На развитие памяти

Сразу же следует отметить, что плохая память просто не существует как понятие. Просто некоторые люди не использовали ее правильно с детства и не старались развить. Если у человека есть некоторые сомнения в твердости его памяти, он перестает ей доверять и, как следствие, снижает нагрузку на нее, пользуясь дополнительным инструментарием для сохранения необходимой информации. В результате память перестает работать на должном уровне. Поэтому не стоит твердить о плохой памяти, а следует постоянно нагружать ее и держать в тонусе.

Надо сказать, что на память оказывает существенное влияние внимание. Именно оно определяет эффективность, яркость и точность ваших воспоминаний. Ведь именно мелочи, которые мы частенько упускаем из своего внимания, и делают наши воспоминания такими реальными.

Особенности памяти ребенка

Развивать память ребенка нужно с самого раннего возраста. Но оптимальный вариант — это 5-6 лет. В этом возрасте ребенок уже обладает некоторым объемом знаний, имеет необходимые навыки и умения, у него в этом возрасте интенсивно развивается произвольная память.

Ходите, бегайте, танцуйте!

Исследования показали, что регулярные тренировки способствуют улучшению когнитивных функций (внимание, память, язык, визуально-пространственное восприятие — прим. Work.ua) людей, у которых были нарушения памяти. Когда мы ходим, бегаем или танцуем, в мозге выделяется фактор роста, который способствует выживанию нейронов и установлению связей между ними. Это поддерживает память и позволяет учиться новому.

Питайтесь правильно

Здоровая и довольно доступная в Украине, особенно летом, — Средиземноморская диета. Это фрукты, овощи, продукты из цельного зерна, макаронные изделия, бобовые, орехи и семена, а также растительные масла, рыба (сельдь, скумбрия), птица и молочные продукты. А вот красное мясо стоит ограничить.

Такой рацион поддерживает сердечно-сосудистую систему, а кроме того — снижает риск некоторых видов рака и когнитивных расстройств, и замедляет прогресс деменции (снижается интеллект, память, внимание, способность мыслить абстрактно — прим. Work.ua).

Безопасной дозы алкоголя не существует

У людей, которые совсем не употребляют алкоголь, шансы развить болезнь Альцгеймера меньше на 22%, чем у тех, которые регулярно потребляет чрезмерное количество спиртного. Такие результаты опубликовали в журнале Американской медицинской ассоциации.

Сон — очень ценный ресурс

Люди, которые регулярно недосыпают, то есть спят меньше рекомендованных 7-8 часов ночью, имеют более низкие показатели при прохождении тестов на оценку ментальных функций.

Нашему организму требуется определенное количество часов регулярного сна, например, для полноты и эффективности запоминания. Во сне появляются новые нейронные связи и укрепляется нейронная сеть, а это нужно для формирования памяти.

Не забывайте об общении

Крепкие социальные связи могут быть столь же важны и полезны, как физическая активность и здоровое питание. Постоянное общение — это активная умственная деятельность, в частности концентрация внимания и стимуляция памяти, а это улучшает когнитивные функции. Общение с людьми помогает укрепить нейронные сети, а также замедляет их ослабление в процессе старения.

Ученые до сих пор не разгадали всех загадок человеческого мозга. Одной из таких загадок, к сожалению, остаются и заболевания вроде болезни Альцгеймера. Но все-таки исследователи могут помочь тем, кто хочет поддерживать в форме свой мыслительный орган. Это вполне по силам каждому — советы врачей очень просты. Главное — помнить, что результат будет ощутимым, если заниматься собой регулярно.

Упражнение на развитие памяти дошкольников. Запомни пуговицы

Играть могут как двое ребят, так и больше. Но начинать нужно с минимального числа игроков. Перед каждым играющим набор пуговиц, наборы полностью идентичны, но внутри каждого набора ни одна пуговица не повторяется дважды. В начале тренировок можно обходиться небольшим (3-4) количеством пуговиц, а впоследствии игру можно усложнять и пуговицы добавлять (10-12).

Перед каждым играющим лежит игровое поле: лист бумаги, расчерченный на квадраты. Первый игрок располагает свои 3-4 пуговицы произвольно на игровом поле и показывает второму игроку. Второй игрок смотрит определенное время и старается запомнить расположение пуговиц. Затем лист с пуговицами закрывается другим листом бумаги, а второй игрок должен выбрать из своего набора идентичные пуговицы и расположить их в том же порядке.

После чего проводится проверка правильности выполнения задания.

Игра тем сложнее, чем больше количество игроков и число пуговиц, расположенных на игровом поле.

В самом начале тренировок дети обычно не могут справиться с таким заданием. Поэтому им нужно предложить взять пуговицы в руки, запомнить их цвет, форму, объем, затем описать их внешний вид словами, объяснить, где и какая пуговица лежит. После всех этих тренингов результат начинает улучшаться, а если заниматься систематически, то вскоре вы отметите заметное движение вперед.

Что изменилось в одежде?

Это довольно простое упражнение не только тренирует память, но и заставляет концентрировать внимание (читайте Как научить ребенка концентрировать внимание), а также дает дополнительные навыки письма у младшего школьника. Мама или воспитатель просит ребенка запомнить все, что на ней надето. Затем ребенок должен записать то, что он запомнил и покинуть комнату. Мама что-то быстро меняет в своей внешности (вначале что-то одно, затем задание можно и усложнять), а ребенок должен догадаться, что же изменилось.

Игра «Найди одинаковые карты»

Обычно дети любят играть в карты, а взрослые обычно пресекают это занятие. Но в данном упражнении карты помогут нам в тренировке памяти. Ряд карт (количество карт зависит от сложности игры) уложены в ряд на столе картинкой вниз. Играющие по очереди открывают любые две карты на выбор. При совпадении значений карт (две дамы, два туза), игрок забирает их себе.

Специально для тренировки памяти по этому же принципу сделана настольная игра Memory (мемори) с карточками на разные темы. В колоде множество карт, которые дублируют друг друга. Карты раскладываются на столе, и ребенок переворачивая одну карту, ищет такую же. Если не угадал, то обе карточки переворачиваются обратно, если угадал, то игрок забирает их себе.

Такие же игры есть и для компьютера: устанавливаемые или онлайн-игры.

В эту игру могут играть дети от 2-3-х лет и число игроков не ограничено. Тематические карточки также помогут обогащать словарный запас ребенка. Также можно тренировать поиск одинаковых цветов, размеров и т.д.

Обратный счет

Предложите ребенку считать в обратную сторону от 200 или 300 до 1 через 3 или 4, то есть 200, 196, 192, 188 и т.д. Это упражнение позволит не только тренировать память, но и концентрировать внимание, и реакцию.

Запоминаем в мельчайших деталях

Нужно смотреть на любую вещь полминуты. Затем закрыть глаза и мысленно описать эту вещь до самых мелких подробностей. Что-то не вспомнили — повторите задание. Повторяйте, пока ребенок не сможет описать увиденное в мельчайших деталях.

Тренировка слуховой памяти

Для тренировки слуховой памяти снизьте звук при прослушивании радиопрограммы или подкаста до минимума. При этом нужно полностью сконцентрироваться на звуке для понимания услышанного. Затем повторите суть услышанного или дословно. Такое упражнение можно выполнять не более пяти минут.

Помощник в запоминании — поиск самой сути

С каждым новым учебным годом информации для запоминания становится все больше и поэтому запоминать ее все труднее. Научите школьника правильно группировать учебный материал, выделяя самое главное. Находить ключевые слова и понятия. Для такой работы можно пользоваться таблицами, схемами, рисунками. Чтобы ребенку было интереснее, пусть пользуется для работы маркерами и цветными карандашами.

Научите правильно пересказывать учебный материал, объясните, что есть пересказ близкий к тексту, а есть сжатый по ключевым словам. Покажите, как можно в параграфе выделять основную мысль разными цветами, все это со временем поможет в приобретении нужной для учебы информации.

Разгадывайте кроссворды

Кроссворды и сканворды, разгадываемые всей семьей, тоже хорошая игра на тренировку памяти.

Игра в города и слова

Ложась спать или находясь в очереди, в транспорте можно вспомнить старую добрую игру в города или слова: когда первый игрок называет слово, а второй должен назвать слово, начинающееся с последней буквы названного слова. Иркутск — Киров — Васильсурск — Колыма — Архангельск и т.д. Так можно играть в города, в слова, в иностранные слова. Называть можно только существительные в начальной форме (именительный падеж, единственное число).

Основы хорошей памяти

Для полноценной работы мозга и памяти организму ребенка (да и взрослого) нужно хорошо высыпаться, правильно питаться. Необходимые для развития и укрепления памяти и улучшения работы мозга минералы — цинк, сера, железо, витамины группы В, фосфор — содержатся в злаковых культурах, орехах, бобовых и морской рыбе.

А какие игры для развития и тренировки памяти используете вы?

Тренировка зрительной памяти

Как уже было отмечено в первом уроке зрительные образы запоминаются большинством людей гораздо лучше, чем слуховые или тактильные, так как нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Поэтому развитие визуального запоминания является важнейшей составляющей тренировки памяти. Фотографическую память и способность быстро запоминать визуальные образы можно развивать при помощи выполнения следующих полезных упражнений.

Упражнение 1. Таблицы Шульте

Как известно, таблицы Шульте полезны для развития скорочтения. Они отлично тренируют периферийное зрение, внимание и наблюдательность, а если засекать время, то появится стимул побить личный рекорд, что придаст занятию с этими таблицами дополнительный азарт.

Таблицы Шульте полезны не только для развития навыка быстрого чтения, но и для тренировки зрительной памяти. При поиске последовательно идущих чисел в таблице наше зрение мгновенно фиксирует несколько ячеек. В результате происходит запоминание места нахождения не только нужной ячейки, но и ячеек с другими числами.

Прочитать о правильной работе с таблицами Шульте, а также выполнить упражнения на специальном тренажере вы можете на данной странице.

Упражнение 2. Тренировка фотографической памяти (метод Айвазовского)

Эта методика тренировки фотографической памяти названа в честь знаменитого русско-армянского художника мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (Айвазяна). Айвазовский мог мысленно остановить на мгновение движение волны, перенеся её на полотно так, чтобы она не казалась застывшей. Решить эту задачу было очень непросто, это требовало от художника хорошего развития зрительной памяти. Чтобы достичь такого эффекта, Айвазовский очень много наблюдал за морем, закрывал глаза и по памяти воспроизводил увиденное.

Подобным способом тренировки зрительной памяти можете пользоваться и вы. На протяжении 5-и минут внимательно смотрите на предмет, часть пейзажа или на человека. Закройте глаза и мысленно восстановите цветной образ предмета так четко, насколько это возможно. Если у вас есть желание, образы можно воссоздавать не только в голове, но и рисовать на бумаге, что повысит эффективность тренировки. Это упражнение можно выполнять время от времени или регулярно, все зависит от того, насколько хорошо вы хотите натренировать вашу визуальную память.

Упражнение 3. Игра в спички

Игра в запоминание спичек — это не только полезный, но и удобный способ тренировки зрительной памяти. Бросьте на стол 5 спичек, и в течение нескольких секунд запомните их расположение. После этого отвернитесь и попробуйте с помощью других 5 спичек сделать такую же картину на другой поверхности.

Поначалу упражнение может вам даваться непросто. Если не все удалось запомнить, то взгляните на спички еще на секунду и воссоздайте образ точнее. Умение придет с тренировкой. Как только вы почувствуете, что вам легко выполнять это упражнение, увеличьте количество спичек и уменьшите время наблюдения.

Это упражнение позволяет не только тренировать зрительную память, но и следить за прогрессом в результате тренировок. А игровая форма добавляет азарта при выполнении упражнения.

Упражнения 4. Римская комната

Как уже было отмечено, метод римской комнаты является весьма полезным для структурирования запоминаемой информации. Однако эта знаменитая методика может быть использована и для тренировки зрительной памяти. Так при запоминании информации методом римской комнаты, постарайтесь не только запомнить последовательность предметов и приписанные им данные, но и детали, формы и цвета этих предметов. Этим атрибутам также можно присваивать дополнительные запоминаемые образы. В результате, вы будете запоминать больше информации, а заодно и тренировать зрительную память.

Сыр, молоко, колбаса…

Попробуйте в следующий поход в магазин обойтись без привычного бумажного списка продуктов. Авторы книги «Супер память для всех» Екатерина и Владимир Васильевы советуют: нужно запоминать не длинную строку «сыр, молоко, колбаса, капуста, лук, грибы, мука, хлеб, печенье», а разделить на три группы по три продукта.

«Разделяйте информацию на группы по 3-4 элемента. Можно запомнить гораздо больше, если группировать в цепочки. С этим связан обычай делить, например, телефонные номера по 2-3 цифры. Давно известно, три – это оптимальное число».

Повторяйте. Проговаривайте про себя или вслух. Повторите имя нового знакомого, когда он представился, произнесите про себя последовательность действий, прежде чем приступать к новому занятию. Проговорите свой путь, когда выходите по делам: «на почту – в аптеку – в газетный киоск – в магазин электроники». Так вы ничего не забудете.

Задействуйте разные виды памяти и мнемонику. О мнемонике знают все, кто запоминал цвета радуги с помощью фразы про охотника и фазана. Множество длинных сложных списков можно запомнить гораздо легче, применив к ним приёмы мнемоники – просто свяжите факты с какой-нибудь смешной бессмыслицей, это закрепится в памяти намертво, убеждены авторы книги про супер память.

7 советов, как быстро учиться новому и не уставать

Работает это так: придумывая связи и цепочки, приходится вдумываться, а зазубривание не даёт такого эффекта и в итоге оказывается менее долговечным. А ещё такой способ развивает мозг, заставляя придумывать связи и ассоциации, и это также действует как упражнение для памяти.

У мнемонистов есть разные приёмы для запоминания. Эти способы помогут и вам:

  • создание фраз из первых букв запоминаемых слов;
  • подбор рифм;
  • созвучные слова для терминов или иноязычных слов;
  • яркие ассоциации для запоминаемого;
  • принцип сюжета – придумайте историю из слов, которые нужно запомнить.

Что нужно съесть, чтобы помнить?

На все процессы в организме влияют пища и гормоны. Плохая память может быть связана со стрессами, неправильным питанием, нехваткой витаминов, гормональным сбоем, недостаточным количеством кислорода. Мы изучили книгу «Улучшаем память в любом возрасте» Даниэля Лаппа, в которой красной нитью проходит мысль: если хотите улучшить память, уделите внимание сну и отдыху. Автор приводит множество полезных советов, вот самые важные из них.

Психологи рекомендуют запоминать информацию осознанно / Фото с сайта silarechi.com

Ложитесь спать в одно и то же время. Также помогает дневной сон – после короткого 15-минутного сна мозг свежеет и легче запоминает и обрабатывает информацию.

Проветривайте комнату и чаще бывайте на свежем воздухе. Нехватка кислорода вызывает головную боль и снижает сосредоточенность, делает человека вялым и раздражительным. А кроме того, во время прогулки не отвлекают текущие дела – проверка почты или разговоры домашних.

Разминайте позвоночник. Уделите особое внимание упражнениям для шейного отдела. Когда в мышцах образуются зажимы, а между позвонками – залежи солей, это становится причиной перебоев в кровообращении, мозг не получает достаточного количества кислорода, и это очень вредит его работе.

Правильно питайтесь. Из-за большого количества жирной пищи на стенках сосудов откладывается холестерин, и это становится ещё одной причиной недостаточного кровоснабжения мозга. Включите в рацион больше овощей и фруктов, избегайте тяжёлой пищи и переедания.

Выбирайте продукты, которые укрепляют память. Особое внимание уделите достаточному количеству йода – его много в морской капусте, морепродуктах, печени трески, семечках яблок, шпинате и молочных продуктах. Другое общепризнанное средство для улучшения работы мозга – это орехи.

«А вот кофеин лучше ограничить. Кофе, крепкий чёрный чай, чёрный шоколад – всё это действует, если необходима быстрая подпитка перед экзаменом или собеседованием. Но если хотите добиться долгосрочного эффекта, найдите другие методы – кофеин подавляет ферменты, необходимые для запоминания. Например, имбирь бодрит не хуже кофе и при этом улучшает концентрацию внимания и память», – делится автор.

Ещё одна немаловажная деталь: уделите внимание витаминам группы B. Они важны при интенсивной интеллектуальной работе, благотворно влияют на память, а их дефицит вызывает рассеянность и нервозность. Витамины этой группы можно получить из злаков – гречки, цельных круп и проросших зёрен, хлеба грубого помола, а кроме того – из мяса, молокопродуктов, куриных яиц, печени, арахиса.

Повторяем, повторяем, и снова повторяем

Итак, вы поняли, как развить кратковременную память в долговременную. Повторение – мать учения. Любую важную информацию нужно не только запоминать, но и воспроизводить.

Этот механизм ясен по школьным и университетским урокам: после новой темы дают задания на дом – и это предполагает, что спустя пару дней материал будет закреплён в памяти. Ещё через определённые промежутки следуют контрольные работы, которые также заставляют повторять тему.

Как же сделать запоминание более эффективным? В первый же день после изучения теряется около 60% информации. Звучит устрашающе – поэтому в этот день важно выделить время и повторить пройденное. Это нужно сделать три раза: через 15 минут после первого ознакомления, через час после этого повторения и ещё через три часа. Об этом сказано в книге Тони Бьюзена «Усовершенствуйте свою память».

Причины ухудшения концентрации

Снижение внимания и рассеянность вызывает недостаток кислорода, который поступает к головному мозгу. Также причиной может быть обычная усталость или перегрузка новой информацией. Это достаточно распространенные причины, от которых легко избавиться. Достаточно просто хорошо отдохнуть.
Но есть и другая ситуация, которая выражается потерей сосредоточенности. Астенический синдром, или нарушение функции головного мозга — это результат небрежного отношения к собственному здоровью. Причин появления этого неприятного процесса обусловлено несколькими причинами.

  • Частые стрессы и волнения вызывают истощение нервной системы.
  • Недостаточно поступление в организм витамина В12.
  • Проблемы с эндокринной системой негативно влияют на работу мозга.
  • Снижение и ослабление иммунитета.
  • Отмирание клеток мозга после травмы или в результате болезни Альцгеймера.

Что такое невнимательность и откуда она берётся

Внимание — психическая функция, которая помогает нам замечать детали окружающего мира, концентрироваться на выполнении учебных и других задач, помнить о запланированных делах. Разумеется, все люди могут иногда что-нибудь забыть или перепутать. Проблема появляется, если человек постоянно рассеян и не собран, это мешает и в учёбе, и в быту.

Признаки проблем с концентрацией внимания:

  • невозможность надолго сосредоточиться на одном деле;
  • забывчивость (вы забываете о встречах, договорённостях, домашних заданиях, не берёте в школу нужные учебники);
  • потеря вещей (кошельков, ключей, очков);
  • необязательные ошибки в учебных работах (зная материал, вы записываете неправильные цифры, пропускаете важные условия задач, путаете буквы в словах, неверно выполняете вычисления).

Как правило, у хронической рассеянности обязательно есть причина или несколько причин. Достаточно их найти и устранить, чтобы стать более внимательным и собранным.

Основные причины невнимательности и рассеянности:

  • переутомление;
  • подсознательное нежелание выполнять поставленную перед собой задачу;
  • сбой «автопилота»;
  • необходимость выполнять слишком много задач одновременно;
  • синдром дефицита внимания.

Переутомление

К ослаблению внимания часто приводят хронический недостаток сна или большие физические и умственные нагрузки в течение длительного времени. Наверняка вы и сами замечали: если за уроки сесть на свежую голову, помарок и ошибок в задачах возникает намного меньше, а в состоянии усталости и сонливости порой трудно вникнуть в условие задачи.

Как бороться:

  1. Спите не меньше 7–8 часов в сутки даже в самые напряжённые учебные дни. Сделайте спокойный здоровый сон своей привычкой: следите за режимом дня, ложитесь и вставайте примерно в одно и то же время; если не выспались ночью, найдите возможность поспать днём 1-2 часа.
  2. Регулярно проводите время на свежем воздухе. Благодаря прогулкам и спорту на свежем воздухе клетки мозга получают больше кислорода, в результате повышаются активность и работоспособность, улучшаются память и внимание.
  3. Делайте паузы в учебе. Чтобы избежать переутомления во время занятий, применяйте технику 45×15, описанную в книге Яны Франк «Муза и чудовище». Через 45 минут занятий на 15 минут переключайтесь на какую-либо другую деятельность, не связанную с концентрацией внимания: домашние дела, разговор по телефону, зарядку. Повторите цикл 45×15 несколько раз — до полного завершения запланированных на сегодня задач. Отдых и переключение помогают вновь сосредоточиться на умственной деятельности.

Нежелание действовать

На степень рассеянности и забывчивости сильно влияет уровень мотивации. Если мы подсознательно не хотим куда-то идти или что-то делать, мозг помогает нам избавиться от неприятной обязанности и как бы «вычеркивает» информацию о ней из памяти. Если вы часто забываете о встречах, договорённостях, обещаниях, записи домашнего задания или сроках выполнения реферата, возможно, проблема не в рассеянности как таковой, а в отсутствии желания.

Как бороться:

  1. Пересмотрите свои дела и задачи с точки зрения приоритетов. Составьте список дел и ситуаций, в которых вы особенно часто проявляете рассеянность, и ответьте на вопрос, почему вам так трудно удерживать внимание на этих задачах, насколько вам необходимо этим заниматься и почему. Не исключено, что по итогам анализа список уменьшится на несколько пунктов, зато про остальные пункты вы забывать перестанете.
  2. Переформулируйте свои планы так, чтобы их хотелось выполнять. Проще всего достигать тех целей, которые сулят нам вознаграждение, моральное или материальное. Чем конкретнее поставлена цель, тем более ясно вы можете представить положительный эффект от неё. Формулируйте свои задачи таким образом, чтобы вам захотелось добиться результата. Например, вместо цели «Хочу выучить иностранный язык» поставьте цель «Научиться общаться на иностранном языке со сверстниками в интернете», и сосредоточиться на ней станет проще.
  3. Убедитесь, что поставленная цель реальна и достижима. Если наш мозг считает, что достичь цели невозможно, он перестаёт выделять энергию на ее достижение и концентрироваться на ней. В результате мы либо постоянно забываем о цели, либо не можем сосредоточиться на выполнении нужных действий. Если цель слишком большая, разбейте её на промежуточные шаги и двигайтесь поэтапно. К примеру, ваша цель — сдать ЕГЭ на 90+ баллов. Запишите все темы, которые нужно для этого освоить, изучайте их последовательно, на каждом этапе проверяйте себя и только после этого двигайтесь дальше.

Сбой «автопилота»

Многие бытовые действия мы совершаем автоматически, не задумываясь: уходя, закрываем дверь квартиры, выключаем свет, плиту, собираем учебники в школу. Если в момент совершения автоматического действия нас что-то отвлекает, программа может дать сбой. По этой причине люди часто теряют вещи, забывают выключить утюг, взять с собой нужные документы.

Как бороться:

  1. Хотя бы раз в день делать медитацию осознанности. Техника выполнения медитации: сесть или лечь в удобную позу и сосредоточиться на своем теле, его положении и ощущениях внутри себя, на коже, в мышцах. Не отвлекаться на любые внешние раздражители, не думать ни о чём другом. Продолжительность медитации: 5–10 минут.
  2. Чаще менять алгоритм привычных действий. Ходите в школу другой дорогой, меняйте последовательность утренних ритуалов, по-другому складывайте вещи на столе и на полках. Когда вы меняете алгоритм поведения, мозг отключает «автопилот» и начинает выстраивать новые нейронные связи. Это развивает интеллект и улучшает концентрацию.

Планируйте свое время с учетом законов мозга

Используйте три следующих правила, которые рекомендует тайм-менеджмент:

  • Составляя свой рабочий график, сначала вставьте в него задачи и дела, для выполнения которых требуется продолжительный отрезок времени. Это могут быть проведение расчетов или проверка важной документации, словом, все, что требует полного погружения в работу, ухода в нее с головой. Для обычных людей такой период составляет 40 минут. А уж потом вставляйте в оставшиеся промежутки графика краткосрочные задачки, «затыкая» ими пустые временные промежутки.

  • Планируя порядок работы, распределите задачи от менее интересных для вас к более интересным, от трудных к легким, тогда переключиться будет легко и вам удастся достаточно быстро сосредоточиться.
  • Оставьте задачи, на которых особенно сложно сконцентрироваться на предобеденное время. Так у вас появится дополнительная мотивация, чтобы, полностью сконцентрировавшись на задаче, выполнить работу быстро и отправиться обедать с чувством исполненного долга.

Развивающее упражнение 1. Замерьте, сколько времени вы можете не отвлекаться и сохранять свою сосредоточенность на том, что вы делаете. Пару месяцев именно столько времени выделяйте для полного погружения в деятельность. А затем постепенно начинайте увеличивать этот временной отрезок на 5, 10, 15 минут и т.д.

Создайте поддерживающую среду или Устраните внешние помехи

Рядом с вашим рабочим местом довольно шумно? Ваши коллеги привычно вторгаются в вашу мыследеятельность, безжалостно разрушая с таким трудом запущенный интеллектуальный процесс? Как в таких условиях можно улучшить концентрацию внимания?

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок концентрации внимания по индивидуальной программе

Вам нужна поддерживающая, а не отвлекающая среда. Но тут никто, кроме вас не знает, какие внешние факторы помогут вам сосредоточиться. Вот лишь самый минимум:

  • последовательное, а не параллельное выполнение задач, или иначе – в поле зрения всегда должна быть только одна задача, а не две;
  • благоприятный однородный звуковой фон (можно работать в наушниках), чаще это музыка, но вполне может быть и запись морского прибоя или шума дождя;
  • рабочее место, где нет ничего, что отвлекало бы от работы: поверхность стола всегда чистая, а на полках стеллажа – только то, что потребуется самое позднее в ближайшие дни;
  • удобные одежда и обувь, комфортное рабочее место, привычные неназойливые запахи.

Развивающее упражнение 2. Развитие требует усложнения задачи, а значит теперь придется научиться работать в менее комфортных условиях. Постепенно добавляйте в свой благоприятный фон работы разные раздражители:

  • усиливайте силу звука,
  • ищите и используйте новые звуки,
  • разрешайте себе отвлечься на разговоры с сотрудниками,
  • добавьте в рабочий процесс дополнительные занятия (пить кофе, например),
  • поставьте на стол фото своих близких.

Научитесь ставить точку или Устраните внутренние помехи

Вам нужно срочно выполнить какую-то работу, но вы никак не можете заставить себя сконцентрироваться на нужном объекте? Как вернуть концентрацию внимания, если вас то и дело уводят в сторону посторонние мысли? Отвлекитесь от своего дела! Спросите себя:

  • Что такого произошло со мной недавно, что я вновь и вновь возвращаюсь к этому событию?
  • Какие события ближайшего будущего меня волнуют и отвлекают сейчас?

Вам необходимо додумать до конца свои незавершенные мысли, и только потом вы сможете восстановить свою работоспособность. Отгоняя от себя назойливые воcпоминания или не до конца продуманные планы, вы как бы их укрепляете. Мысль – материя тренируемая, чем сильнее вы ее отгоняете, тем сильнее она сопротивляется в ответ и в конце концов прочно застревает в вашем сознании.

Итак, отложите в сторону свое занятие – все равно никакого толка от такой работы у вас не будет. И разрешите себе вспомнить и представить себе все, что только что назойливо лезло в голову. Домыслите, что называется, до точки и лишь после возвращайтесь к работе.

Развивающее упражнение 3. Возьмите за правило не дожидаться, пока отвлекающие мысли прервут поток вашего сознания. Приучите себя, прежде, чем уйти с головой в работу, провести мониторинг своих внутренних возможных помех. Так вы приучите свой мозг работать в двух режимах:

  • полного целенаправленного погружения,
  • свободного плавания в прошлом и будущем.

Концентрация и устойчивость внимания

На развитие внимания влияют многие факторы: генетика, окружающая среда, уровень концентрации и опыт. Поэтому если вы желаете развить внимание и концентрацию, то для этого предстоит выполнять несложные упражнения.

Есть специальные таблицы Шульте, которые направлены на развитие концентрации. В них вразброс написаны числа от 1 до 25, которые необходимо быстро и последовательно находить.Возьмите 2 карандаша и начните рисовать ими одновременно. Одной рукой — окружность, а второй — треугольник. Круг должен быть ровным, а треугольник — с острыми углами. Выполняйте это задание в течение минуты, чем больше получилось нарисовать, тем лучше.

Игра «Не называй число» тоже влияет на развитие внимания. Надо посчитать до 100, но вместо каждого пятого числа говорить «я внимателен».

Все эти упражнения помогут вам подготовиться к экзамену. Ваше внимание, память и концентрация дойдут до идеала, и вы уже не будете отвлекаться.

Не забудьте про метод ассоциаций. Это первый способ запоминания информации, который необходимо освоить. Применение метода ассоциаций способствуют развитию творческого мышления и совершенствует механизмы запоминания. Наиболее широко распространен прием ассоциативного запоминания, основанный на образности мышления. Например, на уроках русского языка данный прием используется для запоминания правильности написания словарных слов. Орфограмма представляется в виде яркого образа.

Дефицит внимания

Синдром дефицита внимания встречается у людей любого возраста. При этом синдроме человеку сложно в течение длительного времени концентрироваться на одной и той же задаче. Справиться с проблемой помогут упражнения на улучшение концентрации. Делать их нужно регулярно — как минимум раз в день на протяжении 2–3 недель.

Примеры упражнений:

Взгляд на пальцы. Сядьте с прямой спиной на стул или кресло, расправьте плечи. Поднимите правую руку на уровень плеча и отведите её в сторону, поверните голову и сфокусируйте взгляд на пальцах правой руки. Удерживайте взгляд на пальцах в течение 1 минуты, после чего повторите упражнение с левой рукой.

Прямая линия. Ведите ручкой по бумаге прямую линию, удерживая внимание только на этом действии. Как только вы заметили, что внимание рассеялось, нарисуйте на линии маленькую зазубрину и продолжайте дальше. Чем меньше получилось зазубрин, тем выше уровень вашей концентрации. Старайтесь не отвлекаться и не уходить в свои мысли хотя бы 2–3 минуты.

Секундная стрелка. Положите перед собой часы с секундной стрелкой и, не отрываясь, следите взглядом за её движением. Удерживайте внимание на стрелке в течение 5 минут, не отвлекаясь и не погружаясь в свои мысли.

Виды внимания

Внимание — это процесс мозговой активности, способность концентрации на чем-либо. Психологи выделяют 3 вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное

Непроизвольное внимание возникает неожиданно, независимо от сознания. Оно не требует каких-то волевых усилий. Его еще называют пассивным или вынужденным вниманием. Примером такого вида можно привести ситуацию с громкими звуками, яркими вспышками, когда человек невольно и несознательно обращает внимание на подобные раздражители.

Произвольное

Произвольный — это вид внимания, когда человек подсознательно концентрируется на чем-либо. Произвольное внимание в основном требует волевых усилий. В качестве примера можно привести ситуацию, когда ученик прикладывает усилия, чтобы не уснуть и доделать домашнюю работу.

Послепроизвольное

Послепроизвольный вид, как и произвольный, носит подсознательный характер, но при этом не требует особых волевых усилий. Управляется чаще интересом. Как пример, можно привести прочтение книги. Изначально человек концентрируется на сюжете с помощью волевых усилий, но затем интерес погружает индивида в чтение, и ему уже не нужно делать над собой усилия, чтобы закончить книгу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *