Православные традиции

Семья — это многогранное понятие, а семейные традиции складываются на протяжении многих веков. Традиции — это основа, которая объединяет членов семьи. У каждого народа на планете имеются собственные взгляды и представления о семье и семейных традициях, познакомиться с которыми не только интересно, но и поучительно.

Ценность традиций

Опыт, накопленный предыдущими поколениями, передается потомкам и позволяет укрепить духовную связь между ними. Богатый опыт, знания и обычаи предков делают семью счастливой. В ней с самого раннего возраста дети учатся уважать старших, понимают ценность семейных традиций и важность их сохранения. С возрастом такой человек осознает духовную связь поколений.

Ценность семейных обычаев и традиций заключается в том, что они позволяют создать гармоничные отношения между ее членами. Бабушки и дедушки — важное звено, благодаря которому можно наладить связь поколений и познакомиться с историей семьи. Эти люди, как правило, располагают временем и всегда готовы к общению. Они способны помочь разобраться в возникающих проблемах и посочувствовать. Благодаря их опыту и мудрости можно избежать ошибок и досадных недоразумений.

Семейные традиции разных стран имеют определенные отличия и особенности, но некоторые из них интернациональны и не зависят от места проживания людей и обычаев, сложившихся исторически.

Россия

Как правило, многие обычаи имеют глубокие исторические корни и в России это заметно как нигде. Бережное отношение к семейным реликвиям — одна из традиций, которая сохранилась и в наше время. Семейные реликвии передаются из поколения в поколение и укрепляют связи как с прошлым, так и в настоящем между членами семьи.

Обычная на первый взгляд процедура — мытье в бане, для русских людей стала ритуалом. Она превратилась в событие, которое способствует укреплению отношений в семье и объединению всех ее членов.

Цель создания семьи в России заключается в рождении детей, их воспитании и передаче накопленного опыта и знаний, культуры и нравственности. Привитие любви к труду через игры делает детей помощниками для родителей. В прошлом ребенок в 15-16 лет имел все необходимые навыки, которые нужны для самостоятельной жизни.

Традиционно центральная фигура в русской семье — это мужчина, который заботился о ее членах и был основным добытчиком. Семейное благополучие полностью зависели от него, поэтому он имел право распоряжаться имуществом и был представителем семьи при защите ее интересов.

Женщина — хранительница домашнего очага, которая почиталась в семье. Ей нужно было приносить подарки, чтобы обезопасить от козней злых духов. Домашнее хозяйство и воспитание детей — основные ее обязанности. За дочь и ее поведение отвечала мать, а за сыновей, достигших десятилетнего возраста, отвечал отец. В русской семье почитание старших и беспрекословное им подчинение — одна из основных традиций.

Вся семья вместе, так и душа на месте!

Стремясь к полной и безоговорочной независимости, молодые пары желают иметь отдельное жилье и жить подальше от родителей. Почему? Конечно, это веяние времени. Чуть ниже мы раскроем несколько причин этого. А сейчас, маленько окунемся в историю Руси и рассмотрим несколько интересных — и порой удивительных — древнерусских семейных традиций.

Это интересно:Секс и брак в древнем мире. Интересные и необычные факты

На Руси несколько семей жили под одной крышей. Как понять – несколько семей? Все просто: дети выросли, поженились и остались жить под одной крышей с родителями, ведя, при этом, совместное хозяйство.

И так:

♦ Всеобщим почтением пользовалась такая семья во всей округе, в районе. Слова «родной дом» воспринимались очень серьезно и шли наравне с понятиями «совесть», «родина», «мать и отец».Обиженным богом и бобылем называли человека, не имеющего семьи.

♦ Самое интересное: простая ругань в доме, а также зависть – считались большим грехом.

♦ Важные дела решались на семейных советах, где были даже малые дети. Они начинали подражать взрослым. Учились послушанию.

♦ Очень трепетно относились на Руси к рождению детей. Начиналось все еще с ожидания рождения. Будущая роженица пряталась от всех. Боялась взгляда недоброго человека. Семья ее защищала и помогала во всем. Все боялись «сглаза», так как вера в порчу была сильной.

♦ В честь рождения дитя — отец сажал дерево. Сильная семейная традиция. И что интересно: липу или березу. Дерево и человек «опекали» друг друга.

♦ В моде были полные невесты, так как раньше верили, что такой женщине легче рожать и ребенок должен родиться здоровым. Худая невеста вызывала у всех подозрение на ее плохое здоровье.

♦ Если женщина хотела выйти в свет, то должна была получить одобрение мужа.

♦ Мужчина, перед гостями, обязательно должен был хвастаться своей красавицей женой.

♦ Строго наказывалось обществом и мужем прелюбодеяние жены – кнут и монастырь.

Далее касаемся древнерусских традиций в отношении праздников. Основными были – крестины, праздник Ивана Купалы, масленица, пасха, новый год и Рождество Христово.

Правила и церемонии дошли до нас в неизменном виде, но все же были и некоторые особенности в их проведении:

♦ На крестинах все также было – святая вода, крестик на шею – защита от нечистой силы.

Читайте также: вся правда о гороскопах

♦ Праздник Иван Купала (это бог плодородия). Он приходился на 24 июня. Праздновали летнее солнцестояние. Люди пели песни и прыгали через костер.

♦ Вот на масленицу, оказывается, раньше поминали умерших. На поминках кушали блины – поминали и сжигали чучело – то есть хоронили. Ну, сначала конечно хоронили, а затем поминали. Теперь же масленица стала днем проводов зимы. И сейчас масленица – это народные гулянья и ярмарки.

♦ Пасха всегда считалась днем прощения и равенства. Каплями крови Иисуса Христа были пасхальные яйца. При встрече в этот день говорят: «Христос воскресе» и в ответ слышат: «во истину воскресе» и, конечно, обмен вареными, крашеными яйцами, различными угощениями.

♦ Рождество Христово – это 7 января. День перед Рождеством – Сочельник (это рождественское блюдо). Затем, после рождества, идут 12 дней святки.

♦ По свадебной традиции с тех пор мало что изменилось. По порядку – сватовство, приданое, девичник, выкуп, благословение родительское и застолье.

Китай

Для китайцев семья — это собственное государство. Его глава — отец, который имеет неограниченную власть. Так сложилось исторически, что на семейные традиции в Китае оказали существенное влияние различные культуры и религии. Несмотря на это, для них высшая добродетель — дань уважения предкам. Культ главы семьи сохранялся и после его смерти.

В Китае сыновья — основные наследники, между которыми все имущество, завещанное отцом, делится поровну. Это нередко приводило к конфликтам и разногласиям между ними.

Репутация семьи для китайцев имела огромное значение. Для ее защиты мужчины шли на войну и погибали. В настоящее время неизменными китайские семейные традиции сохранились в древних династиях.

Индия

Семейные индийские традиции сформировались во времена, когда общество было разделено на касты. Только представители одной касты имели право заключать браки, причем социальный статус жениха должен быть выше, чем у невесты. О разводах или повторных браках в этой стране речь не идет вообще — они запрещены.

Сложившееся мнение о том, что во всех индийских семьях много детей, не соответствует истине. Единственное исключение — это семьи, в которых очень хотят мальчика.

Аборты в Индии разрешены, однако к ним практически никто не прибегает. На законодательном уровне запрещено до рождения ребенка знать его пол. Детям родители отдают много времени, занимаясь их воспитанием. Полное подчинение отцу — основной закон для подрастающего поколения, поэтому и выбор пары — привилегия главы семьи. Несмотря на большие преобразования в стране в общественной сфере, они практически не коснулись семейных традиций.

США

В этой стране настолько переплелись традиции и культура большого количества народов, что о каких-либо общих традициях не может быть и речи. Однако все не так просто — в США не только каждый штат, но и город или район имеет собственные нерушимые традиции.

Американские семейные традиции довольно своеобразные и заслуживают внимания. Супруги — это два независимых на финансовом уровне субъекта, каждый их которых имеет собственный банковский счет и распоряжаются этими средствами на свое усмотрение. Кроме этого, предусматривается и общий семейный счет, необходимый для совершения крупных покупок и покрытия расходов на детей.

Совершеннолетние дети живут отдельно и у них собственная жизнь. Базовыми понятиями в воспитании подрастающего поколения американцев является любовь к родине, почитание старших и любовь к родителям. Довольно часто традиции не позволяют браку разрушиться.

Ох уж, эти удивительные, разные традиции народов!

Китай

В стране восходящего солнца считают, что нельзя дарить живые цветы, так как это символ смерти — по принципу — цветы ведь скоро умрут. Зато вечными являются искусственные цветы и их можно дарить.

Далее еще интереснее: отказываемся от жеста «большой палец вверх». Этот жест считается в стране неприличным.

Принимать подарки с первого раза не прилично и открывать их в присутствии дарителя также не «комильфо». Китайцы любят предлагать подарки несколько раз.

Если вы подарите женатому мужчине шляпу, то это будет оскорбление. Связано с выражением «зеленая шляпа», означающее измену жены.

В Китае, весь последний месяц перед свадьбой, невеста проводит активно в слезах, прощаясь с вольной жизнью. Родственники активно ей в этом «горе» помогают.

Вот такие традиции существуют в КНДР.

Средний Восток

В арабских странах на первом месте стоит обычай уважительного отношения к старшим: здороваться надо с ними в первую очередь и всегда вставать, когда старшие входят в помещение.

За серьезное оскорбление принимается жест большого пальца вверх.

Серьезным символом дружбы между арабами считается, при ходьбе, держать друг друга за руку. Пусть это будут мужчина с мужчиной или женщина с женщиной. Здесь нет никаких намеков на гомосексуализм или романтику.

Арабы любят обильное угощение и любят угощать, предлагая гостю еду по нескольку раз. Это не назойливость — это традиция.

Германия

У них есть интересный обычай под названием Полтерабенд. Перед свадьбой все гости приносят посуду к молодым домой и бьют ее. После чего жених и невеста начинают уборку в доме. Это считается их первым экзаменом для совместной жизни.

Япония

Принимая пищу палочками, ни в коем случае нельзя оставить их в чашке для риса стоя. Это японский ритуал при похоронах: палочки в таком виде оставляют рядом с умершим человеком.

Бразилия

В племени Сатере-мави, когда мальчик становится совершеннолетним, то он обязательно исполняет танец в перчатках при всем племени. И все бы ничего, но в перчатки перед танцем напихивают муравьев, со страшным названием «пули». Их укусы считаются одними из самых болезненных укусов насекомых в мире.

Испания

Здесь есть странная традиция, отгонять от своих новорожденных детей дьявола и держать нечистую силу в страхе. Мужчины, переодевшись в страшные костюмы, начинают перепрыгивать через малышей, которых перед этим укладывают, всех вместе, на чем-то мягком на земле.

Индия

Тут, вообще, существует героическая традиция — сбрасывать детей со стены храма. Есть вера, что обычай помогает укрепить здоровье ребенка и сделает его смелым. Внизу, конечно, детей ловят на натянутую крепкую ткань, в виде батута.

И еще чуть-чуть интересного вкратце:

В Турции мужчина не сможет иметь себе вторую жену, пока не сделает будущей жене подарок на сумму более десяти тысяч долларов. Этим он доказывает свою состоятельность и надежность.

Интересная семейная традиция существует в Кении. Молодой муж целый месяц носит женскую одежду и работает в доме как женщина.

В Андалузии после свадьбы мужчина обязан прыгнуть в море со скалы. Если у жены много родственников, то и скала должна быть выше.

А вот в Финляндии почти все деловые, серьезные встречи проходят в сауне.

Ох уж эти семейные традиции и нравы!

Философ, культуролог и общественный деятель 18 века — Петр Николаевич Савицкий сказал, что сочетание силы традиций и силы творчества, делает культуру народа животворящим источником этого общества и семьи. …

Всем спасибо и пусть добрые семейные традиции принесут в ваш дом счастье и душевный покой!

Ждем от вас отзывов и личных, субъективных мнений. Делитесь с друзьями данной темой. Может у кого-то, именно из-за отсутствия семейных традиций, нет, этого самого, семейного счастья.

Хотите чуть расслабиться? Для вас: рассказ о ястребе

Бразилия

В Бразилии социальное расслоение очень заметно, но, несмотря на это, их объединяет одно — крепкие семейные традиции. При появлении у дочери парня ее родители стараются наладить с ним добрые отношения. Общие семейные ужины — один из способов сблизиться и найти общий язык. Отношения между родственниками настолько крепкие, что любое семейное событие — это повод собраться вместе всей многочисленной родне.

Роли каждого члена бразильской семьи четко распределены, круг обязанностей мужчины и женщины разграничен. Только в редких случаях делаются исключения из этого правила. С юного возраста девочки начинают приобретать навыки, необходимые для женской работы, и ухаживают за младшими детьми. Они рассматриваются как потенциальные невесты уже в возрасте 13 лет, а в 15 выходят замуж. Мальчик — это будущий глава семьи, поэтому он получает хорошее образование, которое соответствует социальному статусу.

Швеция

Швеция в прошлом — патриархальная страна. Девочка должна была подчиняться отцу, а выйдя замуж — мужу. Современная шведская семья — это союз равноправных людей, а родители проявляют внимание и заботу о детях. Расходы в семье, как правило, делятся между супругами поровну. Шведский отец — это образец для подражания, а при разводе мужчины исправно платят алименты, и до их взыскания дело не доходит. Шведские дети воспитываются в духе свободы и их личность не ущемляется. О телесных наказаниях родители могут и не помышлять — они запрещены законом. При нарушении прав ребенка сам малолетний пострадавший может подать на родителей жалобу в полицию.

Австралия

Для жителей Австралии семейные традиции и ценности не играют такой большой роли как для других народов. Для них нормальное явление — редкие встречи по большим праздникам. Общения между родными может не происходить длительное время, так как место расположения работы определяет место жительства, которое с легкостью может быть изменено.

Бракосочетание для австралийцев — формальная процедура, которая не сопровождается пышным праздником. Для проведения этого мероприятия затрачивается минимальная сумма денег.

Любопытно, что семейный отдых — это мероприятие с низким бюджетом. Отдых в компании мужчин проводится с размахом и нередко включает в себя экстремальные развлечения.

Норвегия

Общество в Норвегии воспринимает беременность у женщин как естественное состояние, которое не считается чем-то исключительным. При этом будущий отец бережно относится к женщине, посещает вместе с ней врача и присутствует при рождении ребенка. Информация о беременности не скрывается от окружающих, а родственники могут увидеть появившегося на свет малыша сразу же после рождения. Подарки ребенку еще до его рождения не относятся к плохим приметам, вещи для него собирают сразу после наступления беременности. Подходы к воспитанию детей в разных регионах Норвегии отличаются, но их объединяет одно — строгость родителей.

Взаимная помощь членов норвежской семьи — ее основа. Задача родителей заключается в заботе о подрастающем поколении, которое впоследствии служит их опорой. Братья и сестры очень дружны, проводят вместе много времени, а общие интересы объединяют их. Общение родителей и детей происходит на равных, причем закрытых тем практически не существует.

Равноправие — основной постулат не только в семье, но и в стране в целом. В это понятие входит и гендерное равноправие — различий по половому признаку не существует. Мальчики и девочки играют одинаковыми игрушками, а становясь взрослыми, они вправе выбирать себе любую профессию.

В семье не существует обязанностей исключительно мужских или женских — все ее члены могут выполнять любую работу по дому. Нередко женщины берутся за непосильную мужскую работу, так как понятие «мужская помощь» не существует.

Согласно норвежским законам, трудоспособный возраст заканчивается в 67 лет, поэтому у бабушек и дедушек остается много времени на общение с внуками и их воспитание. Как правило, они не вмешиваются в семейные дела своих детей.

Финляндия

Спокойствие и уравновешенность — часть характера финнов, поэтому детей учат быть сдержанными, но решительными, а перед тем как совершить поступок — взвесить все за и против. Мужчины и женщины имеют одинаковые права и даже при встрече жмут друг другу руку. Отказ от такого приветствия может оскорбить человека.

В финском обществе приняты теплые отношения между людьми, но детей учат общаться без панибратства. Совместный досуг у финнов отличается разнообразием и может включать не только пикники и походы в кино, но и совместное чтение книг.

Италия

Итальянская семья отличается очень тесными отношениями. Дети в зависимости от пола воспитываются по-разному. Мальчики находятся в привилегированном положении — их балуют и опекают. Такое отношение объясняет привязанность мужчин к своим мамам. Дочери — в перспективе хранительницы очага и им не до баловства, так как в будущем придется иметь трезвый взгляд на разные жизненные ситуации.

Знакомство невесты с родителями жениха проходит в дружелюбной атмосфере. Удача будет сопутствовать женщине, если она понравиться матери жениха.

Родственные отношения в Италии возведены в высшую степень. Они относят к родственникам не только людей, близких по крови, но и всех, кто хоть как-то связан с их семьей. При принятии важных решений участвуют все члены семьи. При этом может собраться многочисленная и шумная компания. Даже при возникновении разногласий все останется в семье.

Формирование семейных традиций

В семье постоянно происходит формирование различных семейных традиций. Люди даже не подозревают об их существовании, а они уже сложились. Совместные праздники, встреча одного члена семьи с работы или прогулки по парку — все это часть семейных традиций.

Рутина — это враг гармоничных семейных отношений, поэтому можно смело придумывать нововведения и обычаи. Вариантов множество: от создания генеалогического дерева до книги, в которой родные будут заносить информацию о приятных моментах жизни.

Это приводит меня к самому сложному и спорному вопросу – то, о чем все хотят знать и о чем никто не хочет спрашивать: контроль над рождаемостью.

Откровенно говоря, трудно знать где начать, потому-что эта тема имеет много разветвлений. Я могу, пожалуй, начать с упоминания о том, как другие церкви смотрят на этот вопрос. В Католической Церкви, например, искусственный контроль над рождаемостью запрещен при любых обстоятельствах. Это потому, что по официальному учению Католической Церкви, основной причиной и функцией брака суть дети; таким образом, деторождение является главной причиной для половых сношений. Это учение укоренилось в августинской традиции, которая относится к половым сношениям, даже внутрибрачным, как к чему-то по сути греховному, и поэтому деторождение выставляется в качестве необходимого оправдания браку, т.к. служит для выполнения Божьего повеления быть плодотворными и размножаться. В ветхозаветные времена действительно существовала законная забота о сохранении человеческого рода. Сегодня же этот аргумент неубедителен и поэтому многие католики чувствуют себя вправе не считаться с ним.

Протестанты, с другой стороны, никогда не выработали ясного учения о браке и сексе. Нигде в Библии не упоминается конкретно о контроле над рождаемостью, поэтому когда в начале 60-х годов появились противозачаточные средства и другие репродуктивные технологии, протестанты их приветствовали в качестве вех на пути человеческого прогресса. В очень скором времени распространились справочники по сексу, разработанные на том основании, что будто Бог дал человеку сексуальность для его удовольствия. Основной целью брака стало не деторождение, а развлечение – подход, который лишь укреплял протестантское учение о том, что Бог желает видеть человека довольным и счастливым, иными словами – сексуально удовлетворенным. Даже аборт стал приемлем. И только лишь в середине 70-х годов, когда разгорелись дебаты вокруг судебного дела Roe v. Wade и стало все более и более очевидным, что аборт является убийством, евангелические протестанты стали передумывать свои позиции. В конце 70-х они присоединились к делу «за жизнь», где они и по сей день находятся на передовых позициях. Именно вопрос об аборте заставил их осознать, что человеческая жизнь должна быть защищена с самого момента зачатия, и что противозачатие посредством разных вызывающих аборт средств является недопустимым. Между тем, либеральные протестантские церкви остаются приверженцами позиции «за аборт», и не ставят никаких ограничений на контроль над рождаемостью.

Очень важно нам быть в курсе учений этих других церквей в области сексуальности, т.к. они могут непроизвольно отразиться и на наших собственных взглядах. При чем, мы должны отдавать себе отчет о бытующем в нашем обществе навязчивом влиянии т.н. сексуальной революции, обусловленном легкой доступностью противозачаточных средств. Поощряемые ею развязные взгляды довлеют и по сей день. Ввиду того, что наша культура зациклилась на сексе и половом удовлетворении, очень важно нам ясно понимать учение нашей Церкви в этой области. Это учение основано на Писании, на канонах разных вселенских и поместных соборов, на писаниях и толкованиях разных Святых Отцов Церкви, которые ничуть не обходят молчанием этот вопрос, а пишут о нем очень откровенно и подробно; и наконец, это учение отображено в житии множества святых (как раз приходят на ум родители преп. Сергия Радонежского).

Конкретный вопрос контроля над рождаемостью не так легко доступен; его невозможно искать в каком-либо алфавитном указателе или индексе. Однако, его можно вывести из весьма ясного учения Церкви об аборте, о браке, об аскезе. Прежде, чем углубиться в разбор этого предмета, нужно отметить, что Православная Церковь не является такой же жестко догматичной, как Католическая Церковь, и что для Православия этот вопрос является преимущественно пастырским, в котором могут иметь место многие соображения. Однако, свобода не должна быть использована для злоупотребления, и нам было бы весьма полезно держать перед глазами тот исконный стандарт, который нам дан был Церковью.

С учетом всего этого, давайте рассмотрим – каково же именно учение Церкви о контроле над рождаемостью?

Практика искусственного контроля над оплодотворением – т.е. пилюли и иные противозачаточные средства – фактически Православной Церковью строго осуждается. Греческая Церковь, например, в 1937-м году издала специальную энциклику нарочито с этой целью – осудить контроль над рождаемостью. Таким же образом и две другие Церкви – Русская и Румынская – часто в прежние времена высказывались против этой практики. И только в нынешние времена, только среди поколения выросшего после Второй мировой войны, некоторые поместные церкви (как, например, греческий архиепископат в Америке) стали учить, что контроль над рождаемостью может быть приемлем в некоторых случаях, кольскоро этот вопрос заранее обсужден со священником и получено его разрешение.

Учение православных церквей не должно, однако, отождествляться с тем учением, которое мы видим в Католической Церкви. Римская Церковь всегда учила и продолжает учить, что основной функцией брака является деторождение. Такая позиция не соответствует учению Православной Церкви. Православие, напротив, ставит на первое место духовную цель брака – взаимное спасение мужа и жены. Каждый должен помогать другому и поощрять другого спасти свою душу. Каждый существует для другого в качестве товарища, помощника, друга. И уже на втором месте стоят дети как естественный результат брака, и до недавних времен они являлись ожидаемым и весьма желанным результатом брака. Дети рассматривались как плод брачного союза, как подтверждение тому, что муж и жена стали единой плотью, и поэтому дети всегда считались великим благословением браку.

В теперешнее время, конечно, наше общество считает детей более досаждением нежели благословением, и многие пары ждут год, два, три или больше, прежде чем иметь детей. Некоторые решают вообще даже не иметь детей. Итак, хотя в Православной Церкви деторождение не является основной целью брака, намерение многих молодоженов ждать иметь детей считается греховным. Как священник я должен говорить всем приходящим ко мне венчаться парам, что если они не готовы и не согласны зачать и иметь ребенка без того, чтобы нарушать волю Божию использованием искусственных противозачаточных средств, тогда они не готовы к венчанию. Если они не готовы принять естественный и благословенный плод своего союза – т.е. ребенка, – тогда ясно, что их основной целью венчания является узаконенный блуд. Сегодня это очень серьезная проблема, пожалуй самая серьезная и самая трудна, с которой священник должен иметь дело при беседе с молодой парой.

Я употребил термин «искусственный» контроль над рождаемостью потому, что должен указать, что Церковь разрешает использование некоторых природных способов для избежания зачатия, но эти способы не могут быть использованы без ведома и благословения священника, и только если того требует физическое и моральное благосостояние семьи. При правильных обстоятельствах эти способы приемлемы для Церкви и могут быть использованы супругами без обременения их совести, т.к. они являются методами «аскетическими», т.е. состоят из самоотречения и самоконтроля. Таких способов три:

1. Полное воздержание. Против ожидания, в очень благочестивых семьях это явление весьма нередкое, как и в прошлом, так и в настоящем. Часто бывает, что после того, как православные муж и жена произвели на свет некоторое количество детей, они соглашаются воздерживаться друг от друга, как по духовным, так и по мирским причинам, проводя остаток своих дней в мире и согласии как брат и сестра. Такое явление происходило в житиях святых – в этом отношении особо можно отметить житие св. прав. Иоанна Кронштадтского. Как Церковь которая очень любит и защищает монашескую жизнь, мы православные не боимся целибата, и мы не проповедуем никаких глупых идей о том, что мы не будем удовлетворены или счастливы, если прекратим половые сношения с нашими супругами.

2. Ограничение половых сношений. Это уже происходит естественно у православных пар, которые искренно стараются соблюдать все постные дни и все посты в течение года.

3. И, наконец, Церковь разрешает использование т.н. метода «ритма», о котором сегодня имеется много информации.

В прежние времена, когда малоимущие родители ничего не знали о противозачаточных средствах, они полагались исключительно на волю Божию – и это должно быть живым примером всем нам сегодня. Дети раждались и принимались одинаково – последний как и первый, а родители говорили: «Бог дал нам ребенка, Он же нам даст и все что нужно для ребенка». Их вера была так сильна, что последний ребенок часто оказывался самым большим благом.

А как насчет размера семьи? Одно, что имеет огромное влияние на наш взгляд на этот вопрос, является тот факт, что за последние сто лет мы из преимущественно сельскохозяйственного общества стали обществом преимущественно городским, индустриальным. Это значит, что если в прежние времена фактически нужны были большие семьи для ухода за фермами или усадьбами – где всегда было достаточно еды и работы для всех, – сегодня у нас обратная проблема, и иногда бывает очень трудно содержать большую семью, хотя есть люди, которые с этим справляются. Со строго духовной точки зрения, большая семья хороша для того, чтобы семья была сильна, прочна и полна любви, и чтобы все члены ее несли тяготы друг друга в совместной жизни. Большая семья приучает детей заботиться о других, делает их более сердечными и т.д. И хотя малая семья может обеспечить каждого ребенка большим количеством мирских благ, она никак не может гарантировать хорошее воспитание. Единственные дети часто бывают самыми трудными, т.к. они части вырастают балованными и эгоцентричными. Таким образом нет общего правила, но мы должны ожидать и быть готовы принять столько детей, сколько Бог нам пошлет и сколько позволит моральное и физическое состояние здоровья матери и всей семьи в целом, всегда оставаясь в тесном контакте со своим священником по этому поводу.

Однако, мы должны остерегаться слишком акцентировать весь этот вопрос деторождения, количества детей и т.д. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Деторождение является делом природным. Гораздо важнее является задача родителей воспитать сердца их детей в добродетели и благочестии». Такая позиция возвращает нас к тому, что и должно быть выдвинуто на первое место, т.е. к качествам положительным, а не к негативным идеям о контроле над рождаемостью, размере семьи и т.п. Ведь Церковь хочет, чтобы мы поняли и помнили, что производимые нами на свет дети принадлежат не нам, а Богу. Мы им не дали жизнь; напротив, это Бог, используя нас как орудие, привел их в бытие. Мы родители являемся в некотором смысле лишь няньками Божиих детей. Таким образом, наша самая большая родительская обязанность – это воспитать наших детей «в Боге», чтобы они познали, полюбили и служили своему Небесному Отцу.

Основной целью нашей земной жизни является вечное спасение. Это цель, которая требует постоянного подвига, т.к. нелегко быть христианином. Влияние нашего современного общества весьма утрудняет нашу задачу. Наша приходская церковь и наш дом являются единственными бастионами, где можно славить Бога в духе и истине

Однако наши жизни, наши браки и наши дома будут как то первое низкопробное вино, поданное на браке в Кане галилейской, если мы не будем стараться становиться зрелыми мужчинами и женщинами, зрелыми мужьями и женами, зрелыми православными христианами, готовыми принять все обязанности того житейского положения, в которое мы поставлены. И только после того, как мы потрудимся приготовить себя лично и наши семьи и дома к принятию Христа, – наши жизни, наши браки и наши дома станут тем добрым вином, которое Христос превратил из воды на том радостном пире. Аминь.

Христианство и традиции европейской культуры

Христианство сыграло большую роль в становлении западноевропейской культуры. Конечно, богатая культура Европы восходит своими корнями и к философии, к скульптуре и архитектуре, к театру античности, и к сарказму Рабле и Эразма Роттердамского, и к научным подвигам Коперника и Галилея, т. е. ко всему тому, что на протяжении тысячелетий противостояло христианству, боролось с ним. Однако при этом нельзя не отметить и того большого влияния, которое оказало христианство на характер и формы культуры, на образ мышления и систему ценностей европейцев. Библия, библейские образы и сюжеты на протяжении веков доминировали в живописи и скульптуре, внося тем самым немалый вклад в формирование культа обожествленного Христа. Лучшее, что создало европейское зодчество, – церковная архитектура – призвано было прославлять величие Бога и церкви. Музыка в храме (фуги и хоралы Баха), равно как и церковный хор в православных богослужениях, не могли не оказывать своего влияния на музыкальную культуру народов. Церковная музыка и пение были тесно связаны с народной культурой, а все созданное под воздействием христианской церкви, наполненное торжественным благолепием, служило для прославления божественного, для укрепления веры.

Библейские афоризмы, образы, сюжеты, краткие и емкие понятия («тяжел крест», «путь на Голгофу», царь Ирод, предатель Иуда и др.) веками формировали и питали системы жизненных восприятий, оценок, нравственных понятий. Важнейшие догматы и постулаты церкви о послушании, терпении, воздаянии на том свете формировали у народов представление о неизбежности, ниспосланности свыше тех порядков, которые царят на земле. В лучшем случае можно было надеяться на избавление от них после Страшного суда и второго пришествия Христа. До того – приходилось лишь терпеть и надеяться на воздаяние в царстве небесном.

Словом, на протяжении долгих веков, даже тысячелетий нормы быта и морали, представления и ассоциации, традиции культуры и произведения литературы – все это формировалось под сильным воздействием христианской церкви. Однако важно учесть, что влияние церкви на традиции, культуру и быт народов Европы было, как о том только что шла речь, различным в западной (католическо-протестантской) и восточной (православной) ее частях. И это различие в немалой степени способствовало неодинаковым путям, темпам и результатам социальной эволюции стран и народов Европы.

На Западе протест против всесилия церкви, приведший к Реформации, дал сильнейший толчок антиклерикализму, светскому развитию вне русла церковного влияния. На Востоке слияние православной церкви с государством создало значительно более мощную систему незыблемой и освященной авторитетом церкви самодержавно-деспотической традиции, сломать которую оказалось много сложнее. Известно, скольких усилий это потребовало даже в том на редкость благоприятном для реформ варианте, который связан с именем и действиями Петра I, энергично и упорно пробивавшего «окно» в Европу. А ведь это «окно» имело огромное значение: через него проникали импульсы колоссальной разрушительной силы, способствовавшие преобразованиям Петра. Добиваясь этого, Петр упразднил русский патриархат, место которого занял Святейший Синод, ставший послушным орудием императора в его деятельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *