Монастырь сретенский

«Радуйся, Русь православную возлюбившая; радуйся, веру истинную в ней утвердившая… Радуйся, Молитвеннице наша теплая; радуйся, Заступнице усердная! Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая».
Из акафиста Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Владимирской.
26 августа / 8 сентября Русская Православная Церковь отмечает светлый праздник, установленный в честь сретения, то есть встречи, Владимирской иконы Пресвятой Богородицы при перенесении ее из Владимира в Москву. Этот чудотворный образ Царицы Небесной был написан Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет», — сказала Богородица, когда увидела эту икону.
В благодарность Заступнице Небесной за чудесное избавление Москвы от полчищ хана Тимура-Тамерлана на месте встречи 26 августа / 8 сентября 1395 года чудотворной иконы был основан Сретенский мужской монастырь. В субботу, 30 сентября, благодаря Юле rijaya_koshka я вновь побывала на экскурсии по обители и узнала о важных вехах в ее истории и житии святых подвижников благочестия.
Наш замечательный экскурсовод из паломнической службы Сретенского монастыря — Мария
В 13-15 веках Русь страдала от разорительных набегов татаро-монгольских орд. Важнейшую роль в начале борьбы с иноземным игом и укреплении значения Москвы как центра объединения русских земель сыграл поединок схимонаха Александра Пересвета и воина хана Мамая Челубея на Куликовом поле. Вооружившись одной лишь схимой и горячей верою во Христа, инок Троице-Сергиевой лавры одержал великую духовную победу над ордынским богатырем, принеся себя в жертву и исполнив тем самым данную Спасителем заповедь Любви. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» . 8 (21) сентября 1380 года в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы войско святого благоверного князя Димитрия Донского одержало знаменательную победу над полчищем хана Мамая, положив этим начало освобождения земли Русской от золотоордынских угнетателей.
В Сретенском монастыре
Но еще около века с тех пор Русь страдала от набегов ордынских ханов. Так, спустя 15 лет после победы князя Димитрий Донского на Куликовом поле, над Москвой зависла новая страшная угроза — хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона.
В Сретенском монастыре
Великий князь Василий Димитриевич, старший сын Димитрия Донского, вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки в ожидании врага. Великий князь, митрополит Московский Киприан и весь народ горячо молились Спасителю, Пресвятой Богородице и всем святым угодникам Божиим о милости и защите от иноверца. Василий Димитриевич попросил митрополита доставить из Владимира в Москву чудотворный образ Царицы Небесной. Крестный ход с Владимирской иконой Богоматери длился десять дней, и 26 августа по старому стилю городское духовенство, семья великого князя, знать и весь честной люд от младенцев до старцев в слезной молитве встречали на Кучковом поле (современная территория между Лубянской площадью и Сретенскими вратами) образ Пречистой. Моля о помощи Всевышнего, они крестным ходом проводили святыню до Успенского собора Кремля.
Храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери
Царица Небесная вняла обращенным к ней молитвам и заступилась за взывающий через Нею ко Спасителю народ. В тот самый час, когда в Москве встречали чудотворную икону Пречистой, хану Тамерлану во сне было явлено видение. С высокой горы спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в сиянии ярких лучей и окружении Ангелов парила Лучезарная Жена. Ордынский хан в страхе проснулся. Он обратился к своим старейшинам и мудрецам с просьбой растолковать, что означает увиденное, на что ему было сказано, что это есть Матерь Бога и Заступница православных, сила которой неодолима. Хан Тамерлан убоялся и приказал развернуть свои войска. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!», — гласит летопись.
Владимирская икона Божией Матери в соборном храме монастыря
В 1397 году память о заступлении и предстательстве Божией Матери на месте встречи ее чудотворного образа был основан Сретенский монастырь. И еще много раз Царица Небесная защищала христолюбивый народ от разных бед и скорбей. И по сей день Пресвятая Богородица продолжает ходатайствовать перед Всемилостивым Своим Сыном обо всех, кто с верою и покаянием в сердце взывает ее о помощи.
Храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери
Первоначальные монастырские строения не сохранились до наших дней. Храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, с посещения которого началась наша экскурсия, был построен в 1679 году царем Феодором Алексеевичем. В храме находится список с чудотворной иконы Владимирской Божией Матери. Сам сей святой образ появился на Руси около 1131 года, когда Константинопольский патриарх Лука Хризоверх (Хрисоверг) прислал икону в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Князь Юрий Владимирович поместил образ в женский Вышгородский Богородичный монастырь под Киевом.
В 1155 году Вышгород стал уделом сына Юрия Долгорукого — князя Андрея Юрьевича по прозвищу Боголюбский. Молодой князь, решив переселиться в Ростово-Суздальские земли, без ведома отца взял с собой из Вышгородского монастыря чудотворный образ. Боголюбивый князь по пути непрестанно молился перед иконой Пречистой. Добравшись до Владимира, князь хотел двигаться дальше в Суздаль, но тогда Царица Небесная чудесным образом явила ему свою волю. В нескольких верстах от Владимира княжеские кони встали и, несмотря на многие понукания, отказались продолжать путь. Во время ночной молитвы князю Андрею явилась Богородица и сказала, что Ее икона должна быть в городе Владимире. Так князь понял, что столицей его княжества отныне будет город Владимир. Чудотворную икону Царицы Небесной доставили в город, где поместили в выстроенный для нее Успенский собор. С тех пор эту икону стали именовать Владимирской. А на месте чудесного явления по приказу князя был основан Боголюбский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
После революции 1917 года монастырская звонница была утрачена. Самый древний колокол сейчас находится на колокольне нового храма в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской
После чудесного спасения москвичей в 1395 году от войск хана Тимура-Тамерлана святой образ вернул во Владимир, где пребывал еще около ста лет. Событие, которое стало поводом для окончательного перенесения иконы в Москву, вошло в историю под названием «стояние на Угре». На реке Угре встретились войска великого князя Ивана III и хана Ахмата. И вновь Царица Небесная защитила горячо молящийся к ней народ и отвела от Москвы страшную беду. Войска хана Ахмата обратились в бегство, и этот исход противостояния русских и ордынских войск в калужских пределах имел величайшее значение – с этот момента Русь перестала быть данником Орды. В память этого события в Москве ежегодно стал совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь, а река Угра с тех пор слывет Поясом Богородицы. Чудотворная Владимирская икона Богородицы с 1480 по 1918 год икона находилась в Успенском соборе Кремля, а в настоящее время святыня находится в Москве, в Третьяковской галерее, а в Сретенской обители пребывает ее чудотворный список.
В храме в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери
Владимирская икона Божией Матери
Справа от Царских Врат находится старая рака, в которой до 2017 года покоились мощи священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. После освящения нового храма в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской честные мощи святого были перенесены в него. Верующие, горячо почитая владыку, по-прежнему с благоговением прикладываются и к старой раке в храме Сретения, и по вере своей и Божиему Промыслу получают всякое утешение. О житии святителя Илариона мы услышали чуть позже, когда посетили новый храм, а пока Мария обратила внимание группы на необычную икону в иконостасе — «Снятие пятой печати».
Старая рака, в которой покоились честные мощи священномученика Илариона (Троицкого)
Икона «Снятие пятой печати»
Сюжетом образа послужили слова из Откровения апостола Иоанна Богослова (Апокалипсиса): «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр. 6:9). На иконе изображены царственные страстотерпцы Император Николай II, Императрица Александра, цесаревич Алексий, царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. До церковного прославления их имена на иконе не надписаны, но после прославления Царственных Страстотерпцев в 2000 году икона была завершена.
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси и святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский
Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских
Сретенский монастырь основан на месте, где ранее находилась церковь в честь Марии Египетской. В память об этом в соборе устроен придел в ее честь. Главная святыня – рака с частицей мощей святой подвижницы. Супруга царя Алексея Михайловича, Мария Ильинична, чьей небесной покровительницей была Мария Египетская, очень почитала «свою» святую. Государыня ходатайствовала о том, чтобы в обители появилась частица мощей Марии Египетской. Однако, доставить святыню в обитель удалось только после смерти царицы. Случилось это около 1700-го года. После закрытия монастыря и разрушения храма в 30-е годы XX века ковчег со святыней был перенесен в Государственный исторический музей, где он до сих пор и находится.
Ковчег с частицей мощей преподобной Марии Египетской
Начавшееся в 90-х гг. возрождение Сретенского монастыря возобновило и почитание в обители святой Марии Египетской. Из-за исторической ценности самого ковчега, в котором пребывает частица мощей Марии Египетской, святыню решили не возвращать в обитель из фондов музея. Тем не менее, промыслительным образом греческие монахи узнали об этой несправедливости и пожелали ее исправить. 25 марта 2004 года в московский Сретенский монастырь из греческого монастыря Святителя Николая на острове Андрос был доставлен ковчег с мощами преподобной. Марии Египетской. Святыню торжественно встретили духовенство, братия и прихожане обители. В Великую среду 15 апреля 2009 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин малого освящения придела во имя преподобной Марии Египетской в соборе Сретения Владимирской иконы Богоматери. Святая преподобная мати Мария Египетская, моли Бога о нас!
Житие преподобной Марии крайне поучительно для всех нас. Мария была великой грешницей. В юном возрасте она покинула отчий дом и стала вести крайне распутную, греховную жизнь. Однажды, все еще находясь в плену страсти, она отправилась вместе с другими людьми в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. И на Святой Земле Мария не оставила своего порочного занятия. Когда же народ стал входить в храм, чтобы поклониться Животворящему Кресту, Божия Сила не позволила женщине вместе со всеми переступить порог в Дом Божий. Несколько раз Невидимая Рука выталкивала Марию из притвора храма. Окончательно выбившись из сил, грешница отошла в сторону.
И вдруг благодать Божия коснулась сердца женщины, Мария залилась горькими слезами покаяния, осознав всю черноту своей жизни. Она увидела икону Пресвятой Богородицы, пред которой начала горячо молиться о милости Всевышнего и просить наставить ее на путь покаяния и исправления. Когда Мария почувствовала, что молитвы ее услышаны, она вновь осмелилась попробовать войти в храм. В этот раз ничто не помешало женщине подойти и поклониться Кресту Господню. Выйдя из храма, Мария обратилась к своей Заступнице с благодарностью и просьбой указать ей путь, на что услышала глас: «Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой». Так, взяв с собой три хлеба и причастившись Святых Христовых Таин, Мария удалилась в пустыню.
Долгие 47 лет Мария подвизалась в уединенной пустыне, моля Всевышнего о милости и смиренно претерпевая многие тяготы. И вот однажды Господом была устроена встреча Марии со старцем Зосимой из Иорданского монастыря св. Иоанна Предтечи. По древнему обычаю инок отправился за Иордан для проведения в посте и молитве дней святой Четыредесятницы. В пустыне Господь явил ему великую подвижницу, поразившую старца своей святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел, как во время молитвы Мария поднялась в воздухе на локоть от земли. В другой раз авва встретил праведницу идущей через реку Иордан, как по суше.
Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год вновь прийти в пустыню, чтобы причастить ее Святых Христовых Таин. Старец в назначенное время вернулся и исполнил благочестивое желание преподобной. Отправляясь в пустыню в третий раз, старец надеялся вновь пообщаться со святой и научиться от нее духовному деланию, но Богом было уготовано для него иное послушание. В указанном Марией месте встречи Зосима обнаружил святую мертвой. Старец омыл своими слезами останки преподобной Марии и стал готовиться к их погребению. И вновь авве Зосиме было явлено свидетельство угодности Богу раскаявшейся грешницы. Когда старец пытался выкопать в сухой, неподдающейся земле могилу, пришел лев. Однако, хищник не набросился на инока, но начал облизывать ноги преподобной. Тогда авва Зосима, помолившись, приказал льву вырыть яму, что царь зверей тут же смиренно исполнил. В выкопанной львом могиле Зосима похоронил святую.
Так из великой грешницы преподобная Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и оставила такой яркий пример покаяния. (Полное житие преподобной Марии Египетской читайте ).
Во время рассказа жития преподобной Марии мне вспомнилась беседа с иеромонахом Александра из Феодоровского Городецкого монастыря, который я посетила во время паломнической поездки «Во славу святого благоверного князя Александра Невского» с мотоклубом «Ночные Волки». Отец Александр поговорил с нами о вере, истинном пути ко Христу и призванию каждого к святости.
Из придела преподобной Марии Египетской паломническая группа отправилась в крипту – подобие первых пещерных христианских храмов.
В крипте
В крипте Сретенского монастыря с 1997 года находится точная копия Туринской Плащаницы. Всего в мире насчитывается пять ее копий. Сама Плащаница — большое полотно длиною 4,3 метра и шириною 1,1 метра, в которое обернули тело Спасителя праведные Иосиф из Аримафеи и Никодим — хранится в католическом соборе в итальянском городе Турине.
Святое Евангелие гласит следующее о смерти Иисуса на Кресте и Его погребении:
«Иисус же, возгласив громко, испустил дух.
И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.
Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, та́к возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.
Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,
которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.
И как уже настал вечер,- потому что была пятница, то есть день перед субботою,-
пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?
И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.
Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали» .
Копия Туринской Плащаницы
Вместе с копии Туринской Плащаницы в крипте находится ее негатив, на котором отчетливо виден Иисус Христос в первые мгновения после Его погребения. На Плащанице имеются следы крови, текшей из многочисленных ран Спасителя: следы кровоподтеков на голове от шипов тернового венца, следы от гвоздей в запястьях и в ступнях ног, следы от ударов бичей на груди, спине и ногах, большое кровавое пятно от раны в левом боку. Сретенский монастырь хранит свидетельства о совершенных чудесах по молитвам перед святыней.
Нам невероятно повезло – группе благословили не только пройти экскурсией по соборному храму и территории обители, но и побывать в семинарии и храме в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, но чтобы не перегружать вас информацией, я продолжу свой рассказ в следующем посте.
Храм в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

БРАТИЯ СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ СОВЕРШИЛА ПАЛОМНИЧЕСТВО В ВОЛОГОДСКУЮ ЕПАРХИЮ

В конце августа состоялась паломническая поездка братии Сретенского монастыря в Вологодскую епархию. Паломничество возглавил епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, возвращавшийся с Архиерейского Собора.

По дороге в Вологду братия посетила Троице-Сергиеву Лавру, Никольский женский монастырь в Переславль-Залесском, Спасо-Яковлевский мужской монастырь в Ростове Великом и другие обители, где паломники приложились к святым мощам угодников Божиих.

Братию Сретенской обители тепло приняли и разместили в Спасо-Прилуцком мужском монастыре. В течение нескольких дней паломники посещали различные храмы, обители и святые места Вологодской епархии. Особенно большое впечатление на всех произвела поездка на остров Спас-Каменный. Братия возвратилась в Москву с чувством особой радости и воодушевления.

Православие 2000

ФОТОРЕПОРТАЖ:
Подписи появляются при наведении курсора на фотографию.
Щелкните по фотографии для ее увеличения.
Щелкните в любом месте нового окна для того, чтобы его закрыть.
По святым местам
В Вологодской епархии
Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре
Путешествие на Спасо-Каменный остров
Грибники
У писателя Василия Белова в Вологде
Фото © Православие 2000

Хор при Московском Сретенском монастыре возник одновременно с основанием монастыря в 1397 году и существует уже более 600 лет. Перерыв в деятельности хора пришелся лишь на годы гонений церкви в период советской власти. В 2005 году его возглавил Никон Жила, выпускник РАМ имени Гнесиных, сын священника, с детства певший в церковном хоре Троице-Сергиевой Лавры. В нынешнем составе хора – семинаристы, студенты Сретенской семинарии, выпускники Московской духовной семинарии и академии, а также вокалисты из Академии хорового искусства, Московской консерватории и Гнесинской академии. Помимо регулярных служб в Сретенской обители, хор поет на торжественных патриарших богослужениях в Московском Кремле, участвует в миссионерских поездках и значимых событиях в жизни Русской православной церкви. Участник международных конкурсов и музыкальных фестивалей, хор активно гастролирует: с программой «Шедевры русского хорового пения» он объехал США, Канаду, Австралию, Швейцарию, Германию, Англию и Францию. Дискография хора включает в себя альбомы духовной музыки, записи русских народных, казачьих песен, дореволюционных и советских городских романсов.

Московский женский монастырь, освящённый во имя Страстной иконы Божией Матери, был основан в 1654 году. Он расположился перед Тверскими воротами Белого города, на месте где встречали чудотворную Страстную икону Божией Матери, которую перевезли в русскую столицу из Нижегородской области. Однако ещё несколькими годами ранее, в 1646 году здесь уже был возведён пятиглавый храм Страстной иконы Богоматери. Именно в него и была перенесена чудотворная Страстная икона из села Палицы в 1949 году, после чего царь Алексей Михайлович, правящий в то время, повелел основать на этом месте монастырь.

Монастырь стоял прямо на Тверской улице, которая появилась еще в XIV веке на выезде из столицы в Тверь.

В XVII веке Тверская стала главной улицей Москвы и получила название Царской. Царь совершал по ней свои парадные выезды, а иностранные послы и гости неслись по ней в Кремль на своих роскошных экипажах. Через сто лет она стала началом дороги, соединяющей старую и новую столицы. Монастырское здание с колокольней, в котором помещались надвратная церковь Алексия Человека Божия, и часовня, выходили фасадом прямо на Тверскую. Страстной собор помещался позади них, чуть в глубине. Монастырская колокольня была расположена на том самом месте, где в настоящее время стоит памятник Пушкину.

К 1917 году монастырь имел в своём составе три храма с семью престолами и часовню. Самым старым был собор Иконы Божией Матери, построенный в 1642-1646 годах. Он был перестроен в 1692 году и представлял собой квадратное здание в два этажа с трапезной и пятиглавым покрытием, окружённое с трёх сторон двухэтажной галереей. На первом этаже находилась зимняя церковь Михаила Архангела, устроенная в 1690 году. В 1692 году она приросла слева приделом Николая Чудотворца, а в 1844 году справа в ней был устроен придел Анастасии Узорешительницы. При располагавшемся вверху главном храме был придел Нила Столобенского, устроенный в боковой галерее в 1899 году. В этом соборе и находилась главная монастырская святыня, чудотворная Страстная икона Божией Матери. В наше время она хранится в Воскресенской церкви в Сокольниках.

В 1849-1855 году, во время обновления монастыря, архитектором М.Д. Быковским в Страстном монастыре на месте старой колокольни 1697 года было построено новое здание. В нём располагались кельи, а также были устроены церковь Алексия Человека Божия и надвратная шатровая колокольня. Небольшая церковь была расположена на втором ярусе колокольни, в высоком четверике под часами, а под ней находились Святые ворота монастыря. В церкви были устроены хоры, иконостас церкви выполнили в стиле ампир, а хоры и алтарь выходили внутрь монастыря, на собор. В эти же годы Быковским была возведена новая монастырская ограда.

Церковь Антония и Феодосия Печерских была построена при трапезной монастыря в 1898-1899 годах. Сначала, на средства, пожертвованные Л.Г. Шишковой, по проекту В.Ф. Жигарловича у южной стены монастыря, выходящей на Страстной бульвар, построили отдельную трапезную. А уже при ней весной 1899 года освятили эту небольшую одноглавую церковь.

После свершения революции, большевики стали постепенно уничтожать монастырь. Сначала, в 1919 году, упразднили монастырь, заняв его кельи Военным комиссариатом, а в начале двадцатых годов были закрыты его церкви. Службы в центральном соборе продолжались до 1928 года, но в апреле этого года монастырь был окончательно ликвидирован. Его помещения были переданы Центроархиву, а в начале 1929 года Страстной монастырь превратили в Центральный антирелигиозный музей Союза безбожников СССР. В 1937 году все здания монастыря были сломаны.

В настоящее время на месте монастыря находятся кинотеатр «Пушкинский» со сквером и памятником А. С. Пушкину. От названия бывшего здесь некогда Страстного монастыря происходят наименование Страстного бульвара и прежнее название Пушкинской площади, которая до 1932 года называлась Страстной площадью. Сохранился лишь один дом, ранее принадлежавший монастырю. Он стоит сразу за кинотеатром, с его внешней стороны проходит сейчас Малый Путинковский переулок. А о находившемся тут красивейшем монастыре сегодня нам напоминает лишь название Страстного бульвара, берущего начало от его бывшей территории.

В центре мегаполиса

Сретенский монастырь расположен в центре мегаполиса. Бывший наместник нашего монастыря, ныне митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), говорит по этому поводу: «Если монастырь Промыслом Божиим расположился в центре большого города и если Господь привел в него монаха, он не должен отказываться от духовнического и просветительского служения, если Церковь к таковому служению его призывает».

Размышляя о связи внешнего и духовного служений в обители, владыка Тихон говорит также: «Данное Сретенскому монастырю послушание – воспитание будущих пастырей. Это внешняя деятельность монастыря или внутренняя?.. Мы издаем книги, это внешняя деятельность – так мы зарабатываем на содержание монастыря и семинарии. Но, главное, это духовное послушание – внутреннее делание, заповеданное нам отцом Иоанном (Крестьянкиным)».

Наше служение

Действительно, более половины братьев обители являются иеромонахами и несут духовническое послушание, а также богослужебное и духовно-просветительское служение. Братия у нас образованная, почти все закончили или учатся в семинарии, имеют по одному-два высших светских образования, и они могут осуществлять духовное руководство студентами семинарии и прихожанами монастыря.

Мы ведем множество просветительских проектов. Среди них: «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера», работа Духовно-просветительского центра имени священномученика Илариона (Троицкого), беседы с прихожанами, воскресная школа, организация молодежных хоров и юношеского клуба, окормление детского интерната и Экономического колледжа для инвалидов в городе Михайлове Рязанской области и множество других.

Наши монастырские послушания

Каждый насельник нашего монастыря несет и какое-то свое монашеское послушание. Среди них послушания благочинного и казначея, эконома и келаря, ризничных, просфорников, медиков, служащих священнослужителей. Братия трудится в скиту и издательстве, на оптовом складе и в церковных лавках, в паломнической службе и интернет-магазине, в духовной семинарии и школе-интернате.

Святой Паисий Святогорец: «Монах творит молитву, и ею, в молчании, шлет целые тонны помощи своим ближним»

Но своим главным послушанием мы считаем молитву. По словам святого Паисия Святогорца: «Человек мирской помогает бедняку килограммом риса и парой апельсинов… Но монах творит молитву, и ею, в молчании, шлет целые тонны помощи своим ближним». И братия нашего монастыря следует завету святых отцов: «Дело монаха – стать сосудом Святого Духа».

Братия монастыря о послушаниях

Иеромонах Клеопа (Данелян), заместитель эконома:

Иеромонах Клеопа (Данелян) – Эконом отвечает за всю хозяйственную жизнь обители: стройки, рабочее состояние монастырских зданий и монастырской техники, благоустройство и чистота территории. Сейчас у нас в связи с увеличением объема работ это послушание распределено по нескольким нашим насельникам, а раньше, конечно, было труднее. Работа по монастырю, закупки, строительные моменты – это еще куда ни шло, но вот общаться с городскими властями мне было особенно тяжело. Кто-то умеет строить отношения с властями предержащими, но мне было очень непросто.

Особенность экономского послушания в том, что у него нет ни начала, ни конца. Всё, что связано с экономской, пронизывает монастырь со всех сторон. Поэтому работы – непочатый край, и она никогда не может закончиться, постоянно открываются всё новые и новые дела.

Так что сейчас мое послушание – это постоянная забота о земных нуждах монашеской жизни. Но это послушание не мешает моей духовной жизни: послушание в принципе не может мешать монашеской жизни. Как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов): «Занятие полезное, в особенности занятие служебное, сопряженное с ответственностью, не препятствует сохранению внимания к себе – оно руководствует к такому вниманию. Тем более руководствуют ко вниманию монастырские послушания, когда они исполняются должным образом».

Послушание не мешает монашеской жизни; сопряженное с ответственностью, оно воспитывает внимание к себе

Мешает монашеской жизни – больше всего мешает – развлечение. Фильм посмотреть, музыку послушать – вот это отвлекает от монашеской жизни. Ропот отвлекает, но никак не послушание. Иногда задают вопрос: «Какая может быть монашеская жизнь в центре Москвы, в мегаполисе, где вокруг столько соблазнов?» Но, честно говоря, я всех этих соблазнов не замечаю. В монастырь суета не проникает – если ты сам себе ее не добавишь.

Иеродиакон Серафим (Чернышук), ризничий:

– Уже много лет я несу послушание ризничего. Ризницей в монастырях называется помещение, в котором хранится вся церковная утварь – ризы (отсюда и название), сосуды, иконы, облачения. Человек, приставленный к ризнице для того, чтобы следить за всей этой утварью, и называется ризничим. Сейчас ризничий занимается не только этим, но и вообще всем внешним обустройством храма.

Иеродиакон Серафим (Чернышук)

В обязанности ризничего у нас в обители входит уборка алтаря и подготовка к богослужению: принести просфоры, налить вино для Литургии, приготовить облачения. На каждый праздник положено облачение своего цвета – соответственно, накануне праздника необходимо принести из ризницы облачение нужного цвета для всех священников, диаконов и пономарей. Конечно, самое тяжелое время работы в ризнице – накануне праздников.

Ризница была моим первым послушанием в монастыре, хотя всё-таки сначала у меня, как и у всякого трудника, были послушания «на подхвате»: подмести двор, разгрузить книги на книжном складе, помочь в саду и т.д.

Братия Сретенского монастыря

Игумен Киприан (Партс), просфорник:

Игумен Киприан (Партс) – Литургической жизни, как мы знаем, не может быть без просфор. А без Литургии не может жить Церковь. Значит, второе после храма место – просфорня, там, где пекутся хлебы специально для Литургии. Послушание просфорника имеет особое значение. За кажущейся простотой в этом богоугодном занятии скрывается множество тонкостей, тайн и сокровенного делания.

Просфорня Сретенского монастыря сегодня – это цех обычного маленького хлебопекарного производства. Ничего особенного. Печка, тестомес, раскатка, через которую обрабатывается тесто (натирка так называемая), чтобы оно приобрело однородную, плотную структуру. Столы для разделки, расстоечные шкафы, где подходят перед выпечкой просфоры.

Наемных людей у нас нет, служебные просфоры пеку сам, потому что замес небольшой, я успеваю, помощь не требуется, оборудование позволяет. А вот маленькие просфоры… У нас на просфорне несут послушание студенты семинарии – они помогают при разделке, потому что нам надо за 2,5 часа разделать около 3 тысяч просфор.

Выпечка происходит обычно по потребности. Это зависит от праздников: чем больше праздничных дней, тем чаще надо выпекать. Ну, а служебные просфоры печем в две недели три раза.

Послушание просфорника имеет особое значение, ведь им пекутся хлебы для Литургии Сколько уже было у нас из семинаристов помощников – все трудятся усердно, стараются. Я ребятам благодарен за их помощь и усердие, потому что приходится им нести это послушание по вечерам, уже после ужина, когда у них свободное время, то есть для них это дополнительная нагрузка. Но они держатся за него, трудятся. Они порой несут это послушание годами, пока не закончат семинарию. Значит, они хотят.

Понимаете, выпечка просфор… человеку должно дело это нравиться. Разный склад у людей бывает: кто-то иконы пишет, кто-то столярничает. Ну вот нравится дело, знает он его. И к печению просфор так же относиться надо. А иначе не получится. Потому что, понимаете… Дело-то мы все-таки с живым имеем: дрожжи живые… И должно человеку нравиться поприще, чтобы успешно его проходить.

Механически – нет, нельзя. Я раньше не понимал этого, до того как занялся выпечкой. Совсем по-другому к просфорам относился. Во-первых, я не знал, что это за труд. Во-вторых, я не понимал вообще подхода: подумаешь, что такого – просфору испечь! Я с этим и пришел к одному замечательному просфорнику, отцу Адриану в Новоспасском монастыре. «Вы мне скажите, – говорю, – рецепт». А он: «А ты знаешь, что такое клейковина? А ты знаешь, что такое ИДК?» Это характеристики муки. Я подумал: «Зачем он мне всё это говорит? Мне просто нужен рецепт!»

А потом, когда я сам начал печь, я понял, что это надо знать, что он не зря мне эти вещи говорил, потому что, не учитывая их, успешно печь просфоры нельзя. Либо должен быть громадный опыт переданный, либо просто надо понимать, что за процессы там происходят.

Братия Сретенского монастыря

Иеромонах Зосима (Мельник), послушание в редакции интернет-портала «Православие.Ru» и монастырского сайта:

– Я несу послушание в редакции интернет-портала «Православие.Ru» и монастырского сайта: обрабатываю и размещаю на сайте аудиоматериалы – богослужения, проповеди, произносимые в нашем храме.

Наш монастырь расположен не просто в центре Москвы, а в центре московской пробки, которая гудит за его стенами почти 24 часа в сутки. Конечно, ритм городской жизни неизбежно влияет и на саму обитель. Нам приходится больше ориентироваться на приходской режим: так и богослужения построены, и весь наш распорядок и быт связан с жизнью города. Тем не менее удается и ночные богослужения совершать – более уединенно, по-монашески, – и полунощница три раза в неделю служится в 6:45 утра – тоже сугубо монашеская служба, на которую даже в силу транспортных особенностей города могут попасть далеко не все миряне.

Иеромонах Зосима (Мельник)

Есть у нас время и для уединения, для совершения монашеского келейного правила. Как говорится, желающий ищет возможностей, а нежелающий – повода. Самооправдание, конечно, всегда можно для себя найти, что не совсем сподручно быть монахом в городе, – но желающий может вести монашескую жизнь даже в центре мегаполиса. Ночные богослужения – особые: на них нет мирян, мы молимся уединенно, по-монашески Среди моих послушаний была и обязанность отвечать на присланные на сайт вопросы. Иногда люди предпочитают задать вопрос в интернете, а не пойти в ближайший храм и спросить у священника. В чем причина? Кому-то, может быть, и лень, но я думаю, что причина кроется в общем барьере личного общения: сейчас людям гораздо легче общаться в социальных сетях, чем пойти и лично поговорить со священником в храме. Другие, может быть, стесняются своего церковного не то чтобы невежества, но неосведомленности. В церковной этике, в традициях, в том, как нужно вести себя в храме. Приходится объяснять самые элементарные вещи: как, например, следует одеваться, когда идешь в храм, или как записку о здравии правильно заполнить.

Иеромонах Лука (Ауле), послушание радиотехника:

– Когда я пришел в монастырь, то хотел закопать свой талант в землю. Считал, что электроника – дело нехорошее, нечистое. А Господь меня смирил и дал это послушание, чтобы я больше глупостей не говорил и не думал. Если применять радиоэлектронику во благо, если это служит людям, которые благодаря хорошему звуку назидают свои души словом Божиим, ничего крамольного в таком умении нет.

Иеромонах Лука (Ауле)

Послушание свое я несу уже более десяти лет. Началось с того, что на прославление священномученика Илариона нужно было сделать трансляцию с колокольни. Туда, где находились часы, надо было поставить колонку, чтобы было слышно богослужение. И отец эконом заявил обо мне тогда в первый раз, сказав, что мы напрасно нанимаем каких-то специалистов, ведь у нас есть человек, который в миру занимался компьютерными системами.

Ну и мне дали первое послушание: сделать «озвучку» на колокольне. Затем это дело потихоньку стало развиваться. Потом заболел инок Владимир, который занимался в монастыре телефонной связью. И мне поручили срочно решать вопрос с телефонной станцией. Мы купили новую систему, всё переделали. Сейчас у нас в монастыре очень мощная телефонная станция, у нее большой потенциал… В общем, так я стал участвовать во всех проектах, связанных с электроникой. Бог направил мои навыки на служение Церкви. Слава Богу за всё.

19 августа Святая Церковь празднует Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на горе Фавор. Накануне и в сам день праздника ректор Московской духовной академии, врио ректора Сретенской семинарии архиепископ Верейский Амвросий совершил торжественные богослужения в храме Воскресения Христова и новомучеников и исповедников Церкви Русской в Московском Сретенском монастыре.

Господи! Хорошо нам здесь быть!»

На горе Фавор находились только Иисус, пророки Моисей и Илия, апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Христос преобразился: Он открыл глаза ученикам, и они, будучи на земле, живыми, увидели Божественный свет. В свете преобразился и смысл их жизни. Они захотели пребывать в нем всегда, ощущать близость Бога. Мир перестал быть чем-то жизненно важным. Возник вопрос: как сберечь это состояние?

Преображение произошло на горе, но не связано с горой. Преображение происходит в жизни каждого, когда человек слышит вместе с апостолами ответ Бога:

Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение: Его слушайте».

Праздничные богослужения в память о Преображении Господнем прошли сегодня в Сретенском монастыре. Торжества возглавил ректор МДА, врио ректора Сретенской семинарии архиепископ Верейский Амвросий.

На всенощном бдении и Божественной литургии архиепископу Амвросию сослужил и.о. наместника Сретенского монастыря иеромонах Иоанн (Лудищев), а также братия обители в священном сане. Во время чтения кафизмы на всенощном бдении врио ректора СДС совершил хиротесию студента 3 курса ПСТГУ Виктора Соловьева в чтеца и посвятил его во иподиакона.

После Евангельского чтения на литургии архиепископ Амвросий обратился к молящимся с проповедью:

Сегодняшний праздник являет нам образ Преображенного Христа и голос Отца с неба: это Сын Мой, Его слушайте. Христос — наш единственный ориентир в этом мире. Будет происходить разное и в жизни общества, и в жизни общины, и в жизни каждого из нас по отдельности. Будут трудности, будут разочарования и ослабление веры, будут искушения. Через все это должен пройти каждый из нас. Как прошел апостол Петр и другие апостолы».

После Евхаристического канона владыка совершил хиротонию иподиакона Виктора Соловьева во диакона.

Проповедь по запричастном стихе произнес иеромонах Ириней (Пиковский).

После Божественной литургии архиепископ Амвросий освятил яблоки и виноград. По традиции, люди всегда приносили в храм первые плоды, которые поспевали к Преображению.

После освящения плодов владыка поздравил новорукоположенного диакона Виктора с хиротонией:

В день твоего рукоположения Господь сделал тебе подарок: сегодня ты принял от Него благодать Святаго Духа и стал диаконом Его Святой Церкви. Благодать освятила тебя в день, когда на Фаворе воссиял свет.

Ты, конечно, на всю жизнь запомнишь этот день. Помни и о том, что сегодняшний праздник призывает всех к преображению: к перемене ума и к перестройке души на евангельский строй по образу Самого Христа, Который «кроток и смирен сердцем» (Мф.21:23).

Путь к горе Преображения проходит через испытания, страдания, боль. Все это, как и каждого из нас, тебя ожидает впереди. Не бойся этого. Путь христианина всегда тернист, но если пройти его достойно, то он приведет к преображению и свету. Враг нашего спасения всегда противостоит свету и любви, но стяжание в жизни любви и света происходит только через крестоношение.

Желаю, чтобы Господь тебе помог до конца пройти этот путь и никуда не свернуть, чтобы Он помог тебе преобразиться в меру твоих дарований и пребывать в любви к людям, ради спасения которых Бог и подарил тебе сегодня счастье быть его служителем в этом мире».

После Божественной литургии в Сретенском монастыре прошла праздничная трапеза.

Справка:

На всенощном бдении архиепископу Верейскому Амвросию сослужили иеромонах Иоанн (Лудищев), и.о. наместника Сретенского монастыря, и братия обители в священном сане. Диаконский чин возглавил Иоанн Зорин.

На Литургии архиепископу Амвросию сослужили иеромонах Иоанн (Лудищев), и.о. наместника Сретенского монастыря, иеромонах Игнатий (Шестаков), иеромонах Павел (Щербачёв), иеромонах Афанасий (Дерюгин), иеромонах Кирилл (Попов). Диаконский чин возглавил диакон Иоанн Зорин.

Песнопения богослужений исполнил хор Сретенского монастыря под управлением Ивана Леонова.

Пресс-служба МДА

Фотогалерея

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *