Молитва уару

Святой мученик Уар, житие

Святой мученик Уар происходил из знатной семьи. Он был военачальником при императоре Диоклетиане и служил в армии в Египте во времена гонений на христиан, в конце III — начале IV века. Святой Уар тайно помогал христианам, заключенным в тюрьме, по ночам принося им пищу, поддерживая их, врачуя их раны. Он был тайным христианином, но открыто не признавался в своей вере. Однако после того, как один из семи Святых подвижников, пребывавших в тюрьме за веру христову, скончался, Уар решил встать на его место и на суде открылся перед судьей.

Уара подвергли жесточайшим мучениям. Его избивали палками, подвесив на дереве, содрали кожу со спины и так разорвали его утробу, что внутренности выпали из нее. Только через несколько часов мучений Святой Уар скончался, а несколько его сподвижников казнили вместе с ним. До этого они, по просьбе Святого Уара, возносили молитвы о даровании ему сил достойно стерпеть страдания.

Присутствовавшая на казни благочестивая женщина Клеопатра дождалась наступления ночи и вместе с сыном Иоанном и другими христианами забрала останки Уара, чтобы похоронить его в подвале своего дома. Спустя некоторое время, Клеопатра решила вернуться на свою родину, в Палестину и забрала с собой Святые мощи Уара, сказав, что это ее покойный муж. Мощи Святого Уара поместили возле горы Фавор. Там построили Церковь, куда приезжали верующие, чтобы получить исцеление от Святых мощей.

Во время праздника в честь освящения храма сын благочестивой Клеопатры неожиданно скончался. Его мать была безутешна, рыдая она просила помощи Святого Уара, ведь раньше и сама она помогла ему. Измученная от слез женщина уснула и увидела во сне сына, который стоял рядом со Святым Уаром в сияющих доспехах Святого воинства. Уар упрекнул Клеопатру в маловерии и сказал, что ее сын предстоит престолу Божию, оставшись живым, он служил бы земному царю, а не небесному. Сын также уверил мать, что желает быть с Господом на Небе. Клеопатра умоляла забрать ее с собой, но Святой Уар ответил, что ее время еще не пришло, ей нужно еще потрудиться на земле во славу Божию.

Проснувшись, Клеопатра облачила тело сына в праздничные одежды и погребла. Раздав все свое имущество нуждающимся, она стала служить в храме Святого Уара, там же, где похоронили ее сына Иоанна. Когда пришел ее срок, она отошла ко Господу мирно, Клеопатру погребли рядом с сыном.

Почитание Святого Уара в России

День памяти святого Уара и мучимых с ним христиан, блаженной Клеопатры и сына ее Иоанна — 19 октября по старому стилю, 1 ноября по новому стилю.

  • Святого Уара особо почитают на Руси. Это связано с именем Святого благоверного царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Царевич Дмитрий родился 19 октября 1582 года в день памяти Святого мученика Уара. После гибели царевича Дмитрия народ стал молиться на мощах отрока, находившихся в приделе святого Уара Архангельского собора Кремля.
  • Верующие молились о детях, по их молитвам совершались исцеления и другие чудеса.
  • Святому Уару молятся о детях, о здравии младенцев. Есть также традиция считать Святого Уара молитвенником о тех, кто умер в неверии, без таинства Крещения, за повесившихся пьяниц и лишившихся ума сектантов. В храме молятся за чад Церкви, но келейно, в домашней молитве, люди просят Святого Уара о заступничестве, испросив на это благословение.

Молитвы святому Уару

О, святый мучениче Уаре досточудный! Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися. Воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосердаго Творца во веки веков. Аминь.

Разлука длиною в вечность невыносима. Мы не можем смириться со смертью родного человека, принять ее факт. Близкие люди особенно чувствуют эту связь, все внутри восстает против смерти. И тем более мучительно из-за невозможности помолиться в Церкви за дорогого человека, умершего некрещеным. Но так ли жестко регламентировано посмертное состояние души некрещеного? Неужели ничего нельзя сделать нам, живым, чтобы помочь ему? Почему Церковь «отказывается» от этих людей и так ли это на самом деле? Мы обратились к опытным священникам с наиболее острыми вопросами о судьбе тех, кто в течение жизни не принял крещение.

Как молиться за некрещеных умерших

Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области

За некрещеного, если он вам очень дорог, можно молиться дома, в своей келейной молитве. Поминовение же в Церкви невозможно, так как нельзя сделать человека насильно христианином, даже после смерти. «Идите и проповедайте Евангелие по всей вселенной: кто крестится, тот спасен будет» — это не просто очень важные для всех верующих слова Спасителя, это очевидная истина, к которой мало что можно добавить.

Но, если бы ко мне пришел человек, близкий умершему, я бы нашел, что ему сказать. В первую очередь нужно дать утешение, надежду, чтобы он молился. Потому что не нам судить, а Господь будет решать участь человека. И как именно будет решаться Богом судьба некрещеных людей, нам неизвестно. Но мы знаем, что милосердие Божие безгранично.

Почему человек не был крещен: не хотел креститься или не успел? Или он жил в Китае, в Тибете, где ему никто про христианство не говорил? Была ли его жизнь добродетельна?

Святые отцы всегда рекомендовали делать дела милосердия в память о некрещеных близких: подавать милостыню, кормить нуждающихся и т. д., что является некоторым утешением для некрещеных людей на том свете. Видимо, это связано с притчей о девах, мудрых и юродивых, которым масла не хватило в светильниках. Так и мы своей любовью можем поделиться с теми, кому не хватило времени или чего-то еще, чтобы эту любовь здесь приобрести. И мы с помощью своей молитвы и милостыни пытаемся этой любовью поделиться с некрещеными умершими.

Как молиться за некрещеных умерших младенцев

Протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при молодежном центре «Экклезиаст» г. Липецка

В чем вообще смысл заупокойной молитвы? Кратко: мы просим Бога о прощении грехов усопшего. Младенцы не согрешили. Молиться о прощении грехов тех, кто не согрешил, не имеет смысла. С этой точки зрения в молитве за умерших в младенчестве вообще необязательны, как о крещеных, так и о некрещеных.

В отношении крещеных младенцев даже существует особый чин отпевания; кроме того, совсем недавно Синод Русской Православной Церкви утвердил текст «Последования об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения».

Практика молитвы за души младенцев связана с потребностью их родных в проявлении любви к ним, в продолжении общения: ведь молитва — это еще и духовная связь. И эта духовная связь может проявляться не только при совершении какого-либо церковного чина, но и при молитве своими словами. Крещеных мы, помимо чина погребения, поминаем еще на литургии и панихидах, а поминая некрещеных младенцев, можем попросить священника совершить Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения, и молиться своими словами.

Существуют разные святоотеческие высказывания о посмертной участи некрещеных младенцев — подробнее об этом можно узнать у современных богословов. Но в одном можно не сомневаться: нельзя сравнивать посмертную участь крещеного взрослого, не ставшего христианином по собственной воле и умершего без покаяния, с судьбой в вечности не согрешившего младенца, которого не успели крестить.

Молитва за некрещеных умерших младенцев

Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г. Москва

Недавно, в 2018 году, в Екатеринбурге Священный Синод принял важный для всей Церкви документ — «Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения». Родительское горе требует церковного утешения, поэтому молитвы составлены именно для родственников младенца. Важно подчеркнуть, что это не чин отпевания. Это именно молитвы, которые носят характер утешения родственникам умершего некрещеным младенца и испрашивания у Господа благой участи для него. Конечно, мы знаем, что душа младенца не будет пребывать в месте мучений, так как она безгрешна, но точное место мы не знаем. Мы просим Господа упокоить младенца в обителях, которые лишь Ему известны. Как Податель всякого блага Господь, конечно же, дает тем детям, которые не увидели земного света, свой Свет.

Молитва — она как камертон: она настраивает душу человека. Поэтому мы и используем в ежедневном правиле утром и вечером молитвы, составленные великими святыми Православной Церкви — Иоанном Златоустом, Григорием Богословом, которые уже своей жизнью показали правильность настроя своей души. От них мы принимаем образец воздыхания к Богу, чтобы наши души не увлеклись ни в излишние чувства, ни наоборот, в определенную сухость духовную.

Если человек живет церковной жизнью, то конечно, Господь примет любое его воздыхание от сердца, как бы оно ни звучало. Потому что Господь принимает любую молитву, но самое главное, чтобы она к Нему была обращена.

Невыносимость разлуки с родным, близким человеком усугубляется невозможности помолиться за умершего некрещеным в церкви. Однако если человек официально не принял веру, но признал Спасителя в своем сердце, то священнослужители советуют читать за него молитвы дома. Это даст душе усопшего невидимую защиту и поможет найти покой на том свете.

Если человек умер не своей смертью, а совершил суицид, то по церковным канонам таких покойных не отпевают — они остаются без отпущения грехов. Но что же делать родственникам усопшего, ведь нередко люди совершают самоубийство не по своей воле? В таких ситуациях рекомендуется читать за некрещенных умерших молитву Льва Отинского — с ее помощью возносят прошение за тех, кто отдали Богу дух без покаяния.

Помните, что, несмотря на определенные запреты церкви, милосердие Иисуса Христа и Богоматери безгранично. Поэтому каждый может помолиться за некрещенного человека, используя келейную молитву.

Как правило, за некрещенных умерших возносят молитвы святому Уару. У него есть своя икона, а также в его честь возведено немало часовен. Святой Уар получил от Всевышнего особую благодать — просить за тех умерших, которые не успели принять веру.

Молитва о некрещенных младенцах

Участь младенцев, умерших некрещеными, также ни в коем случае не может быть безнадежной. В церковно-богослужебных книгах прямо выражается верование в их помилование. Молиться за них могут как родители, так и каждый христианин в своих домашних молебнах, но, разумеется, не на поминальной литургии.

Также прошение о некрещенных младенцах произносят в следующих случаях:

  • просят защитить новорожденного малыша от неприятностей;
  • произносят молитвы о здравии некрещенного ребенка;
  • молят о вразумлении некрещенного принять веру.

В таких случаях нередко возникает вопрос, зачем читать прошение, если можно провести обряд Крещения. Однако принять таинство не всегда представляется возможным. Например, рожденный недоношенным ребенок может находиться в реанимации в специальном боксе, а туда кроме медицинского персонала никто не может получить доступ. Кроме того, необходимо соблюдать определенный период после рождения. Согласно канонам церкви, малыша можно крестить не ранее, чем на сороковой день с момента его появления на свет.

Примеров, когда нельзя совершить обряд Крещения по каким-либо причинам, много. Но главное — молиться о некрещенных близких, нести веру в сердце и Господь обязательно их защитит и помилует.

Несмотря на то, что отношение церкви к заблудшим душам неоднозначно, возносить о некрещеных умерших молитвы можно и нужно. Как отмечают многие священнослужители, защиты Господа достоин каждый человек. Хотя церковь запрещает заказывать об не вошедших в лоно православия усопших литургии, вы можете воспользоваться возможностью прочесть частную мольбу, находясь вне ее влияния.

Возносить за умерших некрещеных молебны можно каждому, кто желает подарить им в другом мире заслуженный покой. Кроме того, молясь за грешную душу, вы оказываете поддержку не только ей, но и себе, так как сила молитвы помогает уменьшить степень скорби о покойном, который занимал в вашей жизни значительное место.

Рубрика: Без рубрики Подарочный сертификат 1000 руб. На покупку продукции компании «Град Экс”
Подарочный сертификат 1000 руб. На покупку продукции компании «Юг-Гранит”

Как поминают некрещеных умерших?

Иерей Александр Савин, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, г. Москва

Если человек не крестился в течение жизни, не захотел соединить себя с Церковью Христовой, его в Церкви не поминают. Но это не значит, что мы ничего не можем сделать для умерших некрещеными. Их можно поминать, молясь келейно (то есть дома или в храме, но про себя) и творя дела милосердия для них. Святые отцы говорили о допустимости частного поминовения умерших, которые не могут быть помянуты в Церкви. Преподобный Феодор Студит, живший много веков назад, призывал молиться тайно: «разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню». Преподобный старец Лев Оптинский, наш соотечественник XIX века, не разрешал поминать за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), но благословил молиться за таких несчастных келейно: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

Родственники расстраиваются из-за невозможности заказать сорокоуст или панихиду за своих сродников, умерших некрещеными. Но не стоит забывать, что самое главное, что мы можем сделать для усопшего нашего близкого человека, желая ему чем-то помочь, — это изменить самого себя. Именно для этого приходят христиане в храм Божий, чтобы, участвуя в таинствах (в первую очередь исповедуясь и причащаясь), трудиться над самым главным делом, ради которого нам и дана жизнь, — над спасением своей души. И этим усилием мы можем помочь не только себе и живым родственникам, но и усопшим. Эта мысль звучит в Церкви. Преподобный Серафим Саровский говорил: стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи. Это значит, что, предпринимая усилия для спасения собственной души, мы помогаем тем, кто дорог, кого любим. Если мы сможем изменить себя, переродиться духовно, тогда мы наиболее полно сумеем помочь другому человеку, как живому, так и умершему. У Бога нет мертвых — у него все живы.

Как отпевать некрещеного?

Протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при молодежном центре «Экклезиаст» г. Липецка

Если речь о взрослом, то — никак. Отпевание — это священнодействие, несопоставимо меньшее по значению и по смыслу, чем таинства, которые совершаются по воле человека и при его жизни. Когда человек предстает перед Богом, его посмертная участь зависит от его собственного выбора. Отпевание на состояние души после смерти если и влияет, то отнюдь не так же, как таинства Крещения, Исповеди, Причастия, Соборования, которые совершаются с сознательным участием этого человека.

Если человек при жизни этого не сделал (не счел нужным, не собрался, не решился), то против его воли изменить состояние его души каким-либо религиозным ритуалом невозможно. Понятно, что у верующих близких есть потребность в молитве о душе близкого, в том числе и некрещеного, но пусть это будет молитва своими словами, милостыня, помощь нуждающимся, приносимая за душу умершего человека, но не церковное отпевание.

В храме же мы молимся о православных христианах.

Если говорить не об отпевании, а о панихиде, то есть практика (ни в каких церковных канонах не прописанная, но она этим канонам и не противоречит), когда мы хотим молиться о некрещеных, неважно, младенцах или взрослых, если у них есть крещеный умерший сродник, мы записываем его имя с оговоркой «со сродниками». Но подразумевать в первую очередь некрещеных мы не должны. Примет ли Господь такую молитву — Его святая воля. Если в глубине души будет надежда на то, что Он примет молитву обо всех сродниках, не только о крещеных, то «по вере вашей да будет вам».

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Во́инством святы́х страстоте́рпец, стра́ждущих зако́нне,/ зря о́нех, показа́л еси́ му́жески кре́пость свою́./ И устреми́вся на страсть во́лею,/ и умре́ти вожделе́ за Христа́,/ И́же прия́л еси́ по́честь побе́ды твоего́ страда́ния, Уа́ре,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4

Христу́ после́дуя, му́чениче Уа́ре,/ Того́ испи́в ча́шу,/ и муче́ния венце́м увязе́ся,/ и со А́нгелы ликовству́еши:// моли́ непреста́нно за ду́ши на́ша.

Использованные материалы

  • «Мученик Уар», краткое житие на портале Православие.Ru:
  • «Мученик Уар, блаженная Клеопатра и сын ее Иоанн», житие на официальном сайте Первого Благочиннического Округа Нью-Йоркского благочиния Восточно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей:
  • Минея. Октябрь, изд. Московской Патриархии, с. 461, 466:
    • (тропарь)
    • (кондак)

«В Издательстве Московской Патриархии вышло очередное переиздание служебной Минеи в 24-х томах» // Официальный сайт Московского Патриархата — . Подробный анализ изъятой службы см.: Буфеев Константин, прот. О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных // Страница портала Православие.Ru (1 ноября 2010 г.), .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *