Одежда священника 4 буквы

Защищая голову от неблагоприятных воздействий окружающей среды, головной убор в одно мгновение способен изменить образ человека: обычный мужчина в шляпе выглядит джентльменом, а женщина – дамой. Кроме того, в классовом обществе они показывали, на какую ступеньку социальной лестницы удалось подняться человеку.

Все виды головных уборов можно условно разделить на две большие группы: специальные и бытовые.

Бытовые головные уборы : виды

Бытовые головные уборы по половозрастному признаку делятся на мужские, женские, молодежные, подростковые и детские.

По сезону они бывают зимними, летними и для весенне-осеннего периода носки . Степень жесткости конструкции головных уборов определяется материалами для наружных, внутренних и промежуточных деталей изделия. Они бывают жесткими, полужесткими и мягкими.

Для изготовления головных уборов применяют различные материалы: натуральный и искусственный мех , различные виды кожи, ткани, трикотаж , соломку и др.

По способу изготовления различают формованные, шитые и плетеные головные уборы .

Основные виды головных уборов:

  • шляпы;

  • шапки :

  • кепи и фуражки :

  • береты .

Шляпа (от нем. Schappe) — головной убор , состоящий из донышка, тульи и поля. Для изготовления шляп используют соломку, фетр, сукно , кожу, мех , ткани и др. Благодаря варьированию размеров тульи , поля и донышка, существует множество фасонов шляп. В настоящее время любая мужская шляпа может быть женской.

Фасоны шляп

Биби – общее название миниатюрных женских шляпок, дополняющих вечерние наряды.

Борсалино (Borsalino) – это не фасон шляпы, а название итальянской фирмы, основанной в 1857 году Джузеппе Борсалино. Фирма выпускает шляпы различных фасонов, однако чаще всего упоминание шляпы Борсалино связано с моделью классической Федоры, определившей облик гангстеров и мафиози 40-50-х годов XX века.

Канотье (от франц. canotier — гребец) – невысокая шляпа из соломки с плоской тульей и прямыми полями для лодочной прогулки. В Венеции — головной убор гондольеров, украшенный красной или голубой лентой.

Ковбойская шляпа (шляпа Статсона) – фетровая шляпа с широкими полями, загнутыми кверху, распространенная у скотоводов Запада США с 1870 г.

Шляпа клош – небольшая, глубокая женская шляпка в виде колокольчика, популярная в 20-е годы XX века.

Котелок (bowler hat) – традиционный головной убор англичан с 1850 г. из темного или светлого фетра, имеющий округлую тулью, небольшие поля и репсовую ленту для украшения. По форме он похож на котел для приготовления пищи.

Панама – летняя шляпа из белой ткани: пике, льна, полотна и др. Названа в честь государства в Центральной Америке.

Слауч – элегантная женская шляпа с опущенными полями, появившаяся в 30-е годы XX века.

Сомбреро – головной убор народов Латинской Америки в виде широкополой шляпы из войлока или соломы.

Таблетка – элегантная женская шляпка без полей круглой или овальной формы, популярная в 30-60-х годах XX века. Является стильным аксессуаром к свадебному или коктейльному наряду.

Трилби – небольшая по размерам шляпа с короткими полями и вмятиной на тулье, украшенная лентой и маленьким бантом на левой стороне. Популярна среди молодежи и звезд шоу-бизнеса. Классический цвет трилби — коричневый , но сегодня она может быть любого оттенка.

Федора (Fedora или snap brim) – глубокая фетровая шляпа с широкими полями и тремя вмятинами на тулье – сверху, слева и справа, чтобы удобно было ее приподнимать в знак приветствия с помощью трех пальцев. Название получила в 1882 году в честь одноименной пьесы Викторьен Сарду. Другое название Федоры — snap brim, что в переводе значит «переломленное поле», так как в передней части его опускали на глаза, а сзади – заламывали вверх.

Флоппи (Floppy hat) – фетровая шляпа с широкими полями, похожая на ковбойскую, но поля – не загнуты.

Хомбург (homburg) – элегантная мужская шляпа из фетра с глубокой вмятиной на тулье и загнутыми полями, названная в честь немецкого города, где впервые была изготовлена. Популярность приобрела с 1882 г. Неотъемлемая часть официального мужского костюма в течение XX в.

Цилиндр – высокий головной убор из черного шелкового плюша с небольшими полями, появившийся в 1797 г. в Лондоне, популярный в течение всего XIX века. В наши дни цилиндр надевают на официальные мероприятия: он обязателен при посещении королевских скачек в Аскоте и др.

Шапокляк (от франц. chapeau a claque — «шляпа-хлопок») — складной цилиндр с мягкой тульей и механическим приспособлением внутри, изобретен в 1823 г. во Франции.

Виды меховых шапок

Амбассадор (Московская) – мутоновая шапка в виде пилотки с околышем, которую носили члены правительства СССР до 70-х годов XX в. В 90-е годы М.С.Горбачев вновь ввел моду на такую шапку, только изготовленную из меха норки, которую прозвали в народе «пирожок».

Боярка – круглая зимняя шапка , состоящая из колпака из кожи или ткани на утепленной подкладке и мехового околыша. На Руси боярку носили и женщины, и мужчины.

Боярка-обманка – формованная шапка из меха, имеющая имитацию околыша.

Бомбер – молодежная модель зимнего головного убора с длинными ушами и отделкой из овчины, похожая на шапки авиаторов 20-х годов XX века.

Гоголь – мутоновая шапка в виде пилотки без околыша, имеющая глубокий продольный замин. Была популярна в среде русской интеллигенции начала XX века. Такую шапку носили М.Киров, М.Суслов и др.

Кубанка – невысокая меховая шапка цилиндрической формы с плоским верхом — форменный головной убор казачьих войск. До II мировой войны была популярным мужским головным убором на Кубани, а в 80-е годы XX века вошла в моду как женская зимняя шапка .

Малахай – объемная шапка из меха пушных зверей, закрывающая сзади шею или украшенная хвостом.

Траппер – комбинированная шапка-ушанка из кожи и меха бобра, созданная в охотничьем стиле.

Папаха – высокий головной убор в виде трубы с плоским верхом, созданный по мотивам папах кавказских народов и донских казаков.

Шапка–ушанка («русская шапка») – меховой или комбинированный головной убор , состоящий из колпака, козырька, назатыльника и наушников. Прообразом шапки-ушанки является головной убор кочевников, известный с древнейших времен. В странах Запада шапку-ушанку из меха пушных зверей называют «русской шапкой».

Кепи и фуражки – головные уборы имеющие козырек

Виды кепок

Бейсболка — летняя кепка из легкого материала с длинным козырьком.

Каскетка — мужская кепка с козырьком, без околыша и тульи , известная с начала XIX века.

Картуз – фуражка из сукна с высоким околышем, верх которой состоит из клиньев или круглого донышка и стенок. В дореволюционной России украшением для картуза на праздники служили искусственные цветы.

Коппола – кепка из драпа или мягкого фетра, бывшая головным убором сицилийских водителей и ставшая популярной во всем мире.

Виды вязаные головных уборов

Бини (beanie) – вязаная шапка , плотно облегающая голову, без украшений в виде помпонов и узоров. Первоначально была головным убором рабочих, но, став модной, используется всеми слоями населения.

Норвежская шапка – вязаная шапка , украшенная узорами и помпоном.

Шапка-труба – вязаная «чулком» или имеющая один шов трикотажная шапка в виде трубы, надежно защищающая голову и шею от холода и ветра.

Шапка-шлем – вязаная шапка , конструкция которой закрывает голову и шею.

Берет – круглый головной убор мягкой формы. Может быть вязаным, фетровым или шитым из ткани, кожи, меха.

Восточные головные уборы

Ермолка – еврейский головной убор в виде круглой шапочки без околыша, которая плотно прилегает к голове и часто прикрепляется заколкой к волосам.

Никаб – головной убор мусульманок из ткани черного цвета с узкой прорезью для глаз, закрывающий голову, лицо и шею. Простейший никаб состоит из налобной повязки, к которой прикрепляются два платка – спереди и сзади.

Тюбетейка — маленькая шапочка круглой или квадратной формы, распространенная среди всех слоев населения в восточных странах.

Тюрбан (фр. тurban) — головной убор восточных народов из легкой ткани, обмотанной вокруг головы.

Феска (фес) — головной убор из красного фетра в виде усеченного конуса, который в арабских государствах носят и мужчины, и женщины. Украшением мужской фески является черная или синяя кисточка, женской – жемчуг и шитье золотом.

Хиджаб (араб. — покрывало) – так в Исламе называют любой вид одежды, закрывающий тело женщины, однако в странах Запада под этим названием подразумевают головной платок.

Чалма – головной убор для мужчин и женщин из длинного куска ткани, обмотанного вокруг фески, шапки или тюбетейки.

Специальные головные уборы : фасоны и модели

В группе специальных головных уборов можно выделить следующие подгруппы:

  • производственные – необходимы для защиты головы при выполнении различных видов работ;

  • спортивные – защищают голову во время спортивных состязаний;

  • военные – являются частью военного снаряжения;

  • религиозные – являются частью облачения священнослужителей.

Для защиты головы в опасных условиях работы используются следующие специальные головные уборы :

Каска (от испан. casco — шлем , череп) – жесткий головной убор из пластмассы или металла. Может иметь забрало для защиты глаз от попадания в них стружки или искр.

Шлем – жесткий защитный головной убор круглой формы.

Подшлемник – вязаная шапка , надеваемая под каску или шлем для защиты от холода, ветра и попадания искр за воротник одежды.

Спортивные головные уборы обеспечивают безопасность здоровья спортсмена во время состязаний и тренировок.

Некоторые виды спортивных головных уборов:

Лыжная шапочка – вязаная шапочка, плотно прилегающая к голове.

Шапочка для пловцов – тонкая шапочка из эластичного материала, прижимающая волосы для обеспечения пловцу максимальной скорости на дистанции.

Шлем для голкипера – жесткий головной убор , имеющий защитную сетку, предохраняющую лицо от попадания шайбы или удара клюшкой.

Шлем для боксера – мягкий шлем с открытой верхней частью, защищающий голову спортсмена с боковых сторон от ударов во время боя.

Военные головные уборы

Берет – плоский головной убор круглой формы, являющийся частью военного снаряжения армий многих стран мира. В связи с реформой Российской армии, весной 2011 года берет заменил пилотку в военном обмундировании солдат.

Бескозырка – форменный головной убор в виде фуражки без козырька, характерный для российской армии и флота. Введен в 1811 году как часть обмундирования солдат, матросов, младших командиров и курсантов военно-морских училищ. В 1872 году в бескозырке появились ленточки, на которых указывалось наименование корабля или номер флотского экипажа. В наши дни на ленточках указывается название флота или училища.

Буденовка – форменный головной убор красноармейцев в виде остроконечного шлема , бывший на вооружении в Красной Армии до 1940 года. Советско-финская война 1939-1940 гг. показала непрактичность буденовки, и она была заменена на шапку-ушанку в соответствии с Приказом НКО СССР от 5.06.1940 №187.

Папаха (кубанка) – головной убор военной экипировки казаков из черной овчины с суконным верхом. Высота мехового околыша папахи составляла 3 вершка (1 вершок = 4,445 см). Цвет сукна папах Кубанских казаков был алым, Терских – синим. Верх папахи состоял из 4-х клиньев и обшивался галуном по швам (крестообразно) и по кругу. Цвет галуна для конных полков и дивизионов – серебро, для пластунских батальонов и артиллерии – золото. По Указу В.В.Путина от 8 мая 2005 года папаха была введена в обиход как головной убор для полковников и генералов Российской армии.

Пилотка – летний армейский головной до 2011 года. Впервые пилотка была введена в авиационных частях в 1913 году: складной головной убор летчики носили в кармане или за пазухой, надевая его после полетов вместо тяжелого шлема . Первые названия пилотки – «полетка», «перелетка» («полетная складная шапка»). В 1919 году пилотка была введена как форменный головной убор для слушателей военных курсов, а в армии она появилась в 1935 году.

Фуражка – головной убор весенне-осеннего сезона, состоящий из овального донышка, четырех стенок, околыша и козырька.

Шапка-финка – зимний головной убор для среднего, старшего и высшего начальствующего состава Красной армии с 1931 г., а с 1936 г. – и для начсостава войск НКВД СССР. Особенностью шапки является овальный колпак из сукна с пуговицей наверху, состоящий из 4-6 клиньев, к которому пришивались козырек и назатыльник из мерлушки или каракуля, подбитые сукном. Колпак и назатыльник были утеплены ватой и закреплялись крючками, но при необходимости назатыльник можно было опустить. Цвет меха шапки был серым или коричневым, а сукна – серым или защитным. На козырьке закреплялся значок – кокарда .

Шапка-ушанка (колчаковка) – комбинированный зимний головной убор военнослужащих с 1940 года, изготовленный из меха и сукна. Использовался в 1919 г. в частях А.Колчака. Цвет сукна и меха в настоящее время – серый .

Шапка-маска – вязаная шапка , закрывающая голову и лицо, имеющая отверстия для глаз и рта. Необходима бойцам спецназа для маскировки.

Виды религиозных головных уборов

Камилавка – головной убор священников Православной церкви, имеющий вид расширяющегося кверху цилиндра черного или фиолетового цвета.

Клобук – головной убор православного духовенства, состоящий из камилавки (цилиндра) и прикрепленной к ней «наметки» — покрывала с тремя длинными концами, спускающимися по спине и плечам. У монахов клобук черного цвета, у митрополита и патриарха – белого.

Митра — головной убор высшего духовенства православной и католической церквей в виде полусферы

Скуфия – небольшая шапочка пирамидальной формы черного или фиолетового цвета, являющаяся повседневным головным убором монахов и духовенства. В верхней части складки скуфии образуют крест.

Тиара — конусообразный головной убор высшего духовенства католической церкви из парчи, декорированный золотым шитьем и драгоценными камнями.

Разнообразные головные уборы позволяют надежно защитить голову от неблагоприятных воздействий окружающей среды и создать неповторимый образ каждому человеку в соответствии с направлениями моды и собственным вкусом.

Тогда архиерей растерза ризы своя, глаголя, яко хулу глагола: что еще требуем свидетелей

У иудеев был обычай: когда они видят или слышат что-нибудь страшное или печальное, раздирать свои одежды, что и теперь сделал первосвященник, как будто бы услышав в самом деле невыносимую хулу. Сделав это, он невольно предсказал, что иудейское первосвященство будет уничтожено.

Се, ныне слышасте хулу Его: что вам мнится

Усилив обвинение, назвав ответ хулой, осудив Иисуса Христа прежде всякого суда, показав этим и другим путь для осуждения, заставляет и их произнести свое суждение, как будто было уже явное преступление, чтобы, утвердив таким образом обвинительный приговор, передать Иисуса Христа, как виновного, Пилату на убиение.

Они же отвещавше реша: повинен есть смерти

Чего желали, то и было высказано. Развращенный ум дает и превратное суждение. Лука (22, 66-71) написал, что ввели Иисуса Христа в синедрион свой, говоря: аще Ты еси Христос; рцы нам. Рече же им: аще вам реку, не имете веры: аще же и вопрошу (вы), не отвещаете Ми, ни отпустите: отселе будет Сын Человеческий седяй о десную силы Божия. Реша же вси: Ты ли убо еси Сын Божий: Он же к ним рече: вы глаголете, яко Аз есмь. Они же реша: что еще требуем свидетелства; сами бо слышахом от уст Его. Вероятно, что и первосвященник, и члены синедриона спрашивали и судили Иисуса Христа; поэтому Он отвечал и ему, и им. Но почему они не убили Иисуса Христа тайно? Чтобы не показалось, что они убили Его по зависти. Они старались всенародно убить Его, как злодея, чтобы этим испортить мнение о Нем. Поэтому употребляли все усилия, чтобы распять Иисуса Христа, и распяли вместе с Ним разбойников. Но случилось совершенно наоборот, чем как они желали: от всенародной казни еще более усилилась слава Его; а печати на гробе и стража сделали то, что истина еще более воссияла.

В этом разделе мы поговорим об одеждах, которые архиереи, священники и диаконы призваны носить во внебогослужебное время. Согласно церковным канонам эти одежды отличаются от мирских: даже находясь дома, священник является носителем сана. На практике это правило соблюдается не всегда, что в наши дни не считается нарушением церковной дисциплины.

Одежды архиерея

Архиерейская мантия – является разновидностью монашеской мантии. В быту архиерей ходит в обычной черной мантии, а особую – архиерейскую – надевает, отправляясь на богослужение, а также во время крестных ходов. В храме ее торжественно снимают, и владыка облачается в саккос.

Мантия представляет собой длинную и широкую одежду в виде плаща без рукавов. Архиерейская мантия застегивается в 2-х местах: у ворота и внизу, а длина ее такова, что образуется шлейф.

Архиерейская мантия украшена скрижалями – четырехугольными платами. На верхней части мантии располагаются две скрижали с изображениями серафимов или крестов, реже – икон, а на нижней – еще две, с инициалами архиерея. Скрижали напоминают о тех скрижалях с Заповедями, которые были даны Моисею на горе Синай. Они указывают на то, что источник власти архиерея в Церкви – Бог, и в своей деятельности архиерей обязан руководствоваться Его Законом.

Также на архиерейской мантии, равномерно распределенные по ее длине, нашиты 3 ряда горизонтальных лент белого и красного цвета – «источники» («струи»). Они напоминают об учении Церкви – Ветхом и Новом Заветах, проповедовать которое призван архиерей.

Из истории архиерейской мантии

Длинный широкий плащ – палий был атрибутом первых христиан, не только священнослужителей, но и мирян. Он указывал на смирение, беспопечительность, чистоту деяний и готовность вверить свою жизнь Богу.

С формированием монашества мантия сразу же стала одеянием его носителей. Мантии отшельников в пустыне были простыми и практичными: они защищали от солнца, в них можно было завернуться во время сна.

С IV века по Р.Х. архиереи носили мантию, сотканную из белой шерсти. Она являлась символом пастыря, несущего на плечах овцу, то есть указывала на обязанность епископа заботиться о спасении своей паствы. С VIII века белая мантия была знаком сана митрополита.

Символика архиерейской мантии

Мантия – свободная, развевающаяся на ветру – символизирует крылья ангела, говорит о духовной высоте, молитвенном полете. Она знаменует собой полноту Божественной благодати, которую Господь дарует тем, кого поставляет на высоту архиерейского служения.

Вот как писал святитель Симеон Солунский о монашеской мантии: «Мантия …выражает всепокрывающую силу Божию, а также строгость, благоговение и смирение монашеской жизни, и что у монаха ни руки, ни другие члены не живут и не свободны для мирской деятельности».

Об архиерейской мантии тот же святитель сообщал: «Скрижали или дщицы нашиваются во образ древней и новой благодати. Потому они и полагаются выше источников: они означают также, что учителю необходимо заимствовать поучения из двух Заветов». «Мантия его (архиерея) означает промышляющую, содержащую и покрывающую благодать Божию, и все тело обхватывает и связует. Источники же показывают, что учение всегда истекает из двух Заветов, Ветхого и Нового, которые и означаются скрижалями или дщицами».

История стихаря

В древности облачение подобное стихарю было известно под такими названиями как, например, альба, туника. Все они означали обычную нижнюю одежду, которую в древние времена носили мужчины и женщины. Стихарь употреблялся во всех древних церквях. В древности стихарь изготовливали изо льна и был он белого цвета, на что указывает одно из его названий — alba (белый). Стихарь символизирует светлую жизнь облаченных в него, олицетворяет чистоту и непорочность.

Орарь есть длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь. Она носится диаконом на левом плече, сверх стихаря. Орарь знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства.

Орарь (устар. — орарий) является принадлежностью богослужебного облачения диакона и богослужебного облачения иподиакона. В православии орарь является принадлежностью и богослужебного облачения протодиаконов, а также соответствующих им в черном духовенстве — иеродиаконов и архидиаконов. Орарь выполняется в виде длинной узкой ленты из парчи или другой цветной материи. В православии диакон носит орарь поверх стихаря на левом плече, где он укрепляется петлей за пуговицу, а его концы свободно свисают почти до пола со стороны груди и спины. Орарь может быть разного цвета, как и другие богослужебные облачения. В православии неофициально орарем награждают старших или опытных алтарников.

Разновидности одежд священнослужителей

Подрясник – разрезное одеяние, доходящее до края ботинок, с длинными узкими рукавами и глухим воротом. Чаще всего имеет черный цвет. Летом в неофициальной обстановке некоторые батюшки носят светлые подрясники: серые, кремовые, белые, бежевые. Летние подрясники чаще всего шьют из хлопка со льном в соотношении 80 на 20, 50 на 50 или из чистого льна. Зимой котируются шерсть и синтетика.

Подрясник и ряса имеют русский и греческий варианты.

Русский подрясник застегивается встык, без запаха. Притален по фигуре.

На груди у греческого подрясника устроены карманы. Он не притален, имеет воротник-стойку.

Болгарский подрясник представляет собой нечто среднее между русским и греческим: он имеет «греческий» воротник-стойку и полы «в стык», как у русского подрясника.

Ряса – длинное одеяние, разрезное впереди, которое надевается поверх подрясника, в отличие от него имеет широкие рукава, находящие на ладонь. Слово «ряса» означало изначально «бедная, вытертая одежда».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *