Подвижничество

Олег Платонов

Институт русской цивилизации, который я представляю, был создан в первой половине 1990-х годов по идее и благословению великого русского православного подвижника, богослова, духовного писателя митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва). Владыка благословил нас на создание 30-томной Русской энциклопедии и многотомной библиотеки классиков русской мысли.

К настоящему времени наш Институт подготовил 19 томов энциклопедии и более 160 томов классиков русской мысли.

Около половины этих томов составляют произведения славянофилов и их единомышленников. Мы научно подготовили и издали труды практически всех славянофилов. Почему мы проявляем такой интерес к трудам славянофилов? Потому что они представляют собой коренную столбовую дорогу славянской и русской мысли.

Сразу же следует отметить, что славянофилы не создали славянскую и русскую идеологию, а только глубоко осознали ее во всей полноте и глубине. Идеи эти, так или иначе, уже многие столетия владели умами русских людей.

Славянофилы — великие русские мыслители, сыгравшие огромную роль в развитии русского национального самосознания и в формировании национальной идеологии. Они обоснованно и твердо объявили об особом пути России, утвердились в мысли о спасительной роли Православия как единственно истинного христианского вероучения, отметили неповторимые формы общественного развития русского народа в виде общины и артели.

Славянофилы мыслили не только категориями России — они были мыслителями мирового масштаба. И главное место в их учении принадлежит осознанию мирового значения славянского мира. Они считали, что именно славянству принадлежит ведущая роль в будущем реформировании человечества.

Славянофилы считали, что все славянские народы объединяет принадлежность к древней славянской цивилизации, что все славяне являются единым славянским народом. Когда-то, тысячелетия назад, считали славянофилы, славянские племена были частью единого этнического целого, зарождающейся славянской цивилизации. Впоследствии, в результате исторических катаклизмов, наше единство было разрушено, и каждая часть пошла своим путем. Тем не менее духовные корни славянских народов проистекают из этого древнего славянского единства, создавая между ними глубокую мистическую связь, которую невозможно разорвать ни одному нашему недругу. Из корней древней славянской цивилизации выросло дерево, каждая ветка которого потянулась в свою сторону. Важно отметить, что народам славянской цивилизации выпала тяжелая историческая задача — быть бастионом на пути сил мирового зла в самом широком его понимании — западной и османской агрессии, фашизма, сионизма.

По мнению славянофилов, история Европы состояла в непрекращающейся борьбе двух цивилизаций — германо-романской и славянской. Каждая из этих цивилизаций строилась на собственных основаниях.

В славянском мире преобладали общинные начала над личными, духовное — над материальным.

В западном царствовали индивидуализм и рационализм, материальное преобладало над духовным.

В отношении к другим народам у Запада преобладало завоевание, тогда как миродержавной ролью славянского племени было не завоевание, а хозяйственно-культурный подъем страны (В.И. Ламанский).

Славянофилы говорили об особой миссии славянства, верили в его особую всемирную задачу.

Славянофилы противопоставляли славянство Западу, без отрицания того положительного, что внес западный мир в христианскую культуру до разделения Церквей.

Противопоставляя славянство западному миру, славянофилы сформулировали основополагающие ценности славянской цивилизации.

В своем выступлении я хотел бы отметить сформулированные славянофилами особенности развития славяно-русской цивилизации, во многом сохранившие духовные ценности древнего славянского единства.

Парадигмой славяно-русской цивилизации является Православие. В основе идеалов славяно-русской цивилизации лежит понятие ‘Святая Русь’. Изучая труды русских святых и подвижников Православия, сочинения славянофилов и таких великих мыслителей, как Ф.М. Достоевский, можно выделить самые важные в духовной истории русской цивилизации идеалы:

— идеал православной церковности и духовной цельности — неразрывность веры и жизни, вера одухотворяет жизнь и придает ей смысл;

— идеал добротолюбия как критерия истинной христианской жизни и святости;

— идеал нестяжательства — преобладание духовно-нравственных мотивов жизни над материальными;

— идеал монархической государственности как симфонии светской и духовной власти, возглавляемой царем и патриархом;

— идеал соборности — растворение личности в Церкви, монархическом государстве, Православном народе;

— идеал патриотизма — любовь к земному отечеству как преддверию Царствия Небесного; после веры в Бога патриотизм — высшее выражение духовности человека;

— идеал неприятия иудейской и латинской идеологий.

Идеалы Святой Руси воплощаются в общехристианском идеале Православного царства как преддверия Царствия Небесного. Идеалы на то они и идеалы, что не всегда и не для всех могут быть осуществимы, но уже добросовестное стремление к ним, преодоление человеческой немощи и греховности служат правильным ориентиром в жизни человека и общества.

Славянофилы высказывают иное, чем на Западе, отношение к пониманию прогресса. Если для западного человека научно-технический прогресс — главный показатель развития человечества, то для русских мыслителей — прямая дорога в ад. Для Православного русского человека может иметь истинное значение только один вид прогресса — духовно-нравственное совершенствование человека, преображение его души. Так, близкий по своему духу славянофилам выдающийся русский мыслитель и государственный деятель граф С.С. Уваров связывает прогресс человеческого общества прежде всего с прогрессом человеческого духа, справедливо отмечая, что материальный прогресс низводит человека до уровня вещей. Русские мыслители предупреждали об опасности материального прогресса. С.С. Гогоцкий в статье ‘Два слова о прогрессе’ (1859 г.) писал, что в слепом очаровании ‘прогрессивностью прогресса’, в неудержимом следовании ему общество зачастую утрачивает фундаментальную ценность своей культуры. Научный, технический, материальный прогресс — это вызов Богу, это жалкое стремление человеческой гордыни потягаться с Творцом. История показывает, что материальный прогресс ведет к духовной деградации человечества. Талмудический принцип ‘Бери от жизни все, не дай себе засохнуть’, стремление к лучшей жизни, комфорту, богатству обедняют душу человека, выводят на передний план его биологические, физиологические элементы. Понятие материального прогресса чуждо русскому мировоззрению. Ведь конечный показатель материального прогресса: стяжание вещей и комфорта, жадное обладание деньгами и богатствами — противоречит духовным ценностям Нового Завета. Движение по пути прогресса — это движение к концу мира, это подготовка человечества к Страшному Суду. Прогресс является необратимо ведущим созреванием человечества для Страшного Суда. Преображение человечества на путях Святой Руси прямо противоположно движению мира по пути научно-технического, материального прогресса.

В ХХ веке эту мысль славянофилов наиболее глубоко выразил священномученик архиепископ Верейский Иларион (Троицкий): ‘Идеал православия есть не прогресс, но преображение: Новый Завет не знает прогресса в европейском смысле этого слова, в смысле движения вперед в одной и той же плоскости. Новый Завет говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не вперед, а вверх, к небу, к Богу’. Единственный путь преображения — в искоренении греха в самом себе: ‘Не вне тебя правда, а в тебе самом, найди себя в себе и узришь правду. Не в вещах правда эта, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоем собственном труде над собою’.

Славянофилы внесли большой вклад в развитие русской государственной и экономической мысли. Их гениальные прозрения в этих областях по-настоящему становятся ясными только сейчас.

По мысли славянофилов православное государство неизбежно и закономерно тяготеет к единению с Церковью, а церковный приход приобретает характер государственной структуры. Царская власть воплощает душу нации, отдавшей свои судьбы Божией воле. Царская власть стоит и над аристократией, и над народом, добиваясь, чтобы каждый класс общества имел равные права с другими классами (И.Д. Беляев). Царь стоит во главе всей исторической жизни нации. ‘Государственная история России, — писал один из главных разработчиков государственной теории славянофилов К.С. Аксаков, — принципиально отлична от истории других стран Европы’. Противопоставление двух главных движущих сил истории — народа (земли) и государства (власти) — ведущая мысль Аксакова: в Западной Европе эти две силы незаконно смешались, народ стремился к власти, и в борьбе возник конституционный строй; в России же народ и государство мирно сосуществовали (‘сила власти — царю, сила мнения — народу’) вплоть до реформ Петра I, когда дворянство, интеллигенция оторвались от народа, государство начало теснить ‘землю’. Народ, земля отождествлялись Аксаковым с общиной — основой всего общественного строя Руси. Лишь патриархально-общинный быт, сложившийся на основе православия, гарантирует русскому обществу отсутствие классовых и национальных противоречий, обеспечивает единение царя, народа и церкви. Западная цивилизация рассудочна, там ‘внутренняя правда’ христианства подчинена внешнему принуждению, регламенту государства. Славяне же, сохранившие истинное христианство и соответствующий его смыслу общинный быт — воплощение нравственного союза людей, не образуют из себя государства, а добровольно призывают его. Община и государство сосуществуют на условиях взаимной договоренности и разделения функций, как две ‘отдельные союзные силы’. Государство не должно вмешиваться в земледелие, промышленность, торговлю, идейно-нравственную жизнь.

Естественным развитием славянофильской мысли стала идея о единении государства и Церкви. Государство, стремящееся к осуществлению христианского идеала, должно в конечном счете слиться с Церковью.

В области экономики славянофилы предложили отличную от западной модель хозяйственного развития, ориентированную не на стремление к наживе, а на определенный духовно-нравственный миропорядок. Понимание экономики славянофилы вывели на религиозный уровень. Их взгляды на хозяйство представляли собой альтернативу господствующим в мире экономическим воззрениям. Взамен западной экономике потребительской экспансии и погони за прибылью славянофилы предложили христианский путь хозяйства — экономику устойчивого достатка.

Славянофилы отмечают самобытность русского хозяйства, условия которого совершенно противоположны условиям европейской экономики. Наличие общинных и артельных отношений придает русской экономике нравственный характер. Русские крестьяне являются коллективными землевладельцами. Им не грозит полное разорение, ибо земля не может быть отчуждена от них.

По мнению славянофилов, государство должно играть в экономике ту роль, какую на Западе играют крупнейшие банки и биржи. Государство ограничивает возможности спекулятивной наживы, создает условия, при которых паразитический капитал, стремящийся к мировому господству, уже не сможет существовать.

Вместо шаткой и колеблющейся золотой валюты, связанной со всеми неурядицами мирового рынка, славянофилы предлагают введение абсолютных денег, находящихся в распоряжении центрального государственного учреждения, регулирующего денежное обращение. Введение абсолютных денег ликвидирует господство биржи, спекуляцию, ростовщичество. Славянофилы не были противниками частного предпринимательства, но считали, что оно должно носить не спекулятивный, а производительный характер, увеличивая народное богатство.

В работах славянофилов раскрывается сущность паразитического капитала, создавшего такой мировой порядок, который позволяет кучке банкиров управлять абсолютным большинством человечества. В их трудах доказывается, что финансовые манипуляции с золотой валютой обогащают небольшую группу банкиров за счет остального человечества. Природные ресурсы страны переходят под власть международных банкиров, отечественная промышленность несет большие убытки. Экономические ресурсы страны автоматически перекачиваются в пользу западных банкиров, остановить которых может только твердая власть самодержавного государства.

Фактически еще в XIX в. славянофилы показали неизбежность мирового финансового кризиса, драматичная картина которого происходит ныне на наших глазах.

Славянофилы верили в высокое предназначение, особую миссию славянских народов в борьбе с мировым злом. Большинство из них считали, что славянам суждено заложить новые основы духовного просвещения, опирающегося на Православие. Именно в Православии, сохранившем в чистоте святоотеческое предание, возможно проявление высших потенций человека — любви, добротолюбия, соборности, свободной стихии духа, устремленности к творчеству. Высокие потенции духовного развития славян славянофилы противопоставляли духовному упадку Запада. Они справедливо считали, что преобладание на Западе материальных интересов жизни над духовными неизбежно ведет к потере веры, социальной разобщенности, индивидуализму, противостоянию человека человеку. Чтобы спасти мир от духовной катастрофы, союз славянских народов во главе с Россией должен встать в центре мировой цивилизации и на основе Православия принести свет истины западным народам. Однако это сможет произойти только тогда, когда сами славяне проявят свои духовные силы, очистятся от наносного псевдопросвещения и построят в своих странах жизнь по учению Нового Завета. ‘Логика истории, — писал Хомяков, — произносит свой приговор над духовной жизнью Западной Европы’. К подобному же выводу приходит и И.В. Киреевский. Гибель западной цивилизации, пораженной язвой рационализма и потребительства, неизбежна, ее может спасти только восприятие православно-славянской цивилизации, наиболее полно раскрывающейся в духе славянской цивилизации.

Славянофилы ставили вопрос о необходимости создания Всеславянского Союза или Всеславянской федерации — добровольного объединения всех славянских государств и народов. Объединение славян должно осуществляться вокруг России, государства, обладавшего мощной государственностью. Однако цель федерации не поглощение славян Россией, а союз, учитывающий интересы всех народов. Предполагалось сохранение национальных суверенитетов, входящих в союз славянских народов. По мнению некоторых славянофилов, столицей федерации должны стать не Петербург, не Москва, не Прага, не Белград, не София, а бывшая столица Византийской империи — Константинополь, ‘пророчески именуемый славянами Царьградом’.

Всеславянский Союз должен состоять из следующих государств:

— Русской империи с присоединением к ней всей Галиции и угорской Руси;

— Королевства Чехо-Мораво-Словакского, состоящего, кроме собственно Чехии, из Моравии и северо-западной Венгрии, населенной исключительно или преимущественно словаками, приблизительно с 9000000 жителей и 1800 кв. миль пространства;

— Королевства Сербо-Хорвато-Словенского, состоящего из княжества Сербского, Черногории, Боснии, Герцеговины, Старой Сербии, Северной Албании, Сербского воеводства и Баната, Хорватии, Славонии, Далмации, Военной Границы, герцогства Крайны, Герца, Градиски, Истрии, Триестского округа, двух третей Каринтии и одной пятой Штрии по Драву, с населением приблизительно в 8000000 на 4500 кв. милях пространства;

— Королевства Болгарского с Болгарией, большей частью Румынии и Македонии с 6000000 или 7000000 жителей и с лишком 3000 кв. миль;

— Королевства Румынского с Валахией, Молдавией, частью Буковины, половиной Трансильвании, приблизительно по реку Марош, и с населенной преимущественно молдаванами западной окраиной Бессарабии, взамен которой Россия должна бы получить отошедшую от нее часть южной Бессарабии с Дунайской дельтой и полуостров Добруджу. Это составило бы около 7000000 населения и более 3000 кв. миль.

— Королевства Эллинского с присоединением к нынешнему его составу Фессалии, Эпира, юго-западной части Македонии, всех островов Архипелага, Родоса, Крита, Кипра и Малоазийского побережья Эгейского моря, приблизительно с 2800 или 3000 кв. миль и населением с лишком в 4000000 жителей;

— Королевства Мадьярского, т.е. Венгрии и Трансильвании, за отделением тех частей их, которые не населены мадьярским племенем и должны отойти к России, Чехии, Сербии и Румынии; приблизительно с 7000000 жителей и около 3000 кв. миль пространства;

— Царьградского Округа с прилегающими частями Румынии и Малой Азии, окружающими Босфор, Мраморное море и Дарданеллы, с полуостровом Галлиполи и островом Тенедосом, приблизительно с двумя миллионами народонаселения.

Такой союз по большей части родственных по духу и крови народов, в 125 млн свежего населения, получивших в Царьграде естественный центр своего нравственного и материального единства, дал бы единственное полное, разумное, а потому и единственно возможное решение Восточного вопроса (Н.Я. Данилевский).

И, наконец, о такой важнейшей панславистской мысли, которую разделяли славянофилы, о теории Москва — Третий Рим. Как отмечал В.И. Ламанский, ‘идея о перенесении христианского царства с греков на русских, мысль о Москве, как о Третьем Риме, отнюдь не была пустым горделивым вымыслом так называемой у нас московской кичливости и исключительности. Это была гигантская культурная и политическая задача, всемирно-исторический подвиг, мысленно возложенный миллионами единоверцев и современников на великий русский народ и его державных вождей. То, что Москва умела понять величие этой идеи, всего лучше говорит против ее косности и национальной исключительности. Только великие, всемирно-исторические народы способны откликаться на мировые задачи, воспринимать вселенские идеи и отдаваться их осуществлению. Эта великая идея завещана была Москвой и новому периоду русской истории. Она всецело была принята Петром Великим. И в начале, и в середине, и в конце царствования Петр энергически поддерживал и распространял связи России как со всеми единоверными, так и с западнославянскими народностями и землями. Со времени императора Мануила Комнина не было на Востоке царя более энергического и смелого в этом отношении, как и в национальных движениях славянства после гуситов никто еще, кроме Петра, не выступал так открыто в смысле самого решительного панславизма. К мысли о Царьграде в русских руках часто обращался деятельный ум Петра. С этой мыслью были связаны его общие преобразовательные планы’.

Впоследствии эти идеи были продолжены в Константиновском проекте Екатерины II и так или иначе подразумевались в русско-турецких войнах XIX века.

По окончании последней Русско-турецкой войны совершилось страшное предательство. Как говорили славянофилы: ‘Россия выиграла войну, но проиграла мир’. По праву победителя Россия должна была присоединить к своей территории часть земель бывшей Византийской империи — Константинополь, Босфор и Дарданеллы. Чтобы сохранить свою империю, Турция была готова отдать эти земли России. Однако западные страны и пятая колонна в русских правящих кругах выступили против передачи этих земель России. Вековая мечта русских патриотов вернуть в христианский мир Константинополь и Святую Софию, казавшаяся уже близкой к своему осуществлению, была попрана в результате предательства. Заключенный путем разных закулисных сделок и сговоров Берлинский трактат 1878 г. унизил Россию.

Таковы основные идеи славянофилов, высказанные ими в XIX веке.

И сразу же возникает вопрос: а не устарели ли они в наш XXI век, актуальны ли они в современном мире?

Уверен, что не устарели. Все, что было высказано славянофилами более чем 100-150 лет назад, по-прежнему актуально.

Конечно, нынешняя Россия это не православная Российская империя. Славянские народы больше разделены и разобщены. А их исторические противники усилили свой натиск на славянство.

И тем не менее все задачи, стоявшие перед славянами в XIX веке, в XXI по-прежнему требуют решения. И недруги у славян остались те же самые.

У России и славянства сегодня три главные исторические задачи, решать которые следует с позиции славянофилов.

Задача 1

Сохранение славянских народов в условиях грядущего крушения западного миропорядка

В начале XXI века сбываются высказанные славянофилами мысли о крушении системы ценностей западного мира. И материально, и духовно Запад завел все человечество в тупик. Сегодня человечество вступает в совершенно новую эпоху, которой соответствуют архитектура мира и полная переоценка ценностей. Соответственно все наши оценки и поиски ответов на современные вызовы и угрозы миру должны делаться исходя не из старой, относящейся к прежней эпохе шкалы координат, а из принципиально нового инструментария оценки, позволяющего понять суть происходящих событий.

Прежде всего следует сказать о том, что кризисные, катастрофические события в европейском мире являются началом стихийного, самопроизвольного демонтажа всей системы традиционного капитализма и возрождения вечных общечеловеческих ценностей, воплощенных в христианстве.

Главной причиной существующих в мире военных угроз является традиционная система капитализма, капиталистический миропорядок, постоянно провоцирующий конфликты и агрессию.

В XIX-XX вв. капитализм стал господствующей идеологией западного мира, практически полностью вытеснив христианское мировоззрение. Погоня за материальным успехом и комфортом, стяжание денег и капитала стали главными жизненными приоритетами западного человека, превратившись в настоящую гонку потребления. Развитие капитализма в рамках западного мира во 2-й половине ХХ в. переросло в т. н. глобализацию — установление господства капиталистических ценностей во всем мире.

Современная западная экономическая система — это гигантская финансовая пирамида, ориентированная не на реальное производство, а на финансовую спекуляцию и мошеннические комбинации. Не более 10% ценных бумаг и денежных знаков, функционирующих в экономике, обеспечивают реальное производство товаров и услуг, все остальное (более 90%) является фиктивным капиталом, главным образом, деривативами, не обеспеченными реальными ценностями. Но владельцы фиктивных ценностей хотят получать за них такую же прибыль, как будто владеют реальными ценностями, а это в чистом виде паразитизм.

К настоящему времени Запад проел свое будущее и близок к полному банкротству.

В этих условиях только Россия может поддержать Сербию и другие славянские народы.

Россия ныне обладает подавляющей частью мировых природных ресурсов. Их в России на душу населения в 10 раз больше, чем в США, и в 28 раз больше, чем в Западной Европе.

Задача 2

Сохранение суверенитетов югославянских государств и Украины.

Отпор агрессивного натиска Запада

С момента распада СССР Запад добивается ликвидации суверенных территорий, входивших в состав бывшей Югославии.

Вооруженная агрессия США и их сателлитов по блоку НАТО в Югославии в апреле-июне была карательной операцией ‘мирового правительства’, одним из этапов установления ‘нового мирового порядка’. В результате этой операции пострадали миллионы людей, десятки тысяч были убиты во время бомбардировок (в том числе с использованием запрещенного международными конвенциями оружия), разрушена большая часть экономики Югославии. ‘Мировое правительство’ попрало принятые нормы международного права и конвенций ООН, фактически официально провозгласив силу главным инструментом международных отношений.

Ввод на значительную часть территории Югославии войск НАТО является оккупацией этой страны, направленной на ее постепенное уничтожение с передачей территории сопредельным государствам.

Один из вождей ‘нового мирового порядка’ Дж. Сорос в статье ‘Подрыв границ’ через месяц после окончания бомбардировок НАТО заявил, что ‘Балканы нельзя реконструировать на основе национальных государств’. По его мнению, чтобы покончить с национальной государственностью стран Юго-Восточной Европы, нужно взять их под протекторат Европейского Союза, который ‘должен развернуть свой зонтик над всем регионом’. Новые границы предполагается установить для всех балканских стран, включая Югославию (без Косова), Албанию, Румынию и Болгарию. Во всех этих странах предполагается ликвидировать таможни, отменить государственное регулирование экономики, уничтожить национальные валюты и ввести евро.

Аналогичные идеи проводятся в документах Совета по международным отношениям, в программе ‘Реконструкция Балкан’, разработанной по поручению Совета членом этого совета, президентом Фонда Карнеги М. Абрамовичем. Согласно этой программе ‘реконструкция’ Балкан будет осуществляться в условиях ‘мощного военного присутствия НАТО на оккупированных территориях бывшей Югославии.

Государственный переворот на Украине, осуществленный США и их сателлитами, фактическая оккупация этой славянской страны резко обострили отношения между славянским миром и Западом. Фактически Украина становится российским Косово.

Задача 3

Создание союза славянских государств

Как и 150 лет назад, необходимо не поглощение славян Россией, а объединение всех славянских народов общими идеями славянской цивилизации.

Как считали славянофилы, гибель западной цивилизации неизбежна. Для спасения мира от духовной катастрофы славянство во главе с Россией должно встать в центре мировой цивилизации и на основе Православия принести свет Истины западным народам. В этом состоит главная миссия славянства.

Мы, русские люди, братья всем славянам. Недаром лучшие представители русского народа называли себя славянофилами.

В возрождении нашего древнего цивилизационного единства — залог будущего процветания и развития всех славянских народов. Наша цель — не в стремлении объединиться с Западом, изначально враждебным славянам, а в объединении всех славян, в создании славянской федерации, о которой в XIX веке мечтали лучшие представители всех славянских народов.

Правительства и правящие элиты приходят и уходят, а духовные ценности древней славянской цивилизации будут жить вечно.

Энциклопедия включает 1283 статьи, содержащие жития и жизнеописания русских святых и подвижников Православия, в течение тысячелетия определявших духовное лицо русской нации, ее приоритеты и направления развития. Русские святые были главными носителями основополагающих ценностей русской цивилизации — духовной цельности, неразрывности веры и жизни, добротолюбия, нестяжательства, монархического сознания, соборности и патриотизма.
При подготовке энциклопедии были использованы и учтены все наиболее авторитетные источники о жизни святых, начиная с Великих Четий-Миней митрополита Макария, Четий-Миней Димитрия Ростовского, Житий святых Филарета (Гумилевского), и до жизнеописаний святых, вышедших в XX — начале XXI века. Часть материалов, использованных в энциклопедии, собраны составителем в ходе многолетних паломнических поездок по монастырям и святым местам России в 1970-е — первой половине 1990-х годов.
Представлено 544 иллюстрации — иконы и портреты, изображающие святых и подвижников Православия, фото из архивов и редких книг.

Важные сведения о русских святых, прежде всего, о прп. Андрее Рублеве, неизвестные по более ранним источникам, записал в кон. XV в. прп. Иосиф Волоцкий, чья память чтится на следующий день после прп. Андрея Рублева! Причем эта ценная информация была почерпнута Иосифом Волоцким со слов «старца Спиридона», игумена Троице-Сергиева монастыря (10-я гл. «Духовного завещания» // «Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцах, бывших в монастырех, иже в Рустей земле сущих»). Прп. Иосиф Волоцкий стал одним из первых знатоков и собирателей рублёвских икон, и с собой на Волок из Пафнутьев-Боровского монастыря он принёс 4 иконы как вклад в будущую обитель, из которых 3 были «Рублева письма Андреева» (Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881. С. 57). Впоследствии еще несколько рублёвских икон волоцкий игумен получил в дар от сына иконописца Дионисия – Феодосия (Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959. С. 212). «Отвещание» прп. Иосифа Волоцкого донесло до нас тонкие черты духовного облика прп. Андрея Рублева, который через «великое тщание о постничестве и иноческом жительстве» сумел «ум и мысль возносить к невещественному и Божественному свету». В праздничные дни, когда нельзя было заниматься иконописанием, Андрей Рублев и Даниил созерцали иконы «и, на тех неуклонно зряще, Божественныя радости и светлости исполняхуся» (ВМЧ. Сентябрь. Дни 1–13. Стб. 557-558)»: http://expertmus.livejournal.com/61853.html

Русские святые и подвижники Православия. Историческая энциклопедия.

М.: Институт русской цивилизации, 2010. 896 стр., 544 илл.

Сподвижники пророка Мухаммада ﷺ

ПО-АРАБСКИ:

صحابة
В КОРАНЕ:
см. также с̣-х̣-б

ТЕГИ:
верующие СИНОНИМЫ:
сахаба, асхабы СМ. ТАКЖЕ:
ансары, мухаджиры

Сподви́жники проро́ка Мухаммада ﷺ (ар. ٌصَحَابَة ‎), или асха́бы (أَصْحَاب ‎), ед. ч. саха́бий (صَحَابِيٌّ ‎) от слова са́хиб (صَاحِبٌ — «товарищ», «соратник», «спутник»; «об­ла­датель»‎) — сподвижники пророка Мухаммада ﷺ, которые встречались с ним после начала его пророчества, уверовали в него и до конца своей жизни оставались мусульманами.

Страсти по сахабам.

Хадиджа — первая мусульманка

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) глубоко осознал возложенную на него в пещере Хира священную миссию. Этот тяжелый и важный долг предполагал выполнение особых задач, связанных с проповедью истинного Единобожия. Конечно же Пророк понимал, что в обществе, в котором он жил, это будет не так легко сделать. Ведь в то время пророк Мухаммад был как бы по одну сторону, а мир — по другую. Он должен был проповедовать всем людям заповеди, полученные от Бога. Посланник Господа очень хорошо понимал, что необходимо сделать в первую очередь для исполнения своей пророческой миссии.

Сначала он рассказал обо всем случившемся находившейся рядом супруге Хадидже. Она без всякого колебания уверовала в его пророческую миссию и, протянув ему руку преданности, стала первой мусульманкой.

После этого пророк Мухаммад показал жене порядок совершения омовения и прочел с ней молитву в качестве имама, точно так, как научил его ангел Джабраил (Гавриил).

Это была первая совместная молитва, которую Пророк возглавил в качестве предстоятеля (имама) .

Абу Талиб одобряет выбор ‘Али

Родители ‘Али, заметив, что их сын во всем следует за Мухаммадом, забеспокоились. Мать мальчика, Фатима, с волнением сказала мужу: «Будь внимателен, не вышло бы чего плохого».

Однажды Абу Талиб последовал за сыном и Мухаммадом и стал свидетелем их молитвы в долине. Подойдя, он спросил у Пророка: «О племянник! Что это за вера?» Пророк ответил: «Дядя, ты стоишь во главе тех, кого я должен призывать к прямому пути, и ты, больше чем кто-либо, достоин этого! Откажись от поклонения идолам и уверуй в Единого Бога!»

Подумав, Абу Талиб сказал: «Я не могу отказаться от веры отцов. Ты же продолжай следовать религии, в которой пребываешь. Клянусь, что, пока буду жив, никто не посмеет тронуть тебя, нанести тебе вред, пока ты не завершишь то, что должен сделать».

Затем он обратился к сыну: «Сын мой, какую веру ты исповедуешь?» ‘Али ответил: «Отец, я уверовал в Единого Господа и в то, что Мухаммад — Его посланник. Я верую в переданное им от Господа, повиновался ему и совершал с ним молитвы».

Тогда Абу Талиб продолжил: «Сын мой, тебе желательно принять веру твоего двоюродного брата, который не призовет тебя к чему-то иному, кроме как к благому. Повинуйся ему!» Мухаммад и ‘Али очень обрадовались услышанному.

Дома Абу Талиба встретила с расспросами Фатима: «Где твой сын? Слуга наш видел его в долине вместе с молящимся Мухаммадом. Как ты смотришь на то, что твой сын поменял свою веру?» — «Замолчи! Бог свидетель, его двоюродному брату (Мухаммаду) как никому другому следует быть опорой и помощником нашего сына. Если бы мое тщеславие позволило мне оставить веру моего отца (‘Абдуль-Мутталиба), я бы тоже последовал вере Мухаммада. Ибо он чист, мягок и честен», — сказал Абу Талиб.

Всем известно изречение, что без прошлого нет настоящего, а значит нет и будущего. Сохранить память нации – эту серьезную миссию выполняют архивисты. И только человеку несведущему может показаться, что их труд — это что-то скучное и неинтересное.

Сегодня о профессии архивиста, о деятельности Энгельсского муниципального архива и об уникальных документах, которые он хранит, мы беседуем с его директором Верой Ивановой.

— Вера Петровна, что бы Вы теперь, имея за плечами многолетний опыт работы в архивной службе, сказали людям, которые придерживаются бытующего мнения, что профессия архивиста скучная, неинтересная и малозначимая?

— Ответ на этот вопрос содержится в обращении нашего Президента В.В.Путина к участникам торжественного мероприятия, посвященного 100- летию архивной службы России: «… Знаменательный юбилей – прекрасный повод отметить самоотверженный, кропотливый, истинно подвижнический труд многих поколений сотрудников архивов. Благодаря их компетентности, приверженности лучшим профессиональным традициям за прошедшие годы был сформирован уникальный фонд документальных источников, которые повествуют о становлении российской государственности и ключевых эпохах развития страны, позволяют прикоснуться к богатейшему культурному, духовному наследию Отечества. Ощутить связь времён, преемственность традиций патриотизма и гражданственности, которыми мы по праву гордимся.…». Задача архивной службы России, в том числе и нашего района, и впредь достойно выполнять эту свою миссию. Архивисты берегут для будущих поколений огромные бесценные документальные богатства.

— Без каких качеств человек не может состояться в профессии архивиста и какие качества он приобретает в ней, чему она учит?

— Я бы сказала, что архивист — это не профессия, это — призвание. Именно это объясняет удивительную преданность работников архива своему делу и способствует росту их профессионализма. Работник архива должен уметь владеть методикой поиска и работы с архивными документами, способностью выбрать из них нужную информацию и знать не только архивное дело, но и делопроизводство, которое является первой ступенькой для овладения этой профессией. Профессия архивиста учит ответственности, потому что не дает права на ошибку, ведь от его добросовестности зависит результат в поиске информации, необходимой человеку и очень важной для него. Мы помогаем людям в поиске нужной информации, от которой подчас зависит очень многое в решении их насущных проблем. Равнодушию здесь нет места.

— Давайте поподробнее поговорим о тех документах, которые хранятся в вашем архиве. Что особенно ценного и уникального в них? Насколько документы востребованы?

— Ценность имеют все документы, поскольку каждый из них со временем приобретает историческое значение, становится историей. В одних содержится информация о деятельности организаций и предприятий района, как действующих, так и уже ликвидированных, в других — о людях, об их трудовой деятельности.

Есть дела, ценность которых в том, что они обеспечивают социальные гарантии граждан, подтверждая их трудовой стаж, обеспечивая их пенсионные права, предоставляя сведения о заработной плате и т.д.

В настоящее время архив обеспечивает сохранность свыше 167 тысяч дел, за последнее десятилетие фонд хранящихся документов увеличился троекратно. Особого внимания заслуживают документы по личному составу довоенного и военного времени, так как по ним можно проследить судьбы людей и предприятий. (Так из документов Оргкомитета Центрального исполнительного комитета Автономной республики немцев Поволжья по Терновскому кантону (февраль 1938г) известно о первом делопроизводителе — архивариусе района Приходько Клавдии Федоровны и ее нелегкой судьбе.)

По сути уникальными являются документы об эвакуированных в нашу область во время войны, в Безымянский и Красноярский районы жителей Ленинграда, Украины, Белоруссии и других фронтовых территорий, о выселении в начале 1941г. проживающих в нашем районе немцев Поволжья. Поэтому постановлением Правительства РФ было принято решение не уничтожать документы довоенных и военных лет, так как они представляют историческую ценность.

Надо сказать, что эти документы актуальны и в наши дни, по ним исполняются запросы граждан для получения льгот, нередко к нам обращаются родственники, которым небезразлична судьба их близких из старшего поколения, и они хотят узнать о ней, восстановить свое родословное древо.

А насколько документы востребованы, можно судить по количеству обращений в архив. Ежемесячно к нам поступает более 700 запросов.

— Думаю, читателям будет интересно узнать и о сроках хранения документов Энгельсского муниципального архива.

— Сроки хранения документов определены законом. В помощь архивистам даны перечни документов с указанием сроков их хранения, которые помогают при определении их ценности в процессе экспертизы.

Наш архив хранит, как я уже ранее сказала, разного рода документы. Одни из них должны храниться вечно, это, например, документы местной власти, у других есть ограничение срока хранения. Но на наш век, думаю, хватит забот по обеспечению их сохранности. А уж последующим поколениям архивистов предстоит работа по выявлению документов, утративших свою ценность, и перенос документов на электронные носители.

— Где-то прочитала, что средний возраст архивистов в России около 60 лет. Знаю, что в вашем архиве наряду с ветеранами архивного дела работает немало молодежи, и он периодически пополняется молодыми специалистами. И это несмотря на невысокий уровень оплаты труда. Дефицита кадров нет? Расскажите, пожалуйста, о коллективе, которым Вы руководите?

— Кадрами архив обеспечен полностью, коллектив действительно с каждым годом омолаживается. За последние пять лет к нам пришли работать десять специалистов в возрасте до 30 лет, из них семь имеют высшее образование. У нас работают очень грамотные и увлеченные своим делом люди, такие как ветеран труда, главный специалист Подольская Тамара Сергеевна. Ее знание и опыт в архивном деле хорошая школа для молодых сотрудников, и они радуют нас своим отношением к работе. Это главный специалист Александра Колчина, ведущие специалисты Ирина Харитонова и Юлия Братцева, и другие.

— Сегодня архивы становятся неотъемлемой частью научного, культурного и образовательного пространства региона, выполняя роль популяризатора и пропагандиста его документального исторического наследия. Как мне известно, ваш архив тоже участвует в этой работе.

— Пропаганда архивных документов, распространение информации, содержащейся в них, является одним из основных направлений в их использовании. Мы проводим выставки документов у себя в архиве и в учебных заведениях района, а также экскурсии для всех желающих ознакомиться с работой архива, с архивной деятельностью. В целях профориентации приглашаем к сотрудничеству учебные заведения района, прежде всего учащихся школ. Сотрудничаем с вузами г.Саратова, в которых ведется обучение по специальностям, связанным с делопроизводством. Студенты проходят у нас практику, на основе наших документов пишут дипломные работы, а некоторые впоследствии пополняют наш коллектив. В архиве имеется читальный зал, где работают, граждане, причем даже и из других городов.

— О чем болит голова и о чем мечтает сегодня директор муниципального архива?

— Мечта одна – о выделении нам дополнительных площадей для хранения документов, ну и, конечно же, о программном обеспечении и об увеличении нашего компьютерного парка.

— Мне известно, что труд коллектива муниципального архива, его значимость в сохранении документального наследия района получает признание и достойную оценку и не только на местном уровне. В 2014 г. архив был награжден Благодарственным письмом управления делами Правительства Саратовской области, в 2015 г. отмечен Почетной грамотой Саратовской областной думы — «За существенный вклад в развитие местного самоуправления и социально-значимую деятельность». Причем, если я не ошибаюсь, областные парламентарии впервые удостоили своей награды муниципальных архивистов, и открыл этот наградной список Энгельсский муниципальный архив. Как удается держать высокую планку, когда работать приходится, впрочем как и всем, в нелегких финансовых условиях?

— Прежде всего, это, конечно, заслуга нашего коллектива, в котором нет равнодушных людей и все душой болеют за свое, общее для нас, дело. При таком отношении к работе и многие проблемы становятся решаемыми. И, безусловно, большая заслуга в том, что наш архив отмечается наградами и занимает передовые позиции в архивной службе Саратовской области, Энгельсской районной власти. Руководство района придает большое значение сохранению документального исторического наследия и поддерживает нас в решении стоящих перед нами задач.

Наталья Абрамова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *