Павел чесноков

«Далеко не всякое собрание поющих можно назвать хором». Эти слова приписывают Павлу Чеснокову. Он сочинял и светскую музыку, но прославился в первую очередь как церковный православный композитор. Его энциклопедическую работу «Хор и управление им» можно назвать библией хоровых дирижеров.

Его имя называют вместе с именами таких корифеев, как Рахманинов и Чайковский. Наследие Чеснокова включает около пятисот хоровых произведений. Он писал обработки народных песен, хоры и романсы на стихи русских поэтов, детские песни. Но основная часть его творчества — духовные произведения: авторские песнопения и переложения традиционных распевов православного богослужения. В их числе — полные циклы Литургии и Всенощного бдения, опусы «Хвалите имя Господне», «Великое славословие», «Ко Пресвятой Владычице» и другие сочинения, вошедшие в золотой фонд церковной музыкальной культуры. Музыка Чеснокова глубоко национальна и самобытна, каждая его мелодия помогает донести слова молитвы до верующих сердец.

Безусловно, в советские годы церковную музыку Павла Григорьевича не исполняли. Но в 80-е духовные произведения Чеснокова стали проникать в репертуар академических хоров и выдержали испытание самым строгим судом — временем.

Татьяна Клименко

Павел Григорьевич Чесноков – один из крупнейших представителей русской хоровой культуры конца XIX — первой половины ХХ столетия, разносторонний хоровой деятель – композитор, дирижер и педагог.

П.Г.Чесноков родился 24 октября 1877 года в селе Ивановское Звенигородского уезда Московской губернии, в семье служащего. Отец совмещал службу с работой церковного регента в небольшом фабричном хоре, где и началось музыкальное развитие мальчика. В 1886 году он был определен в Московское Синодальное училище, которое блестяще окончил в 1895 году. В том же году он начал преподавать в родном училище (в 1901-1904 был помощником регента Синодального хора и в 1895-1904 — преподавателем Синодального училища). Примерно в эти же годы музыкант работал в двух городских начальных мужских училищах, а позднее преподавал пение в женских учебных заведениях.

Хормейстерская деятельность П.Г.Чеснокова началась в 1900 году в церкви Косьмы и Демьяна в Шубине (около Тверской улицы). С 1902 по 1914 годы он руководил любительским хором при церкви Троицы на Грязях, где добился значительных результатов. Затем в 1915-1917 годах П.Г.Чесноков стоял во главе Русского хорового общества (в 1916-1917 – также руководил хором РХО), приглашался в крупные города России для участия в концертах и на летние регентские учительские курсы в Петербурге (1911-1916).

В советскую эпоху исполнительская деятельность музыканта достигла новых вершин. Чесноков возглавлял многие профессиональные хоровыми коллективами Москвы: Второй государственный хор (1919, 1921), Государственную академическую хоровую капеллу (1922-1927), рабочий хор Пролеткульта (1928-1932), работал хормейстером Большого тетара, руководил хоровой капеллой Московской филармонии (1932-1933).

В середине 1930-х годов Павел Григорьевич работал в хоровой самодеятельности, добиваясь в ряде случаев замечательных результатов (хор ЦПК и О имени Горького и др.), проводил методические курсы для руководителей самодеятельности, преподавал специальные хоровые дисциплины в училище имени Октябрьской революции.

Характерным качеством исполнительского облика хоров, руководимых Чесноковым, являлся легкий, красивый, полетный звук. Хоровые коллективы под его управлением отличались прекрасным ансамблем, строем, тонкостью исполнения. Широко известен теоретический труд П.Г.Чеснокова — «Хор и управление им», над которым автор трудился с 1918 по 1929 годы (издана в 1940 г.) Пособие для хоровых дирижёров обобщило исполнительский и педагогический опыт автора.

Как композитор Павел Григорьевич окончил консерваторию в 1917 году с серебряной медалью. Осенью 1920 года Чесноков вошел в состав преподавателей Московской консерватории, где работал до конца своих дней. В консерватории он вел занятия по сольфеджио и теории (1920-1924), руководил хоровым классом (1924-1926; 1932-1934), участвовал в постановках оперного класса, читал созданный им курс хороведения (1925-1928). В 1932 году, став профессором, вел класс специального дирижирования. Среди его учеников: И.Лицвенко, Г.Лузенин, Ю.Петровский, А.Покровский, С.Попов, А.Хазанов.

Перу композитора принадлежат около 360 песнопений, 18 произведений для смешанного хора a cappella, 21 произведение для женского хора с фортепиано, 20 детских песен, 21 романс.

В последние годы жизни композитор сделал 22 обработки русских народных песен для солистов, смешанного и мужского хора a cappella, создал около 20 песнопений и 4 романса. Многие хоровые сочинения еще при его жизни были широко известны и любимы исполнителями. Духовные опусы П.Г.Чеснова — две Литургии св. Иоанна Златоуста для женского хора, опус 9 и 16; Литургия преждеосвещенных даров, опус 24; Литургия св. Иоанна Златоуста, опус 42; Литургия св. Иоанна Златоуста, опус 50-а и Всенощное бдение, опус 50-б; и отдельные песнопения – ярчайшие образцы русской музыкальной культуры.

Путешествия Морские приключения Боевик Вестерн Научная фантастика Космическая фантастика Юмористическая фантастика Историческая фантастика Боевая фантастика Эпическая и героическая фантастика Утопия Антиутопия Киберпанк Постъядерный мир Попаданцы Героическое фэнтези Эпическое фэнтези Историческое фэнтези Городское фэнтези Ироническое фэнтези Исторический детектив Любовный детектив Иронический детектив Фантастический детектив Детективный боевик Политический детектив Полицейский детектив Шпионский детектив Военный детектив Мистика Триллер Катастрофы Любовный роман Философский роман Исторический роман Авантюрный роман Сага Классическая проза СССР Отечественная классическая проза Зарубежная классическая проза Авантюрная историческая проза Военно-историческая проза Альтернативная история Современная отечественная проза Современная зарубежная проза Самиздат Контркультура Античная литература Древнерусская литература Древнеевропейская литература Древневосточная литература Юмористическая проза Юмористическая поэзия Сатира Афоризмы Анекдоты Отечественная поэзия Современная отечественная поэзия Зарубежная поэзия Поэма Песенная лирика Басни Драма Комедия Трагедия Современный фольклор Народные песни Повесть Сборник Рассказ Новелла Очерк Эссе Детская проза Приключенческая проза для детей и подростков Детский детектив Детская фантастика Детское фэнтези Духовная литература для детей Детская поэзия Для самых маленьких Русские народные сказки Сказки народов мира Современные сказки Партитуры Вокал Сценарии Киносценарии Рукоделие Биология Ботаника Зоология Астрономия Геология География Природа Животные Экология Общество Государство Право Политика Этнография Социология Политология Экономическая социология Обществоведение Педагогика Античная философия Отечественная философия Западная философия Восточная философия Политическая философия История философии Этика Эстетика Религиозная философия Метафизика Эзотерика Теория литературы Языкознание Русский язык Физика Химия Математика Информатика Христианство Буддизм Иудаизм Ислам Индуизм Религиозная публицистика Духовные движения История религий Священные тексты Религиоведение Язычество Астрология, хиромантия, гадания Организационная структура армии Военная документалистика Разведка Спецподразделения Военная аналитика Военная подготовка Военная техника Военная история Древняя Русь Российская империя СССР Современная Россия Дописьменная история Античная история Средневековая история История Нового Времени Новейшая история Металлургия Электроника Ценные бумаги Инвестиции Финансовый учёт Налогообложение Карьера История экономики Личные финансы Биржа Экономическая теория Бухгалтерский учет Банковское дело Макроэкономика Недвижимость Делопроизводство Рынок труда Ветеринария Базы данных Интернет и сети Программное обеспечение Программирование Справочники Словари Карты Энциклопедии Руководства Атласы Путеводители Самоучители Военные мемуары Политики Авантюристы Ученые Спортсмены Юридическая публицистика Военная публицистика Экономическая публицистика Научно-техническая публицистика Историческая публицистика Образовательная публицистика Художественная публицистика Социальная публицистика Политическая публицистика Учебная литература по искусству Школьные учебники Учебники и для среднего и специального образования Учебники для ВУЗов Английский язык Славянские языки Итальянский язык Немецкий язык Французский язык Испанский язык Восточные языки Коллекционирование Рыбалка Охота Туризм Альтернативная медицина Теория и история психологии Психология личности Психология управления Психология развития Психология семьи Социальная психология Клиническая психология Популярная литература по психологии

Министерство культуры Республики Беларусь Белорусский союз музыкальных деятелей Белорусская государственная филармония К 85-летию Белорусской государственной академии музыки Концерты цикла «Хоровые легенды» Павел Чесноков К 140-летию со дня рождения По Благословению Высокопреосвященнейшего Павла, митрополита Минского и Заславского, патриаршего Экзарха всея Беларуси Музыковед – Инна Зубрич В программе: I отделение П.Чесноков, сл. А.Плещеева – «Ночь», ор.2№1 П.Чесноков, сл. М.Лермонтова – «Русалка», ор.2№2 П.Чесноков, сл. А.Кольцова – «Крестьянская пирушка», ор.2№3 Дирижёр – Алексей Снитко Концертмейстер – Евгений Гальцов Солистка – Анастасия Рябцевич Евгений Шуста баян П.Чесноков, сл. А.Пушкина – «Колокольчики звенят», ор.34№2 Дирижёр – Татьяна Щемелёва Концертмейстер – Виктория Слайковская П.Чесноков, сл. С.Потресова – «Яблоня», ор.14№3 Дирижёр – Вячеслав Ларин Концертмейстер – Виктория Слайковская П.Чесноков, сл. А.К. Толстого – «Горними тихо летела душа небесами», ор.14№1 Дирижёр – Людмила Пясецкая Концертмейстер – Виктория Слайковская Исполнители: Женский хор Белорусской государственной академии музыки Руководитель – Инесса Бодяко Хормейстер – Татьяна Щемелёва Женский камерный хор «CONCERTINO» Минского государственного музыкального колледжа им. М.И.Глинки Руководитель – Алексей Снитко Хормейстер – Надежда Новиченкова Женский хор «BREVIS» Минского государственного колледжа искусств Руководитель – Вячеслав Ларин Камерный женский хор Лидского государственного музыкального колледжа Руководитель – Людмила Пясецкая П.Чесноков, сл. А.Фёдорова – «Солнце, солнце встаёт» ор.34№8 Дирижёр – Алла Мазурова Концертмейстер – Евгений Гальцов П.Чесноков, сл. Н.Некрасова – «Несжатая полоса», ор.4№1 Дирижёр – Ольга Крипец Соло — Концертмейстер – Анжелика Голенкова П.Чесноков, сл. Н.Некрасова – «Зелёный шум», ор.14№6 Дирижёр – Мария Липницкая Концертмейстер – Евгений Гальцов П.Чесноков, сл. Г.Гейне – «Катит весна», ор.34№9 Дирижёр – Алексей Снитко Концертмейстер – Анжелика Голенкова Исполнители: Женский хор Белорусской государственной академии музыки Руководитель – Инесса Бодяко Хормейстер – Татьяна Щемелёва Женский камерный хор «CONCERTINO» Минского государственного музыкального колледжа им. М.И.Глинки Руководитель – Алексей Снитко Хормейстер – Надежда Новиченкова Женский хор «МЕЛОДИКА» Минского государственного музыкального колледжа им. М.И.Глинки Руководитель – Ольга Крипец Детский хор Республиканской гимназии-колледжа искусств им. И.О.Ахремчика Руководитель – Мария Липницкая Детский хор Республиканской гимназии-колледжа при БГАМ Руководитель — Алла Мазурова II отделение П.Чесноков – «Совет превечный», ор.40№ 2 Дирижёр – Дмитрий Токмаков Солист – Матвей Ревуцкий П.Чесноков – «Литургия Иоанна Златоуста», оp.42 Дирижёр – Инесса Бодяко Солисты – протодиакон Владимир Назаров, диакон Павел Рунец П.Чесноков – «С нами Бог», ор.40№ 6 Дирижёр – Дмитрий Шепелев Солист – Дмитрий Токмаков Исполнители: Студенческий хор Белорусской государственной академии музыки Руководитель – Инесса Бодяко Мужской хор «Всехсвятский» Всехсвятского прихода г.Минска Регент – Дмитрий Токмаков Архиерейский хор Свято-Покровского кафедрального собора г.Гродно Регенты — протодиакон Дмитрий Шепелев и Юлия Шепелева Мужской хор «Всехсвятский» Всехсвятского прихода г.Минска Регент – Дмитрий Токмаков Хор Минского Духовного училища Регент – Людмила Куцелай Хор Минской Духовной академии Регент – Андрей Шляхтов

Певец чистой, бескорыстной души…

В созвездии имён известных композиторов российской духовной музыки есть одно имя, при произнесении которого у многих людей становится тепло и благостно на сердце. Это имя не затмили другие, порой очень знаменитые имена, оно выдержало испытание самым строгим судом — беспристрастным Судом Времени. Это имя – Павел Григорьевич Чесноков.

Оценивая многогранный, самобытный талант Чеснокова, современники отмечали в нем уникальное сочетание различных качеств, как музыкантских, так и «великих человеческих»: строгий профессионализм и глубокое уважение к своему труду, громадная музыкальность, блестящее артистическое дарование великолепный утонченный слух, а ещё – душевная чистота, искренность, глубокая человечность и уважение к людям. И все эти качества в той или иной мере отразились в его музыке, так же как отразились в ней и его особенности хормейстера, дирижёра, исполнителя.

Среди сочинений Чеснокова есть романсы и детские песни (достаточно вспомнить очаровательный цикл «Галины песенки»), есть фортепианная музыка, а среди студенческих работ – инструментальные произведения и симфонические наброски. Но больше всего опусов написано в жанре хоровой музыки: хоры а сарреllа и с сопровождением, обработки народных песен, переложения и редакции. Главнейшую же часть его наследия составляет духовная музыка. В ней талант и душа композитора нашли самое совершенное, самое глубокое, самое сокровенное воплощение.

Входя в плеяду композиторов так называемой новой московской школы церковной музыки, Чесноков всё-таки заметно отличается от них. Подобно Кастальскому, сконструировавшему особую (отчасти умозрительную) «народно-ладовую систему» и применявшему её в своих светских и духовных сочинениях, Чесноков «построил», а точнее — синтонировал свою систему, построенную на легко узнаваемых мелодических и гармонических оборотах русской городской песни и бытового романса конца 19 века.

Замечательная особенность музыки Чеснокова – её простота и доступность, ее узнаваемость и сердечная близость. Она восхищает и возвышает, воспитывает вкус и исправляет нравы, пробуждает души и окрыляет сердца. Пройдя вместе с землей, ее породившей, долгий и непростой путь, музыка эта и сегодня звучит всё также светло и искренне. Потому что, как было сказано в некрологе памяти композитора, помещенном в «Журнале Московской Патриархии» в апреле 1944 года «не стремясь ни к каким внешним эффектам, Чесноков окрылял слова молитвенных прошении и славословий простейшими мелодиями, звучащими из глубины чистой и совершенной гармонии. Этот замечательный композитор осмыслил церковную музыку как молитвенные крылья, на которых наша душа легко возносится к престолу Всевышнего».

Константин НИКИТИН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *