Православная церковь в Германии

Ольга Курило (Франкфурт-на-Одере) /

Штефан Райхельт (Бранденбург, Германия)

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Федеративная Республика Германия, в которой доминируют римско-католическая и протестантские религиозные традиции, на первый взгляд мало связана с православием. В облике немецких городов преобладают сакральные здания католических и лютеранских церквей с характерными для них готическими и барочными башнями. На улицах немецких городов часто можно встретить мусульман турецкого происхождения, приехавших сюда в качестве рабочей силы после II Мировой войны и оставшихся здесь на постоянное место жительство.

Православие в Германии имеет, однако, не только древнюю историю, начало которой было положено постройкой первой православной церкви на немецкой земле в XVIII столетии. Оно занимает особое место в культурном пространстве страны, потому что по численности верующих является третьей после римско-католической и евангелической христианской конфессией страны. В различных немецких городах существуют православные храмы с характерной для них в России архитектурой — свидетели многовековых культурных связей Германии и России, являющиеся местом собрания многочисленных православных верующих на немецкой земле.1 Их количество постоянно увеличивается. В предлагаемой статье анализируются основные вехи истории православия в Германии и показаны современные тенденции его развития.

Издательство Санкт-Птеребургского университета • Издательство Санкт-Птеребургского университета

Православный ландшафт Германии

Православные общины и церкви существуют в каждой федеративной земле в Германии. Только в Берлине, в котором история Русской православной церкви насчитывает более ста лет, находится несколько русскоговорящих православных общин, имеющих свои церковные здания: Русский православный храм Равноапостольных Константина и Елены, Кафедральный Свято-Воскресенский Собор, Храм Святого Сергия Радонежского Московского патриархата Берлинской Епархии, Святой храм Покрова Пресвятой Богородицы Русской православной церкви за границей. Кроме того, в Берлине действует немецкоговорящая русско-православная община св. Исидора.2

Православный ландшафт Германии в целом и Берлина в частности очень разнообразен. В Берлине помимо русскоязычных православных общин действуют болгарская, греческая, община грече-ско-православной митрополии Антиохии, румынская, две сербские, грузинская, армянская, коптская, сирийская и др., некоторые из них были образованы в последнее время.

Всего в 1990-х годах в Берлине насчитывалось более десяти различных православных общин,3 несколько меньше, чем в Мюнхене. В баварской столице, по данным кардинала Фридриха Веттера, в конце XX столетия было зарегистрировано 14 православных общин.4 Для сравнения: в Гамбурге действуют 10, а в Штуттгарте только 9 общин.

Кроме православных храмов в Германии существуют также православные монастыри и скиты, которые расположены преимущественно в небольших местечках, таких, например, как Боденвердер-Буххаген (Bodenwerder-Buchhagen), Гейльнау

2 Rolf R. Aus dem Leben der Russischen Orthodoxen Kirche in Berlin. Berlin, 1999.

3 Yonan G. Religion in Berlin. Berlin, 1993.

Издательство Санкт-Птеребургского университета • Издательство Санкт-Птеребургского университета

(Geilnau), Хильдесхайм-Химмельстюр (Hildesheim-Himmelsthtir), Мильмерсдорф-Гечендорф (Milmersdorf-G6tschendorf), Бухендорф (Buchendorf). Исключение из правил составляют монастыри в крупных городах, в частности монастырь св. Хиоба Почаевского в Мюнхене, принадлежащий Русской православной церкви за границей, и монастырь Св. Великомученика князя Константина и его четырех сыновей, находящийся во владении Румынской православной церкви в Нюрнберге. Они расположены, однако, на окраине больших городов и поэтому, как правило, остаются незаметными для российских туристов, интересующихся православным наследием в странах Западной Европы.

К числу православных мест в культурном пространстве Федеративной Республики Германия принадлежат также православные кладбища, некоторые представляют особую культурную ценность. К ним, например, относится русско-православное кладбище в Висбадене, которому в 2006 г. исполнилось 150 лет. Здесь захоронены многочисленные россияне — государтвенные лица, офицеры, ученые, писатели, художники и архитекторы, покинувшие Россию после прихода к власти большевиков и умершие в эмиграции. Среди них много православных дворянского происхождения: князь Петр Васильевич Репнин, барон Карл Фридрих фон дер Остен, граф Карл Иванович фон дер Остен-Сакен, князь Георгий Александрович Юрьевский. Здесь также покоятся православные священники, опекавшие православную диаспору в Германии в послевоенные годы: епископ Серафим (Альберт Ладе), архиепископ Берлина и Германии, епископ Александр (Андрей Ловчий), архиепископ Берлина и Германии в 1952-1971 гг. и епископ Филофей (Владимир Нарко), архиепископ Берлина и Германии в 1971-1982 гг.

Сохранение православной традиции в Германии возможно благодаря не только существованию православных храмов, приходов, кладбищ, но и обучению православной теологии. Верующим в Германии предоставляется возможность изучения православия на отделении православной теологии Университета им. Людвига-Максимилиана в Мюнхене и на кафедре православной теологии в Центре по религиозным вероучениям Вестфальского Университета им. Вильгельма в Мюнстере.

Издательство Санкт-Птеребургского университета • Издательство Санкт-Птеребургского университета

Православие как учебный предмет существует в школах федеральных земель Северная Рейн-Вестфалия, Бавария и Гессен.

По статистическим данным, опубликованным Николаем Тоном, генеральным секретарем православной епископской конференции в Германии, в ФРГ проживают 1,3 миллиона верующих православного вероисповедания.5 В декабре 2006 г. насчитывалось 394 общины, которые обслуживались 268 священнослужителями.6

Среди православных религиозных организаций доминирует греческо-православная митрополия Германии, насчитывающая 168 общин и 69 священников, обслуживающих около 400 000 верующих. Не случайно главой Комиссии православных церквей в Германии (Kommission der Orthodoxen Kirchen in Deutschland, KOKiD) был избран митрополит Августинос. Вышеназванная Комиссия, созданная в Германии в 1994 г., объединила все представленные в Германии православные патриархаты. Помимо публикации информационного печатного органа «Православие актуально», освещающего жизнь православных церквей как в Федеративной Республике Германия, так и за рубежом, Комиссия прилагает усилия по введению православия в качестве школьного предмета в различных немецких федеральных землях и по единообразному переводу литургических текстов на немецкий язык.7

Руководитель Комиссии митрополит Августинос, заслуженный представитель православного мира Германии, осуществляет большую работу для сближения различных православных церквей. В феврале 2006 г. Рейнский университет им. Фридриха-Вильгельма в Бонне присвоил ему почетное звание доктора.

Второе по численности верующих место среди православных организаций в Германии занимает Румынская митрополия. Она насчитывает 300 000 верующих, 41 общину и 32 священника. За ней

6 Orthakt 1 (2007). S. 29.

7 Orthakt 3 (2006). S. 19.

Издательство Санкт-Птеребургского университета • Издательство Санкт-Птеребургского университета

следует сербский диоцез Центральной Европы с 280 000 верующими, 74 общинами и 44 священниками. Русская православная церковь насчитывает всего около 40 000 членов. 8

Православная традиция и повороты истории

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Православие в Германии, как уже упоминалось выше, существует столетия. Возможно, первое официальное место для русско-пра-вославного богослужения было устроено в 1718 г. в Берлине в связи с пребыванием здесь посольства царя Петра I при дворе прусского короля Фридриха I.9 Известные с этого времени так называемые «походные церкви» устраивались в частных помещениях и использовались для проживания членов русских посольств при Берлинском дворе и для религиозных целей.10 Походные церкви получили свое название от их «походного» (переносного) убранства: полотняного иконостаса, малого числа икон, священных сосудов и риз.11

Начало строительству православных строений на немецкой земле было положено в XVIII в. Первая православная церковь — греческо-православная церковь Святой Троицы — была построена в 1759 г. в Аугсбурге, тогда «свободном имперском городе» («й^ Reichsstadt»). В XVIII в. появилась также греческая православная община в Лейпциге, одном из важных центров православия, возникших в немецких землях.12 Крупный город с развитой торговлей и университетом привлекал к себе многочисленную публику, в том числе православных купцов и студентов, которые приезжали также из России, но постоянной русской церкви здесь долгое время не бы-ло.13 Екатерина Великая (1729-1796, императрица с 1762 г.) отметила

8 Orthodoxe Kirche im Spiegel der Statistik in: Orthakt 1 (2007). S. 29.

9 Gunther W. Die Russisch-Orthodoxe Kirche in der Bundesrepublik Deutschland. Memorandum. . S. 8.

10 Gaede K. Russische Orthodoxe Kirche in Deutschland in der ersten Halfte des 20. Jahrhunderts. Koln, 1985. S. 15.

11 Антонов/Кобак. Русские храмы. S. 6.

13 Антонов, Кобак. Русские храмы. S. 88.

Издательство Санкт-Птеребургского университета • Издательство Санкт-Птеребургского университета

при посещении Лейпцига, что хотя в городе и существует православная церковь, но богослужения в ней на церковнославянском языке не проводятся.14

Значительно большее количество православных цервей в Германии возникло, однако, в течение XIX столетия. Причем их постройка была связана с самыми разными причинами. Многие рус-ско-православные церкви возникли в связи с развитием брачных и дипломатических связей между царским домом Романовых и немецкими княжествами. Православная церковь в Дармштадте была, например, фамильной церковью царской семьи и строилась на ее деньги. Некоторые значительные храмы были воздвигнуты в окружении русских посольских резиденций в Берлине, Веймаре, Дрездене, Штуттгарте, Лейпциге.15 С развитием курортного туризма и увеличения числа приезжих из России на немецкие курорты во второй половине XIX в. здесь также появляются постройки православных церквей, например в Бад Хомбурге, Висбадене, Бад Киссингене, Бад Емсе и Баден-Бадене.

Историк Геде различает православные строения по месту их возникновения: дворцовые, кладбищенские, посольские, курорт-ные.16 К этому списку можно добавить также православные строения, играющие роль памятника, в том случае, если они строились в память о знаменательном событии, как, например, православная церковь в Лейпциге. Строительство этого храма-памятника было связано с юбилеем знаменитой «битвы народов», в которой объединенная армия России, Пруссии, Австрии, Англии и швеции разгромила в сражении, происшедшем 4-7 октября 1813 г. под Лейпцигом, войска Наполеона. Построенная в 1913 г. и освященная во имя св. Алексия митрополита московского церковь до сих пор служит местом памяти о знаменательном сражении и погибших в нем

14 Gaede. Russische Orthodoxe Kirche. S. 38.

16 Gaede. Russische Orthodoxe Kirche. S. 15.

Издательство Санкт-Птеребургского университета • Издательство Санкт-Птеребургского университета

русских солдатах. В годовщину «битвы народов» здесь служатся панихиды по павшим русским солдатам.

Новый поворот в истории православия в Германии был связан с I Мировой войной и приходом к власти большевиков, вызвавшим поток эмигрантов из России. В 1917 г. только в Берлине, который Карл Шлёгель назвал «русским Берлином»,17 насчитывалось более 1 миллиона эмигрантов: в начале 1920-х годов здесь проживало 300 000 эмигрантов из России, ведущих активную творческую жизнь. В это время в Германии возникли новые русскоязычные издательства, газеты и журналы, литературные произведения.18

Эмигранты православного вероисповедания из России концентрировались в Русской православной церкви за границей, новой православной церковной организации, возникшей после Октябрьской революции.19 Поселившиеся в межвоенный период в Германии, русские эмигранты новых церквей, как правило, не строили и использовали помещения существующих православных храмов. Исключение представляет Кафедральный Свято-Воскресенский собор, самая большая православная церковь Берлина, построенная в 19361938 гг. Строительство бетонного пятикупольного собора в Берлине, выполненного в традициях новгородского зодчества, происходило при финансовой поддержке Германского государства.20 Развитие православной жизни в межвоеный период не было безоблачным и осуществлялось, как показывает приведенный выше факт, не без сотрудничества с национал-социалистической властью.21

17 Schlogel K. Das russische Berlin. Ostbahnhof Europas. Munchen, 2007.

19 Административный центр Русской Православной Церкви за границей расположен в Мюнхене.

20 Антонов, Кобак. Русские храмы. С. 11.

21 О жизни православных общин в период национал-социалистической диктатуры см.: Шкаровский М. 1) Нацистская Германия и православная церковь. М., 2002; 2) Die Kirchenpolitik des Dritten Reiches gegenuber den ortho-doxen Kirchen in Osteuropa (1939-1945). Munster, 2004.

Издательство Санкт-Птеребургского университета • Издательство Санкт-Птеребургского университета

Советская антирелигиозная политика и распространение атеистической идеологии вызвали сокращение числа верующих православного вероисповедания в Советском Союзе. В связи с этим вторая волна эмиграции из России, связанная с концом II Мировой войны, не была такой религиозной, как первая. Тем не менее и она привела к усилению православной традиции в Германии, что отразилось в том числе и на создании новых православных храмов. Так, например, в 1951 г. был освящен Крестовый храм в одной из вилл берлинского предместья Карлсхорст, служивший приходской церковью для православных, проживавших в столице ГДР. При храме действуют представительство Московского патриархата в Германии, Берлинское Епархиальное управление и резиденция архиепископа берлинского и германского. В Западной Германии в 1965 г. была освящена церковь блж. Прокопия Устюжного в Гамбурге, одно из наиболее гармоничных в архитектурном отношении православных сооружений.

В истории православия в Германии миграция играла особую роль: она привела к основанию православной диаспоры, к увеличению в стране числа православных верующих, общин и храмов. Но если катализатором миграционных процессов, в том числе для православных в XX в. в Западную Европу, были прежде всего мировые войны и связанные с ними политические пертурбации,22 то в послевоенный период особую роль приобретала рабочая миграция, в которой в 70-е годы особую роль играли православные греки. Приблизительно 1 миллион греческих граждан работал в те годы за границей, многие из которых не возвратились на свою Родину. По данным Клауса Баде, с 1973 по 1981 г. вернулись только около 9000 из 25 300 греческих граждан, зарегистрированных в ФРГ как ищущих работу.23

Окончание «холодной войны» и развал социалистической системы государств вызвали увеличение количества православных

22 Несмотря на широкое использование иностранной рабочей силы в 1914 г. (1,2 млн), в период до II Мировой войны только 300 000-500 000 иностранных рабочих работали в Германии (Bade K.J. Auslander-Aussiedler-Asyl. Eine Bestandsaufnahme. Munchen, 1994. S. 41).

23 Bade K.J. Europa in Bewegung. Migration vom spaten 18. Jahrhundert bis zur Gegenwart. Munchen, 2002. S. 330.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Издательство Санкт-Птеребургского университета • Издательство Санкт-Птеребургского университета

в Германии за счет мигрантов из Восточной Европы, что привело к дальнейшему укреплению положения православных в Германии.

Современные тенденции

Современное положение православия в Германии еще не стало темой особого научного исследования, несмотря на то что его значение в культурном пространстве страны неуклонно растет. К современным тенденциям развития православия принадлежат значительное увеличение числа православных верующих, рост их организаций и церковных строений и в целом упрочение их позиций в стране.

В соответствии со статистическими данными, опубликованными Евангелической церковью Германии, количество православных в Федеральной Республике Германия с 1990 по 2004 г. увеличилось вдвое, а именно с 500 тыс. до 1,1 миллиона.24 Прирост православных в Германии связан, как уже упоминалось выше, прежде всего, с миграционными процессами.

В 2005 г. из 35 522 переселенцев 15 000, или 42%, принадлежали к различным евангелическим группам, прежде всего баптистам, лютеранам и меннонитам. Вторую по численности группу — 20,6 %, или 7300 членов, составили православные.25

Только в 2006 г. число православных общин увеличилось с 318 до 394. Таким образом, Православная церковь заняла третье место среди действующих в стране конфессий, после Римско-католической и Евангелической.26 Процесс роста православных можно проиллюстрировать на примере российских немцев, приезжавших и приезжающих в Германию из России на постоянное место жительство. Если первоначально среди них были зарегистрированы в основном лица римско-католического и протестантского вероисповедания, то в настоящее время довольно большая их часть относит себя к православным. По официальной статистике,

24 ОлЬакг 1 (2005). 8. 18.

25 ОгШакг 10 (2006). 8. 21.

26 Оагйг. Яш818сЬе ОйЬо^хе ЮгсЬе. 8. 11.

Издательство Санкт-Птеребургского университета • Издательство Санкт-Птеребургского университета

число переселенцев в 2010 г. распределилось по религиозной принадлежности следующим образом: евангелического вероисповедания — 791, римско-католиков — 334, православных — 706, другого вероисповедания — 88, без какой-либо религиозной принадлежности — 346, без ответа — 85.27 В соответствии с этими данными количество лиц православного вероисповедания в 2010 г. более чем вдвое превысило число переселенцев римско-католического вероисповедания и было ненамного меньше числа лиц евангелического вероисповедания. Приезжающие в Германию в последние годы российские немцы являются в большинстве случаев ассимилированными немцами, они чувствуют себя более связанными с русской, чем с немецкой культурой, более с православием, чем с протестан-тизмом.28

Увеличение численности православных способствует усилению их влияния в религиозной жизни страны. Упрочение позиций православных организаций связано, прежде всего, с приобретением ими нового правового статуса как правовой корпорации. 9 декабря 2004 г. министр по науке, исследованию и культуре (Ministerin fur Wissenschaft, Forschung und Kultur) земли Бранденбург Иоанна Ванка подписала в Потсдаме документ о предоставлении Берлинскому диоцезу Русской православной церкви Московского патриархата такого права. Помимо Берлинского диоцеза Русской православной церкви такими правами владеют Греческо-право-славная митрополия Германии (первично в земле Северный Рейн-Вестфалия в 1974 г.) и диоцез Русской православной церкви за границей (с 1936 г.).29 В 2006 г. Румынская митрополия Германии, Центральной и Северной Европы получила от Свободной земли Баварии официальное признание статуса правовой корпорации. До

28 Об изменении культуры и идентичности российских немцев см.: Ku-rilo О. Die Lebenswelt der Russlanddeutschen in den Zeiten des Umbruchs (19171991). Ein Beitrag zur kulturellen Mobilitat und zum Identitatswandel. Essen, 2010. S. 245-373.

29 Or^kt 1 (2005). S. 12, 13.

Издательство Санкт-Птеребургского университета • Издательство Санкт-Птеребургского университета

этого митрополия существовала в Германии на правах общества. Рассмотрение заявления длилось, однако, довольно долго —10 лет.30 Таким образом, Румынская митрополия стала четвертой по счету православной метрополией, получившей такое признание после Русской православной церкви за границей (1936 г.), Греческо-пра-вославной митрополии Германии (1974 г.) и Берлинского диоцеза Русской православной церкви (1990 г).31 Получение нового статуса означает уравнение православных оранизаций в правах с другими религиозными организациями страны.

Стоит также отметить, что усиление позиций православия в Германии происходит одновременно с уменьшением численности членов традиционных немецких религиозных организаций, как, например, Евангелической церкви Германии, второй по численности церковной организации страны после Римско-католической. Этот процесс сопровождается закрытием евангелических церковных зданий, которые со временем все более и более пустеют. Нередко они переходят в руки православных. Так, например, бывшая Евангелическая кладбищенская церковь в Берлине стала местом богослужений болгарской православной общины, насчитывающей около 3000 членов.32

В 2005 г. Евангелическая церковь в Гамбурге-Хамме (НашЬищ-Нашш) продала здание своей церкви св. Симеона греческо-право-славным христианам.33 В мае 2006 г. была освящена румынская церковь Рождества Христова в Штуттгарте, здание которой было приобретено православными в 2004 г.

Нередко протестанты остаются удовлетворенными достигнутыми с православными переговорами. Покупка евангелических церквей православными означает, что сакральное здание и дальше будет использоваться в христианских целях.34 Приобретение евангелических строений православными не означает, однако, что они

30 ОйЬакг 5 (2006). Б. 11.

31 ОгШакг 5 (2006). Б. 12.

32 ОйЬакг 5-6 (2005). Б. 33.

33 ОйЬакг 2 (2006). Б. 19.

34 ОйЬакг 2 (2006). Б. 19.

Издательство Санкт-Птеребургского университета • Издательство Санкт-Птеребургского университета

будут немедленно использоваться. Купленные церковные здания переоборудуются в соответствии с православными потребностями и приобретают со временем архитектурные православные формы, иконопись, иконостас и т. д.35

Кроме евангелических в руки православных переходят и католические церковные здания. В октябре 1980 г., например, Римско-католическая церковь Марии Защитницы (Kirche Maria Schutz) была передана православным. С этого времени здесь проводят свои богослужения, крестят и совершают обряды венчания греческая, румынская, сербская и русская общины.36 Для россиян процесс пе-реобустройства зданий других христианских конфессий для православных целей не является новым опытом. Этот процесс можно сравнить с переустройством зданий немецких евангелических и католических церквей под православные нужды в Калининградской области, в бывшей северной части Восточной Пруссии.

К тому же православные строят в Германии и новые церковные здания. Греческая церковь св. Иоанна Крестителя была, например, освящена в рейнском Брюле (Bruhl)) в мае 2005 г.37 В том же году была начата постройка русской православной деревянной церкви в Магдебурге.38 Она призвана стать наиболее впечатляющим деревянным церковным строением Германии (запланированная высота строения составляет 30 метров). Строительные материалы для постройки церкви, 50 тонн обработанных деревянных элементов, привозятся из России. Предполагаемая стоимость церкви — 265 миллионов евро.39 В 2006 г. была произведена закладка Румынской православной церкви в Берлине (район Шарлоттенбург) и достигнута договоренность о постройке Русской православной церкви в Киле (договор между Берлинским диоцезом Русской православной церкви и Евангелическим церковным округом Киля).40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 ОгШак! 8 (2006). S. 19; ОгШак! 5-6 (2005). S. 33.

36 ОгШак 11 (2005). S. 8.

37 ОгШак! 5-6 (2005). S. 34.

38 ОгЛаИ 11 (2005). S. 9.

39 ОгШак! 09 (2006). S. 24.

40 ОгШак 6 (2006). S. 19.

Издательство Санкт-Птеребургского университета • Издательство Санкт-Птеребургского университета

По сообщению издания «Православие актуально», Русская православная церковь в 2005 г. подготавливала также открытие небольшого монастыря (Emmaus-Skit) в городе Еускирхен (Euskirchen). В монастыре предусмотрено не только устроить церковь, комнаты для гостей и помещения для инвалидов, но и оборудовать чайную комнату и небольшой церковный музей, так, чтобы он мог стать местом коммуникации христиан различных конфессий и местом досуга.41

Развитие активности православных заметно также в проведении мероприятий православной молодежи. В Германии действует Православный союз молодежи Германии (Orthodoxer Jugendbund), который устраивает летние лагеря.42 Открытость по отношению к обществу и адаптация к современным условиям отражаются в использовании православными ресурсов Интернета. «Православие актуально» сообщает на своих страницах о различных сайтах Интернета, предназначенных для интересующихся православием. В немецкоязычной версии интернет-энциклопедии Википедия в начале 2006 г. открылся новый портал «Христианский Восток» (http:// de.wikipedia-org/wiki/Portal:Christlicher Orient), в котором содержится информация о православных церквях.43 Недавно был создан новый православный форум «Christlich-Orthodoxes Forum» (http://orthodoxes.forum-on.de). Кроме больших порталов, свои интернет-страницы имеют также отдельные православные общины в Гамбурге или Берлине.

заключение

Православие в Германии отличается от православия в России или в других странах с доминирующей православной традицией. Православная церковь в Германии — это церковь диаспоры. В ее истории особую роль играли миграционные процессы, которые приводили к ее неуклонному росту, в особенности в XX столетии. Увеличение числа православных греческой национальности,

41 Ort^t 11 (2005). S. 13.

42 ОйЬа^ 2-3 (2005). S. 26.

43 Ort^t 4 (2006). S. 18.

Издательство Санкт-Птеребургского университета • Издательство Санкт-Птеребургского университета

составляющих большинство православных Германии, несомненно, связано с большой волной рабочих-мигрантов, приехавших в Германию в 1970-х годах. Рост числа русско-православных верующих в последнее время происходит за счет переселения на постоянное место жительства обрусевших российских немцев и членов их семей.

Церковь диаспоры, как церковь мигрантов, церковь меньшинства, призвана к культурной интеграции в общество в большей, чем другие церкви, степени. О такой интеграции свидетельствуют активное участие Православной церкви в общественной жизни и ее публичная презентация в Германии. Создание общих для всех православных церквей порталов, как и многие другие факты, свидетельствует о все большем осознании общности различных православных церквей на немецкой земле. Усиление позиций православия происходит не только за счет новых эмигрантов православного вероисповедания, но и благодаря совместной деятельности различных православных организаций.

Издательство Санкт-Птеребургского университета • Издательство Санкт-Птеребургского университета

История русской церкви в Германии

История русской церкви в Германии насчитывает 300 лет –с развитием дипломатических отношений и культурных связейс Россией. Вначале это были домашние церкви царской семьи, потом храмы в курортных местах, построенные на средства зажиточных русских людей из высшего света. Все они принадлежали Церкви в Отечестве.Многие сохранились до сей поры и радуют своей архитектурой.

После революции 1917 года более миллиона русских оказались в эмиграции во многих странах мира. Россию покинуло также значительное количество священников. В 1920 году 20 русских православных епископов собрались в Константинополе. Они решили создать временную автономную Церковь для русских эмигрантов, готовую восстановить канонические отношения с Московским патриархатом, как только это станет возможным.

Русская Православная Церковь Заграницей как юрисдикция была создана в 1924 с благословения Патриарха Тихона-после его Указа 362 от 7/ 20 ноября 1920 года. Рассеяние русских включило прежде всего значительный слой интеллигенции. По некоторым данным, приблизительно 95% выехавших составляли верующие. Из них 0,5% относились к белому священству России, их было совсем немного. Рядовые священники в большинстве своем остались в России. За рубеж вместе с Добровольческой армией ушли главным образом архиереи южнорусских епархий. Представители первой волны эмигрантов отмечали: многие вернулись в церковь. Принадлежа к интеллигенции, относясь ранее к религии с равнодушием, как к институту устаревшему и находящемуся в руках закостенелых и реакционных, они вдруг обнаружили в церкви вечную красоту,

Возврат русской интеллигенции в лоно церкви был характерным явлением эмиграции. Храмы были переполнены. Люди, как вспоминал П. Ковалевский, шли туда.. как в убежище от чужого мира, от трудностей жизни. Шли туда, были и такие, от тайного подсознательного ощущения своей вины в том, что произошло с Родиной. От тайного подсознательного раскаяния и личного, и общественного.

Жизнь вдали от Родины потребовала от Русской Православной Церкви поиска обновленных форм работы с прихожанами, которым в первую очередь протягивали руку помощи на чужбине. Впоследствии, как правило, при более многочисленных приходах обосновались традиционные для Православной Церкви церковно-приходские школы с регулярным преподаванием Закона Божьего, русской истории, географии и т.п. Кроме того, со временем Русская Православная Церковь смогла содержать женские школы-интернат ы, приюты, больницы, амбулатории, аптеки, старческие дома и лечебницы, мастерские для обучения подростков и многочисленные ремесленные предприятия. Спасение русских, в том числе молодых душ, оказавшихся в окружении сильной и активной европейской культуры, было одной из центральных задач Русской Православной Церкви за рубежом.

Во время Второй мировой войны все старания зарубежной русской церкви были направлены на духовную заботу о многомиллионном множестве русских людей, оказавшихся на территориях, захваченных немцами. На принудительные работы в Германию было вывезено из России 5 млн человек так называемых остарбайтеров. В лагерях военнопленных томилось еще больше русских солдат и офицеров. Священникам немецкие власти пытались запретить пускать в храмы верующих остарбайтеров, но те отказались, сославшись на то, что их миссия призывать православных . Обитель преп. Иова, входящая в состав Зарубежной церкви, печатала в огромном количестве духовные книги, которые достигали даже России. В это время возникали барачные церкви. Всего за время войны было открыто в Германии 10 000 православных русских церквей, существовало 150 общин, работали 200 епископов. Только в Ганновере было три русских церкви и один епископ. До нашего времени сохранилась одна-церковь Рождества Христова.

Сначала руководство русской церкви разместилось в Карловцах (Югославия), затем в Мюнхене, а в 1950 перебралось в США, где находится и поныне. Главой Архиерейского Синода является Первоиерарх митрополит Лавр. РПЦЗ объединяет около полумиллиона последователей, проживающих в 30 странах мира. Только в последнее время стало возможным говорить об обединении двух ветвей русской церкви.

В мае 2006 года в Сан-Франциско состоялся IV Всезарубежной Собор РПЦЗ, который принял судьбоносное решение об объединении.

При написании использованы материалы и статьи сайта «Русская православная церковь заграницей» , а также материалы сборника «Шулепова Э.А. Роль и место Православной Церкви в процессе адаптации русской эмиграции // Культурная миссия Российского Зарубежья: История и современность. Сборник статей. М.: Российский институт культурологии. 1999.» С. 21-27.

Немного истории…

Дипломатические и экономические отношения между отдельными германскими государcтвами и Московским царством, позднее Российской Империей, имеют продолжительную историю. Так, уже в ранние века Германию посещало немало русских купцов, дипломатов, путешественников; многие приезжали сюда на учебу или на отдых. Между немецкими княжескими домами и русской правящей династией – домом Романовых – существовали к тому же и тесные родственные связи. Из одного лишь небольшого княжества Гессен-Дармштадт в Россию прибыли три принцессы, ставшие супругами русских императоров. Это были Наталья Алексеевна (Вильгельмина), 1755-1776; Мария Александровна (Софи-Мари), 1824-1880 и последняя Государыня Российская – Александра Федоровна (Алиса), 1872-1918.

В 1655 году в Восточной Пруссии появился первый русский православный богослужебный центр. Много новых православных храмов появилось и в последующие столетия. Они возникали при дворах и резиденциях по повелению русских великих княгинь, вышедших замуж в Германию, но предпочитавших и на чужбине хранить верность Православной вере. Эти храмы строились порой как надгробные часовни (как, к примеру, в Висбадене – так называемая «греческая часовня”; церковь на горе Ротенберг, неподалеку от Штутгарта, или же церковь в Веймаре). Некоторые православные храмы были построены в курортных местах, куда русские гости приезжали на воды: В Бад Эмсе, Бад Хомбурге, Бад Киссингене, Бад Наумхайме и Баден-Бадене. Иные же служили как кладбищенские храмы или как приходские церкви – неотъемлемая часть больших городов.

Среди русского духовенства этого периода было немало выдающихся личностей, например, протопресвитер Янышев (1826-1910), ставший впоследствии ректором Петербургской Духовной Академии (1866-1883) и духовником императорской семьи (1883-1910). В 1851-1866 гг. он был священником в Висбадене и Берлине. Большую известность снискал также благочинный протоиерей Алексий Мальцев (1854-1916), служивший в посольском храме в Берлине.

В двадцатом веке…

Революция 1917 года в России, взятие власти большевиками и разразившаяся впоследствии гражданская война вынудили большое число русских людей покинуть родину и искать пристанище в Китае, Америке и Европе. По данным Лиги Наций к 1923 году из бывшей Российской Империи в Германию прибыло около 600.000 человек.

Это способствовало превращению старых русских храмов в новые крупные приходские центры. В Мюнхене, Ганновере-Линдене, Бреслау, Аугсбурге, Данциге и Берлине были созданы новые приходы.

Русская эмиграция в Германии страдала не только от экономических затруднений. Она не смогла избежать политических разногласий и внутреннего раскола, затронувшего прежде всего область церковной жизни. Первоначально почти все русские православные приходы в Германии принадлежали Западноевропейской епархии, которая была основана в 1920 году с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона и доверена Владыке Евлогию (Георгиевскому), бывшему архиепискому Волынскому и Житомирскому. Однако уже в 1925-26 годах произошел разрыв между митрополитом Евлогием и так называемой «Русской Православной Церковью за границей”, ибо Владыко Евлогий, несмотря на все сложности, стремился как можно дольше сохранять связь с пребывавшей на родине Матерью Церковью. Зарубежная же Церковь к тому времени отказалась от этих связей.

Большая часть находящихся в Германии приходов оставалась в епархии митрополита Евлогия и после 1931 года, когда он не мог больше продолжать контакты с Московской Патриархей и предпочел перейти под юрисдикцию Константинопольского Вселенского Патриарха. Законом нового германского правительства национал-социалистов от 25 февраля 1938 года все русские церкви на территории Германской Империи административным порядком были подчинены Зарубежной Церкви. Большинство приходов и до сегодняшнего дня находится под ее юрисдикцией.

C 1945 года и до наших дней…

Массовые переселения людей по окончании Второй мировой войны вновь привели в Германию большое число православных христиан, среди которых было немало русских и украинцев. И вновь увеличилось число русских приходов. Уже в 1946 году на территории трех западных зон оккупации насчитывалось 150 русских православных приходов. Правда, большинство прихожан скоро позаботилось о своем переселении за океан, и их количество сократилось к 1949 году до 50.000, а количество приходов – до 77. В них осталось служить 135 священников. С тех пор число приходов и прихожан неуклонно падало.

В Берлине и на территории тогдашней советской оккупационной зоны, а позднее ГДР, уже в 1945 году приходы перешли в подчинение русской Матери Церкви – Московской Патриархии, и была образована Берлинская и Среднеевропейская епархия (1948-1960 гг. и снова с 1992 г.- Берлинская и Германская, а с 1990 г. – Берлинская и Лейпцигская). Первый приход на территории ФРГ был основан Московской Патриархией лишь в 1960 году в Мюнхене. Затем, в 1966 году последовало учреждение Западногерманской епархии (с резиденцией в Мюнхене); в 1971 году оно было разделено на епархию Баденскую и Баварскую, предназначенную для этих двух западных земель, а также Дюссельдорфскую – для северо-западной Германии.

22 декабря 1992 года Священный Синод под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия принял решение объединить Берлинско-Лейпцигскую, Дюссельдорфскую и Баден-Баварскую епархии в единую Берлинско-Германскую с епархиальным центром в Берлине. Преосвященный Феофан был назначен правящим епископом Берлинским и Германским, а бывший архиепископ Дюссельдорфский Лонгин – архиепископом Клинским, настоятелем Покровского ставропигиального (прямо Святейшему Патриарху подчиненного) храма в г. Дюссельдорфе и Постоянным Представителем Русской Православной Церкви в Германии. Высокопреосвященному архиепископу Лонгину было поручено ведение всех дел, касающихся связей с церковными, правительственными, общественными и деловыми кругами в Германии, средствами массовой информации в этой стране, а также координации гуманитарной помощи и проектов экономического сотрудничества.

При Представительстве Русской Православной Церкви в Дюссельдорфе издается информационный курьер «Покров”, освещающий события православной жизни в России и Германии.

Жизнь приходов сегодня…

В наши дни в Германии существуют ок. 60 русских православных приходов и богослужебные храмы, канонически подчиненные Московской Патриархии. В них каждое воскресенье, как правило, в 10.00 служится божественная литургия – в основном на славянском языке, но частично и на немецком.

Другие православные братья и сестры…

Большинство православных христиан в Федеративной Республике составляют в настоящий момент греки (350.000) и сербы (около 250.000), прибывшие сюда по политическим мотивам и по причинам трудоустройства. В последние десятилетия в Германию прибыло также немалое число православных румын, арабов и болгар.

Исходя из убеждения, что Православная Церковь едина, местные православные епархии учредили в 1994 г. для укрепления сотрудничества «Комиссию Православных Церквей в Германии”, в которой участвуют греческие, арабские, румынские, сербские, болгарские и русские православные христиане, живущие в Германии. Председатель греческий митрополит Августин, первый заместитель архиепикоп Клинский Лонгин.

Православная Церковь не принадлежит какой-либо одной нации, а существует как всемирная, сверхнациональная Церковь, представляющая собой единство в многообразии. Поэтому православные христиане, проживающие вдали от храма, в котором совершалось бы богослужение согласно их национальной традиции, могут посещать другие православные общины. В них возвещается все та же православная вера! В них совершается все то же благодатное богослужение и все то же православное общение!

иподиакон Николай Тон

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *