Отрада или утешение?

«Гору Афонскую, Дево, Сыном Ти данную в жребий, покровом Своим осеняющи свыше, храниши дивно от бед и напастей. Благодатных икон Твоих чудесы обители афонския славятся и гласы преподобными Тя хвалят…» — отрывок из акафиста иконе Божией Матери Отрада и Утешение.

Икона Отрада и Утешение — одна из самых известных икон Пресвятой Богородицы. День памяти ее 3 февраля.

Ватопедская икона Божией Матери или по-другому Отрада и Утешение. Фото: molitvy.online

О чем молятся иконе

Молитва — труд души, дающий не только надежду на исполнение прошения, но способствующий духовному росту. Молитва ценна сама по себе как опыт общения с Богом. Поэтому вредно тем, кто еще не до конца укрепился в вере, искать святого или икону, к которым можно обратиться в какой-либо житейской надобности.

Чудотворные списки иконы часто имели большое значение в избавлении от эпидемий. Крестный ход жителей вокруг охваченного болезнью города приводил к решению проблемы.

История обретения иконы в нынешнем виде говорит о том, что Ватопедская икона может сохранить дом в безопасности, защитить от нападения врагов. Важно, чтобы каждый христианин понимал, что главные его враги — грех и страсти. И молиться перед образом Богородицы следует, прежде всего, об очищении души от греховной грязи.

Совет! Тем, кто не знает слов молитвы, которую принято читать именно этой иконе, полезно помнить простое молитвенное обращение к Пречистой Деве: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Можно также глядя на образ Богородицы, обращаться к самому Христу такими словами: «Боже, очисти мя грешнаго».

Чтобы разобраться, в чем еще помогает молитва перед иконой «Отрада и Утешение», нужно понимать смысл молитвы перед образом и понимать, что возносимая образу честь восходит к первообразу.

Обратиться к Божией Матери можно и с просьбой, и с покаянием. Но не только слава о чудотворении иконы помогает тому, чтобы молитвы были услышаны. Важна сила веры молящегося, без которой Господь не услышит просьб и прославлений.

Внимание! Перед этой иконой можно и нужно славить и благодарить Богородицу и Господа нашего Иисуса Христа за все. Ватопедская икона Божией Матери «Отрада» или «Утешение»

Ватопедская икона Божией Матери в настоящее время хранится в стенах Ватопедского монастыря

Ватопедская икона Божией Матери в настоящее время хранится в стенах Ватопедского монастыря на горе Афон. Почему икона эта получила название именно ватопедской? Считается, что вблизи святой горы Афон с корабля упал один царевич по имени Аркадий.

Так выглядит Ватопедский монастырь на святой горе Афон. Фото: athonian.gr

Божия Матерь сохранила ему жизнь. Она перенесла его чудесным образом на берег. Именно в этих местах его и нашли. Он стоял под кустом. От этого события и пошло название ватопед, то есть куст отрока.

В благодарность за спасение сына, царь Феодосий Великий щедро украсил монастырь.

Божия Матерь спасла братию монастыря от нападения разбойников

Тогда Богоматерь на иконе была изображена лицом, повернутым к правому плечу. Почему именно так? Считается, что в 807 году свой взор Она обратила на игумена монастыря, который стоял во время молитвы около иконы. Божия Матерь предупредила его о том, что на монастырь будет нападение разбойников.

Ночью шайка разбойников решила напасть на монастырь. Когда закончилась утреня братия монастыря стали расходиться по своим кельям. В церкви был только один настоятель. Как вдруг он услышал женский голос, который предупреждал об опасности. Когда он посмотрел на икону Божией Матери, то увидел, что лики Богоматери и Младенца изменились.

Игумен увидел, как Иисус Христос поднял Свою руку, заграждая уста Божией Матери говоря: «…Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся за грехи свои». Но Божия Матери все равно продолжила говорить: «Не отверзайте сегодня врат обители, а поднимитесь на стены монастырские и разгоните разбойников».

Игумен монастыря на Афоне увидел, как Иисус поднял Свою руку, заграждая уста Божией Матери. Фото: temples.ru

Игумен монастыря тут же собрал всю братию и рассказал им о том, что услышал и увидел. Все были удивлены, когда увидели икону. После братия решила помолиться иконе, а затем поднялись на монастырские стены и отразили нападение шайки разбойников.

Значение иконы Божией Матери Отрада и Утешение в сострадательной любви к человеку

Именно с того момента чудотворная икона стала называться Отрада и Утешение. Лик Божией Матери на иконе ясно выражает сострадательную любовь. Ее взор дышит милосердием и кротостью. В то же время лик Богомладенца строг. В этом и есть значение иконы Божией Матери Отрада и Утешение.

Новодевичий монастырь имеет чудотворный список иконы Божией Матери

Также стоит сказать о том, что в настоящее время Новодевичий монастырь имеет чудотворный список иконы Божией Матери Отрада и Утешение. Это одна из главных его святынь.

В настоящее время также есть множество храмов в честь этой иконы. Например, Казачий храм иконы Божией Матери на Ходынском поле города Москвы.

Так выглядит казачий храм иконы Божией Матери Отрада и Утешение в Москве

Икона Отрада и Утешение помогает от нашествия иноплеменных

В чем помогает икона Отрада и Утешение? Святой образ помогает:

  • в избавлении от нападения разбойников;
  • от нашествия иноплеменных;
  • в исцелении от болезней;
  • в наставлении на путь истинный.

Не стоит забывать и то, что вы всегда можете обратиться к Божией Матери своими простыми словами о помощи. Самое главное, чтобы ваши слова были искренними и шли от самого сердца.

Пред иконой Богоматери Отрада и Утешение читается тропарь и кондак

Пред иконой Богоматери Отрада и Утешение читается тропарь и кондак.

Тропарь:

О, покров благодатный и спасительный стяжахом честную Твою икону, Богородице. На сию убо со умилением взирающе, Тебе вопием: Владычице низпосли отраду и утешение; на Тя упование возлагаем грешнии и смиреннии, на Твое предстательство надеемся недостойнии, ускори нас избавити от бед и скорбей, и умоли Сына Твоего, Христа Бога нашего, помиловати и спасти души наша.

Кондак глас 8:

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твой, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Невесто Неневестная.

Также читаются молитвы перед иконой Божией Матери Отрада и Утешение.

Молитва к Божией Матери перед иконой Ея, именуемой «Отрада» или «Утешение»:

Надежда всем концем земли, Пречистая Дево Богородице, Утешение и Отрадо наше! Не гнушайся нас грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси пламень греховный и покаянием ороси изсохшие сердца наша. Очисти ум наш от греховных помышлений.

Приими моления от души и сердца с воздыханием Тебе приносимыя. Буди Ходатаице о нас к Сыну Твоему и Богу и отврати гнев Его от нас Матерними молитвами. Укрепи в нас веру православную, вложи в нас дух страха Божия, дух смирения, терпения и любви.

Душевныя и телесныя язвы исцели, утиши бурю злых нападений вражеских. Отыми бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути.

Подаждь нам милость Твою и святое благословение Свое всем зде предстоящим и молящимся и всегда пребываяй с нами, подавая приходящим к Тебе отраду и утешение, помощь и заступление, да славим и величаем Тя вси до последняго нашего воздыхания. Аминь.

Иконе Отрада и Утешение написан акафист

Иконе Отрада и Утешение написан акафист. Акафист можно читать дома перед иконой.

Кондак 1

Возбранных сил небесных радость и хваление, всего же рода человеча исправление, ублажаем Тя, Пречистая Дево Мати, Ты же, наше упование единое, низпосли душам отраду благодатную, да поем Тебе, образ дивный Твой чтуще:

Радуйся, Божия Мати, Невесто нетленная, светлая наша отрадо.

Икос 1

Ангелов лицы дивятся, образ афонский Твой зряще, на немже, пречистая Дево и Мати, от уст нетленных рукою десною десницу Младенца отводиши кротко. Что сие есть знамение образа? Мы же речем, поюще таковая:

Радуйся, Дево, Всевышняго Мати; Радуйся, дивный раю благодати.

Радуйся, наша отрадо небесная; Радуйся, людем надеждо известная.

Радуйся, образ бо Твой спасение возвещает всей земли; Радуйся, взор бо Твой утешение пребывающим во тли.

Радуйся, свете небесный, мглу наших дний озаряяй; Радуйся, цвете нетленный, тлен наших дел оживляяй.

Радуйся, Ты бо молитвы к Сыну за мир твориши; Радуйся, яко в теплой молитве, аки светильник, гориши.

Радуйся, радостно Ти восклицаем; Радуйся, песненно Тя воспеваем.

Радуйся, Божия Мати, Невесто нетленная, светлая наша отрадо.

Кондак 2

Недоумеет ум дольний тайны Твоея разумети, Пречистая Богоблаженная Дево, Ты бо, в лоно чистое действием Духа приимши безсеменно Отчее Слово, Бога человеком сочетавши и песнь повелеваеши всем пети: Аллилуия.

Икос 2

Гору Афонскую, Дево, Сыном Ти данную в жребий, покровом Своим осеняющи свыше, храниши дивно от бед и напастей. Благодатных икон Твоих чудесы обители афонския славятся и гласы преподобными Тя хвалят:

Радуйся, Дево, отрадо в печалех; Радуйся, скоропослушнице в скорбех.

Радуйся, сущим в пути Одигитрие; Радуйся, храмов священных вратарнице.

Радуйся, добрая предвозвестнице унывающим в беде; Радуйся, верное утешение притекающим к Тебе.

Радуйся, бедным богатство, елеоносная Жено; Радуйся, чтущим акафист благоволящая тайно.

Радуйся, в келлии старцу рекшая «Радуйся” чудно; Радуйся, живоприемная Мати.

Радуйся, Тя бо достойно есть пети; Радуйся, Тя бо по долгу ублажаем.

Радуйся, Божия Мати, Невесто нетленная, светлая наша отрадо.

Кондак 3

Евину гордую прелесть Девы смиренное «Буди» в очах Милосерднаго всю упраздняет: се Сын Божий Сын Девы бывает и Бог неприступный живет с человеки, темже благодарственное пение немолчными усты возсылаем: Аллилуия.

Икос 3

Ликостояще над морем, светом молитвы сияют пред Богом святыни Афона и явно Божия Матере слава Афона святыя главы осеняет, к пению на всяк час призывающи пустынников, поющих Ей хвалебно:

Радуйся, славо пустынь вожделенных; Радуйся, чудо высот поднебесных.

Радуйся, гор и холмов осенение; Радуйся, скал и стремнин освящение.

Радуйся, Еюже открывается путь в небесныя страны; Радуйся, Еюже отверзается рай нетленныя весны.

Радуйся, крине в юдоли, благоуханная радосте; Радуйся, лилие в поли, приснотекущая сладосте.

Радуйся, света восточе, долы земли озаривый; Радуйся, жизни поточе, воду живую явивый.

Радуйся, гласе немолчных молений; Радуйся, щите священных селений.

Радуйся, Божия Мати, Невесто нетленная, светлая наша отрадо.

Кондак 4

О человечестем роде, еже спасти ны, о Дево, в молитвах пред Сыном сладчайшим стоиши; о Мати, людем благая отрадо, Ты видиши бездну грехов наших лютых, мы же, в рове истления поверженнии, не смеем возвести очес и пети: Аллилуия.

Икос 4

Ватопеда обитель славится образом чудным, емуже есть древнее имя Отрада. О нем предание старец блаженных хранит благодатную дивную повесть, во славу Богородицы заступницы, да слышаще сию, поем Пречистей:

Радуйся, мира благая отрадо; Радуйся, верным стено и оградо.

Радуйся, чудо чудес несказанное; Радуйся, небо небес осиянное.

Радуйся, любящим жизнь безмолвия святых желаний краю; Радуйся, ищущим безмятежия желанный раю.

Радуйся, яко Тобою всяка душа оживает; Радуйся, яко Тобою мертвенный ум воскресает.

Радуйся, веры горнило, имже неверие тает; Радуйся, тайная сило, яже от тли возставляет.

Радуйся, славо отшельников твердых; Радуйся, крепосте иноков бодрых.

Радуйся, Божия Мати, Невесто нетленная, светлая наша отрадо.

Кондак 5

Рождшая жизнь всему миру, рождшая милости бездну, о Дево Пречистая, оком яснейшим зриши наших печалей пучину, слышиши гласы земных воздыханий, скоро к нам на помощь притекающи, и учиши нас пети Всеблагому: Аллилуия.

Икос 5

Алчуще злата и крове, дерзко разбойницы с моря обитель святую в нощи облагают, да зело утро, вратом отворенным, убивше монахов, расхитят святыни. Ты же, неусыпная Заступнице, удел Свой защищаеши, да славит Тя:

Радуйся, Ватопеда отрадо; Радуйся, вражиим кознем преградо.

Радуйся, замыслов злых обличение; Радуйся, лютых врагов отражение.

Радуйся, Ты бо не усыпаеши, Свой спасающи удел; Радуйся, Ты бо бодрственно отвращаеши тучи смертоностных стрел.

Радуйся, крепосте чтущих святость икон Твоих чудных; Радуйся, столпе поющих славу чудес Твоих многих.

Радуйся, кротких победо и поражение гордых; Радуйся, правых защито и посрамление лживых.

Радуйся, Ты бо еси заблудших кормило; Радуйся, Ты бо еси молитвы кадило.

Радуйся, Божия Мати, Невесто нетленная, светлая наша отрадо.

Кондак 6

Девственный взор Твой, благая Мати, потоки любви и щедрот изливает: Ты нас храниши в исходех и входех, спасаеши верных на суши и в мори, аще токмо искра покаяния возникает в сердце, еже воспевати: Аллилуия.

Икос 6

Общия молитвы в час утра иноцы совершивше, отъидоша в келии до литургии, обаче игумен обители, в храме един моляся, от иконы Твоея Отрады глас слыша: «Врат не отверзайте днесь», трепетом же объят сый, сице старец восклицаше:

Радуйся, Дево, Ты бо еси стража святыни; Радуйся, яко дом Твой спасаеши ныне.

Радуйся, щите заутра и нощию; Радуйся, грозная силою многою.

Радуйся, Ты бо щадиши грешныя милосердием Твоим; Радуйся, Ты бо поражаеши сильныя, востающия на ны.

Радуйся, венче надежды, знаменование мира; Радуйся, жезле победы, обетование славы.

Радуйся, каменю сапфире, подобный видению неба; Радуйся, светлый престоле и колеснице Царева.

Радуйся, яко глас Твой сладок ушима; Радуйся, яко образ Твой красен очима.

Радуйся, Божия Мати, Невесто нетленная, светлая наша отрадо.

Кондак 7

Сын Человеческий близ есть, Суд Его Страшный при дверех – вещает нам глас богоносных Писаний, обаче нерадим о кончине, ленивии суще, и грозным глаголом не внемлем, вси бо суете повинни волею, и слово изрещи не вемы Богу: Аллилуия.

Икос 7

Трепетно старец игумен к образу взор свой возводит и видит: се лицы пред ним оживают, и Деве грозный Младенец рукою уста заграждает, глаголя: «О Мати, не провещавай, да накажутся». Старец же, ужасаяся, поет Пречистей тако:

Радуйся, Дево, Владычице мира; Радуйся, неба Царице благая.

Радуйся, яко Божий гнев утоляеши; Радуйся, яко грозный суд отвращаеши.

Радуйся, Мати всемилосердная, избавление от бед; Радуйся, помоще благодатная, упование душам.

Радуйся, Ты бо печали наша отгониши скоро; Радуйся, Ты бо болезни грешных врачуеши дивно.

Радуйся, якоже утро, свет проливающая тихий; Радуйся, якоже солнце, согревающая хладныя души.

Радуйся, чудная Отроковице; Радуйся, дивная Богоневесто.

Радуйся, Божия Мати, Невесто нетленная, светлая наша отрадо.

Кондак 8

Единомысленно, Дево, взоры к Тебе обращаем, Ты бо в день воздаяния нас не оставляеши; простри убо нам щедрую Свою руку, грехми бо падохом до адския бездны, и кто нас избавит от грядущих мук, кто же нас утвердит, во еже пети: Аллилуия.

Икос 8

Мати отводит десницу сладкаго Сына и, мало лице отклоняющи, старцу глаголет: «На стены братия вся да выходят и лютых разбойников да отражают!» Старец же всю братию глашает и, видевше все чудо, воспевают:

Радуйся, Мати благая Христова; Радуйся, тихой пустыни покрове.

Радуйся, аще и не вемы, киими Тя хвалебными возвеличим словесы; Радуйся, аще и не вемы, кия благодатныя принесем Ти похвалы.

Радуйся, яко Свет превечный носиши неопалимо; Радуйся, яко Огнь ипостасный держиши непостижимо.

Радуйся, Тя бо имамы необоримую стену; Радуйся, Тя бо вси вемы милости велию бездну.

Радуйся, херувимов честнейшая; Радуйся, серафимов славнейшая.

Радуйся, Божия Мати, Невесто нетленная, светлая наша отрадо.

Кондак 9

Иов, страдалец пред Богом, мудренно нас поучает, глаголет бо: се, благочестие – мудрость, и благо всем уходящим от мира и сладостный подвиг молитвы подъявшим, имже помогает Богородица в молитвах укреплятися и звати: Аллилуия.

Икос 9

Радостно в храме сем зряще список с иконы Отрады афонских обителей дар драгоценный, в молитве мысленно соединимся с хвалебными лики отцев-святогорцев, иже от заоблачных высот своих Пречистую нас пети приглашают:

Радуйся, стран и народов святыне; Радуйся, всех христиан благостыне.

Радуйся, Огнь во утробу приявшая; Радуйся, Слово по плоти явившая.

Радуйся, облаче света легкий, в мир принесший Христа; Радуйся, лествице, возводящая от земли на небеса.

Радуйся, стамно манны, алчущим сладкая пище; Радуйся, чаше златая, жаждущим новое пиво.

Радуйся, вышнее небо, свет озаряющее верным; Радуйся, тучная ниво, всем веселящая души.

Радуйся, тихая ангелов славо; Радуйся, людем благая отрадо.

Радуйся, Божия Мати, Невесто нетленная, светлая наша отрадо.

Кондак 10

Ум к небеси устремивше, чувства вознесше над тленом, о, коль вожделенно спастися от мира, имуще едино духа стремление к горним, едину сердца надежду на Бога. Помогай нам, Дево Богородице, и в путь веди нас правый, еже пети: Аллилуия.

Икос 10

Образ честный провождая в путь от Афона на север в покров благодатный обители новыя, в залог небесныя помощи граду, честный схимонах святогорец вещает: Се благословение Владычицы! Молитеся и веруйте, и пойте:

Радуйся, яко еси нам покров благодатный; Радуйся, яко еси нам залог упований.

Радуйся, сущим в бедах утешение; Радуйся, сущим в грехах умиление.

Радуйся, яко в час гнева Божия укрепляеши сердца; Радуйся, яко в день испытания умудряеши умы.

Радуйся, яко злых наветов тучи от нас отвращаеши; Радуйся, яко в годы бедствий не до конца погубляеши.

Радуйся, яко во дни бурь безбожных Ты еси единая нам пристань; Радуйся, яко прелестей ложных избавляеши нас присно.

Радуйся, в жизни нам тихая радосте; Радуйся, в вечности райская славо.

Радуйся, Божия Мати, Невесто нетленная, светлая наша отрадо.

Кондак 11

Темныя силы владеют в мире силою же и славою и света Христова познати не могут, но верным токмо молитва есть сила, им слезы – залог и победы, и славы. О Дево Мати, даждь нам тучу слезную и бодрственный нам ветр возвей, поющим: Аллилуия.

Икос 11

Радость на лицах сияет, глас вопиет от Афона: Владычица шествует к вам, исходите, сретайте Деву небес со свещами, сретайте же паче Сию со слезами радости, любве и умиления и празднуйте, и светлым гласом пойте:

Радуйся, кивоте освященный; Радуйся, престоле вознесенный.

Радуйся, горних чинов воспевание; Радуйся, адовых сил трепетание.

Радуйся, яко еси веселие человеческим сердцам; Радуйся, яко еси спасение совратившимся душам.

Радуйся, яко глас Твой пресладкий вечную радость вещает; Радуйся, яко взор Твой претихий нам тишину обещает.

Радуйся, яко Сына и Бога Ты умолиши о людех; Радуйся, яко райских чертогов Ты нам отверзаеши двери.

Радуйся, храмино Духа Святаго; Радуйся, скиние Бога живаго.

Радуйся, Божия Мати, Невесто нетленная, светлая наша отрадо.

Кондак 12

Ангельски днесь воспеваем песнь благодатней Марии: Сия бо есть сладость, и рай, и блаженство, отрада в час испытаний и гнева, надежда блаженств безконечных по смерти. Радуйся убо, Заступнице усердная, и радость подавай нам пети Богу: Аллилуия.

Икос 12

Да защитит Богомати образом дивным Отрады молитвы оплот – монастырь сей и храмы, да во век не угаснет лампада пред ликом спасительным Богоневесты, сонми же монахов гласом радости с миряны немолчно взывают:

Радуйся, храме, светлейший Сиона; Радуйся, свете и славо Афона.

Радуйся, иноков мысль непрестанная; Радуйся, девственных песнь неумолчная.

Радуйся, росу утешения посылаеши во дни; Радуйся, яко слезы умиления исторгаеши в нощи.

Радуйся, дивное имя, чудотворящее в тайне; Радуйся, Божие миро, в мир излиянное щедро.

Радуйся, яко Тобою лиется нам свет безконечный; Радуйся, яко с Тобою вечно Младенец предвечный.

Радуйся, светлосте людем, Тя чтущим; Радуйся, радосте нам, Тя поющим.

Радуйся, Божия Мати, Невесто нетленная, светлая наша отрадо.

Кондак 13

О всепречистая Дево, светлая наша отрадо, сладчайшаго Сына нетленная Мати! От всяких бед и скорбей ограждай нас и от будущих мук избави нас, Благая, радости же вечныя сподоби нас у горняго престола воспевати: Аллилуия.

Сей Кондак читается трижды, затем 1-й Икос и 1-й Кондак.

«Утешайте, утешайте народ Мой!» (Ис. 40:1) — так повелел Бог Своему пророку, обращаясь к томившимся в Вавилонском плену иудеям.

Спустя столетия Симеон Богоприимец тоже ожидал «Утешения Израилева» (Лк. 2:22). Христос-Младенец явился ему на руках Марии, Матери Своей – явился как один из многих младенцев, принесенных в Иерусалимский Храм. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка!» — проговорил потрясённый старец. Он был потрясён не видимой славой Господней, как Исайя или Иезекииль. Ему открылось Слава Божия – словно в гласе хлада тонка (3 Цар 19:11-12) – в хрупкости принесенного Младенца, в приоткрывшейся старцу тайне Креста и Гроба…

Младенец вырос и вышел на Своё крестное служение, и пришел в капернаумскую синагогу, и открыл книгу пророка Исайи.

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18,19).

«Отпустить измученных на свободу» – или, по церковно-славянски, «отпустити сокрушенныя во отраду…

Да! Отпускай на свободу измученных,
Отрок, чье имя прекраснее всех.
в горы взойди неприступными кручами,
в старости Сарре дарующий смех.

…Незадолго до Сретения совершается празднество в честь этой прекрасной иконы, носящей имя «Отрада и Утешение». Младенец, вернее, Отрок, облачен в зелень риз Духа – на Нём Дух Господень, давший Ему помазание, Дух Христов. И хитон Отрока – долгожданного Утешения Израилева, Отрока, которого Бог Отец помазал елеем радости для того, чтобы Он отпускал измученных на свободу, был последней и единственной Отрадой для тех, чья и душа, и кости сокрушены – хитон Его бел, как снег. Преображенная, обОженная плоть Сына – начало нового творения, начало великой радости мира…

Крылья голубки распахнуты в стороны —

лето Господне, и колос, и песнь!

Да! Сквозь пустыню, дорогой неторною —

слышатся зовы, и голос, и весть.

Дождь — на руно, и завет Его — радугой,

петь Его, слышать и видеть весь день!

Да! Он ведет, Он берет тебя за руку —

пальцы влагая в следы от гвоздей.

Сам Он — чудесней видений и знамений,

в старости Сарре дарующий смех,

явленный Боже и Боже являемый,

Отрок, чье Имя прекраснее всех.

И Церковь в лице Богоматери причащается этой тайне Богочеловека, тайне Сына Божия, отпускающих на свободу измученных царством зимы и смерти.

«…саму руку Владыки всех
Получив…
Изливая свет, она виделась мне невещественно,
Непрестанно и невечерне. (…)
Она и чашею Божественного Духа
И безсмертного потока сделалась для меня» (преподобный Симеон Новый Богослов).

Это прикосновение руки, осязание руки Христа устами – образ Евхаристический. Он часто присутствует в иконописи. Особенно ярок он на иконе Положения во гроб, когда апостол Иоанн касается устами длани Умершего смертью Крестной, а Богоматерь лобызает Лик Сына. Этот Евхаристический образ присутствует и на иконе «Отрада и Утешение». Христос – утешение народа Своего, Церкви Своей. Христос – Распятый, Христос – который «был мертв, и се, жив во веки веков, аминь» (Откр.1:18), Христос, раздающий Себя в Евхаристии – просто и без упреков (Иак.1:5 ), Христос, имеющий ключи ада и смерти (Откр.1:18), имеющий полную власть над врагами…

Лик Отрока грозен. Не таким ли Он был, когда Петр уговаривал Его не идти на смерть? Он отверг искушение, Он преломил Себя на Кресте, Он дал вкушать Плоть Свою, Он, Воскресший – есть истинная Отрада, истинное Утешение Церкви Своей. И только Церковь может раздавать и дарить Его – Отраду и Утешение Свое – всем, теснимым врагами. Ибо Он сразился с последним врагом – смертью – и сломил в Себе ее жало. И Тело Победившего смерть питает нас, и Кровь Его течёт в жилах наших…

Воспой, наполни гласом даль,
утешь,
утешь!
Кто плачет – отложи печаль,
и пей, и ешь.

Спасти голубку из сетей –
Его народ –
Наш Бог кратчайшим из путей
грядет,
грядет!

Объяты страхом те, кто с Ним
и позади.
Он на неслыханном пути –
один,
один.

Не победить Его в суде,
Не побороть.
…О, будь же милостив к Себе,
Господь,
Господь!..

Когда на солнце ляжет тень —
свершится срок,
и будет лишь Господь в тот день
высок,
высок…

…Воспой, наполни гласом даль,
утешь,
утешь!
Кто плачет – отложи печаль,
и пей, и ешь —

Он одолел ночной туман –
зарей,
зарей, –
всех позовет по именам
навек Живой.

Значение иконы

Образ Богородицы Отрада и Утешение, иначе называемый Ватопедским несложно отличить от любого другого. Канонически этот образ восходит к иконописному типу Одигитрия. Христос, одетый в зеленый плащ, изображен здесь восседающим на левой руке Богородицы. В одной руке Он держит свиток. Другая Его рука заграждает уста Матери, словно не давая ей сказать что-то. Матерь Божия поддерживает руку Младенца своей рукой. Зеленый цвет плаща, надетого на Христа, считается символом присутствия Святого Духа.

Важно! Богословы считают, что икона «Отрада или Утешение» Пресвятой Богородицы напоминает верующим о Литургической жертве через жест целующей руку Христа Богородицы.

Для победы над плотью и смертью в Таинстве Евхаристии православным преподносится Тело и Кровь Христовы. Через принятие Святых Даров верующие уподобляются Христу, становятся частью Церкви, приближаются к спасению и вечной жизни. О важности Причастия для христианина говорит строгость лика Спасителя на иконе. Он слово напоминает о том, что без Причастия спасение невозможно, как нет на земле других способов соединения со Христом.

О Евхаристии в Евангелии сказано «ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем».

С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование «Взыскание погибших» как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей. О происхождении образа «Взыскание погибших» достоверных сведений не сохранилось. Предание связывает этот образ с очень древней историей, датированной VI веком. В Малой Азии, в неком архиерейском доме служил экономом Феофил – весьма честный и благочестивый человек. И вдруг его обвинили в том, что он не чист на руку, и выгнали. И обида так взыграла в нем, что он возроптал на Господа и Богородицу и отрекся от своей веры. Но спустя время, мучимый совестью, он ужаснулся тому, что натворил, опомнился и стал думать, что делать.

Тогда Феофил затворился в храме, не велел никого туда пускать и начал отчаянно молиться перед образом Божией Матери, называя Ее «Взыскание погибших». Молитва была настолько горячей, горе таким отчаянным, а раскаяние настолько глубоким и искренним, что Царица Небесная вняла просьбам Феофила и возвестила ему о прощении грехов. Благодаря этому преданию и были написаны иконы Божией Матери, именуемые «Взыскание погибших».
На этом образе Христос изображен стоящим на коленях Богоматери, ноги Его слегка перекрещены и обнажены от колен до пят. Особенность образа в том, что волосы Богоматери не прикрыты ни платом, ни мафорием в нарушение иконописного канона.
«Взыскание погибших» – это икона отцов и матерей, молящихся о своих детях, икона-утешительница родительской скорби. Ее еще называют «Избавление от бед страждущих».
Перед образом «Взыскание погибших» молятся обо всех погибающих и заблудших, о путешествующих, о близких, разлука с которыми неминуема.
Известно несколько чудотворных икон Божией Матери «Взыскание погибших», через которые Царица Небесная являла свою милость людям, уже переступившим порог гибели.
В середине XVII века благочестивый крестьянин из села Бор Калужской губернии Федот Алексеевич Обухов по своим торговым делам временно проживал в городе Волхове Орловской губернии и очень часто ездил по окрестным селам и деревням. В 1808 г. на праздник Крещения Господня он отправился на ярмарку в соседнее село. Ночью, на половине пути, его застигла страшная метель и вьюга. Он заблудился. Лошадь, выбившись из сил, остановилась на краю непроходимого оврага. Вьюга все не утихала, мороз становился лютее. Не видя средств ко спасению, Обухов лег в сани и укрылся сеном. Однако это не помогло: он начал замерзать. Поняв всю безысходность своего положения, Федот вспомнил об иконе Божией Матери «Взыскание погибших» и мысленно, всем своим существом, воззвал к Царице Небесной о помощи: «Матерь Божия! Спаси меня, не дай мне грешному умереть без покаяния». При этом он дал обет написать копию иконы «Взыскание погибших». И Матерь Божия услышала сердечную молитву. Обухов был уже в бессознательном состоянии, когда его измученная лошадь, руководимая неведомой силой, привезла его к дому крестьянина, которого разбудил лай собаки и голос за окном: «Возьмите!» В санях он увидел своего хорошего знакомого Федота Обухова без движения и чувств.
После этого немного поболев, Федот приступил к исполнению обета. Он попросил жившего в Волхове иконописца написать образ, но тот не согласился, посчитав предложенную ему плату недостаточной. Обухов пошел к другому живописцу, но не успел пройти и одного переулка, как его догнал мальчик и попросил немедленно возвратиться: едва только Федот вышел от иконописца, как тот ослеп. «Думаю, – сказал художник, – что так наказала меня Сама Матерь Божия за то, что я отказался писать икону. Теперь я согласен, лишь бы Царица Небесная простила мое прегрешение и отверзла мне очи». При этих словах он прозрел и с благодарным сердцем принялся за работу.
Как только образ был написан и помещен в храм, молва о чудесных обстоятельствах его происхождения распространилась по всей округе, и каждый спешил поклониться чудному образу.
Особенный интерес представляют сохранившиеся предания об иконе Божией Матери «Взыскание погибших», находящейся в храме в честь «Воскресения Словущего» в Москве. Последний владелец ее овдовел и был на пороге полной нищеты. Усердная молитва к Пресвятой Богородице спасла его от отчаяния и устроила судьбу его дочерей-сирот. Человек этот счел себя недостойным иметь в своем доме чудотворный образ и передал его в храм.
Матерь Божия явилась действительно «взысканием» всех, «погибавших» духовно или телесно в суетном водовороте мира сего. И всем Царица Небесная ниспосылала помощь и поддержку: «Взыщи нас, погибающих, Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуешь: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас» (тропарь, гл. 4).

На Святой Горе находится одна из древнейших обителей — Ватопедская.

«Ватопед» в переводе с греческого означает «куст отрока». Такое название обитель получила благодаря чудесному событию, когда в море с плывущего судна выпал царевич Аркадий. Юный наследник не утонул, а оказался на суше в целости и сохранности. Это Пресвятая Богородица спасла царевича, перенеся на Афон, где его и нашли стоящим под кустом. Обрадованный отец — святой император Феодосий Великий — одарил монастырь богатствами, таким образом отблагодарив Пречистую за чудесное избавление сына от смерти.

В Ватопедской обители хранится множество чудотворных икон. Одна из них — «Отрада» или, как ее еще называют, «Утешение». На святом образе Матерь Божия прижимает десницу Богомладенца к Своим пречистым устам. Но история происхождения чудотворной иконы показывает, что такой вид она имела не всегда.

Чудесное преображение лика произошло в 807 году. После утрени монахи разошлись по своим кельям, чтобы немного отдохнуть. В храме остался один игумен. В одиночестве молился он перед образом Небесной Заступницы, как вдруг услышал женский голос: «Не открывайте сегодня ворот. Поднимитесь на стены и прогоните пиратов».

В удивлении старец поднял глаза. То, что он увидел, совершенно изумило его: на святой иконе Богородица повернулась к нему. Она предупредила настоятеля, что на обитель готовится нападение. Игумен тут же созвал братию. Воздав хвалу Божией Матери перед Ее иконой, монахи отправились на защиту Ватопеда. Оказалось, что на берег святого острова тайно высадилась шайка разбойников…

Преступникам не удалось захватить монастырь, они ушли ни с чем. А святую икону, которая защитила обитель, с той поры стали называть «Отрада» или «Утешение». По-гречески это звучит как «Парамифия». В честь того события перед иконой зажгли неугасимую лампаду.

Церковное Предание гласит, что нападение разбойников было попущено по Промыслу Божиему в наказание нерадивым монахам, кои не проявляли усердия в деле собственного спасения и несения монашеского подвига. На святом образе, кроме Богородицы, в движение пришел и Сам Господь Иисус Христос. Он протягивал Свою руку, дабы преградить уста Пречистой, сообщавшей о грозящей опасности. Однако Божия Матерь взяла ручку Спасителя и успокоила Его. А игумену, повторив предостережение, сказала: «Смотрите, покайтесь, ибо Сын Мой гневается на вас!»

Посему и назвали «Отрадой» этот образ Божией Матери — Заступницы всех людей даже пред Самим Господом Иисусом Христом.

День памяти: 3 февраля (21 января по ст. ст.).

Подготовила Любовь Луцевич

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *