Много званных да мало избранных

Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных

Устрашающе то, что за этим следует. Ибо много званых, а мало избранных; многие приходят к вере, но только часть их входит в Царство Небесное. Вот, смотрите, на сегодняшний праздник сколько нас собралось, мы заполнили стены Церкви; только кто знает, как много людей из нас будут зачтены в стадо избранников Бога? Здесь каждый голос восклицает «Христос», но каждого ли жизнь восклицает то же? Многие следуют за Христом на словах, но бегут от Него в делах своих. Потому и говорит Павел: Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются (Тит. 1:16), и Иаков тоже: вера без дел мертва (Иак. 2:20). И Господь говорит через псалмопевца: Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас — кто уподобится Тебе! — хотел бы я проповедывать и говорить, но они превышают число (Пс. 39:6).

По зову Господа число верующих возросло так, что не исчесть, потому что к вере приходят и не относящиеся к числу избранных. В этой жизни они смешиваются с верующими через вероисповедание, но в грядущей они не заслуживают быть зачтенными в ряды верующих по причине порочного образа жизни. Паства нашей святой Церкви включает и «агнцев» и «козлят», но, как свидетельствует Евангелие, когда явится Судия, Он отделит добро от зла, как пастырь отделяет овец от козлов. Потому люди, которые здесь предаются удовольствиям плоти, не смогут быть зачтенными в стадо «овец» там. Там отделит Судия от смиренных тех, которые здесь возвышают себя гордостью, словно рогом. Все причастные к небесной вере в этой жизни, но ищущие при этом земного во всех своих желаниях, не могут войти в Царство Небесное.

Сорок гомилий на Евангелия.

«Много званных, но мало избранных». Неделя 14–я по Пятидесятнице

«Много званных, но мало избранных». Этими словами кончается притча Господа Иисуса Христа о званных на вечерю (Мф. 22:1–14). Притча эта говорит о том, как Бог относится к нам и как мы относимся к Богу.

Для всех нас Богом уготован брачный пир. На этом пиру места хватит всем. Как говорит Господь, «в доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14:2). И Господь призывает нас, одного за другим, но не каждый из нас откликается на Божий зов. Один говорит: «Господи, благодарю Тебя за приглашение, но мне некогда, у меня земля; и то, что на ней происходит, для меня сейчас важнее. Небо далеко, а земля — вот она, здесь, под ногами. Может быть, позже, в старости, у меня будет время подумать о небесном, сейчас же дай мне насладиться земными радостями». Но земля и все, что на ней, преходит, как говорит Священное Писание, а человек и Бог остаются. Перейдя границу, отделяющую жизнь от смерти, человек остается один на один с Богом. И если в земной жизни он копил только земные богатства, а «сокровищ на небе» не собрал, то перед лицом Бога он остается ни с чем. Если вся жизнь человека была связана только с землей, то, когда земля отнимается, ничего иного у него не остается.

Другой на зов Божий отвечает: «Да, Господи, я слышал о Твоем брачном пире, но у меня много работы, нет времени. Вот закончу дела — и приду». И человек старается закончить дела, но они не кончаются, потому что — таков закон жизни сей — дела вообще никогда не кончаются, человек всегда занят. Надо сознательно высвобождать себя для участия в пире Господнем, делать паузы, передышки, чтобы откликаться на зов Божий. Один современный богослов сказал: «Подумай о том, сколько за всю историю человечества было сделано дел, сказано слов, но ни об этих делах, ни о словах теперь никто не помнит; лишь немногие из человеческих дел, самые важные, самые значительные записаны в книгу истории, все остальное бесследно исчезло из памяти человечества. И те дела, которые мы совершаем, хотя и кажутся нам очень важными, перед лицом вечности гораздо менее значимы, чем то, что мы можем сделать для своей души и для Бога».

Бывает, что человек, услышав зов Божий, говорит: «Господи, я счастлив в земной жизни: у меня есть семья, жена, дети, которых я люблю, есть друзья, мне с ними хорошо, и больше мне ничего и не надо. Может быть, со временем у меня все это отнимется, может быть, я переживу своих родственников и друзей, и тогда у меня будет время подумать о Тебе». Но никакая земная любовь, никакая дружба не может заменить для человека участие в пире Господнем, общение с Богом.

«Много званных, но мало избранных». Слыша эти слова Господа, подумаем о том, что, когда Бог нас зовет, мы делаем выбор: откликаться на зов, или нет. Каждого из нас призывает Бог, для каждого из нас уготовано место в Его небесных обителях. И если мы не оказываемся на Его брачном пире, то это наша вина, ибо это значит, что мы не откликнулись на зов Божий. Тогда происходит то, о чем говорит Спаситель, — званные оказались недостойны, а потому вместо нас будут приглашены другие. Вечеря Господня так или иначе наполнится возлежащими и пирующими, обители в доме Отца Небесного займут достойные. Но окажемся ли мы среди них?

«Много званных, но мало избранных». Каждый из нас является званным, но не все окажутся избранными. Ими будут лишь те, кто сам избрал жизнь по заповедям Божиим. В конечном счете, выбор между добром и злом, Христом и антихристом, Богом и диаволом, жизнью и смертью — за нами. Этот выбор мы совершаем ежедневно, ежечасно и ежеминутно. Ибо в каждый конкретный миг нашей жизни, в каждой конкретной ситуации мы стоим перед дилеммой, которая столь ясно выражена в Ветхом Завете: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:19).

Однажды Иисус, приглашенный в гости к фарисею, сказал хозяину: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздается тебе в воскресение праведных». Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» Иисус же сказал ему: «Один человек сделал большой ужин и звал многих; и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званным: «»Идите, ибо уже все готово»». И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: «»Я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня»». Другой сказал: «»Я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня»». Третий сказал: «»Я женился и потому не могу придти»». И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: «»Пойди скорее по улицам и переулкам города, и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых»». И сказал раб: «»Господин! Исполнено, как приказал ты, и еще есть место»». Господин сказал рабу: «»Пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой»». Ибо сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит моего ужина; ибо много званных, но мало избранных».

Читайте более подробно: Евангелие от Луки 14:12-24.

Евангелие от Матфея, 22:1–14. Царский брачный пир

Притча о царском брачном пире кажется очень простой и понятной.

Здесь рассказывается:

— об очень влиятельном царе и пышном брачном пире,

— о том, что слуги объезжают страну, приглашая гостей,

— о том, что неверные подданные не приходят.

В этой притче также рассказывается о тех людях, которые присутствовали на пире.

Рассказ заканчивается описанием очень пышного празднества!

Ведь в конце концов притча покажет нам, что этот Царь не позволит никому испортить Его торжество.

Будет праздник – это точно.

Но все же остается вопрос: кто придет на праздник?

Кто достоин того, чтобы присутствовать на царском пире?

Царь устраивает брачный пир!

— те, которые не пришли

— те, которые пришли

— те, кому позволено остаться

1. В этой притче в описании свадьбы открывается нечто о Царстве небесном, о Царстве Божьем.

Это Царство имеет значение для каждого, ибо каждый из нас – подданный Царя Небесного.

Нравится нам это или нет, но мы ответственны перед Ним…

В притче рассказывается о людях, которые были приглашены на брачный пир. Кто же не придет на него?

Кто не обрадуется приглашению на царский пир?

Праздновать, отложить свой ежедневный труд, забыть обо всех своих невзгодах и трудностях…

Представьте, что очень влиятельный человек пригласил бы вас на свадьбу своего сына. Сам тот факт, что он вспомнил о вас и пригасил, – это уже честь для вас.

Вы отказались бы от такого приглашение, если уважаете этого человека?

Приглашенные в этой притче были важными людьми – все они получили личноеприглашение, за ними приехали слуги царя…

Но эти люди посчитали пир недостойным своего внимания.

Они ведь были так заняты своими каждодневными делами: работой на поле, разными заботами…

У них были более важные дела, чем пир.

Они лишь пожимали плечами – оно того не стоит…

Были также и такие, чья реакция была более резкой.

Что? Идти к царю?

А что мы за это получим? О чем только думает этот царь?

Нет, они были совсем не настроены на этот праздник.

Им нужно было заниматься собственными делами.

Они хотели быть свободными.

Они не хотели иметь ничего общего с царем и его сыном.

Они схватили слуг царя, оскорбили их, а некоторых даже убили.

Невероятно, как могли они так прореагировать на столь чудесное приглашение?

Невероятно? Нет, так сказать нельзя.

Приглашенные, которые совершили убийство, понимали всё, наверное, даже лучше, чем группа равнодушных.

Они хорошо сознавали, что означает подобное приглашение.

Это, конечно же, честь.

Но вместе с тем они чувствовали, что это приглашение является и обязанностью.

Нужно быть очень талантливым, чтобы придумать вежливый отказ на это приглашение.

Царь призывает на свадебный пир.

Подданные должны отложить свои занятия и прийти к нему!

Он хочет быть на первом месте.

Это и вызвало противостояние и агрессию некоторых приглашенных:

о чем думает этот царь, неужели он предполагает, что может заставить нас участвовать в этом празднике?

Они этого не хотели.

Не только потому, что не хотели приложить никаких усилий…

Они ненавидели царя и его сына.

Эту ненависть они излили на слуг царя.

Невероятно? Во всяком случае, это было их невероятной ошибкой!

Эти люди ошиблись в своем представлении о царе!

Они, возможно, думали, что царь просто посмотрит и оставит всё как есть.

Но царь сказал: «Что? Неужели этот пир недостоин вашего внимания?

Да это вы недостойны этого пира! Вы недостойны моего приглашения!»

Какую фатальную ошибку допустили подданные царя!

Ведь нельзя просто так отказаться от приглашения царя – это уже неповиновение господину, это бунт!

Царь не может оставить все как есть:

«Услышав о сем, царь разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их».

Подданные должны были искупить смертью свою роковую ошибку, город был сожжен.

Добрый царь не позволяет играть с собой в подобные игры.

Он с готовностью делится со своими подданными своей радостью, но он не потерпит бунта.

Неужели они думали, что им сойдет с рук убийство слуг царя? Какое заблуждение!

Братья и сестры!

Возможно, с земным царем это всё и прошло бы, но здесь речь идет о Царстве Небесном!

Не о земном царе, а о Боге!

Наш Бог – добрый и милостивый царь, но Он никогда не позволит шутить с Собой.

Тот, кто от Него откажется, совершит непоправимую ошибку в своей жизни!

Пророки Ветхого Завета уже говорили о празднике, который Господь собирается сделать для своего народа. В книге пророка Исаии, 25:6, сказано: «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин…»

И Иоанн Креститель, и Иисус проповедовали: «Царство Небесное приблизилось».

Праздник почти уже начался!

И вы также можете прийти!

Но многие израильтяне совсем не хотели этого праздника – они были слишком заняты своими делами, своей политикой.

И когда слуги Господа призвали их служить Ему – в храме и в повседневной жизни, – их реакция была невероятной.

Пророков не слушали, не обращали на них внимания, преследовали или даже убивали.

Но Израиль не должен думать, что Господь будет терпеть все это.

Бог посылает слуг раз, второй, но и Его терпение в определенный момент закончится.

Иоанн Креститель и Иисус говорили: «Обратитесь!

Царство Божье будет отобрано у вас и отдано другим!

Если вы считаете Его праздник недостойным своего внимания, не признаёте прав Царя в вашей жизни, то вы недостойны быть приглашенными на свадебный пир!

И тогда придет наказание.

Наш Господь милостив, но Он не позволит играть с Собой!»

Кому была сказана эта притча в первую очередь? Эта притча не для неверующих или язычников, но для евреев, для людей Божьего завета. Они не хотели прийти и послушать.
Но мы понимаем, что это касается не только их. Это притча о Царствии Божием также обращена к нам, сегодняшним христианам.

Многие христиане сегодня говорят: «Я крещен, я верю в Бога! Но я слишком занят, чтобы ходить в церковь регулярно… У меня нет времени, чтобы проявлять реальную приверженность церкви. Сейчас я молод и должен зарабатывать деньги для своей семьи!»
Каждый хочет ощущать праздник Божьей любви! Но что если Бог просит вас изменить приоритеты в своей жизни и поместить Его на первое место?

Разве можно отвергнуть власть Бога и Его господство над нашей жизнью?

Невероятно? К сожалению, так бывает.

Есть множество людей, которые отрицают, что у Господа есть, что им сказать.

Некоторым это безразлично: «Мне это не интересно! Это ко мне не относится».

«Мы живем сейчас, а что будет позже – увидим».

«У меня нет времени на то, чтобы задумываться о церкви».

«Я должен думать в первую очередь о хлебе на столе!»

Иногда люди сердятся: «Бог – Царь всех? Забудьте. Мы делаем только то, что интересно нам».

Какое заблуждение…

Кто не пришел на праздник?

Те, которые не признают господство Бога.

Те, которые не считают Сына достойным своего присутствия.

Но они совершают огромную ошибку в своей жизни.

Праздника у них не будет, всё закончится смертью.

2. Кто пришел?

Но неужели свадьба не состоится потому, что подданные отказались прийти?

Неужели праздника не будет?

Если кто-то думает, что царь зависит от благосклонности своих подданных, то он ошибается.

Праздник будет.

Потому что у царя есть и другие подданные:

«Пойдите на распутья (в англ. переводе – «на оживленные дороги») и всех, кого найдете, зовите на брачный пир!»

Слуги берут с собой абсолютно всех – и злых, и добрых.

Социальный статус этих людей не имеет никакого значения; не важно, богатые они или бедные.

Не важно также, к какому народу они принадлежат.

Даже их прошлое не имеет значения – ни злых, ни добрых.

Но всё же есть нечто, что имеет значение: хотите вы принимать участие в брачном пире вместе с царем или нет, хотите вы присутствовать на свадьбе его сына или нет?

Да? Тогда можете приходить. Прийти может каждый!

Итак, мы видим разношерстное собрание – гости даже не знают друг друга.

Их всех посадили рядышком.

Они пришли, ибо хотят быть рядом с царем, присутствовать на свадьбе его сына.

Они признают славу, господство и доброту царя.

Ради этого они отказываются от поездок, которые запланировали.

Ради этого они меняют свои планы, откладывают встречи, заставляют других ждать! Они изменяют приоритеты в своей жизни…

Вход свободен для всех! Войти может каждый.

Гостем становится не тот, кто очень хорош или имеет высокий пост.

Всем дозволено войти, потому что царь милостив и добр.

И все они безумно рады тому, что могут присутствовать на этом празднике – их глаза излучают свет радости!

Их не узнать: нищие и офицеры, домохозяйки и убогие, торговки, проститутки, сборщики налогов, аристократы – они все здесь!

Скорее всего, все приглашенные получали при входе в зал праздничные одежды.

Их приглашали прямо с улицы, и они, конечно же, не были празднично одеты для такого торжества.

Тот, кто дает пир, заботится и о свадебной одежде!

Но посмотрите на ЭТОГО мужчину!

Он пришел, но как сильно он отличается от других!

Он не надел праздничных одежд!

Более того, этот человек отказался надеть праздничные одежды.

Радость и благодарность, излучаемые другими гостями, ему чужды.

Весь его облик говорит: это не для меня!

Он преднамеренно не надел праздничные одежды.

Этим он показывает: «Я, к сожалению, не смог придумать отговорки, чтобы отказаться. Если царь позовет, ну что ж, тогда я исполню свои обязанности…»

Он очень похож на людей из первой части притчи.

Единственное отличие в том, что те открыто показали, что не хотят иметь ничего общего с царем, а у этого человека не хватило мужества.

Именно поэтому он и присутствует на пире.

Но надеть праздничные одежды – нет, для него это уже слишком!

Пусть будет так, как есть.

Достаточно и его присутствия, чтобы сделать честь царю.

Такой образ мышления можно встретить и сегодня.

«Мне радоваться от того, что я могу присутствовать в церкви, в общине или во время катехизации? С какой стати? Да это они должны радоваться, что я здесь присутствую! И не ожидайте от меня ничего большего! Достаточно уже того, что я по воскресеньям прихожу в церковь! И больше ничего от меня не требуйте… Я никак не могу изменить приоритеты в своей жизни… Я не могу изменить свой образ жизни…»

Когда царь ходил между гостями в зале, он увидел этого мужчину.

Он видел его насквозь и сказал: «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Он же молчал…

Нет, этому нет объяснения.

Когда ты приглашен к царю, но радости по этому поводу не испытываешь…

Когда ты совсем не понимаешь, какой чести удостоен!

Когда по тебе не видно, что ты – гость свадебного пира…

Такого просто не может быть…

Да, свободный вход для каждого, но все же нужно иметь право быть на этом празднике!

Да, вход свободный, но почему же ты не выказываешь благодарности? Это не нормально!

В противном случае с тобой произойдет то, что случилось с безразличными и бунтующими приглашенными: тебя выгонят; без извинений, без предупреждений.

Да, вход свободный, но это царский брачный пир!

Того, кто не понимает этого, могут выгнать: «Связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов…»

Безусловно, царь добр и милостив, но он не позволит насмехаться над собой.

3. Кому позволено остаться?

Возможно, в этот момент истории мы немного занервничали.

А как же радость праздника?

Неужели рассказ закончится на такой грустной ноте?

Неужели такой будет концовка всех приглашений?

Начинает казаться, что приглашение на пир не так уж и привлекательно…

Ведь даже если ты уже вошел и сидишь в зале, оказывается, твое положение отнюдь не надежно…

Иисус же сказал: «Ибо много званных, а мало избранных».

Если вы еще раз прочитаете притчу, то увидите, что очень многие получили приглашение, но у всех были отговорки – у этого одна, у того другая.

Если вдуматься, скольких людей пригласил царь и как мало из них пришли на пир, тогда станет понятно…

Много званных, но мало избранных.

Иногда дети Божьи неверно трактуют эти слова.

Они полагают, что Господь имел в виду вот что: даже если ты уже вошел в банкетный зал, даже если ты уже принадлежишь к общине Господа, ты все равно никогда не можешь знать наверняка, не выдворят ли тебя из этого зала.

Ты никогда не сможешь быть уверен в своем положении – ты никогда не сможешь знать точно, избран ли ты!

Правильно ли это?

Я так не думаю.

Господь Иисус рассказывает эту притчу не для того, чтобы напугать нас.

Для нас эта притча является указателем, направляющим к месту свадебного пира Сына!

Господь действительно хочет, чтобы мы разделили с Ним свадьбу Его Сына.

Он приглашает, и мы можем прийти – бедные и богатые, старые и молодые, злые и добрые!

Но как же узнать, избраны ли мы?

Избранные – это те, кто всем сердцем принимает приглашение.

Это те, кто надел праздничные одежды!

Это просто те, кто рад и благодарен за то, что может присутствовать на празднике.

Они знают, что сами по себе они ничего не могут сделать для своего спасения.

Они стыдятся всего того неправильного и дурного, что сделали по отношению к Царю.

Но вместе с тем каждый из них знает: «Я должен идти туда! Это единственное место, где мне надлежит быть, ибо там сам Царь, там его Сын».

Они очень хорошо понимают, что им не надлежит там появляться в их грязных одеждах.

И потому они очень рады праздничным одеждам.

Они чувствуют себя новыми людьми!

Они показывают это своим поведением, своей жизнью, тем, каковы их приоритеты.

Именно так действует Бог. Вы видите это в притче о блудном сыне:

«Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьтеего, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги…» (Лук. 15: 21–22).

Да, это в стиле царя. Посмотрите на отрывок из Откровения, 19:6–8:

«И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель.

Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Егоприготовила себя.

И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых».

Вы видите, что здесь происходит? Белые одежды, которые есть добрые дела святых, – это подарок от короля. Добрые дела даны людям потому, что Царь наш любящий и милостивый!

Попросите, чтобы Он обновил вашу жизнь.

Братья и сестры!

Кто себя знает, тот очень хорошо представляет, кто он такой и что у него на душе, какие грехи совершает, какие злые и нехорошие мысли его иногда посещают.

Как мы можем показаться Господу такими?!

Но Царь видит нас насквозь.

Он милостив, но Он не позволит играть с Собой.

«Свадьба? Мне там нет места… Это не для меня… Не для такого грешника, как я…»

Но тут происходит чудо.

Господь говорит: «И всё же Я тебя приглашаю».

Наш добрый Господь не позволит с собой играть, но вместе с тем Он милостив!

Ты можешь прийти!

Он позаботился о праздничных одеждах для тебя – на Голгофе.

Тебе нужно их только надеть – молиться и просить Господа, чтобы Он даровал тебе прощение.

Ты можешь жить в радости, ощущая благодарность по отношению к Нему, – жить, облачившись в белые одежды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *