Милостыня

Открыто помогать или тайно, помочь однажды или помогать регулярно? Что об этом говорили духовники, к советам которых прислушивалась вся Россия? Собор Оптинских старцев — 24 октября

Преподобный Амвросий Оптинский

Подавать нужно с искренним состраданием

Как-то раз, выходя из кельи, прп. Амвросий обратился к своему послушнику. «Вон там, — сказал он, — пришла вдова с сиротками мал мала меньше. Сирот-то пять душ, а есть нечего. Сама горько плачет и просит о помощи. А самый маленький ничего не говорит, а только смотрит мне в глаза, подняв ручонки. Да как же не дать-то ему!». Старец тотчас же опустил свою руку в карман за деньгами. Руки от волнения трясутся, лицо подергивается, слезы против воли льются из глаз…

Прп. Макарий: «Свойство милостыни есть сердце, сгорающее любовью о всякой твари и желающее ей блага. Милостыня состоит не в одном подаянии, но в сострадании».

Хорошо жертвовать регулярно

Преподобный Исаакий Оптинский

В миру прп. Исаакий был богатым купцом. В его семье был установлен определенный день недели, в который нищим раздавалась милостыня.

Бабушка прп. Макария по субботам посещала заключенных и передавала им пироги, которые сама пекла. Однажды эта добродетель позднее спасла им с дедом жизнь: зимой на их повозку напала шайка разбойников, и один из разбойников уговорил главаря пощадить путников, узнав женщину, из рук которой в тюрьме он так часто принимал милостыню.

Преподобный Макарий Оптинский

Не стыдно пожертвовать мало, если больше нет

Прп. Варсонофий: «За год до моего поступления в скит, на второй день Рождества Христова, я возвращался от ранней обедни. Было еще темно, и город только что начал просыпаться. Вдруг ко мне подошел какой-то старичок, прося милостыню. Спохватился я, что портмоне не взял, а в кармане всего двадцать копеек. Дал я их старику со словами: «Уж прости, больше нет с собой». Тот поблагодарил и подал мне просфору. Я взял ее, опустил в карман и хотел только что-то сказать нищему, как его уже не было. Напрасно я смотрел повсюду, он исчез бесследно. На другой год в этот день я был уже в скиту».

Нельзя превращать бедняка в иждивенца

Преподобный Никон Оптинский

Прп. Исаакий, будучи настоятелем Оптиной пустыни, не только давал деньги крестьянам-погорельцам, но и находил для них работу при монастыре. Так же поступал с теми, кто попал в трудные обстоятельства, и его предшественник — прп. Моисей.

Прп. Никон: «На подаяние жить опасно. Можно привыкнуть к по-прошайничеству. Одно дело — для других просить, а другое — для себя. Милостыню можно просить в крайней нужде, но так, чтобы она не послужила поводом для огорчения кого-либо. За благодетеля, оказавшего помощь, надо молиться».

Прп. Нектарий (рассказ Н. Павловича): «Он говорил, что милостыню надо подавать с рассуждением, а то можно повредить человеку. Келейник его рассказывал, что он всегда хотел подробно знать нужду человека, зря не любил давать, а если давал, то щедро, на целые штиблеты или даже на корову или лошадь».

Нужно ли жертвовать то, в чем сам нуждаешься?

Преподобный Иосиф Оптинский

Прп. Макарий: «Милостыни ради не должно входить в долги… Притом необходимо иметь в виду и обстоятельства собственного семейства, чтобы и его не довести до крайнего положения неосновательною и необдуманною щедростью…».

Прп. Иосиф: «Подавать… милостыню нуждающимся следует по силе и возможности».

Прп. Иосиф: «На трапезу дать, и на больницу пожертвовать, и долг уплатить — это все хорошо. Но и себя не надо оставлять без копейки на необходимые нужды, а то как бы не пожалеть после».

Прп. Амвросий: «Ты спрашиваешь, хорошо ли сделала, занявши для странницы пять рублей и отдавши ей новые сапоги П., которые ей самой были нужны. Отвечаю: нехорошо, очень нехорошо, и очень неосновательно. Вперед так не делай ни по какому поводу. Нигде не написано для милостыни занимать деньги и делать такое благотворение, за которым неминуемо следует смущение для тебя или для других».

Прп. Амвросий: «…Господь велит давать благодушно столько, сколько можешь, и этот дар приемлет; а если хочешь иметь совершенство, то тогда отдай все, да и ходи с рукой, прося милостыню, и не огорчайся уже тем, что не имеешь ничего и люди неблагодарны».

Самому ли давать милостыню или через людей

Преподобный Варсонофий Оптинский

По обстоятельствам, как будет удобнее, чтобы никого не смутить и не обидеть. Старцы часто подавали милостыню сами, порой даже в обход монастырских правил, а иногда направляли к нуждающимся благотворителей.

Прп. Варсонофий: «…Пока помогаем мы нищим, слава Богу, все хорошо. И на обитель жертвуют, а как нет нищих, то и пожертвований нет… Я так замечал…»

Если тебя обокрали, представь, что подал милостыню

Преподобный Нектарий Оптинский

Однажды у посетителей прп. Нектария унесли все их зимние вещи. Старец сказал им, что когда обворуют, то не надо скорбеть, а представить, что дали милостыню, и Господь вернет в десять раз больше.

Прп. Амвросий: «В одном из житий Киево-Печерских угодников сказано: ежели кто об украденных у него деньгах не жалеет, то это вменится ему более произвольной милостыни».

Свято-Введенская Оптина пустынь

Как птица не поднимется ввысь, не имея пары крыльев, так и пост немыслим без молитвы и милостыни.

Это важное правило утверждается в Нагорной проповеди. Обсуждая основные христианские добродетели, Спаситель последовательно говорит о милостыне, молитве, посте (см. Мф. 6). Тем самым Господь показывает неразрывную связь этих добродетелей, поставляя, между прочим, милостыню на первое место. Об этой добродетели и уместно будет нам поговорить в святые дни Четыредесятницы, когда тысячи христиан совершают постный подвиг и проводят многие часы в молитве.

***

Творение милостыни было широко распространено еще в ветхозаветную эпоху. В Пятикнижии благотворение нуждающемуся вменялось в прямую обязанность. Помимо строгих указаний не отказывать всякому просящему, в законе Моисея есть множество правил о том, как же именно нужно благотворить. Например: «Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, когда жнешь, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; бедному и пришельцу оставь это» (Лев. 23:22); «Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые; так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею» (Исх. 23:10–11). Также Закон Божий разрешал входить в чужой сад и на чужое поле, чтобы поесть от плодов земли (см. Втор. 23:24–25). Десятина, собранная за каждый третий год, отдавалась левиту, пришельцу, сироте и вдове (см. Втор. 14:28). Было строго запрещено ростовщичество (по крайней мере в отношении иноплеменников). В каждый юбилейный (50-й) год все бедняки, рабы и наемники освобождались. Помимо этого, ко времени жизни Иисуса Христа у евреев существовала практика ежедневного сбора продуктов для бедных («тамху» – в пер. «милостыня для тарелки»). Также осуществлялся еженедельный сбор пожертвований – «куппа», т. е. «пожертвования в ящик». Более того, в храме Божием находилась комната, в которую складывались дары для семей, стеснявшихся брать милостыню при людях.

В Новом Завете милостыня не только поощряется, но и получает качество уже не внешней праведности, но духовной добродетели. В Нагорной проповеди Христос говорит, что милостыня должна твориться с правильными мыслями и чувствами. Оказывается, в Новом Завете уже далеко не всякая милостыня угодна Господу! Например, Спаситель приказывает не трубить перед собой – т. е. сохранить в тайне все свои добрые поступки. Также говорит, что левая рука не должна знать, что делает правая. Другими словами, после совершения доброго дела нужно напрочь забыть о нем. Воздаяние же за милостыню будет от Отца Небесного, а не от людей: «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:4).

В новозаветной Церкви обычай помощи бедным был благословлен Самим Христом – апостолы имели ящик для пожертвований, часть которых они выделяли нищим. Впоследствии традиция помощи нуждающимся прочно закрепилась в Церкви. В Посланиях апостола Павла неоднократно звучит просьба о денежной помощи бедной Иерусалимской общине. Еще чаще, чем в Ветхом Завете, на страницах Нового Завета встречаются призывы «помнить нищих», что и делала Церковь на протяжении всей своей истории.

***

Если посмотреть жития святых, мы увидим, что они все без исключения были нестяжателями – раздавали имущество и следовали за Христом. Среди них особенно выделяется один святой, которого вполне можно назвать «певцом милостыни». Это святитель Иоанн Златоуст. Архиепископ Константинопольский отличался удивительной любовью к милостыне. В его творениях встречаются поразительные мысли об этой добродетели.

Например, святой Иоанн замечает, что подаяние милостыни уподобляет нас Богу (1). Действительно, Сам Сын Божий сравнивал сострадательного человека с Богом Отцом: «Итак, будьте милосерды, – говорил Христос, – как и Отец Ваш милосерд» (Лк. 6:36). Данную мысль можно немного продолжить. Славянское слово Бог происходит от санскритского «Бхага», что значит богатый. Бог богат любовью и милостью – и всякий человек, умеющий дарить любовь и милость другим, уподобляется Господу в Его главнейших свойствах.

Златоуст называет подающего милостыню «священником Христа». Как священник подает ближнему хлеб и вино, претворенные в Тело и Кровь Господни, так и милостивый мирянин, подающий хотя бы чашу холодной воды нищему, становится священником Христа, ибо делается питателем людей. Удивительная мысль, правда?

«Дающий милостыню выше воскресающего мертвых», – говорил Златоуст. Почему? Потому что «напитать алчущего Христа гораздо важнее, чем именем Иисусовым воскрешать мертвых», – писал святитель. «Там ты благодетельствуешь Христу, а здесь Он тебе».

Хочешь ни от кого, кроме Бога, не зависеть, спрашивает Златоуст. И отвечает: тогда проси себе у Бога нищеты. «Будучи нищим, если у кого и попросишь, то только хлеба или одежды». И тогда будешь как птичка Божия – свободно витать в небесах…

Представляете, какой совет дает Вселенский учитель? «Проси у Бога нищеты…» Эта мысль страшна своей высотой.

Приведем еще несколько размышлений Златоуста. Вот мы, братья и сестры, часто колеблемся: дать или не дать милостыню? Действительно, не всякому человеку сегодня можно верить. А Златоуст буквально обрушивался на тех, кто не желал давать милостыню из-за притворства нищих. «Если он и притворяется, – говорит святитель, – то из-за твоего жестокосердия и бесчеловечности… Не будь судьей, а будь подателем милостыни. Она потому и называется милостыней, потому что мы подаем ее недостойным».

«Что выше – девство или милостыня», – спрашивает Иоанн. «Велико девство, ибо человек борется со своей собственной природой. Но милостыня выше – ибо пять юродивых дев, имея девство, не спаслись без милостыни». (Златоуст под елеем в этой притче понимал именно милостыню).

«Тебе нечем подавать?» – вновь задает вопрос святой. Ты можешь спастись и чашей холодной воды, поданной жаждущему, ибо Господь ценит намерения, а не размер подаваемого. Достаточно вспомнить две лепты вдовы или слова Христовы: «Кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф.10:42). Посмотри, говорит Златоуст, тебе даже дров не нужно будет тратить, чтоб подогреть воду – достаточно и холодной.

Каждая из приведенных цитат и мыслей дышит поразительной жалостью ко всякому страдающему и великой любовью ко всем людям. Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас!

***
Хочется, чтобы свидетельства Писания и проникновенные слова Вселенского учителя расположили сердца наши почувствовать и признать достоинство любимой Господом и святыми Его добродетели – добродетели милостыни. Любовь к милостыне, несомненно, откроет нам дверь в Царство Небесное, где нет ни одного жадного и скупого. Библия и Златоуст – для православного человека этих двух авторитетов вполне достаточно, чтоб не сомневаться в истинности данной мысли.

Сергей Комаров

Читайте також

Центры социальной реабилитации бездомных:

Центр социальной помощи семье и детям «Благополучие»

г. Москва, Пятницкое шоссе, д. 36.

Телефон: +7(495) 794-30-52.

Христианский дом трудолюбия «Ной»

г. Москва, м. Октябрьское поле, ул. Маршала Тухачевского.

Телефон: +7 (926) 236-54-15.

Служба православной помощи «Милосердие»

Телефон: +7 (495) 912-29-05, тел. справочной службы: +7 (495) 972-97-02.

E-mail: [email protected]

Центр социальной адаптации «Люблино»

г. Москва, ул. Иловайская, д. 2.

Телефон: +7 (499) 357-10-65.

Помимо просящих милостыню, на улице к вам могут обратиться люди с просьбой оплатить им проезд. Перед тем, как согласиться, поинтересуйтесь у незнакомого человека, куда и с какой целью он направляется, ждут ли его там. По возможности, попробуйте связаться как-то с его родными. На самом деле, приняв решение помочь, вы можете оказать человеку медвежью услугу. Часто обращающиеся с такой просьбой люди могут страдать различными заболеваниями: рассеянный склероз, болезнь Альцгеймера и другие. Уехав из дома, такие больные могут заблудиться и потеряться, не помня пути обратно. Проблема поиска пропавших людей, которым сердобольные граждане стараются таким образом «помочь», в последние годы становится всё более острой. Об этом заявляют представители волонтёрской организации «Лиза Алерт» в сети Facebook.

Если на улице вы встретили человека, который не знает, где он находится, сделайте следующие шаги:

— обратитесь в правоохранительные органы. Телефон — 02, телефон Управления уголовного розыска +7(495) 694-94-70;

— позвоните в ОВД по месту жительства, либо в ОВД района;

— обратитесь в медицинское учреждение. Потеря памяти может быть вызвана недавним инсультом или инфарктом. Круглосуточная центральная справочная «Скорая помощь», госпитализация пациентов в больницы города в течение суток, телефоны: +7(495) 445-57-66, +7 (495) 445-01-02;

— обратитесь в добровольческий отряд, занимающийся поиском пропавших без вести людей, — «Лиза Алерт». Основная часть поисков волонтёров проходит на территории московского региона и близлежащих областей. Телефон «горячей линии»: 8 (800) 700-54-52;

— обратитесь в содружество «Поиск пропавших детей». Телефон: +7 (499) 686-02-01;

— обратитесь в поисково-спасательный отряд «Полярная звезда». Телефон: +7 (495) 410-22-25;

— обратитесь в Центр временного содержания для несовершеннолетних: Телефон: +7 (499) 201-90-11;

— обратитесь в Службу спасения. Телефон: +7 (495) 937-99-11.

Как узнать, что человек страдает потерей памяти?

Наиболее распространённые симптомы потери памяти:

— неспособность сосредоточиться или сконцентрироваться;

— спутанность сознания и дезориентация;

— неумение сложить, вычесть, умножить, поделить;

— неспособность вспомнить прошлые события и места;

— человек не знает номер поезда или автобуса, чтобы поехать домой;

— у человека могут быть судороги или спазмы, нарушена координация движений.

Как можно позаботиться о безопасности больного, страдающего потерей памяти?

Люди, страдающие потерей памяти, могут уйти из дома и блуждать по окрестностям, они могут уехать в неизвестном направлении и заблудиться, оказаться в другом городе.

Чтобы избежать различных проблем, родственникам больного нужно:

— пришить надписи или положить в карманы одежды близкого человека записки с указанием адреса и номера телефона, по которому можно связаться с его родными;

— убедиться в том, что все выходы из дома хорошо запираются, что в квартире больной находится в безопасности и без вашего ведома не сможет уйти из дома;

— обратиться в паспортно-визовые службы внутренних дел и организовать для больного процедуру дактилоскопии по месту жительства. Информация, полученная при помощи этой услуги, облегчит поиски родственника в случае его пропажи.

Дмитрий Тимофеевич Ленский

Д. Т. Ленский (настоящая фамилия Воробьев; 1805—1860) перевел стихотворение П. Беранже на русский язык в 1840 году. К этому времени он был уже известным переводчиком, литератором, драматургом и — по основной деятельности — актёром Московской императорской труппы. На русских театральных сценах 19 века постоянно шли его водевили — переводные, французские. Но его переводы были не просто точными пересказами с одного языка на другой, правильнее было бы назвать его авторские переводы — литературными переделками французских авторов. Он брал за основу французский сюжет, но наполнял его «русским» содержанием, полным намеков на современную Россию — с ее бытом, ее характерами, ее проблемами, даже конкретными лицами.

Его переводы становились как был «своими», существующими на своей русской почве, понятной и близкой как самому автору, так и его русским зрителям и читателям.

Текст переведенного стихотворения «Нищая» для Д. Ленского был полон в первую очередь «своего» трагизма. Темы театра, артистической деятельности были близки Ленскому — он сам был актером, ему ежедневно приходилось встречаться со старыми артистами, когда-то блиставшими на сцене, бывшими кумирами зрителей, но к старости и болезням выброшенными из жизни, вынужденными влачить нищенское существование.

Фильм

Фильм. Нищая (Подайте Христа ради ей). 1916 год. (см. http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/25782/episode_id/519033/video_id/519033/ или ждать пару-тройку столетий, когда в Циклопедии починят проходимость видеороликов)

В начале ХХ столетия появившееся новое искусство — кинематограф — искало себе нового применения. Русские романсы, психологического лиризма, полные драматизма и накала страстей, вполне вписывались в сюжетную основу нового вида искусства, которое в ту пору еще не обрело голоса, но зато отражало все чувства мимимкой. Крупный план позволял актеру разыграть все бушевавшие его персонажа страсти и дать их прочувствовать зрителю — чего не мог дать театр, в котором после четвертого ряда партера актерские лица стирались. Появилось несколько фильмов, созданных по сюжетам русских романсов, не избежал судьбы экранизации и романс «Нищая» (среди других романсов-фильмов: «Ухарь-купец» (1909 г.), «Гай-да, тройка» (1913 г.), «Ах, зачем эта ночь» (1916 г.), «Колокольчики-бубенчики звенят» (1916 г.), «На последнюю пятерку» (1916 г.) и др.).

В 1916 году режиссер Яков Протазанов стал автором фильма «Нищая» («Подайте Христа ради ей»). В главных ролях: Николай Браницкий, Наталья Лисенко, Иван Мозжухин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *