Почему Дмитрий донской?

Государственное бюджетное учреждение культуры «Биробиджанская областная универсальная научная библиотека им. Шолом-Алейхема»

Информационно-библиографический отдел

«Куликовская битва»

Рекомендательный список литературы

Биробиджан, 2010

Сегодня в России отмечается 630-летняя годовщина Куликовской битвы. Куликовская битва имела место 8 сентября (по новому стилю — 21 сентября) 1380 г. Тогда русские войска под командованием москов­ского князя Дмитрия Донского встретились на Куликовом поле с войском татарского хана Мамая. Впервые со времени начала татаро-монгольского ига в середине XIII в. русские войска одержали крупную победу над татарским войском. Благословил русское войско один из самых почитаемых на Руси святых — Сергий Радонежский.

Куликовская битва считается началом освобождения Руси от та­таро-монгольского ига, которое за­вершилось ровно век спустя. В то же время многие историки счита­ют её битвой в рамках гражданской войны, ссылаясь на то, что и рус­ские, и татары входили в оба про­тивоборствующих войска.

В русской церковной истории победа на Куликовом поле стала со временем чествоваться одновре­менно с праздником Рождества Пресвятой Богородицы, отмечае­мом ежегодно 21 сентября (8 сен­тября по старому стилю).

Читальный зал

63.3(2)42

Б 825 Борисов, Н.С. Сергий Радонежский / Н.С. Борисов. — 3-е изд. — М., 2004. — 297 с., л. ил.

63.3(2)-8

К 218 Каргалов, В.В. Исторические порт­реты: Святослав, Дмитрий Донской / В.В. Каргалов. — М., 2004. — 508 с.

83.3(2Рос-Рус)3

К 903 Куликовская битва в литературе и искусстве : / отв. ред. А.Н. Робинсон. — М., 1980. — 287 с. : ил.

84(2Рос-Рус)3я43

П 159 Памятники Куликовского цикла / гл. ред. Б.А. Рыбаков ; ред. В.А. Кучкин ; сост. А.А. Зимин и др. — СПб., 1998. — 412 с.

9(с)13

Ф 33 Федоров, Б.В. Куликовская битва / Б.В. Федоров. — М. : ОГИЗ : Госполитиздат, 1939. — 64 с. : ил.

63.3(2Рос)

Г 314 Геллер, М.Я. Монгольское иго // История Российской империи. Том 1. / М.Я. Геллер — М., 1997. — С. 69-141.

63.3(2)я7

К 218 Каргалов, В.В. Куликовская битва на Дону и новые ордынские «рати» // Русь и кочевники /В.В. Каргалов. — М., 2008. — С. 274-452. : ил.

63.3(0)62

63.3(2Рос)я73

В 273 Петров, А.Е. Дмитрий Донской // Великие государственные деятели России. / А.Е. Петров. — М., 1996. — С. 77-102.

С 901 Сурмина, И.О. Куликовская битва // Открытые уроки истории. 8 классы / И.О. Сурмина, Н.И. Шильнова. — Ростов-н/Д, 2008. — С. 74-79.

***

Бондаренко, А. Что знаем мы про «поле Куликово»? : / А. Бондаренко // Красная звезда. — 2001. — 3 март. — С. 5.

Верба, И. Нашествие монголо-татар на Русь : / И. Верба // История.

— 2002. — № 27-28 (16-31 июля). — С. 8.

Галеев, К. Ксенофобия или патриотизм? / К. Галеев // Классное руководство и воспита­ние школьников. — 2008. — № 14 (16-31 июля).

— С. 33-39.

Горелик, М. Мифы и быль Куликова поля: / М. Горелик // Техника — молодё­жи. — 2005. — № 11. — С. 26-29.

Колосов, Д. Парадоксальная победа : / Д. Ко-

Д. Колосов // Наука и жизнь. — 2005. — № 12. -С. 88-98.

Наумов, А. Куликово поле : / А. Наумов // Москва. — 2005.

— № 9. — С. 199-203.

Петров, А. Куликовская битва — на месте! : / А. Петров // Родина. — 1999. -№ 10. — С. 41.

Петров, А. Туман над полем Куликовым : / А. Петров // Вокруг света.

— 2006. — № 9. — С. 58-70.

Чиняков, М. Мамаево побоище : / М. Чиняков // Основы безопасности жизни. — 2005. — № 8. -С. 22-25.

Абонемент

84(2Рос=Рус)6-4

В 646 Возовиков, В.С. Поле Куликово : / В.С. Возовиков. — М., 2004. — 573 с. : ил.

Куликовская битва. 1380 г.

Схема Куликовской битвы 8 сентября 1380 г.

Куликовская битва (Мамаево побоище), сражение между объединённым русским войском во главе с московским великим князем Дмитрием Ивановичем и войском темника Золотой Орды Мамая, состоявшееся 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле (исторической местности между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча на юго-востоке Тульской области.

Усиление Московского княжества в 60-е годы XIV в. и объединение вокруг него остальных земель Северо-Восточной Руси шло практически одновременно с усилением власти темника Мамая в Золотой Орде. Женатый на дочери золотоордынского хана Бердибека, он получил титул эмира и стал вершителем судеб той части Орды, которая располагалась к западу от Волги до Днепра и на степных просторах Крыма и Предкавказья.

Ополчение великого князя Дмитрия Ивановича в 1380 г. Лубок XVII в.

В 1374 г. московский князь Дмитрий Иванович, обладавший ярлыком и на великое княжество Владимирское, отказался платить дань Золотой Орде. Тогда хан в 1375 г. передал ярлык на великое княжение Твери. Но против Михаила Тверского выступила фактически вся Северо-Восточная Русь. Московский князь организовал военный поход на Тверское княжество, к которому присоединились ярославские, ростовские, суздальские и полки других княжеств. Дмитрия поддержал и Новгород Великий. Тверь капитулировала. По заключенному договору владимирский стол признавался «отчиной» московских князей, а Михаил Тверской становился вассалом Дмитрия.

Однако честолюбивый Мамай продолжал рассматривать разгром вышедшего из подчинения Московского княжества как главный фактор усиления собственных позиций в Орде. В 1376 г. перешедший на службу к Мамаю хан Синей Орды Араб-шах Муззаффар (Арапша русских летописей) разорил Новосильское княжество, однако вернулся назад, избегая сражения с вышедшим за Окский рубеж московским войском. В 1377 г. он же на р. Пьяна разгромил не московско-суздальское войско. Посланные против ордынцев воеводы проявили беспечность, за что и поплатились: «А князья их, и бояре, и вельможи, и воеводы, утешающеся и веселящеся, пиюще и ловы деюще, мнящеся дом суще», а затем разорил Нижегородское и Рязанское княжества.

В 1378 г. Мамай, стремясь заставить вновь платить дань, направил на Русь войско во главе с мурзой Бегичем. Выступившие навстречу русские полки вел сам Дмитрий Иванович. Сражение произошло 11 августа 1378 г. в Рязанской земле, на притоке Оки р. Воже. Ордынцы были наголову разбиты и бежали. Сражение на Воже показало возросшую мощь Русского государства, складывающегося вокруг Москвы.

К участию в новом походе Мамай привлек вооруженные отряды из покоренных народов Поволжья и Северного Кавказа, в его войске были также тяжеловооруженные пехотинцы из генуэзских колоний в Крыму. Союзниками Орды выступили великий литовский князь Ягайло и князь рязанский Олег Иванович. Однако союзники эти были себе на уме: Ягайло не хотел усиления ни ордынской, ни русской стороны, и в итоге на поле сражения его войска так и не появились; Олег Рязанский пошел на союз с Мамаем, опасаясь за судьбу своего пограничного княжества, но он же первым сообщил Дмитрию о продвижении ордынских войск и не участвовал в битве.

Летом 1380 г. Мамай начал поход. Недалеко от места впадения реки Воронеж в Дон ордынцы разбили свои станы и, кочуя, ожидали вестей от Ягайло и Олега.

В грозный час опасности, нависшей над русской землей, князь Дмитрий проявил исключительную энергию в организации отпора Золотой Орде. По его призыву стали собираться воинские отряды, ополчения крестьян и горожан. Вся Русь поднялась на борьбу с врагом. Сбор русских войск был назначен в Коломне, куда из Москвы выступило ядро русского войска. По разным дорогам отдельно шёл двор самого Дмитрия, полки его двоюродного брата Владимира Андреевича Серпуховского и полки белозерских, ярославских и ростовских князей. Двигались на соединение с войсками Дмитрия Ивановича и полки братьев Ольгердовичей (Андрея Полоцкого и Дмитрия Брянского, братьев Ягайло). В составе войска братьев находились литовцы, белорусы и украинцы; горожане Полоцка, Друцка, Брянска и Пскова.

После прихода ратей в Коломну был проведен смотр. Собранное войско на Девичьем поле поражало своей многочисленностью. Сбор ратей в Коломне имел не только военное, но и политическое значение. Рязанский князь Олег окончательно избавился от колебаний и отказался от мысли присоединиться к войскам Мамая и Ягайло. В Коломне был сформирован походный боевой порядок: князь Дмитрий возглавил Большой полк; серпуховский князь Владимир Андреевич с ярославцами – полк Правой руки; в полк Левой руки был назначен командующим Глеб Брянский; Передовой полк составили коломенцы.

Святой Сергий Радонежский благословляет святого князя Димитрия Донского.
Художник С.Б. Симаков. 1988 г.

20 августа русское войско отправилось из Коломны в поход: важно было как можно скорее преградить путь ордам Мамая. Накануне похода Дмитрий Иванович посетил Сергия Радонежского в Троицком монастыре. После беседы князь и игумен вышли к народу. Осенив князя крестным знамением, Сергий воскликнул: «Пойди, господине, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет ти помощник и заступник». Благословляя князя, Сергий предрек ему победу, хотя и дорогой ценой, и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.

Весь поход русской рати к Оке был проведен в относительно короткий срок. Расстояние от Москвы до Коломны, около 100 км, войска прошли за 4 дня. К устью Лопасни они прибыли 26 августа. Впереди находилось сторожевое охранение, которое имело задачу обезопасить главные силы от внезапного нападения врага.

30 августа русские войска начали переправу через Оку у селения Прилуки. Окольничий Тимофей Вельяминов с отрядом осуществлял контроль за переправой, ожидая подход пешей рати. 4 сентября в 30 км от реки Дон в урочище Березуй к русскому войску присоединились союзные полки Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. Еще раз было уточнено местонахождение ордынского войска, которое в ожидании подхода союзников кочевало у Кузьминой гати.

Движение русского войска от устья Лопасни на запад имело целью не дать возможности соединиться литовскому войску Ягайло с силами Мамая. В свою очередь Ягайло, узнав о маршруте и численности русских войск, не торопился на соединение с монголо-татарами, топтался в районе Одоева. Русское командование, получив эти сведения, решительно направило войска к Дону, стремясь упредить соединение частей противников и нанести удар по монголо-татарской орде. 5 сентября конница русских вышла к устью Непрядвы, о чем Мамай узнал только на следующие сутки.

Чтобы выработать план дальнейших действий 6 сентября князь Дмитрий Иванович созвал военный совет. Голоса участников совета разделились. Одни предлагали идти за Дон и на южном берегу реки сразиться с противником. Другие советовали оставаться на северном берегу Дона и ждать нападения врага. Окончательное решение зависело от великого князя. Дмитрий Иванович произнес следующие знаменательные слова: «Братья! Лучше честная смерть, чем злая жизнь. Лучше было не выходить против врага, чем, прийдя и ничего не сделав, возвратиться обратно. Перейдем сегодня все за Дон и там положим головы свои за православную веру и братью нашу». Великий князь Владимирский предпочел наступательные действия, которые позволяли удерживать инициативу, что имело важное значение не только в стратегии (бить противника по частям), но и в тактике (выбор места боя и неожиданность удара по войску врага). После совета вечером князь Дмитрий и воевода Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский переехали за Дон и осмотрели местность.

Местность, избранная князем Дмитрием для сражения, носила название Куликова поля. С трех сторон – запада, севера и востока она была ограничена реками Доном и Непрядвой, изрезана оврагами и мелкими речками. Правое крыло строящейся в боевой порядок русской рати прикрывали речки, впадающие в Непрядву (Верхний, Средний и Нижний Дубики); левое – довольно мелководная речушка Смолка, впадающая в Дон, и высохшие русла ручейков (балки с пологими склонами). Но этот недостаток рельефа местности компенсировался – за Смолкой высился лес, в котором можно было поставить общий резерв, охранявший броды через Дон и усиливавший боевой порядок крыла. По фронту русская позиция имела протяженность свыше восьми километров (некоторые авторы ее значительно уменьшают и затем подвергают сомнению многочисленность войск). Однако местность, удобная для действия конницы противника, ограничивалась четырьмя километрами и находилась в центре позиции – около сходящихся верховьев Нижнего Дубика и Смолки. Войско Мамая, имея преимущество в развертывании по фронту свыше 12 километров, могло атаковать конницей русские боевые порядки только на этом ограниченном участке, что исключало маневр конными массами.

В ночь на 7 сентября 1380 г. началась переправа главных сил. Пешие войска и обозы переходили через Дон по наведенным мостам, конница – вброд. Переправа совершалась под прикрытием сильных сторожевых отрядов.

Утро на поле Куликовом. Художник А.П. Бубнов. 1943–1947.

По сообщению сторожи Семена Мелика и Петра Горского, имевшей 7 сентября схватку с разведкой противника, стало известно, что основные силы Мамая находятся на расстоянии одного перехода и к утру следующего дня их следует ожидать у Дона. Поэтому, чтобы Мамай не упредил русскую рать, уже утром 8 сентября войско Руси под прикрытием Сторожевого полка приняло боевой порядок. На правом фланге, примыкавшем к обрывистым берегам Нижнего Дубика, встал полк Правой руки, в составе которого находилась дружина Андрея Ольгердовича. В центре расположились дружины Большого полка. Им командовал московский окольничий Тимофей Вельяминов. На левом фланге, прикрывшись с востока рекой Смолкой, построился полк Левой руки князя Василия Ярославского. Впереди Большого полка находился Передовой полк. За левым флангом Большого полка был скрытно расположен резервный отряд, который командовал Дмитрий Ольгердович. За полком Левой руки в лесном массиве Зеленая Дубрава Дмитрий Иванович поставил отборный отряд конницы из 10–16 тыс. человек – Засадный полк, возглавляемый князем Владимиром Андреевичем Серпуховским и опытным воеводой Дмитрием Михайловичем Боброком-Волынским.

Куликовская битва. Художник А. Ивон. 1850 г.

Такое построение было избрано с учетом местности и способа борьбы, который применяли золотоордынцы. Их излюбленным приемом являлся охват конными отрядами одного или обоих флангов противника с последующим выходом в его тыл. Русское войско заняло позицию, надежно прикрывавшуюся с флангов естественными препятствиями. По условиям местности противник мог атаковать русских лишь с фронта, что лишило его возможности использовать свое численное превосходство и применять обычный тактический прием. Численность русского войска, построенного в боевой порядок, достигала 50–60 тыс. человек.

Войско Мамая, подошедшее утром 8 сентября и остановившееся в 7–8 километрах от русских, насчитывало около 90-100 тыс. человек. Оно состояло из авангарда (легкая конница), главных сил (в центре находилась наёмная генуэзская пехота, а по флангам – тяжелая конница, развернутая в две линии) и резерва. Перед лагерем ордынцев рассыпались легкие отряды разведки и охранения. Замысел противника состоял в том, чтобы охватить рус. армию с обоих флангов, а затем окружить её и уничтожить. Основная роль в решении этой задачи отводилась мощным конным группировкам, сосредоточенным на флангах ордынского войска. Однако Мамай не спешил вступать в сражение, все еще надеясь на подход Ягайло.

Но Дмитрий Иванович решил втянуть войско Мамая в сражение и повелел полкам своим выступать. Великий князь снял свой доспех, передал его боярину Михаилу Бренку, а сам облачился в простой доспех, но не уступавший по своим защитным свойствам княжескому. В Большом полку было поставлено великокняжеское темно-красное (черемное) знамя – символ чести и славы объединенного русского войска. Оно было вручено Бренку.

Поединок Пересвета с Челубеем. Художник. В.М. Васнецов. 1914 г.

Битва началась около 12 часов. При сближении главных сил сторон произошел поединок русского воина инока Александра Пересвета с монгольским богатырем Челубеем (Темир-мурзой). Как гласит народное предание, Пересвет выехал без защитного доспеха, с одним копьем. Челубей был при полном вооружении. Воины разогнали коней и ударили в копья. Мощный одновременный удар – Челубей рухнул замертво головой к ордынскому войску, что было плохой приметой. Пере-свет несколько мгновений держался в седле и также пал на землю, но головой к противнику. Так народная легенда предопределила исход битвы за правое дело. После поединка разгорелась ожесточенная сеча. Как пишет летопись: «Сила велика татарская борзо с шоломяни грядуще и ту пакы, не поступающе, сташа, ибо несть места, где им разступитися; и тако сташа, копиа закладше, стена у стены, каждо их на плещи предних своих имуще, предние краче, а задние должае. А князь велики такоже с великою своею силою русскою з другого шоломяни поиде противу им».

В течение трех часов войско Мамая безуспешно пыталось прорвать центр и правое крыло русской рати. 3десь натиск ордынских войск был отбит. Активно действовал отряд Андрея Ольгердовича. Он неоднократно переходил в контратаку, помогая полкам центра сдерживать натиск врага.

Тогда главные усилия Мамай сосредоточил против полка Левой руки. В ожесточенной схватке с превосходящим противником полк понес большие потери и стал отходить. В сражение был введен резервный отряд Дмитрия Ольгердовича. Воины заступали на место павших, стремясь сдержать натиск врага, и только их гибель позволяла монгольской коннице продвигаться вперед. Воины Засадного полка, видя трудное положение своих ратных побратимов, рвались в бой. Владимир Андреевич Серпуховской, который командовал полком, решил вступить в сражение, но его советник – опытный воевода Боброк удерживал князя. Мамаева конница, тесня левое крыло и прорывая боевой порядок русской рати, стала выходить в тыл Большого полка. Ордынцы, подкрепленные свежими силами из резерва Мамая, минуя Зеленую Дубраву, набросилась на воинов Большого полка.

Наступил решающий момент битвы. Во фланг и тыл прорвавшейся золотоордынской конницы ринулся Засадный полк, о существовании которого Мамай не знал. Удар Засадного полка явился полной неожиданностью для татар. «В великий страх и ужас впадоша нечестивии… и возкликнуша, глаголюше: «Увы нам! …христиане упремудрили над нами, лутчиа и удалыа князи и воеводы втаю оставиша и на нас неутомлены уготовиша; наши же рукы ослабеша, и плещи усташа, и колени оцепенеша, и кони наши утомлени суть зело, и оружиа наша изринушася; и кто может против их стати?…». Используя наметившийся успех, перешли в наступление и другие полки. Враг обратился в бегство. Дружины русских преследовали его на протяжении 30–40 километров – до реки Красивая Меча, где были захвачены обоз и богатые трофеи. Войско Мамая было разгромлено полностью. Оно практически перестало существовать.

Вернувшись из погони, Владимир Андреевич стал собирать войско. Сам великий князь был контужен и сбит с коня, но смог добраться до леса, где и был найден после битвы под срубленной берёзой в бессознательном состоянии. Но и русская рать понесла большие потери, что составило около 20 тыс. человек.

Восемь дней русское войско собирало и хоронило убитых воинов, а затем двинулось к Коломне. 28 сентября победители вступили в Москву, где их ожидало все население города. Битва на Куликовом поле имела огромное значение в борьбе русского народа за освобождение от чужеземного ига. Она серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Весть о том, что «Русь великая одолела Мамая на поле Куликовом», быстро разнеслась по всей стране и далеко за ее пределы. За выдающуюся победу народ прозвал великого князя Дмитрия Ивановича «Донским», а его двоюродный брат, серпуховский князь Владимир Андреевич – прозвище «Храбрый».

Отряды Ягайло, не дойдя до Куликова поля 30-40 километров и узнав о победе русских, скорым маршем вернулись в Литву. Союзник Мамая не пожелал рисковать, поскольку в его войске находилось немало славянских отрядов. В рати Дмитрия Ивановича присутствовали видные представители литовских воинов, которые имели сторонников в войске Ягайло, и те могли перейти на сторону русских войск. Все это вынудило Ягайло быть максимально осторожным в принятии решений.

Мамай же, бросив свое разбитое войско, с горсткой соратников бежал в Кафу (Феодосия), где был убит. Власть в Орде захватил хан Тохтамыш. Он потребовал от Руси возобновления выплаты дани, утверждая, что в Куликовской битве поражение потерпела не Золотая Орда, а узурпатор власти – темник Мамай. Дмитрий ответил отказом. Тогда в 1382 г. Тохтамыш предпринял карательный поход на Русь, хитростью захватил и сжег Москву. Безжалостному разорению подверглись также крупнейшие города Московской земли – Дмитров, Можайск и Переяславль, а затем ордынцы прошли огнем и мечом по рязанским землям. В результате этого набега ордынское владычество над Русью было восстановлено.

Дмитрий Донской на Куликовом поле. Художник В.К. Сазонов. 1824.

По своим масштабам Куликовская битва не имеет себе равных в средневековье и занимает видное место в истории военного искусства. Стратегия и тактика, примененные в Куликовской битве Дмитрием Донским, превосходили стратегию и тактику врага, отличались наступательным характером, активностью и целеустремленностью действий. Глубокая, хорошо организованная разведка позволила принимать верные решения и совершить образцовый марш-маневр к Дону. Дмитрий Донской сумел правильно оценить и использовать условия местности. Он учел тактику противника, раскрыл его замысел.

Погребение павших воинов после Куликовской битвы.
1380 г. Лицевой летописный свод XVI в.

Исходя из условий местности и применяемых Мамаем тактических приемов, Дмитрий Иванович рационально расположил на Куликовом поле имевшиеся в его распоряжении силы, создал общий и частный резерв, продумал вопросы взаимодействия полков. Получила дальнейшее развитие тактика русского войска. Наличие в боевом порядке общего резерва (Засадного полка) и его умелое применение, выразившееся в удачном выборе момента ввода в действие, предопределили исход битвы в пользу русских.

Оценивая итоги Куликовской битвы и предшествующую ей деятельность Дмитрия Донского ряд современных ученых, наиболее полно изучивших данный вопрос, не считают, что московский князь ставил перед собой цель возглавить антиордынскую борьбу в широком понятии этого слова, а лишь выступил против Мамая, как узурпатора власти в Золотой Орде. Так, А.А. Горский пишет: «Открытое не­подчинение Орде, переросшее в вооружен­ную борьбу с ней, произошло в период, ко­гда власть там попала в руки нелегитимного правителя (Мамая). С восстановлением «законной» власти была предпринята по­пытка ограничиться чисто номинальным, без уплаты дани, признанием верховенства «царя», но военное поражение 1382 года ее сорвало. Тем не менее отношение к ино­земной власти изменилось: стало очевид­ным, что при определенных условиях воз­можно ее непризнание и успешное воен­ное противостояние Орде». Поэтому, как отмечают другие исследователи, несмотря на то, что выс­тупления против Орды происходят еще в рамках прежних представлений об отношениях между русскими князьями – «улусниками» и ордынскими «царями», «Куликовская битва, несомненно, стала поворотным пунктом в становлении нового самосознания русских людей», а «победа на Куликовом поле закрепила за Москвой значение организатора и идеологического центра воссоединения восточнославянских земель, показав, что путь к их государственно-политическому единству был единственным путём и к их освобождению от чужеземного господства».

Памятник-колонна, изготовленный по проекту А. П. Брюллова на заводе Ч. Берда.
Установленный на Куликовом поле в 1852 г. по инициативе первого исследователя
битвы обер-прокурора Священного Синода С. Д. Нечаева.

Времена ордынских нашествий уходили в прошлое. Стало ясно, что на Руси есть силы, способные противостоять Орде. Победа способствовала дальнейшему росту и укреплению Русского централизованного государства и подняла роль Москвы как центра объединения.

21 сентября (8 сентября по юлианскому календарю) в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» является Днём воинской славы России — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве.

Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. ПСРЛ. Т. XI. Спб., 1897. С. 27.

Цит. по: Борисов Н.С. И свеча бы не угасала… Исторический портрет Сергия Радонежского. М., 1990. С.222.

Никоновская летопись. ПСРЛ. Т. XI. С. 56.

Кирпичников А.Н. Куликовская битва. Л., 1980. С. 105.

См.: Скрынников Р.Г. Куликовская битва // Куликовская битва в истории культуры нашей Родины. М., 1983. С. 53-54.

Никоновская летопись. ПСРЛ. Т. XI. С. 60.

Там же. С. 61.

См.: Сказание о Мамаевом побоище //Воинские повести Древней Руси. Л., 1986. С. 232.

Горский А.А. Москва и Орда. М. 2000. С. 188.

Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.). М. 2000. С. 312.

Шабульдо Ф.М. Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского. Киев, 1987. С. 131.

Юрий Алексеев, старший научный сотрудник
Научно-исследовательского института военной истории
Военной академии Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации

Кто такой Дмитрий Донской? Он – великий князь, добившийся независимости Московского княжества и расширивший её территорию до невиданных прежде размеров. При нём другие княжества (в первую очередь великое Владимирское, а также Дмитров, Углич, Переяслав, Белоозёр, Галич) перешли под власть Москвы, что трудно было раньше даже представить. Также Москва обогатилась за счёт костромских, стародубских, чухломских и северных коми-зырянских земель, и возвысилась окончательно.

Достижения Российской империи немыслимы без вклада Дмитрия Донского, пусть он жил намного раньше тех времён. Ведь именно Дмитрий начал политику объединения России. Поэтому его помнят и любят. Дмитрий Донской вывел российские земли из-под власти орды и не допустил к ним Литву, хотя стать марионеточным правителем ему, возможно, было бы проще и жизнь была бы легче.

Но истинный воин плывёт против течения. Так и Дмитрий. Он боролся против обстоятельств или оборачивал их себе на пользу. Итог – мы имеем на данный момент не кучку раздробленных стран, не территории, подчинённые другим странам, а страну-Россию, которая сильна и независима. И даже экономическая изоляция не способна пошатнуть её позиции и политический курс. Это дорогого стоит.

Ещё одно достижение – строительство белокаменного Московского Кремля. Теперь это – подлинное украшение столицы и достопримечательность, не считая других его функций. Также при Дмитрии Донском были возведены монастыри-крепости для оборонных функций.

Но главное достижение, благодаря которому Дмитрия помнят до сих пор – это победа на Куликовском поле, где были разгромлены войска Золотой Орды. Это настолько мощная и настолько значимая победа, что её помнят до сих пор, спустя целых 600 лет. Помнят и делают произведения искусства по мотивам хроник сражения.

Все эти победы, однако, дорого обошлись стране. Владения Дмитрия Донского были фактически разорены. Причина этому и переход их от рук в руки, и злодеяния внешних врагов, и распри русских в битве за власть и богатство. Ходила чума, косила людей, да так страшно, что в Смоленске осталось в живых всего пять человек, и они покинули этот город, полный трупов.

Была и аномальная солнечная активность. Из-за этого – пожары, засухи, голод. Николай Костомаров пишет, что правление Дмитрия Донского было одной из самых несчастливых эпох в истории России, и бесчисленные опустошения следовали непрерывно. Опустошения громадные.

И тем не менее Дмитрий Донской с 1988 года почитается как святой, а день его и его жены празднуется каждый год, начиная с 2015 года. Праздник этот 1 июня. У Дмитрия Донского была только одна жена, Евдокия, и родилось у них 12 детей. Когда дети выросли, то стали князьями, жёнами князей, а Иван Дмитриевич постригся в монахи и принял имя Иоасаф.

Дмитрий Донской – историческая личность, великий князь и великий человек. Он объединил страну и дал ей толчок к развитию.

Когда и где произошла Куликовская битва?

Сражение состоялось (8) 16 сентября 1380 года на Куликовом поле близ устья Дона и Непрядвы, и началось оно поединком русского воина инока Пересвета с монгольским богатырем Челубеем, в котором погибли оба. Далее разгорелась ожесточенная битва. Бой был затяжной и долгий. Летописцы указывали, что кони уже не могли не ступать по трупам, так как не было чистого места. Лично князь Дмитрий Иванович сражался в первых рядах своих войск. Враг не выдержал напора и стал отходить, а затем пустился в бегство. Засадный полк преследовал татар до реки Красивой Мечи 50 вёрст, «избив» их «бесчисленное множество». Войско Мамая было полностью разгромлено.

Куликовская битва: сколько погибло

Летописцы сильно преувеличивают число погибших ордынцев, доводя их до 800 тыс. (что соответствует оценке всего войска Мамая) и даже до 1,5 млн человек. «Задонщина» говорит о бегстве Мамая сам-девять в Крым, то есть о гибели 8/9 всего войска в битве.

Ордынцам при виде удара засадного полка приписывается фраза «молодые с нами бились, а доблии (лучшие, старшие) сохранились». Сразу после битвы была поставлена задача пересчитать, «сколько у нас воевод нет и сколько молодых (служилых) людей». Московский боярин Михаил Александрович сделал печальный доклад о гибели около 500 бояр (40 московских, 40-50 серпуховских, 20 коломенских, 20 переяславских, 25 костромских, 35 владимирских, 50 суздальских, 50 нижегородских, 40 муромских, 30-34 ростовских, 20-23 дмитровских, 60-70 можайских, 30-60 звенигородских, 15 углицких, 20 галицких, 13-30 новгородских, 30 литовских, 70 рязанских), «а молодым людям (младшим дружинникам) и счёта нет; но только знаем, погибло у нас дружины всей 253 тысячи, а осталось у нас дружины 50 (40) тысяч». Также погибло несколько десятков князей. Среди погибших упоминаются Семён Михайлович и Дмитрий Монастырёв, о гибели которых известно также соответственно в битве на р. Пьяне в 1377 году и битве на р. Воже в 1378 году.

Куликовская битва: значение

Куликовская битва имела большое историческое значение в борьбе русского и других народов с монголо-татарским гнетом. Хотя она не привела к ликвидации татаро-монгольского ига на Руси, однако, на Куликовом поле был нанесен сильнейший удар по господству Золотой Орды, ускоривший ее последующий распад. Важным следствием Куликовской битвы было усиление роли Москвы в образовании Русского единого государства.

Куликовская битва: память на века

Память С 9 по 16 сентября хоронили убитых; на общей могиле воздвигнута была церковь, давно уже не существующая. Церковь узаконила совершать по убиенным поминовение в Дмитриеву родительскую субботу, «пока стоит Россия». Народ радовался победе и прозвал Дмитрия Донским, а Владимира Донским или Храбрым (по другой версии, великий московский князь Дмитрий Иванович получил почётное наименование Донской лишь при Иване Грозном).

В 1850 году на том месте, которое считалось Куликовым полем, по инициативе первого исследователя великой битвы обер-прокурора Священного Синода С. Д. Нечаева, был поставлен и торжественно открыт памятник-колонна, изготовленный на заводе Ч. Берда по проекту А. П. Брюллова. В 1880 торжественно отпразднован на самом поле, у с. Монастырщины, день 500-летней годовщины битвы.

Русская православная церковь празднует годовщину Куликовской битвы 21 сентября, так как 21 сентября по ныне действующему гражданскому григорианскому календарю соответствует 8 сентября по используемому РПЦ юлианскому календарю. В XIV веке григорианский календарь ещё не был введён (он появился в 1584 г.), поэтому события до 1584 г. на новый стиль не переводят. Однако Русская

Православная Церковь отмечает годовщину битвы именно 21 сентября, потому как в этот день празднуется Рождество Пресвятой Богородицы — по старому стилю именно 8 сентября (день битвы в XIV веке по Юлианскому календарю).

Источник: ГдеЭтотДом.РУ

Битва

Туманным утром 8 (21) сентября в субботу в день Рождества Пресвятой Богородицы русские полки начали разворачиваться в боевой порядок. Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», далеко вперед были выдвинуты отряды Сторожевого полка. Первую линию строя составлял Передовой полк. За ним стояла основная линия войск Дмитрия с Большим полком в центре и крыльями (полки Правой и Левой руки). За Большим полком, вероятно, располагался резерв. Предугадывая ход битвы, русские воеводы оставили в стороне от общей линии сильный общий резерв – Засадный полк. По последним научным данным русские войска выстроились, имея за спиной Дон и Непрядву, между балкой Рыбий Верх и рекой Смолкой, занимая фронт не более полутора километров. Склоны балки, речки и их отвершки были густо залесены. Таким образом, для наступления у Мамая оставался узкий водораздельный степной коридор, не дававший возможность ордынцам развернуться и применять излюбленные фланговые охваты.

К 6-му часу утра (около 11:00) ордынцы начали выстраивать свой фронт. Основу войска Мамая составляла конница. Однако источники говорят о том, что в случаях, когда не было возможности применить обходы вражеских сил с флангов, окружение, рассечение строя противника и разгром его по частям, а также когда сопротивление было стойким – ордынцы могли вести бой и в пешем строю. По легенде, битва началась с поединка татарина Челубея (Темир-бея) с Александром Пересветом. Затем в схватку вступили сторожевые отряды. Дмитрию Ивановичу приписывают участие в первом столкновении с ордынцами. После первых суимов (стычек) великий князь отъехал к Большому полку, чтобы руководить сражением.

Само сражение длилось три часа – с 6-го по 9-й час по древнерусскому счету времени. После схваток сторож ордынцы всей силой обрушились на Передовой полк, который практически полностью погиб, но ослабил наступательный порыв войск Мамая. Затем в бой вступили главные силы. Около двух часов русские полки сдерживали непрерывные атаки мамаевой конницы на узком и тесном пространстве «… от великой тесноты задыхахуся, яко немощно бе вместитися на поле Куликовом…». Примерно в половину первого дня «начаша одолевать погани». Согласно «Сказанию…», ордынцам удалось прорваться на левом фланге русских сил и выйти в тыл Большому полку. Московский князь был ранен. Создалась критическая ситуация полного окружения и уничтожения всей рати Дмитрия Ивановича.

В этот момент в бой вступил Засадный полк (о нем пишут «Задонщина» и «Сказание…»), который располагался недалеко от полка Левой руки в большом лесном массиве Зеленая Дубрава. Введение в сражение свежих русских сил коренным образом изменило ситуацию на поле боя. Среди ордынцев началась паника. Войска Мамая обратились в бегство. Преследование ордынцев возглавил Владимир Серпуховской. Оно длилось до темноты.

Разгром противника был полным, большинство ордынских воинов было убито в бою или во время бегства. Был захвачен стан Мамая со всем имуществом и стадами. Несколько дней русские воины хоронили павших и собирали трофеи. Затем 14 сентября поредевшее русское войско двинулось назад. Во время движения отдельные отряды войск Дмитрия подверглись нападениям со стороны рязанцев. В 20-х числах сентября воины подошли к Коломне. Здесь войско простояло несколько дней, а затем двинулось в Москву. 1 октября москвичи торжественно встречали героев Куликовской битвы.

В фольклоре

События 1380 года на Куликовом поле стали источником вдохновения для создания значительного количества фольклорных произведений. До сих пор отдельные природные и культурные объекты региона жители связывают с историческим сражением и его героями. Как правило, о каждом месте есть старинное предание. Исследователи начали записывать подобные рассказы еще в XIX веке.

Предания о местах, связанных с расположением и движением войск сохранились в некоторых деревнях и селах Куркинского и Кимовского районов Тульской области, в городе Данков Липецкой области. Они рассказывают о том, откуда на битву шли войска противников, о ставке Мамая на Красном холме.

Многочисленные предания говорят о захоронениях русских воинов. В с. Монастырщино, по легенде, был «древний погост, куда в течение нескольких дней, после победы над Мамаем, свозили убитых в войне русских воинов, которых хоронили по правому берегу Непрядвы, а над костями погребенных тогда же построили из дубов, близ лежавшей зеленой дубравы, деревянную церковь во имя Рождества Пресв. Богородицы».

Распространены предания о кровавых реках. Например, на хуторе Сабурове, в деревнях Курцы и Даниловка рассказывают, что во время Куликовской битвы реки текли кровью. В Шаховском говорят, что в районе Красного холма было что-то подобное котловану: «В этом вот катловане была вада дастаточна многа, очень красивые водились птицы… невыносимо какие… Там росло, на этом поле, очень красивый ковыль…много цветов было, очень красивых… А другая была лощиночка… щас ее запахали, там, бывалоча идем… там вода всегда была красная как кровь… До того насытилась».

Многочисленные предания говорят о захоронениях русских воинов. В с. Монастырщина, по легенде, был «древний погост, куда в течение нескольких дней, после победы над Мамаем, свозили убитых в войне русских воинов, которых хоронили по правому берегу Непрядвы, а над костями погребенных тогда же построили из дубов, близ лежавшей зеленой дубравы, деревянную церковь во имя Рождества Пресв. Богородицы». Другое предание рассказывает, что в Лебедянском районе, в д. Мамоново (ныне не существует), стоит памятник на кургане, под которым похоронены русские воины, павшие во время преследования Мамая. В д. Курцы сохранилась легенда, что близ дороги в село Куликовка есть «Большая лощина», в которой находится «Курган» – братская могила русских воинов, павших в Куликовской битве. Считается, что в районе Хворостянки, в лощине, недалеко от Зеленой Дубравы, было братское захоронение воинов, павших в 1380 году (впервые упоминается в 1851).

Отдельную группу составляют предания о кладах. В с. Орловка, д. Ляпуновка и д. Хитровские Прудки рассказывают, что где-то Мамай то ли зарыл, то ли утопил свои сокровища.

Много преданий о Куликовской битве хранят жители Епифани. Здесь рассказывают, что Успенская церковь построена в XVIII веке в честь воинов, погибших на Куликовом поле, и построена якобы на захороненных останках погибших воинов. Известен также рассказ: «Епифан – местный житель… Литовцы дошли, Епифан начал их поить-кормить. Пьют-гуляют… Вот они тут три дня прогуляли, пока Куликовская битва закончилась. И они этого Епифана повесили, за то, что он их задержал». В XIX – начале XX века наиболее популярной была версия, что Епифань получила имя от некоего Епифана Кореева, «известного в истории как главного посредника измены рязанского князя Олега Димитрию Ивановичу Донскому». С давних пор в Епифани бытует и другое предание о походе литовцев на Куликово поле: «…спешила на войну Литва, и в рядах ее больших обозов скрытою в повозке везена была икона Святого Чудотворца Николая. Перешедши Дон, Литва остановилась для отдыха в Епифани… После отдыха литвяне хотели поспешить на Куликово поле, но повозка с иконою стала неподвижна. Как ни били волов, повозка оставалась неподвижною; на место волов впрягали было лошадей, но и лошади не двигались с места, как бы вкопанные в землю… Литвяне принуждены были оставить икону Епифану с его людьми, а сами поспешно бежали тою дорогою, по которой пришли».

Сохранилось предание о городище на р. Мокрая Табола. Считается, что здесь была братская могила русских воинов, павших в Куликовской битве, рассказывают, что там нашли 12 павших воинов. К этому же «Городку» относится и название «Мамаев курган». Существует также предание, что в этом месте был рязанский город Дорожен, через который проходила большая дорога из г. Березуй, находившегося близ г. Венев, в г. Данков. Московские войска, проходя здесь в 1380 г., занимали это городище, чтобы, в случае отступления от полчищ Мамая, иметь опору в укрепленном городе. В Татинках рассказывают, что «от Татинок войска Дмитрия Донского шли к Куликовому полю. На месте, где стоит столб, был ковчег Мамая – золото, стан», а «после битвы остались пленные (татары) в Монастырщине. Монастырские ни с кем не смешивались, их зовут «татары». В д. Владимировка рассказывают, что слобода Тычок названа так потому, что «тут была последняя стычка с татарами после битвы (Куликовской), когда они тут бегли». Окрестное население считает, что жители Малевки – потомки татар, а само село возникло сразу после Куликовской битвы.

Предания о камнях занимают большое место в местном фольклоре. Одно из самых известных рассказывают в Монастырщине и Богдановке. В лощине Рыбий верх есть два камня. Там, якобы, нашли раненого Дмитрия Донского. Один «камень большой… Там Дмитрий Донской оставил руку и ногу… И до сих пор этот камень лежит, там его отпечатки остались…». В этой лощине действительно существуют два камня-следовика, на одном из которых хорошо читается «отпечаток» пальцев гигантской руки.

Отдельные предания о храмах и монастырях также связаны с Мамаевым побоищем. В Никитском рассказывают, что самая старая церковь села стоит со времен Куликовской битвы. В с. Непрядва говорят, что «церковь… построена после этого… после того, как татаров разбили…». В XIX – начале XX века среди прихожан храма св. Михаила Архангела в с. Красные Буйцы пользовалась почитанием икона Божьей Матери. По преданию, эта икона была написана после Куликовской битвы в память заступничества Божьей Матери за русских воинов во время битвы.

Существует предание о Дмитриевском монастыре (Рязанская область, Скопинский район), что основал его великий князь Дмитрий Иванович по дороге с Куликова поля в месте, где праздновал победу и куда его пришли поздравить с ней рязанские бояре. В этом монастыре вплоть до революции 1917 года хранилась как реликвия так называемая «Пересветова дубинка» – якобы, дорожный посох Александра Пересвета, который он оставил, направляясь на Куликовскую битву, проживавшему на Дмитровской горе отшельнику. Ныне посох экспонируется в Рязанском кремле.

Значительная часть топонимов связывает местное население с Куликовской битвой. По одному из преданий, название села Себино происходит «от татарского князя Сабина (или хана Себана). Ему Дмитрий Донской дал здесь вотчину». В XIX веке название с. Монастырщино связывали с монастырем, якобы основанным на этом месте самим Дмитрием Донским. В это же время считалось, что д. Оболенщина (ныне не существует), которая находилась на берегу р. Смолка, названа по имени князя Семена Константиновича Оболенского, потому что находилась на месте, где он сражался. Название хутора Сабуров связывали с именем героя Куликовской битвы: «Федор Сабуров и Григорий Холопищев нашли Дмитрия Донского в роще… Сабуров получил долю за Красным Холмом, где и теперь есть селение его имени». По преданию, название с. Красные Буйцы произошло «со времени Куликовской битвы, когда на этой местности находились будто бы красные или хорошие бойцы Великого Князя Дмитрия Донского». В Скопинском районе Рязанской области существуют предания о том, что с. Победное и пос. Побединка названы так потому, что недалеко от них Дмитрий Донской дал отдых войскам, чтобы отпраздновать победу над Ордой на Куликовом поле. С Куликовской битвой связано также название с. Секирово. А с. Дмитриево названо якобы по имени великого князя Московского. В том же районе существует предание о связи названия с. Вослебово с героем Куликовской битвы Андреем (Родионом) Ослябей.

21 сентября в нашей стране отмечается День воинской славы России — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год). Он учрежден Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России».

Страшные бедствия принесло татаро-монгольское иго на русскую землю. Но во второй половине 14 века начался распад Золотой Орды, где фактическим правителем стал один из старших эмиров — Мамай. В то же время на Руси шел процесс образования сильного централизованного государства путем объединения русских земель под властью Московского княжества. Усиление Московского княжества встревожило Мамая. В 1378 году он послал на Русь сильное войско под командованием мурзы Бегича. Войско князя Московского Дмитрия Ивановича встретило ордынцев на реке Воже и наголову разбило их. Мамай, узнав о поражении Бегича, стал готовиться к большому походу на Русь. Он вступил в союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом. Летом 1380 года Мамай начал поход. (8) 16 сентября 1380 года недалеко от места впадения реки Непрядва в Дон разгорелась ожесточенная битва. Лично Дмитрий Иванович сражался в первых рядах своих войск. Враг не выдержал неожиданного удара и стал отходить, а затем пустился в бегство. Войско Мамая было полностью разгромлено. Отряды Ягайло, узнав о победе русских, скорым маршем вернулись в Литву. Картина М.И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943 год) Согласно летописям, битва на Куликовом поле произошла в день Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября по старому стилю). Князь Дмитрий возлагал большие надежды на помощь Богородицы и вознес ей свои молитвы. В храме Рождественского монастыря города Владимира, где покоилось тело князя Александра Невского, в ночь на Рождество Богородицы (с 7 на 8 сентября по старому стилю) молились служители, прося Александра оказать помощь Дмитрию. И тут произошло чудо — возле гроба князя зажглись свечи, князь Александр поднялся над гробом, посмотрел на монахов и сделался невидимым. Матерь Божия не отвергла молитв православных христиан и поддержала их дух и силы в нелегком бою. С тех лет Русская Православная Церковь в день Рождества Пресвятой Богородицы празднует и победу над Мамаем. Битва на Куликовом поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению Руси как единого государства, подняла роль Москвы как центра объединения русских земель. Памятник в честь победы на Куликовом поле по проекту А.П. Брюллова (Фото: liveinternet.ru) В середине 19 века на месте, которое считалось Куликовым полем, был установлен и торжественно открыт памятник, изготовленный по проекту архитектора А.П. Брюллова. В 1996 году Постановлением Правительства РФ на месте битвы был создан Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле». И сегодня здесь ежегодно проходит международный военно-исторический фестиваль «Поле Куликово». Здесь надо сказать, что хотя само событие произошло в 1380 году 8 сентября по старому стилю, то есть 16 сентября — по новому, но официально праздник — День воинской славы — отмечается 21 сентября. Это издержки перевода дат со старого стиля на новый. Поскольку, при назначении даты не было учтено правило: при переводе дат 14 века к старому стилю прибавляется 8 дней, а прибавили по правилам Русской Православной церкви 13 дней (по церковному летоисчислению при переводе дат со старого стиля на новый век всегда прибавляется 13 дней, вне зависимости от века, когда оно произошло). Из-за этих несоответствий в календарях и получается, что верная календарная годовщина битвы приходится на 16 сентября, а государственное и православное празднование остается 21 сентября.

Популярные темы сообщений

  • Хвойные растения

    Хвойные – вечнозеленые растения. Их семена расположены в шишках, поэтому они относятся к сосудистым растениям. Современными представителями являются древесные растения (кедр, ель, сосна), но встречаются и кустарники (можжевельник).

  • Маресьев Алексей

    Жизнь Маресьева Алексея Петровича, чье имя вошло в историю нашей страны – это пример самоотверженности, постоянного стремления к цели. Родился будущий летчик на берегу реки Волги в городе Камышин.

  • Ураганы

    Ураган – природное явление, которое образовывается над поверхностью океанов около экваторов, где очень повышена влажность воздуха. Он достигает огромных размеров и может достигать скорости около 120 км/ч.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *