Никодим

Надежду на соединение православной и католической Церквей в той или иной форме Патриарх Кирилл (Гундяев) высказывает часто. Эти высказывания уже давно никого не удивляют, хотя и вызывают глухой ропот части «православной общественности». Тем не менее, общественность эта активного сопротивления не оказывает и, вероятно, считает такие высказывания ни к чему не обязывающей «фигурой речи».

Надежду на соединение православной и католической Церквей в той или иной форме Патриарх Кирилл (Гундяев) высказывает часто. Эти высказывания уже давно никого не удивляют, хотя и вызывают глухой ропот части «православной общественности». Тем не менее, общественность эта активного сопротивления не оказывает и, вероятно, считает такие высказывания ни к чему не обязывающей «фигурой речи».

В подобном же духе Кирилл высказался 21 мая, встречая в храме Христа Спасителя частицу мощей святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца, прибывшую в Москву из католического храма итальянского города Бари. Попутно выяснилось, что о доставке в Россию этой частицы Патриарх РПЦ МП договорился на «исторической встрече» с Папой Римским 12 февраля прошлого года. Встречая частицу, Кирилл надел митру своего духовного отца – митрополита Никодима (Ротова), умершего на приеме у Папы Римского в 1978 году…

Чтобы понять «геополитическую» стратегию нынешнего главы РПЦ МП, не лишне познакомиться с убеждениями самого авторитетного в его жизни человека. Слухи о том, что митрополит Никодим (Ротов) – тайный или даже явный католик, циркулировали еще при его жизни. Это и немудрено, потому что Никодим в какой-то момент своей жизни искренне увлекся католицизмом, хотя теперь, спустя 40 лет, не так просто отличить в этом увлечении действительные его убеждения от исполнения инструкций «компетентных органов». Протоиерей Лев Лебедев, перешедший в 90-е из РПЦ МП в РПЦЗ, даже утверждал в своих статьях, что Никодим получил от Папы Павла VI кардинальское достоинство. Однако, собственно документальных подтверждений католических взглядов Никодима всегда не хватало. Одним из немногих текстов такого рода являются воспоминания греко-католического священника с Западной Украины Михаила Гаврилива, учившегося в 1970-е гг. в Ленинградских духовных школах РПЦ МП и тесно общавшегося с митрополитом Никодимом. Эти воспоминания почти не известны русскоязычному читателю, поскольку издавались в Риме небольшим тиражом на украинском языке. Оригинальный текст воспоминаний доступен в сети. Впервые на русском языке мы публикуем некоторые их фрагменты, которые имеют сенсационный характер.

Родители о. Михаила Гаврилива, а также его дедушка и бабушка были жертвами сталинских репрессий, а сам священник в 1971-77 годах учился в Ленинградских духовных семинарии и академии. Ленинградским митрополитом в то время был Никодим (Ротов), а ректором семинарии и академии в 1974 году стал его любимый ученик, 27-летний архимандрит Кирилл (Гундяев). Прослужив какое-то время в храмах РПЦ МП на Западной Украине, о. Михаил Гаврилив, в конце концов, перешел в подпольную греко-католическую Церковь и был одним из активнейших участников ее возрождения в 1989-90 годах.

В современной РПЦ МП митрополит Никодим воспринимается весьма противоречиво. С одной стороны, существует влиятельная группа его горячих поклонников и продолжателей его дела – во главе с нынешним Патриархом. Их именуют «никодимовцами», а их богословские взгляды – «никодимовщиной». Информационным штабом борьбы с «никодимовцами» была петербургская газета «Русь православная» Константина Душенова, который, в конце концов, отправился на три году в колонию, где «перевоспитался». Патриарх Кирилл постоянно приезжает на могилу Никодима в Петербурге, а на самые торжественные праздники садится в его старенькую, но такую ностальгическую «Чайку». В первые годы своего патриаршества Кирилл вынашивал идею канонизации Никодима, но все разрушил протодиакон Андрей Кураев, «слишком далеко» зашедший в своей борьбе с «голубым лобби» в руководстве Московской патриархии, замахнувшись (с помощью некоторых воспоминаний о Никодиме) на самого Патриарха.

«Никодимовцам» в РПЦ МП противостоят «антиникодимовцы». Количественно их значительно больше, они традиционалисты и консерваторы, но не обладают таким аппаратным весом, как их оппоненты. Знаменем «антиникодимовщины» в свое время был петербургский митрополит Иоанн (Снычев), из-под омофора которого и вышел Константин Душенов. Сейчас идейного знамени у этого течения нет: разве что профессор Алексей Осипов из Московской духовной академии (на идейному уровне) и митрополит Климент (Капалин) – единственный альтернативный кандидат на последнем туре выборов Кирилла Патриархом в 2009 г.

«Stampato di Roma»

Важнейший вопрос, возникающий в полемике «никодимовцев» и «антиникодимовцев», касается того, нужно ли (и можно ли) православным объединяться с католиками или нет. Неслучайно центральным событием патриаршества Кирилла стала его встреча с Папой Римским в Гаване. И привоз частицы мощей святителя Николая представляется публике как первый зримый результат этой встречи. Таких результатов должно быть еще немало: Кирилл хочет успеть выполнить «завет аввы Никодима» во время своей жизни. Расшифровать этот «завет» нам и помогут воспоминания о. Михаила Гаврилива.

Почти сразу после поступления в семинарию, осенью 71-го, Михаил стал ходить на исповедь в ленинградский католический костел Лурдской Богоматери. Вскоре он узнал, что и другие семинаристы разделяют интерес к католицизму. Это, например, Валерий Смирнов (позже стал иеромонахом Марком, вел программу на Радио «Свобода», редактировал газету «НГ-религии» и работал в журнале «Наука и религия») и иеромонах Амвросий (Блинков), служивший на приходе в городе Валдай. Они-то и открыли юному семинаристу «тайну» о том, что митрополит Никодим – бывший кандидат в Патриархи и второй человек в иерархии РПЦ МП – убежденный католик.

Вскоре юноша с Галичины стал иподиаконом митрополита, и Никодим брал его с собой на ежедневные прогулки. Их общение становилось все более доверительным, и однажды Никодим признался: «Знаешь, Миша, я тоже когда-то был обычным русским попом, с длинными волосами и в кожаных сапогах. Но когда я начал писать диссертацию о Папе Иоанне XXIII, то я понял, что настоящее христианство не в том состоит». Иоанн XXIII (Анджело Джузеппе Ронкалли) занимал папский престол в 1958-63 гг. и имел репутацию «розового папы» из-за своих откровенных симпатий к левым и дружеской переписки с Хрущевым. Но Никодим был не «розовым», а «красным»: отталкиваясь от социального учения папы, он в своей диссертации намекает на глобальный проект соединения христианства и коммунизма как новый, альтернативный путь развития человечества. Наверное, эта «геополитика» трансформировалась у ученика Никодима Кирилла в концепцию глобального «Русского мира», парадоксально сочетающегося со сближением с католицизмом.

Однажды, вспоминает Михаил Гаврилив, когда Никодим ехал с семинаристами по Москве (в машине сидели еще и нынешние епископы Маркелл (Ветров) и Симон (Ишунин)), он начал горячо защищать католический догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии, который, как известно, не разделяется православными, а потом еще и изложил католическое учение о пресуществленнии Святых Даров (хлеба и вина) на литургии в момент произнесения «установительных слов» («Приимите, ядите…» и «Пийте от нея вси…»). Однако полностью раскрылся Никодим как католик перед Михаилом 6 сентября 1975 года в Новгороде. Вечером этого дня, во время прогулки по митрополичьему саду, Никодим принял у юноши монашеские обеты и привел его к присяге на верность Апостольскому престолу, то есть Папе. «Далее, — пишет о. Михаил, — митрополит Никодим наказал мне руководствоваться в монашеской жизни уставами Общества Иисуса (ордена иезуитов – А.С.) и, когда мы вернулись в Ленинград, через какое-то время он мне вручил эти уставы, переведенные на русский язык». В октябре-ноябре того же года Никодим рукоположил автора воспоминаний во диакона и во священника.

Главное таинство православной Церкви – евхаристия, или литургия, во время которой происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, — совершается на небольшом шелковом плате, в который зашиты мощи мучеников. Он называется «антиминс», и без него литургия невозможна. Митрополит Никодим в своей епархии «заменил антиминсы Московской патриархии, — вспоминает о. Михаил, — новыми антиминсами, привезенными из Рима… На этих католических антиминсах было написано в нижней части маленькими буквами: «Stampato di Roma». Чтобы не вызывать подозрений и недовольства экстра-православной части духовенства своей епархии, митрополит Никодим поручил иеромонаху Амвросию Блинкову эту надпись замазать, и отец Амвросий авторучкой зачеркнул написанное «Stampato di Roma» черными чернилами».

«Не вздумай их обманывать…»

Но не все в воспоминаниях о. Михаила Гаврилива о митрополите Никодиме так красиво и умилительно. Дело в том, что в конце концов урожденный католик из Западной Украины и романтический католик в образе митрополита РПЦ МП рассорились. И причиной их разлуки стал КГБ, который в те годы полностью управлял легальной Церковью.

В жизни каждого семинариста тех лет наступал момент, когда его «вызывали в военкомат», где вежливые сотрудники в штатском предлагали подписать бумагу о сотрудничестве и выбрать себе секретный псевдоним. Случаи отказов встречались, но они означали невозможность церковной карьеры и, в лучшем случае, служение на селе. Услышав «заманчивое предложение», Михаил обещал подумать и пришел советоваться к Никодиму. Тот сказал: «Это хорошо, со временем ты найдешь в отношениях с ними нужный уровень. Веди себя с ними непринужденно и слишком не философствуй в разговорах, самое главное, чтобы у них сложилось твердое убеждение, что ты хороший гражданин и патриот своего социалистического государства и в то же самое время – христианин, который исполняет свои обязанности. Смотри, не вздумывай их обманывать, в отношениях с ними нужно быть честным». Исполняя «послушание», о. Михаил продолжил «контакты» и даже избрал себе агентурный псевдоним – правда, непринужденности, о которой говорил Никодим, достичь не удалось, общение все никак не налаживалось. Хотя чекисты открывали перед молодым священником головокружительные перспективы. «Учите современные языки, особенно английский, — говорили они, — в будущем они вам пригодятся».

В качестве пробного задания КГБ поручил новому агенту написать характеристику на своего однокурсника из Финляндии Петри Сархо, которую Михаил вместе с Петри и написал. Дальше задания нарастали как снежный ком – надо было сообщать компромат на своих товарищей, все больше и больше. Когда совесть Михаила окончательно потеряла покой, он опять обратился за советом к Никодиму. «Через все это надо пройти, чтобы достичь большего», — ответил тот.

Все-таки в конце 75-го Гаврилив разорвал отношения с КГБ, так прямо и заявив своим кураторам, что не хочет быть стукачом. «Ты, отче, дурак и упрямый хохол», — так на это отреагировал Никодим, в общем-то, не слишком любивший украинцев. Позже два католика в образе православных формально помирились, но прежней доверительности в отношениях уже не было.

Прощальная беседа автора воспоминаний с митрополитом состоялась летом 77-го, перед возвращением Михаила в Украину и за год до смерти Никодима. Митрополит сказал, что «заскорузлый» византийско-русский обряд намного хуже современного латинского. Последний завет Никодима о. Гавриливу звучал так: «Держись своих католических убеждений и делай все возможное для развития католического дела не только на Украине, но и в России. Будь осторожен».

***

Знание подлинных религиозных взглядов и мотивов деятельности митрополита Никодима важно, потому что они предопределяют мотивы и ценности Патриарха Кирилла, разгадать которые «невооруженным глазом» сложно. После того, как юный Володя Гундяев пережил свой кризис веры, именно Никодим взял его, 17-летнего юношу, под свою опеку – и за каких-то 8 лет сделал ректором академии, а потом и епископом. В 1971-м яркость и нестандартность помешали Никодиму стать Патриархом; но эта мечта осуществилась в его ближайшем ученике Кирилле. Поэтому служение Кирилла – это, по большому счету, исполнение программы Никодима, которую учитель не успел довести до конца.

Александр СОЛДАТОВ

Книги автора:

епископ Никодим (Милаш)

О Правилах Православной Церкви

Правилами называются те письменные определения, которые законодательная…

епископ Никодим (Милаш)

Толкование на дополнительные правила

Настоящее и следующие 37 правил составлены, как упомянуто выше (т.I,…

епископ Никодим (Милаш)

Толкование на дополнительные правила. Правила Николая, Патриарха Константинопольского

Воспрещено монаху, непроизведенному, исполнять на амвоне обязанности…

епископ Никодим (Милаш)

Толкование на дополнительные правила. Правила святого Иоанна Постника

Кто без всякаго принуждения, безразсудно, отрекся Христа, тот может,…

епископ Никодим (Милаш)

Толкование на Правила Апостолов

Это правило говорит о том, как получается первая и самая высшая степень…

епископ Никодим (Милаш)

Толкование на правила Афанасия Великаго, архиепископа Александрийскаго

Послание святаго Афанасия великаго, архиепископа александрийскаго,…

епископ Никодим (Милаш)

Толкование на правила Григория, архиепископа Неокесарийскаго

Каноническое послание святаго Григория, архиепископа неокесарийскаго,…

епископ Никодим (Милаш)

Толкование на правила Дионисия, архиепископа Александрийского

Послание каноническое, иже во святых отца нашего Дионисия, архиепископа…

епископ Никодим (Милаш)

Толкование на правила Петра, архиепископа Александрийскаго

Настоящее и следующие 13 правил, называемые в латинских изданиях canones…

епископ Никодим (Милаш)

Толкование на правила святого Василия Великого. Второе каноническое послание к Амфилохию, епископу Иконийскому

Давно написав ответы на вопрошения, предложенные мне от твоего благочестия,…

епископ Никодим (Милаш)

Толкование на правила святого Василия Великого. Первое каноничеcкое послание к Амфилохию, епископу Иконийскому

Несмысленному, как речено в писании, вопросившу о мудрости, мудрость…

епископ Никодим (Милаш)

Толкование на правила святого Василия Великого.Третье каноническое послание к Амфилохию, епископу Иконийскому

Из этого правила видно, что Амфилохий не удовольствовался ответом…

епископ Никодим (Милаш)

Толкование на правила Святого Вселенского Седьмого Собора, Никейского

Правилом этим определяется, чтобы все те, кои приняли священнический…

епископ Никодим (Милаш)

Толкование на правила Святого Вселенского Третьего Собора, Ефесского

Ефесский собор издал 9 правил. Шесть первых правил изданы на седьмом…

епископ Никодим (Милаш)

Толкование на правила Святого Вселенского Четвертого Собора, Халкидонского

Из деяний этого IV вселенского собора видно, что, по разным поводам,…

епископ Никодим (Милаш)

Толкование на правила Святого Второго Вселенского Собора, Константинопольского

Этим правилом отцы Константинопольского Собора дополняют свой символ…

епископ Никодим (Милаш)

Толкование на правила Святого Первого Вселенского Собора, Никейского

Это Никейское правило ссылается на существовавшее уже правило (κάνων)…

епископ Никодим (Милаш)

Толкование на правила Святого Поместного Собора Антиохийского

То, что евиониты (иудеохристианская секта II века) праздновали праздник…

епископ Никодим (Милаш)

Толкование на правила Святого Поместного Собора Гангрского

Как известно, этот собор был созван против последователей Евстафия,…

епископ Никодим (Милаш)

Толкование на правила Святого Поместного Собора Карфагенского

Настоящий собор был созван, как мы видели (I, стр.29), в Карфагене в 419…

епископ Никодим (Милаш)

Толкование на правила Святого Поместного Собора Лаодикийского

Под вторым браком (δεύτερος γάμος), о котором говорит данное правило,…

епископ Никодим (Милаш)

Толкование на правила Святого Поместного Собора Сардикийского

Правило ссылается на пагубное расстройство церковного управления…

епископ Никодим (Милаш)

Толкование на правила Святого Поместного Собора, бывшего во храме Премудрости Слова Божия

Настоящий собор, издавший это и следующие правила, называет себя,…

епископ Никодим (Милаш)

Толкование на правила Святого Собора Константинопольского, во храме святых апостол бывшего, глаголемого Двукратного

Сооружение или основание (οικοδομή, aedificatio) монастырей почиталось…

епископ Никодим (Милаш)

Толкование на правила Святого Шестого Вселенского Собора, Трулльского

При начатии всякаго и слова и дела наилучший чин есть от Бога начати,…

епископ Никодим (Милаш)

Толкование на правила Феофила, архиепископа Александрийского

О правилах Феофила Александрийского и из чего они составлены, — мы…

Пасхальное богослужение в Кафедральном храме Святого Василия города Единцы в 2020 году впервые пройдет без епископа Единецкого и Бричанского Никодима. Его госпитализировали с коронавирусом в инфекционную больницу Тома Чорбэ. Об этом NM заявил сотрудник пресс-службы Единецкой и Бричанской епархии Адриан Котеля.

x

«К сожалению, пасхальные празднества пройдут без участия епископа, так как он болен. Где и как он заразился вирусом Covid-19, доподлинно не известно. Я только могу констатировать: с момента введения в Молдове ЧС епископ Единецкий и Бричанский провел несколько служб в монастырях, относящихся к Единецкой епархии», — сказал Котеля.

По слова сотрудника пресс-службы, 15 марта епископ провел в стенах Христорождественского мужского монастыря села Забричаны Единецкого района, где совершил божественную литургию. Там его встречал настоятель монастыря архимандрит Дамиан (Бурлаку), монахи, люди, живущие в монастыре, и другие верующие.

22 марта, рассказал Котеля, епископ Никодим посетил Свято-Успенский женский монастырь, расположенный в селе Каларашовка Окницкого района, где тоже совершил божественную литургию в окружении избранного собора священников и дьяконов. На празднике присутствовали настоятельница игумения Евфросиния (Пештерян), монахини и некоторое число верующих.

«После этого епископ уехал погостить в Оргеевский район. Однако нам стало известно, что в пятницу, 10 апреля, епископ Никодим почувствовал себя плохо, и его госпитализировали в инфекционную больницу Тома Чорбэ с подозрением на Covid-19. Диагноз подтвердился. Сегодня его состояние удовлетворительное, мы молимся о его скорейшем выздоровлении», — отметил Котеля.

Кураев распространяет сплетни о том, будто митрополит Никодим извращенец. Да и вообще по его словам, извращенцы вокруг чуть ли не все.Причём эта сплетня цитирует другие сплетни («Ростислав был «сослан» в псаломщики из келейников Владыки потому что не уступил его, Владыки, домогательствам….Я не особо ей поверил (70 на 30), и задал вопрос об этом Ростику … Его реакция была такова, что 70 процентов превратились в 100. Я точно знаю, что митрополит Никодим Ротов, умерший на приеме у папы Римского в присутствии о.Льва Церпицкого, самый великий деятель Русской православной церкви за последние 50 лет, был безусловно гомосексуалистом. «) и сплетня эта основывается на словах тоже извращенца, причём анонимного. Вот что он сказал о себе «у меня два ребенка, но, когда младшему из них было три года, я ушел из семьи, и стал жить с мужчиной»
Ну а в комментариях Кураев всё более настойчив в оправдании содомии и даже распространяет ещё и сплетни об оправдании извращений на афоне.

Если вам вся мерзость кураевской секты интересна, то посмотрите под кат. Члены кураевской секты, (даже назыавающие себе «архимандритами») открыто занимаются оправданием содомии
Апология содомии в комментарии «архимандрита» a_avvakum

Любой человек, интересующийся группами влияния внутри РПЦ, общаясь с духовенством и воцерковленными мирянами, неизбежно столкнется с рассказом о существовании в Церкви «голубой мафии». Сторонники этой теории утверждают, что некоторые из епископов и священников являются гомосексуалистами и помогают своим партнерам и партнерам партнеров в продвижении по служебной лестнице, укрытии от разоблачения и т.п. Некоторые апологеты этой теории доходят до утверждений, что «голубые» стремятся захватить власть в Церкви {1 Челноков А Никодимов грех митрополита Н. // Совершенно секретно. 1998. 4.05; Гликин М. Голубое лобби в РПЦ // Сайт АПН. 1999-25.05; Бычков С. Кукольная болезнь владыки Епифанова. Борьба за Патриаршее наследие в разгаре // Московский комсомолец. 2002. 24.12.}. Последнее их публичное выступление на эту тему датируется декабрем 2003 г. {2 — См.: Душенов К и др. Князья Содома…}

Проблема гомосексуализма и близкая к ней проблема педофилии характерны для многих христианских конфессий, особенно тех, которые требуют от своих священнослужителей отречения от полового влечения путем принятия монашества или целибата. Недаром во время недавнего (2002- 2003 гг.) мощного педофильского скандала вокруг духовенства католических епархий США РПЦ, несмотря на серьезный конфликт с Ватиканом, отказалась обсуждать эту выигрышную для себя тему и в церковных, и в светских СМИ. Сама Церковь утверждает, что «вовлеченные в них люди не имеют права состоять в церковном клире» {3 Параграф 12.9. «Основ социальной концепции РПЦ» // Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000. С. 234.}.

Вопрос, что делать с подобными обвинениями, не нов для Церкви. Даже в относительно спокойные периоды ее истории сексуальные скандалы не были уникальным явлением. Например, некоторую известность получило дело митрополита Тамбовского Антония (Кротевича), обвиненного в 1967 г. своими противниками (архиепископами Алексием (Коноплевым) и Киприаном (Зерновым) в изнасиловании 13-летней девочки в 1959 г. Насколько известно, после 7-летнего расследования девушка, свидетельствовавшая против архиерея, была осуждена за клевету. В 1971 г. по обвинению в совращении несовершеннолетних был осужден игумен Дорофей в Архангельской епархии, который, по мнению его сторонников, стал жертвой финансово-хозяйственной интриги приходского уровня {4 Игумен Дорофей // Миссионерская газета Мурманской и Мончегорской епархии. Мурманск. 2003. Май.}.

При этом внутри Церкви существуют два подхода к этой проблеме. Основная масса воцерковленных являются гомо-фобами и уж тем более осуждают все, связанное с педофилией, хотя и не всегда доверяют даже довольно очевидным фактам. Само духовенство и часть мирян, состоящих в аппарате церковного управления (особенно на епархиальном уровне), осознают масштаб явления и потому, даже зная о конкретных фактах, считают все происходящее личным грехом того священника, который «занимается этим» {5 Самую последнюю, но достаточно характерную историю, опубликованную в православной газете, см.: Зорин А. Неприкасаемый. Содомские увлечения нижегородского протоиерея Валентина Сазанова и земные мытарства несчастной матери // Русь православная. 2003. Ноябрь — декабрь. № 77-78. Это детальный отчет о сожительстве влиятельного священника с 12-летним мальчиком и нежелании руководства епархии вникать в проблему (примечательно, что в правоохранительные органы верующая мать не обращалась)}. Принятие управленческих решений в отношении провинившихся на почве гомосексуализма или педофилии священников или епископов осуществляется только тогда, когда дело начинает приобретать нежелательную огласку, особенно в светской среде.

Принципиально важной в этом отношении является серия публикаций журналиста С. Бычкова — ведущего религиозного раздела в популярной газете «Московский комсомолец». В 2002 г. он неоднократно обвинял в «любви к мальчикам», т.е. педофилии, являющейся в отличие от гомосексуализма уголовным преступлением, ближайшего помощника Патриарха — викария г. Москвы архиепископа Арсения (Епифанова), а также руководителя Синодальной комиссии по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями епископа Савву (Волкова) и главу Латвийской ПЦ архиепископа Александра (Кудряшова) {7 Бычков С. Грозовой Синод. Голубые несут потери // Московский комсомолец. 2001. 19.07; Он же. Кукольная болезнь владыки Епифанова…}. Тот факт, что упомянутые архиереи не подали в суд на автора статьи, обвинившего их в совершении уголовного преступления, является не чем иным, как признанием его правоты. Ведь епископ Гурий (Шалимов), посчитав, что автор статьи в газете «Комсомольская правда» оклеветал его, подал в суд и сумел добиться публикации опровержения {8 Хотя нет информации о том, что он подавал в суд на другие газеты, обвинявшие его в домогательствах по отношению к священнику.}. Другое дело, что, несмотря на опровержение, епископ Гурий в течение почти четырех лет находился «в отпуске», а выйдя из него, был послан управлять епархией не в Париж, где пребывал до своей отставки, а в Магадан.

Однако самым известным гомосексуальным скандалом в Церкви стал екатеринбургский. В начале 1999 г. священники, составлявшие прежде ближайшее окружение епископа Екатеринбургского Никона (Миронова), были отстранены от «хлебных» должностей и принуждены к выплате большой суммы епархиальных налогов. В ответ они выдали прессе и общественности большое количество компрометирующей информации о епископе. Наибольшей популярностью стали пользоваться рассказы не о богохульстве архиерея или избиениях им представителей властей, а об использовании семинаристов в качестве платных любовников и попытках изнасилования епископом рядовых священников. В результате кампании в прессе было даже возбуждено уголовное дело по заявлению одного из семинаристов, которое через несколько дней было закрыто. Несмотря на поддержку местных светских властей и нежелание МП расследовать дело, епископ Никон был вынужден подать заявление об отставке и был отправлен в ссылку в монастырь {9 В настоящее время он является настоятелем в храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках (Москва)}.

Несомненно, что истории, попавшие в прессу, являются лишь верхушкой айсберга. В церковной среде мне приходилось слышать устные, но устойчивые обвинения в гомосексуализме, касающиеся еще не менее чем полутора десятка епископов, включая трех постоянных членов Священного Синода МП, трех постоянных членов Синода УПЦ МП и одного из руководителей Синодальных отделов МП. Как минимум один из ныне здравствующих епископов РПЦ был рукоположен уже после того, как на собрании духовенства епархии он подвергся «товарищескому суду» за вскрывшийся факт педофилии {10 Этот случай имел место в Ставропольской епархии в 1973 г. В рамках современной РПЦ также имеются прецеденты осуждения священников за педофилию. Например, большую известность в Уральском регионе получила история с осуждением в 2000 г. весьма влиятельного и богатого клирика Челябинской епархии игумена Севас-тиана (Жаткова), который, выйдя на свободу в 2002 г., примкнул к РПАЦ и стал там епископом. О начале этого скандала см.: ЗобковД., Галкин Г. В Челябинской епархии произошел крупный скандал… // Коммерсанта 1999. 28.10.}. Информанты в провинции рассказывают о достаточно распространенной, на их взгляд, практике полуофициальных визитов архиереев-гомосексуалистов друг к другу и об устраиваемых по этому поводу вместе со свитой оргиях.

Примечательно, что на этом фоне факт сожительства архиерея с женщиной воспринимается уже, скорее, как положительное явление. Главное, чтобы женщина не лезла в вопросы церковного управления. Наиболее известная история такого рода — существование гражданской жены и детей у бывшего главы Украинского экзархата митрополита Филарета (Денисенко), чье влияние на церковные дела было официально отмечено и стало публично обсуждаться только тогда, когда архиерей начал создавать в Украине независимую Церковь. Из современных архиереев РПЦ обвинение в сожительстве с женщиной публично предъявлялось архиепископу Алма-Атинскому (ныне Тульскому) Алексию (Кутепову) (1999 г., март, газета «Русь православная», реакции не было) и епископу Хустскому Мефодию (Петровцы), который в результате скандала был вынужден в 1998 г. уйти на покой.

Проверка обвинений в нарушении монашеских обетов не является задачей этой книги. Ограничусь констатацией того, что значительная часть епископата имеет устойчивые «голубые» репутации. Вместе с тем масштаб явления настолько значителен, что бессмысленно загонять его в рамки «конспирологической теории». Очевидно, что епископы и священники с «голубыми» репутациями есть в рядах всех внутрицерковных политико-административных групп. Это делает бессмысленным подсчет рядов «голубого лобби». О нем, как организованной силе, говорят в основном неофиты, желающие привести сложный процесс взаимодействия идейных и административных групп внутри Церкви к простой схеме противостояния «здоровых» и «больных» сил внутри РПЦ.

Опубликовано: 08.01.2014 в 11:07

Рубрики: Лента новостей

НИКОДИМ (Ро­тов Бо­рис Ге­ор­ги­е­вич)​ — ми­тро­по­лит Ле­нин­град­ский и Нов­го­род­ский.

Из се­мьи ин­же­не­ра. В 1947-1949 годы учил­ся в Ря­зан­ском пе­да­го­гическом институте.

Ру­ко­по­ло­жен в диаконы, по­стри­жен в мо­наше­ст­во (1947 год), ру­ко­по­ло­жен в ие­ро­мо­на­хи (1949 год).

Служил в различных хра­мах Яро­слав­ской епар­хии, в 1952 году на­зна­чен кли­ри­ком ка­фед­раль­но­го Фео­до­ров­ско­го со­бо­ра в Яро­слав­ле. Окон­чил за­оч­но Ле­нинградскую ду­хов­ную се­ми­на­рию (ЛДС, 1953 год) и Ле­нинградскую ду­хов­ную ака­де­мию (ЛДА, 1955 год).

В 1956 году на­прав­лен в Русскую ду­хов­ную мис­сию в Ие­ру­са­ли­ме; в 1957 году воз­ве­дён в сан игу­ме­на, на­зна­чен на­чаль­ни­ком мис­сии и воз­ве­дён в сан ар­хи­ман­д­ри­та. С 1959 года заведующий кан­це­ля­ри­ей Московской пат­ри­ар­хии и заместитеть председателя От­де­ла внеш­них цер­ков­ных сно­ше­ний (ОВЦС). В 1960 году на­зна­чен председателем ОВЦС (до 1972 года) и ру­ко­по­ло­жен в епи­ско­пы с ти­ту­лом По­доль­ский, ви­ка­рий Московской епар­хии. В 1960 году вклю­чён в со­став Ко­мис­сии по меж­хри­сти­ан­ским свя­зям при Свя­щен­ном Си­но­де.

Председатель Из­да­тель­ско­го от­де­ла Московской пат­ри­ар­хии (1960-1963 годы), председатель ре­дак­ци­он­ной кол­ле­гии сборника «Бо­го­слов­ские тру­ды» (1960-1967 годы). Осе­нью 1960 года пе­ре­ве­дён на Яро­слав­скую и Рос­тов­скую ка­фед­ру, в 1961 году на­зна­чен по­сто­ян­ным чле­ном Си­но­да, воз­ве­дён в сан ар­хи­епи­ско­па. В 1963 году на­зна­чен председателем Ко­мис­сии по во­про­сам хри­сти­ан­ско­го един­ст­ва; воз­ве­дён в сан ми­тро­по­ли­та и на­зна­чен на Мин­скую и Бе­ло­рус­скую ка­фед­ру. В том же го­ду на­зна­чен ми­тро­по­ли­том Ле­нин­град­ским и Ла­дож­ским, с 1967 году в свя­зи с объ­е­ди­не­ни­ем Ле­нин­град­ской и Нов­го­род­ской епар­хий управ­лял обеи­ми и но­сил ти­тул ми­тро­по­ли­та Ле­нин­град­ско­го и Нов­го­род­ско­го.

По­сле смер­ти пат­ри­ар­ха Мо­с­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия I на По­ме­ст­ном со­бо­ре 1971 года Никодим был од­ним из 3 кан­ди­да­тов на пат­ри­ар­ший пре­стол. С 1974 года Никодим од­но­вре­мен­но яв­лял­ся пат­ри­ар­шим эк­зар­хом Западной Ев­ро­пы. Доктор бо­го­сло­вия (1975 год), почетный доктор Со­фий­ской ду­хов­ной ака­де­мии (1975 год) и Вар­шав­ской хри­сти­ан­ской ака­де­мии (1975 год), почетный член Московской и Ле­нинградской ду­хов­ных ака­де­мий, ря­да за­ру­беж­ных ду­хов­ных ака­де­мий и бо­го­слов­ских фа­куль­те­тов.

В ус­ло­ви­ях жё­ст­ко­го кон­тро­ля со­вет­ской государственной атеи­стической сис­те­мы над РПЦ Никодим пы­тал­ся ис­поль­зо­вать для бла­га Церк­ви ме­ж­ду­народную, ми­ро­творческую и меж­цер­ков­ную дея­тель­ность: ус­та­нав­ли­вал кон­так­ты, об­мен ин­фор­ма­ци­ей с ре­лигиозными дея­те­ля­ми за ру­бе­жом. В начале 1960-х годов ему уда­лось пре­дот­вра­тить на­ме­чен­ное вла­стя­ми за­кры­тие ле­нинградских ду­хов­ных школ. Никодим спо­соб­ст­во­вал уг­луб­ле­нию свя­зей РПЦ с по­ме­ст­ны­ми пра­во­слав­ны­ми церк­ва­ми, воз­глав­лял де­ле­га­ции РПЦ на все­пра­во­слав­ных со­ве­ща­ни­ях 1961, 1963, 1964, 1968 годы.

Сыг­рал зна­чительную роль в про­воз­гла­ше­нии ав­то­ке­фа­лии Пра­во­слав­ной церк­ви в Аме­ри­ке (1970 год) и ав­то­но­мии Японской пра­во­слав­ной церк­ви (1970 год). Под­дер­жи­вал русское ино­че­ст­во на Афо­не. Никодим ини­ции­ро­вал дву­сто­рон­ние бо­го­слов­ские диа­ло­ги РПЦ с еван­ге­лическими церк­ва­ми, церк­ва­ми анг­ли­кан­ско­го ис­по­ве­да­ния и Рим­ско-ка­то­лической цер­ко­вью. По­сле всту­п­ле­ния РПЦ во Все­мир­ный со­вет церк­вей (ВСЦ) в 1961 году Никодим из­бран чле­ном его Центрального комитета, с 1975 года один из пре­зи­ден­тов ВСЦ. В 1971-1978 годы пре­зи­дент, с 1978 года почетный пре­зи­дент Хри­сти­ан­ской мир­ной кон­фе­рен­ции.

Никодим был ав­то­ри­тет­ным зна­то­ком бо­го­слу­же­ния: со­став­лял ака­фи­сты и чи­но­пос­ле­до­ва­ния. Сто­рон­ник час­тич­но­го ис­поль­зо­ва­ния руского языка за бо­го­слу­же­ни­ем. Скон­чал­ся во вре­мя официального ви­зи­та в Ва­ти­кан.

Сочинения:

Ио­анн XXIII, Па­па Рим­ский. , 1984;

Ис­то­рия Рус­ской Ду­хов­ной Мис­сии в Ие­ру­са­ли­ме. Сер­пу­хов, 1997;

Ми­тро­по­лит Ни­ко­дим (Ро­тов) – пра­во­слав­ный бо­го­слов в эпо­ху со­циа­лиз­ма: из бо­го­слов­ско­го на­сле­дия. СПб., 2009.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *