Николая гурьянова

Биография

Недалеко от Пскова на озере есть остров, носящий имя Талабск. Еще его называют остров Залит, потому что раньше на нем располагался колхоз имени Ивана (Яна) Залита. Сорок лет в храме на этом острове служил отец Николай Гурьянов, протоиерей, один из самых почитаемых старцев рубежа ХХ и ХХI веков.

Детство и юность

24 мая 1909 года в селе Чудские Заходы под Гдовом в обычной православной семье родился ребенок. Нарекли младенца при крещении Николаем, в честь Святителя Николая Чудотворца. Его отец Алексей Степанович Гурьянов, регент церковного хора, умер достаточно молодым, в 1914 году. И на плечи матери Екатерины Степановны легли заботы о четырех сыновьях. Все братья Николая пошли в отца – обладали музыкальным слухом. Старший Михаил даже преподавал в Санкт-Петербургской консерватории. И всех унесла война.

Портрет Николая Гурьянова

У матери остался один Николай, и ему довелось заботиться о матери, которая, как могла, помогала сыну в его служении Богу до своей смерти в 1969 году. Такое развитие событий предвидел отец, сказав однажды жене, что именно этот сын ее в старости «доглядит». В юности Николай Гурьянов, обладавший резким характером, приложил много усилий, чтобы научиться не вспыхивать из-за пустяка.

Нет сомнений, что в этом юноше помогала вера. С раннего возраста Николай воспитывался по православным традициям, прислуживал в алтаре местного храма, иногда ездил с богомольцами в паломничество по святым местам. Так, еще в юности он побывал на острове Талабск, на котором прожил потом столько лет.

Николай Гурьянов

Николай окончил педагогический техникум в Гатчине, поступил в Ленинградский педагогический институт, и тут перед ним встал выбор между верой и более-менее спокойной жизнью в стране, отрицавшей Бога. В 1929 году Гурьянова отчислили с первого курса университета, потому что он выступил против закрытия некоего храма.

Это выступление закрытию храма не помешало, но при этом закрыло юноше дорогу к университетскому диплому. И, конечно, НКВД обратил на поборника веры пристальное внимание. Николай вернулся в родное село, служил псаломщиком и одновременно учил детей математике, физике и биологии.

Житие

Коммунистические гонения на церковь выражались не только в закрытии храмов, но и в репрессиях в отношении церковнослужителей. Многие попали в лагеря, и Николай Гурьянов в том числе. Его арестовали за религиозную пропаганду. До суда будущий талабский старец несколько месяцев просидел в ленинградских печально знаменитых «Крестах», а после оглашения приговора отбывал срок в Сыктывкаре, в одном из «островков» страшного «архипелага ГУЛАГ». Там заключенные в нечеловеческих условиях строили железную дорогу, Николай стал инвалидом – обе его ноги были покалечены.

Молодой священник Николай Гурьянов

По одним сведениям, он был освобожден в 1937 году, а по другим – в 1942-м. После освобождения Николай как репрессированный не смог получить прописку в Ленинграде. Пришлось поселиться в Тосненском районе. Там Гурьянову повезло – в сельских школах не хватало учителей, и он получил работу, несмотря на то, что у него не было высшего образования, а судимость, напротив, была.

Когда началась Великая Отечественная война, учителя-инвалида в армию не взяли. Кроме того, тогда вспомнили и про его судимость. Когда Ленинград был взят в кольцо блокады, Николай оказался на территории, оккупированной фашистами, и был принудительно выслан в Прибалтику.

Икона Николая Гурьянова

Именно в оккупации Гурьянов окончательно посвятил себя Богу. В феврале 1942 года, 8 числа, он был рукоположен в сан диакона. Совершил обряд рукоположения митрополит Сергий (Воскресенский). Одновременно с саном Николай принял целибат – обет безбрачия до конца жизни. А уже 15 февраля 1942 года получил священный сан. После окончания богословских курсов Николай уехал в Ригу, где служил в женском Свято-Троицком монастыре священником. Потом почти год был уставщиком Свято-Духовского монастыря в Вильнюсе.

С 1943 года Гурьянов был настоятелем храма Святого Николая в селе Гегобросты в Литве. В 1956 году отец Николай получил сан протоиерея. По воспоминаниям его прихожанки Риммы Орловой, отец Николай отличался добротой и приветливостью, служил вдохновенно, светясь, вовлекая всех прихожан в действо богослужения.

Николай Гурьянов во дворе своего дома

Не монах, он вел более строгую жизнь, чем монашеская. Аскезу соблюдал во всем – в молитве, посте, человеческих отношениях. И беззаветно служил Богу, подавая пример всем окружающим. Не зря его приход называли «оазисом православного благочестия» посреди католической Литвы.

Служение отец Николай совмещал с учебой – в 1951 году получил диплом Виленской духовной семинарии, затем учился заочно в Ленинградской духовной академии. А в 1958 году уехал служить Богу на остров Талабск, связав с ним навсегда свою биографию. Люди, близко знавшие Гурьянова, вспоминали, что название места служения назвал отцу Николаю некий старец, к которому тот ездил.

Остров Талабск, где жил Николай Гурьянов

Конец 1950-х и начало 1960-х – время хрущевской антирелигиозной кампании, когда власти объявили близкую победу над мракобесием, имея в виду православие. Потому на Талабске Николая и его мать встретили с подозрительностью. Но доброжелательность, кротость и терпение священника помогли установлению добрых отношений с местными жителями.

Своими руками отец Николай восстанавливал свой полуразрушенный храм – красил стены, крыл заново крышу. Сам, без помощи епархии, искал средства на материалы для ремонта. Собственноручно пек просвирки, когда в церкви уже начались службы. А еще – помогал всем, кому мог, присматривал за пожилыми, нянчил детей, сажал деревья на острове.

Икона Николая Гурьянова

В первые годы, уже наладив добрососедские отношения с жителями Талабска, Николай зачастую вел богослужения без паствы – люди не шли в церковь под влиянием антирелигиозной пропаганды. Одна из сельчанок даже написала донос на священника. На остров приехал представитель власти, нахамил, нагрубил и заявил, что завтра заберет протоиерея.

Всю ночь отец Николай молился, и утром начались чудеса, или стечение обстоятельств, как кому больше нравится считать. На озере началась буря, и три дня с материка на остров было не добраться. А потом власти вроде бы забыли о Гурьянове.

Николай Гурьянов в саду

В 1970-е годы Николай Гурьянов, которого уже называли старец Николай, обрел небывалую славу. Его пророчества сбывались, а потому люди ехали к нему со всех концов Советского Союза. Старец безошибочно называл незнакомых по имени, предупреждал об угрожающих им опасностях, говорил, как их избежать.

Жалел бесноватых, проводил обряд изгнания бесов, вымаливал у Бога исцеление от неизлечимых болезней. Николай Гурьянов, помимо прочего, был очень тактичен в своих проповедях и высказываниях, давал наставления, не унижая достоинства человека, обратившегося за помощью.

Николай Гурьянов

В 1988 году старец удостоился митры и права служения с открытыми Царскими Вратами до «Херувимской», а в 1992 – права служения литургии с открытыми Царскими Вратами до «Отче наш». Это – высшее церковное отличие для протоиерея. Ходили слухи, что Николай Гурьянов тайно был рукоположен в сан епископа, но тогда ставятся под сомнения эти награды, ведь епископский сан сам по себе дает такие права.

В поздний советский и постсоветский периоды, когда церковь стала получать поддержку государства, выросло число почитателей старца Николая как среди россиян, так и среди православных за рубежом. В Канаде по его благословению основали скит.

Николай Гурьянов и Валериан Кречетов

За благословением к старцу приезжали Ольга Кормухина, Константин Кинчев и другие известные творческие люди. Кроме того, в конце 1990-х старец предсказал будущее России, и об истинном смысле этих пророчеств спорят по сей день.

Как написал Игорь Изборцев, автор книги о старце, остров Талабск называли островом Православия. Собственно, отец Николай и был для верующих «благодатным островом». В одном интервью старца спросили, что его беспокоит в современниках. И он ответил: «Безверие».

«Ходи в храм и веруй Господу. Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец» — эту цитату старца Николая нужно запомнить каждому православному христианину.

Смерть

Житие отца Николая Гурьянова завершилось с его смертью 24 августа 2002 года на острове Талабск. Там он и похоронен.

Похороны Николая Гурьянова

На похоронах старца собрались более 3 тыс. верующих. Паломники по сей день приезжают на могилу старца.

Бог и душа

Приехав сюда никому не известным священником, возбуждавшим подозрения у неверующего населения, через несколько лет он снискал искреннее и глубокое уважение рыбаков. Поселившись вместе с матерью в самом крошечном домике на окраине поселка, он служил один, своими силами ремонтировал церковь, латал и перекрывал кровлю, пек просфоры, а в свободное время, не ожидая просьбы о помощи, появлялся на пороге домов тех, кто больше всего нуждался в поддержке. Семьи рыбаков подолгу оставались без кормильцев. Незлобивый и кроткий, батюшка выполнял работы по хозяйству, оставался с детьми, помогал престарелым и немощным. Многие с благодарностью вспоминали потом его заботу о семьях, где хозяин выпивал. Отец Николай мог, например, вынуть бутылку у пошатывающегося мужичка и тут же разбить ее: его тихое слово покорно принимали люди, казавшиеся безнадежно опустившимися.

В первые годы было и тяжело. Порой подступало уныние: годами он служил в пустом храме. Приходила и мысль уехать с этой тяжелой земли. Но однажды, когда вещи были уже уложены, его остановил детский голос — крошечный ребенок, почувствовав его грусть, вдруг горячо попросил его не уезжать. Батюшка принял детские слова, как изъявление воли Божией и напоминание об указании служить здесь, данном ему через старца. Шло время — отец Николай терпеливо продолжал нести свой крест. Через несколько десятков лет, Талабск, представлявший собой в момент его приезда пустынный островок, покрылся садиками и островками зелени, которые батюшка высаживал и заботливо поддерживал, таская по сотне ведер воды с озера. Озеленение острова было особым его подвигом. С материка и из паломнических поездок, он привозил саженцы, составившие знаменитый «сад памяти», напоминавший ему о местах его заключения. Он почти не спал: днем служил и работал, а ночью молился.

Наконец, «сухая почва» дала всходы. Отношение рыбаков к батюшке обнаружил следующий эпизод: когда одна жительница поселка под давлением уполномоченных написала донос на отца Николая, грозивший ему новым заключением, рыбаки выразили ей единодушное порицание — никто из вернувшихся с лова не положил по обычаю на ее тарелку рыбы. С этого времени в церковь потянулся народ. Тогда, в 60-е годы, во время усиления гонения на храмы, к отцу Николаю пожаловали представители местной власти, разговаривая очень грубо и пообещав на следующий день вернуться за ним. Батюшка всю ночь простоял на молитве, а наутро на озере поднялась страшная буря, которая не утихала в течение трех дней. Талабск стал недоступен. После того, как буря стихла, об отце Николае как-то забыли и больше не трогали.

Старец Николай Гурьянов

В один из дней в конце мая, по одним сведениям в 1909-м, а по другим – в 1910-м году, в селе Чудские Заходы Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии в благочестивой купеческой семье родился мальчик, нареченный в крещении Николаем в честь одного из самых почитаемых в России святых — Святителя Николая Мирликийского-Чудотворца. Был он третьим сыном в семье, и как будто, ничем не отличался от старших братьев, но именно ему был уготован путь особый. —

Пройдут годы, и он окажется в ряду чудом выживших в 20-е – 30-е гг. православных священников. Схиархимандрит Захария из Троице-Сергиевой Лавры и схиархиепископ Антоний (Абашидзе) из Киево-Печерского монастыря, московский старец — святой праведный Алексий Мечев и архимандрит Серафим (Тяпочкин), преподобномученик Амфилохий Почаевский и недавно почивший архимандрит Иоанн (Крестьянкин), — вот только наиболее известные из них.

Все они разделили удел исповедников и были удостоены Богом высоких духовных дарований. Их прозорливость — способность предсказывать события будущей жизни, а порой — и знание о прошлом людей и совершенных ими ошибках, дар исцеления и изгнания нечистых духов — привлекали к ним верующих со всех концов России.

Память

Фильм «Слово истины», снятый в 2003 году, рассказывает, что старец поддерживал царебожие и призывал к канонизации Григория Распутина и Иоанна Грозного. Но, как считают поклонники Николая Гурьянова, в последние годы старец по немощи своей зависел от окружения, которое и стало выдавать всякие домыслы за речи батюшки. Их мнение подтверждает статья Юрия Максимова в журнале «Благодатный огонь». А вот то, что отец Николай уважительно отзывался о царской семье, все-таки похоже на истину.

Могила Николая Гурьянова

Создано Общество ревнителей памяти праведного Николая Псковоезерского (Николая Гурьянова). Существуют икона, а также Акафист и Канон иже во Святых отцу нашему Праведному Николаю Псковоезерскому, Архиерею Божию.

В серии «Люди Божии» издательства Сретенского монастыря напечатана книга «Протоиерей Николай Гурьянов». Любому пользователю Интернета доступны фото старца.

«Последние времена» в христианстве

В христианстве «последними» называют те времена, которые наступят непосредственно перед Вторым Пришествием Христа и концом мира. Точный срок наступления последних времён не знает никто, кроме самого Бога (Мф. 24:36). Однако Всевышний через апостолов открыл людям признаки приближения конца мира. По этим признакам можно оценивать справедливость того, что говорят старцы о последних временах.

В Библии указано, что в последние времена евангельская проповедь распространится среди всех народов (Мф. 24:14). Но в то же время появится множество лжепророков, которые будут соблазнять людей и губить их души (Мф. 24:24). Также в людях оскудеет вера и любовь (Мф. 24:12), человечество будет страдать от войн (Лк. 21:9) и природных катаклизмов (Лк. 21:26). Как плод всех этих грехов явится антихрист. Он будет выдавать себя за Мессию и прельщать людей ложными чудесами по велению сатаны (2Фес. 2:8).

Концу времён и событиям после Второго Пришествия Христа также посвящена последняя книга Нового Завета – «Откровение Иоанна Богослова» или «Апокалипсис». Она была написана апостолом Иоанном в ссылке на острове Патмос под воздействием Святого Духа.

Протоиерей Николай Гурьянов — православный старец нашего времени

Старцы о последних временах

Часто верующие люди задаются вопросом «Что говорили православные старцы о последних временах?». Преподобный Паисий Святогорец (1924-1994) предсказывал, что христиане в период царствования антихриста не будут иметь права покупать пищу. Но они смогут питаться с помощью домашних животных и земледелия. Старец говорил, что Бог не оставит верных христиан и эти тяжёлые годы пройдут для них быстро и незаметно (Паисий Святогорец «Слова. Т.2. Духовное пробуждение»).

Преподобный Лаврентий Черниговский (1868-1950) говорил о великой войне в конце времён. После неё уцелевшие государства изберут единого мирового правителя – антихриста. Слабых людей Бог заберёт, остальные же очистятся благодаря скорбям и болезням. Самые сильные будут уготованы для встречи со Христом во время его Второго Пришествия (Лаврентий Черниговский «Житие, поучения, пророчества и акафист»).

Известны и пророчества старцев о России в последние времена. Преподобный Серафим Вырицкий (1866-1949) ещё в первой половине 20 века говорил о том, что перед приходом антихриста Россию ждёт духовный расцвет, возвращение людей к вере, открытие многих храмов. Потом же будет большая война, в которой Россия потеряет часть территории, но выстоит. Другие государства выберут мировое правительство, которое будет предтечей власти антихриста, и начнется гонение христиан. (Серафим Вырицкий «Житие. Пророчества. Акафист»).

Ложные предсказания «старцев» о последних временах

Следует помнить, что православные пророчества о последних временах нужно узнавать прежде всего из Священного Писания. Это прямое Откровение Господа, данное нам через апостолов. Можно прислушиваться и к словам святых старцев из достоверных источников.

Но важно понимать, что святые могут ошибаться. Особенно если речь идёт не об откровениях свыше, а о личных рассуждениях и прогнозах. Нужно крайне осторожно и критично воспринимать пророчества сомнительного происхождения. Это может быть откровенная выдумка, сильно искажённые или дополненные пророчества святых о последнем времени. Например, известны случаи, когда подлинные пророчества Серафима Саровского распространялись с добавлением чужих фраз.

Одним из источников ложных предсказаний являются так называемые «лжестарцы». Ими могут быть обычные монахи или священники, которые возомнили себя праведниками и считают свою волю Божьей. Святитель Игнатий Брянчанинов в своём труде «Приношение современному монашеству» говорит, что образ мыслей лжестарцев есть «самообольщение и бесовская прелесть». Если настоящий старец является искусным духовным врачом, который лишь советует и мягко направляет, то лжестарец считает своё мнение безошибочным и требует слепого повиновения. Нередко организованные поездки к определенному лжестарцу являются прибыльным бизнесом.

В начале 20 века сектанты от имени святого Иоанна Кронштадтского распространяли ложные пророчества о конце света в 1910 году. В Пензенской области в 2006-2008 годах психически нездоровый человек возомнил себя духовным лидером и стал управлять группой доверчивых людей. Он «назначил» конец света на март 2008 года. Запуганные им люди переселились в землянки, угрожая покончить с собой в случае насильственной эвакуации

Как видим, лжепророчества являются опасным инструментом, с помощью которого дьявол и его служители отдаляют людей от подлинно духовной жизни. Об этом нас предупреждал Иисус Христос:

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7: 15).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *