Николая в толмачах

Храм Святителя Николая известен тем, что именуют его чаще храм-музей, и это не случайно. Расположен он на территории известной не только в России, но и на весь мир Третьяковской галереи. Вероятно, потому местные жители называют эту церковь храмом в Третьяковке.

История возведения

Толмачами некогда именовался весь район — пересечение Большого и Малого Толмачевских переулков, где и была выстроена церковь. Известен тот факт, что во время Отечественной войны 1812 года, Храм Святителя Николая оказался единственным зданием, уцелевшим в этой части города среди пожаров. Но к большому сожалению, храм пустовал — окрестные дома сгорели, и люди вынуждены были покинуть эти места.

Храм-музей Святителя Николая в Толмачах, Москва

История храма Святого Николая Чудотворца началась в 1625 году, о чем свидетельствует запись в Приходской книге Патриаршего приказа. Изначально храм был деревянным, однако известно, что церковь в 1697 году была перестроена и возведена из камня. Сошествию Святого Духа был изначально посвящен главный престол храма, а Никольский престол в этот период находился в трапезной.

В разное время (17-18 вв.) церковь именовалась то «Сошественской», то вновь ей возвращалось имя Святителя Николая. Примерно в это время был выстроен и Покровский придел церкви, на те средства, которые пожертвовала вдова купца Демидова. Однако, на этом переустройство храма не окончилось, и в 1834 году началась перестройка трапезной, проект которой разработал Федор Шестаков, также храм в это время обзавелся новой колокольней.

Как и многие храмы в стране, во времена советской власти, церковь была закрыта, однако, в 1993 году, после ряда восстановительных работ, была вновь открыта для прихожан.

Деревянная или каменная?

Примерно в середине XVII века на горе возвели деревянную церковь. Официально считается, что это произошло в 1649 году. Позже храм сгорел и был отстроен заново в камне… Однако в начале 2000-х годов, когда община занялась восстановлением Никольского храма, рабочие вдруг обнаружили надгробную плиту с датой смерти некогда погребенного под ней человека — 1609 год. Тогда же в земле нашли небольшие кирпичи, называвшиеся «алевизовскими», так как первым их стал использовать итальянский архитектор Алевиз Новый в начале XV века. Так что возникло предположение (правда, пока так и оставшееся гипотезой), что еще в начале XVII столетия на горе имелся каменный храм.

Новый каменный Никольский храм на щепах

Так или иначе, построенная в 1649 году церковь со временем была уничтожена все тем же безжалостным «красным петухом», а в 1686 году Патриарх Иоаким дал добро на возведение нового каменного храма. На строительство активно выделяли деньги члены царской семьи — главный крест, венчавший церковь, украшает корона.

Рядом с новой узорочной церковью возвели здание приходской школы. В начале 1770-х годов в трапезной Никольского храма устроили придел Симеона и Анны Пророчицы. Инициатором его создания стала супруга титулярного советника Михаила Иванова — Анна Ивановна.

Примечания

XIX век

Во время пожара Москвы 1812 года храм Николая Чудотворца на Щепах сильно пострадал. На ремонт нашлись средства только после того, как Отечественная война закончилась. Прихожане собрали необходимые деньги и восстановили свой храм. При новом освящении прежний придел Феодосия Киовиарха получил новое посвящение — в честь апостолов Петра и Павла. Через год к храму пристроили боковой придел, а кроме того, возвели колокольню.

Новый цикл ремонтных работ начался в конце XIX века. В 1882 году у церкви появился северный придел, спроектированный архитектором Николаем Финисовым. Еще через несколько лет добавился южный придел — туда решено было перенести престол Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

  1. Распоряжение № 02/1893 от 27 августа 2020 года // протоиерею Валерию Буланникову — Московская городская епархия Русской Православной Церкви
  2. Контакты | Храм святителя Николая в Новой Слободе
  3. 123456
    Храм Николая Чудотворца с картины Сурикова «Боярыня Морозова» должен находиться под охраной государства — Новости — Трибуна
  4. 12
  5. 12345
    Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 176—178
  6. 123456
  7. Четверик. Подробно об архитектурном термине
  8. 12
    Храмы моего города. Храм святителя Николая в Новой Слободе. — Радио ВЕРА
  9. 1234
    Верующие добиваются возвращения Никольского храма в Новой Слободе / Православие.Ru
  10. 123
    Общине храма святителя Николая Мирликийского в Новой слободе будет передано здание причта / Новости / Патриархия.ru
  11. 16 символов, зашифрованных в картине «Боярыня Морозова» | Публикации | Вокруг Света
  12. 12
    Лавринов Валерий, протоиерей. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. (Материалы по истории Церкви. Книга 54). М. 2020, стр. 670
  13. 123
    Храм, Музей атеизма, Союзмультфильм… и снова Храм | RussianRealty
  14. Наш старый добрый «Союзмультфильм» : Daily Culture
  15. Призраки прошлого: Союзмультфильм в Новой слободе | MOSCOWDAYSBLOG
  16. 12
    И наконец построили! – Огонек № 9 (5505) от 12.03.2018
  17. Совет по кинематографии обсудил поддержку российского кино – Культура – Коммерсантъ
  18. 12
    Росимущество передало РПЦ здание студии «Союзмультфильм» :: Общество :: РБК
  19. Подписан приказ о передаче РПЦ здания «Союзмультфильма» — Недвижимость РИА Новости, 19.10.2017
  20. В Минкультуры пояснили, почему «Союзмультфильм» остался без здания на Долгоруковской — Общество — ТАСС
  21. «Союзмультфильм» освобождает для Церкви храм Святителя Николая — Татьянин День
  22. Интерфакс-Религия: «Союзмультфильм» освобождает здание бывшего храма на Долгоруковской улице
  23. Росимущество передало Русской Православной Церкви бывшее здание «Союзмультфильма» | Храм святителя Николая в Новой Слободе
  24. https://www.rosim.ru/press/news/325882?fbclid=IwAR0DEG80lA-upYzTwFxnuJy_GqsZLoLhfUAI9wddV3hsrIBcUY3tBN0b4Yc
  25. Росимущество передало Церкви здание бывшего храма святителя Николая в Новой Слободе / Православие.Ru
  26. Первая Литургия в разрушенном храме | Храм святителя Николая в Новой Слободе
  27. Впервые за 85 лет в Свято-Никольском храме в Новой Слободе города Москвы совершено богослужение архиерейским чином | Храм святителя Николая в Новой Слободе
  28. Новости | Храм святителя Николая в Новой Слободе
  29. Средство массовой анимации – Деньги – Коммерсантъ

После революции

После революции храм Николая на Щепах долго не закрывали. Так что на какое-то время она превратилась в своего рода хранилище для святынь из соседних церквей… Все изменилось в 1936 году — Николощеповский храм тоже закрыли, все реликвии вывезли, барабаны и верхние ярусы колокольни снесли, само сооружение начали было разбирать, но потом передумали: то, что осталось от колокольни, превратили в заводскую проходную. А бывшее церковное здание отдали, как говорится, под производственные нужды: надстроили еще несколько этажей, внутри возвели межкомнатные перекрытия и организовали там завод.

По церковному погосту прошлись бульдозерами, сровняли с землей все могилы и проложили на этом месте 1-й Николо-Щеповский переулок.

Когда началась Великая Отечественная война, то на предприятии в бывшем храме выпускали артиллерийские снаряды. После войны завод перевели на мирные рельсы и наладили выпуск медалей, значков и спортивных кубков.

В 1970-х годах за храм на щепах впервые с начала века взялись реставраторы. Они провели пробную расчистку фасадов, и под слоем штукатурки обнаружили сохранившийся декор XVII века. В этой связи в 1983 году церковное строение внесли в список зданий для постановки на государственную охрану. А через десять лет помещение было решено передать верующим.

Возрождение

Богослужения в храме Николая Чудотворца на Щепах возобновились почти сразу, и сразу же началась и реставрация. Учитывая то, в каком состоянии достался общине храм, работы предстояли долгие и кропотливые. Начали с масштабной реконструкции самого здания и восстановления куполов, а также колокольни. Между прочим, звонница Николощеповской церкви считается одной из лучших в Москве. На ней — девять колоколов, причем главный из них весит две с половиной тонны!

В 2002 году над храмом снова засияли позолоченные кресты и начались работы по восстановлению интерьеров. Благодаря усилиям меценатов, мастера воссоздали резной иконостас, и через шесть лет состоялось малое освящение основного придела храма.

Прошел еще год, и на стенах бокового придела Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы снова появились росписи.

Говорят, что, когда церковное здание было освобождено от лесов, жители соседних домов долго удивлялись, — мол, церкви здесь прежде не было! Многие и не подозревали, что изуродованная постройка на их улице — на самом деле прекрасная церковь!

Отрывок, характеризующий Церковь Николая Чудотворца в Новой слободе

Стелла первая высунула свою рыжую головку наружу… – Никого! – обрадовалась она. – Ух ты, какой же это ужас!.. Я, конечно, не вытерпела и полезла за ней. Там и правда был настоящий «ночной кошмар»!.. Рядом с нашим странным «местом заточения», совершенно непонятным способом, повешенные «пучками» вниз головой, висели человеческие сущности… Они были подвешены за ноги, и создавали как бы перевёрнутый букет. Мы подошли ближе – ни один из людей не показывал признаков жизни… – Они же полностью «откачаны»! – ужаснулась Стелла. – У них не осталось даже капельки жизненной силы!.. Всё, давайте удирать!!! Мы понеслись, что было сил, куда-то в сторону, абсолютно не зная – куда бежим, просто подальше бы от всей этой, замораживающей кровь, жути… Даже не думая о том, что можем снова вляпаться в такую же, или же ещё худшую, жуть… Вдруг резко потемнело. Иссиня-чёрные тучи неслись по небу, будто гонимые сильным ветром, хотя никакого ветра пока что не было. В недрах чёрных облаков полыхали ослепительные молнии, красным заревом полыхали вершины гор… Иногда набухшие тучи распарывало о злые вершины и из них водопадом лилась тёмно-бурая вода. Вся эта страшная картинка напоминала, самый жуткий из жутких, ночной кошмар…. – Папочка, родимый, мне так страшно! – тоненько взвизгивал, позабыв свою былую воинственность, мальчонка. Вдруг одна из туч «порвалась», и из неё полыхнул ослепительно яркий свет. А в этом свете, в сверкающем коконе, приближалась фигурка очень худого юноши, с острым, как лезвие ножа, лицом. Вокруг него всё сияло и светилось, от этого света чёрные тучи «плавились», превращаясь в грязные, чёрные лоскутки. – Вот это да! – радостно закричала Стелла. – Как же у него это получается?!. – Ты его знаешь? – несказанно удивилась я, но Стелла отрицательно покачала головкой. Юноша опустился рядом с нами на землю и ласково улыбнувшись спросил: – Почему вы здесь? Это не ваше место. – Мы знаем, мы как раз пытались выбраться на верх! – уже во всю щебетала радостная Стелла. – А ты поможешь нам вернуться наверх?.. Нам обязательно надо быстрее вернуться домой! А то нас там бабушки ждут, и вот их тоже ждут, но другие. Юноша тем временем почему-то очень внимательно и серьёзно рассматривал меня. У него был странный, насквозь пронизывающий взгляд, от которого мне стало почему-то неловко. – Что ты здесь делаешь, девочка? – мягко спросил он. – Как ты сумела сюда попасть? – Мы просто гуляли. – Честно ответила я. – И вот их искали. – Улыбнувшись «найдёнышам», показала на них рукой. – Но ты ведь живая? – не мог успокоиться спаситель. – Да, но я уже не раз здесь была. – Спокойно ответила я. – Ой, только не здесь, а «наверху»! – смеясь, поправила меня моя подружка. – Сюда мы бы точно не возвращались, правда же? – Да уж, я думаю, этого хватит надолго… Во всяком случае – мне… – меня аж передёрнуло от недавних воспоминаний. – Вы должны отсюда уйти. – Опять мягко, но уже более настойчиво сказал юноша. – Сейчас. От него протянулась сверкающая «дорожка» и убежала прямо в светящийся туннель. Нас буквально втянуло, даже не успев сделать ни шагу, и через какое-то мгновение мы оказались в том же прозрачном мире, в котором мы нашли нашу кругленькую Лию и её маму. – Мама, мамочка, папа вернулся! И Велик тоже!.. – маленькая Лия кубарем выкатилась к нам навстречу, крепко прижимая к груди красного дракончика.. Её кругленькая мордашка сияла солнышком, а сама она, не в силах удержать своего бурного счастья, кинулась к папе и, повиснув у него на шее, пищала от восторга. Мне было радостно за эту, нашедшую друг друга, семью, и чуточку грустно за всех моих, приходящих на земле за помощью, умерших «гостей», которые уже не могли друг друга так же радостно обнять, так как не принадлежали тем же мирам… – Ой, папулечка, вот ты и нашёлся! А я думала, ты пропал! А ты взял и нашёлся! Вот хорошо-то как! – аж попискивала от счастья сияющая девчушка. Вдруг на её счастливое личико налетела тучка, и оно сильно погрустнело… И уже совсем другим голосом малышка обратилась к Стелле: – Милые девочки, спасибо вам за папу! И за братика, конечно же! А вы теперь уже уходить будете? А ещё когда-то вернётесь? Вот ваш дракончик, пожалуйста! Он был очень хороший, и он меня очень, очень полюбил… – казалось, что прямо сейчас бедная Лия разревётся навзрыд, так сильно ей хотелось подержать ещё хоть чуть-чуть этого милого диво-дракончика!.. А его вот-вот увезут и уже больше не будет… – Хочешь, он ещё побудет у тебя? А когда мы вернёмся, ты его нам отдашь обратно? – сжалилась над малышкой Стелла. Лия сначала ошалела от неожиданно свалившегося на неё счастья, а потом, не в состоянии ничего сказать, так сильно закивала головкой, что та чуть ли не грозилась отвалиться… Простившись с радостным семейством, мы двинулись дальше. Было несказанно приятно опять ощущать себя в безопасности, видеть тот же, заливающий всё вокруг радостный свет, и не бояться быть неожиданно схваченной каким-то страшно-кошмарным ужастиком… – Хочешь ещё погулять? – совершенно свежим голоском спросила Стелла. Соблазн, конечно же, был велик, но я уже настолько устала, что даже покажись мне сейчас самое что ни есть большое на земле чудо, я наверное не смогла бы этим по-настоящему насладиться… – Ну ладно, в другой раз! – засмеялась Стелла. – Я тоже устала. И тут же, каким-то образом, опять появилось наше кладбище, где, на той же скамеечке, дружно рядышком сидели наши бабушки… – Хочешь покажу что-то?… – тихо спросила Стелла. И вдруг, вместо бабушек появились невероятно красивые, ярко сияющие сущности… У обоих на груди сверкали потрясающие звёзды, а у Стеллиной бабушки на голове блистала и переливалась изумительная чудо-корона… – Это они… Ты же хотела их увидеть, правда? – я ошалело кивнула. – Только не говори, что я тебе показывала, пусть сами это сделают. – Ну, а теперь мне пора… – грустно прошептала малышка. – Я не могу идти с тобой… Мне уже туда нельзя… – Я обязательно приду к тебе! Ещё много, много раз! – пообещала от всего сердца я. А малышка смотрела мне вслед своими тёплыми грустными глазами, и казалось, всё понимала… Всё, что я не сумела нашими простыми словами ей сказать. Всю дорогу с кладбища домой я безо всякой причины дулась на бабушку, притом злясь за это на саму себя… Я была сильно похожа на нахохлившегося воробья, и бабушка прекрасно это видела, что, естественно, меня ещё больше раздражало и заставляло глубже залезть в свою «безопасную скорлупу»…. Скорее всего, это просто бушевала моя детская обида за то, что она, как оказалось, многое от меня скрывала, и ни чему пока не учила, видимо считая меня недостойной или не способной на большее. И хотя мой внутренний голос мне говорил, что я тут кругом и полностью не права, но я никак не могла успокоиться и взглянуть на всё со стороны, как делала это раньше, когда считала, что могу ошибаться…

Внутри

Внутреннее пространство Николо-Щеповской церкви организовано традиционно для русских православных храмов, выстроенных «кораблем» с запада на восток: притвор (подколокольное помещение) -тралезная — придел — собственно храм — алтарь.

Когда смотришь на внутреннее убранство храма, с трудом верится, что еще четверть века назад здесь царило запустение. Сегодня о былом поругании напоминает, пожалуй, лишь тот факт, что настенные росписи кое-где не окончены. Основное помещение храма и придел расписаны целиком, в трапезной еще остается немало «белых пятен».

К стенописи подходят с большой тщательностью, фрески выполняются с огромным художественным мастерством в соответствии с изографическими традициями, с преобладанием в цветовой гамме спокойных тонов охры и лазури, придающей изображениям объем.

Храм вполне просторный. Хотя внутреннее пространство поделено на четыре зоны (не считая притвора и алтаря), они не выглядят обособленными. Переходы из трапезной в придел и основную часть храма — широкие арки. В основном объеме, справа и слева от арочного проема, — винтовые лестницы на хоры, сами хоры — разнесенные надвое, в стенах над ними заметны отверстия голосников. Свод сомкнутый, полностью покрытый фресками.

Главный иконостас шестиярусный, резной, золоченный, современной работы, но воспроизводящий тот, что был в храме до революции. Его смогли воссоздать благодаря сохранившимся фотографиям. Иконостас придела — небольшой трехъярусный. Придел сообщается арочными проемами как с основной частью храма, так и с трапезной, и сам разделен надвое; в западной его части располагается крестильня с купелью. Стену над ней украшает ростовое живописное изображение Богоматери иконографического типа «Оранта».

Современное состояние

Современный храм был построен в 1834 году, проект его был выполнен архитектором Федором Шестаковым. В отличие от старого храма, церковь стала трехпрестольной, главный престол которой был освящен в честь Сошествия Святого Духа, а два придела посвящены святителю Николаю Мирликийскому и Покрову Пресвятой Богородицы.

Божественная литургия в храме святителя Николая

В 1992 году храм был полностью реставрирован, и здание его было причислено к собственности Государственной Третьяковской галереи.

Интересно! Во время богослужений храм открыт для прихожан, все остальное время храм используется как один из залов галереи, принимая большое количество экскурсантов.

Описание

Удивителен тот факт, что по типу застройки храм Николая Чудотворца в Толмачах является домовым храмом, который обычно располагался в здании больниц, вокзалов или на территории дворянских усадеб. Обычно это была небольшая церковь, имеющая довольно скромный иконостас и алтарь. К тому же такая церковь обычно перестраивалась из каких-либо других помещений, не используемых для богослужений.

Церковь Святителя Николая полностью соответствует вышесказанному, ее не отличает уникальность архитектуры, что продиктовано, прежде всего, расположением храма.

Интерьер храма святого Николая в Толмачах

Деятельность прихода

При храме Святителя Николая открыта воскресная школа для детей, также проводятся курсы катехизиса для взрослых. Имеется при храме и библиотека христианских книг.

Святыни

Среди особо значимых святынь храма следует назвать такие иконы, считающиеся чудотворными, как:

  • икона Божией Матери Владимирская;
  • икона Иверской Божией Матери;
  • икона Божьей Матери «Утоли мои печали»;
  • икона преподобного Андрея Рублева «Троица».

Владимирская икона Пресвятой Богородицы в храме святителя Николая

Кроме того, в храме хранится Дмитровский крест и ковчег с мощами некоторых святых.

Престольные праздники

Основными престольными праздниками храма являются:

  • 22 мая — праздник перенесения мощей святого Николая Чудотворца;
  • 14 октября — день Покрова Пресвятой Божией Матери;
  • 17 июня — день Святого Духа.

Как добраться

Храм в Толмачах расположен по адресу: Малый Толмачевский переулок, д. 9. Самый простой способ добраться к храму — на метро, доехав до станции «Третьяковская», а затем спустя 5 минут пешего хода, вы окажетесь у Третьяковской галереи.

Что посмотреть

Самой известной достопримечательностью храма является икона кисти одного из самых известных живописцев — Андрея Рублева — «Троица». Увидеть ее стремятся как верующие люди, пришедшие на службу в храм, так и посетители галереи.

Фильм об уникальном храме-музее Святителя Николая в Толмачах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *