Надежда и вера

Изначальные греческие имена дочерей Пистис, Элпис и Агапэ были переведны на старославянский язык (Вѣра, Надежда, Любы), и только имя их матери Софии («Мудрость») оставили без перевода.

Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Мать девочек София была благочестивой вдовой-христианкой. Девочки были названы именами трех христианских добродетелей: веры, надежды и любви. Воспитывала их мать в любви ко Господу Иисусу Христу. Святая София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. Антиох, бывший наместником в начале второго века в той местности, где проживала семья, донес императору Адриану о том, что девочки и их мать не поклоняются языческим богам. Император разгневался и приказал доставить семейство в Рим.

Понимая, что их ведут на верную смерть, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося сил и твердости веры. Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию и кротости: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Тщетно пытался Адриан убедить девушек принести жертву богине Артемиде. Юные девы оставались непреклонны. Страшным пыткам на глазах у матери Софии подверг император Веру, Надежду и Любовь. Все три юные девушки приняли мученическую смерть за Христа.

Дабы усилить горечь матери и продлить душевные страдания святой Софии, император отдал ей истерзанные тела. София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями за город и похоронила на высоком холме. Святая София сидела у могилы дочерей день и ночь. Спустя три дня Господь избавил мать от мучений и забрал ее душу. Православные верующие погребли тело Софии рядом с дочерьми.

Мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии первоначально находились в римских катакомбах на Аврелиевой дороге. Примерно в середине VIII в. мощи мучениц были перенесены в базилику святого Сильвестра (San Silvestro in Capite) в Риме. В 777 году часть мощей святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии была передана в женский монастырь в Эшо под Страсбургом. В XVI веке мощи были спрятаны от поругания, но затем так и не были обнаружены. Предположительно, они до сих пор пребывают сокрытыми где-то в пределах Эшо. В настоящее время в храме святого Трофима в Эшо находится исторический саркофаг, в котором хранились мощи на протяжении 400 лет, и частица мощей святой мученицы Софии. Здесь же хранится другая христианская святыня – частица Животворящего Креста Господня.

Подготовлено при содействии издательства «Сибирская Благозвонница»

Ray Tang / / Vida Press

В Турции готовы пересмотреть статус собора Святой Софии. Сейчас это музей, но турецкие власти готовы снова превратить его в мечеть, которой он был на протяжении нескольких веков существования Османской империи. 2 июля высший административный суд Турции (он называется Государственный совет) провел заседание, на котором выслушал — кратко, в течение всего 17 минут — выступление сторонников передачи музея верующим мусульманам. После этого Госсовет объявил, что вынесет решение в течение 15 дней. В самой Турции ни у кого — ни у инициаторов процесса, ни у их противников — не вызывает сомнения, что проблема носит сугубо политический характер и решение ее будет политическим, а не судебным. А принимать его будет лично президент страны Реджеп Эрдоган. Уже 15 июля в Святой Софии вполне может состояться первая молитва за многие десятилетия. По просьбе «Медузы» журналистка Юлия Штутина рассказывает о судьбе собора и его вероятном будущем.

Обновлено. Днем 10 июля Госсовет отменил решение правительства от 1934 года о превращении Святой Софии в музей. Теперь ее снова можно будет использовать как мечеть.

Тысячу лет Святая София была церковью, после этого 500 лет — мечетью Айя-София

Византийский автор Прокопий Кесарийский писал о соборе Святой Софии: «Блеском своих украшений прославлен он и гармонией своих размеров; нет в нем ничего излишнего, но нет и ничего нехватающего, так как он весь во всех своих частях, в надлежащей мере являясь более пышным, чем обычно, и более гармоничным, чем можно ожидать от такой громады». Он был построен по приказу византийского императора Юстиниана I и освящен в 537 году. В нем совмещены две концепции соборов: трехнефная базилика и центрический купольный храм. Купол буквально висит над огромным помещением — этот эффект достигается за счет подкупольных арок и сорока окон, прорезанных в основании купола.

На протяжении девяти веков храм рос, ветшал и обновлялся вместе с империей, и в его внутреннем убранстве, в разностилевых мозаиках сохранились эти вехи. После падения Константинополя в 1453 году турецкий султан Мехмед II повелел переделать храм в мечеть, которой Айя-София и оставалась до 1930-х. Османские правители и архитекторы ремонтировали и приспосабливали интерьеры бывшего собора для нужд мусульман, снаружи добавляли минареты и строили новые здания, но сам изумительный силуэт Софии с ее будто подвешенным куполом, так поражавший путешественников, оставался неизменным. Тем временем за пределами Турции о ней постепенно забывали: культовый статус для христиан она потеряла, а туризма как такового не существовало.

В середине XIX века, когда собор в очередной раз потребовалось ремонтировать, султан Абдул-Меджид I пригласил итальянских архитекторов Гаспаре и Джузеппе Фоссати помочь с проектом. Братья Фоссати не только зафиксировали состояние мечети до ремонта, разработали и осуществили план реставрации, но и очистили от штукатурки и побелки участки византийских росписей и мозаик.

То, что они увидели, совершенно поразило их. Братья прекрасно понимали значение раскрытых ими икон и обратились за поддержкой к российскому императору Николаю I. Царь выразил интерес в публикации рисунков и акварелей Фоссати, но из этого ничего не вышло: стоял 1848 год, самодержец был занят европейскими революциями. Братья сделали все, что было возможно в их положении: они вновь закрыли изображения святых, составив их подробные описания, и открыли для обозрения орнаментальные мозаики времен Юстиниана.

Но о трудах Фоссати узнали в Европе и Америке, и они произвели огромное впечатление на публику, вызвав всплеск увлечения Византией и ее искусством. Западному зрителю были доступны произведения византийцев, уцелевшие в Италии: в Равенне, на Сицилии и в Венеции. Восточные же шедевры оставались менее известны и менее доступны для массового путешественника.

Деисус: в центре Христос, слева Дева Мария, справа Иоанн Креститель (1261 год) Jane Taylor / / Vida PressБогоматерь с младенцем (867 год) Mara Brandl / imageBROKER / / Vida Press

Император Константин IX Мономах и императрица Зоя перед Христом (1044–1055 годы) Myrabella / Wikimedia Commons

Музей был открыт по личному указанию создателя современной Турции Кемаля Ататюрка

После крушения Османской империи и основания светской Турецкой республики в 1923 году интерес непосредственно к Святой Софии вспыхнул с новой силой, не в последнюю очередь благодаря американскому исследователю и основателю Византийского института Томасу Уиттемору (Thomas Whittemore), человеку редкого упорства, хитрости, везения и личного обаяния.

Уиттемор в 1930 году добился аудиенции у Мустафы Кемаля, основателя и первого президента республики, и произвел на него такое впечатление, что, по преданию, на следующий день тот собственноручно налепил на двери Айя-Софии записку «Закрыто на ремонт» (и эти слова якобы были написаны рукой самого Ататюрка). Так или иначе, за четыре года Уиттемор и десятки его сотрудников сумели расчистить не только те мозаики, что закрыли братья Фоссати, но и нашли новые, никем не виденные со времен Мехмеда II: в частности, грандиозный «Деисус» 1261 года.

В 1935-м Айя-София открылась как музей по личному указу Мустафы Кемаля. Историк Чарльз Кинг пишет, что правительство новой Турции ставило перед собой две цели: разделить религию и власть, ранее прочно сплавленные в институте султаната, а также обогатить этнических турок за счет подавления этнических и религиозных меньшинств, в особенности греков и армян. Превращение Софии в музей наглядно решало обе задачи: главная имперская мечеть теряла культовый статус, а греки лишались даже надежды на возвращение утраченного наследия. «Цветистый, величественный сплав Востока и Запада — такой видела себя республика Мустафы Кемаля».

Несмотря на личное участие Ататюрка и грандиозный идеологический замысел, религиозно и националистически настроенная общественность внутри Турции с самого начала противилась превращению мечети в светский туристический объект. Уиттемора обвиняли в продаже исламского наследия на Запад и других прегрешениях. И за 85 лет противостояние никуда не делось, вспыхивая с новой силой каждые несколько лет.

Abdullah Öğük / Unsplash

Эрдоган много раз менял мнение о судьбе музея

В 2014 году турецкий писатель Кая Генч рассказывал о Юсуфе Халачоглу из ультраправой Партии националистического движения, который попытался доказать, что указ Ататюрка — подделка. Яркую, но неправдоподобную идею не поддержали другие консерваторы, и инцидент был исчерпан.

Эрдоган — политик более опытный, тонкий и не отличающийся жесткими принципами. В молодости он открыто сочувствовал сторонникам возвращения Айя-Софии верующим, затем много лет, по мере восхождения по карьерной лестнице, воздерживался от комментариев по этому поводу. В начале 2010-х, в бытность свою премьером, он не слишком элегантно лавировал между религиозными и светскими группировками: к примеру, весной 2013 года в течение десяти дней он пообещал ужесточить законы об употреблении алкоголя под давлением первых, но отказался превращать Айя-Софию в мечеть под давлением вторых.

Судьба собора-мечети-музея — удобная карта в политике, и в 2019-м, накануне муниципальных выборов в Стамбуле, которые правящая партия Эрдогана рисковала проиграть, президент сказал, что сделает Айя-Софию мечетью в ответ на американскую политику применительно к Израилю. Выборы сторонники Эрдогана, к слову, проиграли, и музей оставили в покое — но ненадолго.

Позиция мирового сообщества Эрдогана особенно не интересует: он и так со всеми поссорился

Весной и в начале лета 2020 года пандемия, слабеющая экономика и падающая популярность буквально требовали от Эрдогана пользоваться символизмом Айя-Софии. Так, в одном из телевизионных интервью его попросили прокомментировать заявление греческого правительства, обеспокоенного перспективой возвращения музея мусульманам. Эрдоган в ответ огрызнулся: «Да как они смеют нам указывать? Кто правит Турцией: они или мы?» 29 мая, в 576-ю годовщину взятия турками Константинополя, выступление Эрдогана транслировалось на стены собора. Затем он, как пишет газета Hürriyet, предложил провести первые молитвы в Айя-Софии уже 15 июля — в ознаменование четвертой годовщины неудавшегося военного переворота.

Реджеп Эрдоган с женой Эмине на открытии биеннале Едитепе. 31 марта 2018 года Kayhan Ozer / Turkish Presidential Press Office / Reuters / Scanpix / LETA

Строго говоря, для этого не нужно даже решение суда. Музей появился благодаря указу президента, а не закону, проведенному через парламент республики. Поэтому и возвращение Айя-Софии в статус мечети зависит только от действующего президента. Слушание в административном суде разве что добавляет процедуре «ауру легитимности», пояснил телеканалу Aljazeera Айкан Эрдемир, старший директор турецкой программы в американском Фонде защиты демократий, в прошлом член турецкого парламента. Того же мнения и действующий депутат Озтурк Йилмаз: «Для превращения музея в мечеть нужен только президентский указ».

Эрдоган, который за последние годы репрессиями против оппозиции и действиями в Сирии и так основательно попортил отношения с миром, вероятно, и в этом случае может пренебречь мнением международной общественности, ЮНЕСКО, константинопольского патриарха Варфоломея (и московского Кирилла). Недавние опросы общественного мнения свидетельствуют, что больше 70% турок поддерживают возвращение музея верующим. Редакция консервативного издания Millî Gazete, много лет активно поддерживающего превращение Святой Софии в мечеть, так и озаглавила заметку о судебных слушаниях — «Требуется политическая воля».

Скорее всего, музей станет мечетью. Вряд ли это многое изменит

Решение, которое вынесет суд, нетрудно предсказать. В конце 2019 года высший административный суд создал прецедент, признав незаконным превращение в музей мечети Карие-Джами — бывшей церкви Христа Спасителя в Полях в монастыре Хора. Там сохранились исключительного качества фрески и мозаики XIV века, расчищенные, кстати, тем же Уиттемором и его Византийским институтом в 1940-х годах. Музеем мечеть стала в 1948 году по указу правительства Турецкой республики. Пересмотр указа о Карие-Джами при поддержке Эрдогана почти автоматически означал, что вскоре речь вновь зайдет об Айя-Софии.

Adli Wahid / Unsplash

Иосиф Бродский в эссе «Путешествие в Стамбул» писал: «Как всегда на Востоке, чем ближе вы к цели, тем туманнее способы ее достижения». Ровно так выглядит ситуация с Айя-Софией: ее судьба как музея висит на волоске, но вразумительных, конкретных планов превращения ее в мечеть нет. По-видимому, как-то будут скрыты изображения святых и ангелов: ширмами ли, экранами ли, — и некоторые помещения, вероятно, станут недоступны для посетителей. Общественность предлагает самые разные идеи, в том числе использовать святую Софию во всех ее трех ипостасях: с понедельника по четверг как музей, в пятницу как мечеть, а в воскресенье — как церковь.

Между тем судьба бывшей церкви Христа Спасителя в Полях — это одновременно печальный и обнадеживающий прецедент. Печальный, потому что показывает решимость турецких властей. Обнадеживающий — потому что туристов туда по-прежнему пускают, идет плановая реставрация, и ничего, кажется, особенно не изменилось. Не исключено, что та же судьба ждет и Святую Софию. Тем более что это первый по посещаемости туристический объект в Турции — в 2019 году там побывало больше трех миллионов человек, и вряд ли власти города и страны хотят лишать себя такого потока. Может, правда, как писал сто лет назад Осип Мандельштам, «Мудрое сферическое зданье / Народы и века переживет».

Юлия Штутина

  • Напишите нам

Собор Святой Софии — царственный храм православия

Более 1000 лет Собор Святой Софии в Константинополе оставался крупнейшим храмом всего православного мира. С ним связано множество знаменательных событий. 16 июля 1054 года в стенах Софийского собора личный представитель папы римского Льва IX — кардинал Гумберт и патриарх Константинополя — Михаил Кируларий предали друг друга анафеме (отлучению от церкви), что послужило причиной церковного раскола на православных и католиков.

Согласно «Повести временных лет», именно в Соборе Святой Софии послы князя Владимира познакомились с православной религией. Потрясённые красотой службы, они посоветовали Владимиру обратить Русь в христианскую веру.

Вид собора в ночной иллюминации

Айя-София — мечеть султана-завоевателя

В 1453 году султан Мехмед II завоевал Константинополь и превратил Собор Святой Софии в мечеть Айя-София, достроив четыре минарета. На одной из мраморных плит храма, справа от кафедры, предназначенной для чтения проповедей, есть рисунок, напоминающий кисть руки. По легенде, это отпечаток руки Мехмеда II, который въехал в церковь Святой Софии верхом на коне по трупам убитых христиан. Конь, испугавшись такого количества мёртвых тел, встал на дыбы. Мехмед опёрся на стену, чтобы не упасть, но рука была в крови, и остался отпечаток.

Вид сводов собора

Собор Святой Софии — яркий пример смешения культур

Турки замазали известью византийские мозаики, а на стенах повесили щиты из верблюжьей кожи, с сурами из Корана, написанными золотом. В 1935 году президент Турецкой Республики Ататюрк основал в Айя-София музей, и мозаики были расчищены. По сей день в храме соседствуют изображения христианских святых и арабская вязь. В Софийском соборе найдены даже рунические надписи, сделанные варягами на мраморных парапетах. Поскольку православные храмы строятся алтарём на восток, туркам пришлось поместить михраб (молитвенную нишу) в юго-восточный угол собора, чтобы во время молитвы обращаться лицом к Каабе в Мекке.

Интерьер собора

Из-за этой перестройки молящиеся вынуждены располагаться под наклоном относительно основного направления здания. Под сводами древнего собора можно загадать желание, выстояв очередь к «плачущей колонне». Согласно преданию, её волшебные свойства были обнаружены, когда император Юстиниан, случайно прислонившись к ней, избавился от мучительной головной боли. Чудеса случаются и сегодня, нужно только приложить руку к отверстию в колонне и повернуть его по часовой стрелке, и загаданное обязательно сбудется.

Рейтинг достопримечательности

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София

В царствование императора Адриана жила в Риме вдова, родом итальянка, по имени София, что в переводе значит премудрость. Она была христианка, и сообразно своему имени, жизнь свою вела благоразумно — по той премудрости, которую восхваляет Апостол Иаков, говоря: «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов» (Иак.3:17). Сия премудрая София, живя в честном супружестве, родила трех дочерей, коим нарекла имена, соответствующие трем христианским добродетелям: первую дочь назвала она Верою, вторую — Надеждою, а третью — Любовью. Да и что иное могло произойти от премудрости христианской, как не Богу угодные добродетели? Вскоре после рождения третьей дочери София лишилась супруга. Оставшись вдовой, она продолжала жить благочестиво, угождая Богу молитвою, постом и милостынею; дочерей же своих она воспитывала так, как может сделать это премудрая мать: она старалась их приучить проявлять и в жизни те христианские добродетели, имена коих они носили.

По мере того как дети росли, возрастали в них и добродетели. Они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах. Повинуясь святой и богомудрой матери своей, они преуспевали во всем и восходили от силы в силу. А так как они были чрезвычайно красивы и благоразумны, то на них вскоре все начали обращать внимание.

Слух об их премудрости и красоте распространился по всему Риму. Услыхал о них и начальник области Антиох и пожелал их видеть. Как только он увидел их, тотчас же убедился, что они — христианки; ибо они не желали скрывать своей веры во Христа, не сомневались в надежде на Него и не ослабевали в своей любви к Нему, но открыто пред всеми прославляли Христа Господа, гнушаясь богомерзкими идолами языческими.

О всём этом Антиох известил царя Адриана, и тот не замедлил сейчас же послать слуг своих с тем, чтобы они привели девиц к нему. Исполняя царское повеление, слуги отправились в дом Софии и когда пришли к ней, то увидали, что она занимается поучением дочерей своих. Слуги объявили ей, что царь зовет к себе ее вместе с дочерьми. Уразумев, с какою целью зовет их царь, они все обратились к Богу с такою молитвою:

— Всесильный Боже, сотвори с нами по Твоей святой воле; не оставь нас, но пошли нам Твою святую помощь, чтобы сердце наше не устрашилось гордого мучителя, чтобы не убоялись мы страшных его мучений, и не пришли в ужас от смерти; пусть ничто не отторгнет нас от Тебя, Бога нашего.

Сотворив молитву и поклонившись Господу Богу, все четверо — мать и дочери, взяв друг друга за руки подобно сплетенному венку, пошли к царю и, часто взирая на небо. с сердечным воздыханием и тайною молитвою вручали себя помощи Того, Кто повелел не бояться «убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф.10:28). Когда подошли они к царскому дворцу, то осенили себя крестным знамением, говоря:

— Помоги нам, Боже, Спаситель наш, прославления ради Твоего святого Имени.

Их ввели во дворец, и они предстали пред царем, который горделиво восседал на своем троне. Увидев царя, они воздали ему подобающую честь, но стояли пред ним без всякой боязни, без всякого изменения в лице, с мужеством в сердце и смотрели на всех веселым взором, как будто бы они призваны были на пир; с такою радостью явились они к царю на истязание за Господа своего.

Видя их благородные, светлые и бесстрашные лица, царь стал спрашивать, какого они рода, как их зовут и какова их вера. Будучи премудрою, мать отвечала так благоразумно, что все присутствующие, слушая ее ответы, дивились такому ее разуму. Упомянув кратко о своем происхождении и имени, София начала говорить о Христе, Коего происхождение разъяснить никто не может, но Имени Коего должен поклоняться всякий род. Она открыто исповедала свою веру в Иисуса Христа, Сына Божия и, назвавши себя Его рабою, прославляла Его Имя.

— Я христианка, — говорила она, — вот то драгоценное имя, коим я могу похвалиться.

При этом она сказала, что и дочерей своих обручила она Христу, дабы нетленную свою чистоту они сохранили для нетленного Жениха — Сына Божия.

Тогда царь, увидав пред собою столь мудрую женщину, но не желая вступать с ней в продолжительную беседу и судить ее, отложил это дело до другого времени. Он послал Софию вместе с дочерьми к одной знатной женщине, по имени Палладии, поручив ей наблюдать за ними, а через три дня представить их к нему на суд.

Живя в доме Палладии и имея в своем распоряжении не мало времени для научения своих дочерей, София утверждала их в вере день и ночь, поучая вдохновенными от Бога словами.

— Дочери мои возлюбленные, — говорила она, — ныне время вашего подвига, ныне настал день уневещения вашего бессмертному Жениху, теперь-то вы сообразно именам вашим должны показать веру твердую, надежду несомненную, любовь нелицемерную и вечную. Настал час торжества вашего, когда мученическим венцом вы будете венчаться с прелюбезным Женихом своим и с великой радостью войдете в пресветлый Его чертог. Дочери мои, ради сей чести Христовой не жалейте юной вашей плоти; не жалейте красоты вашей и молодости, ради Краснейшего добротою более сыновей человеческих, и ради жизни вечной не скорбите о том, что лишитесь сей жизни временной. Ибо ваш небесный Возлюбленный, Иисус Христос, есть вечное здравие, несказанная красота и жизнь нескончаемая. И когда тела ваши ради Него будут замучены до смерти, Он облечет их в нетление и раны ваши сделает светлыми, как звезды на небе. Когда красота ваша будет чрез муки за Него отнята от вас, Он украсит вас небесною красотою, коей глаз человеческий никогда не видел. Когда же лишитесь вы временной жизни, положив души за Господа своего, то Он наградит вас жизнью бесконечною, в коей прославит вас во веки пред Отцом Своим небесным и пред Его святыми ангелами, и все небесные силы нарекут вас невестами и исповедницами Христовыми. Вас восхвалят все преподобные, о вас возвеселятся мудрые девы и примут вас в свое общение. Дочери мои дорогие! не давайте соблазнить себя прелестями вражьими: ибо, как я думаю, царь будет расточать вам ласки и сулить большие дары, предлагая вам славу, богатство и честь, всю красоту и сладость сего тленного и суетного мира; но вы не возжелайте ничего подобного, ибо всё сие, как дым исчезает, как пыль ветром разметается и как цвет и трава засыхает и обращается в землю. Не устрашайтесь, когда увидите лютые мучения, ибо, пострадав немного, вы победите врага и восторжествуете на веки. Верую в Бога моего Иисуса Христа, верую, что Он не оставит вас страждущих во имя Его, ибо Он Сам сказал: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис.49:15), неотступно Он пребудет с вами во всех ваших муках, взирая на ваши подвиги, укрепляя немощи ваши и уготовляя вам в награду венец нетленный. О, дочери мои прекрасные! вспомните мои болезни при рождении вашем, вспомните труды мои, в коих я вскормила вас, вспомните слова мои, какими я учила вас страху Божию, и утешьте мать вашу в ее старости вашим добрым и мужественным исповеданием веры во Христа. Для меня будет торжество и радость, и честь, и слава среди всех верующих, если удостоюсь я именоваться матерью мучениц, если я увижу ваше доблестное за Христа терпение, твердое исповедание Его Святого Имени и смерть за Него. Тогда душа моя возвеселится, и дух мой возрадуется, и старость моя подкрепится. Тогда и вы будете воистину моими дочерьми, если, послушав наставления своей матери, будете стоять за Господа своего до крови и умрете за Него с усердием.

Выслушав с умилением такое наставление своей матери, девицы испытывали сладость в сердце и радовались духом, ожидая времени мучения как брачного часа. Ибо будучи святыми ветвями от святого корня, они желали всею душою того, к чему наставляла их премудрая их мать София. Они принимали к сердцу все ее слова и приготовляли себя к подвигу мученичества, как будто собирались в светлый чертог, ограждая себя верою, укрепляясь надеждою, и возжигая в себе огонь любви ко Господу. Ободряя и утверждая друг друга, они обещали матери своей все ее душеполезные советы осуществить с помощью Христа на самом деле.

Когда настал третий день, они приведены были к беззаконному царю на суд. Думая, что они легко могут послушаться его соблазнительных слов, царь начал так говорить к ним:

— Дети! видя вашу красоту и щадя вашу молодость, я советую вам, как отец: поклонитесь богам, властителям вселенной; и если вы послушаете меня и исполните то, что вам приказано, то я назову вас своими детьми. Я призову начальников и правителей и всех моих советников и при них объявлю вас своими дочерьми, и вы от всех будете пользоваться похвалою и почетом. А если вы не послушаете и не исполните моего повеления, то причините себе великое зло, и старость матери своей огорчите, и сами погибнете в то время, когда бы могли более всего веселиться, живя беспечно и весело. Ибо предам я вас лютой смерти и, раздробив члены тела вашего, брошу их на съедение псам и будете вы попираемы всеми. Итак для вашего же собственного блага послушайте меня: ибо я люблю вас и не только не хочу губить красоты вашей и лишить вас сей жизни, но желал бы стать для вас отцом.

Но девы святые единогласно и единодушно отвечали ему:

— Отец наш — Бог, на небесах живущий. Он промышляет о нас и нашей жизни и милует наши души; мы хотим быть Им любимыми и желаем называться Его истинными детьми. Поклоняясь Ему и храня Его повеления и заповеди, на твоих богов плюем, а твоей угрозы не боимся, ибо мы того только и желаем, чтобы страдать и переносить горькие мучения ради сладчайшего Иисуса Христа, Бога нашего.

Услыхав от них такой ответ, царь спросил мать Софию, как зовут ее дочерей и сколько им лет.

Святая София отвечала:

— Имя первой моей дочери Вера, и ей двенадцать лет; вторая — Надежда — имеет десять лет, а третья — Любовь, коей всего девять лет.

Царь был весьма удивлен, что при таком юном возрасте они обладают мужеством и разумом и могут так отвечать ему. Он начал снова принуждать каждую из них к нечестию своему и сначала обратился к старшей сестре Вере, говоря:

— Принести жертву великой богине Артемиде.

Но Вера отказалась. Тогда царь велел раздеть ее до нага и бить ее. Мучители, нанося ей удары без всякого милосердия, говорили:

— Пожри великой богине Артемиде.

Но она молча терпела страдания, как будто били не по ее телу, а по чужому. Не достигнув никакого успеха, мучитель повелел отрезать ее девические сосцы. Но из ран вместо крови потекло молоко. Все смотревшие на мучение Веры дивились сему чуду и терпению мученицы. И, покачивая головами, втайне укоряли царя за его безумие и жестокость, говоря:

— Чем эта красивая девица согрешила, и за что так страдает? О, горе безумию царя и его зверской жестокости, бесчеловечно губящей не только старцев, но даже и малых детей.

После сего была принесена железная решетка и поставлена на сильном огне. Когда она раскалилась, как горячий уголь, и от нее летели искры, то положили на нее святую девицу Веру. Два часа лежала она на сей решетке и, взывая ко Господу своему, нимало не опалилась, что всех привело в изумление. Затем она была посажена в котел, стоящий на огне и наполненный кипящей смолою и маслом, но и в нем осталась невредимою, и сидя в нем, как бы в прохладной воде, воспевала Бога. Мучитель, не зная, что еще сделать с нею, чем бы он мог ее отвратить от веры Христовой, приговорил ее к усечению мечом.

Услыхав сей приговор, святая Вера исполнилась радости и сказала матери своей:

— Помолись за меня, мать моя, чтобы мне окончить шествие мое, дойти до желанного конца, увидеть возлюбленного Господа и Спасителя моего и насладиться лицезрением Его Божества.

А сестрам сказала:

— Помните, любезные мои сестры, Кому мы дали обет, Кому уневестились; вы знаете, что мы запечатлены святым крестом Господа нашего и вечно должны служить Ему; посему претерпим до конца. Одна и та же мать родила нас, одна воспитала и научила нас, посему и мы должны принять одинаковую кончину; как единоутробные сестры, мы должны иметь одну волю. Пусть буду я для вас примером, дабы и вы шли обе за мною к призывающему нас Жениху нашему.

После сего она поцеловала свою мать, потом, обнявши сестер, также целовала их и пошла под меч. Мать же нисколько не скорбела о дочери своей, ибо любовь к Богу победила в ней сердечную печаль и материнскую жалость к детям. Она о том только сокрушалась и заботилась, как бы какая-либо из ее дочерей не устрашилась мук и не отступила бы от Господа своего.

И сказала она Вере:

— Я тебя родила, дочь моя, и из-за тебя претерпела болезни. Но ты воздаешь мне за сие благом, умирая за имя Христово и проливая за Него ту самую кровь, которую приняла в моей утробе. Иди к Нему, возлюбленная моя, и обагренная своею кровию, как бы облеченная в багряницу, предстань прекрасною пред очами Жениха твоего, помяни пред ним убогую мать твою и помолись Ему о своих сестрах, чтобы и тех укрепил Он в том же терпении, какое проявляешь ты.

После сего св. Вера усечена была в честную главу и отошла к Главе своей Христу Богу. Мать же, обняв многострадальное тело ее и целуя его, радовалась и славила Христа Бога, принявшего дочь ее Веру в небесный Свой чертог.

Тогда нечестивый царь поставил пред собой другую сестру Надежду и сказал ей:

— Любезное дитя! Прими мой совет: я говорю это, любя тебя так же, как отец, — поклонись великой Артемиде, чтобы не погибнуть и тебе, как погибла твоя старшая сестра. Ты видела ее страшные муки, видела ее тяжкую смерть, неужели и ты захочешь так же страдать. Поверь мне, дитя мое, что я жалею твою молодость; если бы ты послушала моего приказания, я объявил бы тебя своею дочерью.

Святая Надежда отвечала:

— Царь! Разве я не сестра той, которую ты умертвил? Разве я не от одной с нею матери родилась? Не тем же ли молоком я вскормлена и не то же ли получила я крещение, как и святая сестра моя? Я росла вместе с нею и от одних и тех же книг и от одного наставления матери научилась познавать Бога и Господа нашего Иисуса Христа, веровать в Него и Ему одному поклоняться. Не думай, царь, чтобы я поступала и думала иначе, и желала не того же, чего и сестра моя Вера; нет, я хочу идти по ее следам. Не медли и не старайся разубеждать меня многими словами, но лучше приступи к самому делу и ты увидишь мое единомыслие с сестрою.

Услыхав такой ответ, царь предал ее на мучение.

Раздев ее до нага, как и Веру, слуги царские долго били ее без всякой жалости, — до тех пор пока не устали. Но она молчала, как бы совсем не чувствуя никакой боли, и только смотрела на мать свою блаженную Софию, которая стояла тут, мужественно взирая на страдания своей дочери и моля Бога о том, чтобы Он даровал ей крепкое терпение.

По повелению беззаконного царя св. Надежда брошена была в огонь и, оставшись невредимою подобно трем отрокам, прославляла Бога. После сего она было повешена и ее строгали железными когтями: тело ее падало кусками и кровь лилась потоком, но от ран исходило чудное благоухание, а на лице ее, светлом и сияющем благодатью Св. Духа, была улыбка. Св. Надежда стыдила еще мучителя в том, что он не в силах победить терпение такой малолетней отроковицы.

— Христос моя помощь, — говорила она, — и я не только не боюсь муки, но желаю ее как сладости райской: так приятны для меня страдания за Христа. Тебя же, мучитель, ожидает мука в геенне огненной вместе с бесами, коих ты почитаешь за богов.

Такая речь еще больше раздражила мучителя, и он приказал наполнить котел смолою и маслом, — поджечь его и бросить в него святую. Но когда хотели бросить святую в кипящий котел, он немедленно как воск растопился, а смола и масло разлились и опалили всех окружающих. Так чудодейственная сила Божия не оставляла св. Надежду.

Гордый мучитель, видя всё сие, не хотел познать истинного Бога, ибо сердце его было омрачено прелестью бесовскою и пагубным заблуждением. Но, осмеянный малою отроковицею, он испытывал великий стыд. Не желая долее переносить такой позор, он осудил, наконец, святую на усечение мечом. Отроковица, услыхав о приближении своей кончины, с радостью подошла к матери и сказала:

— Мать моя! да будет с тобою мир, будь здрава и поминай дочь свою.

Мать же, обняв, целовала ее, говоря:

— Дочь моя Надежда! Благословенна ты от Господа Бога Вышнего за то, что на Него надеешься и ради Него не жалеешь пролить свою кровь; иди к сестре твоей Вере и вместе с нею предстань к твоему Возлюбленному.

Надежда целовалась также с сестрою своею Любовью, смотревшею на ее мучения, и сказала ей:

— Не оставайся здесь и ты, сестра, предстанем вместе пред Святою Троицею.

Сказав сие, она подошла к бездыханному телу сестры своей Веры и, с любовию обняв его, по свойственной природе человеческой жалости, хотела плакать, но по любви ко Христу переменила слезы на радость. После сего, преклонив свою главу, св. Надежда была усечена мечом.

Взяв тело ее, мать прославляла Бога, радуясь мужеству дочерей своих, и побуждала к таковому же терпению своими сладкими словами и мудрыми увещаниями и младшую свою дочь.

Мучитель же призвал третью отроковицу Любовь и старался ласками склонить ее, как и первых двух сестер к тому, чтобы она отступила от Распятого и поклонилась Артемиде. Но напрасны были старания обольстителя. Ибо кому же так твердо пострадать за Своего возлюбленного Господа, как не Любви, так как и в Писании сказано: «крепка, как смерть, любовь… Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее» (Песн.8:6-7).

Не угасили в сей отроковице огня любви к Богу многие воды мирских соблазнов, не потопили ее реки бед и страданий; ее великая любовь особенно ясно видна была из того, что она готова была положить душу свою за своего Возлюбленного, Господа Иисуса Христа, а ведь, нет большей любви, как положить душу свою за друзей (Иоан.15:13).

Мучитель, видя, что ничего нельзя сделать ласками, решил предать на страдания и Любовь, думая разными мучениями отвлечь ее от любви ко Христу, но она отвечала, по Апостолу:

— Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Рим.8:15).

Мучитель приказал, растянув ее по колесу, бить палкой. А растянута она была так, что члены тела ее отделялись от составов своих и она, будучи ударяема палкою, покрылась как багряницею кровию, которою напоялась и земля, как бы от дождя.

Потом была разожжена печь. Указывая на нее, мучитель говорил святой:

— Девица! скажи хоть только, что велика богиня Артемида, и я отпущу тебя, а если не скажешь сего, то сейчас же сгоришь в этой разожженной печи.

Но святая отвечала:

— Велик Бог мой Иисус Христос, Артемида же и ты с нею погибнете!

Мучитель, разгневанный такими словами, повелел предстоящим тотчас же ввергнуть ее в печь.

Но святая, не дожидаясь того, чтобы кто бросил ее в печь, сама поспешила войти в нее и, будучи невредимой, ходила по средине ее, как бы в прохладном месте, поя и благословляя Бога, и радовалась.

В то же время из печи вылетело пламя на неверных, окружающих печь, и некоторых пожгло в пепел, а иных опалило и, достигнув до царя, обожгло и его, так что он далеко бежал.

В печи той были видны и другие сияющие светом лица, которые ликовали вместе с мученицей. И превозносилось имя Христово, а нечестивые были посрамлены.

Когда погасла печь, мученица, прекрасная невеста Христова, вышла из нее здравою и веселою, как из чертога.

Тогда мучители, по повелению царя, провертели члены ее железными буравами, но Бог подкреплял святую Своею помощью и в этих муках, так что и от них она не умерла.

Кто бы мог претерпеть таковые мучения и не умер бы мгновенно?!

Однако возлюбленный Жених, Иисус Христос, подкреплял святую, чтобы как можно более посрамить нечестивых, а ей воздать большую награду, и чтобы крепкая сила Божия прославилась в немощном сосуде человеческом.

Разболевшийся от ожога мучитель повелел, наконец, усекнуть святую мечом.

Она же, услыхав о сем, радовалась и говорила:

— Господи Иисусе Христе, возлюбивший рабу Твою Любовь, — пою и благословляю многопетое имя Твое за то, что вчиняешь меня вместе с сестрами, сподобив и меня претерпеть за имя Твое то же, что и они претерпели.

Мать ее св. София, не переставая, молилась Богу о младшей дочери своей, чтобы Он даровал ей терпение до конца и говорила ей:

— Третья моя ветвь, чадо мое возлюбленное, подвизайся до конца. Ты идешь добрым путем и для тебя сплетен уже венец и отверзся уготованный чертог, Жених уже ожидает тебя, взирая с высоты на твой подвиг, чтобы, когда ты преклонишь под меч свою голову, взять твою чистую и непорочную душу в свои объятия и упокоить тебя с сестрами твоими. Помяните и меня, мать вашу, в царстве Жениха своего, чтобы он оказал милость и мне и не лишил меня участвовать и пребывать с вами в славе Его святой.

И тотчас св. Любовь была усечена мечом.

Мать, приняв ее тело, положила его в дорогой гроб вместе с телами святых Веры и Надежды и, украсив тела их как должно, поставила гроб на погребальную колесницу, отвезла их из города на некоторое расстояние и с честью похоронила дочерей на высоком холме, плача от радости. Находясь на могиле их три дня, она усердно молилась Богу и сама почила о Господе. Верующие погребли ее там же вместе с дочерьми. Таким образом и она не лишилась с ними участия в Царстве небесном и мученического венчания, потому что если не телом, то сердцем своим и она страдала за Христа.

Так премудрая София и жизнь свою окончила премудро, принеся в Дар Святой Троице трех добродетельных дочерей своих Веру, Надежду и Любовь.

О, святая и праведная София! Какая женщина спаслась чрез чадородие так, как ты, родившая таких детей, кои уневестились Спасителю и, пострадав за Него, ныне с Ним царствуют и прославляются? Поистине ты мать, достойная удивления и доброй памяти; так как, смотря на страшные, тяжкие муки и смерть возлюбленных своих чад, ты не только не скорбела, как свойственно матери, но, утешаемая благодатью Божиею, больше радовалась, сама научила и умоляла дочерей не жалеть временной жизни и без пощады пролить кровь свою за Христа Господа.

Наслаждаясь ныне зрением пресветлого Его лика вместе со святыми твоими дочерьми, пошли и нам премудрость, чтобы мы, сохранив добродетели веры, надежды и любви, сподобились предстать Пресвятой, Несозданной и Животворящей Троице и славить Ее во веки веков. Аминь.

Кондак, глас 1:

Софии честныя священнейшыя ветви, Вера, и Надежда, и Любовь показавшеся, мудрость обуиша еллинскую благодатию: и пострадавше, и победоносицы явившеся, венцем нетленным от всех Владыки увязошася.

Заказы принимаются по телефонам с 10-00 до 21-00 по московскому времени, кроме выходных и праздников.
Оформление заказа через форму на сайте круглосуточно.

Способы оплаты:
— Наличные
Схема проезда смотрите

Информация о доставке и оплате:

Доставка по Москве:
Осуществляется силами собственных курьеров. Стоимость доставки в пределах МКАД – 300 руб. при сумме заказа до 4 000 рублей. При сумме заказа свыше 4 000 рублей доставка бесплатна.
Способы оплаты:
— наличными курьеру
— при оформлении заказа на сайте через платежную систему IntellectMoney, более 20 вариантов оплаты
Отменить заказ можно до 12-00 часов дня накануне дня доставки.
При получении заказа Вы вправе отказаться от покупки, но Вам необходимо оплатить стоимость курьерских услуг, в размере 300 рублей.

Доставка в ближайшее Подмосковье:
Возможно по согласованию стоимости с менеджерами магазина. Стоимость доставки от 500 рублей.
Способы оплаты:
— наличными курьеру (При получении заказа Вы вправе отказаться от покупки, но Вам необходимо будет оплатить стоимость курьерских услуг, согласно тарифу)
— при оформлении заказа на сайте через платежную систему IntellectMoney, более 20 вариантов оплаты
Или доставка через Почту России или службу ЕМС Почта России.

Доставка осуществляется после 100% предоплаты.
Способы оплаты:
— при оформлении заказа на сайте через платежную систему IntellectMoney, более 20 вариантов оплаты
Отправка оплаченных Вами изделий осуществляется только после поступления платежа на наш расчетный счет.

Доставка в регионы России:
Осуществляется через службы Почта России или курьерская служба ЕМС Почта России. Стоимость и срок доставки рассчитывается на сайте при оформлении заказа. Доставка осуществляется после 100% предоплаты.
Способы оплаты:
— при оформлении заказа на сайте через платежную систему IntellectMoney, более 20 вариантов оплаты

Заказы на сумму свыше 5 000 рублей доставляются бесплатно через Почту России посылкой с 1-го класса. Доставка осуществляется после 100% предоплаты.
Способы оплаты:
— при оформлении заказа на сайте через платежную систему IntellectMoney, более 20 вариантов оплаты
Отправка оплаченных Вами изделий осуществляется только после поступления платежа на наш расчетный счет.

Доставка по миру:
Осуществляется через курьерскую почтовую службу ЕМС Почта России. Доставка осуществляется после 100% предоплаты.
Способы оплаты:
— при оформлении заказа на сайте через платежную систему IntellectMoney, более 20 вариантов оплаты
Отправка оплаченных Вами изделий осуществляется только после поступления платежа на наш расчетный счет.

Стоимость доставки до Вашего населенного пункта, Вы можете рассчитать, используя КАЛЬКУЛЯТОР ДОСТАВКИ при оформлении заказа.

В соответствием с законодательством Российской Федерации, обмен и возврат ювелирных изделий и изделий, приравненных к ним, не производится.

Так же Вы можете осуществить оплату на реквизиты нашего магазина:
Яндекс.Деньги или карту Сбербанка:
Яндекс.Кошелек – 410013709491707
Карта Сбербанка: 4276 3800 8823 7420
Если у Вас возникли какие-либо вопросы или трудности при оформлении заказа, оплате или доставке, просим Вас связаться с менеджерами магазина по телефонам +7 495 795-49-89,
+7 903 795-49-89 или через чат Он-лайн консультанта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *