Лень это грех

По мнению психолога Елены Савиловой, неорганизованность и лень — это прежде всего недостаток мотивации. Аналитики AXES Management подсчитали, что ежегодные трудовые потери в России из-за плохой мотивации персонала составляют $228 млрд! Мы решили разобраться, как бороться с неорганизованностью подчиненных и как сами сотрудники могут победить этот «недуг».

I. Почему сотрудники неорганизованны
II. Как сотруднику побороть лень и организовать себя самостоятельно
1. Прислушайтесь к себе
2. Планируйте свои действия
3. Договаривайтесь с собой
4. Прислушайтесь к своему самочувствию
5. Обратитесь к психологу
III. Как помочь сотрудникам
1. Мотивируйте подчиненных
2. Снизьте уровень стресса на работе
3. Контролируйте подчиненных

Почему сотрудники неорганизованны

Работодатели, отвечая на этот вопрос, сразу выносят вердикт — лень. И предлагают увольнять таких работников. Но ведь всех не уволишь… Поэтому приходится решать, как бороться с неорганизованностью.

Ксения Знайкина, психолог:
— В психологии считается, что лени не бывает: есть либо отсутствие мотивации, либо отсутствие ресурсов. В первом случае у работника включается внутреннее сопротивление, так как мозг пытается сэкономить энергию и отказывается работать над тем, что не интересно. Отсутствие ресурсов означает, что у человека нет знаний, как это делать, или энергии, или даже времени.

По словам спикера, можно выделить следующие причины лени и неорганизованности:

Работа с большинством этих аспектов — двусторонний процесс. То есть вы можете в чем-то помочь подчиненному, создать ему необходимые условия, но что-то он должен сделать сам.

Читать по теме
Помогать сотрудникам — это хорошо. Но если они «косячат», то их надо и наказывать. Как это сделать, оставшись при этом хорошим боссом?

Назад к содержанию

Как сотруднику побороть лень и организовать себя самостоятельно

Прислушайтесь к себе

Перед тем, как бороться с ленью и неорганизованностью, проанализируйте свои эмоции. Если вам трудно начать или продолжить дело, значит оно впадает в диссонанс с чем-то в вашей голове.

Напомните себе, какова цель этого дела. Возможно, она не истинно ваша, а навязана руководством и противоречит вашим взглядам или возможностям. Либо эта цель — промежуточная, а вторая, глобальная, — истинно ваша. В таком случае промежуточная цель выступает как инструмент достижения глобальной, и не может быть ложной. Но сама по себе вступает в конфликт с вашими ценностями.

Пример: вы хотите работать в продажах, потому что там можно заработать. Вам предлагают работу с хорошими условиями, полным соцпакетом, но вы не верите в продукт. Возможно, это БАДы или бесполезный инфопродукт. Вы можете это продавать успешно. Но вас не покидает ощущение, что вы, как уличный лохотронщик, «втюхиваете» никому не нужную ерунду.

Тут без вариантов — если есть внутренние противоречия, то это скажется на мотивации, и заработать тут не удастся. Значит, нужно выбрать другой способ достичь цели.

Возможно, вы не все знаете о себе и своих особенностях: может, классические приемы целеполагания вам просто не подходят.

Иван Пирог, психолог, в своем блоге:
— Все делятся на рационалов и иррационалов. Первые — это люди последовательные, систематичные, взвешенные, организованные и продуманные. Вторые — спонтанные, импульсивные и гибкие в нестандартных ситуациях.

Люди первой группы называются рационалами, а второй — иррационалами. Понаблюдайте за своими сотрудниками — кто они?

Рационалы Иррационалы
Любят составить четкий план и неуклонно следовать ему для достижения своей цели. Имеют одну глобальную цель и несколько подцелей. Имеют целый арсенал разнообразных целей. Стремятся преуспеть в разных областях.
Работоспособность мало зависит от настроения. Работоспособность сильно зависит от состояния. В плохом настроении откладывают работу «на потом».
Знают несколько способов достичь цели. Если не подходит один, они пробуют другой. В случае неудачи берутся за другую цель, а не за способ ее достичь.
Тайм-менеджмент помогает им стать более продуктивными. Терпят провалы, пытаясь применить рекомендации общепризнанных систем управления временем.

Очевидно, что построение четких планов не раздражает только рационалов. Для иррационала целеполагание по любой известной методике, например, SMART — это верный способ заработать невроз, и при этом не показать никаких результатов работы. Но тем не менее, без планирования не работает ни одна компания, и придерживаться графиков должны все. Как научить работать по плану рационалов и иррационалов, расскажем далее.

Читать по теме
Если вы рационал, то с помощью технологии SMART можете достичь хороших результатов.

Назад к содержанию

Планируйте свои действия

Если с целями все в порядке, то, возможно, у вас слишком много задач и вы плохо представляете, за что браться.

Можно прибегнуть к любой классической методике тайм-менеджмента, а можно просто составлять список задач на день, неделю, месяц, квартал. Кому-то проще составить общий список дел, независимо от их срока, и на основе него составлять ежедневный to-do лист.

Если вы иррационал, то наверняка уже убедились, что все системы тайм-менеджмента вас только дезориентируют.

Иван Пирог, психолог, в своем блоге:
— Современные системы управления временем — для рационалов. Для иррационалов они неестественны. Если они примеряют их, то действуют против своей природы, перегорают, от мыслей о работе им становится противно.

В таком случае попробуйте Систему спонтанного планирования Олега Матвеева,которая «разрешает» переключаться с одного дела на другое в течение дня.

Объяснение простое: иррационалу скучно заниматься одним делом долго, и если через час работы у него в голове что-то щелкает, и он хочет найти в почте какое-то письмо, то надо не задумываясь оставлять задачу и лезть в почту. Потом он захочет пообщаться с коллегой из соседнего отдела — пожалуйста. После этого легче будет вернуться к начатой задаче, ведь мозг к тому времени от нее отдохнет и снова воспримет ее как новое не скучное дело. Продуктивность налицо: и задача выполнена, и почта проверена, и рабочие вопросы обсуждены, и настроение у работника прекрасное.

Читать по теме
Бизнес-гуру Стивен Кови создал методику планирования, которая помогает грамотно расставить приоритеты.

Назад к содержанию

Договаривайтесь с собой

Бывает, что даже с удобным списком дел человеку трудно начать работать. В таких случаях можно попробовать разные приемы, чтобы «обмануть» свой мозг или «договориться» с ним.

Например, знаменитая техника Pomodoro, которую придумал итальянец Франческо Чирилло и назвал по аналогии с кухонным таймером в форме помидора. Она помогает перебороть страх перед объемной задачей. Смысл заключается в том, чтобы выставлять на таймере ровно 25 минут и работать в этот период, не отвлекаясь. А после него устраивать пятиминутный перерыв. Уговорить себя на двадцатипятиминутную активность намного проще, чем на многочасовую.

Вот такой таймер дал имя знаменитой технике

Бывает, что этих 25-ти минут вам окажется достаточно, чтобы втянуться в задачу и «вынырнуть» из нее уже ближе к ночи.

Иван Пирог, психолог, в своем блоге:
— Возьмем велосипед, перевернем его вверх колесами и начнем раскручивать переднее колесо — так же хорошо, как мы ежедневно раскручиваем свое внутреннее колесо на ВКонтакте. Набрали скорость? Тогда отпускаем. Сколько еще оно будет вращаться? Какое-то время точно будет, постепенно снижая обороты. Но нет, мы берем и отвечаем на очередное сообщение в соцсети, совершая дополнительный толчок. Затем еще толчок. Чтобы начать работу, необходимо остановить колесо и раскрутить его в другую сторону. И, как только нам удастся набрать приличную скорость вращения, мы сразу попадаем в состояние «потока».

Психолог Вячеслав Коськин ступор перед работой связывает со страхом ошибки и рекомендует бороться с ним путем отключения «мысленной жвачки» — навязчивых мыслей, которые словно отговаривают человека от работы.

Если дело не в страхе перед началом дела, а в нежелании переключаться с чего-то более приятного, то пообещайте себе награду за успешное выполнение задачи — это добавит вам мотивации.

Назад к содержанию

Прислушайтесь к своему самочувствию

Если никакие приемы не помогают, то вспомните: когда вы последний раз полноценно отдыхали в полной «отключке» от рабочих задач?

Ксения Знайкина, психолог:
— В свое планирование обязательно нужно добавлять отдых, и именно тот, который действительно заряжает, наполняет и придает сил. Бывает такое, что на выходных человек настолько активно отдыхает, что ему после этого нужны еще выходные — это интересный отдых, но неправильный. Важно обеспечить отдых мозга. Тут отлично помогают различные релаксации, медитации.

Не получая отдыха, мозг пытается «урвать» кусочек безделия прямо в процессе работы. Именно поэтому вы так легко отвлекаетесь на телефон, соцсети и предложения коллег попить чаю.

Стивен Кови в своей книге «7 навыков высокоэффективных людей»:
— Некий человек увидел в лесу дровосека, с трудом пилившего дерево тупой пилой. Человек спросил дровосека:
— Уважаемый, почему бы вам не наточить свою пилу?
— У меня нет времени, я должен пилить, — простонал дровосек.

Возможно, что дело не только в отдыхе. Недостаток витаминов группы B, C, D, а также йода негативно сказывается на умственной продуктивности. Неправильное питание, недостаток сна и вредные привычки тоже вносят свою лепту.

Читать по теме
Полноценный отдых, разгрузка памяти, и еще пять способов повысить продуктивность сотрудников узнайте из нашего блога.

Назад к содержанию

Обратитесь к психологу

Если никакие приемы не помогают организовать себя, имеет смысл обратиться к специалисту. Чем он поможет?

Ксения Знайкина, психолог:
— Организованность — это навык, который должен прививаться родителями, воспитателями, школой. Если этого навыка нет, то ему надо учиться с помощью психолога. Специалист поможет в вопросах тайм-менеджмента, расстановки приоритетов, причинах утечки энергии и источника лени. Научит слушать себя, понимать, какие есть возможности, ресурсы, куда развиваться дальше.

Часто продуктивной работе мешает страх неудачи, возникший из-за негативного опыта. Травмирующее переживание могло скрыться в недрах памяти и достать его оттуда без помощи специалиста невозможно.

Часто встречается такое, что у человека с детства есть неправильные установки, связанные с работой.

Вячеслав Коськин, психолог:
— Я рос в 90-е, и в нашей семье с деньгами было лучше, чем у большинства других семей. Из-за этого у меня были конфликты со сверстниками, меня не очень принимали в коллективе, и я из этого вынес установку, что деньги — это изоляция и одиночество. У многих есть установки, что деньги — грязь, что нормальных денег честно не заработаешь и т.д. Из-за них человек неосознанно сам саботирует свои попытки зарабатывать.

Читать по теме
Проблемы с выполнением рабочих задач могут быть признаком эмоционального выгорания. Другие признаки, а также что это такое и что с этим делать, читайте в нашем блоге.

Назад к содержанию

Как помочь сотрудникам

Помните, что бороться с неорганизованностью сотрудника без участия самого сотрудника невозможно. Но вы можете создать благоприятные условия, в которых его работа над собой даст плоды. Как это сделать?

Мотивируйте подчиненных

Мы уже говорили ранее о способах нематериальной мотивации и грамотно составленных KPI. И то и другое — внешняя мотивация, а для продуктивной работы сотруднику нужна мотивация внутренняя. Важно привязать цели бизнеса, которые вы ставите перед сотрудником, к его жизненным целям. Можно вместе с работником подумать, что еще он может сделать по работе, что поможет ему заработать больше и быстрее достичь своей цели.

Например
Иванов ждет пополнения в семье и нуждается в более просторной жилплощади, Петров жилплощадь уже приобрел и теперь мечтает побыстрее выплатить ипотеку. У Сидоровой больные родители, и все деньги уходят на лечение и т.д.

Молодые сотрудники, не обремененные еще социальными обязательствами, тоже имеют личные цели, ради которых они зарабатывают. Возможно, они хотят добиться какого-то статуса или вкладываться в собственное обучение и развитие. Дайте такому подчиненному возможность развиваться внутри вашей компании. Составьте вместе с ним план индивидуального развития.

Читать по теме
Особое внимание необходимо уделить мотивации руководящего состава. Читайте советы экспертов, как мотивировать руководителя отдела продаж.

Назад к содержанию

Снизьте уровень стресса на работе

Многозадачность выступает стрессовым фактором для офисных работников. Так, в традиционные обязанности менеджера по продажам входит как минимум пять задач, о которых он должен думать одновременно.

Основатель агентства IN-SCALE Никита Жестков видит два инструмента решения проблемы многозадачности, которые лучше применять в комплексе:

  • Разделение обязанностей. Человек не может быть хорош во всем, и если одни этапы работы с клиентом удаются, то другие могут проседать. Если разделить эти этапы по разным сотрудникам или отделам, то можно добиться не только повышения мотивации и продуктивности каждого работника, но и роста продаж.

Например, холодными звонками может заниматься отдел телемаркетинга, call-центр — обрабатывать входящие обращения (звонки и заявки с сайта) и назначать встречу с менеджером. Менеджер по продажам непосредственно продает — выявляет потребность, презентует продукт, обрабатывает возражения и закрывает сделку. Документооборотом может заниматься помощник или офис-менеджер, «выбивать» дебиторку — юристы, а работать с текущими клиентами и делать допродажи — отдел сопровождения.

  • Внедрение CRM-системы. Независимо от того, разделите вы обязанности или оставите менеджеров «многостаночниками», автоматизация отдела продаж существенно облегчит работу и разгрузит голову ваших сотрудников. Как это происходит, расскажем на примере облачной системы SalesapCRM.
  1. CRM позволяет ставить менеджеру задачи и вовремя напоминать о дедлайнах. Сотрудник может не беспокоиться, что забудет перезвонить Иван Иванычу, так как система пришлет ему уведомление об этом в нужное время.
  2. В CRM хранится вся информация о клиенте, а также история взаимодействия с ним. Менеджеру не надо держать ее в голове — он прочитает о нем все, что нужно прямо из карточки.

Содержимое карточки клиента в облачном сервисе SalesapCRM

  1. Возможности интеграции с телефонией, почтой, социальными сетями позволяет сотруднику коммуницировать с клиентами в режиме «одного окна»: больше не надо лихорадочно переключаться между телефоном, почтой, Телеграммом и ВКонтакте, боясь упустить важное сообщение от того или иного контрагента — все важное автоматически отобразится в CRM-системе.

Назад к содержанию

Контролируйте подчиненных

Некоторые руководители убеждены, что сотрудники могут продуктивно работать, только если над ними стоять с палкой наперевес: осознание, что процесс и результаты твоей работы контролируют, не дает расслабиться и заниматься ерундой в рабочее время. Контроль с помощью CRM-системы — самый адекватный вариант контроля, не нарушающий личные границы работников (в отличие от видеонаблюдения, например).

Функция отчетов и аналитики позволяет увидеть, каких результатов достиг работник и каким образом: сделал пару удачных звонков и на том успокоился или добросовестно звонил все свободное от других задач время.

Так выглядит отчет по звонкам в SalesapCRM: на диаграмме указано, сколько успешных звонков выполнил менеджер каждый день, сколько принял входящих звонков, а сколько пропустил.

Как видите, у руководителя не так много способов, как бороться с ленью и неорганизованностью персонала: многое зависит от самих подчиненных. Но в ваших силах сделать так, чтобы сотрудники сами захотели взять себя в руки и работать над собой — хотя бы чтобы не потерять работу. Внедрение CRM — серьезный шаг к построению комфортной рабочей среды, где хочется усердно трудиться. Зарегистрируйтесь в SalesapCRM и ознакомьтесь с возможностями системы в течение бесплатного 7-дневного периода.

Назад к содержанию

Анна Иванова

Хотите эффективнее работать с недвижимостью?

В S2 есть:

  • checkединая база объектов недвижимости;
  • checkпарсинг объектов с 14 сайтов;
  • checkавтоматическое размещение объявлений на 213 площадках;
  • checkавтоподбор объекта по заявке клиента;
  • checkPDF-презентация объекта недвижимости в 1 клик;
  • checkуправление клиентами, задачами и сделками,
  • checkбесплатный тестовый период 7 дней.

В чем же причина такого раздражающего поведения и как бороться с ленью у ребенка?

Причина лени и как с ней бороться

Психологи уверены, что лень у детей не возникает на пустом месте. Если внимательно понаблюдать за ежедневной жизнью ребенка, возможно увидеть «второе дно» того, что мы привычно считаем детской ленью, апатией и неорганизованностью.

Темперамент

Особенности характера — это то, с чем ребенок появляется на свет, что уже заложено природой. То, что ребенок ленится учиться, далеко не всегда зависит от ваших воспитательных усилий и от того, достаточно ли усердно он готовится. Гораздо важнее индивидуальные свойства его личности и психологические особенности. Подвижным детям может быть сложно сосредоточиться на словах учителя и длинном условии задачи, школьникам-интровертам зачастую непросто даются виды деятельности, требующие активного общения, а медлительный и эмоциональный ребенок-«мечтатель» будет чаще «витать в облаках».

Недостаток мотивации

Интерес — вот с чего начинается мотивация. Как бороться с ленью и апатией? Чтобы научиться успешно бороться с ленью ребенка, вам нужно показать ему широкие возможности, которые открывает активная жизненная позиция. Покажите на собственном примере, как новые знания и новый опыт способны сделать жизнь более наполненной.

Cтрах неудачи и неуверенность в собственных силах

Лень у детей бывает связана с нежеланием осваивать что-то новое, страхом перед возможной неуспешностью. Например, начало школьного обучения, первый класс — серьезная «зона риска»: изменился режим дня и степень нагрузки, повысилась утомляемость, малышу приходится многое контролировать самостоятельно. Перейдя в среднюю школу, ребенок снова сталкивается с повысившимися требованиями. Ну а подростковый возраст несет с собой новые сложности: вопросы самоопределения, выбор профессии. Почему ребенок не хочет учиться.

Переутомление

Усталость вполне закономерно вызывает желание отдохнуть. Оцените нагруженность ребенка заданиями и делами и, по возможности, оставьте ему время для «ничегонеделания». Психологи подчеркивают необходимость таких пауз: со стороны кажется, что ребенок ленится, но на самом деле, он думает, размышляет, фантазирует, строит планы — в общем, развивается как личность.

Конфликт с учителем

Если вам кажется, что ребенок ленится учиться, узнайте, как складываются его отношения с учителем или тренером. Ваша задача — показать ребенку, что вы на его стороне, и только потом разбираться в реальных причинах конфликта и принимать какие-то решения.

советы родителям: как победить лень

  1. Давайте конкретные поручения. Неправильно: «Хватит валяться, сделай что-нибудь!» Правильно: «Пожалуйста, разбери посудомоечную машину».
  2. Уважайте ритм ребенка. Неправильно: «Немедленно садись делать физику!» Правильно: «Напоминаю: у тебя еще час, чтобы отдохнуть, а потом уроки».
  3. Позвольте столкнуться с последствиями. Неправильно: «Пятый раз напоминаю — отнеси вещи в стирку!» Правильно: «Нечего надеть? Сочувствую, но в стиральную машину попадает то, что лежит в корзине для белья».
  4. Отмечайте прогресс. Неправильно: «Давай ты всегда будешь делать уроки так хорошо и быстро». Правильно: «Смотри, ты не отвлекался и справился за два часа. Здорово!»
  5. Победителя ждет награда. Неправильно: «Убрал в своей комнате? А это что за пыль?» Правильно: «Как мне нравится, что тут порядок! Теперь можем вместе посмотреть новый фильм».

как бороться с ленью подростка

Завышенные ожидания родителей

Если вы всерьез намерены вырастить отличника и в целом безупречную личность, возможно, ребенку просто трудно соответствовать вашим высоким запросам. Вместо того чтобы перенапрягаться, детская психика предпочитает перейти в «режим сохранения энергии». Стоит дать ему развиваться в собственном темпе, побольше хвалить за достижения и любить без всяких условий.

Физиологическая незрелость

Исследования доказали, что до 17−18 лет у подрастающего человека еще недостаточно развиты лобные доли мозга, отвечающие за планирование и оценку происходящего. Получается, что лень подростка — это зачастую просто физиологическая неспособность адекватно спланировать свои действия или оценить последствия бездействия. Придется подождать, пока ребенок «дозреет»!

Отсутствие чувства времени

Возможно, ребенок «заигрывается» в телефон или компьютер потому, что просто еще не может верно рассчитать, сколько времени займет у него то или иное задание и когда пора переходить к следующему. Как победить лень? Помогут тренировки: предсказуемая и многократно отработанная последовательность действий, использование таймера и будильника. Важны и режим дня, и четкое расписание занятий.

Как бороться с ленью подростка

Как побороть лень? Постарайтесь (ни вслух, ни мысленно) не сравнивать ребенка с его сверстниками или другими детьми — более яркими, успешными или послушными. Не зацикливайтесь на оценках ребенка — вместо этого обращайте свое (и его!) внимание на интерес к новой информации, на общий уровень эрудиции и умение пользоваться знаниями. Важно также найти или создать для ребенка «зону успешности» — возможность и пространство для того, чтобы он чувствовал себя уверенно, мог видеть собственные достижения и гордиться ими. Кстати, это не обязательно должны быть школьные дисциплины, спорт или творчество: возможно, ваш ребенок талантлив в дружбе, умеет прийти на помощь или способен тонко чувствовать?

как увлечь: Дошкольника. Предоставить разные варианты захватывающих занятий, большой выбор творческих материалов, возможности для самовыражения без правил и границ. Школьника. Найти источник энергии — занятия, которые нравятся и вызывают интерес, развивают фантазию и воображение. Присоединиться к деятельности ребенка, разделяя его интересы.

Подростка. Пригласить во «взрослую» жизнь: сводить в химическую лабораторию или на тематическую конференцию. Поддерживать выбор деятельности и предоставлять возможности для развития в этом направлении.

Из-за чего может возникнуть хроническая усталость?

Причина может крыться как в психологических, так и в физиологических проблемах. К последним относятся, например, всевозможные хронические инфекции: мононуклеоз, гепатит и другие, особенно при отсутствии правильного своевременного лечения. Хроническую утомляемость вызывает и низкий уровень сахара в крови — дети, страдающие от этой проблемы, обычно проявляют наибольшую активность после еды, а в остальное время ведут себя апатично и вяло. Возможно, устающему ребёнку не хватает микроэлементов и витаминов групп А и B.

А в числе наиболее частных психологических проблем возникновения синдрома хронической усталости — недосып и стресс. Для нормального функционирования малышу нужно спать как минимум 10 часов в день. Если нужного количества часов ребёнок не набирает за ночь, следует ввести в практику послеобеденный сон.

И наконец, стресс. Современным детям нередко приходится перенапрягаться: это и школьные требования, и всевозможные кружки, и придирки родителей. Неблагоприятная атмосфера в семье и стычки с ровесниками также накладывают определённый отпечаток на психологическое здоровье ребёнка.

Как бороться с хронической усталостью?

В первую очередь нужно осознать, что ребёнок не виноват в своём состоянии. Не нужно обвинять его в лени и неорганизованности, принуждать к физическому труду и ругать. Конечно, может быть и так, что лень является просто чертой характера ребёнка, но если обычно активный и любознательный малыш вдруг «превратился» в соню и флегматика, то нужно как можно скорее отвести его к врачу-неврологу.

Врач при необходимости пропишет лекарства. Но Вам тоже нужно кое-что сделать для здоровья ребёнка: скорректировать его режим так, чтобы в нём присутствовал полноценный отдых, больше времени уделять здоровому питанию, а также снять лишние нагрузки.

Лень и недоразумение делают несравненно более зла на свете, чем злоба и коварство, писал Гете. Поэтому как с ней бороться?

Однажды у каждого из нас наступает состояние устойчивой нежелание к любой жизнедеятельности, и главное здесь – не увязнуть в нем на неопределенно длительное время, а попытаться объяснить себе причины обрушившейся на нас лени и найти способы возвращения к бодрой и активной жизни, способы побороть лень. Ученые утверждают, что линии как таковой не существует в природе.

Это либо защитная реакция организма на переутомление, или отсутствие более-менее мотивации, либо банальная неорганизованность. Когда растраченные физические и эмоциональные ресурсы – надо отдыхать и восстанавливаться, а вот с неорганизованностью можно и нужно бороться.

ВОСЕМЬ СПОСОБОВ ПОБОРОТЬ ЛЕНЬ:

СПОСОБ №1 «ПЛАНИРОВАНИЕ»

Опыт показывает, что план помогает сделать гораздо больше дел, чем беспорядочная деятельность. Но планировать нужно правильно. Посвящайте планом десять – пятнадцать минут перед сном. Утром дела затянут в водоворот и доброе намерение распланировать свой день останется намерением. Правильно рассчитывайте свои силы. Перегруженный план приводит к огорчения, усталости и низкой самооценки. Оставляйте время на отдых, хобби и просто свободное время.

СПОСОБ №2 «МАЛЕНЬКИЕ ШАГИ»

Иногда побороть свою лень нам мешает ощущение невыполнимости задачи. Если не получается взять верх сразу, сделайте ступеньки и стена уже не будет такой непреодолимой.

СПОСОБ №3 «СИСТЕМАТИЧНОСТЬ»

Никогда не делайте себе поблажек. Голова болит, нет настроения, устал, упал и другое не должно сбивать с толку. Все неудачи в хороших начинаниях заканчивались с разрешения сегодня пропустить. Потом «сегодня» плавно переходит в «завтра», «послезавтра» и заканчивается полным прекращением работы.

СПОСОБ №4 «ОРДЕНА И МЕДАЛИ»

Мотивация – штука сложная. Иногда она исчезает совсем, и найти ее очень трудно. Помочь может система поощрений. Награждайте себя за тяжелую работу, и вам станет легче бороться с ленью.

СПОСОБ №5 «ПОЛНОЦЕННЫЙ ОТДЫХ»

Раз в неделю отпускайте вожжи, давайте организму и психике отдохнуть. Полностью посвятите день отдыха. Следуйте за пожеланиями своего организма, но постарайтесь провести некоторое время на чистом воздухе.

СПОСОБ №6 «НАЧИНАТЬ С НАИБОЛЕЕ ВАЖНОГО»

Очень трудно организоваться, когда у тебя куча дел. Человек мечется, хватается за все, но только устает, а толку – ноль. Выбирайте из списка дел самые насущные, потом важнейшие из тех, что остались. Такой принцип позволяет делать больше с меньшими затратами нервной энергии.

СПОСОБ №7 «ДЕЛЕГИРУЮТ ОБЯЗАННОСТИ»

Старайтесь делать самостоятельно только то, что вам наиболее нужно и интересно, а что возможно поручайте другим: близким, родственникам, наемным работникам. Некоторые вещи можно выкинуть из списка совсем.Таким образом ваша энергия направляется исключительно на продуктивную деятельность, вы получаете хорошие результаты, ваша мотивация растет и улучшается работоспособность.

СПОСОБ №8 «ДЕДЛАЙН»

Если предыдущие методы борьбы с ленью не помогают, применяйте дедлайны. Точные сроки мобилизуют кого угодно. Лень боится дедлайнов, как лед огня.

Запрограммируйте себя на оптимизм. Лень находит пристанище там, где грустное настроение, инертность, переживания, ожидание неудач и неприятностей – норма жизни. Станьте жизнерадостной, в меру беззаботным и неунывающий даже в сложных ситуациях. Поверьте, лень немедленно отступит, не выдержав борьбы с вашим радужным настроением и азартным стремлением к покорению новых вершин!

Пожалуй, каждому знакома такая ситуация: надо что-то обязательно сделать, а так не хочется, и начинаешь придумывать отговорки: и работа не интересная, и нет у меня к этому способностей… А, может быть, честнее признаться себе: мне просто лень? О лени за тысячелетия написано много, и нет такого народа и такой культуры, в которой бы лень не порицалась. А что, собственно, стоит за состоянием лени? И всегда ли противоположный лени трудоголизм – хорошо? Ведь психологи советуют сдерживать себя в работе… И должна ли работа быть интересной? Что делать, если ленишься в духовном труде? И как побороть в себе лень? С этими вопросами мы обратились к протоиерею Александру Салтыкову, настоятелю храма Воскресения Христова в Кадашах.

– Добрый день! Сегодня мы в гостях у протоиерея Александра Салтыкова – батюшки, который говорит на литературном языке XIX века. Здравствуйте, отец Александр!

– Здравствуйте! Благодарю за такую лестную характеристику, но боюсь, что я ее не заслуживаю.

– Отец Александр, мы хотели бы поговорить о лени – с этим состоянием сталкивается каждый человек. А почему лень – это грех?

– В самом деле, почему лень – грех? Вот были Адам и Ева, они согрешили, но не были лентяями. Такого греха у них явно не было. Когда появилась лень? Откуда она взялась?

Конечно, лень является пороком, присущим всему человечеству. Лень отвратительна не только для христианина, а в любой культурной и исторической среде. И лень, конечно, отвратительна, преследуется, высмеивается, осуждается по очень простой причине: лентяй – это человек, который ничего не создает. Он не созидает, он только потребляет. Он становится обузой для своих родителей, для общества, он дармоед, он трутень. И за это его всячески высмеивают.

Питер Брейгель Старший. Страна лентяев. 1567

Есть замечательная картина художника XVI века Питера Брейгеля «Страна лентяев». Изображено роскошное дерево с яблоками, под ним лежат несколько человек – и им в рот с этого дерева падают яблоки. Прямо в рот! И делать ничего не надо. Такое вот представление лентяев о благополучии.

Лентяй – активный потребитель, но он ничего не хочет созидать. Только получать, только брать

Лентяй – активный потребитель, но он ничего не хочет созидать. Только получать, только брать. А когда нечего взять, потому что своего нет, что делать лентяю? Он берет чужое. Возможен и другой сценарий: он очень легко становится алкоголиком, развратником, совершенно ничтожной личностью.

За каждым грехом стоит бес. Есть бес алкоголизма, есть бес гордыни, и есть, несомненно, бес лени. И этот бес лени парализует волю человека. Потому-то лентяй перестает быть личностью. А ведь главное – быть личностью. Лентяй, даже если он одарен, не личность, потому что он ничего не создает. Это сонное существо, которое близко к овощу какому-то. И он легко становится обманщиком. Потому что лентяй готов на всё, чтобы жить благополучно, но при этом ничего не делать. Так что лень, действительно, мать всех пороков.

– Батюшка, а можно известные слова «У меня Бог в душе» рассматривать как проявление лени?

– Слова «У меня Бог в душе» не проявление лени, а оправдание лени. Само это выражение довольно жалкое, малограмотное. «У меня Бог в душе» говорят люди, которые вообще не знают, что такое душа и Кто такой Бог. Они над этим просто не задумываются. И отделываются такой вот легкой фразой. Обычно говорят так: «Ну что вы ко мне пристали?! Я знаю, что Бог есть, потому что Он у меня в душе, но вот делать мне поэтому ничего и не надо». Есть ли у такого человека Бог в душе, это большой вопрос, потому что Бог пребывает только в чистой душе. Если же душа у человека не чиста, то благодать Божия от нее отходит.

Люди, которые так говорят, знают, конечно, что Бог в ином месте, не в их душе, но они не хотят трудиться над своей душой, над развитием своих духовных качеств, над познанием. А человек создан как существо познающее. Вот это чрезвычайно важно. Он homo sapiens – разумный, но разумность имеет смысл, только когда она используется. Что значит пользоваться разумностью? Это как раз и есть познавать. Разум – познающий орган. Вот в этом вся суть-то. Человек, не стремящийся к познанию, словно… ну вот как подросток, который не хочет учиться, а хочет прыгать, бегать, вести физиологическую жизнь. Он свою разумность, свою познавательную способность губит, и это связано с ленью.

– Отец Александр, вот такая ситуация: человек вынужден делать работу, которая ему совершенно не нравится; скажем, он работает поваром, но мог бы стать программистом или хорошим водителем, только не смог пока себя найти. И вот он как-то работает, но так себе, а другие воспринимают его как человека ленивого…

– Почему как ленивого? Просто этот человек не смог устроиться на другую работу и потому работает поваром, чтобы было на что жить. Это, кстати, тяжелый труд.

– Но ведь он работает, не выкладываясь на сто процентов, просто втянулся, что называется. А если бы это была та работа, что ему по душе, в которой он бы себя нашел, он мог бы работать с полной отдачей…

– Работать с отдачей или без отдачи… Знаете, работать без отдачи и при этом все-таки работать – это не лень, нет. Тут другое. Тут такое довольно тяжелое душевное состояние может быть. Состояние угрюмости, пассивности – несомненно, а то и какой-то ожесточенности. Это сложный комплекс переживаний. У такого человека нет света в конце тоннеля. И прежде всего он далек от Бога. Света в конце тоннеля он не видит, темнота кругом, а он пытался этот свет найти в работе, которая его увлекала бы. Он хотел быть, допустим, писателем, а оказалось, что как писатель он не состоялся, совершенно никому не нужен, а надо зарабатывать на хлеб насущный… И он не может оторваться от своей мечты, чувствует, что предал свои идеалы. Он чувствует себя брошенным, ненужным, одиноким, обиженным. И он впадает в уныние.

– Говорит, что все кругом виноваты?..

– Да, говорит, что все кругом виноваты. А уныние порождает лень. И ему ничего не хочется делать. Он работает спустя рукава, как у нас говорится, в полсилы. Он раздражен, гневлив…

Очень важно для формирования личности делать именно не то, что хочется, а то, что не хочется

Самореализация человека – это очень важно. Главное, чтобы люди могли себя найти. И здесь помогает только христианство. Только Церковь может человеку объяснить, как ему жить. Во-первых, она может его направить по правильному пути, может помочь ему тут. Во-вторых, если так сложились обстоятельства, что человек все же вынужден работать не по профилю, не в той профессии, в которой ему хотелось бы, Церковь может и должна ему объяснить – и она ему это объясняет, – что ничего не бывает без Промысла Божия. И что очень важно для формирования личности – а это самое главное, что есть на нашем пути, особенно в молодости, – сформировать себя как личность… так вот, очень важно для формирования личности именно делать не то, что хочу, а то, что не хочу. Вот это преодоление «хочу» – того хочу, сего хочу – важнейшая задача для христианина.

И, кстати говоря, в связи с ленью это тоже чрезвычайно важно. «Хочу получать лишь удовольствие», – так говорит только лентяй. Он пленник этого хотения. А Церковь, и древняя, и всех времен, все наши праведники всегда учили и учат: «Делай не то, что хочу, а то, что должен». И это была добродетель, которая воспитывалась во всех слоях русского общества: и в крестьянстве, и в купечестве, и в дворянстве, и в духовенстве. Всех людей, всю молодежь воспитывали так, чтобы они делали не то, что хочется, а то, что нужно. Нужно напрягаться, нужно делать, что тебе скажут. Это христианская установка.

– Мне вспоминаются монастыри. Говорят, что на Афоне новоприбывшему дают такое послушание, к которому в мирской жизни он и близко никогда не подходил.

Фото: Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)

– Так не только на Афоне, но и в других монастырях. В Оптиной Пустыни мы встречали то же самое. Есть рассказ о старце Макарии. К нему пришел некий человек и говорит: «Хочу поступить послушником в обитель». «А что ты умеешь делать? Как жил? Какова твоя духовная жизнь?» – стал расспрашивать старец. Оказалось, что этот человек клал тысячу поклонов каждый день. Тогда старец Макарий ему говорит: «Хорошо, оставайся в монастыре, живи, трудись… Делай по десять поклонов в день». Человек обиделся: «Как это – по десять? Я могу тысячу выложить!..» – «Нет, ты клади десять». Оказывается, что десять по послушанию – это труднее, чем тысяча по самохотению.

И вот здесь глубочайшая тайна формирования личности. Очень важно уметь себя подчинять. Это то, с чем сейчас сталкивается каждый подросток. В один прекрасный день он узнаёт, что теперь может поступать не как мама сказала, жить не по маминой указке. И его уносит поток жизни. Он куда-то бежит, забыв про маму и папу… Это крайне опасный момент. Тут много чего переплетается: и неосознанная самостоятельность – и это даже не самостоятельность, а стихийность какая-то, я бы сказал – самостийность; и, конечно, безрассудство, неумение пользоваться разумом, и отсутствие религиозного сознания… С пеленок учат детей, что нужно слушаться старших. Но не хочется слушаться старших, потому что человек не понял еще в свои молодые годы, насколько это важно. Для чего? Для формирования в нем полноценной личности.

Вы можете меня спросить: а почему подчиняться другому – это важное личностное начало?

– Действительно, почему это так важно?

– Рассуждают так: «Что?! Подчиняться?! Меня в раба превратить?!» А я скажу так: что же, по-вашему, самые лучшие люди, самые личностные – это рабы? Хотя, да, они рабы Божии. Но мы себе это не так представляем. Если мы говорим: раб Божий, то имеем в виду, что человек становится рабом Божественной свободы. Потому что Бог есть свобода. И быть рабом Божиим – это самое великое счастье, потому что именно тогда человек понимает, что же есть та свобода, к которой рвется его душа, но которая пока реализуется в пороке. Человек думает, что быть свободным – это ничего не делать, не ходить на работу, пить, курить, потреблять наркотики… А это самое страшное насилие свободы, потому что человек становится рабом порока. А в Боге, Который есть Дух чистый, ты приобщаешься к этому Духу. И это, конечно, полнейшая свобода.

– Батюшка, противоположность лени – чрезмерная любовь к труду. Не хочется, конечно, говорить о трудолюбии как о чем-то отрицательном, но ведь трудоголизм – это тоже проблема.

– Мне кажется, что здесь опасности для человека нет или очень немного, потому что труд – это полная реализация себя. И для реализации себя человек мимо труда пройти никак не может – труда физического или духовного. Без труда, как говорится, не выловишь и рыбку из пруда.

Конечно же, труд – это подвиг. Но только вопрос в том, во имя чего этот подвиг

Труд – это напряжение, усилие над собой, это преодоление препятствий. И это трата энергии, своих сил, вплоть до истощения, как мы хорошо знаем. Но радость – не результат труда. Люди трудятся до того, что даже умирают от труда. И труд – одно из понятий подвига. Трудовой подвиг – это, конечно же, подвиг несомненный. Но только вопрос в том, во имя чего этот труд, во имя чего этот подвиг. Потому что труд труду рознь. Вот, допустим, торговля. Конечно, это очень нужное занятие: без торговли мир существовать не может. Но когда человек отдает всего себя торговле, уже ничего другого не делает, стремится заработать больше денег и действительно очень преуспевает, богатеет… – встает вопрос: а что сделано им для себя как для личности? Только деньги, оказывается. А ведь он обычно становится еще и неразборчив в средствах достижения этой цели. И куда идут деньги? Он об этом даже не думал, он хочет еще больше набрать денег. Он вкладывает их в то, что приносит еще доход…

Матвеев Н. С. Скупой рыцарь в подвале. Иллюстрация к трагедии «Скупой рыцарь», вторая половина XIXв. Из собрания Тверской картинной галереи

На самом деле денежные тузы, не в обиду будет сказано, лишены разума, они уже живут как сумасшедшие. Потому что деньги становятся всепоглощающей страстью и единственной главной целью существования. Вплоть до душевной болезни. «Весь день минуты ждал, когда сойду / В подвал мой тайный, к верным сундукам…» Я цитирую А.С. Пушкина. Седьмой сундук, потом восьмой сундук… А потом приходит смерть. И что? С собой в гроб он эти деньги не заберет. И куда пойдут его деньги, вообще непонятно, потому что, к сожалению, дети богатых людей обычно ленивы и развратны. Так зачем он собирал земные богатства?

Деньгами нужно уметь распоряжаться здесь, чтобы они приносили добро. Потому что смысл существования человека только в осуществлении добра и блага. Так что трудоголизм хорош тогда, когда он служит добру, доброму началу какому-то, которое само по себе вечно. Все сделанное ради блага, даже внешне материального и, казалось бы, совершенно недуховного, телесного, но для того чтобы, например, помочь другому, остается в вечности.

– Отец Александр, бывает здоровое желание расслабиться… Например, придя после работы домой, хочется взять книгу, почитать, а не чем-то таким активным заниматься. Это же вполне допустимое желание?

– Вы хорошо сказали: бывает хорошее желание расслабиться. Послушать музыку, с кем-то пообщаться, побеседовать о чем-то хорошем. Такое состояние даже необходимо. Это называется отдыхом. А отдыхать человеку, конечно, нужно.

Правда, существует категория трудоголиков, которые не расслабляются, часто не хотят этого, иногда даже не могут. Это люди, очень увлеченные какой-то идеей. Вот, к примеру, человек решил вскопать огород, и он копает с утра до ночи. Другие говорят: «Ты что же все время копаешь?» Но он не может прерваться: он должен довести дело до конца. Или человеку пришла в голову какая-то творческая идея. Он инженер, и вдруг он что-то такое придумал. Эврика! Он что-то открыл. Так бывает, когда человек погружен в свое дело. Это благородный трудоголизм. Или вот художник или музыкант, его вдохновило что-то… Он не ест, не пьет, не спит, только работает. Ближние говорят ему: «Что ты?! Пожалей себя, не надо так, ты же себя погубишь». А он на них смотрит с удивлением, не понимая, о чем они говорят, почему думают, что он себя губит, ведь он занимается тем, что для него является главным. Это, повторюсь, благородный трудоголизм.

– Батюшка, но ведь такая благородная отдача труду может привести к необратимым последствиям. И рассорить с ближними. Известен случай, когда Бетховен, сочиняя, так увлекся, что не только пропустил ужин, который приготовила кухарка, но работал всю ночь, а наутро ее даже и выгнал: она мешала. Как все же удержаться в определенных границах, чтобы и работать в свое удовольствие, и в то же время с ближними не вступать в противоречия?

– Жизнь устроена весьма многообразно. Вообще-то говоря, в церковной жизни, в монастыре людям расслабляться особенно не дают. Конечно, хорошее церковное руководство не мучает и в монастыре людей. Потому что монастырь не тюрьма, не каторга. Есть богослужение, есть послушания, но, конечно, есть и отдых. Но все-таки отдых – это не расслабление, а перемена деятельности, которая посвящается чему-то иному. Молитве, например. Молитва – это труд?

– Молитва – это труд.

– Молитва – это, безусловно, труд. И иногда тяжелый труд. Сосредоточение в молитве – это тоже труд. И иногда тяжелый. Современному человеку очень хорошо известно такое состояние: он хочет молиться, но не может, потому что мысли у него разбегаются. Надо приложить усилие, чтобы сосредоточиться, а мысль опять убежала. Это труд, хотя физически он ничего не делал. Он может вообще лежать на диване и в это время молиться. Только мысль убегает, а ты ее все время стараешься поймать. Молитвенная такая работа, хотя физически вроде бы ты в покое. Такая христианская инерция.

Но бывают, конечно, и другие ситуации, совершенно противоположные.

– Батюшка, а что делать, если лень или какие-то иные привычки уже настолько укоренились в человеке, что справиться с ними никак не удается, даже в течение продолжительного времени. Для многих, например, ранний подъем – это очень тяжело. Другая привычка, даже уже и зависимость, – «зависание» в интернете… Так что делать в таких ситуациях?

Нужна молитва. И молитва «трудоголическая», со всем напряжением воли

– Ко мне, как и к каждому практикующему священнику, многие приходят с такими и подобными вопросами, потому что хотят преодолеть этот порок, хотят жить духовной жизнью, а он им мешает. Многие мучаются от того, что им тяжело рано вставать. Это очень трудно преодолеть. А что делать? Самый простой ответ, самый общий, включающий все мои иные ответы, таков: молитва. Молитва, я бы сказал, трудоголическая, если можно такое прилагательное использовать. У нас есть существительное «трудоголик», вот пусть будет и прилагательное «трудоголический». Время наше сложное, это вам не XIX век. И молиться нам сейчас надо со всей напряженностью, потому что иначе мы не сумеем удержать в себе молитву. Нам надо себя в нее загонять усилием воли. А усилие воли – это есть момент формирования личности.

Я все время, заметьте, говорю о личности. Потому что быть человеком – значит быть отдельной, уникальной, неповторимой личностью, которая заложена в душу. Она уникальна, но и образ и подобие Бога. И хотя много общего у нас с другими людьми – с родителями, братьями, сестрами… со всем прочим человеческим родом, – но каждый из нас уникален.

Чтобы стать личностью, необходимо развивать в себе каждую добродетель отдельно и изгонять из себя каждый порок отдельно. Молиться надо, но это трудно. И будет трудно всегда, до тех пор, пока человек не дойдет до какой-то великой святости. Святость – это уже плод, но и сверхусилие. А сверхусилие – это как личностное преодоление какой-то тяжелейшей болезни, например.

Мы призваны идти к святости. И если не все, к сожалению, сможем прийти к святости, то всем открыт путь к праведности, а путь к праведности – это путь к святости. А как идти к праведности? Современному человеку, который живет чрезвычайно рассеянной жизнью, нужно, мне кажется, с каждым пороком бороться в отдельности и каждую добродетель растить тоже в отдельности. Как? Очень просто. Просить Бога. Просить Бога конкретно. Вот самый простой пример: раздражение. Надо говорить: «Господи, избавь меня от гнева и раздражения». И вы знаете, это помогает. Ссылаясь на опыт моих прихожан, скажу: помогает. Но если мы не будем эту молитву возобновлять постоянно, то гнев и раздражение не будут совсем преодолены еще очень долгое время. То же самое относится к лени. Нужно говорить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, избавь меня от лени; Пресвятая Богородица, помоги мне преодолеть лень». Сказано: «Ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам» (Мф. 7: 7). Вот так и повторять: «Господи, избави меня вот от этого и от этого».

Просить Бога избавить от определенного, конкретного порока – настойчиво, постоянно

За свою христианскую жизнь я понял: Богу угодно, когда мы совершенно конкретно просим. Бог всегда нас слышит. Но Господь с нами разговаривает, как отец, и мы должны совершенно конкретно говорить, чего мы хотим. Когда мы просим: Господи спаси меня, – это правильно, это очень хорошо, и Он нас, мы надеемся, спасет. Но чтобы преодолеть отдельные пороки и грехи, без которых еще лучше жить, нужно конкретно о них просить Бога, настойчиво: Господи Иисусе Христе, избавь меня от лени.

– Отец Александр, спасибо большое за эту увлекательную беседу. Нам есть над чем подумать.

– Очень рад. Благодарю и я вас.

Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.

Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством — так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает — страдание.

Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».

Смертными эти грехи называются потому, что отпадение человеческой души от Бога — это смерть души. Без благодатной связи со своим Создателем душа мертвеет, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном своем существовании.

И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех обратится в навык!»

А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

Как избавиться от лени

Многим христианам этот порок мешает жить полноценной духовной жизнью, но избавиться от него самостоятельно ленивцы не могут.

Молитвы от лени и вялости в православии оставили святые, как надежное лекарство от опустошенности.

Молитва Александру Римскому

О преславный угодниче и мучениче Христов, добрий воине Царя Небеснаго, Александре блаженне, милостиваго Бога подражателю, иже Христа на земли дерзновенно исповедав и многообразныя муки Его ради претерпев, неувядаемый приял еси венец на небеси:

ныне же вкупе с материею твоею Пимениею, предстоя у Престола Славы Божия, моли о нас человеколюбное благоутробие Божие, да сотворит с нами по неизреченней Своей благости, во еже не погибнути нам во гресех наших.

Ей, мучениче святый, вемы бо, яко имаши многое дерзновение ко Господу еже молитися о всех притекающих к Тебе с верою.

Вознеси молитву теплую Церкве Зиждителю о мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех верных чад Церкви Христовы, в чистоте и честнем жительстве пребывающих,

и о еже избавити паству православную от тяжких бурь житейских и всех наветов духа злобы поднебесныя.

Дыханием же Всесвятаго Духа да умягчатся сердца сынов противления, раздирающих хитон единства Церкви Христовой, силою Божественнаго мира и любви во исцеление кровоточащей раны Его во вселенней, и во спасение всех живущих на земле.

Нам же, верный друже Христов, буди убо Заступник и Покровитель во вся дни жития нашего, избавляя нас от врагов видимых и невидимых,

паче же по исходе нашем защити от лукавых духов, и на Страшнем Суде Христове не забуди нас убогих теплым ходатайством твоим, да спасаемых часть улучивше, прославим Отца и Сына и Святаго Духа во веки.

Аминь.

Пораженным леностью христианам нужно особое усилие, чтобы прорваться в духовной жизни.

Пребывание в молитве требует сосредоточения, для этого нужна сила воли.

Совет! Для начала следует начать читать молитвенное правило, хотя бы краткое. Пусть это будет несколько минут с утра и вечера. В открытую дверь духовной жизни будет иметь доступ Святой Дух, которому под силу изменить ситуацию.

Человек, простоявший в утренней молитве день, два, понимает, что у него все получается, наполняется самоуважением и желанием продолжать начатое. В этом случае начинающего молитвенника можно сравнить со спортсменом, который мечтает о победе. Только ежедневные тренировки дадут долгожданный результат.

Господь сотворил каждого человека уникальной личностью, способной развивать в себе добродетели и изгонять пороки, приближаясь к святости.

Молитва Богородице

О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града и святаго храма сего Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная Предстательнице и Заступнице!

Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси,

но даровала еси ему нечаянную радость покаяния и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством к прощению сего грешнаго и заблудшагося, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих,

и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением поклоняющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость:

грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, — вседейственное вразумление, покаяние и спасение;

сущим в скорбех и печалех — утешение;

обретающимся в бедах и озлоблениих — совершенное сих избытие;

малодушным и ненадежным — надежду и терпение;

в радости и изобилии живущим — непрестанное Благодетелю Богу благодарение;

бедствующим — милосердие;

сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами — нечаемое исцеление и укрепление;

иждившим от недуга ум — ума возвращение и обновление;

отходящим в вечную и нескончаемую жизнь — память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду.

О Госпоже Пресвятая!

Умилосердися о всех чтущих всечестное Имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление:

во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до скончания их во благости соблюди;

злыя благи сотвори;

заблуждшия на путь правый настави;

всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй;

всякое дело злое и богопротивное разруши;

в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе ниспосли, от искушений, соблазнов и погибели спаси, от всех злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани;

плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй;

сущим в нужде и гладе буди Питательница;

не имущим крова и пристанища буди покров и прибежище;

нагим подаждь одеяние, обидимым и неправедно гонимым — заступление;

клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай;

клеветники и хулители пред всеми обличи;

ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение и всем нам — друг ко другу любовь, мир, и благочестие, и здравие с долгоденствием.

Супружества в любви и единомыслии сохрани;

супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый;

матерем детородящим скорое подаждь разрешение, младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави;

от домашния брани и вражды единокровныя миром и любовию огради;

безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и богоугодному научи;

прельщенныя же и во грех и нечистоту впадшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи;

вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл;

от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на Страшнем Судищи Христове даруй.

Преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори;

скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица:

да вси на Небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, о Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Бог Отец всегда слышит о просимом в молитвах, Он знает каждый наш шаг, но хочет увидеть желание самого человека преодолеть грех, порок. Как только появляется желание отлынивать от чего-то, следует призвать на помощь Спасителя и попросить Его об избавлении от смертного греха.

Как преодолеть грех лени? Протоиерей Дмитрий Смирнов

«Ходу Ха’рану противостоял бог лени Арасуум, пытавшийся соблазнить кланы и втянуть их в трясину застоя и безделья». — Вильнау Теупт (источник)

Арасуум (англ. Arasuum) — божество в древней мандалорской религии. Был известен как бог лени и застоя, соблазнявший кланы мыслями о спокойной жизни и о праздном, бесполезном потребительстве. Арасууму постоянно противостоял Кэд Ха’рангир, бог-разрушитель и покровитель воинов, отвечавший за рост и изменения Вселенной; между ними шла бесконечная борьба.

Древние мандалорцы разожгли ритуальную войну как средство поклонения богу Ха’рангиру, чтобы почтить его и завоевать благосклонность. Этот конфликт стал называться крестовыми походами, что отражало их священное назначение, а участники походов именовались крестоносцами. Во время войн мандалорцы стремились не поддаваться искушениям Арасуума, а заслужить милость Ха’ангира.

С течением времени поклонение мандалорцев божествам пришло в упадок. После того, как на планете Сёгун лидеру мандалорцев, известному как Мандалор Неукротимый, явилось видение об их дальнейшей судьбе, у мандалорцев появился новый идол — сама война как таковая. Однако прошли века и от этих убеждений тоже отвернулись. Тем не менее, об Арасууме и остальных богах не забыли насовсем: спустя тысячи лет, в 19 ДБЯ, наёмник Кэл Скирата знал место этого бога в древней мандалорской мифологии; в 24 ПБЯ историк Вильнау Теупт выступил в Академии Брентаала на 412-ом Съезде галактической антропологии и истории с докладом о важности богов в жизни древних мандалорцев.

Появления Править

  • «Республиканские коммандос: Приказ 66» (непрямое упоминание)

Источники Править

  • История мандалорцев—Star Wars Insider 80 (непрямое упоминание)
  • The Mandalorians: People and Culture—Star Wars Insider 86 (первое упоминание)
  • «Иллюстрированная энциклопедия военного дела»
  • «Кодекс охотника за головами: Из архивов Бобы Фетта» (первое изображение)

Фиорел – Бог Порядка. Гордый и несокрушимый Перворожденный, давний недруг Огулиса. Поступь Фиорела тяжела, его взгляд холоден, но слова несут гармонию. Любимец светлых воинов и магов.

Так-с, ну даже не знаю, все такое вкусное… Было бы хоть более развернутое описание. Насколько я помню, с Темными у меня уже минус десять, значит, надо склоняться к Светлым. С другой стороны, лучше, конечно, выбрать золотую середину, чтобы со всеми быть в нейтральных отношениях. Полистаем, что у нас на этот случай. Вот, нашел, Серые Боги.

Бейреш – Бог Случая. Многие знают его под именем Двуликого. С одной стороны, беспечный и непредсказуемый, с другой – умный и рассудительный. Бейреш символизирует силу случая и неустойчивость мира.

Тайнори – Бог Смерти. Самый сильный из Перворожденных. Нет никого, кто бы не склонился пред его волей. Темные и Светлые со страхом замирают, когда говорит Тайнори. Ибо его слово – последнее.

Лок – Бог Лени. Непризнанный и отверженный сын Отца. Апатичный и нерадивый Перворожденный, проводящий свое время в праздности и безделье. Поговаривают, что он не участвовал в Великой Битве, потому что ему было лень.

Векке – Бог Богатства. Толстый и неторопливый, вечный спутник торговцев и менял. Его внешний вид обманул не одного смертного, однако Перворожденный обладает удивительной пронырливостью и ловкостью.

Ашнури – Богиня Забвения. Безразличная к радостям жизни и людскому веселью, Перворожденная часто бродит в одиночестве по подземельям под Храмом Вечного Упокоения. Мягкого прикосновения Ашнури, способного повергнуть в нескончаемое забытье, боятся даже Боги.

Залькра – Богиня Искусства. Любимая и почитаемая всеми художниками, поэтами и музыкантами Перворожденная. Щедра на похвалу и вдохновение, зачастую приходит в виде обычной смертной к талантливым людям и проводит с ними ночь.

Я просмотрел книжку до конца – одни кракозябры. Да, не густо информации. Хотя и от этих нескольких строк голова шла кругом. Темные Боги крутые, да и Светлые ничего. Сдается мне, Аноба не такая белая и пушистая, а Фиорел вообще даст жару любому. Но с ними решили: никакого Света и Тьмы, выбираем из Серых. Самый сильный, естественно, Тайнори. Соответственно, у него больше всего фанов. А надо ли мне это? Хорошо, конечно, быть с сильным покровителем, но тогда и меньше шансов остаться незамеченным. Мне же надо не палиться и выжить, а не стать здесь поп-идолом. Значит, самых могучих Богов отметаем. Что остается?

Богатство, Забвение, Лень, Искусство или Случай? Здравый смысл, конечно, за первый вариант. Но если логика привела меня к такому ответу, так решат и сотни других игроков, а мне, социофобу поневоле, надо склоняться к невостребованным Перворожденным. Забвение и Лень? Пожалуй.

– Слушай, Лок, – оглядел я еще раз его обитель, – а к тебе часто сюда заходят?

– Нет, редко. Обычно по ошибке. Видишь, у меня даже жреца нет.

– Это даже хорошо. Очень хорошо. Слушай, а сложно принять Господина?

– У кого как. Мерт требует окропить свои руки десятью убийствами, Векке – продать на сотню золотых, Фиорелл…

– Понятно, понятно. А ты?

– Что я? – повернул ко мне сонное отекшее лицо Лок.

– Ты что требуешь?

– Ничего. Просто коснись Алтаря, – меланхолично ответил Перворожденный и выпустил струю дыма.

Ну-ка… Я подошел к каменной копии моего нового знакомого.

Вы желаете принять своим Господином Лока, бога Лени? (Внимание! Бога можно выбрать только один раз, отменить впоследствии решение нельзя.)

Эх, была не была. Да.

Внимание, вы выполнили задание «Двенадцать богов».

Вы стали последователем Лока, Бога Лени. Судя по всему, вы Лентяй, каких еще поискать. Раз в месяц вам будет даровано 2 очка способностей и 2 очка талантов. Для этого необходимо раз в месяц воздавать хвалу Локу.

Что? Вот это халява! Вот это круто! Конечно, представляю, какие плюшки у последователей Смерти, но мне самое то.

Вы стали Авгуром Лока, Бога Лени. Ближайшие семь дней все таланты изучаются на 50% быстрее, опыт за мобов повышен на 30%.

Главное, сейчас сознание не потерять. В зобу и так дыханье сперло. Это получается, я раскачаться смогу так, что к концу недели буду Чаком Норрисом местного разлива!

– Авгур? – Лок внимательно посмотрел на меня. – Что-то новенькое.

– Да я тут вообще сам по себе, новинка, помноженная на кучу инноваций.

– Я вижу, – спокойно сказал Перворожденный. – Ты необычный, не как все остальные. Возможно, ты будешь мне полезен.

– Я весь внимание, великий и ужасный.

– Мне нужен жрец. Понимаешь, многое приходится делать самому, и это удручает. Остается мало свободного времени.

Я чуть не прыснул. Действительно, сама занятость. Хотя, конечно, Лок и похож на наших чиновников и политиков, но уж слишком образ гипертрофирован.

Вам предложено задание «Единственный в своем роде». У Лока уже несколько столетий не было жреца. Не слишком хорошо для истинного Лентяя. Принять задание? (Да/Нет)

– Так, стоять бояться! А от меня что требуется, Золушкой просто быть? Если надо каждый день тут полы намывать, то не вариант.

– Появляйся хотя бы раз в месяц. Каждый день наблюдать тебя – слишком утомительно для моих глаз.

Ой, вы посмотрите на него, цаца какая! Если бы не глубокое уважение к лени как основополагающей странице в моей биографии… Ладно, принимаю задание.

– Ну, тогда докажи, что ты достоин быть моим жрецом, – улыбнулся Лок, и в его глазах мелькнул живой огонек.

Вот ведь зараза! Так и знал, что квест с подвохом.

Перворожденный взглянул на мое растерянное лицо и расхохотался.

Кредит, охранник и злобный враг

– Ну, хорош, Лок, давай рожай. Что сделать-то надо?

Перворожденный в очередной раз залился смехом. Достал уже. Как я к нему только ни подступался, но не кололся главный Лентяй. Хорошо хоть хозяином оказался гостеприимным, накормил до отвала какой-то вкуснятиной, что у меня сила аж на тридцатку прыгнула.

– Ладно, замяли. Я не буду спрашивать у тебя, как стать жрецом. Сам как-нибудь разберусь. Но хоть про Великую Битву расскажешь?

Мой новый Господин сначала скривился, видимо, собираясь ответить «Нет», но передумал. Интересно, почему?

– До Великой Битвы были сотни Перворожденных. Тогда не было Света или Тьмы, никто не хотел править миром. Мы жили под властью Отца. Но он покинул нас. Этот мир наскучил ему, и он создал другие, а потом ушел. Одни говорили, что умер, хотя Тайнори признавался, что Отец не в его власти, другие заявляли, дескать, в этом мире он сделал уже все, что хотел, и ему попросту стало неинтересно.

– И тогда Перворожденные стали враждовать между собой?

– Да. Появились Светлые, Темные и те, кто не хотели примыкать ни к одной из фракций. Серые Боги долго не вмешивались в происходящее, но когда стало ясно, что ни Свет, ни Тьма не смогут победить, потому что они часть единого целого и лишь дополняют друг друга, никто из Перворожденных не смог остаться в стороне. Казалось, само небо рухнуло вниз и поменялось местами с землей. Это и было Великой Битвой.

– И что, все остальные погибли?

– Мы Перворожденные, мы не можем погибнуть, как смертные. Остальные были низложены. Их деяния, их мысли и мотивы – все осталось в этом мире, но не они сами. Это трудно постичь смертному. Но нас здесь осталось лишь двенадцать. Когда стало понятно, что Свет никогда не одолеет Тьму, а Тьма не закроет собой Свет, Тайнори взмахнул своим черным мечом, и сущее дрогнуло. Серые Боги сплотились, потому что были сильнее и Темных, и Светлых, потому что вся мощь в оттенках, а не в крайностях. Впрочем, я не участвовал в Битве.

В.Васнецов. Алёнушка. 1881 г.

Оптинские старцы предостерегали от уныния, тоски, лености. Преподобный Амвросий писал об унынии:

«Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает».

Преподобный Варсонофий описывал это состояние так:

«Словно чума, как некая душевная болезнь, нападает на всех уныние, тоска, жизнь становится немила, не хочется ничего делать».

Причины уныния и тоски

Преподобный Амвросий подробно объяснял, от чего бывает уныние, и напоминал слова святых отцов о тоске как о кресте духовном:

«Тоска, по свидетельству Марка Подвижника, есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений. Тоска происходит и от других причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верою и надеждою мы часто бываем скудны, от того и томимся».

Старец пояснял, что уныние, этот нелегкий духовный крест, слагается из неудобств, окружающих человека и препятствующих исполнению желаемого:

«Это один из нелегких крестов духовных, которые посылаются хотящим спастись и иногда и не хотящим. Тоска ваша слагается из неудобств, вас окружающих и препятствующих исполнению желаемого».

Преподобный Антоний писал, что причиной уныния может быть недостаточность молитвы и духовного чтения:

«Вы мало молитесь Богу и редко когда читаете, я жалею о том, ибо у вас на всё прочее есть время, а на молитву и чтение нет его. От этого-то вы и чувствуете в себе уныние и тоскливость, и беспокойство о своей неизвестности, и недоверчивость. А когда будете чаще пребывать в молитве и печаль свою во всём возлагать на Господа Бога и уповать на Его всесильную помощь, тогда Он и успокоит вашу душу».

Возникает порочный круг, когда человек, оставивший молитвенное правило и духовное чтение, теряет благодать, впадает в уныние и уже не может заставить себя помолиться или почитать духовные книги.

«Как неизбежны осень и зима…»

Преподобный Амвросий писал о том, что и уныние, и душевная тоска неизбежны так же, как неизбежны осень и зима:

«Ты жалуешься на мрак душевный. На это отвечаю тебе словами преподобного Макария Египетского, который говорит, что тело человеческое создано из земли, а для земли, чтобы она произращала плоды, потребны не одна весна и лето, а также осень и зима и еще не всегда ясная погода, а потребен и дождь попеременно. Если бы всегда была жаркая погода, тогда бы всё погорело; если бы всегда был дождь, тогда бы всё попрело. Также потребны не только сильные ветры, но по временам и самые бури, чтобы проносили гнилые и заразительные застои воздуха в гнилых местах».

Уныние и тоска тяжелы для души человека, как потрясения, но без потрясений не может христианин приносить духовных плодов:

«Подобные потрясения потребны для человека-христианина, носящего земляное тело, с которым связана его бессмертная душа. Без таких потрясений христианин не только не может приносить духовных плодов, но может погибнуть от возношения, что и случилось с падшими ангелами. Итак, лучше будем смиряться при наших немощах и неисправности нашей, прося помилования от Господа единым Его милосердием».

Как бороться с унынием, тоской, леностью

Можно ли бороться с унынием или только терпеть как крест духовный? Старцы Оптинские объясняли, что бороться с унынием нужно посильным трудом, псалмопением и молитвой. Если уныние не проходит или только несколько ослабевает, то нужно запастись терпением.

Преподобный Лев на вопрос «Как избавиться от угнетения духа уныния?» отвечал так:

«Вероятно, ты увлекаешься к нему собственною волею. Если оставишь самораспоряжение и будешь начинать всякое дело с благословением Божиим, то с благословением пожнешь мир душевный и прочие плоды Святого Духа. Если оставишь совершенно свою волю, то никогда не будешь ощущать тягостного мрака уныния.

…Уныние преследует всех; даже в великих людях уничтожает спасительные плоды трезвения. Но в простом и истинном послушнике оно не должно иметь места. Кто себя отвергся с упованием на Бога, о чём когда будет унывать? В таковом врагу оскудеша оружия в конец».

На письмо о тоске, унынии старец Лев советовал просить помощи у Бога, молиться, терпеть и не быть в праздности:

«Что ж с этим делать, надобно терпеть, молиться Богу, просить от Него помощи, заниматься рукоделием и не быть в праздности, от которой не только скука, но и многие пороки приходят».

Преподобный Антоний учил разогревать свой дух чтением духовным, памятью вечности, молитвой:

«Вы жалуетесь, что неспокойны в духе и рассеянны. В таком случае не должно вовсе расслабевать, но дух свой разогревать то чтением духовным, то памятию вечности, то молитвою хотя краткою, говоря ко Господу: «Рассеянный мой ум собери, Господи, и ожесточенное сердце мое страхом Твоим смири и помилуй мя!” Ибо мы без помощи Божией ничего не сильны сделать, даже и с мухами не сладим, не точию с невидимыми врагами».

Те же духовные лекарства прописывал преподобный Макарий:

«…предлагаю совет против уныния: терпение, псалмопение и молитва».

Преподобный Амвросий также советовал для борьбы с унынием использовать труд и молитву, терпение и смирение. По своему обыкновению старец наставлял своих чад меткими и образными присказками:

Причащение апостолов

«Скука унынию внука, а лености дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь».

Преподобный Амвросий учил при унынии думать о том, что мы и недостойны лучшего, от чего сразу же чувствуется облегчение брани:

«Когда найдет хандра, не забудь укорять себя; вспомни, сколько ты виновата пред Господом и перед собою, и сознай, что ты недостойна ничего лучшего, и ты тотчас почувствуешь облегчение. Сказано: многи скорби праведным; и: многи раны грешным. Такова жизнь наша здесь: всё скорби и скорби; а ими-то и достигается Царствие Небесное. Когда будешь непокойна, повторяй чаще: взыщи мира и пожени и».

Старец Амвросий предлагал также в помощь от печали, тоски и уныния прочесть письма святого Иоанна Златоуста к его духовному чаду диаконисе Олимпиаде:

«В помощь избавления от безотчетной печали советую вам прочесть письма святого Златоуста к Олимпиаде… Если сумеете написанное там приложить к своим обстоятельствам, великую получите пользу духовную».

Унывающему чаду преподобный Иосиф писал:

«От рассеянности и празднословия воздерживайся трудом с молитвою Иисусовой, а от уныния спасайся плачем о грехах».

Старец Варсонофий наставлял всячески гнать от себя уныние и рассказать о нем своему духовному наставнику:

«Нужно укорять себя за свои немощи и смириться, но всячески гнать от себя уныние, расслабление. Что бы ни случилось, унывать не нужно, а сказать всё старцу».

Не поддаваться искушению

Иногда человек, мучимый унынием, отказывается даже от посещения храма Божия, от причастия под предлогом недостоинства своего. Поступать так нельзя ни в коем случае. Это бесовское искушение. Преподобный Макарий наставлял унывающего, который писал о том, что недостоин причащаться:

«Вы жалуетесь на уныние и безнадежие, коими считая себя недостойным священнослужения и приобщения святых таин. О сем, сколько мог, лично с вами беседовал и теперь скажу в ваше утешение: кто посмеет считать себя достойным столь великого служения величеству славы Божией и приобщения пречистых Его таин тела и крови?»

Старец напоминал слова святых Василия Великого и Иоанна Златоуста:

«Когда уже великие мужи и святые Василий Великий и Иоанн Златоуст не краем языка, но в чувстве сердца взывали к Господу, первый: «Веем, Господи, яко недостойне причащаюся пречистого тела Твоего и честныя крове Твоея”; второй: «Вем, яко несмь достоин, да под кров мой внидеши”, то что мы можем о себе сказать или помыслить?»

Такие советы давали Оптинские старцы для борьбы с унынием, тоской и леностью. Наставления Оптинских старцев полезно всегда иметь под рукой и при необходимости перечитывать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *