О тщеславии

Многие родители сейчас по максимуму ограничили социальные контакты детей, в том числе перестали водить их на кружки и секции. И в этом есть большой плюс, считает мама двоих детей Ольга Восканян. Белоруска уверена, что развивающие детские центры зачастую нужны родителям «для галочки». А детям гораздо важнее проводить время с папой и мамой.

Источник фото: архив героини

Я мама двоих замечательных и очень шустрых мальчиков (9 и 5 лет). С первым ребенком я ходила в развивающие центры, читала про социализацию и очень много об этом беспокоилась, как и любая молодая неопытная мама.

Конечно, я занималась с ним дома и читала много статей о детском развитии, волновалась о том, что если сейчас не научить ребенка этому и этому (и здесь длинный список), то потом будет поздно. И мы ходили в различные центры.

Мой мальчик был одним из самых сообразительных во всех «развивашках». И так получалось, что мы ходили туда не для того, чтобы узнавать что-то новое или развиваться, а чтобы как будто хвастаться и констатировать тот факт, что ребенок это все уже умеет. То есть я просто убеждалась, что он не хуже других и с нами все нормально.

Читайте также: Как заниматься с дошкольником уже сегодня, чтобы он вырос успешным завтра?

Когда мы решили стать родителями во второй раз, я точно знала, что мой второй ребенок в развивающие центры не пойдет. «У нас уже есть один ребенок, и второму точно будет с кем общаться», — подумали мы с мужем. Школу жизни он пройдет, ведь с нашим старшим не забалуешь. И ни разу я не пожалела о своем решении.

Поняла, что могу многому научить детей сама

Наш старший сын начал читать в 4,5 года. В этом возрасте он уже читал осознанно и понимал то, что он читает. Это был и мой успех тоже. Я поняла, что могу этому научить сама, без помощи педагогов из развивающих центров.

Наш младший сын начал читать чуть позже, но тоже до пяти лет. В пять он уже спокойно читает рекламные растяжки, меню в кафе, названия фильмов и все, что попадется ему на глаза.

Я не хвастаюсь, а просто хочу обратить внимание молодых мам на то, что походы в развивающие центры детям не особенно нужны. Они больше нужны мамам, чтобы сменить обстановку, отдохнуть от ребенка и просто пообщаться (давайте будем честны сами с собой). А еще так классно рассказать подруге и всему своему окружению о том, как вы заботитесь о будущем своего ребенка и о том, что в свои неполные три года (хорошо, если не в два) он ходит в бассейн, на балет, учит английский, играет в шахматы, рисует, поет и чуть ли не вышивает крестиком.

Все эти кружки — для галочки

Вы, правда, думаете, что девочка в 2-3 года очень хочет заниматься именно балетом, а мальчик видит себя в спорте? Мы так горды собой и уверены в том, что сделали все что могли. Но возьму на себя смелость заметить, что это все просто ради галочки в списке великих дел на день и на жизнь.

Ребенку в нежном дошкольном возрасте нужны мама и папа. И все, что ему необходимо, мы можем дать ему сами в рамках собственной семьи. Ему не нужны дорогие кружки или модные хобби — он хочет быть рядом с вами и играть с вами, а не с чужой тетей, несмотря на то, что она умеет широко улыбаться и любит детей.

Источник фото: архив героини

Ребенок не заметит того, что вы плохо рисуете или не умеете петь. Ваших знаний по искусству вполне хватит, чтобы рассказать ему про картину Шишкина «Утро в сосновом бору», а умения передвигать фигуры достаточно, чтобы восхитить ребенка своей игрой в шахматы или шашки.

Не умеете в шахматы — играйте в домино, заодно и считать научитесь (мой младший так и научился — считал точечки на костяшках домино).

Ребенок ведь любит вас безгранично и целиком. Вы для него божество, которое можно потрогать. Это такой великолепный этап в вашей жизни, когда вы можете делать все искренне и непринужденно. Косячить вместе с ребенком, вместе учиться рисовать корову и лепить дерево, вместе учиться бегать и кататься на велосипеде или скейтборде.

Не надо строить из себя всезнайку и вечно во всем правого взрослого — он все равно вас любит, любит любого (и умного, и не очень, с грязной головой и с прической).

Вот почему наших детей многому учим мы сами — родители. Я с ними собираю плазлы и лего, рисую и леплю, а папа играет в шахматы, занимается спортом и учит быстро считать. Конечно, уже сейчас дети посещают кружки, но без фанатизма. И, конечно, каждый день они видят, что и мама, и папа имеют какие-то интересы, что-то делают для себя, кроме уборки, еды, хождения на работу и сидения в телефоне.

Вы хотите лишить себя всего этого? Действительно хотите, чтобы все великие открытия своей пока еще маленькой жизни ваш ребенок совершил с пусть очень хорошей, но совершенно чужой тетей?

Подумайте о качестве времени, которое проводите с ребенком

Я не призываю всех сидеть дома и заниматься исключительно ребенком, ни в коем случае. Сейчас очень много пишут и говорят о том, как качественно проводить время. И вот это именно тот случай. Вовсе не обязательно целый день ребенку что-то объяснять с умным видом — это скучно и неинтересно. Но всегда можно учить цифры по номерам автомобилей во дворе, название цветов в парке или ботаническом саду, а не по картинкам, считать ступеньки в подъезде и камни в луже. Можно читать буквы на вывесках, а можно буквы лепить, можно печь печенье-алфавит и записаться в ближайшую библиотеку.

Читайте также: Как ребенок играет в разном возрасте? Об этом нужно знать всем родителям

Дети учатся всегда, они это делают круглосуточно. Просто находясь с вами на кухне, рассыпая горох или фасоль, перебирая ложки и крышки. Уберите все потенциально опасные предметы повыше — и вот у вас уже почти школа раннего развития на дому, где все можно потрогать (почти по Монтессори).

Представьте, сколько времени вы тратите на дорогу во все кружки? В каждом из них вам будут говорить об успехах вашего ребенка, ведь они хотят, чтобы вы пришли к ним еще и еще. Это бесконечная гонка родительского тщеславия и самоуспокоения. А все это время вы можете просто быть рядом с ним.

Многие из родителей говорят, что им нужно зарабатывать деньги, чтобы дать ребенку лучшее будущее. Бесспорно, деньги далеко не самая ненужная вещь в мире. Но самое дорогое и доступное, что у нас есть и что мы можем подарить нашим любимым детям, — это наше время.

Как говорит толковый словарь, тщеславие – это потребность в доказательствах собственного превосходства над другими людьми. С одной стороны, это – признак болезненного самолюбия. С другой стороны, желание быть лучше других – превосходная, а порой и единственная мотивация для саморазвития. Возможно, с этим инструментом эволюции природа слегка перестаралась. Соревновательный дух и самоутверждение как мотивация отлично работают, если не доходят до откровенного унижения и тирании.

Стараться быть лучше других, играя по правилам и развивая личные навыки – это вполне здоровая мотивация. Возможно, все дело в том, что природа поощряет человеческое развитие, награждая успешных в этом деле чувством удовлетворения. А человек – существо хитрое – научился обманывать самого себя, и переживать удовлетворение от псевдоразвития. Это самообман, в котором, чтобы «держать марку», не надо расти самому, достаточно всего лишь унижать других людей. Чтобы оставаться на уровне – куда проще опускать окружающих, нежели реально продвигаться в собственной эволюции. Но суррогат «развития» путем принижения других людей – это фейк, имитация развития, мертвый муляж, который на деле является скорей деградацией.

Тщеславие ничтожества

Тщеславие – это способ обмануть себя, получив удовлетворение от иллюзии собственного величия. На запущенных стадиях тщеславие перерастает в звездную болезнь и далее в манию величия – самодовольную паранойю, с которой человеку на пустом месте мерещится собственное могущество, красота и гениальность. Все это – обратная сторона унижения. Тщеславие – это возвеличенная низость.

Порой, когда мы просим о помощи, или когда нам эту помощь предлагают без нашей просьбы, мы можем переживать унижение, потому что в наших головах сидит штамп, что помощь требуется слабым, беспомощным, или неполноценным членам общества. Иной гордец не попросит о помощи, даже если от этого зависит чья-то жизнь.

Нас унижают не столько «короли», сколько люди равные нам, но в своем тщеславии, возомнившие себя королями. И если так происходит, значит, наше положение – ниже среднего, в нашу сторону можно плевать и выливать помои, пока мы это позволяем. В определенном смысле желание быть «выше» других – это и есть низость, которая пытается возвыситься за чужой счет.

Тщеславное ничтожество радуется чужой боли, становится «энергетическим» вампиром, который питается чужим страданием. Ничтожество выискивает больные места людей, чтобы почувствовать власть над ними. Отсюда растут ноги в том числе: у эгоизма, снобизма, честолюбия, гордыни, звездной болезни и чувства собственной важности. Надевая все эти напыщенные маски, мы бравируем перед собственным унижением внутри себя. Возвеличиваем себя до небес, втаптывая в грязь собственное подавленное ничтожество. Так мы создаем и поддерживаем внутренний психический раскол, в котором наше величие является обратной стороной нашей ничтожности.

Когда человек переживает унижение длительное время, он теряет самоуважение, а самооценка становится заниженной. Он закрывается от окружающих, прячет свою боль, защищаясь маской ложной личности, которая искусственно сконструирована, чтобы спрятать психическую травму. По мере нарастания внутреннего раскола, психика становится все менее устойчивой, и человек пребывает в непрерывном напряжении, потому что не может быть собой, не может раскрыть ни другим, ни даже самому себе свое нутро, изуродованное кровоточащей раной унижения.

С такой раной в душе человек болезненно воспринимает любую критику, случайно услышанный посторонний смех принимает на свой счет, как насмешку, и даже невинное замечание ему напоминает о подавленном унижении.

Сторонний критик при этом иногда воспринимается так, словно он раскусил униженного, выявил его тайну о психической ране в душе, залез под кожу, и, узнав слабое место, уколол в самый его эпицентр.

Все это – персональные галлюцинации раненой души. Именно поэтому психотерапевт, выслушивая клиента, в какой-то подходящий момент может задать вопрос о сходных случаях из прошлого. Быть может, в далеком детстве, когда ребенок был не в силах переварить унижение, это переживание было вытеснено в его бессознательное. А в бессознательном душевные раны не заживают, а продолжают кровоточить. Чтобы исцелиться, необходимо терпеливо раскрываться, устраняя все ложные личины, смотреть в лицо собственным страхам.

Неудивительно, что даже невинная критика может вызывать в раненой душе ненависть. Униженный и тщеславный человек падок на лесть, и крайне зависим от мнения окружающих, чем окружающие иногда сознательно, или бессознательно пользуются. Некогда униженный человек часто перестраховывается, защищаясь даже там, где нападением и не пахло, от чего кажется безосновательно резким и агрессивным.

Чем более запущенная «ситуация», тем сильней человек напряжен, тем сложней ему общаться с другими людьми, тем более одиноким, порой, человек себя чувствует. В такой ситуации роль психолога может оказаться незаменимой. Страдающему человеку необходимо, чтобы его просто выслушали, позволили быть собой, приняли без всяких оценок, чутко и с уважением к его сущности.

Любовь тщеславного ничтожества

Влюбленность с такой раной в душе может стать крайне болезненным опытом, наполненным каскадом труднопреодолимых иллюзий. Болезненное самолюбие проецирует на возлюбленного радость возможного приятия израненной души. На расставание, или невозможность быть в обществе возлюбленного проецируется душевная рана. Иными словами человек, живущий с раной подавленного унижения, склонен приписывать боль от этой раны разлуке с объектом своей «любви». По этой теме на progressman.ru имеется ряд статей под тегом «привязанность».

На противоположном полюсе болезненной психике удобно приписывать внутреннее самовозвеличивание «победам» на любовном фронте. Такой человек в отношениях не столько строит отношения, сколько самоутверждается, пытается доказать себе очередной победой, что он – не жалкое ничтожество. И если этому самоутверждению сопротивляются, «любовь» внезапно обращается в ненависть.

За что мы ненавидим возлюбленного? Он не стал тешить наше самолюбие, не стал возвеличивать нашу персону, показал, что мы недостойны такого отношения, и поэтому наше тщеславное величество впадает в другую крайность – унижение. К любви примешивается ненависть, потому что отказ во взаимности растаптывает гордыню, которая на деле была всего лишь прикрытием для собственного внутреннего ничтожества.

И кстати, чем сильней возлюбленный втоптал нашу гордыню в грязь, тем сильней мы его «любим»! Помните? Одна крайность поддерживает и укрепляет другую. Такая разновидность болезненной «любви» идет рука об руку с тщеславием, ненавистью и унижением.

Напомню, что речь идет вовсе не о какой-то реальной ничтожности, а всего лишь о его противоречивых чувствах и догадках на свой собственный счет. Все это мы делаем сами с собою. Так работают психические механизмы двойственности. Мы сами втаптываем себя в грязь, чтобы затем возвеличиться. От таких душевных «ран» в разной степени страдает большинство из нас.

Тщеславие цивилизации

Вся наша цивилизация держится на самоутверждении собственной никчемности. Вспомните свое детство. Нам всегда нравились герои, которые тешили свое самолюбие особенно искусно. Чем круче герой, тем виртуознее он возвеличивает свое эго: нерушимый терминатор, или могущественный Нео, побеждающий невротика Смита, Золушка, пробившаяся из низов общества прямиком к принцу, Барби, рожденная в богатстве и роскоши розового гламура.

Чего стоит одна сказка Пушкина о волшебном зеркале! Гордой царице лукавое зеркало внушило, что она «на свете всех милей». И вот, вокруг заниженной самооценки царицы завязалась целая заварушка! «Жестокую» правду о том, что молодая царевна красивее, болезненная психика царицы не смогла воспринять разумно, и чтобы удержать свой имидж на высоте, царица была готова пуститься «во все тяжкие». Перечислять можно бесконечно. В каждой истории найдется подходящий пример.

А величайшими мастерами в этом нелегком деле тщеславного самовозвеличивания мы становимся на духовном пути, когда, отрекаясь от гордыни, мы тешим именно ее – гордыню на все более изощренных и утонченных уровнях. Полагаю, и к этому стоит относиться со спокойным пониманием.

Тщеславие и унижение

Продолжительный опыт унижения не означает, что на личности можно поставить крест. Наоборот, преодолевая дисбаланс, мы обретаем мудрость и становимся сильней, чем могли стать без этого закаляющего опыта. Все психические «болезни» преодолимы. Наши слабости – просто те психические «мышцы», над которыми необходимо поработать в первую очередь, обращая слабость в силу.

Часто, когда мы видим, как критикуют других, то можем легко распознать субъективность критика. Но если критикуют нашу персону, то начинаем принимать критику всерьез. Происходит своеобразная «сцепка», когда галлюцинации критика как бы совпадают с галлюцинациями унижающегося.

Например, доминирующий босс отчитывает подчиненного, доходя до самодурства, возвышается над человеком, который от него зависит. А подчиненный, активно участвуя в «игре» не на равных, унижается, утверждаясь в позиции слабого менеджера младшего звена. Подчиненный воспринимает это как «объективную» реальность, «общее» пространство, в котором происходит этот единый процесс унижения и возвышения между двумя субъектами. Все это ощущается настолько реалистично, словно действительно является объективной реальностью. И ответная ненависть к боссу, также, кажется оправданной и уместной.

Однако вся эта ситуация происходит в голове подчиненного. Нет никакой «объективной» реальности, где босс в роли альфа-самца унижает подчиненного. Все это – субъективное восприятие, двойственные игры разума, которые большинство людей проигрывают ежедневно в своих головах.

Что реально происходит в голове босса – не имеет значения. Субъективные переживания босса не выходят за пределы его головы. Если босс прилюдно мастурбирует тешит свое самолюбие – это его «национальная» проблема. Подчиненный лишь слышит тембр голоса, видит мимику, и характеризует все это сообразно своему жизненному опыту. И если в его опыте есть психотравма унижения, она закономерно проецируется в новой сходной ситуации.

В психологии существует термин «классическое обусловливание», которым обозначают процесс выработки условного рефлекса. Возможно, Вы слышали анекдот про лабораторных обезьян?

Беседуют две обезьяны в клетке:
– Подруга, а что такое условный рефлекс?
– Ну, как бы это тебе объяснить… Вот видишь этот рычаг? Как только я его нажимаю, так вот этот человек в белом халате сразу подходит и дает мне кусочек сахара!

Условные рефлексы проявляются, когда, например, мы реагируем на нейтральную ситуацию эмоционально, потому что в нашей голове она ассоциируется с другой ситуацией из прошлого, где мы уже проявляли именно эти эмоции.

То есть, когда подчиненный ненавидит Босса, возможно, на самом деле он ненавидит своего отца, или хулигана-одноклассника, который в прошлом подчинял нашего подчиненного, подавляя его психику. Возможно, замечания босса были невинными, но какие-то неуловимо схожие оттенки его действий пробудили подавленные чувства в подчиненном, и вызвали неадекватную реакцию.

Именно поэтому целесообразно поддерживать здоровую самооценку у ребенка, потому что детское сознание еще не в силах осознавать в полной мере иллюзорность психической двойственности. Травмы, нанесенные в раннем детстве подавляются в бессознательное, и могут преследовать личность всю жизнь. Ведь именно в детстве вырабатываются наши базовые представления о мире и обществе. Поменять их в зрелом возрасте крайне сложно.

Унижать других — гораздо худший вид гордости, чем превозносить себя не по заслугам.
Франческо Петрарка

Гордыня — эхо былого унижения.
Степан Балакин

Не унижайся ни перед кем: не смотри ни на кого свысока!
Леонид С. Сухоруков

Если ты не унизил себя сам, ничто не в силах тебя унизить.
Ричард Юхт

Все три слова (первое из к-рых в русском языке может иметь и позитивную окраску) в Библии всегда означают качество, противное Богу. Имеющиеся по этому поводу высказывания пр. Исаии (Ис 14:13 и след.) и Иезекииля (Иез 28:16 и след.) отцы Церкви относят еще и к сатане сатане ( см. Сатана), падшему князю ангелов, «отцу лжи», к-рый, по словам Самого Бога, «не устоял в истине» (Ин 8:44). Это одно из самых глубоких и ярких изображений греховной Г., к-рое встречается в книгах пророков. Всякое стремление «быть, как боги» (Быт 3:5), «взойти выше звёзд» является, исходя из греч. слова гюперефания (Мк 7:22), «сверхвидимостью\’, т.е. ложью. Это стремление казаться больше, чем ты есть на самом деле, является первонач. грехом сатаны. В Иез 28:15 и след. недвусмысленно показано, в чем проявилось это первонач. падение: «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Бо-жией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор». Это же относится и к человеч. тщеславию,к-рое всегда является злом (Иак 4:16), Человек часто расценивает Г. как «доблесть». Библия же ставит Г. в один ряд с богохульством (Мк 7:22; 2 Тим 3:2), а гордеца приравнивает к богоненавистнику (Рим 1:30).»Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притч 16:5). «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет 5:5; ср. Притч 29:23).

I. ДЕЙСТВИЕ, ЗАНЯТИЕ, СОСТОЯНИЕ:

Алчба (Притч. 21:25) — голод.

Бдение (Исх. 12:42; 2Кор. 6:5) — воздержание от сна.

Бийца (1Тим. 3:3) — драчун.

Благостыня (Иер. 31:12) — изобилие, благосостояние.

Благоутробие (Ис. 63:15) — милосердие, сострадание.

Бранный (Зах. 9:10) — боевой.

Велелепный (2Петр. 1:17) — величественный.

Велеречивый (Иов. 12:20) — многословный.

Вержение (Лк. 22:41) — бросок.

Восклониться (Лк. 21:28) — выпрямиться.

Выспренний (Ис. 24:21) — высочайший, высокопарный.

Глаголать (Иез. 2:1; Евр. 12:25) — говорить.

Глад (Мф. 24:7) — голод.

Грядый (Ин. 11:27; Лк. 13:35) — приходящий, идущий.

Грясти/грядет (Ис. 19:1; Откр. 1:7) — приходить.

Заспать (3Цар. 3:19) — задавить во сне (младенца).

Заушать (Мф. 26:67) — бить по лицу.

Злострадание (Иер. 24:9; Иак. 5:10) — злоключение, страдание.

Кощунник (Притч. 24:9) — насмехающийся над священными предметами, отзывающийся пошло и с презрением об истине, осквернитель святынь, сквернослов, суеслов.

Крестить (Ин. 1:25) — в греческом подлиннике употреблено слово, означающее «окунать, погружать в воду».

Лжесловесник (1Тим. 4:2) — лжец.

Любопрение (Флп. 1:15) — тщеславие, соперничество.

Любостяжание (2Петр. 2:14) — жадность, страсть к деньгам и богатству.

Наветник (2Цар. 19:22) — клеветник, доносчик.

Наперсник (Иов. 19:19) — любимец, доверенный человек (дословно — возлежащий на груди).

Наушник (Притч. 16:28) — доносчик, сплетник.

Несловесный (Исх. 6:30) — косноязычный.

Обесчадить (Плач. 1:20) — лишить детей.

Отверзать(-ся) (Ис. 35:5; Ин. 9:14) — открывать(-ся).

Отревать (Пс. 87:15) — отвергать.

Переметчик (Иер. 52:15) — перебежчик, сдавшийся в плен неприятелю.

Пещись (1Тим. 3:5) — печься, заботиться.

Подщиться (2Петр. 3:14) — постараться.

Предстательствовать (Иер. 40:10) — заступаться.

Прейти (Дан. 7:14; 2Петр. 3:10) — буквально «пройти мимо», в переносном смысле — подойти к концу, прекратить существование.

Прещение (Ис. 50:2; 51:20) — возбранение, запрет, устрашение; отвращение, омерзение; претит — противно.

Призреть (Лев. 26:9; Ис. 66:2) — приютить, обеспечить пропитанием, благословить.

Приять (Откр. 4:11) — принять.

Презирать (Иов. 28:24) — видеть.

Проницать (1Кор. 2:10) — исследовать, постигать.

Прорекать (Мф. 26:68) — говорить, произносить, сказать.

Разверзать (Суд. 15:19; Мк. 1:10) — раскрывать.

Разрешить (Дан. 5:16; Мф. 18:18; 2Петр. 1:20) — развязать (отменить).

Совлечься (2Кор. 5:4) — раздеться, снять (одежду).

Соревновать (Притч. 3:31) — завидовать.

Споспешествовать (Пс. 89:17; 2Кор. 1:24) — помогать.

Сюрмить (Иез. 23:40) — краситься составом черного цвета.

II. ЗВАНИЕ, ПОЛОЖЕНИЕ, ЗАНЯТИЕ:

Вещун (Зах. 10:2) — предсказатель.

Домовладыка (Мф. 13:27) — хозяин дома.

Домоправитель (Лк. 8:3) — управляющий домом.

Домостроитель (Тит. 1:7) — управляющий домом, руководитель в церкви.

Достославный (Неем. 9:5) — достойный поклонения, славы.

Каменосек (3Цар. 5:15) — каменотес.

Кормчий (Иез. 27:8; Деян. 27:11) — рулевой на корабле.

Медник (2Пар. 24:12; 2Тим. 4:14) — ремесленник, специалист по меди.

Нефинеи (1Пар. 9:2) — храмовые работники, прислуживавшие левитам (из гаваонитян и других пленников).

Общники (Пс. 118:63; Рим. 11:17) — те, кто имеет между собой что-либо общее, состоящие в общении.

Оратай (Пс. 128:3) — пахарь.

Правый (Иов. 25:4) — праведный.

Присносущий (Дан. 4:31) — вечно живой.

Приточники (Чис. 21:27) — сказители.

Ратоборец (Иов. 16:14) — воин.

Самохвал (Рим. 1:30) — хвастун, хвалящийся самим собою.

Совопросник (1Кор. 1:20) — спорщик.

Споборник (Иез. 12:14) — помощник.

Степень (Ис. 22:19) — положение, разряд, звание.

Суеслов (Деян. 17:18) — человек, произносящий вздорные, пустые, безнравственные речи.

Фелефеи (3Цар. 1:38) — из гвардии Давида: царские оруженосцы и телохранители.

Хищник (1Кор. 6:10) — похититель, вор.

Человекохищник (1Тим. 1:9) — похититель людей, работорговец.

III. МАТЕРИАЛЫ:

Волна (Дан. 7:9; Откр. 1:14) — белая овечья шерсть.

Дресва (Притч. 20:17) — крупный песок, щебенка.

Жниво (Исх. 5:12) — солома, оставшаяся после жатвы на корню в поле.

IV. МИНЕРАЛЫ (БЛАГОВОНИЯ):

Ливан (Исх. 30:34) — ладан.

Мирра (Песн. 4:14) — смирна.

Нард (Песн. 4:14; Мк. 14:3) — благовонное масло, изготовлявшееся из одноименного растения.

Стакти (Исх. 30:34) — благовонная смола.

Стиракса (Быт. 37:25) — пахучая смола, употреблявшаяся в медицине и косметике.

Халван (Исх. 30:34) — благовонная смола, добывавшаяся из кустарника.

V. ЧАСТИ ТЕЛА:

Вежды (Иов. 16:16) — веки глаз, ресницы.

Выя (Быт. 27:40; Деян. 15:10) — шея.

Десница (Исх. 15:6; Откр. 1:16) — правая рука.

Длань (Ис. 49:16) — кисть руки, ладонь.

Зеница (Пс. 16:8) — зрачок.

Ланиты (Песн. 1:9; Ин. 19:3) — щеки.

Лоно (Чис. 5:21) — живот.

Лядвеи (Иов. 15:27) — бока, бедра, поясница.

Перси (Откр. 15:6) — грудь.

Перст (Лев. 4:6; Мф. 23:4) — палец.

Рамена (2Пар. 35:3; Ис. 22:22;

Чис. 7:9) — плечи, уступ от шеи, часть руки до локтя.

Стегно (Быт. 24:2) — бедро.

Чрево ( Иов. 20:20; Лк. 15:16) — живот.

Чресла (Исх. 12:11; Мф. 3:4) — бедра, низ живота.

VI. РАСТИТЕЛЬНОСТЬ:

Волчцы (Быт. 3:18; Евр. 6:8) — колючее растение.

Гофер (Быт. 6:14) — дерево, из которого был построен Ноев ковчег.

Купина (Исх. 3:1-4; Лк. 20:37) — куст (горящий), в котором Бог явился Моисею.

Мандрагоры (Быт. 30:14; Песн. 7:14) — низкорослое растение, плоды желтые, схожие с лимоном, ароматные и приятные на вкус. Мандрагоры считались яблоками любви, воздействующими на детородность женщин.

Певг (Ис. 60:13) — вид сосны, кедра или кипариса.

Рожки (Лк. 15:16) — стручки рожкового дерева.

Сикомора (Ам. 7:14) — египетская смоковница, разновидность инжира.

Теревинф (Ис. 6:13; Ос. 4:13) — на востоке одно из красивейших деревьев, семейства фисташковых, с очень густой листвой. Живет до тысячи лет. Терпентинный сок дерева идет на изготовление высокого сорта благовонной смолы.

Чернуха (Ис. 28:25) — пряное растение с черными семенами, которые использовались при выпечке хлеба.

VII. ЖИВОТНЫЙ МИР:

Акриды (Мф. 3:4) — одни комментаторы относят акриды к разновидности саранчи, а другие — к корням съедобных растений, которыми питался Иоанн Креститель.

Анака (Лев. 11:30) — род ящерицы.

Аспид (Пс. 90:13) — ядовитая змея.

Василиск (Втор. 8:15) — рогатая змея пустыни, очень ядовитая, ядовиты и ее яйца.

Горлица (Иер. 8:7; Лк. 2:24) — дикий голубь.

Дромадер (Ис. 60:6) — одногорбый верблюд.

Ехидна (Ис. 59:5; Деян. 28:3) — ядовитая змея.

Камелопард (Втор. 14:5) — жираф; в других переводах — горный баран.

Лошак (4Цар. 5:17) — мул.

Нетопырь (Втор. 14:18) — летучая мышь.

Онагр (Иов. 39:5,6) — дикий степной осел.

Орикс (Втор. 14:5) — антилопа.

Скимеи (Пс. 16:12; Ис. 31:4) — молодой лев, львенок.

Скнипы (Пс. 104:31) — мошка.

Солам (Лев. 11:22) — разновидность саранчи.

Тиншемет (Лев. 11:30) — разновидность крота.

Хагаб и харгол (Лев. 11:22) — разновидность саранчи.

Шершень (Исх. 23:28) — крупная оса.

VIII. СТРОЕНИЯ, СООРУЖЕНИЯ, ЧАСТИ УСТРОЙСТВ:

Вертеп (Мф. 21:13) — пещера, оборудованная под жилье.

Гумно (Лк. 3:17) — ток; место, где просеивают зерно.

Давир (3Цар. 6:19-23) — Святая Святых Иерусалимского храма.

Храмина ( Иов. 4:19; 2Петр. 1:13, 14) — дом, жилище; в переносном смысле — человеческое тело.

IX. РАСПОЛОЖЕНИЕ НА МЕСТНОСТИ:

Дольный (Притч. 30:17) — обитающий в долинах.

X. ОРУДИЯ ТРУДА И ВОЙНЫ:

Орало (Ис. 2:4) — плуг.

Папировый (Ис. 18:2) — сделанный из папируса.

Снаряд (Зах. 11:15) — орудие, инструмент, снаряжение (военные и гражданские).

Тесло (3Цар. 6:7) — инструмент, использовавшийся при обработке камня.

XI. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ:

Арфа (Пс. 136:2) — большой струнный музыкальный инструмент.

Гусли (Быт. 4:21) — 10-струнный (и более) инструмент наподобие арфы.

Кимвал (1Пар. 16:5; 1Кор. 13:1) — медный ударный музыкальный инструмент наподобие тарелок.

Лики (Суд. 11:34) — группа поющих, хоровод.

Орган (Пс. 150:4) — в Синодальном переводе это слово означает разновидность флейты.

Псалтирь (Пс. 32:2) — струнный инструмент наподобие арфы.

Симфония (Дан. 3:5) — музыкальный инструмент, по другим толкованиям — оркестр.

Систра (2Цар. 6:5) — музыкальный инструмент наподобие погремушки.

Тимпан (2Цар. 6:5) — бубен, литавр, барабан.

Цевница (Дан. 3:5) — вавилонский струнный инструмент наподобие лиры или небольшой арфы.

Цитра (2Цар. 6:5) — струнный инструмент наподобие лиры у евреев.

XII. ОТНОСЯЩИЕСЯ КО ВРЕМЕНИ:

Година (Иез. 30:3; Откр. 3:10) — время, час. Древле (Пл. Иер. 5:21) — прежде. Заднее (Флп. 3:13)-— прошлое. Искони (Притч. 8:22) — изначала.

XIII. БОЛЕЗНИ:

Короста (Втор. 28:27) — кожная болезнь: струпья, лишай.

Мор (Иер. 28:8; Мф. 24:7) — чума, эпидемия. Паршивость (Лев. 13:30) — парша, кожное заболевание. Почечуй (Втор. 28:27) — язва на коже.

XIV. ОДЕЖДА, УКРАШЕНИЯ И ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОДЕЯНИЯ:

Воскрилия (Иез. 16:8) — края одежды.

Епанча (Ис. 3:22) — широкий и длинный плащ без рукавов.

Милотъ (3Цар. 19:19; Евр. 11:37) — одежда из овечьих шкур.

Опахало (Ис. 3:19) — веер.

Плат (Ин. 20:7) — платок.

Плащаница (Мф. 27:59) — тонкое льняное полотно.

Синдон (Суд. 14:12) — льняная рубашка.

Увясло (Ис. 3:19; Иов. 29:14) — головная повязка, головной убор, тюрбан.

Фелонь (2Тим. 4:13) — плащ, накидка.

Хранилища (Мф. 23:5) — кожаные коробочки с текстами закона. Иудеи надевали их на лоб и на левую руку во время молитвы.

XV. ПРОЧЕЕ:

Аминь (Мф. 6:13) — истинно так.

Брение (1Цар. 2:8; Ин. 9:6) — жидкая грязь.

Вёдро (Мф. 16:2) — ясная погода.

Вотще (Ис. 49:4) — напрасно.

Всуе (Притч. 30:9) — напрасно.

Втуне (Пс. 24:3) — бесполезно, напрасно.

Глагол ( Иов. 23:12; Лк. 3:2) — слово.

Денница ( Иов. 3:9; Ис. 14:12) — утренняя звезда.

Дщерь (Иер. 8:19; Лк. 23:28) – дочь.

Ересь (Деян. 5:17) — разномыслие, инакомыслие.

Звероядина (Лев. 22:8) — мясо животного, растерзанного хищным зверем.

Знаменование (Евр. 7:2) — значение.

Иго (3Цар. 12:4; Мф. 11:29, 30) — ярмо, деревянный хомут.

Изверг (1Кор. 15:8) — выкидыш.

Изгарь (Иез. 22:18) — шлак, перекаленное железо.

Инде (Ин. 10:1) — в другом месте.

Ипостась (лицо) (Евр. 1:3) — одно из лиц Божества, реальность, сущность.

Исподний (Дан. 3:21) — нижний.

Истаивать (Пс. 87:16) — изнемогать, мучиться.

Кесита (Иов. 42:11) — серебряная монета.

Киса (Втор. 25:13) — сумка.

Ковы (1Цар. 22:8) — заговор, злые умыслы.

Кольми паче (Мф. 6:30) — на сколько больше.

Корван (Мк. 7:11) — вещь, посвященная Богу, приношение.

Кружало (Иер. 18:3) — гончарный круг.

Куща (Лев. 23:42; Мф. 17:4) — шалаш из ветвей.

Лифостротон (Ин. 19:13) — каменный помост, мостовая.

Лихва (Притч. 28:8) — проценты от ссуды.

Лихоимец (Притч. 29:13; 1Кор. 6:10) — ростовщик; жадный человек.

Лобзание (Песн. 1:1; 1Петр. 5:14) — поцелуй.

Ловитва (Быт. 49:27) — охота, добыча.

Ложесна (разверзающий ложесна) (Исх. 13:2; Лк. 2:23) — первенец.

Мзда (Ис. 1:23; Деян. 1:18) — плата.

Наипаче (Рим. 3:2) — прежде всего, больше всего.

Насущный (Мф. 6:11) — необходимый для существования.

Одесную (Втор. 31:26) — по правую руку, справа.

Оный (Евр. 10:25) — вышеозначенный, тот самый.

Пакибытие (Мф. 19:28) — новая жизнь в царствии, по воцарении Сына Божьего.

Паства (Иер. 23:1) — стадо, община, местная церковь.

Паче (Еф. 6:16) — прежде, больше, сверх.

Плева (Иов. 21:18) — мякина.

Подержание (4Цар. 6:5) — временное пользование.

Поелику (Деян. 15:24) — поскольку.

Позорище (1Кор. 4:9) — зрелище.

Поприще (Мф. 5:41) — расстояние, протяженностью около 1,5км.

Праздно (Мф. 20:3-6) — без дела.

Прещение (Ис. 66:15) — гнев, угроза, укор.

Ристалище (1Кор. 9:24) — поле для атлетических игр.

Рукописание (Кол. 2:14) — долговая расписка.

Светильня (Ис. 43:17) — фитиль.

Сень (Пс. 90:1) — тень, укрытие.

Сикера (Втор. 14:26; Притч. 20:1; Лк. 1:15) — спиртные напитки из меда, фруктового сока, зерна (кроме виноградного вина).

Словопрение (1Тим. 6:4) — спор.

Смиренномудрие (1Петр. 5:5) — смирение.

Снедь (Евр. 12:16) — еда.

Снурок (3Цар. 7:15) — шнурок.

Сонм (1Цар. 10:5) — собрание, толпа.

Сретение (1Фес. 4:17) — встреча.

Стезя ( Иов. 30:13; Мф. 3:3) — путь, тропа, дорога.

Стихии (2Петр. 3:10) — первоначальное состояние материального мира нашей планеты.

Ступица (3Цар. 7:33) — центральная часть колеса.

Сулю (1Цар. 9:7; Лк. 22:35) – сумка.

Сходбище (Иез. 33:31) — собрание.

Тать (Зах. 5:4; 2Петр. 3:10) — вор.

Тварь (Мк. 16:15) — творение Божие.

Тенета (Иез. 12:13; Рим. 11:9) — сеть, ловушка на диких животных и птиц.

Течение (2Тим. 4:7) — бег (странствование).

Тьма (Пс. 143:13; Евр. 12:22) — в исчислении: десять тысяч, множество.

Халколиван (Откр. 1:15) — ценный вид бронзы, расплавленная медь.

Целомудрие (1Тим. 2:9; 3:2) — воздержание, умеренность; благоразумие, здравомыслие.

Чадо (Иоил. 2:23; Лк. 2:48) — дитя.

Чадородие (1Тим. 2:15) — деторождение.

Червленый (Исх. 25:4; Евр. 9:19) — ярко-красный, багровый.

Чреда (череда) (1Пар. 25:8) — буквально очередь.

Юродство (1Кор. 1:18) — безумие.

Язык (Дан. 3:7; Откр. 5:9) — помимо обычного значения употребляется в значении «народ», нация.

Яство (Быт. 49:20; Евр. 9:10) — еда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *