Почему человек?

Согласно статистике, каждый человек ежедневно хотя бы один раз говорит неправду. Это может быть как безобидная ложь – например, «опоздал, потому что застрял в лифте» – так и существенная, которая может повлиять на развитие событий или отношения между людьми. Лжецов нужно выводить на чистую воду! Психолог Людмила Артемьева объясняет, как всего лишь по нескольким жестам понять, что собеседник вас обманывает.

Трогает лицо

Если человек врет, во время разговора он будет часто касаться своего лица – тереть лоб или глаза, поправлять волосы, чесать нос. «При помощи подобных жестов собеседник пытается скрыть свое волнение, — говорит психолог. – Правда, при этом речь, наоборот, кажется еще более неправдоподобной, а волнение становится явным для окружающих».

Прикрывает рукой рот

Самый распространенный жест, используемый для того, что замаскировать ложь – прикрывание рта рукой. Человек, который говорит неправду, как будто невзначай может задержать руку на уровне лица или начать тереть подбородок, при этом закрывая рот рукой. «Так человек бессознательно пытается «смягчить» свою ложь, пропустить через фильтр, — комментирует Артемьева. – Тому, кто говорит правду, скрывать нечего, и он не будет вообще касаться лица руками».

Часто моргает

Если человек часто моргает, это означает, что он чувствует себя некомфортно и хочет поскорее завершить разговор. «Становится понятно, что человек нервничает – то есть, скорее всего, говорит неправду», — объясняет эксперт.

Вертит что-то в руках

Человек, который врет, обычно не может оставить в покое собственные руки. Он постоянно что-то трогает, перебирает – вертит карандаш в руках, накручивает волосы на палец или просто трет ладони. Все лишние жесты – признак нервозности человека, и таким образом он пытается успокоиться.

Прячет глаза

Человек, которому есть что скрывать, редко будет смотреть своему собеседнику прямо в глаза. Как правило, взгляд лжеца бегает и долго не задерживается на одном предмете. Часто обманщик и вовсе пытается скрыться от своего собеседника за экраном компьютера или книгой, отворачивается – якобы для какого-то важного дела: все, чтобы не встречаться взглядом с тем, кто ждет от него правды!

Часто покашливает

В состоянии стресса человека начинает беспокоить сухость во рту: он начинает покашливать, облизывать губы. Если ваш собеседник совершенно здоров, но при этом подозрительно часто кашляет, задумайтесь: не исключено, что вас обманывают.

Изменяет речь

Зачастую речь человека непроизвольно меняется, когда он врет. В обычной жизни человек может нормально разговаривать, а лжет при этом слишком низким или же, наоборот, чересчур высоким голосом. Лжец может тараторить, чтобы быстро выдать недостоверную историю, а может растягивать слова – так у него будет больше времени придумать отговорку.

Делает паузы

Если ваш собеседник делает паузу, прежде чем ответить на прямо поставленный вопрос, скорее всего, вы услышите от него неправду. Он может сделать вид, что только что получил важное сообщение на телефон, протяжно зевнуть, отхлебнуть чай из кружки – все это делается для того, чтобы в течение этих пауз придумать правдоподобные ответы.

Усиление слов в произносимых фразах и контрвопросы

Лгуны часто повышают голос и делают акцент на конкретные слова в сказанных ими фразах. «Да я НИКОГДА В ЖИЗНИ не встречался с этой девушкой!» Таким образом лжецы стараются заставить человека больше не задавать новые вопросы, развивая ту или иную тему дальше. Они стараются показать, что абсолютно чисты перед вами, однако чаще всего такой прием делает всю рассказанную ими историю еще более неправдоподобной. Еще одним частым приемом лгуна является контрвопрос: «откуда у тебя эта информация?» или «кто тебе такое сказал?». Тем самым врушка пытается выиграть время на придумывание ответа на ваш вопрос, пока вы сами будет отвечать на его поставленный вопрос.

Акцент на незначительные детали

Если человек врет, то он старается делать акцент на малозначительные детали, тем самым пытаясь отвлечь вас и пропустить важные. Излишнее подчеркивание незначительных деталей позволяет лжецу чувствовать себя более комфортно в разговоре с вами, однако у человека, который будет слышать ложь, начнет появляться ощущение, что здесь что-то не так и оппонент явно пропускает важную информацию. В данном случае лжеца очень легко вывести на чистую воду, если вы будете записывать те детали, о которых он говорит, а затем задавать вопросы, связанные с этими деталями, и тем самым проверить — не упустил ли он чего.

Противоречит сам себе

Верный признак того, что человек врет – несоответствие его жестов и мимики с общей направленностью разговора. Ваш собеседник кивает головой, одновременно отрицая что-либо? Рассказывает печальную историю, но сам не может сдержать улыбку? Сомнений не остается: все, что он говорит – полная чушь.

Переводит разговор на другую тему

Начиная говорить совершенно о другом, человек пытается поскорей закрыть неприятную для него тему, поскольку чувствует, что ходит по тонкому льду, и обман может раскрыться. Вернитесь к первоначальной теме беседы: если ваш знакомый снова попытается уйти от ответа, значит, последние несколько минут он вам лгал.

Как вернуть доверие, когда тебя рассекретили?

Во время вранья мы больше всего боимся, что нас рассекретят. Когда это происходит, мы чувствуем вину, стыд. Как быть, когда самое страшное уже произошло и ложь не удалась?

Илья Анищенко советует признать свою ошибку и не продолжать врать дальше. Это дает шанс, что человек, которого мы обманывали, нас простит. Все дело в том, что в нашей психике заложено равенство всех людей. А ложь – это умышленное желание получить преимущество одного человека над другим. А кто любит, когда нами манипулируют и когда обещания не выполняют?

«Необходимо утихомирить свои эмоции: взять паузу и придумать план оправдания. Лучший способ восстановить доверие – это провести открытый разговор, обсудить свои и чужие ошибки. Конечно, градус антипатии к вам может быть очень высок, если вы действительно вышли из зоны доверия, но попытаться стоит. Важно пообещать, что такое больше не повторится, и вы будете следить за своими эмоциями. При объяснении не стоит переигрывать, начинать плакать или же давать пафосные клятвы», – комментирует Елена Ефименко.

По словам Милы Кудряковой, вернуть доверие в ситуации, когда вас поймали на лжи, очень сложно. Это работа обеих сторон, и человеку, который соврал, нужно быть готовым к тому, что на какое-то время он лишится доверия. Обманщику придется принимать чувства обманутого и помогать с ними справляться. При этом адекватно относиться к недоверию и перепроверкам, быть готовым к обсуждению и открытым к диалогу. Главное – научиться брать ответственность за свои слова и очень внимательно относиться к любым обещаниям. Если вы не уверены в чем-то – не обещайте. Еще одно важное условие возврата доверия – внимательное отношение к тем ситуациям, в которых случилась ложь. Например, если жена застукала мужа на флирте в соцсетях, то пара может сесть и написать список действий, которые будут успокаивать обманутого партнера и оговорить срок, в течение которого эти действия будут выполняться. Так, муж может дать согласие на то, чтобы в течение месяца жена раз в неделю могла без предупреждения попросить его показать ей диалоги в мессенджерах. И в случае, если жена не обнаружит там никакого криминала, то у нее появится возможность вернуть себе безопасность и доверие к мужу.

Бывает и такое, что полностью восстановить доверие не удается. В этом случае Андрей Смирнов советует смириться, учесть прошлый опыт и искать новое окружение.

Кому стоит врать, а кому нет?

Всем, кроме себя, утверждает Илья Анищенко. Самообман – это любимое состояние нашей психики. Мы не хотим признаваться самим себе в своих ошибках, недостатках и просчётах. Боимся принять их и начать работать над собой.

«В идеале лучше не врать никому, но учитывая жизненные реалии, нужно всегда думать о последствиях лжи, и в зависимости от этого принимать решения. К примеру, маме не нужно говорить, что вас отправили служить в «горячую точку». Кроме измотанных нервов мамы, это ни к чему не приведет. Не надо говорить жене, что заскочил на чашечку кофе к старой подружке. Кроме нервотрепки дома ничего не будет, хотя и с подружкой ничего не было», – говорит Андрей Смирнов.

Courtesy: Getty Images

Вопрос от guca:

Ассаламу алейкум! Скажите, пожалуйста, как быть, если тебя ложно обвинили в содеянном, и ты не в силах сделать что-либо?

Ответ:

Вне всякого сомнения, клевета является одним из самых больших грехов в исламе. Каждый клеветник, который не раскается в этом грехе и не попросит прощения у того, кого он оклеветал, рано или поздно непременно будет наказан за это.

Подвергнуться клевете — очень тяжелое испытание, поэтому необходимо проявить максимум терпения. Так как проявляя терпение, человек получает награду и, конечно же, рано или поздно правда выйдет наружу.

Как мы знаем, пророк Юсуф (алейхи салям) тоже был оклеветан, причем его обвинили в совершении очень мерзкого поступка. Но, в конце концов, Аллах Всевышний явил истину и показал непричастность Юсуфа (алейхи салям) к тому, в чем его обвиняли.

Точно так же следует вспомнить и Айшу (радыйаллаху анха) – любимую жену посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), которая была оклеветана. Несмотря на всю горечь и боль, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) вверил это дело Аллаху Всевышнему, и в конце концов Аллах подтвердил чистоту и непорочность Айши (радыйаллаху анха).

Аллах – всезнающ, и знает о состоянии абсолютно каждого человека. Поэтому оказавшись в такой ситуации, не следует расстраиваться и огорчаться, так как это лишь обрадует клеветника. Самым главным является то, каково положение человека перед Аллахом Всевышним. Как мы уже сказали в начале, тому, кто оказался в подобной ситуации, следует вооружиться терпением и просить у Аллаха Всевышнего раскрыть правду.

Развивай свой мозг. Как перенастроить разум и реализовать собственный потенциал

Джо Диспенза
Бомбора. 2018

Допустим, вы находитесь в состоянии крайнего нервного возбуждения. Близкий человек поднял больную для вас тему о вашем промахе полугодовой давности — вы не сумели передать ему важное сообщение, — и вы снова чувствуете себя в нокауте от этого, как минимум, тысячного напоминания о вашей ошибке. Разумеется, близкий человек высказал это вам не в осуждение, а в виде невинного предположения:

— Ты уверена, что мне никто не звонил, пока меня не было?

Но вы слышите подтекст в этих словах и отвечаете соответствующим образом:

— Да, уверена. Я не идиотка. Я слышу, когда звонит телефон. И знаю заветную фразу: что ему передать.

На что ваш собеседник отвечает, подливая масла в огонь:

— Я и не утверждаю, что ты этого не знаешь. Я просто не уверен, что ты знаешь, как донести услышанное до нужного человека.

И в этот момент вас прорывает — и вы начинаете припоминать друг другу все грехи, большие и малые, совершенные за все то время, что вы знаете друг друга. Представьте, что в такой момент я вхожу в комнату и говорю каждому из вас:

— Я понимаю, что вы сейчас очень сердитесь. Я вижу это по вашим лицам и слышу по голосу. Прошу вас, перестаньте. Прямо сейчас. Просто перестаньте сердиться.

И вы отреагируете примерно так:

— Перестать? Ты спятил, что ли? Ты слышал, что он мне сейчас говорил? Он ворошит то, что случилось полгода назад, когда я была в домашних делах или занималась чековой книжкой, до которой у него никогда руки не доходят. Было девять вечера, и он где-то шатался со своим дружком Филом, торчал в спортивном баре, смотрел дурацкий футбол, пока я тут надрывалась с калькулятором, у которого цифра пять вечно западает. А потом позвонил его кретин братец сказать об их чертовой рыбалке. И я забыла передать ему это. Но я не забыла, как закрывать судки с жареной картошкой, чтобы она не выдохлась!

Прекратить такую бурю воспоминаний обо всех промахах и связанных с ними эмоциях совсем не просто. Пока СНС (симпатическая нервная система — прим. T&P) побуждает вас к борьбе или бегству, вы не можете сделать ни того, ни другого в такой ситуации. Общественные нормы, законы и здравый смысл не велят вам переходить в физическое противоборство, но и первой закончить перебранку вы тоже не решаетесь. Так что вас переполняют химикалии, вырабатывающие всю эту мобилизующую энергию, — и вы оказываетесь в тупике. Вы подавляете себя. Вы рационализируете. Вы уклоняетесь. Вступаете в глупый спор. Ворошите все ваше прошлое. Вы не можете переключиться, даже если кто-то к вам подходит и советует это. Почему?

В случае ссорящейся пары (которая к тому же имеет схожие нервные сети) причина того, что они оба так разгорячились, относительно проста: им это нравится. Нравится не в том типичном смысле, какой мы вкладываем в это слово, но в смысле привычности этого чувства.

Битва Масленицы и Поста (фрагмент). Питер Брейгель. 1559 год

Химическая революция

Многие годы было принято считать, что мозг посылает электрические импульсы вдоль своего сложно устроенного комплекса звеньев (которые, если вытянуть их в одну линию, покроют тысячи километров) для регулировки различных функций, позволяющих нам действовать в окружающем мире. Теперь же мы обнаруживаем, что в добавление к этой электрической модели, основанной на нейронах, аксонах, дендритах и нейромедиаторах, мозг функционирует еще и на другом уровне.

Кэндас Перт говорит об этом химическом мозге как о второй нервной системе и указывает на наше коллективное нежелание принять такую модель: «Особенно трудно было признать, что эта химически основанная система, несомненно, более древняя и базовая для организма. Такие пептиды, как, например, эндорфины, создаются внутри клеток задолго до возникновения дендритов, аксонов и даже нейронов — фактически даже до возникновения самого мозга». Это может стать для вас шокирующим откровением или подтолкнуть к переоценке имеющихся знаний.

Прежде всего важно понять, что мы являемся химически обусловленными существами. Мы — производные нашей биохимической деятельности, от клеточного уровня, где происходят миллионы миллионов химических реакций и процессов, пока мы дышим, перевариваем пищу, боремся с микробами, двигаемся, думаем и чувствуем, до нашего настроения, действий, убеждений, чувственного восприятия, эмоций, вплоть до опыта и обучения. В то время как бихевиористы и прочие психологи когда-то спорили о том, наследственность или внешняя среда прежде всего ответственны за наше поведение, новые научные исследования и открытия сдвинули фокус в сторону химического основания эмоций.

Битва Масленицы и Поста (фрагмент). Питер Брейгель. 1559 год

Химикалии и кортизол

Самая основная, базовая информация, которую нам нужно усвоить, такова: всякий раз, как в мозге зажигается мысль, вырабатываются химические вещества, вызывающие у нас соответствующие ощущения и различные реакции в организме. Со временем тело привыкает к уровню химикалиев, курсирующих в кровотоке и разносящихся к каждой нашей клетке. Любое вмешательство в размеренный, установившийся уровень химического состава нашего тела приводит к дискомфорту.

Мы сделаем едва ли не все, что в наших силах, сознательно и подсознательно,

опираясь на собственные ощущения, чтобы восстановить привычный химический баланс.

Как и при реакции «борьба или бегство», всякий раз, когда зажигается мысль, вырабатываются различные химикалии. Три средства, обеспечивающие химическую коммуникацию в организме, — это нейромедиаторы, пептиды и гормоны.

Поэтому всякий раз, когда у нас возникает мысль, нейромедиаторы принимаются за работу в синаптическом пространстве, зажигая нервные сети, связанные с конкретным понятием или воспоминанием.

Любое воспоминание имеет соответствующий химический компонент, который воспроизводят пептиды. Часть среднего мозга, гипоталамус, вырабатывает множество различных пептидов. Гипоталамус можно уподобить лаборатории, в которой для всякой мысли, зажигаемой у нас в мозге, и всякой испытываемой эмоции вырабатывается соответствующая химическая сигнатура. Вот почему так часто лимбический, или средний, мозг называют эмоциональным мозгом. Он пробуждает наши половые токи, активирует творческое мышление и вызывает в нас мотивирующий дух соперничества. Этот эмоциональный мозг отвечает за выработку химикалиев, запускающих наши эмоциональные реакции и мысли.

Когда «химическая мысль» попадает в кровоток, она возбуждает тело, почти как АКТГ (адренокортикотропный гормон — прим. T&P) с глюкокортикоидами (кортизолом). Когда тело возбуждено, оно осуществляет коммуникацию через негативную петлю обратной связи для поддержания приемлемого уровня химикалиев в мозге и клетках тела.

Давайте рассмотрим, как действует эта негативная петля обратной связи. Поскольку гипоталамус является наиболее сосудистой частью мозга (с наибольшим кровоснабжением), он отслеживает циркулирующие объемы каждого пептида при каждой химической реакции в организме. Для наглядности скажем, что при высоком уровне АКТГ понижается уровень кортизола, и тогда гипоталамус снижает выработку

АКТГ. Уровень химикалиев определяется индивидуальными внутренними показателями каждого человека. Каждый человек обладает своим уникальным гомеостатическим балансом, на который непосредственно влияет его генетическая программа, его реакция на внешние обстоятельства и его собственные невербализованные мысли.

Негативная петля обратной связи между мозгом и телом

На рисунке показана совместная работа мозга и тела для регулировки химической коммуникации. Высокий уровень циркулирующих в организме пептидов воздействует на различные железы и органы, вырабатывающие гормоны и секреции. Когда мозг регистрирует высокий уровень гормонов или секреций и низкий уровень циркулирующих пептидов, он действует как термостат и прекращает выработку гормонов. Когда уровень циркулирующих в организме гормонов понижается, мозг ощущает это понижение через гипоталамус и начинает вырабатывать больше пептидов, из которых можно будет получить больше гормонов.

Битва Масленицы и Поста (фрагмент). Питер Брейгель. 1559 год

Эмоции и наследственность

Раньше ученые считали, что мы выражаем четыре базовые примитивные эмоции, определяемые у каждого человека устройством особой части среднего мозга, называемой миндалиной. В первоначальном тестировании исследователи стимулировали электричеством миндалину и наблюдали за ощущениями или действиями различных живых организмов. В более примитивном смысле это агрессия; подчинение; испуг или удивление; и приятие, соединение или счастье. В настоящее время, благодаря прогрессу нейробиологии, данная модель развилась и стала включать еще три состояния, помимо четырех названных: удивление, пренебрежение и отвращение. Нетрудно понять, что удивление связано со страхом и что пренебрежение или отвращение можно легко связать со злостью или агрессией.

Во многих источниках говорится, что субъективные переживания, уникальные для каждого человека, включают ту или иную комбинацию или смесь каждой из этих первичных эмоций. Вторичные эмоции, или социальные, создаются из первичных, наподобие смешивания основных красок для получения оттенков. Эти вторичные эмоции включают смущение, ревность, вину, зависть, гордость, доверие, стыд и многие другие.

Мне кажется, чувства создаются примерно следующим образом: неокортекс реагирует, чувствует или думает, после чего средний мозг вырабатывает нейрохимические факторы, которые затем поддерживают или активируют различные отделы и нервные сети для производства как наших уникальных, так и общеизвестных ощущений.

Ощущения, как вы помните, являются результатом сравнительного опыта, пережитого всеми нами, благодаря общему окружению и социальным условиям (наше формирование за счет обучения и личного опыта; то есть воспитания); кратковременных генетических свойств, наследуемых от родителей (их закрепленный эмоциональный опыт; то есть природа) и общих долговременных генетических свойств (человеческий мозг структурирован подобным же образом; поэтому мы разделяем общие универсальные склонности; опять же природу).

Таким образом, это «программное и аппаратное обеспечение» нашего организма обусловливает восприятие окружающей среды и поведение всех представителей нашего вида с использованием относительно одинаковых эмоций. В данном случае я не намерен вдаваться в тонкости между эмоциями, ощущениями, побуждениями и сенсорными реакциями; давайте просто согласимся, что они являются химически активируемыми состояниями ума и что эмоции — это не более чем конечные продукты нашего личного опыта, как общепринятого, так и уникального.

Битва Масленицы и Поста (фрагмент). Питер Брейгель. 1559 год

Глава 49: О том, что не только нельзя оговаривать другого человека, но нужно пресекать любые сплетни, не перешептываясь и ни на кого не сетуя

1. Из жития святой Синклитикии

Блаженная Синклитикия говорила, что злословие — грех чрезвычайно тяжкий и погибельный, но для некоторых он является пищей и отдыхом. Ты же, верующая, не становись копилкой чужого зла, а лучше позаботься о чистоте своей души. Ведь когда ты воспримешь мерзкую нечистоту слов, то осквернишь душу свою и без всякой причины возненавидишь тех, кто с тобой общается. Когда слух твой осквернится осуждением злословов, ты не сможешь здраво рассуждать и будешь считать всех людей скверными. Так глаз, когда долго смотрит на один и тот же цвет, потом все видимое представляет в этом цвете.

Нужно хранить язык и слух, чтобы ничего подобного не говорить и не желать даже слышать. В Писании сказано: Не внимай пустому слуху (Исх 23, 1). И еще: Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню (Пс 100, 5). И в другом месте: Да не возглаголют уста моя дел человеческих (Пс 16, 4). А мы говорим даже не о делах, а о том, чего не было. Не нужно верить тому, что говорят против других, но и не осуждать говорящих, и да будем делать и говорить так, как нам заповедует пророк: Я как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих (Пс 37,15).

2. Из Отечника

Несколько еретиков пришли к авве Пимену и стали обвинять архиепископа Александрии за то, что он, дескать, рукоположен пресвитерами. Авва сразу же позвал брата, который обычно был рядом с ним, и сказал: «Накрой стол, покорми их и проводи с миром».

2. Брат спросил старца:

— Что такое злословие и что такое осуждение?

Старец ответил:

— Злословие говорит о скрытом и тайном, тогда как осуждение относится к явным грехам другого. Итак, всякое слово, которое ты не можешь сказать в присутствии брата, — это злословие на него. Если кто — нибудь скажет:

— Такой — то брат добрый и благой, но не умеет себя вести и мало в чем разбирается, то это злословие. А осуждением будет сказать, что этот брат, например, делец и сребролюбец. Ты осуждаешь его дела, а это хуже злословия.

3. Сказал старец: «Если ты оговорил брата своего, и совесть тебя обличает, иди немедленно, положи поклон и скажи: «Прости меня, ибо я тебя осуждал». И берегись впредь насмехаться, ибо злословие — смерть души».

4. Он же сказал: «Если брат осудит при тебе другого, смотри, не срами его и не скажи: «Да, он такой и есть». Либо молчи, либо скажи ему: «Я, брат, сам под судом и не могу судить другого» — так спасешь и себя, и брата».

3. Из Антиоха Пандекта

Избегайте, братья, нашептываний, чтобы не лишиться рая и не угодить в геенну огненную — нашептыванием змей изгнал Еву из рая.

4. Из Исаии Отшельника

Если какой — нибудь брат будет принуждать тебя злословить кого — нибудь, не стесняйся отказаться от этого, чтобы не погрешить против Бога. Скажи ему со смирением: «Прости, брат, я человек слабый. Все, что ты сказал, — это про меня, и я не могу это вынести». Если же в тебе вспыхнет брань позлословить брата, подумай о том, что, если бы он это услышал, то огорчился бы. Тогда ты не поддержишь беседу и обретешь покой.

5. Из Исаака

Пусть из твоих уст всегда исходят благие слова — и ты никого не оскорбишь. Оскорбление рождает оскорбление, а благословение — благословение. В день, когда ты откроешь свои уста и станешь злословить кого — нибудь, ты умрешь духовно, и все твои труды пропадут даром. Не думай, что ты злословил брата от чистого сердца или для духовного назидания. Никто не разрушает свой дом, чтобы построить чужой. Если кто — то при тебе начнет оговаривать брата, всем своим видом покажи свое недовольство — и Бог оградит тебя.

Ты не можешь заградить уста того, кто злословит ближнего? Постарайся по крайней мере не соглашаться с ним. Знай, что, если огонь выйдет из тебя и сожжет других, Бог спросит с тебя за души, сгоревшие в твоем огне. Если же сам ты не разжигаешь огонь, но соглашаешься с тем, кто его зажег, и одобряешь его, то на Страшном Суде разделишь с ним его печальную участь.

6. Из святого Максима

Не обращай слуха своего к злословящему языку и не используй свой язык для удовлетворения слуха любопытного, иначе отлучишь себя от божественной любви и лишишься вечной жизни. Не принимай поношений на твоего духовного отца и не давай дерзко порочить его, дабы Господь не прогневался на дела твои и не истребил с (лица) земли живущих. Закрой свои уши для злословящего, чтобы не согрешить тебе вдвойне вместе с ним, иначе так ты и сам погрязнешь в этой пагубной страсти и тому не помешаешь поносить ближнего. Кто бесстрастно указывает на грех брата, может говорить об этом только по двум причинам: или чтобы его исправить, или чтобы другому принести пользу. А иначе, если он говорит о грехе брата себе и другим, он поносит человека и клеймит его. Бог покинет его, если потом он впадет в то же самое или другое прегрешение. Стыдно ему будет, когда другие примутся обличать его и поносить.

Если увидишь надменных людей, которые не выносят, когда хвалят тех, кто лучше них, и, не в состоянии уничтожить эту похвалу, пытаются очернить ее множеством нападок и самой бесчестной клеветой, считай — они вновь распинают Господа, погребают и ставят воинов сторожить опечатанный гроб. Но Слово, сметая все препятствия, воскресает, в борьбе разгорается еще ярче и своими Страданиями зовет всех к бесстрастию. Бог наш — Бог крепкий, ибо Он сущий и зовется Истина.

7. Из Отечника

Сказал старец: «Как тот, кто держит огонь за пазухой, не может не обжечься, так и тот, кто много с кем встречается, не избежит злословия».

2. Сказал авва Иперехий: «Лучше есть мясо и пить вино, чем злословием есть плоть братьев».

3. Он же сказал: «Змей, своим нашептыванием Еве, изгнал ее из рая. Ты подобен змею, если злословишь ближнего. Ты губишь и себя, и душу слушателя».

4. Он же сказал: «Да не произносят твои уста лукавое слово. Собирают ли с терновника виноград? (Мф 7,16).

5. Старца спросили, что такое злословие. Он ответил: «Не знать Бога, ни славы Его и завидовать ближнему».

8. Из святого Ефрема

Брат! Не терпи того, кто злословит другого, хотя бы он и говорил истину, а то станешь сообщником его погибели. Если кто — нибудь назовет согрешившего царя «плохим» и скажет правду, никто из слушателей не потерпит разговоров против владыки. А если кто — нибудь будет стоять и слушать хулу на царя, не возражая, то и хулитель, и его слушатель получат одинаковое наказание на суде: одного казнят за то, что сказал, другого — за то, что слушал. Лжец обвиняет, а ты подставляешь ему свое ухо — так смерть, исходящая из его уст, принимает твой слух, и, приняв ядовитую закваску, вскисает от нее твое сердце.

Как смерть вошла в человека? Через слух. Слухом Ева восприняла слова змея. От него с тех пор и до сего дня входит в мир разрушение. Дьявол, конечно, может убить молчащего, но только тем, кто говорит. Кого он не может убить устами, убивает слухом. Спаситель запрещал бесам говорить, даже если они говорили истину.

И апостолы не слушали похвалы от бесов, чтобы отрава не входила в их чистый слух, который после этого станет принимать всякую ложь. Коварный враг всегда примешивает к истине ложь, чтобы ввести в обман простаков и повергнуть их в пропасть погибели. Змея ест сладкую траву, которая в ней превращается в смертоносный яд, и горе тому, кого она ужалит.

Даже из правды дьявол приготовляет ложь, подмешивая правду к яду своих заблуждений. В его сладких речах сильный убийственный яд, вводящий многих в заблуждение. Так Искариот лобзанием уст и смиренными словами прикрывал свое коварство, совершая предательство Владыки Сердцеведца. И если дьявол льстил даже Творцу, то разве он не будет обманывать тебя, бренного? Спаситель предал Себя на смерть, но не обратил слуха к голосу лжеца.

Он отверз уста и вкусил уксус, смешанный с желчью, но слух не преклонил к словам злодея. Он позволил предателю дать Ему лобзание, но не дал ответа на ложь. Можешь позволить лжецу поцеловать тебя, но не внимай ему твоим слухом. Его лобзание осудит его самого, а одобрение слов лжеца принесет тебе смерть. Ты поступишь правильно, если будешь отвращаться даже от запаха яда.

Почему ты бежишь прочь от едкого дыма, а речь лжеца слушаешь с удовольствием? Почему ты не выносишь вони, но сидишь рядом со злословящим? Ты свое тело должен ограждать от заразы. Ты хранишь его от блуда? Тогда пощади и свой язык от пересудов. Уста твои лгут и доносят, потому что не могут отделиться от тебя и пойти развратничать, — они и тебя увлекут в погибель. Если хоть один орган твоего тела грешит, то наказание постигнет тебя всего.

Солдат свое тело закрывает железным панцирем, но если защита хоть где — то разойдется и не защитит от стрелы, храбрец погибнет. То же самое, если слух превратится в открытую дверь, готовую принять всякое зло: он примет в себя страшную неминуемую гибель. Дверь слуха велика, потому и смерть в мире вошла через слух — она истребила целые поколения людей и все еще не насытилась. Затвори свои уши запорами и ставнями, чтобы не вошло в них осуждение. Нельзя недооценивать злословие — это, мол, нечто совершенно ничтожное и не совсем вредное.

Мариам покрылась проказою, как снегом, сказав только одно слово (Чис 12, 1; Втор 24, 9). И если пророчица была столь сурово наказана за невоздержанный язык, то насколько больше мы повинны каре за наши бесконечные злословия? Мариам — то говорила правду, но она не была принята, потому что она высказала ее с осуждением. Даже если кто — то злословит кого — то правдиво, его правда наполнена нечестием. Или изобличи человека по всей правде, или вообще ничего о нем не говори. Правда обращается в ничто, если к ней примешать злостную ложь. Нельзя же есть пищу, если в ней окажется хотя бы капля яда.

То, что было явно, открывает нам неявное: так, Мариам становится для нас примером, показывающим истину. Ее тело на глазах у всех покрылось проказой, потому что она согрешила тайно, хотя и от всей души. Проявившаяся болезнь позволила всем увидеть, какой вред бывает от тайны. Проказа отвратительна, и поняли все, сколь злостно и мерзостно осуждать человека даже тайно. Вид тела стал зеркалом души, внутри незримой. Тление плоти показало, как растленно сердце, любящее злословить. По внешнему виду можно судить о внутреннем состоянии человека и его страданиях.

Как она отошла от своего брата, так и ее тело перестало ей служить, чтобы она узнала, сколь великое благо — единство в любви. Руки и ноги не слушались ее, потому что она проявила непослушание брату. Строптивость тела должна была заставить ее подумать, как обрести мир и единомыслие с ближним.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *