Молодежь и религия

Улыбина Анна Александровна,

МБОУ «Сеяхинская школа-интернат»,

с. Сеяха, Ямальский район

Вначале сотворил Бог небо и землю.

Земля же была безвидна и пуста,

и тьма над бездною,

и Дух Божий носился над водою.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

Невозможно себе представить развитие и формирование культуры российского общества, да и мира в целом, без христианства.

Молодежь… Почему именно молодежь рассматривается столь пристально? Да потому что именно современная молодежь является носителем культуры, в том числе и религиозной. Старшее поколение коренным образом отличается от молодых не только возрастом, но и взглядами на жизнь, отношением к людям, религии и многим другим. На сегодняшний день молодёжь России – это почти треть населения нашей страны. К категории молодёжи относятся граждане России от 14 до 30 лет.

Рассмотреть и понять отношение верующей и неверующей молодежи к религии, можно лишь учитывая наличие двух разнонаправленных тенденций. Повышение популярности религии, усиление ее роли и влияния религиозных институтов – это одна сторона, и развертывание процессов секуляризации и глобализации, утверждение в сознании людей в качестве глубинных мотивов жизнедеятельности нерелигиозных ценностей и идей – другая.

Начиная со второй половины XX века стали проводиться исследования религиозности молодежи. Одной из первых в постперестроечный период (февраль 1997 г.) всероссийских исследований религиозности современной российской молодежи стала работа С.А. Григоренко «Молодежные организации России и религия», в которой автор отмечал, что к верующим себя относят 39-46 % молодых россиян. Он указывал на размытость религиозных представлений, но не выделял, во что именно верят молодые люди.

Ретроспектива экономического кризиса 1998 года в России позволяет делать выводы по аналогии и прогнозировать развитие молодежи на данном этапе, ведь, как известно, в 2008 году вновь начался экономический кризис, причем уже мирового масштаба. Кризис августа 1998 года и последующие социально-экономические процессы серьезно не повлияли на собственно мировоззренческие (религиозные или атеистические) воззрения групп молодежи, но они проявились в особенностях отношения к тем или иным политическим событиям, экономическим и нравственным реалиям .

В XXI веке религиозная ситуация не претерпела сильных изменений, наблюдаются рост религиозности от самых маленьких до взрослых. Большая часть молодых людей заявляют о вере в Бога, идет ослабление позиции сознательного безверия, т.е. молодые люди не верят ни в какие сверхъестественные силы. Но все же религиозное мировоззрение у большей части молодых верующих, особенно тех, кто следует своеобразной «моде» (к примеру, стало «модным» посещать храм, носить крестик, поставить святым свечку в церкви, прилюдно перекрестится и т.д.) к внешней, показной религиозности, отличается нечеткостью и размытостью, неопределенностью, отсутствием ясного содержания.

На основании различных исследований можно сказать, что религиозность молодых людей значительно выросла. А что же исследования, которые мы с вами не проводили и в которых не участвовали?

Давайте сами попробуем разобраться и проанализировать сложившуюся ситуацию. У нас у всех есть родители, бабушки и дедушки, которые регулярно посещают церковь и соблюдают церковные обряды; практически у всех дома есть иконы, а в бумажниках и кошельках лежат всевозможные молитвы и обереги. С самого детства мы слышим от старших: «Не делай так, а то Боженька накажет». Неоднократно нам повторяли, что надо ходить в церковь, что надо чтить и жить по законам Божьим. Может поэтому в церкви можно увидеть столько молодёжи? Насильно никого не заставляют молиться, в церковь идут добровольно. Библия не была настольной книгой, но как-то само собой появляется интерес к ней. Появляется желание посетить службу, пообщаться с глубоко верующими людьми. Многое переняла молодежь у старшего поколения – значит ей это надо!

Молодёжь сохраняет веру в Бога, религию, которую пронёс русский народ через множество больших испытаний. Веру, которая выдержала период гонения, эру советского атеизма, период перестройки, когда молодое поколение было похоже на медведя-шатуна.

Но та ли это религиозность, которую нам проповедует православная церковь? Религии предписывают человеку определенные нормы поведения и ограничения; чтобы следовать какому-то из вероисповеданий, требуются усилия длиною в жизнь, как правило, каждое из них считает свои нормы лучшими, единственно спасительными и правильными. Сейчас же в молодежной среде с религией происходит любопытная трансформация. Во время сессии некоторые студенты бегут в церковь, чтобы поставить свечку об успешной сдаче экзаменов. Затем они вновь ведут типично «студенческий» образ жизни, не отличающийся от образа жизни средневековых студиозусов .

Отношение молодого поколения к религии перестало быть чем-то таинственным, высоко духовным, всё переросло в обыденное, никто уже не воспринимает религию как что-то сокровенное. Свободно говорим и пишем, а ведь это сокровенное – только МОЁ И БОГА…

В годы тяжелых испытаний тысячи солдат, идя в бой, тихо…молились…просили Бога о спасении и защите своих близких…

На уроках по окружающему миру и литературному чтению (4 класс) дети знакомятся с периодом почитания языческих богов, которых пытались задобрить на удачу, счастье, любовь, избавление от болезней. Богов почитали, с ними советовались, шли за помощью, искали защиты, находили облегчение, а сейчас….

Молодые люди начинают вести себя благочестиво лишь в критические моменты (или, как говорят, «когда петух клюнет») и считают себя глубоко верующими, при этом в повседневной жизни не соблюдают церковных канонов. И парадоксально то, что люди, считающие себя неверующими, с радостью отмечают такие церковные праздники, как пасха и рождество, ждут и задолго до наступления готовятся к ним. А в это время так называемые глубоко верующие пьют, наркоманят, сквернословят, иным словом ведут аморальный образ жизни.

Начиная с начальной школы, молодежь замечает в религии, а именно в христианстве, прежде всего, «красоту»: красивые одежды священнослужителей, храмы, купола, звон колоколов, горение свечей, крестик на шее. Молодёжь старше выбирает уже другое –венчание, красивый обряд, который сегодня становится все более и более популярным. Ведь это торжественный обряд под церковные песнопения и звон колоколов, и обряд «на удачу», который якобы «делает брак крепче». Впрочем, как показывает статистика, церковные браки столь же легко распадаются, как и браки без венчания .

Религия вышла на новую ступень, становится частью некой новой культуры. Но самое интересное, что мы не вспоминаем вековые устои и не восстанавливаем утраченное, а просто заимствуем из западных традиций. Например, не понятно, почему по российским просторам с размахом отмечают День святого Валентина, Хэллоуин и День святого Патрика, хотя большая часть молодежи не знает истории этих западных праздников и совершенно не задумывается об их изначальном христианском смысле; духовенство же называет эти праздники «кощунственными».

Религия играет значительную роль в жизни современной молодежи: естественные желания и воображения, проявление субъективных переживаний. Но, несмотря на то, что возрастает потребность в религиозности у молодых людей, можно отметить низкий уровень знания содержания религии, не систематический, а скорее стихийный характер приобщения к ее традициям и обрядам, неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании. Парадоксально – ХОЧУ ВЕРИТЬ, НО ПОЗНАВАТЬ НЕ ТОРОПЛЮСЬ И НЕ СТРЕМЛЮСЬ. Вот тут и надо помочь, подтолкнуть молодежь к познанию, переосмыслению себя, окружающих, мира…

Сейчас роль и значение религии в жизни людей и общества стремительно возрастает. Огромное внимание уделяется религиозному мировоззрению личности и ее влиянию на улучшение общественной, индивидуальной жизни и психического здоровья человека. Государство задумалось о том, что надо как можно больше внимания уделить духовному воспитанию молодых. Идет восстановление храмов, монастырей, открываются семинарии, проходят встречи священнослужителей с молодыми, по телевидению транслируют служения, передачи, которые помогают разобраться в тех или иных вопросах.

Как следствие незнания религии, у молодежи формируется неверное мнение о том, что в рай можно попасть, если «заслужить» или «получить» пропуск в загробную жизнь сейчас (в этой жизни), а это эгоизм, пусть и в несколько иной форме.

Бог может и есть, не отрицаю, но ему не надо преклонения и постоянного внимания со стороны людей. В Библии говорится, что он любит людей, он принял мучения за них, и он хотел бы, чтобы люди жили хорошо. И в наших руках быть добрыми, щедрыми, честными, справедливыми, толерантными, любящими и т.д. Церковь учит людей добру, справедливости, человеколюбию… И нам решать: ПРИНЯТЬ или НЕ ПРИНИМАТЬ БОГА в СВОЁ СЕРДЦЕ…

Молодые! Именно в их руках сделать наш Мир значительно лучше, чище; не забывать, вернее, руководствоваться заповедями Библии…

Мне в храме нужно шесть свечей зажечь.

Одна – здоровье близких охраняет,
Вторая – Мир от бед оберегает,
Стараясь небо голубым сберечь…
Пусть третья всех ушедших вспомнит,
Кто нам так близок стал, увы, далёк.
Четвертая – теплом согреет души,
Перенеся туда свой огонёк.

У пятой свечки не простая роль:
Должны в семье расти детишки,

Не знать, не ведать слово «боль»,
Иметь игрушки и цветные книжки.

Ну и последняя свеча осталась.

Её поставив, Богу помолюсь

Чтоб жили долго, улыбаясь.

Михаил Наими

САВРУЦКАЯ Елизавета Петровна — д.филос.н., профессор кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации Нижегородского государственного лингвистического университета (ННГЛУ) им. Н.А. Добролюбова (603155, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а; [email protected] lunn.ru)

ФЕДОРОВА Марина Владимировна — к.филос.н., доцент кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации ННГЛУ им. Н.А. Добролюбова ([email protected])

ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К РЕЛИГИИ

Аннотация. В настоящей статье представлены данные, полученные в ходе проведенного в 2014 г. социологического исследования религиозных ориентаций молодежи. Исследование проводилось в контексте фундаментального многолетнего изучения ценностных приоритетов молодого поколения нашей страны. Основными задачами исследования были: анализ уровня и характера религиозности учащейся молодежи, выявление тенденций изменения отношения к различным конфессиям и определение специфики формирования этноконфесссиональной идентичности в условиях быстро меняющегося мира. Ключевые слова: религиозные ориентации, этноконфессиональная идентичность, религиозность, суеверия, учащаяся молодежь

С конца 2005 по март 2014 г. по инициативе ученых Нижегородского государственного лингвистического университета осуществляется проект по исследованию динамики качественных характеристик ценностных ориентаций молодежи (руководитель проекта — д.филос.н. проф. Е.П. Савруцкая).

Данные исследований, проведенных в 2005—2006, 2011 и в 2014 гг., позволяют выявить динамику ценностных ориентаций молодежи в политическом, экономическом и этноконфессиональном аспектах, сравнить оценку респондентами их собственной политической активности с реальным положением дел, определить политические амбиции и уровень политической культуры молодых людей, а также понять, чего молодое поколение ждет от политиков .

В исследовании 2014 г. проводился анализ уровня и характера религиозности учащейся молодежи Нижегородской обл. Полученные результаты указывают на то, что в настоящее время 39,1% опрошенных молодых людей уверенно относят себя к верующим, 34,9% опрошенных — «сомневающиеся верующие». Доля неверующих составила 21,2% молодежи (см. табл. 1).

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли вы себя верующим человеком?»

Варианты ответов Доля респондентов,%

Да 39,1

Скорее да, чем нет 34,9

Скорее нет, чем да 11,0

Нет 10,2

Затрудняюсь ответить 4,8

Уровень религиозности среди юношей и девушек имеет определенные различия. Среди девушек доля тех, кто считает себя верующими, составила 40,7% по сравнению с 36,4% у юношей. Еще более эта разница заметна среди тех опрошенных, которые отнесли себя к неверующим, их доля у девушек составила 18,3%, в то время как у юношей — 26,2% (см. табл. 2).

Таблица 2

Уровень религиозности среди юношей и девушек, %

Пол Считаете ли Вы себя верующим человеком?

Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет Затрудняюсь ответить

Юноши 36,4 32,6 11,9 14,3 4,7

Девушки 40,7 36,2 10,6 7,7 4,7

Дифференцирующим фактором уровня религиозности оказалось место проживания респондентов. Если среди жителей Нижнего Новгорода доля тех, кто твердо отнес себя к верующим, составила 37,4%, то среди сельской молодежи этот показатель возрастает до 48,4%. В Нижнем Новгороде 24,6% молодых людей не считают себя верующими, в то время как на селе доля такой молодежи составила всего 7,4% (см. табл. 3).

Таблица 3

Уровень религиозности в зависимости от места жительства молодых людей, %

Место проживания Считаете ли Вы себя верующим человеком?

Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет Затруднились ответить

Нижний Новгород 37,4 33,0 11,7 12,9 5,0

Города области 39,7 36,9 11,0 8,3 4,2

Село 48,4 36,3 7,6 3,8 3,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основная часть участников опроса определили свою конфессиональную принадлежность как православие — 70,1%. Другие ветви христианства (католицизм и протестантизм) представлены незначительно. 1,9% опрошенных идентифицировали себя как мусульман. По данным опроса 9,3% респондентов определили себя как атеистов. Атеизм молодежи во многом объясняется свойственными этому возрасту нигилистическими установками. Атеизм как осознанная мировоззренческая позиция в большей степени характерен для более взрослых людей (после 25 лет). Довольно большая группа опрошенной молодежи отнесла себя к представителям «восточных» направлений религий (буддизм — 0,5% и кришнаизм — 0,3%). А 2,1% отнесли себя к другим нетрадиционным религиям (это новые религиозные движения восточной, неоязыческой или эзотерической направленности) (см. табл. 4).

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос: «Какую религию Вы исповедуете?»

Варианты ответа Доля респондентов, %

Православие 70,1

Ислам 1,9

Католицизм 0,2

Протестантизм 0,8

Иудаизм 0,3

Буддизм 0,5

Кришнаизм 0,3

Другую (укажите, какую именно) 2,1

В Бога верю, но конкретного вероучения не исповедую 14,4

Я — атеист 9,3

Религиозная идентификация части молодежи с этими направлениями не могла сложиться под воздействием таких институтов социализации, как семья и образовательные учреждения. Она является следствием активного мировоззренческого поиска, характерного для всех молодых людей, но актуализированного под воздействием процессов глобализации, широкого и повсеместного распространения массовой культуры, формирования новых форм информационно-коммуникативного взаимодействия. Эти процессы в совокупности с ростом интереса к религии привели к тому, что наблюдается отход от традиционных форм религии и формирование нового типа религиозности, основанной на синкретизме.

Синкретизм, религиозная индивидуализация, плюрализм религий, появление множества различных вариантов самореализации — это основные факторы формирования религиозной идентичности современной молодежи.

Для более старших возрастных групп в религиозной идентичности превалирующим началом является не собственно факт веры, а принадлежность к религиозной организации, церкви. Это было подтверждено данными двух масштабных исследований религиозной ситуации в Европе и мире, проводимых фондом Бартельсманна (Германия) в 2008 г. и 2013 г. . Настоящее исследование сосредоточивается на молодежной возрастной группе (от 15 до 22 лет). Для современной молодежи, чья мировоззренческая направленность сформирована постсекулярными тенденциями, религиозная идентичность связана не столько с социальной реализацией, сколько с личностно-персональными переживаниями.

Важным показателем реального уровня религиозности общества и отдельных его групп является не столько декларативное отнесение себя к группе верующих, но и участие в религиозных службах и обрядах. Данное исследование зафиксировало существенный разрыв между этими показателями (см. табл. 5).

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос: «Как часто Вы участвуете в религиозных обрядах?»

Варианты ответа Доля респондентов, %

Каждую неделю 3,5

Раз в месяц 5,3

Несколько раз в год 17,9

Раз в год и реже 18,3

Не посещаю религиозных служб 38,6

Затрудняюсь ответить 16,5

С одной стороны, 39,1% опрошенной молодежи уверенно отнесли себя к верующим людям, а с другой — лишь 8,8% молодых людей посещают религиозные службы хотя бы раз в месяц. При этом, как свидетельствуют результаты опроса, даже для многих верующих молодых людей посещение религиозных служб и соблюдение обрядов не является важной стороной их религиозной жизни (см. табл. 6).

Таблица 6

Частота участия в религиозных обрядах групп молодежи с различным уровнем религиозности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Считаете ли Вы себя верующим человеком? Частота участия в религиозных обрядах, %

Каждую неделю Раз в месяц Несколько раз в год Раз в год и реже Не посещаю религиозные службы Затрудняюсь ответить

Да 6,0 11,0 28,7 18,9 17,7 17,8

Скорее да, чем нет 1,9 2,6 17,3 24,9 37,3 16,0

Скорее нет, чем да 2,6 0,4 4,9 14,3 64,2 13,6

Нет 0,4 — 0,4 2,0 87,8 9,4

Затрудняюсь ответить 1,7 0,9 1,7 7,0 58,3 30,4

Реальность нынешнего религиозного состояния молодежи такова, что даже среди твердых верующих 36,6% либо вообще не участвуют в религиозных обрядах, либо делают это раз в год и реже. Если исходить из показателя их участия в религиозных обрядах, то из 39,1% молодых людей, отнесших себя к верующим, лишь 17,0% можно отнести к тем, кто не только декларирует свою веру, но и реально участвует в ее отправлении.

В настоящее время в духовной картине мира молодых людей доминирует эклектика, отсутствие стройной системы убеждений. Это видно из данных, приведенных в табл. 7.

Таблица 7

Распределение ответов на вопрос: «Верите ли Вы в следующие религиозные догмы?»

Варианты ответов Доля респондентов, %

Верую в Бога 62,3

В жизнь после смерти 29,9

В существование рая и ада 30,1

В существование греха 34,6

Не верю ни в одно из перечисленных 10,6

Затрудняюсь ответить 15,3

Таким образом, в сознании молодежи вполне уживается вера в существование Бога, в чем убеждены 62,3% опрошенных, и неверие в жизнь после смерти — в бессмертную душу, что отметили 70,1% опрошенных молодых людей, а верят в жизнь после смерти лишь 29,9%. Самое удивительное, что подобная картина наблюдается и среди той части молодежи, которая считает себя верующей (см. табл. 8).

Таблица 8

Доля верующих в основные религиозные догмы в группах молодежи с различным уровнем религиозности, %

Религиозные догмы Считаете ли Вы себя верующим человеком?

Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет Затруднились ответить

Верят в Бога 86,6 71,0 22,5 6,9 23,3

Верят в жизнь после смерти 35,3 31,6 24,7 15,8 18,1

Верят в существование рая и ада 44,2 30,7 11,6 6,5 10,3

Верят в существование греха 46,9 39,1 14,6 8,1 13,8

Не верят в основные догмы 1,3 3,4 21,3 60,7 11,2

Затруднились ответить 7,7 14,9 27,3 14,6 52,6

Особое внимание следует обратить на то, что среди верующих молодых людей лишь 35,3% верят в жизнь после смерти, т.е. в бессмертие души. При этом в посмертной жизни уверены 15,8% опрошенных из числа неверующей молодежи. Судя по этим данным, вера в бессмертие души начала отделяться от религиозного сознания, и теперь атеизм может вполне соседствовать с уверенностью, что и после физической смерти человека его жизнь продолжается. Интересно отметить, что менее половины верующей молодежи разделяют учение основных религий о существовании греха, рая и ада. Вполне возможно, что в настоящее время в массовом сознании, по крайней мере у молодежи, происходит процесс дезинтеграции монолитной системы религиозных норм, ценностей и убеждений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из свидетельств подобного процесса являются данные о степени распространенности в молодежной среде элементов обыденного суеверия. Вот как распределена вера в различные приметы, сглаз, магические амулеты в группах молодежи с различным уровнем религиозности (см. табл. 9).

Таблица 9

Доля разделяющих различные суеверия в группах молодежи с различным уровнем религиозности, %

Считаете ли Вы себя верующим человеком? Вера в приметы, сглаз, порчу, амулеты, обереги и т.д.

Безусловно верю Скорее верю Скорее не верю Совсем не верю Затрудняюсь ответить

Да 15,9 41,3 19,3 13,2 10,3

Скорее да, чем нет 8,4 44,8 25,9 11,9 8,9

Скорее нет, чем да 8,3 25,4 29,5 25,0 11,7

Нет 4,5 13,4 18,3 53,3 10,6

Затрудняюсь ответить 6,0 19,8 19,0 18,1 37,1

Интересно отметить, что неверующая молодежь демонстрирует более цельное мировоззрение, чем молодежь верующая. Самая высокая доля опрошенных, не разделяющих никаких суеверий (53,3%), наблюдается именно среди неверующей части молодежи. В этой группе доля верующих в различные суеверия составляет всего 17,9%, в то время как среди верующих она достигает 57,2%.

Приведенные данные позволяют увидеть парадоксальную на первый взгляд картину: то, что молодой человек считает себя верующим, во многих случаях не мешает ему верить в сглаз, порчу и тому подобные суеверия (см. табл. 10).

Таблица 10

Доля разделяющих различные суеверия в группе молодежи, которая относит себя к православным, %

Конфессиональная принадлежность Вера в приметы, сглаз, порчу, амулеты, обереги и т.д.

Безусловно верят Скорее верят Скорее не верят Совсем не верят Затруднились ответить

Православные 12,0 41,3 22,2 13,4 11,0

Таким образом, среди той части молодежи, которая считает себя православной, 53,3% разделяют различные виды суеверий. Существенно меньшая доля — 35,6% — придерживаются вероучительной позиции своей церкви в этом вопросе и отвергают соблазн суеверия.

В ходе исследования 2014 г. был проведен замер отношения молодежи к роли Русской православной церкви в жизни современной России. Его результаты приводятся в табл. 11.

Таблица 11

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете роль Русской православной церкви в жизни современной России?»

Варианты ответов Доля респондентов, %

Однозначно положительно 30,4

Скорее положительно, чем нет 32,9

Скорее отрицательно 10,3

Отрицательно 6,6

Затрудняюсь ответить 19,8

Для 63,3% опрошенной молодежи православная церковь выполняет важную положительную миссию в обществе. Отрицательно к ее роли в обществе отнеслись лишь 16,9% молодых людей.

Вместе с тем исследование позволило выявить латентный раскол молодежного сознания по отношению к этому вопросу. Его наглядно можно проиллюстрировать данными, приведенными в табл. 12.

Таблица 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка роли Русской православной церкви в жизни современной России в зависимости от конфессиональной принадлежности молодежи, %

Конфессиональная принадлежность Какова роль Русской православной церкви в жизни современной России?

Однозначно положительна Скорее положительна, чем нет Скорее отрицательна Отрицательна Затруднились ответить

Православные 39,7 37,4 6,0 1,5 15,3

Другие конфессии 15,1 21,9 19,2 19,2 24,7

Внеконфессиональные верующие 11,3 30,7 18,6 9,6 29,9

Атеисты 2,7 12,9 23,6 30,2 30,7

Вполне естественно, что 80% православной молодежи считают, что их церковь играет положительную роль в обществе. Достаточно высока доля положительных оценок (42,0%) и среди тех молодых людей, которые считают себя верующими, но не относят к какой-либо церкви. Однако уже среди атеистов большинство (53,8%), считают, что православная церковь играет отрицательную роль в обществе, и лишь 15,6% этой молодежи положительно оценивают ее роль.

Особую проблему представляют члены других религиозных конфессий. Если в случае с атеистами имеет место неприятие влияния на общество религиозных организаций вообще, то в случае с представителями других конфессий речь идет о противостоянии именно православной церкви. Среди той части молодежи, которая отнесла себя к неправославным конфессиям, положительно оценили роль православной церкви 37,0% опрошенных, а отрицательно — 38,4%.

Таким образом, результаты опроса 2014 г. продемонстрировали, что в настоящее время молодежь находится в напряженном духовном поиске. Зачастую ее мировоззрение носит эклектичный, парадоксальный характер. Духовная картина мира молодого человека и понимание своего места в нем еще не обрели цельности и системной замкнутости. Современная молодежь открыта духовным поискам и устремлена к новым горизонтам своего бытия.

Статья выполнена в рамках госзадания на проведение НИР № 552 «Концептуальное и кадровое обеспечение этноконфессиональной политики в Приволжском федеральном округе».

Список литературы

THE ATTITUDE OF YOUNG PEOPLE TO RELIGION

УДК 32.019.5

ДЕГАЛЬЦЕВА Екатерина Александровна — д.и.н., профессор кафедры гуманитарных наук Бийского технологического института — филиала Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова (БТИ АлтГТУ) (659305, Россия, Алтайский край, г. Бийск, ул. Трофимова, 27; [email protected])

РАЗГОНЯЕВА Екатерина Васильевна — к.псих.н., доцент кафедры гуманитарных наук БТИ АлтГТУ ([email protected])

ВОСПРИЯТИЕ МОЛОДЕЖЬЮ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ О СОБЫТИЯХ В УКРАИНЕ

Аннотация. Статья посвящена анализу восприятия современной молодежью политической информации о событиях в Украине в 2014 г. в сети Интернет. Рассмотрена природа политической коммуникации на основе восприятия виртуального политического дискурса, преломление политического конфликта посредством информационной войны. Полученные результаты указывают на ситуационное, неустойчивое повышение у студентов интереса к политике, связанное с событиями в Украине, положительную оценку присоединения Крыма, высокий рейтинг президента Путина. Компонентами рассмотренных политических дискурсов, воспринимаемыми молодежью через Интернет, явились имиджи российских, украинских, американских и европейских политиков, выборы, векторы политики вовлеченных в конфликт сторон. Ключевые слова: Интернет, Украина, президент, политическая коммуникация, восприятие, дискурс

Природа политической коммуникации не имеет очерченных исследовательских границ. Теория коммуникативного действия, как и практика интерактивного участия индивидов в процессе политической коммуникации, стали предметом исследования многих современных ученых . Тема интернет-коммуникаций в современном политическом процессе также достаточно разработана , изучено их влияние на развитие радикальных молодежных настроений . Данное исследование имеет не только методологический, но и практический интерес, связанный с эскалацией политического конфликта в Украине.

Охват населения Интернетом в России составляет 50%. Среди них более половины — молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, представляющие студенческую

В России, по данным статистики, около 24 млн человек в возрасте от 15 до 29 лет или 16,5% от всего населения. Много это или мало? Благодаря проведенным ранее переписям и учету населения мы знаем, что это достаточно низкий показатель. В 2010 году, по данным Всероссийской переписи населения, доля молодежи в общем населении страны составила 24%, а в 2002 году этот показатель равнялся 23%. Но были моменты, когда молодежи было еще больше: во время переписей населения 1959 и 1979 годов доля населения в возрасте от 15 до 29 лет составляла 26,3% и 27% соответственно.

Что мы знаем о молодежи? Уровень занятости молодежи в последние годы остается довольно высоким: среди людей 20-24 лет официально работают более 43% девушек и 54% юношей, рассказала заведующая лабораторией количественных методов исследования регионального развития РЭУ имени Г.В. Плеханова Елена Егорова. В возрасте 25-29 лет этот показатель составляет 77% для девушек и 91% для юношей. Более 88% россиян в возрасте 15-19 лет учатся, в Швеции этот показатель составляет 87%, в Германии — 86%, во Франции — 85%, а в Канаде — 78%.

Интересно, что по данным микропереписи 2015 года, российские девушки оказались более образованными, чем юноши: высшее образование получили около 47% девушек и только 35% молодых людей в возрасте 25-34 лет.

Из данных Росстата можно даже узнать, что российская молодежь стала серьезнее относиться к своим успехам и достижениям. Число молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет, которые не учатся и не работают снизилось до рекордно низкого уровня с 2001 года — в прошлом году таких было по всей стране всего 1,4 млн человек. Молодые женщины все чаще задумываются об образовании и карьере и откладывают рождение первого ребенка: к тридцати годам детей имеют 42% женщин с высшим образованием и 57% со средним профессиональным.

Молодым людям важно иметь представление о своем будущем, поэтому главным вопросом современной российской молодежи остается вопрос «образа будущего», уверен генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

«Образ будущего — это не картинка, это своего рода жизненная дорожная карта. Так, молодежь советского периода знала, что для того, чтобы «хорошо жить», нужно окончить вуз, поступить на работу, вступить в партию. В западных странах многие молодые люди видят свое будущее как накатанную дорогу, по которой уже прошли их родители. Этой связки между мечтой о завтрашнем дне и возможностями повлиять на него современным юношам и девушкам не хватает», — объяснил он.

Благодаря развитию IT-технологий молодые люди живут не своих городах и странах, а по всей планете. Для них нет границ, они очень мобильны, в первую очередь психологически, уверен Журавлев. А это значит, что интернет-перепись, которая станет частью Всероссийской переписи населения 2020 года, будет востребована в первую очередь молодежью. А для того, чтобы электронная перепись была похожа на привычные молодежи компьютерные игры, она должна быть ясной, простой и без «мучительного выбора по нажатию кнопок», обратил внимание Журавлев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *