаши силу низводити на нас, недостойных, благословение Владыки жизни и любве, Ему же ныне со умилением вопием: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О, Всемилостивая Госпоже, Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, Небесе и земли Царице, града нашего всемощная Заступнице. С верою и любовию припадаем и поклоняемся Тебе пред Святою и пречистою Твоею чудотворною иконою, Ею же дивные и преславные чудеса содеваеши. О, Всемилостивая наша Заступнице и непостыдное наше упование, благодарим Тя о всех благодеяниих от Тебе, бывших на нас от древних времен и до ныне.

И ныне мы грешнии, воспоминающе, дивное знамение Твоего заступления града нашего Изборска, явленное, во дни ратнаго на сей град нашествия, смиренно молим Тя: яко же древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси и люди изборския от бед спасла еси и многие знамения и чудеса являла еси, так и ныне, Преблагословенная Владычице призри на нас немощных и грешных раб Своих. Сподоби Твоего Матернего заступления и благопопечения, о еже избавитися нам от всякого зла.

Но, о, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадаем пред Честною иконою Твоею и умиленною душею и сокрушенным сердцем со слезами молим Тя: отврати от нас, Всемилостивая наша Помощнице и Заступнице, праведный гнев Божий на ны движимый и избави, нас, от глада, града, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобные брани. Храм и град сей добре сохрани и верою живущих зде в мире соблюди. Буди нам Заступнице и Ходатаице пред Престолом Всевышнего, идеже предстоиши. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Пресвятая Мати Дево! Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Царице и Владычице! Под Твой Покров притекаем. Молитвами Твоими ниспосли Отечеству нашему мир, людем здравие и земли плодоносие, воздуху благорастворение. Избави нас от падений греховных, от навета злых человек, скорбей, бед и внезапныя смерти. Вразуми нас, о, Всемилостивая Заступнице, како безгрешно прейти путь земного сего жития. Ты бо веси немощи наша, веси и согрешения наша, но и веру зриши и упование видиши.

Даруй же нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховной жизни и оставление прегрешений. Укрепи в нас Православную веру, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух кротости и смирения, дух любви и терпения, в добрых делах преуспеяние.

В Страшный же день суда Божия, Твоим молитвенным ходатайством и заступлением, о, Пречистая Владычице, сподоби нас стать одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и в бесконечные веки. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *