Повседневные грехи список



Назад к предыдущей статье

Как исповедоваться в Церкви



Одним из таинств Православной Церкви является таинство покаяния. В нем человек исповедует свои грехи согрешения перед Богом при свидетельстве священника.
Конечно, исповедоваться Богу можно в любое время и в любом месте. Только помыслив о грехе или даже уже согрешив, надо немедленно искренно обращаться к Христу со словами покаяния.

Однако исповедь церковная имеет свои особенности. Как правило, человеку, желающему исповедоваться в церкви, дается время на подготовку. Церковь в таких случаях советует уединение, сугубую молитву, пост. Так человеку проще увидеть себя, привести в порядок свои мысли и чувства.

Для того чтобы исповедь не превратилась в простое перечисление грехов, требуется их осознание, как вещей, губящих жизнь. Иногда новоначальным, для облегчения подготовки к исповеди, некоторые священники рекомендуют записывать грехи на листе бумаги, так как кое-что может забыться.

Таинство исповеди, наравне с крещением, причащением и венчанием, является одним из основных обрядов христианской церкви. Согласно Священному писанию, приходить на исповедь полагается с семи лет и далее в течение всей жизни, вплоть до смертного одра. Однако далеко не все начинают исповедоваться с раннего возраста. Более того, многие христиане даже перед большими церковными праздниками, когда нужно покаяться и причаститься, боятся или не желают идти к исповеднику, поскольку чувствуют себя неловко. А некоторые и хотели бы исповедоваться, но слышали, что к этому таинству нужно готовиться заранее, а как? В любом случае, перед тем, как решиться на генеральную (первую за свою жизнь) исповедь, необходимо узнать все основные церковные догматы, касающиеся исповеди.

Подготовьтесь к исповеди дома. Возьмите бумагу и ручку и напишите все свои грехи, которые вспомните за последнее время. Первым должны идти смертные грехи: гордыня, прелюбодеяние, зависть, чревоугодие, уныние, гнев, сребролюбие. Если вы виновны в убийстве (аборт церковь тоже считает убийством), обязательно запишите этот грех в самом начале. Также перечислите все свои греховные деяния, например, просмотр развлекательных программ неподобающего содержания по телевидению, посещение гадалок, и так далее). Помните, что этот листок можно взять с собой на исповедь и читать по нему. Иногда священник может взять у вас из рук листок с грехами и сам зачитать их.

Узнайте, когда проходит исповедь в том храме, куда бы вы хотели сходить. Как правило, все священники исповедуют в воскресенье, но и на неделе тоже могут проводиться Таинства исповеди. Собираясь в храм, оденьтесь подобающе: для мужчин это рубашка или футболка с рукавами, никаких шорт. Для женщин – юбка не выше колен, платок на голове, отсутствие косметики, по крайней мере, помады, поскольку нужно будет прикладываться губами к кресту. В храме поинтересуйтесь, где исповедают, как правило, к священнику стоит небольшая очередь.

Будьте готовы к тому, что еще до начала исповеди батюшка начнет задавать вам вопросы. Например, молитесь ли вы постоянно, думаете ли о Боге, не сотворили ли себе кумира. А также: не состоите ли с кем-то в ссоре, и соблюдаете ли условия, при которых отпущение грехов вступит в силу. Согласно церковным правилам, эти условия – вера в Христа, искреннее раскаяние во всех грехах и надежда начать после покаяния новую безгрешную жизнь.

Построение первой Исповеди

Священник, исповедующий больного человека, в первый раз приступающего к Таинству Покаяния, в первую очередь должен выявить наиболее тяжкие грехи, а затем все остальные.

Если Господь прощает болящему смертные грехи, это существенно изменяет его участь: облегчает протекание заболевания, способствует иногда мгновенному или быстрому выздоровлению или сохранению жизни в опасных или близких к смерти состояниях здоровья.

Больная А. 64 лет находилась на излечении в урологическом отделении ЦМСЧ–122. После операции началось осложнение. Состояние оставалось без динамики в течение трех недель. Больная никогда не исповедовалась и не причащалась. Священник оказался рядом с ней случайно — пришел причащать соседку по палате. Так как последняя была срочно увезена в операционную, состоялась беседа (даже не Исповедь), в ходе которой больной были объяснены все смертные грехи. Больная втайне (про себя) покаялась и подтвердила твердое намерение готовиться к Исповеди. На следующий день в состоянии глубокого потрясения больная пришла в домовую больничную церковь, шокированная резким улучшением состояния здоровья вопреки недавним пессимистическим прогнозам врачей. Через три дня после Исповеди больная была выписана.

Если Вы исповедуетесь впервые, также обязательно прочтите рекомендации для подготовки перед первой исповедью >>>>>>

Молитвы, просьбы к Богу

Помолитесь или напишите просьбу Богу за себя или своих близких людей.

Если вы исповедуетесь впервые, обязательно скажите об этом священнику.

Помните, что выезд исповедника на дом возможен только в том случае, если человек болен или при смерти.

Если батюшка на исповеди взял у вас из рук листок с перечислением ваших грехов и порвал его, значит, Таинство исповеди окончено, вам дано отпущение грехов и вам не надо вновь исповедовать этот грех если вы чистосердечно раскаялись в нем.

Если даже после исповеди вас все еще преследуют угрызения совести за совершенный грех или сомнения о том что покаяние не было принято Господом, — возможно вы что-то утаили, или покаяние не было искренним? И если вы чувствуете необходимость покаяться еще раз, возможно более искренне, либо совершить благое дело во имя Господа — сделайте это для очищения вашей души.

Прямо сейчас вы имеете возможность &nbsp на поддержку и развитие нашего сайта. Совершите этот благой поступок и возможно, в глазах Господа это, как лепта бедной вдовы, перевесит множество грехов, и ваше милосердие обратит милость Божию также и к вам, и Бог будет милостив к вам также! Ибо сказано: блаженны милостивые ибо они помилованы будут! Спешите творить добро — пока мы живы у каждого есть время на покаяние! Мы молимся за тех, кто поддерживают наш сайт, и просим у Бога для них милости!

Полезные советы

Первая исповедь, во сколько бы лет вы ее ни совершили, считается генеральной. На ней нужно признаться Господу во всех своих основных (смертных) грехах, даже если их перечисление займет немало времени.

Осознав свои грехи, надо найти в себе смелость осудить себя в них и поставить целью, отвращаться от греха по мере сил, прося укрепления у Бога. Но не только исповедь на словах очищает человека. От кающегося требуется и перемена жизни с греховной на благочестивую.

Обязательно у исповедующегося должна быть вера в прощение грехов. Те грехи, которые были исповеданы и разрешены ранее, на исповеди повторять не надо, так как они, по учению Церкви, уже прощены. Однако если эти грехи были совершены снова, то покаяние в них обязательно. Также надо исповедовать совершенные грехи, забывшиеся, но вспомненные теперь.

В Православии перед причащением святых Тела и Крови Христовых положено исповедоваться в церкви, начиная с возраста, когда ребенку исполняется семь лет. В это время появляется осознание своих поступков и ответственность за них как перед Богом, так и перед людьми.

В некоторых случаях, для более полного искоренения греховных привычек, въевшихся в сердце и душу человека, священник может назначить епитимью. Под епитимьей подразумевается подвиг, в котором исповеданный грех врачуется противоположной добродетелью, и который способствует изменению жизни.

По окончании исповеди желательно искренне произнести «каюсь». Когда священник возлагает на голову кающегося епитрахиль – это означает возвращение ему Божией милости. После этого следует поцеловать крест в знак того, что Крестом Христос победил грех и смерть; затем поцеловать Евангелие, тем самым обещая жить по заповедям Евангельским. Евангелие и крест, лежащие на аналое во время исповеди знаменуют присутствие Самого Спасителя. Через покаяние человек возвращается в число верных чад Церкви и осеняется благодатью Христовой.



Подготовка к Исповеди по Иоанну (Крестьянкину):



ГРЕХИ ОСОБО ТЯЖКИЕ
грехи смертные:
1. Гордость
2. Сребролюбие
3. Прелюбодеяние
4. Зависть
5. Чревоугодие
6. Гнев
7. Уныние
грехи хулы на Духа Святого:
1. Отчаяние — чувство, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до самоубийства.
2. Упорство в неверии, отрицание любых доказательств бытия Божия, даже очевидных чудес.
3. Чрезмерное упование на Бога, или коснение в греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.
грехи, вопиющие на небо об отмщении за них:
1. Умышленное человекоубийство, особенно отцеубийство, братоубийство или цареубийство.
2. Содомский грех, искусственная смена пола (транссексуалы).
3. Притеснение человека убогого, беззащитной вдовы и малолетних сирот.
4. Удержание у малоимущего работника честно заработанной им платы; обман и обирательство нищего, присвоение имущества заключенного или больного человека.
5. Огорчение родителей и нанесение им тяжких обид или даже побоев.
Подробнее:

По первой заповеди:


1. Имеешь ли постоянную память о Боге и страх Божий в сердце?
2. Не колеблется ли вера твоя в Бога маловерием, сомнениями?
3. Не сомневался ли в святых догматах Веры Православной?
4. Молишь ли Господа Бога укрепить твою веру?
5. Не терял ли надежду на Божие милосердие и помощь?
6. Молишься ли ты каждый день, утром, вечером Богу? Усердна ли твоя молитва?
7. Всегда ли, когда можно посещаешь церковныя богослужения? Не опускаешь ли их без важных причин?
8. Любишь ли читать религиозно-нравственныя книги и читаешь ли их? Не читал ли из грешнаго любопытства книг безбожных и еретических?
9. Жертвуешь ли охотно, по призыву Церкви, на благотворительныя цели и на св. храм?
10. Не прибегал ли к гаданиям? Не участвовал ли в сеансах общения с нечистой силой?
11. Не забываешь ли о главном, о жизни по Закону Божию, о приготовлении к вечности и ответу пред Богом, предаваясь суете, лени, удовольствиям, безпечности?

По второй заповеди


1. На первом ли месте у тебя Бог? Может быть, не Бог у тебя на первом месте, а что-либо иное, например: собирание денег, приобретение имущества, удовольствия, развлечения, пища, напитки, одежда, украшения, стремление обращать на себя внимание, играть первую роль, получать похвалы, проводить время в разсеянии, в чтении пустых книг и т. д.?
2. Не отвлекает ли тебя от Господа Бога увлечение телевидением, кино, театром, картами?
3. Может быть, из-за забот о себе, о своей семье забываешь Бога и не живешь по Его заповедям и не исполняешь правила нашей Матери-Церкви?
4. Если так, то, значит, служишь ты своему «кумиру», своему идолу, он у тебя на первом месте, а не Господь Бог и Его учение.
5. Может быть, искусство, спорт, наука занимают у тебя первое место? Может быть, какая-либо страсть (сребролюбие, чревоугодие, плотская любовь и др.) завладела твоим сердцем.
6. Не делаешь ли из себя самого «кумира» по гордости, по эгоизму? Проверь себя.

По третьей заповеди


1. Не божился ли в обыкновенных, житейских разговорах, не употреблял ли легкомысленно, без благоговения имя Божие или, что еще хуже, святыню не обращал ли в шутку? Или, не дай Бог, в припадке ожесточения, злобы, отчаяния не позволил ли себе дерзко роптать на Бога или даже хулить Бога?
2. Или дав какую-либо клятву или присягу, потом нарушил ее?
3. Не предавался ли унынию?
4. Не бывает ли разсеянною, невнимательной твоя молитва Богу?

По четвёртой заповеди


1. Не нарушаешь ли святости воскресных дней и великих праздников, установленных св. Церковью?
2. Не работаешь ли в эти дни ради выгоды, прибыли?
3. Вместо праздничных богослужений не проводил ли время на каком-либо увеселении, на балу, в театре, кино или на каком бы то ни было собрании, где нет речи о Боге, где нет молитвы, коей надлежит встречать праздничный день? Не устраивал ли сам такия увеселения и собрания, отвлекая таким образом людей от посещения церкви?
4. Посещаешь ли аккуратно церковныя богослужения? Не приходишь ли в церковь с большим опозданием, к средине или концу богослужения?
5. Посещаешь ли в воскресенье и праздничные дни больных? Помогаешь ли бедным, нуждающимся?
6. Не нарушал ли св. постов?
7. Не упивался ли спиртными напитками?

По пятой заповеди


1. Не было ли случаев непочитательнаго отношения к родителям, невнимательнаго отношения к их заботе и их советам? Заботился ли о них в болезнях их, в старости?
2. Если умерли родители твои, часто-ли молишься об упокоении их душ в церкви и в домашней молитве?
3. Не было ли случаев непочтительнаго отношения к пастырям Церкви?
4. Не осуждал ли их? Не озлоблялся ли на них, когда они напоминали о вечности, о приготовлении к ней, о спасении души, о грехах? Когда они призывают к следованию Церкви и ея учению?

5. Не оскорбил ли кого старше себя и особенно благодетелей?

По шестой заповеди


1. Ты никого не убил физически в прямом и буквальном смысле, но, может быть, был причиною смерти кого-либо косвенным образом: мог помочь бедному или больному и не сделал этого, алчущаго не накормил, жаждущаго не напоил, странника не принял, нагого не одел, больного и находящагося в темнице не посетил (Матфея 25:34-36)?
2. Не совершил ли ты духовнаго убийства, то есть, не совратил ли кого с добраго пути жизни, не увлек ли в ересь или в раскол церковный, не соблазнил ли на грех?
3. Не убил ли кого греховно проявлением злобы и ненависти к нему?
4. Прощаешь ли обижающих тебя? Не таишь ли долго злобу в сердце и обиду?
5. Винишь ли во всем себя или только других?
6. Не прибегала ли к недозволенным операциям, что тоже есть убийство, грех и жены, и мужа?

По седьмой заповеди


1. Не сожительствовал ли с лицом другого пола, находясь с ним в плотских отношениях, без церковнаго брака или довольствуясь только гражданским браком? Не упорствуешь ли в этом, уклоняясь от церковнаго брака?
2. Не позволяешь ли себе легкомысленно обращаться с лицами другого пола?
3. Не оскверняешься ли, допуская себе предаваться нечистым и развратным мыслям и вожделениям? Чтению нечистых книг, разсматриванию нечистых картин?
4. Вспомни грешныя песни, страстные танцы, шутки, сквернословия, нескромныя зрелища, наряды, пьянство и подобные грехи.
5. Помни, христианин, что до тех пор, пока ты не исповедуешься в грехе незаконнаго сожительства или будешь довольствоваться только гражданским браком, без церковнаго, пока ты не прекратишь этого греха разлучением или вступлением в церковный брак, ты вообще не смеешь приступать к причащению Св. Христовых Таин, как и не имеешь никакого голоса в церковных делах.
6. Наиболее гибнет людей из-за нарушения 7-ой заповеди, так как люди стыдятся исповедывать свои грехи против этой заповеди, как это видно из слов Ангела преподобной Феодоре, при прохождении ею мытарств. После прохождения преподобною Феодорою 16, 17, 18 мытарств, ангел сказал Феодоре: Ты видела страшныя, отвратительныя блудныя мытарства, знай, что редкая душа минует их свободно, весь мир погружен во зле соблазнов и скверн, все человеки сластолюбивы. Большая часть, дошедши сюда, гибнет: лютые истязатели блудных грехов похищают души блудников и низводят их в ад.
7. Будь же мужествен, христианин, и покайся, пока жив, пока еще не поздно.

По восьмой заповеди


1. Не присваивал ли себе чужой собственности прямым или косвенным образом? Обманом, разными хитростями, комбинациями? Может, не исполнял, как должно того, что обязан был исполнять за полученное тобою вознаграждение?
2. Не пристращался ли чрезмерно к земным благам, не желая делиться ими с другими, нуждающимися в них?
3. Не овладевает ли твоею душою скупость?
4. Не принимал ли краденнаго? По совести ли распоряжался чужим добром, если оно тебе было доверено?

По девятой заповеди


1. Не клеветал ли на ближняго твоего? Не осуждал ли часто других, злословил, поносил их, за действительные ли их грехи и пороки или только за кажущиеся?

2. Не любишь ли слушать о ком-либо дурную молву, а потом охотно разносишь ее, увлекаясь всякими сплетнями, пересудами, празднословием?
3. Не прибегаешь ли иногда ко лжи, неправде? Стараешься ли быть всегда правдивым?

По десятой заповеди


1. Не завидуешь ли другим? Если ты завидуешь тому, что есть хорошаго или ценнаго у других людей, то это чувство может довести тебя до какого-либо тяжкаго преступления самым делом. Помни, что злобная зависть книжников и фарисеев возвела на крест Самого Сына Божия, пришедшаго на землю спасти людей.
2. Зависть всегда приводит к злобе и ненависти и способна бывает довести до самых безумных поступков, вплоть до убийства.








Памятка к исповеди-1 (распечатать с двух сторон и разрезать пополам):

Памятка к исповеди-2 (распечатать с двух сторон и разрезать пополам):







Как подготовиться к первой исповеди?

Вы задумываетесь о том, чтобы пойти на исповедь, но еще не решились это сделать? Вас смущает, что вы не знаете, как правильно подготовиться к этому? С помощью следующих ниже простых советов вы сможете сделать первые шаги.
Исповедь — таинство примирения с Богом, когда кающийся в присутствии свидетеля-священника открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося. От исповеди следует отличать доверительную беседу со священником, где можно обсудить некоторые подробности своей жизни и получить ответы на вопросы. Конечно, какие-то вопросы можно решить и во время исповеди, но если вопросов много или их обсуждение требует длительного времени, то лучше попросить священника назначить вам время для беседы отдельно. Далее перейдем непосредственно к советам по подготовке к исповеди.

1. Осознать свои грехи. Если вы задумались об исповеди, значит, вы признаёте, что в своей жизни что-то делали не так, как нужно. Именно с осознания своих грехов и начинается покаяние. Что является грехом, а что нет? Грех — это все, что противоречит Божией воле, или, иначе говоря, замыслу Бога относительно мира и человека. Замысел Божий о мире открывается в Священном Писании — Библии. Частичным, наиболее «сжатым» выражением замысла Божия относительно практической жизни человека являются заповеди — знаменитые Десять заповедей, данные Моисею на Синае. Суть этих заповедей Иисус Христос свел к следующему: «Люби Господа Бога всем сердцем своим» и «люби ближнего своего как самого себя». Перед подготовкой к первой исповеди полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (главы 5-7 Евангелия от Матфея) и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос говорит, что жизнь наша будет оцениваться на основании того, как мы относились к своим ближним.

2. Не использовать «списки грехов». Последнее время среди верующих (как говорят, «воцерковленных», то есть более знакомых с церковной традицией, а на практике — и с околоцерковными суевериями) распространены разного рода «списки грехов». Подготовке к исповеди они скорее вредят, потому что очень успешно помогают превратить исповедь в формальное перечисление «того-что-является-грехом». На самом деле исповедь формальной быть не должна ни в коем случае. Кроме того, среди «перечней грехов» встречаются и вовсе курьезные образцы, так что брошюры подобного рода лучше вообще не рассматривать всерьез.

Единственным исключением может быть самая краткая «памятка» основных грехов, которые часто не осознаются таковыми. Пример такой памятки:

а. Грехи против Господа Бога:
— неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.;

— вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверуюший);

— творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, – всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира;

— обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. — попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.

б. Грехи против ближнего:

— пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний – не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент);

— осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», — говорит Господь);

— блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня т.н. «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;

— аборт — лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его. О грехе аборта >>>

— присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих;

— ложь разного рода, особенно – клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не может быть уверены в правдивости слухов), недержание слова.
Это примерный перечень наиболее распространенных грехов, но еще раз подчеркнем, что подобными «списками» не стоит увлекаться. Лучше всего при дальнейшей подготовке к исповеди использовать десять заповедей Божиих и прислушиваться к собственной совести.

3. Говорить только о грехах, причем собственных. Говорить на исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Казалось бы, это очевидно, но как часто священники, принимая исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя. Часто в подобных рассказах личные прегрешения представляются в таком свете, что избежать их, казалось бы, и вовсе невозможно. Но грех — это всегда плод личного выбора. Крайне редко мы попадаем в такие коллизии, когда вынуждены выбирать между двумя родами греха.

4. Не выдумывать особого языка. Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным языком. Вы исповедуетесь Богу, Который знает о ваших грехах даже больше, чем вы сами, и называя грех так, как он есть, Бога вы точно не удивите.

Не удивите вы и священника. Порой кающимся стыдно назвать священнику тот или иной грех, либо есть опасение, что священник, услышав грех, осудит вас. На самом деле священнику за годы служения приходится выслушивать очень много исповедей, и удивить его непросто. А кроме того, грехи все не оригинальны: они практически не изменились на протяжении тысячелетий. Будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, священник никогда не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.

5. Говорить о серьезном, а не мелочах. Не надо начинать исповедь с таких грехов как нарушение поста, непосещение храма, работа в праздники, смотрение телевизора, ношение/неношение определенного рода одежды и т.п. Во-первых, это точно не самые серьезные ваши грехи. Во-вторых, это может и вовсе не быть грехом: если человек на протяжении долгих лет не приходил к Богу, то что ж каяться в несоблюдении постов, если сам «вектор» жизни был направлен не в ту сторону? В-третьих, кому нужно бесконечное копание в повседневных мелочах? Господь ожидает от нас любви и отдачи сердца, а мы ему: «рыбку в постный день съела» и «вышивала в праздник».
Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего — члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия.

6. Начать менять жизнь еще до исповеди. Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально — «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог — не прокурор, а исповедь — не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно. Если человек намерен продолжать грешить и после исповеди, то может, с исповедью стоит повременить?

Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог.

7. Быть в мире со всеми. «Прощайте, и прощены будете», — говорит Господь. — «Каким судом судите, таким будете судимы». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, просить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего.

Несколько практических рекомендаций. Прежде чем вы придете исповедоваться, неплохо было бы узнать, когда в храме обычно проводят исповедь. Во многих храмах служат не только в воскресенья и праздники, но и в субботы, а в больших храмах и монастырях — и в будние дни. Наибольший наплыв исповедующихся бывает во время Великого поста. Конечно, великопостный период — по преимуществу время покаяния, но для тех, кто приходит впервые или после очень долгого перерыва, лучше подобрать время, когда священник не сильно загружен. Может оказаться, что в храме исповедуют в пятницу вечером или утром в субботу — в эти дни людей будет наверняка меньше, чем во время воскресной службы. Хорошо, если у вас есть возможность лично обратиться к священнику и попросить, чтобы назначил вам удобное время для исповеди.

Существуют специальные молитвы, выражающие покаянное «настроение». Их хорошо прочитать накануне перед исповедью. Покаянный канон Господу Иисусу Христу печатается практически в любом молитвослове, кроме самых кратких. Если вам непривычно молиться по-церковнославянски, можно воспользоваться переводом на русский язык.

Во время исповеди священник может назначить вам епитимию: воздержание на какое-то время от причащения, чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное прощение. Епитимия может быть назначена, когда священник не встречает со стороны кающегося должного отношения к серьезным грехам, либо, наоборот, когда видит, что у человека есть потребность в том, чтобы что-то сделать практически для «изжития» греха. Епитимия не может быть бессрочной: она назначается на какое-то определенное время, и потом должна быть прекращена.

Как правило, после исповеди верующие причащаются. Хотя исповедь и причастие — два разных таинства, лучше подготовку к исповеди соединить с подготовкой ко причащению. Что это за подготовка, расскажем в отдельной статье.

Если эти небольшие советы помогли вам в подготовке к исповеди — слава Богу. Не забывайте, что это таинство должно быть регулярным. Не откладывайте следующую исповедь на долгие годы. Исповедь не реже раза в месяц помогает всегда быть «в тонусе», внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни, в которой, собственно, и должна быть выражена наша христианская вера.

Священник Андрей Дудченко


См.также:
Первая исповедь. Как подготовиться к первой исповеди >>>

КРАТКИЕ ПОУЧЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ОБ ИСПОВЕДИ >>>

1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам >>>

Причащение, причастие: Что это такое и как правильно подготовиться >>>

Также скачайте:
Дневник кающегося >>>

Брошюра в помощь кающимся часть 1 >>>

Брошюра в помощь кающимся часть 2 >>>














См.также:










Исповедаю Тебе, Господу Богу моему и Творцу, во Святой Троице единому, прославляемому и поклоняемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, все мои грехи, совершённые во все дни жизни моей, и во всякий час, и в настоящее время, и в прошедшие дни и ночи — делом, словом, помышлением, объедением, пьянством, нарушением поста, празднословием, унынием, леностью, пререканием, непослушанием, клеветой, равнодушием, осуждением, эгоистичным себялюбием, жадностью, хищением, ложью, осквернением, корыстолюбием, ревностью, завистью, гневом, злопамятством, ненавистью, алчностью, любостяжанием и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, — и другие мои грехи душевные и телесные, которыми Тебя, Бога моего и Творца, прогневал и ближнего моего обидел. Раскаиваюсь в них, виновным предстою пред Тобою, Богом моим, и хочу покаяться. Но только, Господи Боже мой, со слезами смиренно прошу Тебя: помоги мне. Прошлые же мои грехи милосердием Твоим прости мне и освободи от всего, что я высказал пред Тобою, ибо Ты благ и человеколюбив.

Исповедь — это конкретика

— Читательница упомянула в письме, что чаще грешит в мыслях, мечтаниях. Можно или нужно ли исповедоваться в мыслях и движениях души, в помыслах?

— Мы знаем такую поговорку: диавол кроется в мелочах. На самом деле, если не обращать внимания на мелочи, мы можем проиграть в духовной жизни очень многое. Что такое мысли, что такое движения души? Это бывает от лукавого, когда он пытается нас совратить на какой-либо грех, представить его нам привлекательным. Если понять, кто за этими мыслями стоит, потом ты на них и обращать внимания не будешь. Если же принимать их, они могут укорениться, войти в тебя и постепенно ты отдалишься от Христа, не будешь иметь сопричастность Христу. Ты будешь иметь сопричастность только самому себе, каким-то своим мыслям и воззрениям. Поэтому на мысли свои надо обращать внимание, исповедовать их.

Фото spbda/flickr

Но при этом исповедовать помыслы подробно нельзя. Это касается, кстати, и некоторых грехов. Допустим, если ты, вспоминая какие-то блудные свои падения, продолжаешь ими услаждаться, то нельзя исповедовать все подробно. Лучше просто одним словом назвать: я такой-то, сякой-то — и всё.

Исповедь помыслов — это монашеское делание, тонкое делание, связанное с максимальным углублением в духовную жизнь. Но иногда оно просто необходимо и для мирянина. Опять же, такие вещи надо обговаривать со своим духовником.

— Не могли бы Вы дать какой-то общий совет тем, кто давно в Церкви и привык к исповеди?

— За тех, кто привык к исповеди, я очень радуюсь: это очень хорошо, что люди привыкли давать отчет о своей жизни перед Богом и не мыслят себя без этого. Это не означает, что чем больше человек исповедуется, тем меньше у него становится грехов. Это значит, что у него становится больше сил их победить.

Честное, внимательное, конкретное отношение к себе, мне кажется, — самое правильное в исповеди. А еще надо радоваться. Радость — это не что иное, как внешнее проявление любви. Быть со Христом — это радость! Надо это осознать…

Я скажу еще одну, может быть, парадоксальную вещь. Я думаю, что дело покаяния — это, конечно, дело всей жизни, но это не самое главное, с чем мы должны столкнуться в Православии.

— А что самое главное?

— Самое главное — увидеть, почувствовать Христа. Самое главное — соединиться со Христом. Самое главное — узнать Христа. И жить во Христе и со Христом.

— Разве покаяние из этого не вытекает?

— Вы знаете, это одна из ступенек, одно из орудий достижения Христа. Но — не самое основное содержание нашей веры. Все-таки, главное — это жертвенность, благодарность и радость.

То есть, говоря об исповеди, я все-таки хочу напомнить о главном — о любви. Чтобы любовь была настоящей, чтобы любовь была с большой буквы, здесь важно дело покаяния, осознание своего недостоинства, своей немощи. Но это осознание не должно ввергать нас в уныние, наоборот, оно дарует надежду. По одной простой причине: оказывается, круче тебя и твоих человеческих сил может оказаться Христос! Вот это очень важно — вдруг увидеть и почувствовать. Подчас мы декларируем все это, но мало кто имеет настоящую надежду на Христа, настоящее доверие Ему.

Нет прокрустова ложа, через которое мог бы каждый пройти и получить такую печать: «Ты — Христов». На самом деле ты шагаешь по жизни и встречаешь Христа везде, и ты должен это понять. Кто-то встречает Христа в покаянии, кто-то — в трудах и молитвах, кто-то — в доброделании. Каждому дан свой дар от Бога, свой опыт соприкосновения с Богом. И здесь первично все-таки не желание, чтобы к каждой исповеди «было что сказать», не скрупулезно составленный список грехов, а то, ради чего ты это делаешь. Ради того, чтобы быть со Христом и быть Христовым! Вот это, мне кажется, самый главный момент в покаянии и во всей нашей христианской жизни.

Семейный лечащий врач

— Отец Игорь, наверное, следует начать с вопроса: почему человек в принципе приходит через некоторое время к такому состоянию, когда он не знает, что ему говорить на исповеди?

— Давайте попробуем начать издалека. Мы все знаем, что храм называют врачебницей. А здоровых людей в больнице не бывает. Кто-то думает, что может самостоятельно справиться с болезнью, кто-то запускает свои болезни и приходит к врачу уже на последней стадии. Если выстраивать аналогию с миром духовным, то здесь врачебница — это храм. И сюда человек приходит именно для излечения, то есть для изменения своей жизни, своей души. Причем, я бы дерзновенно сказал, что чем человек ближе к престолу, тем он больше нуждается в лечении, больше нуждается во враче — во Христе.

Да, обычно бывает, что, придя в больницу, человек не знает своего диагноза. Ему известны только симптомы — что и где у него болит, что мешает ему жить. Он знает, что зрение упало, или зубы выпали, или сердце сильно колотится. Врач-терапевт эти жалобы выслушивает и посылает к специалистам. В храме, в общем-то, происходит то же самое: человек, приходя в церковь, очень часто не знает своей проблемы, плохо понимает, что с ним происходит, почему вдруг у него в жизни что-то не так, он не может продвигаться дальше по своей «духовной лестнице», у него ничего не меняется в жизни и т. д. Ему очень хочется, чтоб менялось, но ничего не получается! Он начинает говорить о каких-то своих «симптомах»: у меня болит там-то, у меня не ладится то-то, у меня есть такой-то грех. И специалист — священник, духовник — начинает с ним, назовем это так, работать. Он ему подсказывает какие-то вещи, обращает внимание на тот или иной поступок. И таким образом у человека начинает складываться реальная картина его духовного состояния. Увидев эту картину, он уже сможет оценить, распределить и направить свои силы. Достигли мы успеха или нет — это другой вопрос, об этом судить будет Господь. Но наше дело — прикладывать усилия.

Поэтому, если говорить конкретно о письме читателя, нужно поставить в первую очередь вопрос: а есть ли у этой женщины «семейный лечащий врач» — духовник, или она бегает к разным, в общем-то, «врачам»?

Духовник: как искать, зачем он нужен и что делать, если его нет. Об этих и других нюансах темы говорим с известным московским священником, на протяжении 35 лет бывшим в послушании у архимандрита Иоанна (Крестьянкина), — настоятелем храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках протоиереем Владимиром Волгиным.

— Человек принципиально не должен исповедоваться в разных храмах?

— Христианин может исповедоваться у разных священников, в разных храмах. Но все равно у него должен быть духовник, который был бы, если назвать это светским, мирским языком, третейским судьей — кем-то третьим. Зная всю ситуацию, он бы мог посмотреть на происходящее с человеком с другой стороны.

— Все-таки о чем говорить на исповеди, когда не знаешь толком, что сказать? Неужели не надо вообще к таинству приступать в таком случае?

— В первую очередь надо говорить о том, что ты не видишь своих грехов. Это же тоже, в общем-то, грех. Когда человек не видит в себе ничего дурного, это никогда не свидетельствует об отсутствии грехов. Это просто следствие нашей невнимательности, нежелания потрудиться, и очень часто видеть грехи нам не позволяет наша гордость.

— А почему так получается? Ведь человек видел свои грехи, когда только пришел в Церковь, и видел всё больше. Но какое-то время проходит, и он словно бы начинает топтаться на месте.

— Нам, конечно, очень хочется поскорее стяжать совершенство. Но так не бывает!

Если мы топчемся на месте и не можем понять причин этого, надо обратить внимание… на наше зрение. Наше духовное зрение должно быть очищено Христом, чтоб мы могли понимать, какое у нас слабое место, какой духовной работой надо в первую очередь заняться, на какие недостатки, грехи обратить внимание и как с ними бороться. Ведь мало быть созерцателем происходящего! Надо быть еще и делателем — об этом говорит Господь в Евангелии. А современный мир, к сожалению, располагает к бездействующему созерцанию: мы любим посмотреть телевизор, любим почитать новостную ленту, мы — «диванные» политики, «диванные» правители, «диванные» Минины и Пожарские, которые знают, как спасти Россию. Только в «ополчение» никто не готов идти.

Поэтому я бы посоветовал нашей читательнице в первую очередь найти духовника — человека, которому бы она смогла рассказать свою жизнь, а он бы смог подсказать ей пути разрешения ее проблем, подсказал бы, как действовать, чтобы быть исполнителем слова, а не только слушателем.

Христианин-одиночка?

— Часто можно услышать: все равно, к какому священнику идти на исповедь, ты же Богу исповедуешься! А вместе с тем Вы называете духовника «семейным лечащим врачом». Значит, его личность все-таки имеет большое значение?

— Действительно, в каком-то смысле все равно, к какому священнику идти исповедоваться. Но все-таки роль духовного наставника, «духовного навигатора» — современным языком так назовем пастыря — велика. Священник должен тебя направить в нужное русло: помочь в понимании твоей жизни, твоих поступков, подсказать, как выйти из той или иной ситуации. Ведь кто такой духовник? Это тот, кто рождает тебя во Христе Иисусе. Тот, кто показывает тебе Христа. Тот, кто тебя приводит ко Христу и вручает тебя Христу. Так что духовник просто необходим человеку.

— Не всегда просто кому-то довериться, прилепиться к какому-то священнику, найти такого, с кем ты будешь созвучен…

— Можно просто прилепиться к любому батюшке, и он обязательно тебе покажет Христа. К любому! В советское время епископ Василий Родзянко, выступая на радиостанции «Голос Америки», ставил очень интересные магнитофонные записи бесед с одним афонским монахом, к которому в свое время ездил. И вот я помню такой рассказ этого монаха. Когда он поселился на Афоне, его стали обвинять в духовной прелести. Он очень сильно испугался: а вдруг действительно прельщен? Пришел к настоятелю своего монастыря. А на Афоне настоятели — это не администраторы, а духовники монастыря, потому что там монастырь собирается вокруг духовника. Монах пришел к этому духовнику и сказал: «Батюшка, мне говорят, что я в прелести. Я этого очень боюсь, переживаю. Как мне убедиться, что это не так?» И настоятель послал его послушником к одному очень суровому старцу, который жил в отдаленном скиту, и сказал: «Если ты 11 лет у него сможешь подвизаться безропотно, без каких-либо других соблазнов, и вытерпишь, значит, нет в тебе прелести». Прошло 11 лет, и этот монах все равно сомневался, что прелести у него нет. Он думал: «Прошло 11 лет, и что? Я сейчас выйду и скажу всем: «Ну что, съели? Нету у меня прелести!”» Он испугался гордости. И решил еще 11 лет прожить с этим старцем. А тот был действительно очень жестким! Монах прожил подле него еще 11 лет, после чего старец умер. И все убедились, что прелести в этом подвижнике нет.

Роль духовника — очень важна

Но, конечно, наличие духовника — это не единственное условие, чтобы прийти ко Христу. Главное — Сам Христос привлекает человека к Себе, видя его желание, его стремление. Поэтому духовник может быть не святым, может быть добрым или жестким. Он не может только быть еретиком, то есть человеком, который находится вне Церкви.

— Подождите. А как можно себе представить отношения с жестким, недобрым духовником? Наверное, бежать надо от такого!

Фото Marie-Claire Camp/flickr

— Может быть, да. Но кому-то нужен добрый и внимательный духовник, кому-то — суровый и требовательный. Кого-то надо погладить по головке, а кого-то надо в хвост и в гриву гонять, и только тогда польза будет. Но духовник должен быть один. Не может быть так: по этому случаю у меня один духовник, а по тому — другой. Больного должен вести один врач, тогда будет польза.

— Другими словами, христианин-одиночка, который сам определяет, что ему нужно, а что нет, не имеет наставника — это не очень хорошо?

— А этого и не может быть. Я даже не представляю, что такое христианин-одиночка. Мы должны все находиться в лоне Церкви, быть одной семьей, из одной Чаши причащаться, одними таинствами наполнять себя духовной силой.

Понимаете, когда ты один, то, конечно, все таинства будут над тобой совершаться, но как ты ими воспользуешься, будет зависеть только от твоего настроения: сегодня мне это «помогает», завтра «не помогает»; сегодня я причастился, вышел из храма, и меня обдала грязью машина, так что я решил, что недостойно причастился и, значит, мне не надо больше подходить к Чаше. Человеку все время что-то кажется…

Как готовиться?

— Как христианин должен готовиться к исповеди, если он не чувствует, не понимает, в чем грешен?

— Давайте вернемся в «районную больницу». В больнице, если я совсем далек от медицины, я приду и скажу: «Не знаю, что со мной, но вот у меня тут болит». И это нормально — я не профессионал, чтоб разбираться в медицине! Ну, я немножечко тут слукавил, потому что моя жена — медик, так что от нее я уже набрался определенных терминов и медицинских воззрений и, придя к врачу, смогу с ним разговаривать уже более конкретным языком. Видите, жизнь рядом с медиком меня делает на одну десятую медиком. Вот так же жизнь рядом с духовным человеком делает меня на одну десятую духовным человеком.

Будучи направляем духовником, учась у него, я уже смогу различить, что, оказывается, я обидел своего ближнего не потому, что я злой, а потому, что я гордый, и нечего мне бороться со своей злостью. На самом деле мы же очень часто гнев путаем с гордостью. Тщеславие — с достижениями какими-то. И так далее, и тому подобное. То, на что мы сами не обращаем внимания, очень часто бывает грехом.

Нам очень трудно, к примеру, разделить грех и страсть, а это совершенно разные вещи! Страсть — это то, что в нас укоренилось, то, что искореняется уже очень болезненно. А грех — это то, что находится как бы вне нашего естества, то, что предлагается нам извне лукавым, то, с чем мы боремся. Если побеждаем, то грех не перерождается в страсть.

Казалось бы, я говорю о далеких от основной темы нашего разговора вещах, но я хочу, чтобы мы с вами поняли, что начинать надо именно с них. Не надо сразу изучать закон Бойля — Мариотта. Давайте сначала изучим, что такое скорость, разберемся с правилом буравчика…

— Часто бывает, что мнимое отсутствие грехов свидетельствует о том, что мы сами себя обманываем, обманываем свою совесть?

— Да. Бывает и такое. Это, естественно, происходит не на столь примитивном уровне, о котором мы сейчас говорили, все гораздо тоньше.

У аввы Дорофея описан именно такой случай. Он приходит в один из монастырей и вдруг видит молодого брата, который достиг уже, кажется, совершенного бесстрастия: его все обижают, «клюют», а он не реагирует на это. А когда авва Дорофей умолил этого молодого монаха открыть ему тайну его совершенства, то столкнулся с совершенно страшной вещью. Тот ответил ему: «Мне ли обращать внимание на их недостатки, или принимать от них обиды как от людей? Это — лающие псы».

Вот о чем мы должны помыслить. Для самого себя этот человек был молодцом. Но он в упор не видел своей гордости. Поэтому все равно надо разобраться со своим духовным состоянием, и сделать это в одиночку невозможно.

— Вы упомянули невнимательность как причину, по которой человек не видит своих грехов. А что такое внимательность в духовной жизни и как ее в себе воспитать?

— Внимательность — это состояние, когда человек на всю свою жизнь, на свои поступки пытается смотреть через призму Евангелия. Что такое духовное зрение? Мы читаем в Священном Писании: если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло (Мф 6:22), то есть если твое око настроено по-евангельски, когда твои мысли настроены созвучно с тем, как мыслит Христос (а для этого надо знать, о чем говорит Христос). Причем знание и понимание Христа — это не сложные вещи, они доступны абсолютно каждому человеку, начиная с маленького ребенка и заканчивая умудренным духовными дарами старцем. Внимание — это аккуратная духовная жизнь в этом большом, бушующем житейском море.

— Как этому вниманию учиться?

— Естественно, если ты не читаешь Евангелие, понимание Христа у тебя затуманивается. Надо обращаться к Писанию, постоянно обновлять его знание. Но вместе с тем речь не просто о теоретических знаниях евангельских событий. Важно то, как мы эти знания применяем на практике, в своей жизни. Неумело, весело иногда это получается, даже смешно, если посмотреть со стороны. Но для Бога любые наши попытки к Нему приблизиться, Его познать, полюбить — важны.

Вы наблюдали когда-нибудь, как пятилетний ребенок играет в шахматы? Это действительно очень весело выглядит со стороны: ребенок настолько серьезен, он может высунуть язык набок, стараться, пыхтеть. Не так важно, как он играет, важно — во что. Берет ли он карандаш и «курит» его или берет карандаш и начинает им рисовать — вот что важно! Вокруг чего строится его жизнь — это важно.

Я хочу пример из личной жизни привести. Один из моих сыновей очень рано научился расставлять шахматные фигуры и ходить ими. Естественно, уровень игры был в том возрасте, в трехлетнем, очень далек от совершенства. Но тем не менее мы «играли». И вот в очередной раз расставили шахматы, и ребенок уже, не обращая внимания на меня, заигрался сам с собой. Взял коня и говорит: «Идет, идет конь… Причащается раб Божий конь!»

Кощунство это? Нет, хотя и важно в этом случае объяснить ребенку, что в Причастие играть нельзя, что это всегда про настоящее, что оно игрушечным не бывает. Но все же я был очень рад, потому что увидел, что вся жизнь моего ребенка сформирована вокруг храма — даже его игры. Это очень важно и драгоценно для родителей.

Так и для Бога важно, когда мы стараемся познать Его, применить Евангелие к своей жизни, хоть поначалу это получается не всегда умело.

Перечень грехов и добродетелей

Мы согрешаем:

1. Гордостью.

2. Неблагодарностью.

3. Склонностью на худое дело.

4. Непокорством.

5. Самооправданием.

6. Ослеплением ума.

7. Самодовольством.

8. Почитанием себя разумными и мудрыми.

9. Самолюбием.

10. Самомнением.

11. Самонадеянностью.

12. Невниманием к суду Божию.

13. Своенравием.

14. Самохвальством.

15. Самоугодием.

16. Самочинием.

17. Наглостью.

18. Оскорблением.

19. Властолюбием.

20. Славолюбием.

21. Велехвалением.

22. Возношением.

23. Высокомерием.

24. Высокосердием.

25. Высокоумием.

26. Непослушанием.

27. Ретивостью.

28. Прилогами.

29. Парением, помыслами, мечтательностью.

30. Желанием учить.

31. Отступлением от Бога.

32. Богохульством.

33. Кощунством.

34. Нечестием.

35. Неправоверием.

36. Заблуждением.

37. Суеверием.

38. Неправдой.

39. Противлением добру.

40. Противоречием.

41. Непостоянством.

42. Прелестью.

43. Ересью.

44. Чародейством.

45. Волшебством.

46. Гаданием.

47. Неверием.

48. Любоначалием.

49. Настаиванием на своем.

50. Командованием (страсть).

51. Люблением почести.

52. Надменностью.

53. Тщеславием.

54. Кичением.

55. Завистью.

56. Злорадством.

57. Небрежностью.

58. Небрежением.

59. Пренебрежением.

60. Презрением людей.

61. Презорством.

62. Превозношением.

63. Продерзостью.

64. Неимением любви к ближним.

65. Поруганием.

66. Порицанием.

67. Унижением других.

68. Нечувствием.

69. Неуважением.

70. Человеконенавистничеством.

71. Чванством.

72. Подозрением.

73. Подсматриванием.

74. Подслушиванием.

75. Наушничеством.

76. Укорением.

77. Отвержением.

78. Невежеством.

79. Неблагоразумием.

80. Неблагоговением.

81. Неведением.

82. Хвастовством.

83. Притворством.

84. Вкусом.

85. Тайноядением.

86. Неприличным вкушением пищи.

87. Насыщением.

88. Многоядением.

89. Чревоугодием.

90. Гортанобесием.

91. Чревобесием.

92. Пресыщением.

93. Объядением.

94. Прожорством.

95. Разленением.

96. Леностью.

97. Безделием.

98. Развлечением.

99. Сонливостью.

100. Дреманием.

101. Неумеренностью сна.

102. Долгоспанием.

103. Многоспанием.

104. Ослаблением.

105. Скитанием помыслов.

106. Невоздержанием.

107. Человекоугодием.

108. Пьянством.

109. Забвением.

110. Омрачением ума.

111. Балагурством.

112. Бесчинством.

113. Бесчестием.

114. Сквернословием.

115. Зрением.

116. Слухом.

117. Безумием.

118. Беспечностью.

119 Бессовестностью.

120. Бесстыдством.

121. Болтливостью.

122. Задорностью.

123. Кокетством.

124. Лукавством.

125. Легкомыслием.

126. Ласкательством.

127. Сложением в мысли с грехом.

128. Нечистотой.

129. Любопытством.

130. Суесловием.

131. Многоглаголанием.

132. Шутками неподобными.

133. Смехом.

134. Смехотворством.

135. Праздностью.

136. Празднословием.

137. Пустословием.

138. Напыщенностью.

139. Любопоказностью.

140. Украшением (чрезмерным).

141. Наряжением для соблазна.

142. Страстью к нарядам.

143. Соблазном.

144. Роскошью.

145 Щегольством.

146. Негой.

147. Телолюбием.

148. Натиранием лица.

149. Обонянием.

150. Помаванием очей с злым умыслом.

151. Показностью.

152. Насмешливостью.

153. Недальновидностью.

154. Распущенностью.

155. Мечтанием.

156. Растлением.

157. Помыслами греховными.

158. Беседой со страстными помыслами.

159. Похотением.

160. Сочетанием с греховным помыслом.

161. Соизволением на грех.

162. Осязанием.

163. Блудом.

164. Любодеянием.

165. Прелюбодеянием.

166. Соперничеством.

167. Ревновнием, ревнивостью.

168. Развратом.

169. Распутством.

170. Расточительностью.

171. Советом на грех.

172. Плотоугодием.

173. Непотребством.

174. Ненасытимостью.

175. Насилием.

176. Мужеложством.

177. Скотоложством.

178. Деторастлением.

179. Малакией (рукоблудием).

180. Кровосмешением.

181. Содомией (противоестественным соитием).

182. Скопотворством.

183. Раболепством.

184. Грехолюбием.

185. Сластолюбием.

186. Желанием удобств этой временной жизни.

187. Нерадением.

188. Сребролюбием.

189. Утаением чужого.

190. Бессердечием.

191. Рвением.

192. Пристрастием к чему-либо.

193. Вещелюбием.

194. Любостяжанием.

195. Присвоением чужого.

196. Изворотливостью.

197. Божбой.

198. Скупостью.

199. Жадностью.

200. Торгашеством.

201. Мздоимством.

202. Лихоимством.

203. Святотатством.

204. Воровством.

205. Взяточничеством.

206. Корыстолюбием.

207. Разбоем.

208. Идолослужением, идолопоклонством.

209. Рассеянностью.

210. Вспыльчивостью.

211. Гневом.

212. Раздражительностью.

213. Буесловием.

214. Негодованием.

215. Неразумием.

216. Нерассуждением.

217. Несдержанностью.

218. Нетерпением.

219. Сварливостью.

220. Осуждением.

221. Пересудами.

222. Перечением.

223. Спорами.

224. Любопрением.

225. Поношением.

226. Срамословием.

227. Ссорами.

228. Раздоролюбием.

229. Дерзостью.

230. Бранчливостью.

231. Злоречием.

232. Злословием.

233. Яростью.

234. Огорчением.

235. Серчанием.

236. Недовольством.

237. Ложью (словом, жизнью).

238. Неприязнью.

239. Лицеприятием.

240. Несогласием в добром.

241. Несознательностью.

242. Обманом.

243. Пленением.

244. Запальчивостью.

245. Двоязычностью.

246. Двоедушием.

247. Злопамятством.

248. Злобой.

249. Злохитростью.

250. Издевательством.

251. Неправедной клятвой.

252. Враждой.

253. Враждолюбием.

254. Побоями.

255. Предательством.

256. Проклятием.

257. Оклеветанием.

258. Памятозлобием.

259. Несострадательностью.

260. Бесчувствием.

261. Уязвлением.

262. Досаждением.

263. Жестокосердием.

264 Жестокостью.

265. Ненавистью.

266. Душегубством.

267. Лжесловием.

268. Лжесвидетельством.

269. Кровопролитием.

270. Коварством.

271. Клятвопреступлением.

272. Клеветой.

273. Извращением слов.

274. Лицемерием.

275. Лестью.

276. Унынием.

277. Ропотом.

278. Печалью.

279. Надутостью.

280. Беспокойством.

281. Боязнью.

282. Маловерием.

283. Малодушием.

284. Равнодушием.

285. Скрытостью (утаением грехов).

286. Ожесточением.

287. Окаменением сердца.

288. Стыдением в покаянии.

289. Смущением.

290. Сомнением.

291. Безнадежием.

292. Ужасанием.

293. Страхом.

294. Отчаянием.

295. Хулой.

296. Убийством (словом, делом).

Что нужно, чтобы исправить свою жизнь, чем склонить Господа на милость к нам?

Верой в Бога (2Пар. 20:20; Мк. 9:23; Евр. 11; прп. Нил Сор. с. 53 (См. Предание о жительстве скитском преподобного Нила Сорского. М., 1997)).

Поклонением Господу (2Пар. 20:18).

Хвалой Господа (2Пар. 20:19).

Славословием Бога (2Пар. 20:21).

Страхом пред Богом (Евр. 12:28).

Благодарением (прп. Нил Сор. с. 105).

Воздержанием (прп. Нил Сор. с. 109).

Чистотой сердца, тела (2Пар. 19:9; прп. Нил Сор. с. 121).

Усердием (прп. Нил Сор. с. 107).

Упованием (прп. Нил Сор. с. 98).

Послушанием, повиновением Богу (Мк. 9:7; Евр. 11:8).

Святостью (Евр. 12:13).

Честностью (Евр. 13:18).

Плачем о грехах (прп. Нил Сор. с. 167-178).

Самоукорением (прп. Нил Сор. с. 146, 149).

Памятью о Страшном Суде (прп. Нил Сор. с. 153-166).

Правдой (Евр. 11:33).

Мужеством (2Пар. 32:7).

Благоразумием (прп. Нил Сор. с. 119).

Благорассуждением (прп. Нил Сор. с. 34).

Осмотрительностью (2Пар. 39:7).

Страданием (Мк. 9:12).

Терпением (Евр. 12:1; прп. Нил Сор. с. 136).

Веселием о правде (2Пар. 20:27).

Спокойствием (2Пар. 20:30).

Рассуждением духовным (прп. Нил Сор. с. 61).

Советом (2Пар. 20:21).

Страннолюбием (Евр. 13:2).

Благословением (2Пар. 20:26; Мк. 10:16).

Милостынею (прп. Нил Сор. с. 61).

Милостью (2Пар. 20:21).

Терпением болезней (2Пар. 21:15-19).

Исповеданием грехов и греховных помыслов (прп. Нил Сор. с. 63).

Исполнением заповедей (Исх. 20:2-17; Мф. 19:18-19; 22:37-39; Мк. 10:19; 12:30; Лк. 10:27; 18:20).

Необходимо иметь:

Памятование о Боге (прп. Нил Сор. с. 108, 153).

Молитву (Мк.9:29; прп. Нил Сор. с. 103, 185).

Любовь (прп. Нил Сор. с. 110).

Гнев праведный (2Пар. 19:10; Мк. 10:14).

Верность (2Пар. 19:9).

Богомыслие (прп. Нил Сор. с. 103).

Благочиние (прп. Нил Сор. с. 107).

Целомудрие (прп. Нил Сор. с. 126).

Благоговение (Евр. 5:7; 12:28; прп. Нил Сор. с. 110).

Бдение (прп. Нил Сор. с. 101).

Безмолвие (прп. Нил Сор. с. 90, 185).

Тихость (прп. Нил Сор. с. 90).

Мир (Мк.9:50; прп. Нил Сор. с. 130).

Память о смерти (прп. Нил Сор. с. 153-160).

Терпение (2Пар. 33:11).

Занятие (прп. Нил Сор. с. 199).

Поклоны (прп. Нил Сор. с. 110).

Пост (Мк. 9:20; прп. Нил Сор. с. 110).

Упражнение (прп. Нил Сор. с. 183).

Упование (при. Нил Сор. с. 139).

Твердость в правде (2Пар. 19:11).

Укорение себя (прп. Нил Сор. с. 146).

Покаяние (прп. Нил Сор. с. 103).

Тщание (прп. Нил Сор. с. 107).

Рукоделие (прп. Нил Сор. с. 110).

Труд (прп. Нил Сор. с. 59).

Смирение (2Пар. 34:27-28; прп. Нил Сор. с. 145-146).

Призывание имени Божия (прп. Нил Сор. с. 151).

Правосудие (2Пар. 19:6).

< Предыдущая

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *