Поздравление с хиротонией во священника

Дорогие братья священники и дьяконы, монахи и монахини, братья и сестры во Христе!

Христос воскресе!

В этом году Пасхальные торжества будут иными, нежели мы когда-либо могли бы себе представить. Многих из нас переполняют опасения, неуверенность, всевозможные вопросы и сомнения. Те же чувства интенсивно проживает весь мир вокруг нас. Однако же, у нас есть уникальная возможность определенным способом испытать то, что произошло две тысячи лет назад и остается актуальным и в наши дни. Мы опять переживаем страх той малой общины учеников, мужчин и женщин, одолеваемых сомнениями, которые скрывались после того, как их любимый Учитель, от которого они столько ожидали, был жестоким способом казнен, а их самих разогнали. Они скрывались в страхе и сомнениях, проживая собственные минуты тьмы. Но потом вдруг будто гром среди ясного неба пришел рассвет третьего дня. Отваленный камень, пустой гроб, радостное послание ангела: «Его нет здесь – Он воскрес!» (Мк. 16:6). И эта радостная весть вопреки первоначальному страху учеников начала распространяться, как искорка, повсюду, и от нее загоралось все больше и больше сердец, пока наконец, укрепленная сошествием Святого Духа на апостолов и всю Церковь, не зажгла весь мир. Да, Господь воскрес, и ничто уже не будет прежним.

Но сегодня по причине пандемии заразной болезни храмы временно закрыты для общественных богослужений, и нам кажется, что невозможно радоваться вместе, как Церковь, как сообщество братьев и сестер, собравшихся вокруг евхаристических Даров Тела и Крови Богочеловека. Неужели невозможно? Или же именно теперь пришло время великой Божией милости, когда мы можем по-настоящему ощутить, что все то, что мы в жизни воспринимаем как само собой разумеющееся, и за что уже отвыкли быть благодарными Богу, в том числе и возможность посещать богослужения, является величайшим Божьим даром?

Дорогие, возможно сегодня более чем когда-либо настало время осознать, что мы преемники и наследники той истинной малой напуганной общины учеников. Сами по себе мы можем немного, но наша сила в Том, кто сказал: «Не бойтесь! В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).

Возможно, настал благословенный час милости, когда нам всем предлагается возможность переосмыслить свое отношение к людям, вещам, событиям и фактам, окружающим нас. Возможно, нам с Божьей помощью предстоит вновь открыть то, что действительно важно не только в нашей личной жизни, но и в жизнях семей, приходов, епархий и всего общества в целом. Пришло время признать, сколько раз мы, как индивиды, и все общество, были недостойны этого радостного события – пустого гроба; сколько раз мы отказывались сесть у ног Божественного Учителя, как Мария, сестра Лазаря, и слушать Его животворящие слова; сколько раз мы вместо того, чтобы быть харизматичным богочеловеческим сообществом братьев и сестер, Телом Христовым, Церковью, были лишь исторической, фольклорной или этнической организацией без жизни; сколько раз мы довольствовались формой, не интересуясь содержанием; сколько раз мы ревниво и эгоистично приберегали для себя пламя радостной вести о пустом гробе Богочеловека Иисуса, нашего Господа и брата, и не желали поделиться им с окружающим миром. Сколько раз мы согрешили против присутствия Господа Жизни в нашем обществе? Сколько раз мы отдали предпочтение своей кичливой уверенности и кажущейся справедливости вместо того, чтобы смиренно склониться перед Учителем, Которому все еще есть, что сказать, и Который желает руководить нашей жизнью? Пора вновь возвестить с апостолом Петром: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» (Ин. 6:68). Возможно, настало время, когда бы наша Церковь перестала восприниматься как институт, и вновь стала сообществом братьев и сестер, где один действительно заботится о другом. Ведь мы все вместе часть одного Богочеловеческого организма – Церкви, Тела Христова, где только Он глава, Господь и Учитель, Который нас в силе животворящего Духа ведет, как возлюбленных детей, к любящему Отцу. А потому не будем замыкаться в своих страхах и опасениях, поминая в молитвах тех, кому приходится принимать ответственные решения, всех болящих и всех, кто самоотверженно служит другим – врачей и медицинских работников, членов сил порядка, продавцов и многих других. И не только это, давайте и сами будем стараться по мере возможностей практически и конкретно помогать там, где это возможно.

Дорогие, нынешнюю тяжелую ситуацию переживаем вместе со всеми вами и мы, ваши епископы. Мы все в одной лодке. И нас касаются общие опасения, страх и неуверенность. Но мы хотим в это радостное пасхальное время поделиться с вами словами святого апостола Павла, в которых звучит двухтысячелетний опыт Церкви: «Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:34 – 35, 38 – 39).

Просим ваших молитв и призываем на вас Божие благословение.

Христос воскресе!

Ваши епископы:
+ Ростислав, архиепископ Прешовский, митрополит Чешских земель и Словакии
+ Михаил, Архиепископ Пражский и Чешских земель
+ Симеон, архиепископ Оломоуцко-Брненский
+ Георгий, архиепископ Михаловско-Кошицкий
+ Исаия, епископ Шумперский

Правила и наставления благочестивого поведения в храме.

Дом мой есть дом молитвы (Лк. 19,46). Молиться Богу Можно везде, но как хор слышнее одного голоса, так и молитва в Церкви едиными усты, единем сердцем скорее доходит до Бога.

  1. Входи в храм, ища мира, успокоения и очищения души твоей, ибо Господь говорит «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы (Мф.11,28)
  2. Войдя в Святой Храм, сотвори три поясных поклона, молясь: «Боже, очисти мя. грешнаго(ю) и помилуй мя», «Боже, буди милостив мне, грешному (ой)», «Вси Святии, молите Бога о мне, грешном(ой)».
  3. В храм приходи до начала Богослужения: подай поминание о здравии живых и упокоении усопших, поставь свечи, приложись к иконам. Прежде чем приложиться к иконе, принято положить перед нею два поясных поклона с крестным знамением, а после целования — третий поклон. Необходимо помнить, что почитая икону, мы кланяемся не доске, на которой она написана, а Тому, кто на ней изображен, воздавая, таким образом, через образ поклонение Первообразу.
  4. Твори крестное знамение с благоговением, не спеша, не искажая креста. При правильном крестном знамении первые три пальца правой руки соединяем вместе в честь пресвятой Троицы, два последних — безымянный и мизинец — соединяем, прикладывая к ладони, что означает две природы Христа (Он Бог и человек). Сложив правильно пальцы, полагаем их на лоб, затем на чрево (живот), правое и левое плечи и только потом совершаем поклон.
  5. Православный христианин всегда должен носить на себе нательный крест (включая младенцев).
  6. Когда проходишь мимо Царских врат (на любом расстоянии от них), приостановись и положи поясной поклон с крестным знамением.
  7. Не желательно во время Богослужения ходить по храму и разговаривать, ставить свечи или передавать их. ибо это мешает общей молитве. Во время чтения Евангелия, пение Херувимской песни и Евхаристического канона молящиеся должны хранить благоговейное молчание. В это время недопустимо беспокоить других вопросами и просьбой передать свечу.
  8. В храме не любопытствуй, не рассматривай молящихся, а сосредоточенно вникай в Богослужение, участвуй в общей молитве. Если тебе непонятны слова молитв и песнопений, твори про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго (ю)».
  9. Если приходишь в Святой Храм с детьми, следи за ними, чтобы они вели себя чинно, скромно — не бегали, не шумели и не отвлекали молящихся. Приучай их к молитве, если детям требуется уйти из храма, скажи им, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам (сама) выведи их.
  10. Если дитя малое расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его из храма (с малыми детьми следует приходить непосредственно перед Причастием, т.к. они не могут так долго находиться в покое, или гулять с ними на улице до Причастия).
  11. В православном храме должно стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий, а также болящим и крайне утомленным.
  12. По старым нашим обычаям, мужчины должны находиться в правой части храма, а женщины в левой. Прохода от главных дверей к царским вратам не должно занимать.
  13. В храме никого не осуждай. Замечание можно сделать только тому, кто явно нарушает благочиние, мешая общей молитве. Соблюдай в сердце своем мир, храни молитву, помни свои грехи, молись за того, кто грешит.
  14. До конца Богослужения никогда, без крайней необходимости, не уходи из храма, ибо это — неуважение к святости храма и грех перед Богом. Если же это случилось с тобою (что раньше вышел), то скажи об этом на исповеди священнику.
  15. Женщины должны входить в храм прилично и скромно одетыми, с покрытой головой. Недопустимо причащаться Святых Тайн и прикладываться к святыням с накрашенными губами.
  16. Ко Святому Причащению подходят православные христиане, имея на себе нательный крест, после покаяния в грехах — исповеди и разрешительной молитвы священника (детям до 7-ми лет исповедь не требуется, но если дети сами хотят идти на исповедь, то возбранять не следует, однако объяснить, что следует говорить на исповеди в простой доступной форме для детей). Готовящиеся к причащению должны быть накануне за вечерним Богослужением, ничего не есть и не пить, начиная с 12-ти часов ночи.
  17. Исповедь должна совершаться после вечернего Богослужения накануне или утром до начала Божественной Литургии.
  18. Перед причащением руки сложи крестообразно на груди (правая сверху), с верой и любовию ко Христу причастись Его Святых Тела и Крови, поцелуй низ чаши, но не крестясь, чтобы случайно не толкнуть ее, и отойди к столику запить Причастие теплотой. После Причащения выслушай (прочитай) благодарственные молитвы.
  19. По окончании Литургии подойди и приложись к кресту, который дает верующим священник из алтаря. Если нужно уйти раньше, например, с маленькими детьми, то можно приложится к большому распятию.
  20. Выходя из храма, сотвори три поясных поклона с крестным знамением и помолись.

С маленькими детьми лучше проходить вперёд или сажать на плечи, чтобы они могли видеть Богослужение.

Православная церковь об одежде определяет: «Никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную … посему тех, которые отныне, зная это, дерзнуть делать что-либо из вышесказанного, если суть клирики — повелеваем извергать из священного чина, если же миряне — отлучать от общения церковного» (VI Вселенский Собор, правило 62). На маленьких девочек правило: — быть с покрытой головой не распространяется, но из-за подражания взрослым возбранять не следует.

Зачем нужен церковный этикет?

Поздравления православных людей друг друга с христианскими праздниками, в том числе и поздравления письменные, – это давняя традиция.

Но годы безбожия, столько лет царившие в нашей стране, прервали немало традиций, стерли из памяти людей то, что раньше каждый человек знал с детства, что было естественным и само собой разумеющимся.

Утеряны и теперь с трудом восстанавливаются правила поведения, которые в продолжение веков складывались в церковной среде.

Незнание, казалось бы, самых простых вещей – как правильно обратиться к священнику, как поздороваться и как попрощаться, как должны верующие люди – братья и сестры во Христе – приветствовать друг друга – все это становится порой для новоначальных серьезной проблемой.

Каждый из нас, сегодня пришедших к вере, знает на своем опыте, как сковывает, мешает и зачастую даже лишает духовной радости незнание правил церковного этикета. Вот только один пример из горького опыта новоначальных. Многие, начав ходить в храм, лишали себя священнического благословения только потому, что не знали, как это правильно сделать, что сказать, в какое время лучше подойти к батюшке, как себя вести после благословения.

Как правильно поздравить с тем или иным христианским праздником? Как правильно оформить письмо или письменное поздравление, особенно если оно адресовано духовному лицу?

В море православной литературы, издающейся сейчас, практически нет ничего на эту тему.

Обращение к духовенству.

В православии существует три степени священства: диакон, священник, епископ. Диакон – помощник священника. Он не имеет той благодатной силы, которая дается в Таинстве рукоположения во священника, но за советом и молитвой к нему можно обращаться.

К диакону нужно обращаться со словами «Отец диакон». Например, «Отец диакон, вы не подскажете, где найти отца настоятеля?» Можно называть по имени, но обязательно в сочетании со словом «отец». К примеру: «Отец Александр, будет ли завтра вечером исповедь?» Если говорят о диаконе в третьем лице, употребляют следующие формы: «Отец диакон говорил сегодня…» Или: «Отец Александр сейчас в трапезной».

Как здороваться со священником.

По церковной этике священнику не принято говорить «Здравствуйте» или «Добрый день». Священнику говорят: «Батюшка, благословите» или «Отец Михаил, благословите!» и испрашивают благословение.

Во время периода от Пасхи до отдания праздника, то есть в течение сорока дней, приветствуют словами «Христос Воскресе!», священник благословляет, отвечая: «Воистину Воскресе!» Если вы случайно встретили священника на улице, в транспорте или каком-то общественном месте, если он даже не в священническом облачении, все равно можно подойти и взять у него благословение.

Поздравления с престольными праздниками. Праздничная трапеза.

В престольный праздник поздравляют весь приход: настоятеля, матушку, и всех служителей храма, прихожан. В теплой обстановке давно знающих друг друга людей поздравить настоятеля и прихожан можно простым слогом, начав так: «Дорогого батюшку!» (или дорогого отца настоятеля) и всех прихожан поздравляем с престольным праздником – Покровом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».

Если же обстановка более официальная, то и слог должен быть строгий, официальный. К диакону, иерею, иеромонаху следует обратиться: «Ваше преподобие», к протоиерею, игумену, архимандриту: «Ваше Высокопреподобие».

За столом в приходской трапезной во главе стола (то есть в торце, если один ряд столов) или за столом, поставленным перпендикулярно, сидит настоятель либо старший из священников. По правую сторону от него – следующий по старшинству священник. По левую – священник по чину. Рядом со священством сидит председатель приходского совета, члены совета, церковнослужители (псаломщик, чтец, алтарник), певчие. Почетных гостей настоятель обычно благословляет трапезничать ближе к голове стола.

Если вы пришли в тот момент, когда большинство собравшихся за столом, то вы садитесь на свободное место, не заставляя всех сдвигаться, или туда, куда укажет настоятель. Если трапеза уже началась, то, попросив прошения, желают всем: «Ангела за трапезой» – и садятся на свободное место.

На праздничной трапезе соблюдают меру во всем: питье, еде, разговорах, шутках, продолжительности застолья.

Протоиерей Александр Салтыков:

Ваше высокопреподобие, дорогой отец Александр! Поздравляем вас со значимым юбилеем! Для нас большая честь иметь знакомство с вами – авторитетным московским священником, мудрым пастырем и создателем замечательного портала «Православие и мир». Большое спасибо за возможность через ваш портал говорить, поистине на весь мир, правду о Православной Церкви! На вашем портале много рассказывается об истории Вселенской Церкви, об истории русского народа, защите исторического наследия. Надеемся, что и дальше вы продолжите говорить народу правду об истории и современности русской земли и Русской Церкви. Также благодарим вас за помощь в освящении тяжелой судьбы Кадашевской слободы.

Вы интересный и яркий публицист. Вашему перу принадлежат прекрасные исследования, посвященные героическим страницам русской истории, противостоянию нашествию двунадесяти язык в 1812 году и вторжению фашистских захватчиков.

Вашу многочисленную семью многие уже сравнивали с семейством патриарха Авраама, и вы, как мы надеемся, станете, как и он, родоначальником великого народа!

Ваше теплое сердце излучает много любви не только к окружающему вас многочисленному потомству, но и ко всем, кто с вами соприкасается. Многие задаются вопросом, в чем секрет популярности «Правмира»? Видимо, именно в этом – ваша любовь к людям и к правде привлекает умы и сердца читателей.

Многая вам и благая лета!

Протоиерей Алексей Емельянов:

Дорогой отец Александр! Поздравляю вас от всего сердца с юбилеем! Поздравляю и от всей многочисленной семьи Емельяновых всю многочисленную семью Ильяшенок с таким особым днем! Желаем вам сохранять тот энтузиазм, который всех нас зажигал с самого детства! Желаем вам больше правнуков и праправнуков!

Обращение к архиерею.

К архиерею обращаются: «Владыко»: «Владыко» – это звательный падеж церковнославянского языка: «Владыко, благословите», «Владыко, позвольте…» В именительном же падеже – Владыка. Например, «Владыка Филарет благословил вам…» В официальной речи, в том числе письменной, употребляются иные формы. К епископу обращаются: «Ваше Преосвященство» или «Преосвященнейший Владыко». Если в третьем лице: «Его Преосвященство».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *