Ощепков Василий

В Японии ежегодно проходят первенства страны по борьбе, которую во всём мире раньше знали как борьбу советскую, а теперь считают российской, — по самбо. При этом японские самбисты сражаются за особую, необычную награду — Кубок президента России. Японцы знают не только об увлечении русского президента единоборствами, но и о создателе самбо Василии Ощепкове. История этого человека, история его борьбы — удивительный пример того, как, невзирая на непонимание, политические распри, войны и смерть, настоящее, благородное дело пробивает себе дорогу и находит последователей вне зависимости от национальной и государственной принадлежностей.

Василий Сергеевич Ощепков родился 25 декабря 1892 года (по ст. стилю) в «каторжной столице» Сахалина — посёлке Александровский пост на северо-западном берегу острова — в той его части, которая после Русско-японской войны (1904–1905) не отошла к Японии и оставалась территорией России, пока японцы не оккупировали её в 1920 году. Став круглым сиротой, Василий сам по собственной воле и на свои деньги (от отца осталось два дома, которые опекунам подростка удавалось сдавать внаём) в 1907 году отправился в Токио. Там в православной духовной семинарии, основанной выдающимся миссионером и японоведом — архиепископом Николаем Японским (Иваном Касаткиным), уже учился близкий друг будущего создателя самбо Трофим Юркевич, а с ним и ещё несколько русских подростков. Основной задачей их пребывания в Японии было глубокое изучение языка вчерашнего и будущего противника, а оплачивало учёбу со стратегическим прицелом русское военное ведомство. Ощепков учился за свой счёт и для себя, но именно его владыка Николай неоднократно особо отмечал как воспитанного и толкового воспитанника. Надо сказать, учиться в семинарии было чрезвычайно трудно, тяжело, в том числе по сугубо бытовым причинам. Русские подростки жили со своими местными сверстниками в абсолютно японских условиях: носили местную одежду, ели японскую пищу, часами сидели на коленях на полу, спали на расстеленных на полу же матрасах-футонах. Начиная со второго года обучения даже друг с другом им разрешалось разговаривать только по-японски.

С 1908 года в семинарии, как и в большинстве японских школ, началось преподавание дзюдо. Занятия вёл местный полицейский — обладатель 2-й мастерской степени чёрного пояса. В тренировочном зале Василий показал выдающиеся способности и вместе с другим русским подростком был принят на обучение в alma mater дзюдо — школу Кодокан, где ещё преподавал сам основатель дзюдо — доктор Кано Дзигоро. Там, как и в семинарии, царила суровая дисциплина, и учиться одновременно в двух местах было, конечно, невероятно тяжело. К тому же само обучение дзюдо было тогда несравненно более жёстким, чем сейчас, и нельзя забывать, что русский подросток учился среди тех, с кем его страна воевала несколько лет назад. Националистические настроения в японском обществе всё ещё оставались чрезвычайно сильны, и то, что в 1913 году Василий Ощепков стал первым в истории русским выпускником школы Кодокан, получив чёрный пояс, без всякого преувеличения можно назвать настоящим подвигом. Много позже, уже в послевоенные времена, ученики Василия Сергеевича рассказывали, что он всю жизнь с гордостью хранил вырезку из японского журнала под названием «Русский медведь добился своей цели» с упоминанием о присвоении ему первой мастерской степени.

Одновременно Ощепков окончил семинарию и отправился в Харбин для службы в качестве военного переводчика в русской армии — под конец учёбы, с 1912 года, военное ведомство взяло его на казённый кошт. Став военным переводчиком, а позже — разведчиком, Василий Сергеевич никогда не оставлял занятий дзюдо, как бы ни тяжела была его служба и какие бы страшные события ни происходили в России. Более того, выходец с Сахалина всегда стремился вперёд и умел добиваться того, что другим казалось невыполнимым. В 1917 году Василий Ощепков снова вошёл в историю, впервые в мировой практике организовав во Владивостоке международные командные состязания по дзюдо с командой коммерческого училища города Отару, и, будучи в командировке в Японии, сдал экзамен на 2-й дан дзюдо.

Но борьба борьбой, а после революции Василий Сергеевич вынужден был искать новую службу. Он стал переводчиком в штабе японского экспедиционного корпуса и одновременно агентом большевистской разведки под оперативным псевдонимом Японец. Однако дзюдо из его жизни никуда не делось. 23 февраля 1918 года японская газета «Урадзио ниппо» сообщала: «Под эгидой владивостокского общества спорта пройдут соревнования по дзюдо и боксу. Соревнования начнутся сегодня в 3 часа пополудни. Спортсмены — храбрецы с японских и английских военных кораблей». В тот же день командующий 5-й японской эскадрой, контр-адмирал и мастер дзюдо Като Хирохару записал в своём дневнике: «Смотрел дзюдо в «Спорт». Василий великолепен! Заставил меня продемонстрировать вместе с ним парное ката».

Вскоре Василий Великолепный покинул Владивосток. Сначала он отправился на Северный Сахалин, а затем в Кобе и Токио — в качестве нелегального резидента советской военной разведки, работающего под прикрытием кинопрокатчика. Увы, малограмотное, но по-революционному порывистое начальство Ощепкова не сумело оценить масштаб его работы и достигнутые успехи по внедрению в японское общество, внезапно отозвав резидента в СССР. Весной 1926 года Василий Сергеевич вынужден был вернуться домой и с этого времени начинал активно пропагандировать дзюдо в Советском Союзе, параллельно работая над созданием нового вида борьбы и рукопашного боя для своей родины.

С 1929 года Ощепков стал преподавателем дзюдо в главном спортклубе Красной армии, а чуть позже и в Институте физкультуры в Москве. Лишённый в СССР возможности контактировать с зарубежными коллегами, он постоянно совершенствовал и приспосабливал дзюдо к советским реалиям, создавая на его основе новый вид борьбы, получивший сначала название «советская борьба вольного стиля», а позже, в сер. 1940-х годов, уже после смерти мастера, — самбо. Историк борьбы Алексей Горбылёв насчитал несколько десятков мировых систем самозащиты, с которыми, судя по сохранившимся данным, Василий Ощепков был знаком и которые он изучал, пытаясь взять из них всё лучшее, чтобы внедрить у себя на родине, в Советском Союзе. В результате система дзюдо Ощепкова к концу 1930-х годов стала весьма сильно отличаться от системы Кодокан-дзюдо, и далеко не в худшую сторону. Она вобрала в себя массу спортивных и прикладных техник, существовавших в других видах единоборств, и теперь представляла собой доселе не известный универсальный вид самозащиты. «По богатству технического арсенала и проработанности методики система дзюдо Ощепкова не имела в то время аналогов и, безусловно, принадлежала к числу наиболее совершенных систем рукопашного боя всего мира», — считает Горбылёв.

В 1937 году Василия Ощепкова арестовали по ложному обвинению, и вскоре он умер в тюрьме. Его ученики продолжили дело становления борьбы, позже получившей название самбо, и не просто добились в этом успеха, но и достроили на фундаменте, заложенном мастером, вид спорта, способный конкурировать на равных с олимпийскими. В 1964 году, когда дзюдо впервые было представлено в программе Олимпиады в Токио, на татами вышли наши самбисты и, несмотря на внешне скромные успехи (четыре бронзовые медали), вернулись домой победителями. Оказалось, что с дзюдо мы были прекрасно знакомы, хотя после гибели Ощепкова его изучение в СССР формально прекратилось. Тогдашний главный тренер советской сборной по дзюдо Владлен Андреев незадолго до своей кончины подарил своему другу и ученику Ощепкова, первому чемпиону СССР (1939 и 1940 годов) Андрею Будзинскому книгу японского автора Митиаки Хироси «Техника и тренировка самбо» с дарственной надписью: «…Дзюдо и самбо — одно и то же. Знай! 1987 г.».

Японцы живо заинтересовались новым видом борьбы, с которым им так внезапно пришлось столкнуться на татами. Это стало стартом к началу изучения самбо в Японии, к его популярности, которая в силу различных причин то набирала обороты, то снова падала вниз… Прошли годы. Японское дзюдо по-прежнему не сдаёт своих позиций, но и самбо год от года становится всё более уважаемым в Стране восходящего солнца. Несколько лет назад оно получило мощный импульс развития благодаря невероятной популярности там «Последнего императора» Фёдора Емельяненко, о самбистском прошлом которого японцы хорошо осведомлены. Затем президент России поддержал инициативу проведения соревнований на кубок его имени, в 2014 году Токио принимал чемпионат мира по самбо, а год назад эта борьба получила так называемое временное признание МОК как олимпийский вид спорта. Следующая Олимпиада 2020 года состоится как раз в Токио. Японцы снова вспомнят, что основу этого замечательного единоборства заложил русский человек, получивший образование в японской столице, долго живший в их стране, но отдавший все силы и свою жизнь служению России, и это, пожалуй, один из самых грандиозных примеров взаимного культурного проникновения наших стран.

Свой среди чужих

«Родиться в царской тюрьме, чтобы умереть в сталинской» — под таким заголовком в 1998 году опубликовал материал историк боевых искусств и журналист Михаил Лукашев. Автор взялся за трудную судьбу репрессированного Василия Ощепкова — разведчика, переводчика, обладателя черного пояса по дзюдо и одного из основоположников самбо. Лукашев сокрушается, что память об Ощепкове едва ли не стерта. А лавры того, кто стоял у истоков отечественной боевой системы, достались ученику Ощепкова — Анатолию Харлампиеву.

Лукашев написал заметку в юбилейный для самбо год. Он выразил надежду, что Ощепкова вспомнят хотя бы на родном для мастера боевых искусств Дальнем Востоке, установят памятную доску. Только в 2012 году во Владивостоке появился бюст мастера дзюдо. А в 2016-м в центре города выросла целая скульптурная композиция: молодой Ощепков получает черный пояс по дзюдо из рук его основателя — Дзигоро Кано.

Ощепков родился в 1893 году в городе пост Александровский (теперь Александровск-Сахалинский) у матери-каторжанки, сосланной на Дальний Восток за попытку побега. До этого она отбывала наказание в Перми. В 1902 году мальчик остался без отца. А спустя два года Ощепков стал круглым сиротой: скончалась и мать.

В возрасте 14 лет жизнь дает Ощепкову шанс: в числе других детей-сирот с Дальнего Востока его отправляют учиться в духовной семинарии в Токио под крылом архиепископа Николая Японского.

Там у Ощепкова происходит знакомство с японским дзюдо. Азы борьбы преподавались подросткам наряду с каллиграфией, историей Японии и другими дисциплинами. Юный Василий демонстрировал упорство и незаурядные способности к познанию боевых искусств. Учитель Ощепкова решил помочь ему попасть в дзюдоистскую Мекку — школу Кодокан, где тогда все еще преподавал легендарный Кано.

По воспоминаниям одного из учеников, Ощепков рассказывал, как ему дали подсказку. Она и помогла ему попасть на карандаш представителям Кодокана. Во время просмотра потенциальных новобранцев основатель дзюдо произнес перед молодыми людьми речь. Наполненную важными и правильными словами, но невероятно нудную. Ощепков почувствовал, как затекли его ноги, и ему не терпелось сменить позу. Но он продолжал сидеть на пятках, как это принято у японцев. Ведь знал — за тем, как ты слушаешь сенсея, пристально следят. Неудачный поворот головы могли посчитать неуважением.

Ощепков стал первым русским в Кодокане. И, учитывая не самые приятельские отношения между Российской империей и Японией, отношение к Василию со стороны других учеников было особенным. Желающих вцепиться в его кимоно покрепче было хоть отбавляй. Но Ощепкова лишь закаляла стойкая нелюбовь японцев к чужакам. Он осваивал дзюдо по-своему, избегая топорного копирования и подражания.

В 1913 году сын каторжанки достигает первого дана по дзюдо. Он становится первым российским подданным, получившим право носить черный пояс. В статусе первого русского мастера дзюдо Ощепков возвращается на родину.

Русский. Сын каторжанки и столяра. Окончил духовную семинарию Российской православной миссии в Японии (сентябрь 1907 — июнь 1913), школу Кодокан дзюдо под руководством Дзигаро Кано в Токио (октябрь 1911 — июнь 1913).

Учился в реальном училище на Сахалине, затем вместе с другими детьми-сиротами отправлен в Японию, где учился на деньги штаба Забайкальского ВО.

Вернулся на родину и направлен на службу в Харбин в РО штаба Заамурского ВО, а затем во Владивосток в РО штаба Приамурского ВО (1914-1917). Одновременно руководил кружком борьбы дзюдо (тогда: джиу-джитсу, дзюу-дзюцу). Первые соревнования по этому виду спорта состоялись в 1916, а в июле 1917 ученики Ощепкова сразились на татами с японскими мастерами, прибывшими во Владивосток. В том же году снова побывал в школе Кодокан в Японии и получил 2-й дан (разряд мастера) по дзюдо.

Владел частным бюро переводов во Владивостоке, был переводчиком в Управлении военно-полевых сообщений японских войск (апрель 1918 — октябрь 1922), сотрудничал с антияпонским подпольем, Осведомительным (разведывательным) отделом штаба НРА ДВР и РО штаба 5-й Краснознаменной армии Восточного фронта.

Создал и возглавил прокатную кинематографическую фирму в Александровске на Сахалине, резидент советской военной разведки (1922-1924). На нелегальной работе в Японии, резидент (ноябрь 1924 — апрель 1926), переводчик РО штаба Сибирского ВО (апрель 1926 — сентябрь 1929).

С сентября 1929 в Москве — преподаватель в Государственном центральном институте физической культуры, инструктор по дзюдо в Центральном доме Красной армии, председатель Всесоюзной секции борьбы вольного стиля.

Репрессирован 29.09.1937. Умер в Бутырской тюрьме. Реабилитирован в 1957.

28.06.1998 во Владивостоке около спортклуба Тихоокеанского флота открылась памятная доска «в честь основателя самбо в нашей стране» В. С. Ощепкова.

Алексеев М.А., Колпакиди А.И., Кочик В.Я. Энциклопедия военной разведки. 1918-1945 гг. М., 2012, с. 577.

Василий Ощепков — это первый русский человек, ставший мастером восточных единоборств, освоивший дзюдо на самом высоком уровне, основавший школу боевых искусств в нашей стране — и ставший основоположником самбо и рукопашного боя. Но он трагически погиб, а славу у него украли, приписав достижения другим людям. Как представитель мира боевых искусств, сам занимавшийся много лет дзюдо и самбо, а также обучающий единоборствам людей, я бесконечно благодарен Василию Ощепкову за все, что он сделал для нашей страны. И поэтому считаю нужным лишний раз напомнить людям об этом великом русском человеке в своей короткой заметке.
Биография Василия Сергеевича была трагичной от начала и до конца. Родился он в 1893 году на Сахалине, где отбывала каторгу его мать, Мария Семеновна. Его отцом был вольнопоселенец Сергей Захарович Плисак, работавший там столяром. В 1902 году он умирает, а в 1904 году умирает и мать, и в 11 лет Василий остался сиротой в суровом и диком краю. В 1905 году Россия проигрывает русско-японскую войну, и Сахалин оказывается внезапно японской территорией. Василий попадает на учебу в духовную семинарию в Токио, что возможно было единственным способом выжить, не умерев от голода. Будущим священникам, как ни странно, преподавалось и недавно возникшее в Японии дзюдо. Тут стоит пояснить, что тогда боевые искусства во многом воспринимались как способ духовного развития и укрепления здоровья, а не искусство драки, поэтому дзюдо, а вскоре и каратэ, активно внедряли в учебные заведения — грубо говоря, чтоб студенты просто не были болезненным дохляками.
Василий оказался настолько способным и крепким, что его приметил сам основатель дзюдо, японский мастер Дзигоро Кано, взяв в 1911 году в свой институт дзюдо Кодокан. Через 2 года Ощепков получил первую мастерскую степень, через 4 года — вторую. Это говорит о его фантастических талантах! Тут надо отметить еще одну вещь. Японцы были в то время заражены национализмом, и к другим нациям относились очень свысока. Русского парня взяли тренировать не столько, чтоб обучить чему-то, а во многом, чтоб у японских учеников был сильный здоровый противник в поединках, с которым можно оттачивать мастерство. Он был спарринг-партнером в первую очередь, грушей для битья. Но оказалось, что он сам сильнее многих японцев, и что даже по меркам Японии он стал выдающимся мастером, которого местным пришлось начать уважать.
Памятник Ощепкову во Владивостоке,изображающий момнет вручения ему мастерского пояса мастером Кано
В последующие годы Ощепков непрерывно перемещается между Японией и Россией,где установилась советская власть — сначала в виде Дальневосточной республики, потом в виде СССР. В Советской России Ощепков работает, грубо говоря — «делает бизнес» — обучает дзюдо, в Японии его деловые и дружеские связи. И не только это. Ощепкова вербует советская разведка, он является и переводчиком с японского, и разведчиком, и тренером милиционеров — для новой власти специалист на все руки, невероятно ценный.
В своих командировках и путешествиях по СССР Ощепков изучает национальные виды борьбы, добавляя их приемы к дзюдо. Так рождается самбо. На фото хорошо видно классический прием из самбо — ущемление ахиллесова сухожилия, и исполняет его именно Ощепков. Впоследствии будут врать, что это все открыл и привнес его ученик Харлампиев.
Постепенно от просто борьбы Ощепков идет дальше, соединяя ее с ударами, а также с приемами против оружия. Так появляется боевое самбо, иными словами — рукопашный бой. Сотни советских спецслужбистов учатся противостоять вооруженным иностранным разведчикам, скручивать их и брать в плен, простые люди получают возможность освоить самооборону против уличных бандитов, а еще в стране появляется массовый спорт, и Василий Ощепков — один из тех, кто внес большой вклад в его развитие, потому что борьба привела в спортзалы многих, кто иначе бы туда не пришел никогда.
А дальше все просто и печально, как было с тысячами выдающихся людей в СССР.В 1937 году идет большой террор, сотни тысяч невинных людей уничтожаются палачами из НКВД. Ощепкова арестовывают по доносу, через несколько дней он погибает в тюрьме. Скорее всего, он оказал сопротивление выродкам-чекистам, привыкшим избивать слабых и беззащитных, и был ими убит.
По иронии судьбы, наш нынешний президент учился у последователей Ощепкова дзюдо, а у последователей тех, кто его убил, принял профессию….
Славу основателя самбо приписали его ученику Харлампиеву, ставшему главным продолжателем этого вида спорта после исчезновения своего Учителя (за что ему тоже спасибо, что помог самбо выжить после репрессий). После смерти Сталина Харлампиев в своем учебнике сделал абзац о том, что Ощепков внес большой вклад в развитие самбо, и это было единственной благодарностью великому мастеру.
В нашей стране прижились все три вида — японское дзюдо, самбо, созданное на основе дзюдо при помощи добавления приемов из местных видов борьбы, а также рукопашный бой (боевое самбо). Мы, миллионы занимающихся единоборствами, будем бесконечно благодарны Василию Ощепкову — и всегда помнить его заслуги перед Отечеством.
Еще о В.Ощепкове можно прочитать кое-что в этой статье : http://www.vipv.ru/rossiia/vasilii-oshchepkov-roditsia-v-tcarskoi-tiurme-chtoby-umeret-v-stalinskoi
——————
Дмитрий Бородин, тренер клуба восточных единоборств в Петербурге.
О наших тренировках информация здесь:https://vk.com/club8967780


Василий Сергеевич
ОЩЕПКОВ
(1892-1937)
Считается основоположником самбо на украинской земле.
В декабре 1892 года в поселке Александровский пост на Сахалине родился Василий Ощепков.
В 11 лет осиротел.
29 октября 1911 года в возрасте 18 лет поступил в Кодокан. Через некоторое время заканчивает Кодокан, получает черный пояс по дзюдо.
В 1914 году во Владивостоке в обществе «СПОРТ» открывает кружок дзюдо. В стенах этого кружка проводится первая международная встреча по дзюдо между русскими и японскими дзюдоистами.
В 1917 году поддерживает Великую Октябрьскую Революцию.
Новой властью командируется на длительное время в Японию, Китай.
В 1925 году возвращается в Россию, в Новосибирск. В Новосибирске приказом Реввоенсовета СССР Ощепков был зачислен на кадровую службу в Красную Армию и назначен военным переводчиком в один из отделов штаба Сибирского военного округа.
Приглашают работать инструктором по самозащите в новосибирское отделение «Динамо».
В 1929 году получил приглашение на работу в Москве, в ЦДКА. В ЦДКА организует группы по изучению рукопашного боя среди военно-служащих и работников Дома Армии, а также первая в стране женская группа. В последующем были организованы занятия для высшего комсостава Красной Армии.
С 1930 года преподает дзюдо в качестве одной из учебных дисциплин в Московском институте физкультуры. Подготовленные им тренеры начинают преподавать дзюдо в Ленинграде, на Украине.
В начале 30 годов ХХ века принимал активное участие в разработке норм комплекса ГТО (Готов к Труду и Обороне), второй степени в которую были введены приемы самозащиты и обезоруживания для мужчин и женщин.
Ощепков был человеком широких взглядов и, практикуя дзюдо, постепенно стал отходить от незыблемых японских канонов. Он изменяет форму, вводит русскоязычные термины. Заменяет поклон, на обязательное рукопожатие до и после схватки, вводит разделение на весовые категории. Кроме этого Василий Сергеевич Ощепков занимается неуклонным обогащением и совершенствованием техники борьбы и самозащиты, формируя основы нового вида единоборства.
Ощепков организовывает соревновательные встречи с учениками Спиридонова Виктора Афанасьевича, а также представителями ряда национальных видов борьбы, в первую очередь с борцами грузинской чидаобы.
Василий Сергеевич в своей работе исходил из того, что безотказно прочные навыки самозащиты могут быть воспитаны только лишь на широкой и надёжной спортивной основе.
Ощепков проанализировал все существующие тогда международные спортивные единоборства, китайское ушу и целый ряд национальных видов борьбы с точки зрения применения их техники в боевой схватке.
Ощепкова по праву можно считать человеком, идеи и разработки которого послужили основой спортивного раздела системы САМБО, раздела общедоступного для широкого круга людей, а приёмы и методы самозащиты пополнили боевой раздел этой системы, вооружив невидимым оружием армию, спецслужбы, милицию.
Некоторые недостаточно сведущие лица недоумевают: если Ощепков начинал именно с японской борьбы, то получается, что самбо и дзюдо — это почти одно и то же? В отличие от этих лиц японские специалисты дзюдо так не думают. Когда в начале шестидесятых годов, в преддверии Токийской олимпиады, в СССР впервые прибыли лучшие дзюдоисты Японии со своими тренерами и познакомились с самбо, у них не возникло никаких сомнений в том, что это совершенно самостоятельный и самобытный вид борьбы. Перед ними предстала система принципиально новая и значительно более совершенная, чем дзюдо. Борьба, содержащая в своем арсенале даже вообще незнакомые им приемы, с которыми гости поспешили познакомиться (Лукашев М.Н., 1986). При этом для японских специалистов осталась за кадром огромная составляющая часть системы САМБО — боевой раздел, или как принято говорить — «боевое САМБО»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *