Мария гатчинская

Схимонахиня Мария (Лелянова).

Мария (Лелянова), Гатчинская (1874 — 1932), схимонахиня, преподобномученица

Память 4 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

В миру Лидия Александровна Лелянова, родилась в Санкт-Петербурге в 1874 году. В шестнадцать лет её поразил тяжелый недуг — болезнь Паркинсона, которая стала следствием заболевания энцефалитом. На выпускные экзамены в женской гимназии, которую она заканчивала, Лидию привезли в инвалидной коляске.

Не помогли долгие курсы лечения, в том числе и заграницей. Болезнь продолжала неумолимо отнимать у девушки телесное здравие: у нее стали сохнуть руки и ноги, все тело ссыхалось и уменьшалось в размере. Она не стала владеть ногами, и всегда вынуждена была лежать, так как сидеть ей не давала постоянная страшная боль во всех тканях. Постепенно и руки отказали, и все тело ссохлось. Только голова и лицо оставались без всякого изменения. Лицо оставалось благообразным и светлым. Однако, болезнь протекала необычно: тяжелый недуг не приобрел тех форм, которые обычно бывают неизбежными и, кроме поражения телесного, приводит также к разрушению личности.

Как отмечал её жизнеописатель священник Михаил Польский:

«оказавшись полным физическим инвалидом, (мать Мария) не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные не свойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние.»

В 1913 году семья Лидии переехала в Гатчину. Здесь в 1922 году страдалица по благославлению священномученика Вениамина Петроградского была пострижена в монашество с именем Мария. С этого времени она понесла подвиг непрестанной молитвы, терпения скорбей и духовной помощи болящим и страждущим. Ровно десять лет продолжалось служение матери Марии. Прикованная к постели, она принимала десятки людей, среди которых были крестьяне, ремесленники, «бывшие люди,» священники и даже архиереи. Слава её святости уже при жизни распространилась далеко за пределы Гатчины и Петрограда.

В 1927 году после выхода Декларации митрополита Сергия, матушка приняла сторону митрополита Иосифа Петроградского, сохраняя при этом верность местоблюстителю священномученику митрополиту Петру (Полянскому).

Икона прмц. Марии Гатчинской.

В конце жизни физическое состояние матушки настолько ухудшилось, что любое прикосновение вызывало нестерпимую боль. Несмотря на это, она по-прежнему принимала тех, кто нуждался в ее молитвенной помощи и духовном совете.

19 февраля 1932 года матушка Мария вместе с сестрой были арестованы в ходе акции по «Изъятию монахов и монашек,» которая проходила по всей стране. Матери Марии было предъявлено стандартное обвинение, причем в вину ей вменялась, в том числе, и проповедь Евангелия. По воспоминаниям современников, ее тащили со второго этажа дома под руки два чекиста, не обращая внимания на ее крики от боли, после чего бросили в кузов грузовика и увезли в Ленинград.

В следственном деле, по которому в числе других монашествующих проходила мать Мария, было зафиксировано немало свидетельств о благодатных матушки.

Её поместили в больницу Дома предварительного заключения, где она и скончалась 17 апреля 1932 года, будучи уже осужденной на три года ссылки. Тело мученицы было отдано невестке с требованием похоронить его без огласки.

Рака с мощами прмц. Марии Гатчинской.

Почитание

Сразу после мученической кончины матушки Марии, ее могилка на Смоленском кладбище неподалеку от часовни блаженной Ксении стала местом непрекращающегося паломничества верующих.

В 1981 году матушка Мария была прославлена в сонме новомучеников и исповедников Российских Русской Православной Церкви Заграницей. Спустя 25 лет такое прославление произошло и на Родине. В течение трех лет Гатчинское благочиние Санкт-Петербургской епархии собирало и обобщало материалы, связанные с жизнью святой. Написанное в результате этой работы житие матушки Марии стало основанием для ее канонизации, которая последовала 17 июля 2006 года.

А 26 марта 2007 года на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга были обретены святые мощи преподобномученицы Марии Гатчинской, которые затем были торжественно перенесены в Гатчинский Павловский собор.

Молитвословия

Тропарь, гл. 4

Агница Твоя, Иисусе, Мария,/ утешение рабом Твоим в годину лютую явися,/ крепость веры и благочестия показавши,/ мучения претерпе от богоборцев.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак, гл. той же

Страдалице и благовестнице пречудная,/ молитвеннице за всех скорбящих и страждущих,/ преподобномученице Мати Марие,/ молися Господу Богу со всеми новомучениками Российскими// спасение нам даровати и велию милость.

Использованные материалы

  • «Мария Гатчинская,» страница исторического журнала Гатчина сквозь столетия:
  • Дамаскин (Орловский), игум., сост., Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Апрель, Тверь, 2006, 27-32:
  • «Святая преподобномученица Мария Гатчинская,» страница сайта Царские храмы:
  • Страница фотоальбома сайта Санкт-Петербургского Спасо-Парголовского храма:
    • — икона

Как сообщает комитет по культуре Ленобласти, Павловский собор в Гатчине могут закрыть для прихожан. Фасады и интерьер собора апостола Павла пришли в упадок и представляют опасность для прихожан. Поэтому доступ в собор нужно приостановить, следует из приказа областного комитета по культуре, опубликованного 24 июня.

Износ конструкций и элементов фасада подтвержден актом технического состояния, который составили 17 мая. В ближайшее время информацию об ограничениях должны направить в приход собора. Сейчас службы там проходят утром и вечером, расписание составлено до 30 июня. Капитальный ремонт Собора Святого апостола Павла, который был построен в середине 19 века архитектором Романом Кузьминым, не проводился на протяжении 50 лет. Напомним, что ограничения коснутся и территории у собора. На улице Урицкого от Павловского собора до улицы Леонова движение автомобилей вскоре станет односторонним, сообщили в комитете по строительству администрации Гатчинского района. Ранее улица Урицкого была односторонней от улицы 7 Армии до собора. Это связано с запланированной реконструкцией улицы Соборной от улицы Карла Маркса до Урицкого. Эта часть Соборной должна стать продолжением ее пешеходной части. Будет создан полноценный бульвара с зонами отдыха. Проект победил в рейтинговом голосовании за общественные пространства, предложенные к благоустройству. В результате изменится как схема транспортного движения, так и автобусного.

В наше время он нередко попадает на фотографии, стало быть, его фотоистория продолжает писаться. Но, к сожалению, огромная лакуна в этой летописи — советский период. Отечественные фотографии, начиная Октябрьской революцией и заканчивая 1970-ми или даже 1980-ми годами, мне, по крайней мере, неизвестны. В силу разных обстоятельств он не служил объектом внимания для советских мастеров или любителей светописи.

От родственника, проведшего в Гатчине первые годы своей жизни и немецкую оккупацию, я услышал много разных историй. Например, о сквере вокруг собора, который в 1930-е гг. якобы был настолько диким и запущенным, что в нем собирали грибы, и однажды даже пропал человек. Или о двух могилах с большими крестами, которые существовали чуть ли не с царских времен, но в 1950-х гг. были уничтожены. Если первая история кажется преувеличением, то вторая подтвердилась уже в наше время, когда в сентябре 2016 г. к юго-востоку от собора (на том месте, которое мне показывали) я с удивлением увидел захоронение двух молодых людей, погибших в годы Гражданской войны.

Родственник был также свидетелем уничтожения храмовых колоколов, и от главного, сброшенного с северной звонницы, в земле долгое время сохранялась большая выбоина.

До реконструкции сквера лет 10 тому назад в его южной части были очень хорошо видны остатки железобетонных автомобильных ям. И если верить услышанному мной, после войны, а может быть, и до нее, там располагался церковный гараж.

Все эти рассказы будоражили мое воображение, но картинку, как все это выглядело, я не мог найти долгое время.

Но вот теперь передо мной лежат фотографии Павловского собора, сделанные безвестными немецкими военнослужащими в 1941-1943 гг. На них храм в перспективе Советской (ныне Соборной) улицы, со стороны алтаря и даже издалека, с юга. Будучи высотной доминантой и имея площадки на звонницах, он мог стать отличной огневой точкой для солдат Красной армии, защищавших город в сентябре 1941 г. А в это же время в подвале от бомбежек прятались жители окрестных улиц, в их числе мой родственник.

Его рассказ не изобилует подробностями, но и то, что я узнал от него, кажется достойным включения в военную историю Гатчины. По его словам, людей набилось в подвал очень много, и все в страхе ждали будущего. К ним перед своим уходом из города пришли «последние коммунисты» (кто это были, я тогда не спросил) и сказали: «Мы все уходим, а вы остаетесь». Вскоре началась сильная бомбежка и обстрелы, а затем все стихло. Напуганные люди стали понемногу вылезать из укрытия, а по улицам уже двигались немецкие машины, ехали мотоциклисты с криками: «Эй руссо, руссо, на хауз». Картина трагическая и очень впечатляющая, но именно так для многих мирных жителей началась оккупация.

На многих снимках Павловского собора хорошо видны следы сентябрьских боев за город. Так как немцы вели наступление с юга (со стороны Колпан) и с юго-востока (со стороны Пижмы), то именно эти стороны храма подверглись обстрелу и были наиболее повреждены. Гигантскую пробоину получил центральный купол, были серьезно повреждены стены, выбиты окна, частично сорвана кровля с алтарной части.

На фото также зафиксированы и следы начавшейся накануне войны переделки храма в кинотеатр: в цоколе на разных фасадах и в середине южной стены, где сейчас расположены декоративные дверные створки, выполненные из штукатурки, видны пробитые проемы, к моменту съемки уже заложенные кирпичом или закрытые фанерой.

Проект нового храма киноискусства разработал архитектор В.П. Калмыков, который специализировался на кинотеатрах. Его проекты отличаются оригинальностью и могут быть отнесены к числу интересных произведений советской архитектуры. Проект же кинотеатра для Гатчины нам известен только по описанию (оригинал, скорее всего, погиб в войну), и судить о его качестве невозможно.

Вообще, мог ли он быть удачным? Думается, война спасла, осмелимся так сказать, собор, и сейчас мы можем любоваться красивым и очень редким по сохранности храмом в русско-византийском стиле. Она же вернула в него и жизнь. Мы не будем спорить, было ли это заигрывание временных немецких властей с жителями, попытка «завоевать их сердца». Важно то, что уже осенью 1941 г. Павловский собор стал действующим.

В 1950-х или 1960-х гг. перепланировке подвергся окружающий его сквер. Именно тогда была устроена ограда, сохранившаяся до наших дней, и собор обособился. Родственник рассказывал мне, что это было вызвано высокой арендной платой за землю, что и заставило урезать арендуемую территорию. Не знаю, так ли это.

Сейчас ничто не мешает нам любоваться западным фасадом, но вот вид на восточную сторону собора перекрыт хозяйственным строением и разросшимися тополями. Красиво ли это? Один из немецких снимков свидетельствует, что изначально ограды не было, и улица шла прямиком к храму, огибая его. Так же хорошо видны шлагбаумы, перекрывшие этот путь для транспорта. Но стрелка на них показывала направление объезда по сохранившейся до нашего времени круговой дороге.

Третий снимок, как кажется, не несет следов своего времени. Два солдата с велосипедом позируют фотографу на фоне собора. Следов войны мы не видим. Но таково свойство фотографии: запечатлеть мгновение и заставить поверить, что окружающая жизнь прекрасна.

П. Григорьев

Акафист прмц. Марии Гатчинской

Кондак 1

Избранная угоднице и страдалице Христова, преподобномученице мати Марие, в земли Гатчинстей верным возсияла еси подвигом твоим смиренным. И ныне похвальная восписуем ти, любовию творящии память твою, да твоего заступления пред Господем сподобльшеся, не престанем пети тебе во умилении сердечнем:

Радуйся, преподобномученице Марие, смиренная страдалице и теплая о нас молитвеннице.

Икос 1

Ангели Божии удивишася, егда еще во плоти сущи, неустанною молитвою и дарованьми духовными небесному воинству подражати сподобилася еси, славословящи Господа Сил. И в Церкви земней, воинствующей за правду Христову во времена безбожия, веру непоколебимую соблюла еси. Да и мы на твой образ взирающе, воспоем тебе таковая:

Радуйся, христианскаго благочестия богоносная отрасле.
Радуйся, кротость ангельскую явившая.
Радуйся, скорбь земную на радость пременившая.
Радуйся, утешение небесное улучившая.
Радуйся, сердце свое горе устремившая.
Радуйся, всю жизнь Христу Богу посвятившая.
Радуйся, любве Божия посланнице.
Радуйся, веры православныя неугасимый пламене.
Радуйся, преподобномученице Марие, смиренная страдалице и теплая о нас молитвеннице.

Кондак 2

Витии многовещаннии не возмогут воспети подвиги твоя достойно, преподобная мати, занеже недугом лютым поражена бысть во дни юности твоея и неустанно Христу последующи, в келлии своей пребыла еси во вся дни жития своего, воспевающи Господу Сил: Аллилуиа.

Икос 2

Плоть твоя посечена бысть болезнию тяжкою попущением Божиим, да не плод мирских дел скорогиблющий принесеши в житии твоем, но нетленный плод духовныя благодати. Велие дерзновение ко Христу приобрела еси, да и мы велегласно воспоем тебе таковая:

Радуйся, воли Божией с кротостию и смирением последовавшая.
Радуйся, мученичества твоего благодать приимшая.
Радуйся, на Христа распятаго во вся дни жития твоего взиравшая.
Радуйся, крест твой вослед Ему подъемшая.
Радуйся, тишиною молитв Богу предстоящая,
Радуйся, за весь мир Господа умоляющая.
Радуйся, помощнице в скорбех унывающим.
Радуйся, отверзающая очи духовно слепым.
Радуйся, преподобномученице Марие, смиренная страдалице и теплая о нас молитвеннице.

Кондак 3

Всемилостивый Господь, укрепляя дух твой скорбию и тяготою

безвременною, исторгнув тя из юдоли земныя суеты, Иову многострадальному тебе уподобив, дарова тебе чистоту сердечную. Ты же, праведная Марие, имущи, любовь Божию, из глубины души воcпевала еси Ему: Аллилуиа.

Икос 3

Яко злато в горниле бурею помыслов, на дух воюющих, искушена бысть мати Марие. Кротостью и слезами вопияла еси ко Христу Богу и тишину Его духовным подвигом стяжавши, яко миром благоуханным, напоена бысть. Мы же, благодать Божию восприявше, воспеваем тебе сицевая:

Радуйся, лесть вражию терпением поправшая.
Радуйся, душу твою скорбьми очистившая.
Радуйся, страдалице, милосердием к человеком преисполненная.
Радуйся, страстотерпице, ближняго своего, яко сама себе, возлюбившая.
Радуйся, молитвеннице, дар утешения страждущих стяжавшая.
Радуйся, яко дивная голубица, душею чистою к небесем воспарившая.
Радуйся, венец славы нетленныя от Бога приявшая.
Радуйся, скорби временныя в радость вечную претворившая.
Радуйся, преподобномученице Марие, смиренная страдалице и теплая о нас молитвеннице.

Кондак 4

Яко бисер безценный обретоша тя в молитвенном уединении благочестивии людие, не немощь узревше в тебе, а ум, горняя мудрствующий, и за словом утешения притекающе к тебе, утешени быша духовно сторицею, воспевающе великому и всещедрому Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Верою и любовию приступала еси к Чаше жизни, неосужденно приемлющи Тело и Кровь Христову, да укрепит предызбравый тя Христос, и да живет в тебе и действует. Тако просвещена Духом Божиим, вся дни живота во Христе пожила еси, да и мы воспоим тебе таковая:

Радуйся, восприимшая светозарную благодать от божественнаго свыше промышления.
Радуйся, светом трисолнечным душу свою просветившая.
Радуйся, ангелов радостное удивление и человеков благоговейное почитание.
Радуйся, демонов горькое рыдание и ожесточение.
Радуйся, язв телесных и скорбей душевных наших целительнице.
Радуйся, всегда о нас пред Богом ходатаице.
Радуйся, немощи наша молитвами твоими врачующая.
Радуйся, образом жития твоего жизнь нашу ко спасению направляющая.
Радуйся, преподобномученице Марие, смиренная страдалице и теплая за нас молитвеннице.

Кондак 5

Мудрым девам уподобившися, сохранила еси елей молитв и милосердия в сретение Господа, да не с угасшим светильником срящеши явление Его, воспевающи Всемилостивому Богу, тако промышляющему о верных рабех Своих: Аллилуиа.

Икос 5

Зрящи землю Российскую в духовный мрак повергаемую, духом сокрушалася еси и чистые души дев юных благовестием Христовым согревала еси, привлекающи их к служению Богу и ближнему в годину безбожия. Темже и мы, подражающе тебе, чистою любовию к Богу и ближнему востецем, поюще тебе таковая:

Радуйся, чтущия тя от всяких напастей избавляющая.
Радуйся, терпением твоим нас назидающая.
Радуйся, свещею души твоея нас просвещающая.
Радуйся, недугующим руку помощи подающая.
Радуйся, безбожных и лукавых вразумление,
Радуйся, образе тайнаго крестоношения.
Радуйся, чистоты небесныя сияние,
Радуйся, веры, надежды и любве сочетание.
Радуйся, преподобномученице Марие, смиренная страдалице и теплая о нас молитвеннице.

Кондак 6

Священномученик митрополит Вениамин посети келлию твою и с тобою беседовав, благословение тебе на иноческий подвиг подаде, да укрепит тя подвигоположник Господь, во еже пети Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Зрим монашеское пострижение твое во дни гонений в храме Покрова Богородицы его же с благоговением восприяла еси. Темже исполнившая заповеди Христовы и иноческия обеты, подвигаеши нас ублажати тя и воспевати тебе таковая:

Радуйся, сопричастнице новомучеником церкве Российския.
Радуйся, духом исповедничества ведомая.
Радуйся, своим крестоношением в Царство Небесное притекшая.
Радуйся, язвы Господа твоего на телеси своем понесшая.
Радуйся, яко тобою постигаем правду Божию,
Радуйся, яко тобою последуем Христу.
Радуйся, гонимых за веру в подвизе укреплявшая,
Радуйся, молитвами твоими путь их мученичества осветившая.
Радуйся, преподобномученице Марие, смиренная страдалице и теплая о нас молитвеннице.

Кондак 7

Прикровен бысть подвиг твой, но по слову Господню, «не может град укрытися верху горы стоя. Ниже вжигают светильника, и поставляют его под спудом, но на свещнице и светит всем, иже в храмине суть». Тако и свет добродетелей твоих, преподобная мати Марие, возсия людем страждущим, да воззревше на него, обретут упование неложное на Всесильного во святых Cвоих Бога, воспевающе Ему: Аллилуиа.

Икос 7

Келлия твоя, иконами преукрашенная и благодатию молитв твоих облагоуханная, небо земное для страждущих людей бысть, иже во множестве притекаху к тебе, духовнаго совета, молитв и утешения взыскующе. Они же, радостию духовною упоении, силою Господнею укрепляемии на предлежащий им подвиг, воспеваху тебе таковая:

Радуйся, немощь естества человеческаго победившая.
Радуйся, тесным путем ко спасению пришедшая.
Радуйся, мужества духовнаго сокровище.
Радуйся, унывающих в скорбех прибежище.
Радуйся, немудрыя смирением умудрившая.
Радуйся, малодушныя духом укрепившая.
Радуйся, явившая нам крепость упования,
Радуйся, даровавшая нам свет небеснаго радования.
Радуйся, преподобномученице Марие, смиренная страдалице и теплая о нас молитвеннице.

Кондак 8

Веру отеческую безбоязненно исповедующи, богомудрый глагол священномученика Вениамина в сердце своем восприяла еси, яко не людие спасают Церковь, но Кровию Своею Христос Бог наш. Да и мы, дерзновение твое мученическое зряще, страстотерпице Христова, малодушие и лукавство от сердец наших отринем, воспевающе Богу: Аллилуиа.

Икос 8

В немощи лежащи, совершала еси молитвы к милосердному Богу, да простит грехи людския, да приведет всех к истинней вере, да обратит неверныя, да восставит падшия. И благоугодна бысть Богу слезная молитва твоя, мати Марие. Темже и мы, дерзновению твоей святости дивящеся, воспоем тебе сицевая:

Радуйся, утешением горечь скорбей услаждающая.
Радуйся, уповати на волю Божию нас призывающая.
Радуйся, яко не сокрыто бысть от тебе многое потаенное.
Радуйся, яко молитвы твоя достигоша небес.
Радуйся, козни диавольския поправшая.
Радуйся, руце твои к щедрому Богу простиравшая.
Радуйся, враги вразумляющая.
Радуйся, теплотою молитв твоих хладная сердца к Богу обращающая.
Радуйся, преподобномученице Марие, смиренная страдалице и теплая о нас молитвеннице.

Кондак 9

Единому втайне моления приносила еси Владыце Христу, дар утешения скорбящих стяжала еси, имже посещаеши немощныя люди. Темже и мы по молитвам твоим, святая угоднице, милости Божия сподобившеся, поем во умилении сердец: Аллилуиа.

Икос 9

Далече от града Гатчины изыде слава добродетелей твоих, и множество людей из иных градов и весей, тебе, еще в многоболезненнем твоем телеси сущей, воздаяху хвалу Богу, святость твою именующе, да и мы с ними прославляем Божию милость и вопием ти:

Радуйся, твоими молитвами нас к Богу приводящая.
Радуйся, к Cвету Невечернему души обращающая.
Радуйся, благословенная невесто Христова.
Радуйся, избраннице Небеснаго Отца.
Радуйся, безумие мира житием своим обличающая.
Радуйся, образом благочестия нас обогащающая.
Радуйся, силу веры нам явившая.
Радуйся нищетою духовною дары Духа Святаго стяжавшая.
Радуйся, преподобномученице Марие, смиренная страдалице и теплая о нас молитвеннице.

Кондак 10

Всякое естество удивися сиянию в тебе благодати и богатству добродетелей: ангелоподобней чистоте твоей, мужеству в скорбех и страданиих, в немощнем женстем телеси явленному, и многому состраданию к людем. Сего ради, преподобная мати, поем прославившему тя Господу: Аллилуиа.

Икос 10

Не возможе враг спасения диавол помрачити подвиги твоя, имиже возсияла еси на радость и утешение всем. И в ангельстем чине служение свое совершающи, учила еси православныя люди быти верными Христу до смерти, и любовь Его в сердцах своих возгревати непрестанно, да не устрашат страдальцев узы, темницы, мучения и смерть. Темже глаголем тебе таковая:

Радуйся, исповедания безстрашнаго образе.
Радуйся, щедрот Божиих вместилище.
Радуйся, пасхальною радостию исполненная.
Радуйся, к небесному радованию страданьми востекшая.
Радуйся, от нечестия безбожнаго души отвращающая.
Радуйся, терпение в скорбех явившая.
Радуйся, Божественных даров приятелище.
Радуйся, милостей Господних сокровище.
Радуйся, преподобномученице Марие, смиренная страдалице и теплая о нас молитвеннице.

Кондак 11

В нощи приидоша в жилище твое мучитилие, и многоболезненное тело твое на колесницу ввергоша, болезнь и поругание тебе творяще. Ты же, преподобномученице Марие, устремивши ум твой ко Господу, воспевала еси Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Сквозе огнь мучений и море слез возшла еси изволением Божиим в покой вечный. Мучителие же твои недоумеваху: како толикое множество людей свидетельствова славу святости твоея. Темже и мы, прославляюще подвиги твоя, святая мученице, глаголем ти сице:

Радуйся, луче солнечная Царства Небеснаго.
Радуйся, назнаменованная даром избрания.
Радуйся, мрака душевнаго отгнание,
Радуйся, молитвы богоугодныя стяжание.
Радуйся, истинный путь верным указавшая.
Радуйся, венец от Господа Сил приявшая.

Радуйся, освятившая молитвою град Гатчину,
Радуйся, святынею мощей твоих осиявшая ю.
Радуйся, преподобномученице Марие, смиренная страдалице и теплая о нас молитвеннице.

Кондак 12

Не приложися плоти и крови, но уразумевши волю Господню, принеслася еси яко жертва непорочная на заколение. В темнице, в последние дни земнаго странствования твоего слова апостола произносила еси: «Кто ны разлучит от любве Божия, скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч». Темже вся простивши мучителем твоим, блаженная Марие, воспевала еси Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Ангел от Господа послан бысть к тебе в темницу, да восхитит душу твою святую и в веселие любящих Бога введет, да и мы, освящаеми кровьми мучений твоих, воспоем тебе таковая:

Радуйся, ангельским ликом сочетавшаяся.
Радуйся, добродетелей плоды Богу принесшая.
Радуйся, очищение сердцам нашим у Христа просящая.
Радуйся, от скверны греховныя тыя врачующая.
Радуйся, от мучительства бесовскаго избавляющая.
Радуйся, припадающих к тебе с молитвою милующая.
Радуйся, лик праведников Санкт-Петербургских украшающая.
Радуйся, в сонме новомучеников Российских просиявшая.
Радуйся, преподобномученице Марие, смиренная страдалице и теплая о нас молитвеннице.

Кондак 13

О святая преподобномученице Марие, зрим юность твою, в борениих духовных и смирении протекшую, зрим зрелость твою в богомыслии и молитве закаленную, зрим и кончину твою мученическую. Зрим ныне и славу твою небесную! Буди теплая ходатаице и заступнице о нас пред Господем, да присно поем Ему: Аллилуиа.

(Сей кондак читается трижды)

Икос 1

Ангели Божии удивишася, егда еще во плоти сущи, неустанною молитвою и дарованьми духовными небесному воинству подражати сподобилася еси, славословящи Господа Сил. И в Церкви земней, воинствующей за правду Христову во времена безбожия, веру непоколебимую соблюла еси. Да и мы на твой образ взирающе, воспоем тебе таковая:

Радуйся, христианскаго благочестия богоносная отрасле.
Радуйся, кротость ангельскую явившая.
Радуйся, скорбь земную на радость пременившая.
Радуйся, утешение небесное улучившая.
Радуйся, сердце свое горе устремившая.
Радуйся, всю жизнь Христу Богу посвятившая.
Радуйся, любве Божия посланнице.
Радуйся, веры православныя неугасимый пламене.
Радуйся, преподобномученице Марие, смиренная страдалице и теплая о нас молитвеннице.

Кондак 1

Избранная угоднице и страдалице Христова, преподобномученице мати Марие, в земли Гатчинстей верным возсияла еси подвигом твоим смиренным. И ныне похвальная восписуем ти, любовию творящии память твою, да твоего заступления пред Господем сподобльшеся, не престанем пети тебе во умилении сердечнем:

Радуйся, преподобномученице Марие, смиренная страдалице и теплая о нас молитвеннице.

Молитва

О преподобномученице святая, мати Марие, ангелов похвало, новомучеников и исповедников славо! Призри на нас грешных, предстоящих и молящихся тебе, яко теплой заступнице и смиренной ходатаице пред Господем, Ему же молитвою и постом, верою и терпением скорбей угодила еси. Тебе бо, яко светильник веры Христовы даром прозорливости и чудотворений ущедри Господь. Виждь слезы наша и покаяние, умоли милостиваго Бога даровати нам (имена) грехов прощение, к ближнему любовь нелицемерную, в вере крепость неизменную, в житии целомудрие и благочестие.

О, преблагая мати, осени твоим благоволением всех, чтущих святую память твою. Испроси молитвами твоими у Всемилостиваго Бога нам в скорбех – утешение, в бедах – избавление, в болезнех – исцеление.

Умоли, преподобномученице святая, милостиваго Создателя нашего, да не одолеет злоба неизреченныя благости Его, и да сподобимся дни жизни сея привременныя во всяком благочестии и чистоте пожити, славяще Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4-й

Агнице Твоя, Иисусе, Мария, / утешение рабом Твоим в годину лютую явися, / крепость веры и благочестия показавши, / мучения претерпе от богоборцев. / Тоя молитвами яко милостив спаси души наша.

Кондак, глас 4-й

Страдалице и благовестнице пречудная, / молитвеннице за всех скорбящих и страждущих, / преподобномученице мати Марие, / молися Господу Богу со всеми новомученики Российскими / спасение нам даровати и помиловати души наша.

Величание

Величаем тя, / страстотерпице преподобная мати Марие, / и чтим честная страдания твоя, / яже за Христа во утверждение на Руси Православия // претерпела еси.

Составитель — Виктор Васильев

Текст по изданию Гатчинского Павловского кафедрального собора

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ма­рия ро­ди­лась в 1874 го­ду в Санкт-Пе­тер­бур­ге в се­мье вла­дель­ца сур­гуч­ной фаб­ри­ки, куп­ца Алек­сандра Ива­но­ви­ча Ле­ля­но­ва и в кре­ще­нии бы­ла на­ре­че­на Ли­ди­ей. Се­мья жи­ла непо­да­ле­ку от Но­во­де­ви­чье­го мо­на­сты­ря ря­дом с Пре­об­ра­жен­ской цер­ко­вью на За­бал­кан­ском про­спек­те. Отец скон­чал­ся, ко­гда Ли­дии ис­пол­ни­лось три с по­ло­ви­ной го­да, а ее сест­ре Юлии пол­то­ра го­да, и они оста­лись на по­пе­че­нии ма­те­ри и стар­ших бра­тьев.
Ли­дия учи­лась в жен­ской гим­на­зии, но неза­дол­го пе­ред ее окон­ча­ни­ем она за­бо­ле­ла эн­це­фа­ли­том, вслед­ствие че­го у нее раз­ви­лась бо­лезнь Пар­кин­со­на, а за­тем рев­ма­тизм и по­даг­ра. Сда­вать вы­пуск­ные эк­за­ме­ны ее при­вез­ли в ин­ва­лид­ной ко­ляс­ке. Род­ные пред­при­ня­ли мно­го уси­лий, чтобы по­мочь де­вуш­ке, по­ка­зы­ва­ли ее зна­ме­ни­тым оте­че­ствен­ным док­то­рам, во­зи­ли за гра­ни­цу для кон­суль­та­ций с ев­ро­пей­ски­ми спе­ци­а­ли­ста­ми, но ни­кто не смог ей по­мочь.
Бо­лезнь при­ня­ла тя­же­лые и неиз­ле­чи­мые фор­мы, и в 1909 году по со­ве­ту вра­чей се­мья пе­ре­еха­ла в го­род Гат­чи­ну. В те­че­ние два­дца­ти лет Ли­дия непо­движ­но ле­жа­ла на спине, лю­бое дви­же­ние и при­кос­но­ве­ние при­но­си­ло ей нестер­пи­мую боль. Но Ли­дия не роп­та­ла и со сми­ре­ни­ем пе­ре­но­си­ла бо­лезнь, вос­при­няв ее как во­лю Бо­жию, ко­то­рой она вполне и по­ко­ри­лась; бла­го­да­ря этим стра­да­ни­ям, она на­учи­лась непре­стан­но мо­лить­ся и при­об­ре­ла па­мять смерт­ную. По­сле то­го как мать и бра­тья скон­ча­лись и Ли­дия оста­лась жить с сест­рой Юли­ей, им ста­ли по­мо­гать по­се­лив­ши­е­ся у них в квар­ти­ре еди­но­мыс­лен­ные с ни­ми пра­во­слав­ные жен­щи­ны. Крот­кую боль­ную ча­сто по­се­ща­ло ду­хо­вен­ство, у ее по­сте­ли слу­жи­лись мо­леб­ны, и да­же об­ра­зо­вал­ся кру­жок жен­щин, ко­то­рые пе­ли на мо­леб­нах уже не толь­ко у нее до­ма, но и в хра­мах. При пол­ной непо­движ­но­сти те­ла и да­же ли­ца, спо­соб­ность ре­чи у Ли­дии со­хра­ни­лась: она го­во­ри­ла с по­лу­за­кры­тым ртом, как бы сквозь зу­бы, ста­ра­ясь про­из­но­сить сло­ва мед­лен­но и раз­дель­но, чтобы быть пра­виль­но по­ня­той.
Дол­гое и сми­рен­ное тер­пе­ние тяж­ких скор­бей очи­сти­ло ду­шу пра­вед­ни­цы, и Гос­подь на­де­лил ее да­ра­ми про­зор­ли­во­сти и ду­хов­но­го уте­ше­ния. Со вре­ме­нем к ней ста­ло при­хо­дить мно­го на­ро­да, чтобы ис­про­сить со­ве­та и с прось­бой по­мо­лить­ся; при­хо­ди­ли не толь­ко ми­ряне, но и свя­щен­ни­ки, и ар­хи­ереи. Мит­ро­по­лит Пет­ро­град­ский Ве­ни­а­мин (Ка­зан­ский) бла­го­сло­вил по­стричь по­движ­ни­цу в мо­на­ше­ство. В 1922 го­ду в го­ро­де Гат­чине на по­дво­рье Пя­ти­гор­ско­го Бо­го­ро­диц­ко­го жен­ско­го мо­на­сты­ря в хра­ме По­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри при огром­ном сте­че­нии на­ро­да ар­хи­манд­рит Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры Ма­ка­рий (Вос­кре­сен­ский) по­стриг ее в ман­тию с име­нем Ма­рия.
Каж­дый день ее по­се­ща­ло мно­же­ство на­ро­да; лю­ди ожи­да­ли оче­ре­ди в при­хо­жей, мно­гие при­но­си­ли ей про­дук­ты и день­ги, ко­то­рые она в свою оче­редь раз­да­ва­ла нуж­да­ю­щим­ся. По вос­по­ми­на­ни­ям про­фес­со­ра Ива­на Ми­хай­ло­ви­ча Ан­дре­ева, мо­на­хи­ня Ма­рия име­ла огром­ный дар уте­ше­ния и ис­це­ле­ния скор­бя­щих душ. Вот «юно­ша, уны­вав­ший по­сле аре­ста и ссыл­ки от­ца-свя­щен­ни­ка, вы­шел от ма­туш­ки с ра­дост­ной улыб­кой, сам ре­шив­шись при­нять сан диа­ко­на. Мо­ло­дая жен­щи­на от гру­сти при­шла к свет­лой ра­до­сти, так­же ре­шив­шись на мо­на­ше­ство. По­жи­лой муж­чи­на, глу­бо­ко стра­дав­ший о смер­ти сы­на, вы­шел от ма­туш­ки вы­прям­лен­ный и обод­рен­ный. По­жи­лая жен­щи­на, во­шед­шая с пла­чем, вы­шла спо­кой­ная и твер­дая».
По­се­тив­ший мо­на­хи­ню Ма­рию в мар­те 1927 го­да про­фес­сор Иван Ан­дре­ев по­жа­ло­вал­ся ей на одоле­вав­шую его тос­ку, ко­то­рая дли­лась ино­гда до несколь­ких недель и от ко­то­рой он не знал сред­ства из­ба­вить­ся. «»Тос­ка есть крест ду­хов­ный, – от­ве­ти­ла ему мо­на­хи­ня Ма­рия, – по­сы­ла­ет­ся она в по­мощь ка­ю­щим­ся, ко­то­рые не уме­ют рас­ка­ять­ся, то есть по­сле по­ка­я­ния впа­да­ют в преж­ние гре­хи… А по­то­му – толь­ко два ле­кар­ства ле­чат это, по­рой крайне тяж­кое ду­шев­ное стра­да­ние: на­до или на­учить­ся рас­ка­и­вать­ся и при­но­сить пло­ды по­ка­я­ния, или – со сми­ре­ни­ем, кро­то­стью, тер­пе­ни­ем и ве­ли­кой бла­го­дар­но­стью Гос­по­ду нести этот крест ду­хов­ный, тос­ку свою, па­мя­туя, что несе­ние это­го кре­ста вме­ня­ет­ся Гос­по­дом за плод по­ка­я­ния… А ведь ка­кое это ве­ли­кое уте­ше­ние со­зна­вать, что тос­ка твоя есть… под­со­зна­тель­ное са­мо­на­ка­за­ние за от­сут­ствие тре­бу­е­мых пло­дов… От мыс­ли этой – в уми­ле­ние прий­ти на­до, а то­гда – тос­ка по­сте­пен­но рас­та­ет и ис­тин­ные пло­ды по­ка­я­ния зач­нут­ся…”
От этих слов ма­туш­ки Ма­рии у ме­ня в ду­ше точ­но кто опе­ра­цию сде­лал и уда­лил опу­холь ду­хов­ную… И вы­шел я дру­гим че­ло­ве­ком», – вспо­ми­нал про­фес­сор.

Мо­на­хи­ня Ма­рия (Ле­ля­но­ва)

Неза­дол­го пе­ред сво­им аре­стом и му­че­ни­че­ской кон­чи­ной у по­движ­ни­цы по­бы­вал мит­ро­по­лит Пет­ро­град­ский Ве­ни­а­мин, ко­то­рый, по­да­рив ей свою фо­то­гра­фию, на­пи­сал: «Глу­бо­ко­чти­мой стра­да­ли­це ма­туш­ке Ма­рии, уте­шив­шей, сре­ди мно­гих скор­бя­щих, и ме­ня греш­но­го».
В на­ча­ле 1932 го­да без­бож­ни­ки при­сту­пи­ли к аре­стам мо­на­хов и мо­на­хинь ра­нее за­кры­тых мо­на­сты­рей.
«В усло­ви­ях обострен­ной клас­со­вой борь­бы и оже­сто­чен­но­го со­про­тив­ле­ния, ока­зы­ва­е­мо­го контр­ре­во­лю­ци­он­ны­ми эле­мен­та­ми раз­ви­тию со­ци­а­ли­сти­че­ских форм хо­зяй­ства, ак­тив­ную роль иг­ра­ют цер­ков­ни­ки… пы­та­ясь вся­че­ски­ми спо­со­ба­ми про­ти­во­дей­ство­вать и ме­шать де­лу со­ци­а­ли­сти­че­ской строй­ки… – пи­са­ли со­труд­ни­ки Ле­нин­град­ско­го ОГПУ. – Несмот­ря на то, что мо­на­сты­ри в раз­ное вре­мя бы­ли офи­ци­аль­но за­кры­ты, – мо­на­хи­ни… этих мо­на­сты­рей под­дер­жи­ва­ли их в скры­том ви­де и пред­став­ля­ли из се­бя хо­ро­шо ор­га­ни­зо­ван­ные груп­пы контр­ре­во­лю­ци­он­но­го и ан­ти­со­вет­ски на­стро­ен­но­го ре­ак­ци­он­но­го мо­на­ше­ства, ко­то­рые груп­пи­ро­ва­ли во­круг се­бя контр­ре­во­лю­ци­он­ные эле­мен­ты, как-то: быв­ших лю­дей, ку­ла­ков, ли­шен­цев, по­ли­цей­ских и т. д.
Об­ще­жи­тия мо­на­хинь скры­тых мо­на­сты­рей по­се­ща­лись в боль­шом ко­ли­че­стве как мест­ным на­се­ле­ни­ем, так и при­ез­жи­ми из дру­гих рай­о­нов. Сре­ди этих по­се­ти­те­лей… мо­на­хи­ни ве­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию и рас­про­стра­ня­ли про­во­ка­ци­он­ные слу­хи, на­прав­лен­ные про­тив со­вет­ской вла­сти и ме­ро­при­я­тий та­ко­вой.
В це­лях предот­вра­ще­ния даль­ней­шей ан­ти­со­вет­ской ра­бо­ты контр­ре­во­лю­ци­он­ных групп мо­на­ше­ству­ю­щих Ле­нин­град­ским опер­сек­то­ром ОГПУ в фев­ра­ле… 1932 го­да бы­ла про­ве­де­на опе­ра­ция, в ре­зуль­та­те ко­то­рой аре­сто­ва­ны…» семь­де­сят шесть че­ло­век.
«За­крыв­ше­е­ся в 1922 го­ду… По­кров­ское по­дво­рье Пя­ти­гор­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря фак­ти­че­ски про­дол­жа­ло су­ще­ство­вать до по­след­не­го вре­ме­ни, при­чем мо­на­хи­ни ука­зан­но­го по­дво­рья, про­дол­жав­шие про­жи­вать в до­мах по­дво­рья, сво­ею жиз­нью, как ду­хов­ной, так и бы­то­вой, ни в чем не из­ме­ни­лись».
«Ду­хов­но мо­на­хи­ни лик­ви­ди­ро­ван­но­го по­дво­рья… груп­пи­ро­ва­лись око­ло так на­зы­ва­е­мой ма­те­ри Ма­рии, бо­ле­ю­щей рев­ма­тиз­мом и по­дагрой в те­че­ние два­дца­ти лет на­столь­ко в силь­ной фор­ме, что боль­ная на­хо­дит­ся в вы­нуж­ден­ном ле­жа­чем по­ло­же­нии на спине в те­че­ние все­го вре­ме­ни сво­ей бо­лез­ни… Ее по­се­ща­ют в боль­шом ко­ли­че­стве по­се­ти­те­ли не толь­ко из го­род­ско­го на­се­ле­ния, но и кре­стьяне и при­ез­жие из раз­ных мест с це­лью по­лу­чить от нее со­ве­та, как по­сту­пать в тех или иных по­стиг­ших их неуда­чах…»
Мо­на­хи­ня Ма­рия бы­ла аре­сто­ва­на 19 фев­ра­ля 1932 го­да. При аре­сте двое со­труд­ни­ков ОГПУ по­до­шли к по­сте­ли мо­на­хи­ни и, ухва­тив ее за вы­вер­ну­тые ру­ки, по­во­лок­ли по по­лу и по зем­ле, а за­тем, рас­ка­чав за ру­ки и за но­ги, за­бро­си­ли в ку­зов гру­зо­ви­ка. Од­на­ко на­хож­де­ние мо­на­хи­ни Ма­рии в тюрь­ме из‑за ее бо­лез­ни бы­ло в то вре­мя невоз­мож­но, и ее по­ме­сти­ли в тю­рем­ную боль­ни­цу, здесь сле­до­ва­тель и до­про­сил ее. Под­твер­див, что она яв­ля­ет­ся сто­рон­ни­цей мит­ро­по­ли­та Иоси­фа (Пет­ро­вых), мо­на­хи­ня Ма­рия ска­за­ла: «Я счи­таю, что мит­ро­по­лит Сер­гий на­прас­но ве­лел мо­лить­ся за со­вет­скую власть, – ей это не нуж­но. И во­об­ще, пусть за нее мо­лит­ся кто сам хо­чет… Я счи­таю, что за власть мо­лить­ся нуж­но в том слу­чае, ес­ли это власть».
Сви­де­те­ли, до­про­шен­ные сле­до­ва­те­ля­ми ОГПУ, еди­но­душ­но по­ка­за­ли, что в го­ро­де и окрест­но­стях мо­на­хи­ню Ма­рию все счи­та­ют свя­тым че­ло­ве­ком, на­де­лен­ным от Бо­га да­ром про­зор­ли­во­сти. 22 мар­та 1932 го­да Вы­езд­ная сес­сия Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ла мо­на­хи­ню Ма­рию к ли­ше­нию «пра­ва про­жи­ва­ния в Мос­ков­ской, Ле­нин­град­ской об­ла­стях, Харь­ков­ском, Ки­ев­ском, Одес­ском окру­ге, Се­ве­ро-Кав­каз­ском крае, Да­ге­стане, Ка­за­ни, Чи­те, Ир­кут­ске, Ха­ба­ров­ске, Таш­кен­те, Ти­фли­се, Ом­ске, Ом­ском рай­оне, на Ура­ле и по­гра­нич­ных окру­гах сро­ком на три го­да… с при­креп­ле­ни­ем к из­бран­но­му ме­сту жи­тель­ства».
Мо­на­хи­ня Ма­рия скон­ча­лась 17 ап­ре­ля 1932 го­да в тю­рем­ной боль­ни­це в Пет­ро­гра­де и бы­ла по­гре­бе­на на Смо­лен­ском клад­би­ще.
В 1981 го­ду бы­ла при­чис­ле­на Рус­ской За­ру­беж­ной Цер­ко­вью к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских как но­во­пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ма­рия Гат­чин­ская.
17 июля 2006 го­да ка­но­ни­зи­ро­ва­на Рус­ской пра­во­слав­ной цер­ко­вью – вклю­че­на в Со­бор но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских XX ве­ка по пред­став­ле­нию Санкт-Пе­тер­бург­ской епар­хии.
26 мар­та 2007 го­да мо­щи Ма­рии Гат­чин­ской бы­ли об­ре­те­ны на Смо­лен­ском клад­би­ще Санкт-Пе­тер­бур­га и по­ме­ще­ны в Гат­чин­ском Пав­лов­ском со­бо­ре

Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Ап­рель».
Тверь. 2006. С. 27-32

При­ме­ча­ния

Свя­щен­но­му­че­ник Ве­ни­а­мин (в ми­ру Ва­си­лий Пав­ло­вич Ка­зан­ский); па­мять празд­ну­ет­ся 31 июля/30 ав­гу­ста.

Про­то­пре­сви­тер М. Поль­ский. Но­вые му­че­ни­ки Рос­сий­ские. Джор­дан­вилл, 1957. Т. 2. С. 255.

Там же. С. 256.

Там же. С. 255.

УФСБ Рос­сии по Санкт-Пе­тер­бур­гу и Ле­нин­град­ской обл. Д. П-8894. Т. 2, л. 480.

Там же. Л. 454.

Там же. Л. 456.

Там же. Л. 376 об.

Там же. Л. 580.

Молитва первая
О святая преподобная мати Марие, молитвеннице за весь род христианский! Се мы, грехми и треволненьми житейскаго моря обуреваеми, от глубины сердечныя взываем ти: не остави нас, немощных, печальных и унылых призрением милостивнаго твоего заступления!
Во дни земнаго жития твоего явилася еси болящим безмездная целительница, заблуждшим наставница, скорбящим и обидимым утешительница милосердная и всем притекающим к тебе скорая помощница и чадолюбивая мати. И ныне вемы, яко дана тебе от Господа и Пречистой Богородицы благодать молитися за ны.
О верная слуго Христова, сторицею возрастившая данный тебе талант, уврачуй страсти душ и телес наших, укрепи в добродетели и настави на путь покаяния: умягчи наша злая и хладная сердца, да паче всего возлюбим Христа, в Немже и ближняго своего. Умоли Господа сил низпослати милость Свою многострадальному Отечеству нашему, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте: и тако достигнем в немятежное пристанище Небеснаго Царствия, идеже ты в незаходимей сияеши славе, воспевая со всеми святыми хвалебную песнь Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О достоблаженная старице наша, преподобная мати Марие, недужных и скорбных скорая утешительнице и целительнице! Приими ныне моление недостойных чад твоих и донеси сей малый плод сердец и устен наших ко престолу Божию, да предстательством твоим низпослет нам Милосердный Господь щедроты Своя: подаст благоденствие Отечеству нашему: избавит от труса, огня, меча, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани: недужным дарует исцеление, скорбящим утешение: гордых смирит, нерадивых к покаянию обратит, монашествуюших дух в горении к Богу укрепит: всем Христианом подаст, яже ко спасению потребная: наипаче же явит нам милость на Страшнем судище Своем и вселит в обители Небесныя со всеми святыми: Емуже подобает хвала и слава, честь и держава, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва
Молитва третья
О, святая преподобная мати Марие! Подвигом добрым подвизалася на земли, восприяла еси на небесех венец правды, егоже уготовал Господь всем любящим Его. Темже предстояще пред образом твом честным, радуемся о преславнем скончании земнаго жития твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойнии есмы, видети благая на земли живых, славяще дивного во святых Своих Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

14 и 15 сентября в 13.00 — программа выходного дня «Единственное утешение — тихое и хорошее житие в милой Гатчине».
Эта программа выходного дня предназначена для тех, кто хочет погрузиться в атмосферу загородной резиденции Павла I. Экскурсия включает посещение парадных залов Гатчинского дворца, подземного хода и прогулку по Дворцовому парку. Вы узнаете о жизни императорской семьи, придворных церемониях, развлечениях гостей, а затем пройдете по берегу Белого озера.
Дворцовый парк Гатчины многое поведает о характере его владельцев, ведь именно сад отражает представление об идеальном месте — рае на земле. Вы зайдете в Собственный садик императора, Павильон Венеры на острове Любви, прообразом которого послужил павильон в имении принца Конде во Франции, и Березовый домик, который императрица Мария Федорова приказала построить, чтобы вызвать улыбку на лице любезного супруга.
Длительность: около 3 часов с перерывом на отдых.
Стоимость: 600 руб, учащиеся и лица в возрасте 65 лет и старше — 400 руб, дошкольники — бесплатно. В цену программ выходного дня включены билеты на все объекты посещения.
Также билеты можно приобрести в кассе Гатчинского дворца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *