Кукша святой

Сегодня мне захотелось пройти по вехам истории, заглянуть в стародавние времена и рассказать о наших предках – славянах. Как они жили, во что верили и так далее.

Племена восточных славян делятся на несколько племенных союзов, но я остановлюсь лишь на одном – на вятичах. Именно они ко мне ближе =) территориально. Весьма примечательный народ, но об этом ниже.

Меня всегда интересовало прошлое, быт, нравы, обычаи наших предков. Так вот на днях я занялась чтением разных заметок в сети, книг, учебников (слишком далеко, правда, еще не заглядывала).

Среди прочитанного, было несколько книг, но выделю я две:

Первая — «Древняя Русь и Великая степь» Л. Н. Гумилева (мне ее советовали к прочтению, а теперь и я рекомендую). Спорных моментов в ней очень много (впрочем, в истории они есть почти всегда), но в целом, в книге очень доступно описывается момент становления Киевской Руси и христианства. Расселение племен и прочее и прочее.

А вторая — «Восточные славяне в VI-XIII вв.» 1982 года издания (автор Седов В.В.). Потрясающая вещь! Любителям истории и археологии советую.

Кто такие вятичи

Вятичи – одно из племен восточных славян, которые жили на территории современных Тульской, Орловской, Рязанской, Калужской, Московской, Липецкой и Смоленской областей в период между 8 и 13 веками.

Само слово «вятичи» восходит к имени родоначальника племени – Вятко (Вячеслав):

«Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко… А Вятко седе с родом своим по Оце (Оке), от него прозвашася вятичи»

Есть и другие версии:

  • От индоевропейского «ven-t», что означает «мокрый»;
  • От польского «Вятр» — ветер. (В этом что-то есть, ведь главное божество Вятичей – Стрибог);
  • От праславянского «vęt» — в переводе с праславянского языка означает «большой», и такими именами, как «венеты», «вандалы» и «венеды». Короче говоря, все это можно объединить под одной чертой – Большие люди или же Великий народ.

Вантит – земля вятичей?

Арабские летописи повествуют о том, что в 9-11 века, в бассейне Оки существовало независимое от Киева государство, которое именовалось Вантит. И жили в нем воинственные люди, и имя им было — Вятичи. Конечно, все могло быть и не так, но теория интересная.

Государство славян-вятичей – Вантит являлось крупным территориально-племенным объединением. В нем была четкая структура и иерархия: небольшими племенами управляли «светлые князья», которые, в свою очередь, подчинялись единому правителю – «Князю князей».

«И упомянутый глава их, которого они называют «главою глав», зовется у них «свиет-малик». Владыка этот имеет верховых лошадей и не имеет иной пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные прочные и драгоценные кольчуги…» (Ибн-Русте)

Но пусть вас это не смущает, так как жили наши предки общинно-родовым строем, а «князя» выбирали на советах общины (вече).

Статья по теме: Одежда славян: основные моменты и реконструкции.

Из всех племен восточных славян, вятичи — самое выдающееся (по ряду причин), отчасти, они действительно Великий народ. Нет, конечно, усыпальниц под небеса наши предки не сооружали, странных письмен, над которыми ломали бы свои светлые головы историки и криптографы, они нам тоже не оставили, однако…

Как жили наши предки

Хочется напомнить, что территория, на которой когда-то жили вятичи, в 12 веке была покрыта непроходимыми лесами. Существует даже такая история:

В 1175 году, во время княжеской распри, два войска, шедших друг против друга (одно из Москвы, другое из Владимира), заблудились в чащобах и разминулись без битвы.

Так вот, среди этих густых лесов и поселились наши с вами предки. Не в самой чащобе, конечно, а вблизи рек. И на это есть, как минимум, несколько причин:

  • река — источник пищи;
  • торговый водный путь — один из самых надежных, по тем временам.

Вятичи, впрочем, как и другие славянские племена, для жилья строили небольшие (как правило, 4 на 4 метра) полуземлянки (вырытое в земле жилище, выложенное изнутри деревом и имеющее двускатную крышу, которая слегка возвышалась над землей и была покрыта дерном).

Немного позже, славяне начали строить дома-срубы (иногда даже в два этажа), которые, помимо своей основной, выполняли еще и защитную функцию. Во дворах таких домов располагались хозяйственные постройки (сараи, погреба, амбары), и, конечно же, загоны для скота. Все дома в поселении были обращены «лицом к воде».

Если говорить о ремеслах, то стоит упомянуть, что у вятичей было хорошо развито кузнечное дело. Этому способствовали залежи древесного угля и наличие железной руды (болотного железа). Из железа изготавливались:

  • хозяйственно-бытовые предметы;
  • украшения;
  • оружие.

Помимо кузнечного ремесла, у наших предков были хорошо развиты ювелирное дело,гончарное ремесло и земледелие.

Земледелие и славяне — это, по хорошему, отдельная история, в которой нужно рассматривать все «от и до», начиная с того, как люди возделывали землю. В рамках этой статьи я не стану так далеко углубляться в данную тему, отмечу просто те культуры, которым в прошлом отдавалось предпочтение. А именно:

  • пшеница;
  • рожь;
  • просо.

А если еще учесть то, что вятичи применяли железные орудия труда, да в качестве тягловой силы использовали лошадь, то и урожаи они имели фантастические. Все это помогало сытно жить, да еще и с Новгородскими землями торговать.

Ко всему прочему, не стоит забывать о таких вещах, как животноводство, охота (пушниной выплачивалась дань хазарам) и рыбная ловля. Поймы рек, вблизи которых селились славяне – идеальные пастбища для крупного рогатого скота, овец и лошадей. А раз есть крупные животные, то и птица тоже само собой: утки, гуси, куры. Ну и свиней тоже нужно упомянуть.

На основе всего вышесказанного можно смело делать вывод о том, что у вятичей и торговля была неплохо развита. Чему, в общем-то, есть подтверждения: историки утверждают, что помимо соседних земель (таких как Новгородское княжество), наши предки торговали еще и с мусульманскими странами.

Кстати говоря, арабы считали вятичских купцов одними из самых богатых.Этому есть и археологические подтверждения: клады, найденные в этих землях составляют половину всех кладов, когда-либо найденных на территориях в прошлом заселенных славянами.

Гордое и свободолюбивое племя славян-вятичей

Вятичи поселились в благодатном краю, достигли определенных успехов в ремесле и сельском хозяйстве, активно торговали с соседями, и все это, естественно, способствовало росту населения.

Но, вот ведь, что забавно: до 12 столетия, летописи не упоминали их города. Это, конечно, не такая уж и загадка — вятичи жили очень и очень обособленно. Но, вернемся к 12 столетию.

1146-1147 годы – очередной виток в истории междоусобиц. На этот раз спор между собой вели две княжеские династии: Мономаховичи и Святославичи. Естественно, война не миновала территории, на которых жили вятичи. А там, где князья и войны, там и летописцы. Вот и начали в летописях мелькать названия древних славянских городов (перечислять их тут не стану, на эту тему уже была статья). Все перечислять не стану, а вот Дедославль упомяну (почти родное село для меня).

Вятичи – одно из самых богатых и успешных племен восточных славян, и, естественно, соседние князья хотели пополнить свою казну за их счет.

Первым был князь Святослав, пришедший со своей дружиной к вятичам в 996 году. В итоге, летопись сообщает нам следующее:

«Победи Вятиче Святослав, и дань на ня возложи»

Да, вятичи были повержены и обложены данью, вот только платить они ничего захватчику не собирались. Как только войско Святослава покинуло вятические земли, их жители перестали подчиняться князю.

Следующим, кто решил выступить в поход на эти земли, был Владимир Красное Солнышко. Он пришел в 981 году:

«Вятичи победи, и возложи на ня дань от плуга, якоже и отецъ его имаше»

Действительно, князь победил, но история повторилась: вятичи и не собирались ничего ему платить. Пришлось, идти войной второй раз, что, впрочем, не дало особых результатов.

Подведем итог: долгое время до конца покорить вятичей не удавалось никому, возможно, их даже побаивались киевские князья.

Вспомните Илью Муромца, он ведь говорил князю Владимиру, что приехал прямой дорогой из Мурома в Киев, то есть по землям вятичей. А ему даже и не поверили, мол, «завирается детина».

Что же получается: проехать по вятичским землям подвигом считалось? Проверкой на смелость и силу? Возможно и так. Но несмотря на все это, сами вятичи захватчиками не являлись (хоть и помогали в войнах другим князьям).

Нестор в своей Повести Временных лет тоже очень даже неласково о вятичах отзывается, впрочем, это и понятно, непокорные многим не нравятся.

Теперь, что касается религии, тоже показательный пример. Племя вятичей дольше всех славянских племен придерживалось язычества. Так, в 1113 году в вятичские земли приходит миссионер – монах Киево-Печёрского монастыря Кукша. Проповедовать христианство не получилось… Кукша был убит. Однако, уже в конце 12 века христианская вера постепенно начинает распространяться и среди вятичей.

И, в оканцовке статьи, хочу отметить. Да, чему быть, того не миновать, конечно же, обособленность племени вятичей рухнула (так и должно было случиться, скорее всего), но они дольше всех сохраняли свою независимость, дольше всех славянских племен, упоминались в летописях Вятичи.

Кто такие вятичи?

Вятичами называлось древнерусское племя, жившее в бассейне реки Оки. Его название происходит от имени вождя, которого звали Вятко. Так говорится в «Повести временных лет». Уже с IX века вятичи выступают как единая племенная общность. Основными их занятиями были земледелие и скотоводство. С развитием ремесла и торговли на земле вятичей появляется несколько городов, в числе которых и была Москва. Уже в XI веке на Боровицком холме находилось укрепленное поселение вятичей, позже получившее название Кремль.

До сих пор вокруг Москвы сохранились древние кладбища вятичей – курганные могильники. В соответствии с языческими обрядами над погребениями насыпали высокие курганы, их количество иногда доходило до нескольких десятков. На вершинах курганов, как правило, обнаруживаются остатки от тризны (погребальный обряд): обглоданные кости животных, угли от костра, разбитая посуда. Ниже находятся погребения. В мужских погребениях встречаются ножи, пряжки от поясов, в женских – различные украшения.

К концу XII века племенные различия стираются, и в летописях вятичи перестают упоминаться. А в XIII веке на их землях возникает Московское и другие княжества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Монастырь расположен у места гибели священномученика Кукши Печерского (1113 г.), просветителя вятичей, небесного покровителя Орловско-Ливенской епархии.

По мнению историков, память о Кукше первое время после его мученической кончины поддерживалась. По утверждениям крестьян в XIX веке, колодец, у которого был убит просветитель, являлся «святым местом», и богомолье возле него «происходило с незапамятных времен». По преданию, у болота, на месте гибели св. Кукши над «Богомольным», или «страдальческим святым», колодцем его почитатели построили часовню с крестом, где местные жители ежегодно на второй день праздника Троицы собирались на водосвятный молебен перед иконами из приходского храма с. Тельчье. На дороге против колодца был поставлен крест с вделанной кружкой для сбора пожертвований. Однако с течением времени почитание стало ослабевать. К концу XIX века эти сооружения разрушились.

Однако в конце XIX века открывается ряд церковно-просветительских обществ и братств. Во Мценске создается братство в память священномученика Кукши. В 1872 г. вновь назначенный благочинный церквей г. Мценска И. С. Попов обратил внимание на каменную церковь Богоявления, располагавшуюся на кладбище у Стрелецкой слободы. По мере увеличения города она осталась без прихода и пришла в упадок. И. Попов 28 февраля 1876 г. создал при церкви братство священномученика Кукши. Его первым председателем стал военный врач Н. В. Уточкин. В 1894 г. в Синод отправляется депутация с просьбой о перенесении мощей священномученика в Богоявленскую церковь. Несмотря на отказ, мцняне, при содействии Орловского епископа Мисаила, обратились к митрополиту Киевскому Иоанникию, и тот дал согласие на перенос части мощей в г. Мценск. В Киево Печерской лавре заказывается икона из кипарисного дерева с изображением Кукши в облачении. В его правой руке находился покрытый слюдой ковчежец с мощами. Из Мценска за иконой отправился председатель совета братства архимандрит Иоасаф с сопровождением. 25 августа 1895 г. скорым поездом икона была доставлена в г. Орел. Там ее встречали епископ и члены братства. Икона была помещена в Троицкий храм Архиерейского подворья. Впоследствии такая же икона появилась в Болхове. В Киево Печерской лавре готовили и следующую икону для Орла, для Петропавловского кафедрального собора.

Орловский церковно-археологический комитет, возникший в 1900 г. по инициативе епископа Орловского и Севского Никанора, также избрал небесным покровителем Кукшу. В 1901 г. комитет обратился с просьбой о перемещении мощей священномученика в Орел. 27 августа 1905 г. комитет был преобразован в Орловское церковное историко-археологическое общество. Оно также избрало небесным покровителем св. Кукшу. Резолюцией епископа Кириона от 25 февраля 1905 г. было установлено празднование памяти св. Кукши. Указ Синода от 13 августа того же года разрешил празднование 27 августа (9 сентября). В 1909 г. общество вновь обратилось с просьбой о перемещении мощей священномученика в г. Орел. В 1912 г. с этой же просьбой безуспешно обращались в Синод и жители г. Мценска.

В конце августа 1913 года в Орловской епархии широко отмечалось 800-летие со дня кончины Кукши. Во всех храмах епархии прошли торжественные богослужения с молебнами Кукше. Все учащиеся в г. Орле были освобождены от занятий, а все магазины были закрыты, чтобы дать возможность их служащим помолиться. Торжество возглавляли епископ Орловский Григорий, губернатор С. С. Андреевский и члены Государственной думы. Особенное величие празднику придало прибытие на торжество царственной гостьи, Ее Императорского Высочества великой княгини Елизаветы Федоровны. Среди почетных гостей были также наш земляк Флавиан — митрополит Киевский и Галицкий, Мисаил — настоятель московского Симонова монастыря (бывший епископ Орловский), Стефан — епископ Курский и Обоянский и о. Митрофан Сребрянский, ныне прославленный в лике святых. Елизавета Федоровна провела в Орле два дня, остановившись во Введенском женском монастыре. Она участвовала в торжественных молебнах, посвященных Кукше, в главной церкви монастыря, кафедральном Петропавловском соборе и на кадетском плацу (ныне сквер Л. Гуртьева), на котором собралось свыше 15 тыс. человек. 27 августа тысячная толпа паломников направилась к колодцам во Мценском уезде для совершения молебна. Вечером 27 августа в зале Дворянского собрания состоялся торжественный духовный вечер. В его программе были пение хоров и выступления церковных деятелей о Кукше.

23 марта 1914 г. возникло Орловское законоучительное братство священномученика Кукши.

В 1914 г. на праздновании дня памяти Кукши члены Церковного историко-археологического общества застали в Карандаковском лесу уже около 2000 человек. Народу было так много, что все окружавшие колодец возвышенности и лощины оказались занятыми. Жители деревни Карандаково в 1914 г. начали сбор средств на возведение каменной часовни у места гибели святого.

В годы гонений на православие имя Кукши не было забыто. В 1999 г. был создан скит св.  Кукши на месте его убиения во Мценском районе.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви, прошедшего 4 октября 2012 г. под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, благословлено открытие мужского монастыря во имя святого Кукши в деревне Фроловка Орловской области (Журнал № 104).

Члены Синода, рассмотрев прошение Высокопреосвященнейшего архиепископа Орловского и Ливенского Антония, приняли также решение о назначении иеромонаха Алексия (Заночкина) на должность наместника (игумена) этой обители.

9 марта 2017 года игумен Алексий решением Священного Синода Русской Православной Церкви избран викарным епископом Орловской епархии с титулом «Мценский». 9 апреля 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Храме Христа Спасителя в Москве возглавил хиротонию архимандрита Алексия (Заночкина) во епископа. На заседании Священного Синода 4 апреля 2019 года Преосвященным епископом Великоустюжским и Тотемским постановлено быть епископу Мценскому Алексию, викарию Орловской епархии.

9 сентября 2013 года в монастыре священномученика Кукши состоялась торжественная Божественная литургия, ставшая кульминацией торжеств 900-летия крещения Орловщины и Центральной части России. Утром в монастырь прибыли участники крестного хода, посвященного 900-летию подвига святого Куши, проходившего с 6 по 9 сентября по территории Орла, Орловского, Болховского и Мценского районов.

Перед началом богослужения в Воскресенский храм была доставлена икона священномученика Кукши, привезенная в Орел 6 сентября. Образ, содержащий частицу мощей святого, написан в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре к празднованию 900-летия Крещения Орловщины и Центральной России; передачу святыни благословил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

19 апреля 2015 года митрополит Орловский и Болховский Антоний совершил чин великого освящения Воскресенского храма мужского монастыря святого Кукши и Божественную литургию в новоосвященном храме. Воскресенский храм был заложен в 2006 году. В течение 2006-2015 годов силами братии и благотворителей продолжалось благоустройство храма и окружающей территории.

Память 9 сентября

Житие преподобного священномученика Кукши тесно связано с житием и подвигом преподобного Пимена постника.

Блаженный священномученик, называемый Кукша, один из отцов святого Печерского монастыря, был известен всем, так как он крестил вятичей, людей помраченных неверием, и многих просветил верой.

Сделал он и много великих чудес: прогонял бесов, свел дождь с неба, иссушил озеро и показал много иных различных удивительных знамений.

После многих мук он был усечен неверными с учеником своим.

В то же время блаженный Пимен постник подвизался богоугодно в том же Печерском святом монастыре. За великий свой пост и труд он получил от Бога такое дарование, что просиял не только исцелением недужных, но и прозрением будущего, причем далекого, безвестного и тайного. Многих больных исцелил он чудотворно и, много пророчествовав, предузнал отшествие свое к Богу за два года.

Провидев убиение блаженного Кукши, находившегося далеко, громко возопил он среди церкви Печерской: «Брат наш Кукша в этот день убит». И, сказав это, преставился в один день со святым Кукшей и учеником его.

Итак, они трое вместе получили тричисленную радость, о которой сказано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2: 9).

На карте 1638 года отмечен «св. монах Кукша чудотворец». На картах 1661 и 1703 годов его имя, по неизвестной причине, пропущено. На карте 1744 года вновь упомянут «святый мученик Кукша».

Память священномученика Кукши и преподобного Пимена совершается 9 сентября (27 августа по ст. ст.), в день памяти преподобного Пимена Великого.

В течение XII – XIII веков Мценск находился в земле вятичей – одного из восточнославянских племен. Первые жители города (вятичи) поселились на высокой горе Самород при впадении реки Мецны в реку Зушу, в труднодоступном для врага месте.

До наших дней дошла легенда о первокрестителе вятичей – монахе Кукше, который был ближайшим сподвижником Черниговского архипастыря Феоктиста. Распространяя идеи христианства среди Мценских язычников, в 1113 году, в лесу, близ деревни Карандаково, приняли мученическую смерть легендарный Кукша и его верный ученик Никон, убитые языческими фанатиками. Жители Мценска были крещены лишь в 1415 году.

С 1320 по 1504 г .г. территория Мценского края находилась под властью Литвы. В 13 веке Мценские земли подвергались страшному нашествию татаро–монголов, путь войск хана Батыя пролегал через Мценск. Набеги Крымских татар на Мценские земли продолжались и в 16 веке.

В 1708 г . Мценск был включен в Киевскую губернию, в 1727 г . – в Белгородскую, с 1778 г . Мценск – уездный город Орловского наместничества, а с 1802 г . – Орловской губернии.

В начале 17 века основным занятием жителей становится земледелие. Поэтому в гербе города Мценска, утвержденном в 1781 году, в нижней его части – пшеничные четыре снопа, в зеленом поле, положенные крестообразно, в знак благословенного сей страны изобилия хлеба.

Еще в 17 веке Мценск становится крупным хлеботорговым центром с речной пристанью. Отсюда по р. Зуше около 500 барж сплавляли хлеб в Москву и другие близлежащие города до 3,5 млн. пудов в год. В 1868 году был открыт для движения участок Московско–Курской дороги от Орла до Москвы. Хлеб стали сплавлять по железной дороге.

В самом начале 19 века предпринимались попытки создать промышленные предприятия. Первый в России свеклосахарный завод был построен в сельце Нижнее Алябьево на берегу небольшой речушки Студенец помещиком Я.С. Евсиковым и его компаньоном Е.И. Бланкеннагелем.

Но особую славу Мценску принес кружевной промысел. В 1880 г . во Мценском уезде насчитывалось около 5 тысяч кружевниц. В 1899 г . княгиней А.Д. Тенищевой в городе была открыта школа кружевниц, просуществовавшая до 1917 года. Кружева поставлялись императорскому двору, а также в Англию и Турцию.

Мценский район образован 30 июля 1928 года в составе орловского округа Центрально – Черноземной области. Центром района являлся г. Мценск. В состав района вошли: Воинская волость Орловского уезда, часть Мценской волости Орловского уезда, часть Черемошенской волости Новосильского уезда. Территория района составляла 1565 квадратных километров. В него входили 609 населенных пунктов. Численность сельского и слободского населения составляла 77015 человек. В районе насчитывалось 20540 хозяйств. В городе Мценске проживало 8283 человека и насчитывалось 2079 хозяйств. На территории вновь образованного Мценского района действовали 43 сельских Совета.

В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г .г. на Мценской земле разгорелись ожесточенные сражения. В октябре 1941 г . Мценск был оккупирован немецко–фашистскими захватчиками. За героизм и мужество, проявленные в боях под Мценском, 4-я танковая бригада под командованием полковника М.Е. Катукова была переименована в Первогвардейскую. Так на Мценской земле родилась первая танковая гвардия. За время боев Мценск был сильно разрушен, освобожден 20 июля 1943 г . 3-й Армией Брянского фронта.

В память о военных событиях в 1973 г . во Мценске сооружен Мемориал Славы, где зажжен Вечный Огонь. На северной окраине города установлены на пьедестале боевые машины – танк Т-34 и самоходная реактивная установка «Катюша», а в 2001 году открыт мемориал Славы воинов-танкистов у с. Отрадинское.

8 августа на Острове Дракино Серпуховский историко-художественный музей и КИР «Серпуховская дружина» провели ежегодный фестиваль исторической реконструкции «Земля вятичей».

Благодаря разнообразной и увлекательной программе гости смогли погрузиться в атмосферу Руси X-XIV вв. Для посетителей работал музей «Живой истории», где каждый мог посетить шатры дружинников, сделать покупки на ярмарке исторических товаров, отведать в харчевне средневековую кухню или посоревноваться в историческом фехтовании и метании сулицы.

Научные сотрудники Серпуховского музея подготовили специальную программу для детей: все желающие могли поучаствовать в интерактивном занятии по традиционной росписи гипсовых игрушек, а также отчеканить собственную монету князя Владимира Андреевича Храброго. Самой волнующей частью фестиваля стала показательная программа клубов исторической реконструкции – настоящий рыцарский бой.

В ежегодном фестивале «Земля Вятичей» приняли участие и другие клубы исторической реконструкции из Подмосковья, которые занимаются темой Древней Руси и ее соседей в X-XIV веках.

Святый страстотерпче священномучениче Кукше, совершивый подвиги апостольския посреде обитания соплеменник твоих, наших предков, ихже ты просвещал еси светом истиннаго богопознания и по данней ти благодати Святаго Духа беса прогнавый, дождь с небесе сводивый, езеро изсушивый и сотворивый ина многа чудеса, запечатлев многострадальный свой подвиг мученическою кончиною! Приими от нас усердныя и умиленныя молитвы и вознеси я ко Престолу Святыя Троицы, идеже ты в лице святых предстоиши, яко да твоим ходатайством Милостивый Господь утвердит в мире, силе и славе страну Рос­сийскую, в чадех же Святыя Православныя Церкве да укрепит дух веры и благочестия, в пастырех ея да усугубит ревность к нази­данию пасомых и да призрит милостивным оком на люди предстоящия и прибегающия ко твоей помощи. Ей, святый угодниче Божий! Вемы, яко велиих ради страданий твоих много может молитва твоя ко благосердию Владыки. Сего ради, яко чада твоя по вере, припадающе к раце честных и многоцелебных мощей твоих, дарованных по всеблагому промышлению Божию и по благословению первоиерарха Киевския Церкве в наше освящение и знамение твоего о нас заступ­ления, молим тя в дусе сокрушеннем и смиреннем: не презри молений наших, изливаемых пред тобою, и вознеси я ко Всещедрому Богу, яко кадило благовонное, да твоим ходатайством выну почиет благодать Его на граде сем, в немже чтится преславное имя твое, и люди, живущие в нем, да сохранятся от глада, огня, смертоносныя язвы и напрасныя смерти, от всяких бед и напастей. Споспешествуй, свя­щенномучениче Кукше, святыми твоими молитвами честному братству святаго храма сего, да приумножится сие и процветает во славу Триединаго Бога, в похвалу твоего имене, и во благо Святыя Православныя Церкве, да тако вси, охраняеми твоим предстатель­ством, мирно и благочестно поживут, славяще и благодаряще Единаго Истиннаго Бога во Святей Троице славимаго, Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *