Первые русские святые

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Досатуйская средняя общеобразовательная школа

Исследовательский проект

по истории

на тему:

Первые русские князья

Выполнил: Ларин Кирилл,

ученик 6 класса

Руководитель: Солодовникова Наталья Витальевна,

учитель истории и обществознания

п. Досатуй, 2017

Аннотация

1.Введение

2.Основная часть

2.1. Социальный опрос «Знаем ли мы первых князей?»

2.2. Деятельность князя Олега

2.3. Правление князя Игоря

2.4. Ольга Мудрая (Святая)

2.5. Походы князя Святослава

2.6. Князья Древнерусского государства

3.Заключение

Используемая литература

Приложение

Исследовательский проект

«Первые русские князья»

Автор проекта

Ф.И.О. учащегося

Ф.И.О. руководителя

Ларин Кирилл Евгеньевич

Руководитель: Солодовникова Наталья Витальевна

Регион

Забайкальский край

Населённый пункт в котором находится ОУ

п. Досатуй

Название школы

МБОУ Досатуйская СОШ

Описание проекта

Название темы учебного проекта

Исследовательский проект

«Первые русские князья»

Краткое содержание проекта

Исследовательский проект развивает любознательность, интерес.

Предмет

История

Класс

6

Приблизительная продолжительность проекта

2 месяца (март-апрель)

Основа проекта

Образовательные стандарты. ФГОС ООО

Дидактические цели

— изучить литературу по теме и углубить представления о деятельности русских князей

— составить хронологическую таблицу «Основные древнерусские (киевские) князья»

— учиться делать определенные выводы и умозаключения

Продукт проектной деятельности

Печатная работа, презентация, оформление результатов социального опроса, хронологическая таблица «Основные древнерусские (киевские) князья»

Основополагающий вопрос

Сможем ли мы собрать информацию об исторических личностях князьях, их внешней и внутренней политики

для выступления на конференции учащихся в МБОУ Досатуйской СОШ

План оценивания

Во время работы

После работы на защите

Система оценивания

Защита проекта: обсуждение, представление печатной работы, презентации

Аннотация

Проект развивает любознательность, интерес.

Материалы

Литература, интернет-ресурсы

Аннотация

Автор проекта – Ларин Кирилл Евгеньевич

Название проекта – Первые русские князья

Цель: исследование деятельности первых русских князей

Задачи:

— изучить литературу по теме и углубить представления о деятельности русских князей

— составить хронологическую таблицу «Основные древнерусские (киевские) князья»

— учиться делать определенные выводы и умозаключения

Предмет – история

Класс – 6

Форма работы – индивидуальная

Продукт проектной деятельности – создание презентации, оформление результатов социального опроса, составление хронологической таблицы «Основные древнерусские (киевские) князья»

Проект рассчитан на 2 месяца

Учебные вопросы:

— Исторические личности князей;

— Внешняя политика князя;

— Внутренняя политика князя

Методы исследования:

1. Теоретический: изучение литературы по теме; поиск информации в Интернете

2. Метод опроса

Практическая значимость проекта. Результаты проекта могут быть использованы: учителями начальных классов на уроках окружающего мира в 4 классе, во внеурочной деятельности и в проведении классных часов.

Введение

Перед первыми русскими князьями стояли две основные цели:

— распространение власти на все восточнославянские племена;

— выгодная продажа полученного во время полюдья добра.

Удалось ли первым русским князьям решить эти задачи? В этом мы и постараемся разобраться в ходе проекта, тема которого «Первые русские князья». Для того чтобы разобраться в интересующих вопросах, мне нужно познакомиться с историческими личностями тех времен, с особенностями их правления.

Так же мне хотелось бы узнать, насколько хорошо школьники знают о первых русских князьях.

Цель: исследование деятельности первых русских князей

Задачи:

— изучить литературу по теме и углубить представления о деятельности русских князей

— составить хронологическую таблицу «Основные древнерусские (киевские) князья»

— учиться делать определенные выводы и умозаключения

Продукт проектной деятельности – создание презентации, оформление результатов социального опроса

Проект рассчитан на 2 месяца

Учебные вопросы:

— Исторические личности князей

— Внешняя политика князя

— Внутренняя политика князя

Методы исследования:

1. Теоретический: изучение литературы по теме; поиск информации в Интернете

2. Метод опроса

Практическая значимость проекта. Результаты проекта могут быть использованы: учителями начальных классов на уроках окружающего мира в 4 классе, на уроках истории, во внеурочной деятельности и в проведении классных часов.

Основная часть

Социальный опрос «Знаем ли мы русских князей?»

В опросе принимали участие учащиеся 6 – 10 классов.

Ученикам был задан вопрос «Назовите имена первых русских князей?»

Приняли участие — 64 человека

Назвали имена всех первых князей (6) — 4 ч. (6%)

Назвали имена 5 князей – 5 ч. (7%)

Назвали имена 4 князей – 12 ч. (18%)

Назвали имена 3 князей — 4 ч. (6%)

Назвали имена 2 князей — 13 ч. (20%)

Назвали имя одного князя — 12 человек (18%)

Затруднились ответить – 14 человек (21%)

Можно сделать выводы, что почти половина школьников, не помнят историю Киевской Руси.

Таблица 1.

Результаты социального опроса

Деятельность Князя Олега

Родоначальник династии Рюриковичей, первый древнерусский князь РЮРИК (862 — 879 гг.) (Приложение 1.)

Согласно «Повести временных лет» призван на княжение в 862 г. ильменскими словенами, чудью и весью из варяжских земель. Княжил сначала в Ладоге, а затем во всех новгородских землях. Перед смертью передал власть своему родственнику (или старшему дружиннику) — Олегу.

ОЛЕГ (879 — 912 гг.) Князь Новгородский (879-882); князь Киевский (882-912);

Преемник Рюрика, брат его жены Ефанды; опекун малолетнего Игоря;

Три года после смерти Рюрика ОЛЕГ остается в Новгороде и, упрочив здесь свое положение, направляется во главе сборной дружины из варягов и северных племен на юг, по речной линии Волхов-Днепр. Он покоряет встречающиеся по пути города и, захватив хитростью Киев, основывается здесь и переносит центр объединенного государства в Киев. Это событие, относимое летописью к 882 году, традиционно считается датой образования Древнерусского государства.

Олег покорил древлян, северян и радимичей, уничтожая при этом зависимость от хазар, данниками которых они были. Укрепив свое влияние наложением дани и посажением посадников и оградив границы от нападений соседей-кочевников возведением окраинных городов, Олег направляется дальше на юг — в Византию.

В 907 году Олег организовал большой поход на Византию и добился успеха, а в 911 году послал в Царьград своих послов утвердить договор между греками и Русью, существенные пункты которого следующие: 1) судопроизводство по гражданским и уголовным делам; 2) преступления против жизни и телесной неприкосновенности; 3) преступления имущественные: кража с поличным и грабеж; 4) помощь в случае несчастья на море, выкуп пленных, наем воинов; 5) отыскание рабов, охрана наследства, возвращение скрывшихся преступников.

Вскоре по подписании договора Олег умер, по одной летописной версии — в Киеве (причем рассказывается легенда, послужившая Пушкину сюжетом для стихотворения «Песнь о Вещем Олеге»), по другой — на севере (и похоронен в Ладоге), по третьей — за морем, от укуса змеи.

Образ Олега, первого объединителя Руси, изукрашен в летописи легендарными чертами, сближающими его с богатырями народного эпоса; хронологические даты спутаны, и выделить фактического Олега почти невозможно. Немало делалось предположений о происхождении и о деятельности Олега. Первый вопрос решается теперь в пользу его нормандского происхождения; второй — находит ответ в признании Олега самостоятельным князем, предшественником Игоря.

Исследователем начальной Руси Пархоменко, на основании документов о хазарско-русско-византийских отношениях, построена оригинальная гипотеза о деятельности Олега. Скандинавский викинг Олег с дружиной, в начале Х века, через хорошо знакомый норманнам Новгород, пробирается на юг, застает в Киеве чужеземного венгерского князя Дира, становится на сторону славянина Игоря, восстановляет его на киевском княжении и, закрепив браком с Ольгой, родственницей Олега, дружеский союз при поддержке киевлян, отправляется в византийский поход. После победоносного похода Олег захватывает Тмутаракань, ведет здесь упорную борьбу с хозарами и в союзе с последними совершает второй поход в Византию, на этот раз неудачный (поход, летописью приписываемый Игорю). Не имея возможности с остатками дружины удержаться в Тмутаракани, Олег предпринимает поход в Персию, где гибнет.

Широко известно предание о смерти Олега. Якобы спрашивал он волхвов-кудесников, от чего ему умереть? И сказал ему один кудесник: «Умереть тебе, князь, от любимого коня, на котором ты всегда ездишь». Олег подумал и сказал: «Так никогда же не сяду на этого коня и не увижу его». Велел кормить его отборным зерном, но не подводить к себе. Не трогал он коня несколько лет, до самого греческого похода. Возвратившись в Киев, Олег вспомнил о коне, призвал конюшего и спросил: «Где тот конь, что я поставил кормить и беречь?» Конюший ответил: «Он умер же». Тогда Олег начал смеяться над кудесником и бранить его: «Эти волхвы вечно лгут, вот конь-то умер, а я жив, поеду-ка я посмотреть его кости». Когда князь приехал на место, где лежали голые конские кости и череп, то сошел с лошади и наступил ногой на череп, говоря со смехом: «Так от этого черепа мне придется умереть!» Но тут выползла из черепа змея и укусила Олега в ногу. Тот разболелся и умер…

Правление Князя Игоря

ИГОРЬ (912 — 945 гг.)

Сын Рюрика, первый из династии Рюриковичей, Великий Киевский князь.

Первое предание об Игоре в летописи говорит, что древляне, примученные Олегом, не хотели платить дани новому князю, затворились от него, т. е. не стали пускать к себе за данью.

Игорь пошел на древлян, победил и наложил на них дань больше той, что платили прежде. Продолжение системы полюдья.

Строительство церкви Ильи Пророка в Киеве – возможность распространения христианства.

В 941 году Игорь пошёл морем к берегам Византии. Болгары дали весть в Царьград, что идет Русь; выслан был против неё Феофан, который пожег Игоревы лодки греческим огнем. Потерпев поражение на море, руссы высадились в Малой Азии. В 944 пошёл на Византию вновь, но греки запросили мира. 944 г. – взаимовыгодный договор: Византия вновь выплачивает Руси дань и признаёт её продвижение на юг, но русские купцы потеряли право беспошлинной торговли.

Осенью 945 г. дружина стала говорить князю: «Отроки Свенельда богаты оружием и платьем, а мы наги; пойди, князь, с нами в дань: и ты добудешь, и мы!»

Взявши дань, Игорь пошел в свой город; на дороге, подумав, сказал дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь, похожу еще». Отпустив большую часть дружины домой, Игорь с небольшим числом ратников возвратился, чтоб набрать еще больше дани. Древляне, услыхав, что Игорь опять идет, начали думать с князем своим Малом: «Повадится волк к овцам, перетаскает все стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас разорит», вышли из город Искоростеня и убили Игоря и всех бывших с ним. Так Игорь был убит древлянами при сборе дани в 945 г.

Ольга Мудрая (Святая)

ОЛЬГА (945 — 969 гг.)

Месть княгини Ольги за убийство мужа

Убив Игоря, древляне стали думать, что могут взять жену его Ольгу за князя Мала. Послали двадцать лучших мужей. Ольга сказала им: «В самом деле, мужа не воскресить! … Завтра утром я пришлю за вами. Когда древляне ушли, Ольга велела на дворе выкопать яму.

Утром носильщики принесли ладью с древлянами и бросили их в яму. Ольга нагнулась к ним и спросила: «Довольны ли вы честью?». Древляне отвечали: «Ох, хуже нам Игоревой смерти!». Княгиня велела засыпать их живых.

Новых послов сожгли в бане.

Жителям древлянской столицы Искоростеня велели собрать дань — по три голубя и по три воробья со двора. Ратные люди, завернув в маленькие тряпочки серу с огнем, привязали к каждой птице и пустили их на волю. Птицы полетели домой и подожгли город.

Старейшин городских Ольга взяла себе; из остальных некоторых отдала в рабы дружине, других оставила на месте платить дань.

Дань наложена была тяжкая: две части ее шли в Киев, а третья — в Вышгород к Ольге.

Внутренняя политика – новый шаг в развитии государства:

Впервые установила четкий порядок сбора дани («полюдья») путем введения:

1) уроков определения точных размеров дани;

2) погостов — установления мест сбора дани.

Посетила в 957 г. Византию и приняла христианство под именем Елена.

В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов.

Конец полюдья и начало организованной системы обложения населения налогами.

Походы Князя Святослава

СВЯТОСЛАВ (964 — 972 гг.)

Сын князя Игоря и княгини Ольги. Голубоглазый силач среднего роста, необычайно широкий в плечах, с могучей шеей. Он брил голову, оставляя лишь прядь волос на лбу, и носил в одном ухе серьгу из двух жечужин и рубина

Инициатор и руководитель многих военных походов:

— Разгром Хазарского каганата и его столицы Итиль (965 г.)

— Походы в Дунайскую Булгарию. Войны с Византией (968 — 971 г.г.)

— Военные столкновения с печенегами (969 — 972 г.г.)

— Договор между Русью и Византией (971 г.)

Убит печенегами во время возвращения из Болгарии в 972 г. на днепровских порогах.

Князья Древнерусского государства

ВЛАДИМИР ПЕРВЫЙ СВЯТОЙ (978 (980)) — 1015 гг.)

В 972 — 980 гг. происходит первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава — Владимиром и Ярополком. Владимир побеждает и утверждается на киевском престоле.

980 г. — Владимир проводит языческую реформу. Создается пантеон языческих богов во главе с Перуном. Попытка приспособить язычество к потребностям Древнерусского государства и общества завершилась неудачей.

988 г. — принятие христианства на Руси. Причины принятия христианства:

— необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе;

— оправдание социального неравенства;

— необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.

Значение принятия христианства:

— укрепило государство и власть князя;

— повысило международный авторитет Руси;

— способствовало приобщению Руси к византийской культуре.

При Владимире идёт дальнейшее расширение и укрепление Древнерусского государства. Владимир окончательно покорил радимичей, совершил удачные походы против поляков, печенегов, основал новые крепости-города: Переяславль, Белгород и др.

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (1019 — 1054 гг.)

Ярослав утвердился на киевском престоле после длительных усобиц со Святополком Окаянным (прозвище получил после убийства своих братьев Бориса и Глеба, в дальнейшем причисленных к лику святых) и Мстиславом Тмутараканским.

Способствовал расцвету Древнерусского государства, покровительствовал просвещению и строительству.

Способствовал возвышению международного авторитета Руси. Установил широкие династические связи с европейскими и византийским дворами.

Осуществил военные походы:

— в Прибалтику; — в польско-литовские земли; — в Византию.

Окончательно разгромил печенегов.

Князь Ярослав Мудрый — основатель письменного русского законодательства («Русская Правда», «Правда Ярослава»).

ВЛАДИМИР ВТОРОЙ МОНОМАХ (1113 — 1125 гг.)

Князь Владимир Мономах — организатор успешных походов против половцев (1103, 1109, 1111 гг.)

Выступал за единство Руси. Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097 г.), на котором рассматривались вопросы пагубности междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель.

Был призван на княжение в Киев во время народного восстания 1113 г., последовавшего после смерти Святополка Второго. Княжил до 1125 г.

Ввел в действие «Устав Владимира Мономаха», где в законодательном порядке были ограничены проценты по займам и запрещено обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей. Остановил распад Древнерусского государства. Написал «Поучение», в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли. Продолжил политику укрепления династических связей с Европой. Был женат на дочери английского короля Харольда Второго — Гите.

МСТИСЛАВ ВЕЛИКИЙ (1125 — 1132 гг.)

Продолжил политику Владимира Мономаха и сумел сохранить единое Древнерусское государство. Присоединил к Киеву Полоцкое княжество в 1127 г. Организовал успешные походы против половцев, Литвы, черниговского князя Олега Святославовича. После его смерти почти все княжества выходят из повиновения Киеву. Наступает удельный период — феодальная раздробленность.

Заключение

Изучив литературу по теме, моё представление о деятельности русских князей расширилось.

Первые русские князья действовали во имя интересов Руси, они смогли организовать полюдье, военно-торговые экспедиции с целью сбыта полученного в ходе полюдья добра, они боролись с кочевниками, расширяли территорию государства, захватывая и объединяя различные племена и народы.

И наконец, было принято христианство, что укрепляло власть и территориальное единство Киевской Руси. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры. Оно стало в православной традиции одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Изучение деятельности русских князей я продолжу в следующих классах на уроках Истории России.

Используемая литература

Интернет-ресурсы

  1. История России

  2. http://biofile.ru/his/28385.html

  3. https://ru.wikipedia.org

Приложение 2.

Приложение 3.

Русские князья

Князь

Внутренняя политика

Внешняя политика

Присоединённые земли

Культура

Рюрик, Аскольд и Дир (862-879)

Варяжские княжения в славянских землях.

862-призвание варягов на Русь «центра славянских земель: Новгород (Рюрик) и Киев (Аскольд и Дир)

Захват Аскольдом и Диром Киева, неудачные походы Аскольда и Дира на Царьград.

Аскольд и Дир стали править полянами.

Аскольд и Дир – первые русские князья, принявшие христианство.

Олег Вещий (879-912)

Олег-регент при сыне Рюрика Игоре. Прослеживается династичность власти. 882 -создание ядра гос-ва путём объединения Новгорода и Киева под единой властью.

Полюдье — наиболее ранний порядок сбора налогов.

883-885 — Войска Олега приводят к покорности племена древлян, северян, полян, радимичей. Походы на хазар – освобождение древлян, северян, полян и радимичей от дани хазарам. Походы на Византию 907, 911 – установление льгот русским купцам.

Объединение Новгорода и Киева под единой властью, присоединение земель древлян, северян, радимичей.

911 – первый письменный договор (Русь впервые фигурирует как субъект международной политики.)

Игорь (912-945)

Продолжение объединения восточно-славянских племен вокруг Киева. Отпад ряда племён от полюдья. 945 – восстание древлян, убийство Игоря

913-914 – походы на западный берег Каспия. 941 – неудачный поход на Византию. 944 – второй поход на Византию, утрата торговых льгот. 944-945 – поход на Кавказ и в Прикаспий.

Продолжение объединения восточно-славянских племен вокруг Киева.

Ольга (945-969)

946 – карательный поход на древлян, взят Искоростень. 945-946 – налоговая реформа Ольги – фиксация налогооблажения, установление уроков и погостов.

955-957(946) – путешествие в Царьград, последующее принятие христианства. 961 – посольство из Германии от Оттона 1, попытка выбора единой государственной религии.

Святослав (964-972)

964 – присоединение вятичей.

965-966 – восточный поход Святослава. Разгром Волжской Булгарии и Хазарии. Взятие городов Итиль и Саркел. Основание русского форпоста на Чёрном море – Тмутаракань(Белая Вежа). 967 – первый дунайский поход.

968 – осада Киева печенегами, поход на печенегов.

969-971 – второй дунайский поход. 971 – осада Доростола, договор с Цимисхием. 972 – сражение с печенегами, гибельСвятослава.

Земли вятичей, ясов(осетин) и касогов(черкесов). Появление Белой Вежи(Тмутаракань). 967 – основание Переяславца-на-Дунае.

Князь-воитель.

Борьба за власть между сыновьями Святослава (972-980)

Борьба между Ярополком(Киев), Олегом Древлянским(Искоростень) и Владимиром(Новгород). Сначала гибнет Олег – он убит Ярополком, затем Владимир убивает Ярополка и одерживает победу в этой борьбе. 980 – Владимир становится князем в Киеве.

Владимир Святой (980-1015)

Религиозные реформы:

980г.- попытка унифицировать языческие культы создание пантеона из 12 языческих богов. Реформа не даёт желаемого результата.

988г.- введение единобожия. Выбор православия в качестве единой религии. Образование двоеверия.

Изменение системы управления государством – посадники(удельные князья, сыновья Владимира) на местах.

Владимир – первый Великий Киевский князь. Окончательное оформление раннефеодальной монархии.

Укрепление границ:

восстановление древних «змиевых валов», создание пограничной стражи, богатырских застав, существенное повышение безопасности границ со степью.

985г. – поход на Болгарию.

988г. – взятие Корсуни.

Покорение вятичей, ятвягов, радимичей(984г.) присоединение Волынской земли и земель Карпатской Руси.

Начало письменного законодательства:

«Устав о церковных десятинах и служителях церкви» — регламентация отношений церковь –государство.

«Правосудие митрополичье», «Уставная грамота Владимира» — регламентация имущественных отношений.

Строение первого монументального храма – Десятинная церковь в Киеве; составление летописей при этой церкви.

Усобица между сыновьями Владимира (1015-1019)

Святополк Окаянный в Киеве, Борис Ростовский, Ярослав в Новгороде, Святослав Древлянский, Мстислав Черниговский.

1016 – Ярослав изгоняет Сятополка из Киева

1019 – Ярослав окончательно разбивает Святополка, начинает править в Киеве.

1024 – объявление Мстислава Черниговского и Ярослава соправителями.

Ярослав Мудрый (1019-1054)

Установление лествичной системы наследования – династичекий фактор раздробленности.

Составление «Правды Ярослава»: ограничение кровной мести, сведения о внутреннем устройстве вотчины. Активизация процесса феодализации Руси, появление холопства.

1030-1031 – поход в Чудскую землю, основание города Юрьева.

1036 – поход на печенегов, их окончательный разгром.

1046 – поход на Византию

Политика на заключение династических браков(Германия, Швеция, Норвегия, Англия, Франция, Польша, Венгрия, Византия)

Продолжение строительства городов к югу, юго-востоку от Киева.

Присоединена Чудская земля с городом Юрьевым

1037 – строительство Софии Киевской.

1045 – София Новгородская.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Золотые ворота в Киеве, Софийский собор в Полоцке.

Развитие летописания и книжности – Киево-Печорская лавра.

Правление Ярославичей(1054-1093)

Изяслав – в Киеве, Святослав – в Чернигове, Всеволод – в Переяславле.

1068- восстание в Киеве против Изяслава.

1071- восстание в Новгороде.

1072-1073 – выход «Правды Ярославичей» — укрепление собственности князей и бояр, упоминание о закупах и рядовичах.

1097- Любечский съезд князей – попытка объединить князей для борьбы с внешней опасностью

1113- восстание в Киеве против ростовщичества.

1060-1063 – походы Ярославичей на тюрков.

1068- поражение Ярославичей от половцев на р.Альте

1096- разгром половцев под Переяславом.

1111- «Крестовый поход в степь» под предводительством Владимира Мономаха

1056-1057 – «Остромирово евангелие»

Владимир Мономах (1113-1125)

1113- «Устав о резах и закупах» — ограничение произвола ростовщиков.

Единство Руси держалось на авторитете Владимира, он считался идеальным правителем.

1125- обособление Ростово-Суздальской земли.

Границы раздвинулись до Дуная на Западе и до Дона на Востоке

1118- окончательная редакция «П.В.Л.» монахами Киево-Печёрского монастыря.

3 литературных произведения: «Поучение чадами добрым людям», «Рассказ о жизни», письмо Олегу Гориславичу.

Покровительство монастырям, летописанию, развитие агиографии.

Мстислав Великий (1125-1132)

«Много пота утёр за землю русскую». Последний великий властитель Руси, продолжал политику отца, держа в повиновении удельных князей.

1132 – смерть Мстислава – начало феодальной раздробленности – «И раздрася вся земля русская».

Эта статья о иконографии в истории искусства. Для религиозной живописи в восточном христианстве, см Икона . Не следует путать с Iconograph или иконологией . Гольбейн «S Послы (1533) представляет собой комплекс работ которого иконопись остается предметом дискуссий.

Иконография , как ветвь истории искусства , идентификация исследований, описание и интерпретации содержания изображения: предметов , изображенных, в частности , композиций и деталей , используемых для этого, и другие элементы, которые отличаются от художественного стиля . Слово иконографии происходит от греческого εἰκών ( «образ») и γράφειν ( «писать» или рисовать ).

Вторичный смысл (на основе нестандартного перевода греческих и русских эквивалентных терминов) является производство или изучение религиозных образов, называемых «иконок», в византийской и православной традиции (см Икона ). Это использование, которое многие считают просто некорректны, встречается в основном в работах , переведенных с языков , таких как греческий или русский язык , с правильным термином является «иконопись».

В истории искусства , «иконография» может также означать конкретное изображение предмета с точкой зрения содержания изображения, такими как количество цифр , используемым, их размещение и жесты. Термин также используется в других , чем истории искусства многих академических областях, например , семиотики и медиа исследований , и в общем использовании, для содержания изображения, типичный изображение в изображение предмета, и связанных с ними чувств. Иногда различия были сделаны между иконологией и иконографией , хотя определениями, и поэтому различие сделано, меняется. Когда речь идет о кино, жанры сразу узнаваемы по их иконографии, мотивы , которые стали ассоциироваться с определенным жанром через повторение.

Это первые русские святые, которые были канонизированы как Русской, так и Константинопольской Церковью. Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира.
Братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно — жития святых. Под влиянием христианской литературы Борис имел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих, он часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.
Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались добротой и милосердием. Отец для них был образцом и примером для подражания. Как мы помним, святой равноапостольный великий князь Владимир был милостив и отзывчив к бедным, больным и обездоленным.
Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Он был кроток и мудр в управлении княжеством, заботился прежде всего о насаждении православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Несмотря на молодость, князь прославился храбростью и умением искусно вести войну. Перед смертью великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. После смерти равноапостольного князя Владимира старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Известие о смерти отца застало Бориса во время возвращения из похода. Надо отметить, что печенегов он так и не встретил. Возможно, они испугались его и ушли в степи.
Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!».
С горестными мыслями и сердцем, полным смирения, отправился Борис к старшему брату.
В летописи описывается: Вот пойду к брату моему и скажу: «Будь мне отцом — ведь ты брат мой старший. Что повелишь мне, господин мой?». Сомнения терзают Бориса по пути, горечь и тоска съедает сердце. Чувствовал блаженный Борис, что ничего хорошего не ждёт его в доме отца. Дорогой он идёт и рассуждает в себе: «Знал я, что брата злые люди подстрекают на убийство мое и погубит он меня, и когда прольет кровь мою, то буду я мучеником перед Господом моим, и примет душу мою Владыка». Затем, забыв смертную скорбь, стал утешать он сердце свое Божьим словом: «Тот, кто пожертвует душой своей ради меня и моего учения, обретет и сохранит ее в жизни вечной». И пошел с радостным сердцем, говоря: «Господи Премилостивый, не отринь меня, на тебя уповающего, но спаси душу мою!».
Однако властолюбивый Святополк не поверил в искренность Бориса. В брате он видел только соперника. Ведь и в нашей жизни часто случается, как только мы допустим в сердце злобу, унять ее становится невозможно, она разгорается с огромной силой и приносит только страдания. Вспомнил Святополк и о том, что народ и войска относились с симпатией к брату. Злость в сердце распалилась, и послал он убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.
После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.
Великое смирение и любовь к своему брату и Богу мы видим в житие святых Бориса и Глеба. Конечно же, они могли пойти войной на Святополка, но выбрали безграничную и всепрощающую любовь к ближнему своему — брату Святополку.
«Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».
Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19). В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка.
Как мы отметили, убиенный князь Борис был погребен в Вышгороде, близ Киева. Святые мощи благоверного князя Глеба были найдены на Смядыни, неподалеку от Смоленска, откуда их перевезли по Днепру в Киев. Киевский Митрополит Иоанн I (1008-1035) с собором духовенства торжественно встретили нетленные мощи святого страстотерпца и положили в Вышгороде у храма святого Василия Великого, где находились мощи мученика Бориса. Вскоре место погребения прославилось чудотворениями. Тогда мощи святых братьев Бориса и Глеба были извлечены из земли и положены в специально устроенной часовне. 24 июля 1026 года был освящен построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь святых мучеников.
Свидетельством особого почитания на Руси святых мучеников Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах ХII-ХIХ веков.
Святые мученики Борис и Глеб, пожалуй, одни из наиболее почитаемых православных святых. Их икона считается заступницей государства Российского. Молитва перед ней помогает исцелить недуги, примирить враждующих, спасти душу от нечистых помыслов, восстановить мир и спокойствие, сохранить крепость веры.
Подготовлено при поддержке издательства «Сибирская Благозвонница»

Борис и Глеб. Настенная живопись Исакиевского собора, 19 век. И.К.Дорнер

Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид; убиты в 1015 году) — русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича и его жены Византийской царевны Анны.

В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей.

Истории Бориса и Глеба посвящены одни из первых памятников древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. В честь братьев было построено множество храмов и монастырей.

Братья Борис и Глеб были младшими единокровными братьями Святополка Окаянного и Ярослава Мудрого, являлись сыновьями киевского князя Владимира Святославича от его жены византийской царевны Анны из Армянской династии, единственной сестры правящего императора Византии Василия II Болгаробойцы (976—1025), и внучки императора Константина VII. Источники разделяют имена братьев: Борис и Глеб — имена, полученные при рождении, Роман и Давид — при крещении.

П.А.Васин. Воин в золоченом шлеме. По материалам X века.

Однако имя Борис к тому времени уже перестало быть языческим и могло использоваться для наречения при крещении (в X веке уже был канонизирован князь Борис I, крестивший Болгарию). Имя Глеб относится к языческим именам и известно по рассказу Иоакимовской летописи об убийстве Святославом Игоревичем своего брата Глеба за христианские убеждения. Около 987—989 гг. Борис получил от отца Ростов, а Глеб — Муром.

Оба брата, согласно общепринятой версии, были убиты Святополком Окаянным во время борьбы за власть.

«Когда увидел дьявол, исконный враг всего доброго в людях, что святой Борис всю надежду свою возложил на Бога, то стал строить козни и, как в древние времена Каина, замышлявшего братоубийство, уловил Святополка. Угадал он помыслы Святополка, поистине второго Каина: ведь хотел перебить он всех наследников отца своего, чтобы одному захватить всю власть». (Сказание о Борисе и Глебе)

«Убийство Князя Бориса». Современная книжная иллюстрация.

Убийство Бориса

Каноническая версия, известная, как из летописного материала, так и по древнерусским агиографическим сказаниям, рассказывает множество подробностей о гибели братьев. В 1015 году заболел отец братьев — великий князь Владимир Святославич, и Борис был призван в Киев. Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов, и отец послал его с дружиною для отражения их набегов. Борис нигде не встретил печенегов и, возвращаясь обратно, остановился на реке Альте. Здесь он узнал о смерти отца и о занятии великокняжеского стола единокровным братом Святополком. Дружина предложила идти на Киев и овладеть престолом, но Борис не хотел нарушать святости родовых отношений и с негодованием отверг это предложение, вследствие чего дружинники отца покинули его и он остался с одними своими отроками.

Б. А. Чориков. «Бегство Святополка». XIX в.

Между тем Святополк, который, извещая Бориса о смерти отца, предлагал быть с ним в любви и увеличить его удел, хотел убийством сыновей Владимира (сам он должен считаться сыном Ярополка, так как его мать, которую Владимир отнял у своего брата, была в тот момент беременна — поэтому его называют то сыном Владимиру, то племянником) устранить соперников по обладанию княжеством.

.Святополк отправил Путшу и вышегородских бояр для убийства брата — так как симпатии к Борису народа и дружины делали его опасным соперником. Путша с товарищами пришёл на Альту, к шатру Бориса, ночью на 24 (30) июля; услыхав пение псалмов, доносившееся из шатра, Путша решился дождаться, пока Борис ляжет спать.

Как только Борис, вдвойне опечаленный и смертью отца и слухами о злодейском намерении брата, окончил молитву и лёг спать, ворвались убийцы и копьями пронзили Бориса и его слугу венгра Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом.

Ещё дышавшего Бориса убийцы завернули в шатёрное полотно и повезли. Святополк, узнав что он ещё жив, послал двух варягов убить его, что те и сделали, пронзив его мечом в сердце. Тело Бориса тайно было привезено в Вышгород и там погребено у церкви Святого Василия. Борису было около 25 лет.

Николай Семёнов.Видение Пельгусию Бориса и Глеба. 1889 год.

Убийство Глеба

После убийства Бориса Святополк позвал в Киев Глеба, опасаясь, что будучи с убитым Борисом не только единокровным, но и единоутробным братом, тот может стать мстителем. Когда Глеб остановился возле Смоленска, он получил от четвёртого брата — Ярослава Мудрого известие о смерти отца, о занятии Киева Святополком, об убийстве им Бориса и о намерении убить и его, Глеба; при этом Ярослав советовал ему не ездить в Киев.

Как гласит житие, когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и проявили явное намерение убить его. Сопровождавшие его отроки, по известиям летописей, приуныли, а по житиям святого князя им запрещено было употреблять в защиту его оружие. Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал зарезать князя его же повару, родом торчину.

Убийство Глеба произошло 5 сентября 1015 года. Тело Глеба убийцы погребли «на пусте месте, на брези межи двемя колодами» (то есть в простом гробу, состоящем из двух выдолбленных брёвен). Е. Голубинский считает, что речь идёт о погребении тела непосредственно на месте убийства на берегу Днепра вниз от Смоленска в пяти верстах от города.

В 1019 году, когда Ярослав занял Киев, по его приказу тело Глеба было отыскано, привезено в Вышгород и погребено, вместе с телом Бориса, у церкви Святого Василия.

Явление святых князей Бориса и Глеба накануне Невской битвы. Филипп Москвитин

В древнерусской литературе

Святые Борис и Глеб — традиционные персонажи литературных произведений агиографического жанра, среди которых особое место занимает «Сказание о Борисе и Глебе», написанное в середине XI века в последние годы княжения Ярослава Мудрого. Позднее «Сказание» дополнилось описанием чудес святых («Сказание о чудесах»), написанных в 1089—1115 годы последовательно тремя авторами. Всего «Сказание о Борисе и Глебе» сохранилось более чем в 170-и списках, а возможным автором на основании изысканий митрополита Макария и М. П. Погодина считают Иакова Черноризца.

Существует также «Чтение о Борисе и Глебе», написанное преподобным Нестором Летописцем. По мнению ряда исследователей, «Чтение» было написано раньше «Сказания», созданного, по их версии, после 1115 года на основе «Чтения» и летописного материала.

Преп. Нестор Летописец. Гравюра из «Патерика» 1702 г.

Борис и Глеб считаются первыми русскими святыми, однако точная дата их канонизации вызывает споры.

Митрополит Макарий (Булгаков) считает, что почитание Бориса и Глеба началось после постройки в 1021 году в Вышгороде первой деревянной церкви во имя этих святых (освящена 24 (30) июля). Этому предшествовало открытие мощей братьев после пожара, уничтожившего церковь Святого Василия, у которой они были погребены.

Наиболее достоверной, по мнению исследователей (Е. Е. Голубинского, М. К. Каргера, Н. Н. Ильина, М. Х. Алешковского, А. С. Хорошева, А. Поппэ), является канонизация Бориса и Глеба, произошедшая при перенесении (либо непосредственно после) их мощей в новую каменную церковь. Эта торжественная церемония была совершена 20 мая 1072 года при участии детей Ярослава Мудрого князей Изяслава, Святослава и Всеволода, киевского митрополита Георгия, ряда других архиерев и киевского монашества. При этом братьям сразу было установлено не местное, а общецерковное почитание, сделавшее их патронами Русской земли.

Существует версия и более поздней канонизации Бориса и Глеба — 2 мая 1115 года, когда состоялось перенесение их мощей в храм, построенный князем Изяславом Ярославичем. Эта датировка не находит поддержки у исследователей, которые указывают на присутствие имён Бориса и Глеба как святых в документах последней четверти XI века, особенности их гимнографии и факт перенесения частицы их мощей в Чехию в 1094—1095 годах.

Братья были канонизированы как страстотерпцы, что подчёркивает принятие ими мученической смерти не от рук гонителей христианства, а от единоверцев и их мученический подвиг состоит в беззлобии и непротивлении врагам. Однако в отношении причины канонизации Е. Голубинский отмечает, что братья были канонизированы не за мученическую смерть, а по причине чудотворений, приписываемых их мощам (особо он подчёркивает, что князь Святослав, также сын великого князя Владимира, убитый Святополком, не был канонизирован так как был убит и погребён в Карпатских горах и сведения о чудесах от его гроба неизвестны).

Иван Билибин»Святые Борис и Глеб на корабле»

Борис под именем Роман Русский и Глеб под именем Давид Польский входят в список святых Римско-Католической церкви.

Почитание в России. Первоначально Борис и Глеб стали почитаться как чудотворцы-целители, а затем русские люди и преимущественно княжеский род стали видеть в них своих заступников и молитвенников. В похвале святым, содержащейся в «Сказании», их называют заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей:

Явление Бориса и Глеба перед Невской битвой

Воистину вы цесари цесарям и князья князьям, ибо вашей помощью и защитой князья наши всех противников побеждают и вашей помощью гордятся. Вы наше оружие, земли Русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем и дьявольские козни на земле попираем.(Сказание о Борисе и Глебе)

Летописи полны рассказами о чудесах исцеления, происходивших у их гроба (особый акцент на прославлении братьев как целителей сделан в древнейшей церковной службе святым, датируемой XII веком), о победах, одержанных их именем и с их помощью (например, о победе Рюрика Ростиславича над Кончаком, Александра Невского над шведами в Невской битве), о паломничестве князей к их гробу (например, Владимира Владимировича, князя галицкого, Святослава Всеволодовича — князя суздальского) и т. д.

Академик Д. С. Лихачёв отмечает: «Политическая тенденция культа Бориса и Глеба ясна: укрепить государственное единство Руси на основе строгого выполнения феодальных обязательств младших князей по отношению к старшим и старших по отношению к младшим».

Святые Борис и Глеб. Икона из Успенского собора Московского Кремля. 1340 г. (ГТГ)

Дни памяти: В честь Бориса и Глеба установлены следующие празднования (по юлианскому календарю): 2 мая — перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в 1115 году, выстроенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде.
24 июля — совместное празднование святым.
5 сентября — память князя Глеба.
22 сентября — в соборе Тульских святых.
Празднование памяти святым 24 июля с начала XII века постоянно встречается в месяцесловах (Мстиславово Евангелие, начало XII века; Юрьевское Евангелие, 1119—1128 годы; Добрилово Евангелие, 1164 год и другие). Изначально день памяти в месяцесловах относился к малым праздникам (святые со славословием), затем стал отмечаться как средний (святые с полиелеем), а со второй половины XII века этот день памяти в месяцесловах начали сопровождать знаком креста в круге, которым отмечают главные после двунадесятых церковные праздники. Остальные дни памяти реже встречаются в древнерусских месяцесловах.

Впервые все три дня памяти вместе встречаются в Московском типиконе 1610 года. В нём 2 мая положено совершать память святым с полиелеем и более торжественно, чем приходящееся на этот же день празднование памяти святителя Афанасия Александрийского (один из Отцов Церкви). В уставе церковных служб кремлёвского Успенского собора на 2 июня указано: «Афанасию Великому, егда будет невместно вкупе пети с Борисом и Глебом, то пети в 4-й день, трезвон средней, а Борису и Глебу трезвон большой, благовест в ревут». В современных минеях РПЦ на 2 мая указывается совершать святым полиелейную службу.

Палех. Лаковая миниатюра. «Видение Бориса и Глеба воину Пельгусию».

Строительство храмов и монастырей

Строительство Борисоглебского храма в Вышгороде и перенесение в 1115 году мощей братьев в новый храм
Центром почитания Бориса и Глеба в домонгольский период стала церковь в их честь, построенная в Вышгороде в 1115 году. В ней кроме мощей хранились и другие реликвии, связанные с братьями. Среди них был меч Бориса, вывезенный в 1155 году во Владимир князем Андреем Боголюбским. Церковь была разрушена во время нашествия Батыя на Киев в 1240 году. При этом были утрачены мощи святых братьев и попытки их обрести вновь, предпринимавшиеся в 1743, 1814 и 1816 годах, не дали результата.

Борисоглебский монастырь в Торжке

В 1070-е годы были построены деревянные храмы и на местах убийства братьев. Вскоре их заменили на каменные: в 1117 году на реке Альте (место убийства Бориса), а в 1145 году на Смядыни (место убийства Глеба). Уже при деревянных церквях образовались монастыри (на Альте — ранее 1073, Борисоглебский монастырь на Смядыни — не позднее 1138 года).

Борисоглебская церковь в Кидекше

В честь святых братьев возникло много церквей и обителей в разных городах России. До середины XVI века летописец приводит более 20 случаев построения церквей в их честь. К древнейшим из них относятся:

Борисоглебский собор в Чернигове

Борисоглебский собор в Чернигове (до 1123 года);
Борисоглебская церковь в Кидекше под Суздалем (1152 год);
Борисоглебская церковь в Полоцке (середина XII века);
Борисоглебская церковь в Новгороде (1167 год);
Коложская церковь в Гродно (1180—1190 годы).
В домонгольский период кроме монастырей при храмах, построенных на местах убийства братьев, были основаны обители: Борисоглебский монастырь в Торжке (1038 год, основан Ефремом Угрином, служившем в свите одного из братьев) и Борисоглебский Надозёрный монастырь в Переславле-Залесском (закрыт в 1788 году).

Ростовский Борисоглебский монастырь

Почитание за пределами России

Почитание Бориса и Глеба как святых в других православных странах началось вскоре после их канонизации на Руси:

в 1095 году частицы мощей святых князей были переданы в чешский Сазавский монастырь;
в конце XII века в греческом Прологе сурожского происхождения под 24 июля появляется приписка: τῇ αὐτῇ ἡμέρᾳ μνήμη τῶν ἁϒ νεοφανων μαρτύρων ἐν ῥωσικοῖς χώραις δαδ καὶ ῥωμανοῦ — «в этот день память святых новоявленных мучеников в земле Русской Давида и Романа»;
Антоний Новгородский в своём «Сказании мест святых во Цареграде» (1200 год) сообщает об увиденной в Константинополе большой иконе с изображением святых братьев («У алтаря на правой стране… поставлена икона велика святыхъ Бориса и Глеба») и о церкви, посвящённой им («а во Испигасе граде есть церковь святыихъ мученикъ Бориса и Глеба: въ томъ граде явишася святии, и исцеления многа бываютъ отъ нихъ»). Также Антоний пишет, что местные мастера делают списки с иконы Бориса и Глеба, которые вероятно продаются при самом храме.

Рерих. «Борис и Глеб»

В армянских Четьи-минеях 1249 года включено «Сказание о Борисе и Глебе» под названием «История святых Давида и Романоса» (арм. Պատմութիւն սրբոց Դավթի եւ Ռոմանոսի). Праздник отмечался 24 июля. Особенно широкое распространение почитание князей получило в XIII—XIV веках в южнославянских странах (особенно в Сербии). Это связано с развитием посредством Афона и Константинополя церковно-культурных связей между Русью и этими странами, а также с освобождением Болгарского и Сербского государств от власти Византии. Дни памяти святым появляются в южнославянских месяцесловах (наиболее ранние упоминание в Евангелии апракос первой половины XIII века), в кондакарах помещаются молитвы им (самый ранний пример — сербский кондакар начала XIV века), но факты посвящения этим святым храмов в Болгарии и Сербии в Средние века неизвестны.

Гимнография

Первые песнопения Борису и Глебу появляются в конце XI века, древнейшие из них содержатся в июльской минее конца XI — начала XII века и Кондакаре при Студийском уставе, написанном в это же время. В XII веке песнопения князьям включали в себя 24 стихиры, 2 канона, 3 кондака с икосом, седален и светилен. Состав песнопений указывает на то, что они образовывали 3 службы, то есть для каждого из дней памяти святых. Согласно указанию в минее первой половины XII века, автором службы братьям является киевский митрополит Иоанн.

Несмотря на обширный состав песнопений Борису и Глебу, в домонгольский период их помещали только под 24 июля (для праздника 2 мая в этот период приводился лишь один кондак). Первые тексты служб на 2 мая появляются в конце XIV века и составлены из ранее известных стихир. Новые стихиры для данного праздника появляются в XV века и связываются с творчеством Пахомия Логофета. В XV—XVI веках из песнопений исчезает упоминание убийцы братьев — князя Святополка.

На рубеже XI—XII веков появляются паремийные чтения святым, которые являются нетипичными для византийского обряда — вместо библейских чтений использованы проложные сказания о святых, хотя и называемые в традиционной форме «От Бытия чтение». В тексте паремий есть аллюзии на отрывки из Ветхого Завета, но основу составляют поучение о любви и ненависти между братьями (1-я паремия), история убийства Бориса и Глеба и войны Ярослава со Святополком (2 и 3 паремии). В XVII веке эти паремии были замены традиционными библейскими, включаемые в службы мученикам.

Видение воина Пелгусия. Свв. Борис и Глеб являются ночному стражу Александра Невского.

Иконография

О первом факте написании образа святых братьев сообщает Нестор в своём «Чтении о святых Борисе и Глебе» и связывает это с указанием Ярослава Мудрого:

повелѣ же и на иконѣ святою написати, да входяще вернии людии въ церковь ти видяще ею образъ написанъ, и акы самою зряще, ти тако с верою и любовию покланяющеся има и целующе образъ ею.
Однако исследователи отмечают, что до 1070-х годов иконография святых не выработалась, их образов нет в Софийском соборе Киева, не сохранились печати с их изображениями. Среди произведений XI — первой половины XII веков образы Бориса и Глеба сохранились на произведениях «малых форм» (кресты-мощевики и т. п.), что связывают с почитанием князей как целителей и покровителей заказчика изделия.

«Сказание о Борисе и Глебе» (лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV века) 1. Борис и Глеб удостаиваются Иисусом Христом мученических венцов. 2. Борис идёт на печенегов

Святые братья обычно представлены на иконах вдвоём, в полный рост. Их изображают в княжеских одеждах: круглых шапках, отороченных мехом, и плащах, в руки помещают мученический крест или крест с мечом, указывающий на их происхождение и воинскую славу. Данные о внешности Бориса сохранились в Сказании о Борисе и Глебе, написанном не позднее 1072 года:

Телом был красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом, возрастом мал и ус молодой еще был.
О внешности Глеба таких сведений нет, и его, как младшего брата, изображают юным, безбородым, с длинными волосами, спадающими на плечи. На иконах XV—XVI веков традиционным становится изображение святых во фронтальных одинаковых позах, на некоторых иконах фигурам предают излишнюю удлинённость, чтобы подчеркнуть внешнюю хрупкость. Также братьев изображают в небольшом развороте друг к другу, изображая их беседу.

Святые Борис и Глеб. Шиферная икона из Солотчинского мон-ря. 1-я треть XIII в. (Ряз ХМ)

В 1102 году раки с мощами святых братьев по указанию Владимира Мономаха покрыли серебряными позолоченными пластинами. После перенесения мощей в новую церковь он повелел украсить их рельефными изображениями святых: «Исковав бо сребрьныя дъскы и святыя по ним издражав и позолотив» — эти изображения стали основой для редких одиночных изображений Бориса и Глеба.

Житийные иконы Бориса и Глеба известны со второй половины XIV века: в их клеймах иконописцы подчёркивают смирение и кротость братьев, их христианскую любовь к ближним, готовность к мученичеству, а также помещают изображения чудес, приписываемых им. Академик В. Н. Лазарев, описывая житийную икону Бориса и Глеба московской школы XIV века, пишет: Самой сильной частью иконы являются лица Бориса и Глеба. В них есть подкупающая доброта и мягкость. Художник стремился подчеркнуть идею жертвенности, красной нитью проходящую через всё «Сказание о Борисе и Глебе»…

В после монгольский период в иконографии Бориса и Глеба появляется позднеантичная и византийская традиции изображения святых на конях, возникшая под влиянием образов святых Сергия и Вакха, Георгия Победоносца, Димитрия Солунского и других. В этом проявляется заступническая и воинская функция культа этих святых.

Известны иконы, отражающие представление о Борисе и Глебе как о защитниках и покровителях городов (например, икона начала XVIII века, написанная в память о спасении от пожара города Каргополя, приписываемому заступничеству братьев). Для них характерно изображение святых в молении к облачному Спасу (образу Иисуса Христа в небе). На одной из таких икон второй половины XVIII века одежда братьев прорисована киноварью, символизирующей как пролитую ими кровь, так и багряницу Христову.

Святые Борис и Глеб. Икона из Зверина монастыря в Новгороде. 1335 г. (ГИМ)

Святые Борис и Глеб. Икона из Саввино-Вишерского мон-ря. XIII в. (КМРИ)

Святые Борис и Глеб. Икона из Борисоглебской ц. в Плотниках, Новгород. Ок. 1377 г. (НГОМЗ)

Святые Борис и Глеб в житии. Икона из Борисоглебской ц. в «Запрудах» в Коломне. Кон. XIV в. (ГТГ)

Святые Борис и Глеб. Икона. 1-я пол. XVII

Святые Борис и Глеб. Икона. 1-я пол. XVII в. (ПГХГ)

Исцеление хромого у гроба святых Бориса и Глеба (вверху). Трапеза у кн. Изяслава по случаю сооружения новой церкви во имя св. князей-страстотерпцев. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф.381. № 53. Л. 151)

Св. Борис. Фрагмент иконы свт. Николая Чудотворца (Липенского). 1294 г. Мастер Алекса Петров (НГОМЗ)

Стихиры святым Борису и Глебу. Стихирарь. XII в. (РНБ. Соф. № 384. Л. 100 об.)

Памятник Борису и Глебу у стен Ьорисоглебского монастыря в Дмитрове (2006 год, скульптор — А. Ю. Рукавишников)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *