Домовый храм во имя святителя Алексия, Митрополита Московского, открыт в помещении Дома милосердия, где находится приют для детей, оставшихся без попечения родителей (Лахта, ул. Красных партизан, д. 4).
Не случайно домовый храм сестричества, которое носит имя св.прмц.Елисаветы, посвящен святителю Алексию.
Супруг Великой княгини Елисаветы Федоровны, Великий князь Сергий Александрович, злодейски убитый террористом И.П.Каляевым, был погребен в маленькой Алексеевской церкви Чудова монастыря, где пребывали мощи святителя Алексия. Ежедневно в течение сорока дней здесь совершались заупокойные панихиды. Великая Княгиня присутствовала на каждой службе и часто приходила сюда ночью, молясь о новопреставленном. Здесь она почувствовала благодатную помощь от святых мощей святителя Алексия, Митрополита Московского, которого с тех пор особо почитала.
В подвальном помещении храма, точно под ракой митрополита Алексия, был устроен склеп для останков великого князя, а в самом подвале в 1906 году был освящен храм-усыпальница во имя преподобного Сергия Радонежского в качестве придела Алексеевской церкви. Елизавета Федоровна считала, что святитель Алексий вложил в ее сердце желание посвятить Богу всю свою оставшуюся жизнь.
Сергиевский придел Алексеевской церкви послужил укрытием для раки с мощами святителя Алексия от артиллерийских снарядов в 1917 году, во время обстрела Кремля красногвардейцами. С началом канонады братия Чудова монастыря перенесли раку в пещерный храм и совершали моления под несмолкаемый грохот орудий.
В 1919 году Чудов монастырь был закрыт, в 1929 году уничтожена Алексеевская церковь. Единственным музейным работником, которому разрешили войти в Алексеевскую церковь Чудова монастыря перед ее сносом, был известный реставратор, архитектор и искусствовед Петр Барановский.
«У вас всего три минуты, — сказали ему, — берите, что сможете вынести». Петр Дмитриевич вынес деревянный гроб с мощами святителя Алексия, который затем был на телеге перевезен в Успенский собор Кремля.
В 1947 году по просьбе Патриарха Алексия (Симанского) святые мощи были возвращены Русской Православной Церкви. Ныне они покоятся в Богоявленском (Елоховском) соборе.
Апостольских преемников архиереев сопрестольниче, России всея пастырю и учителю, всеблаженне отче Алексие, Владыце всех молися мир пастве твоей даровати, и спасение душам, и велию милость.
В храме во имя святителя Алексия совершаются службы в воскресные и праздничные дни. Настоятелем храма является духовник сестричества во имя св. прмц. Елисаветы иерей Алексий Лебедев.
Святитель Московский и всея Руси чудотворец Алексий родился на рубеже XIII и XIV веков и был выходцем из древнего боярского черниговского рода Бяконтов. Крестным отцом его был князь Иоанн Калита.
Алексий получил блестящее образование, и уже в юности решил стать монахом. 20 лет он провел в московском Богоявленском монастыре. Митрополит Феогност, видя выдающиеся способности Алексия, поручал ему важные церковные дела и со временем возвел в сан епископа. После смерти митрополита Феогноста Алексий стал его преемником — митрополитом Киевским и всея Руси. Авторитет митрополита был так высок, что его мнение было решающим во многих делах Московского княжества. Он был регентом при малолетнем князе Димитрии Донском.
В августе 1357 году по приглашению ханши Тайдулы, жены хана Золотой Орды Узбека, святитель Алексий ездил в Орду и молитвой исцелил ее от тяжелой глазной болезни.
Предчувствуя свою кончину, митрополит Алексий предлагал преподобному Сергию Радонежскому возглавить митрополичью кафедру, но святой Сергий по смирению отказался от этого высокого сана.
Мощи святителя Алексия покоятся в московском Елоховском соборе.
Краткое житие святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси
Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец (в миру Елевферий) родился в 1292 году (по другим данным, 1304) в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Черниговского княжества.
Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». С этого дня отрок стал уединяться, часто посещать церковь и в пятнадцать лет решился стать иноком. В 1320 году он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где провел более двадцати лет в строгих иноческих подвигах. Руководителями его и друзьями были замечательные подвижники этой обители – старец Геронтий и Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. Затем митрополит Феогност повелел будущему святителю оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви. Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митрополичьего наместника. В конце 1350 года владыка Феогност посвятил Алексия во епископа Владимирского. По смерти Феогноста, патриарх Филофей поставил митрополитом Алексия. Настольная грамота патриарха новому митрополиту датируется 30 июня 1354 г., согласно ей, Алексий, не будучи греком, возводился в сан митрополита в виде исключения, за его добродетельную жизнь и духовные достоинства. В то время Русская Церковь раздираема была великими нестроениями и распрями, в частности, из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа. В 1356 году, чтобы положить конец смутам и тревогам, святитель отправился в Константинополь к Вселенскому патриарху. Патриарх Каллист дал Алексию право считаться архиепископом Киева и Великой России с титулом «всечестнаго митрополита и экзарха». На обратном пути во время бури на море кораблю грозила гибель. Алексий молился и дал обет построить храм святому того дня, в который корабль пристанет к берегу. Буря утихла, корабль пристал 16 августа. Восторженно встретила святителя Москва.
Несмотря на все смуты, святитель Алексий всячески заботился о своей пастве – ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами. Не раз святому и самому приходилось путешествовать в Золотую Орду. В 1357 году хан потребовал у великого князя, чтобы святитель прибыл к нему и исцелил слепую Тайдулу – его супругу. «Прошение и дело превышает меру сил моих, – сказал святой Алексий, – но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, – не презрит Он молитвы веры». И действительно, по его молитве, окропленная святой водой, супруга хана исцелилась.
Когда скончался великий князь Иоанн, святитель взял под свою опеку малолетнего его сына Димитрия (будущего Донского). Много пришлось святому владыке потрудиться, дабы примирять и смирять строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Вместе с тем не оставлял митрополит и трудов по устройству новых обителей. Им основаны в 1361 году Спаса Нерукотворенного Образа монастырь на Яузе в Москве (Андроников, по имени ученика преподобного Сергия, первого игумена монастыря) по обету, который он дал, когда корабль во время его поездки в Константинополь терпел бедствие; Чудов – в Московском Кремле, восстановлены и две древние обители – Благовещенская в Нижнем Новгороде и Константино-Еленинская во Владимире. В 1361 году также была построена женская общежительная обитель его имени (Алексеевская).
Святитель Алексий достиг глубокой старости – 78 лет, пробыв на митрополичьей кафедре 24 года. Почил он 12 февраля 1378 года и погребен по завещанию в Чудовом монастыре. Мощи его были обретены через 50 лет чудесным образом, после чего стали чтить память великого святителя и молитвенника за Русскую землю.
Полное житие святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси
Святитель Алексий происходил из боярского рода Черниговского княжества и назывался в мире Елевферием. Он родился в 1300 году (по другим данным – в 1292, 1293, 1304 году) и с малых лет отдан был учиться грамоте. «Бог прежде избра от юности пастыря овцам и учителя велика» и рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». С этих пор отрок стал задумчив, молчалив, оставил детские игры и охотнее начал читать Божественные книги. Наклонность к душеспасительному чтению и молитве росла в нем с каждым годом, и скоро самым пламенным желанием его стало вступить в монастырь, чтобы совершенно посвятить себя Богу.
И в 1320 году вступил в Богоявленский монастырь в Москве и тогда же пострижен был с именем Алексий – на 20-м году. Двадцать лет пробыл Алексий в Богоявленском монастыре, изнуряя себя постом и бдением, молитвами и слезами, изучая Святое Писание, совершенствуясь и возвышаясь в духовной жизни. Наставником и руководителем его был старец Геронтий, опытный в духовной жизни. Стефан, брат преподобного Сергия, поступивший в обитель Богоявленскую, с 1337 года был духовным братом его: они вместе певали на клиросе и духовно любили друг друга. Митрополит Феогност любил Стефана, Геронтия и Алексия и по временам призывал их к себе для духовных бесед. Впоследствии митрополит поставил Стефана в игумена обители, а Алексия, оценив его добродетели и высокие дарования, приблизил к себе, поручив ему управление судебными делами Церкви. При таком отношении к святителю-греку у Алексия появилась необходимость знать греческий язык, разговорный и письменный. При занятиях судебными делами он коротко узнал людей и их слабости и приобрел обширные и точные сведения о церковных законах. Двенадцать лет отправлял он судейскую должность с званием наместника митрополичьего.
В конце 1352 (1350) года владыка Феогност посвятил Алексия в епископа Владимирского. Митрополит и великий князь Иоанн Иоаннович положили на общем совещании быть блаженному Алексию преемником Феогноста на митрополичьей кафедре. Об этом избрании тогда же написано было в Константинополь с просьбой «не поставлять никого другого в митрополита России, как преподобного Алексия, который много лет был наместником и жизни весьма добродетельной».
Сделавшись в 1354 году митрополитом, святой Алексий стал с неутомимой ревностью заниматься церковными делами. В то время Русская Церковь раздираема была великими нестроениями и распрями, в частности, из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа, который требовал себе доходов от Тверского епископа. Святителю известно было, что хотя при митрополите Феогносте испрашивали себе особого митрополита, но это было ненадолго, да и не в том виде, как хотел Роман.
И чтобы положить конец смутам и тревогам, смиренный святитель отправился в 1356 году в Константинополь, туда же явился и Роман. Патриарх Каллист подтвердил Роману, чтобы был он митрополитом Литвы и Волыни, а Алексию предоставил считаться архиепископом Киева и великой России, и с титлом «всечестнаго митрополита и экзарха». На обратном пути поднялась страшная буря на море: волны катились, как горы, и корабль каждую минуту готов был исчезнуть в бездне. Все бывшие с митрополитом отчаивались в спасении. Святитель молился, молился усердно, дав обет соорудить храм во имя святого того дня, в который корабль пристанет к берегу. Господь услышал молитву святителя. Настала тишина, и корабль пристал к берегу 16 августа. И так святитель остался обетным должником Всемилостивому Спасителю.
В Москве приняли ожидаемого святителя с восторгами радости. И он с ревностью обратился к делам митрополии. Несколько епархий оставалось без архипастырей, умерших от моровой язвы. Он посвятил епископов в Ростов, Смоленск и Рязань. В то же время низложил он Сарайского епископа Афанасия за распоряжение в чужой епархии и посвятил в Сарай Иоанна. Всячески заботясь о своей пастве, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного преподобным Сергием). Святитель Алексий много трудился для умиротворения смут и междоусобиц, налаживал отношения с ордынскими ханами.
Слава о святой жизни митрополита Алексия дошла до столицы татарского хана. Жена хана Джанибека Тайдула впала в тяжкую болезнь и ослепла. Никакие врачевания не могли возвратить ей зрение, и она решилась обратиться к святителю Алексию, о котором слышала как о святом муже. В Москву явилось посольство от хана с письмом к великому князю. «Мы слышали, – писал хан, – что есть у вас служитель Божий, который если в чем попросит Бога, Бог слушает его. Отпустите его к нам, и если его молитвами исцелеет моя царица, будете иметь со мною мир; если же не отпустите его, пойду опустошать вашу землю». Смутился смиренный святитель, когда великий князь передал ему грамоту хана и просил исполнить его волю. Любовь к отчизне и Святой Церкви не дозволяла отказаться от исполнения воли грозного хана; но как смиренному принять на себя такое великое дело? «Прошение и дело превышают меру сил моих, – говорил святитель князю, – но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, не презрит Он молитвы веры». Святитель начал готовиться в путь. В соборном храме со всем клиром совершил он молебствие перед иконой Богоматери и потом перед ракой святителя Петра. Во время самого моления внезапно перед глазами всех сама собой зажглась свеча при гробе чудотворца Петра. Утешенный Алексий разделил чудесную свечу на части, раздал ее в благословение предстоявшим и, сделав из остатка малую свечу, взял ее вместе с освященной водой для совершения нового молебствия в Орде. Из Москвы отправился он 18 августа 1357 года. С верой твердой шел он в Орду; а вера Тайдулы была укреплена видением. Когда блаженный Алексий был на пути, Тайдула видела во сне мужа, облеченного в святительскую одежду, пришедшего к ней, и с ним других, одетых в ризы. Она повелела устроить одежды того вида, как видела она. Ожидаемый принят был с честью в Орде. Святитель отслужил над болящей молебен с чудной свечой, окропил ее святой водой, и Тайдула стала видеть. Признательный хан дал святителю в качестве почести перстень, который доселе можно видеть в патриаршей ризнице. Святитель, совершив чудо веры между людьми тьмы, возвратился на родину, а Тайдула много потом ходатайствовала за Русь.
Святая ревность о благе отечества заставила святого Алексия еще раз предпринять тот же путь. Хан Джанибек был злодейски убит своим сыном Бердибеком, который умертвил еще и 12 братьев своих. В Москву явился посол нового хана и требовал от русских князей даров и их самих звал в Орду. Святителя умоляли снова идти в Орду смягчать жестокость Бердибека. Опасность была очевидна. «Но пастырь добрый полагает душу свою за овцы», – сказал себе святитель и отправился по Волге в Золотую Орду. Ему пришлось испытать в Орде много притеснений и скорбей. Но при помощи Божией сумел он снискать благосклонность Бердибека. И признательная Тайдула не могла забыть своего целителя: при ее посредстве исходатайствована была милость для Русского государства и Церкви: святитель Алексий получил от Бердибека ярлык и охрану духовенства русского.
Когда скончался великий князь Иоанн (1359 год), на рамена святителя пала опека над несовершеннолетним князем Димитрием (будущим Донским). И несколько лет он был гражданским и духовным руководителем Руси. Своим умом и обширным образованием, настойчивостью и твердостью характера, благочестивой и строгой жизнью святой Алексий приобрел себе всеобщее уважение. Ревностно заботясь о благочестии всей своей паствы и поучая ее исполнению христианских обязанностей, святитель был учителем и миротворцем князей, ссорившихся между собой за свои владения. Трудами святителя росла и крепла власть великого князя Московского. Он возвышал Москву как центр православия и единения Руси.
Между тем святитель занимался строением обители иночества. В 1361 году основал он женскую общежительную обитель во имя Ангела Хранителя своего – Алексия. В том же году основан им на берегу реки Яуза обетный монастырь во имя Нерукотворенного образа Спасителя. Святитель, обращаясь к преподобному Сергию, говорил: «Хочу, чтобы ты уступил мне одного из учеников твоих». И преподобный с любовью отдал ученика своего Андроника в настоятели новой обители. В 1362 году основан святителем владычний монастырь в 3 верстах от Серпухова. Здесь был первым игуменом ученик его Варлаам, доселе чтимый за благочестивую жизнь. После того исполнил святитель прежнее намерение свое о восстановлении двух древних монастырей: Благовещенского в Нижнем Новгороде и Константино-Еленского во Владимире. В том и в другом введено им общежитие. В 1365 году основана в самом Кремле обитель в честь чуда Архангела Михаила на месте, подаренном царицей Тайдулой. Это был благодарный памятник чуду, совершившемуся над царицей в день празднования чуду в Колоссах (6/19 сентября). Святитель со всей щедростью строил и украсил храм Архангела Михаила. Обеспечил содержание обители, где положил быть полному общежитию. «В Чудовом монастыре, – писал преподобный Иосиф Волоколамский, – блаженный митрополит Алексий посадил честных старцев, испросив одних у святого Сергия, а других взял из иных монастырей, бывших под его рукою; эти иноки жили иночески, жизнью духовною, так, что многие приходили к ним, старые и юные, и получали пользу». Самым надежным наставником был здесь сам святитель. Он любил эту обитель и здесь подвизался, по временам, в посте и молитвах. «Монастырь Михаила Чуда приказываю тебе, своему сыну, великому князю Димитрию Ивановичу», – писал святитель. Он же подал совет великому князю построить каменный кремль, безопасный от пожаров и надежный для защиты против неприятеля.
С 1367 года святителю Алексию много надлежало перенести скорбей и трудов по делам тверских князей. Вместе с преподобным Сергием умирил Тверь, и князь Михаил после пяти лет вражды вынужден был смиряться перед великим князем Димитрием. Договор заключен был при посредстве святителя Алексия. В нем читаем: «По благословению отца нашего митрополита всей Руси князь тверской дает клятву за себя и за своих наследников признавать великого князя московского старшим своим братом, никогда не искать Владимирской вотчины и не принимать ее от хана».
Митрополит нередко посещал своего пустынного друга, преподобного Сергия, и совещался с ним о всем, что касалось церковных дел. Мудрые советы смиренного старца и его святая равноангельская жизнь подали святителю мысль приготовить в лице Сергия достойного себе преемника первосвятительской кафедры. Чувствуя ослабление старческих сил своих, он хотел поступить по примеру своего предшественника митрополита Феогноста, который еще при жизни вместе с великим князем просил патриарха не назначать себе другого преемника, кроме него, то есть Алексия.
И вот он вызвал к себе в Москву преподобного Сергия из его любимого уединения. Пеший идет старец-игумен к своему другу-митрополиту. С любовью встретил святитель пустынного гостя. Среди беседы он вдруг приказал принести золотой «парамандный» крест, украшенный драгоценными каменьями. Он своими руками возложил на Сергия золотой крест, «как бы в знак обручения святительского сана», и сказал: «Я желал бы, пока сам жив, найти человека, который мог бы после меня пасти стадо Христово. Знаю достоверно, что все от великодержавного до последнего человека тебя пожелают иметь своим пастырем. Теперь, заблаговременно ты почтен будешь саном епископа, а после исхода моего и престол мой восприимешь».
Глубоко смутило смиренномудрую душу Сергия столь неожиданное предложение старца-святителя. С великим уничижением, даже со скорбью, он стал отрекаться от предлагаемой ему чести, несмотря на долгие уговоры святителя. Тогда прозорливый святитель увидел, что если он еще будет настаивать на своем желании, то заставит преподобного Сергия удалиться в какую-нибудь безвестную пустыню, и опасаясь, чтобы совсем не скрылся светильник, тихим светом озарявший и благодатной теплотой согревавшей его паству, переменил разговор. Утешив старца словом отеческой любви, он отпустил его с миром в обитель.
Святитель Алексий достиг глубокой старости, 78 лет, пробыв на кафедре митрополичьей 24 года. В продолжение служения посвящено им было более 20 архипастырей Русской Церкви.
Драгоценным памятником пастырского учения его служат Евангелие, окружное послание к пастве и послание к христианам Нижегородской области. Евангелие святого Алексия, писанное собственной рукой его, хранится в Чудовом монастыре. Оно писано тогда, как святитель был в Константинополе, и, следовательно, тогда, как мог он иметь в руках лучшие списки греческого Евангелия. В окружном поучении святитель, сказав о своей обязанности учить паству и о расположении, с какими паства должна принимать наставления, всем говорит: «Приходите к иерею, отцу духовному, с покаянием и слезами; отвергните все дела злые и не возвращайтесь к ним. Истинное покаяние в том и состоит, чтобы возненавидеть свои прежние грехи. Оставив все дела свои, без лености собирайся на церковную молитву. Не говорите: отпоем себе дома. Как храмина без огня от одного дыма не может нагреться, так и эта молитва без церковной. Церковь именуется земным небом. В ней закалается Агнец, Сын и Слово Божие, для очищения грехов всего мира; в ней проповедуется Евангелие Царства Божия и писания святых апостолов; в ней престол славы Божией, невидимо осеняемый Херувимами; в ней руками священническими приемлются Тело и Кровь Божественные и преподаются верным во спасение и очищение души и тела. Итак, входя в церковь, вострепещи душою и телом: не в простую храмину входишь. Не дерзайте, дети, прогневлять Бога своими разговорами в церкви. Имейте знамение Христово в душах ваших. Знак же для овец стада Божия есть приобщение Тела и Крови Христовой. Вы, дети, как овцы словесного стада, не пропускайте ни одного поста, не возобновив на себе сего знамения, причащайтесь Тела и Крови Христовой».
В послании к нижегородской пастве научает паству страху Божию. Пастырям говорит: «Не убойтесь лица сильных, запрещайте им обижать меньших. Пусть будет между христианами мир, любовь и правда, не на словах только и на языке, но в сердце чистом и душе прямой. Пишу это не для одних игуменов и иереев, но и для князей и бояр, для мужей и жен, и для всех православных христиан. Имейте, дети, попечение, покорность и послушание к духовным отцам вашим, так как они учат вас полезному и спасительному для души». Святой Церковью святитель прославляется как «питатель вдов, и сирот отец, помощник сущим в скорби всеизряден, плачущим утешение, пастырь и наставник всем заблуждающим», «церковная красото», «великий чудотворец», «светило всея российския митрополии», «златозарная российская звезда».
Святитель Божий окончил земное течение свое 12 февраля 1378 года. Он завещал положить тело его в Чудовом монастыре, указал и место погребения «за алтарем храма» своего, не желая, по смирению, быть похороненным в храме. Но благочестивый великий князь Димитрий Иоаннович Донской (1363–1389), глубоко почитавший великого святителя, повелел положить тело митрополита Алексия в церкви, близ алтаря. Целебные мощи его открылись спустя 50 лет после его кончины.
20 мая по ст. ст./2 июня – Обретение и перенесение честных мощей
Так как первый храм, построенный в Чудовом монастыре самим святителем Алексием во имя святого Архистратига Михаила, в память бывшего чуда его в Хонех, был деревянный, то случилось, что крыша его, пришедшая от долгого времени в ветхость, обрушилась во время совершения Божественной литургии, причем по устроению Божию все бывшие в это время в храме остались невредимыми. Тогда великий князь Московский Василий Васильевич Темный (1425–1462) повелел построить каменный храм. И когда внутри прежнего деревянного храма стали копать рвы для фундамента нового храма, то нашли мощи великого святителя Алексия неповрежденными и даже одежды на нем неистлевшими. Это было 20 мая 1431 года. С того времени стали чтить память святителя. В новом храме, освященном, как и прежний, во имя Архистратига Божия Михаила, был устроен придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором и положили многоцелебные мощи святителя Алексия.
В 1484 году при настоятеле Чудова монастыря архимандрите Геннадии (с 12 декабря 1484 года – архиепископ Новгородский; память 4/17 декабря) в обители началось строительство новой трапезной с храмом во имя святителя Алексия. В 1485 году святые мощи его были перенесены в новый трапезный храм и поставлены у южной стены, где и хранились два столетия. 12 февраля 1535 года, в день памяти святителя, мощи его были переложены в новую серебряную гробницу.
20 мая 1686 года при патриархе всея России Иоакиме († 1690) мощи святителя торжественно перенесли из обветшавшего к тому времени трапезного храма в арку между новоустроенными храмом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и храмом во имя святителя Алексия, где почивали открыто. Ныне святые мощи покоятся в Богоявленском патриаршем соборе в Москве.
Со времени открытия мощей исцеления и чудеса разного рода обильным потоком текут от святителя Божия.
См. также: «Житие святого отца нашего Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
См. также: «Обретение и перенесение честных мощей Алексия, митрополита всей России и чудотворца» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
См. также: «Празднование святителям московским Петру, Алексию, Ионе и Филиппу» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
«Тульские новости» продолжают публиковать рейтинг самых влиятельных людей Тульской области. Ежедневно до Нового года мы будем отмечать людей, которые, по мнению экспертов, оказывают существенное влияние на жизнь в регионе. Список публикуется с конца.
Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий занимает в рейтинге влиятельных людей Тульской области занимает 24 место.
Владыка Алексий (в миру — Кутепов Андрей Николаевич) родился в 1953 году. В 1970 году окончил среднюю школу и поступил на химический факультет МГПУ им. Ленина. Через два года, оставив институт, поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1975 году.
7 сентября 1975 года в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество, на следующий день возведен в сан игумена, 20 ноября — в сан архимандрита.
В 1979 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
В мае 1980 года назначен секретарем архиепископа Владимирского и Суздальского, настоятелем кафедрального Успенского собора г. Владимира и благочинным Владимирского и Муромского благочиний.
27 марта 1984 г. назначен наместником Троице-Сергиевой лавры. С 20 октября 1988 по 20 июля 1990 года — председатель Хозяйственного управления Московского Патриархата.
1 декабря 1988 года хиротонисан во епископа Зарайского, викария Московской епархии. 30 декабря 1988 года возведен в сан архиепископа.
20 июля 1990 года назначен на Алма-Атинскую и Казахстанскую кафедру, с 31 января 1991 года — архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский, с 31 марта 1999 года — Аодатанайский и Алма-Атинский.
Определением Священного Синода в октябре 2002 года переведен на Тульскую и Белевскую кафедру. Ректор Тульской духовной семинарии.
20 апреля 2009 года в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Кирилл за усердное служение Церкви Божией возвел архиепископа Алексия в сан митрополита.
Решением Священного Синода в июле 2011 года утвержден в должности настоятеля (игумена) Богородичного Щегловского мужского монастыря Тулы и Введенского Макариевского мужского монастыря села Жабынь Белевского района Тульской области.
27 декабря 2011 года в связи с образованием Белёвской епархии титул изменён на Тульский и Ефремовский. Одновременно назначен главой новообразованной Тульской митрополии.
Влияние Владыки Алексия определяется как заслугами на поприще церковной службы (по сути, он главный священнослужитель ведущей религиозной конфессии Тульской области), так и близостью к главам региона.
И хоть церковь в России официально отделена от государства, Владыку Алексия рядом с высшими чинами в тульской политике можно увидеть довольно часто и на самых разных мероприятиях. Регионы повторяют то, что демонстрируется на федеральном уровне.
В марте прошлого года к 65-летию Алексия в Туле открылась выставка, посвященная его трудам.
Два предыдущих года занимал в рейтинге 21 место. В новом ТОПе опустился на 24 строчку. Отметим, что впервые в рейтинге самых влиятельных людей региона присутствуют два священнослужителя. 100 место занял епископ Белевский и Алексинский Серафим (в миру — Дмитрий Кузьминов). В церковных кругах ходят слухи, что Серафим станет преемником митрополита Алексия.
ИСТОРИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ АЛЕКСЕЙ — Имя происходит от древнегреческого слова «алекс» и означает: защищать, защитник, помощник.
«И в звуках, и в свойствах имени Алексей, и еще больше в подлинной церковной форме этого имени — Алексий, и еще более в первоисточной греческой форме его же — Алекстос — содержится неравновесность, неустойчивость отсутствие стояния и потому движение». (П. Л. Флоренский)
ИМЕНИНЫ И СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ АЛЕКСЕЯ
Алексий Константинопольский, мученик, 22 (9) августа.
Алексий, митрополит Московский и всея Руси, 25 (12) февраля, 2 июня (20 мая), 18 (5) октября. Молитвою исцелил от глазной болезни жену татарского хана, чем избавил Россию от многих бед татарских. Основал в Москве Чудов монастырь в 1378 г.
Алексий Невский (см. Александр Невский).
Алексий Печерский, затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах, 7 марта (24 апреля), 11 октября (28 сентября).
Алексий Человек Божий, 30(17) марта. Назван был так голосом с неба. По воле Бога в день свадьбы оставил родительский дом и в одежде нищего жил сперва на церковной паперти, а потом 17 лет — под крыльцом родного дома в Риме. Скончался с письмом в руке, по которому и был узнан родителями и женой.
ЗОДИАКАЛЬНОСТЬ ИМЕНИ АЛЕКСЕЙ — Водолей.
ПЛАНЕТА-ПОКРОВИТЕЛЬ АЛЕКСЕЯ — Нептун.
ЦВЕТ ИМЕНИ АЛЕКСЕ — Голубой, зеленоватый.
ИЗЛУЧЕНИЕ АЛЕКСЕЯ — 83%.
ВИБРАЦИЯ АЛЕКСЕЯ — 75 000 к/с.
КАМЕНЬ-ТАЛИСМАН АЛЕКСЕЯ — Лазурит.
РАСТЕНИЕ АЛЕКСЕЯ — Тополь, омела, сирень.
ЖИВОТНОЕ АЛЕКСЕЯ — Краб.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА АЛЕКСЕЯ — Развитая интуиция, воля, активность.
ТИПАЖ АЛЕКСЕЯ — При общении с Алексеем нужно помнить, что его тотемное животное — краб, который может атаковать клешнями, тащить свою жертву, пятиться, а если борьба неравная — зарывается в песок.
ХАРАКТЕР ИМЕНИ АЛЕКСЕ — Алексей обладает ярко выраженными творческими способностями, у него покладистый характер. Это помогает ему быть счастливым в семейной жизни. Не пускается во все тяжкие он больше всего из-за врожденной брезгливости. О своих детях он заботится больше, чем о себе; при этом сохраняет некую зависимую привязанность к отцу даже до своего почтенного возраста.
Алексей с детства доброжелателен к людям. Во всех делах он очень старателен и чем бы ни занимался, стремится к совершенству. Помогает ему в этом честолюбие. Но если Алексей лишен этого качества, то частенько поддается лени и превращается в совершенно другого человека.
Это не величественный и большой, а обыкновенный, нежный и надежный человек. Правда, все его прекрасные качества как бы в тумане, выражены неярко — «красивый», «легкий» и даже округлый. Это человек, предназначенный для повседневной жизни. Страсти, взлеты, крутые повороты судьбы, неожиданные решения — не его стихия.ПСИХИКА АЛЕКСЕЯ — Алексей интроверт: больше углублен в себя, убегает от действительности, прячась в песках своего подсознания. Обладает живым воображением. Часто пытается заранее оправдать свои поступки, особенно когда напуган или боится осуждения.
ИНТУИЦИЯ АЛЕКСЕЯ — Тонкая, женского типа.
МЫШЛЕНИЕ АЛЕКСЕЯ — Тип мышления синтетический. Любознателен, обладает хорошей памятью.
НРАВСТВЕННОСТЬ АЛЕКСЕЯ — Почтителен к родителям. Способен на сомнительные поступки.
ЗДОРОВЬЕ АЛЕКСЕЯ — Среднее, легко переутомляется. Страдает желудочными заболеваниями, поэтому должен заботиться о пищеварении. Для Алексея характерна беззащитность, если не внешняя, то внутренняя. Не исключены такие дефекты, как шепелявость, заикание, колченогость и т. п.
СЕКС И ЛЮБОВЬ АЛЕКСЕЯ — В женщине особенно ценит аккуратность и опрятность. В сексуальных играх не очень искусен, но тем не менее легко одерживает победы. Чувствителен, осторожен, раним, любопытен — стремится познать все формы сексуальных связей, накопить опыт.
БРАК И СЕМЬЯ АЛЕКСЕЯ — Алексей всегда верный муж, а вот жена иногда может воспользоваться его доверчивостью. Хорошо складывается с Анастасией, Анжелой, Анной, Варварой, Галиной, Клавдией, Ларисой, Любовью, Надеждой, Светланой. Не так удачны отношения с Верой, Оксаной, Тамарой и Юлией.
УВЛЕЧЕНИЯ И ХОББИ АЛЕКСЕ — Алексей предпочитает быть человеком дела и меньше заниматься разговорами.
РЕАЛИЗАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ У АЛЕКСЕЯ — Алексей — индивидуальность с ярко выраженными творческими способностями. Благодаря им он может добиться значительных успехов в живописи, литературе, театре, а также в точных . науках.
КАРЬЕРА И БИЗНЕС АЛЕКСЕЯ — Алексей старателен в любом деле, с удовольствием делает даже однообразную работу. Он всегда стремится к совершенству и добивается больших успехов в производстве, науке, спорте, бизнесе, может достигнуть хорошего положения в обществе. Потенциальными кандидатами в удачливые предприниматели являются те Алексеи, отцов которых зовут Иванами, Михаилами, Павлами и Федорами.
ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ — Алексей — одно из самых распространенных имен на Руси. Его носили цари, полководцы, патриархи, бояре, дворяне и т. д.Алеша Попович — один из популярнейших героев русского эпоса, третий и самый младший из трех богатырей. Он входил в окружение киевского князя Владимира Красное Солнышко. Яростно и храбро сражаясь в бою с врагами земли русской, одолел страшного Тугарина Змиевича — срубил ему голову. Арбузов, Баталов, Боголюбов, Брусилов, Венецианов, Глазырин, Глызин, Гутнов, Дикий, Ермолов, Жемчужников, Каплер, Кольцов, Косыгин, Крылов, Лысенков, Ляпунов, Максимов, Маресьев, Могилевский, Наседкин, Новиков-Прибой, Орлов-Чесменский, Пантелеев, Петренко, Пешков (Горький), Писемский, Плещеев, Саврасов, Стаханов, Сурков, Толстой, Фатьянов, Щусев.
Поделиться
Среди самарских святых центральное место отведено святителю Алексию, митрополиту Московскому – именно он считается небесным покровителем Самары. Летописи сохранили исторический факт, что этот святой предрёк городу славное будущее.
Святитель уже при жизни почитался в народе как чудотворец, способный совершать исцеления. Однажды он был вызван в Золотую Орду, чтобы помочь ослепшей жене татарского хана. Молитвами митрополита ханша прозрела, ордынцы с почетом проводили святого. Возвращаясь в Москву, он посетил некоего старца, который жил в лесу, в том месте, где сливаются реки Волга и Самара. В беседе с отшельником митрополит и произнес слова, которые стали пророческими: «Здесь станет город многолюден и хлебом обилен».
Считается, что чудесная встреча произошла там, где сегодня находится Пионерский спуск Самарской набережной. На этом месте трижды возводилась часовня, посвященная памяти митрополита Алексия. Первая была деревянной, она простояла недолго, разрушившись под действием влажных ветров. В конце девятнадцатого века один из самых талантливых самарских архитекторов, Александр Щербачёв, разработал проект каменной часовни, которая вскоре была построена. Получилось компактное, но очень эффектное здание в русском стиле. Краснокирпичные стены были ярко декорированы украшениями из белого камня и цветными изразцами различной формы и величины, восьмигранный шатёр венчала небольшая луковичная главка. Часовня имела входы со всех сторон, кроме той, что обращена к Волге, поскольку во время паводка вода подступала к зданию.
После революции творение архитектора Щербачёва было разрушено. Однако в девяностых годах современный зодчий Алексей Мелентьев воссоздал точную копию произведения своего коллеги. Сегодня часовня святителя Алексия – одна из самых значимых деталей архитектурного ландшафта набережной Волги.
Облик святого московского митрополита запечатлён на фреске в кафедральном самарском Покровском соборе. Святитель Алексий изображен на ней в полный рост, левой рукой он держит по́сох, а правой благословляет тех, кто обращается к нему в своих молитвах.
В двухтысячном году в Самаре был возведен храм, посвященный небесному покровителю города. Он расположен в поселке Красная Глинка – это живописный зеленый уголок, входящий в городскую черту, его еще называют самарские Карловы Вары. Чтобы попасть в эти сказочные места, нужно доехать на первом, сорок пятом или пятидесятом автобусе до конечной остановки, которая так и называется – «Красная Глинка».