Притча о хлебах и рыбах

2 августа. К воскресному Евангельскому чтению.

И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда.

И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. (Мф. 14, 14-22).

Святитель Филарет Московский

Об исполнении Божественных сил

(«Слова и речи, том 1, 1814 г. «)

Слово в неделю двадесять четвертую

…Таким образом безконечность Божия вселяется во Христа и делается прикосновенною для конечных существ; высочайшая духовность Божия вселяется во Христа и не только сближается с низшею духовностию души человеческой, но проникает, объемлет и наполняет Божественными силами самую телесность Его человечества, – живет в Нем телесне; оный Свет неприступный, оный огнь поядаяй, каким представляет нам негде Бога самое слово Его (1 Тим. VI. 16; Евр. XII. 29), вселяется во Христа и, умеряемый Божественным Его человечеством, является в Нем отверстым источником света и воды живыя для омраченнаго и умерщвленнаго грехом естества. Человечество Иисуса Христа есть полный сосуд Божественных даров, которые при едином прикосновении преливаются из него; есть устие Божественнаго источника, в котором вся внутренняя и сокровенная полнота животворящей силы Божией становится приступною и удобоприемлемою; есть оный, пророком Исаиею в таинственном откровении виденный, горящий угль (Исаии. VI. 6), который, чрез одно прикосновение к устам Пророка, все существо его проникнул своею огненною силою, и очистил, и освятил его. Приложим сии понятия к описанным в Евангелии действиям Иисуса Христа – и мы точно найдем в сих действиях возвещаемое Апостолом исполнение Божественных сил, наполняющих самую телесность Богочеловека, и на все от нея преизливающихся. Он приемлет в руки хлебы, и Его неоскудевающее исполнение творит пять хлебов достаточными для пяти тысяч народа. Он берет брение, и Его вседействующее исполнение сообщает сему брению силу отверсти очи слепому. Он прикасается мертвому, и Его животворящее исполнение возбуждает жизнь угасшую. Он получает от жены кровоточивой прикосновение только к краю ризы Его, и Его безпредельное исполнение достигает ея чудотворною своею силою, и абие ста ток крови ея, – она исцелела.

Видите из сего, христиане, что Бог во Христе не держит, так сказать, заключенною, а отверзает щедрую руку Свою для всякаго требующаго; что всякое исполнение благодати Божией чрез Христа непрестанно готово наполнить всякий недостаток, исцелить всякую немощь, очистить всякий грех человеков.

Святитель Феофан Затворник

Быть милосердыми

(«Мысли на каждый день года»)

Перед чудным насыщением пяти тысяч человек, ученики Господни хотели, чтобы народ был отпущен, но Господь сказал им: «не нужно им идти, вы дайте им есть». Заучим это слово, и всякий раз как враг будет внушать нам отказать просящему, будем говорить от лица Господа: «не нужно им идти, вы дайте им есть» — и дадим, что найдется под рукою. Много отбивает враг охоты благотворить, внушая, что просящий может быть не стоит, чтоб ему подано было, а вот же Господь не разбирал достоинства возлежащих: всех одинаково угостил, а, конечно, не все были одинаково Ему преданы; были, может быть, и такие, которые потом кричали: «распни». Таково и общее Божие промышление о нас: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45). Если бы Господь помог нам хоть мало-мало быть милосердыми, «как Отец наш небесный милосерд»!

Митрополит Антоний Сурожский

Чудо пяти хлебов и двух рыбок

(«Воскресные Евангельские чтения по Пятидесятнице»)

20 июля 1980 г.

Мы читаем то и дело во святом Евангелии о чудесах Христовых и ставим перед собой вопрос: почему в те времена такое было возможно и так мало чудесного видим мы в наши дни?.. И мне кажется, что на это можно ответить три вещи.

Первое – что мы не видим тех чудес, которые нас окружают; мы все принимаем как должное, как естественное. Все хорошее от руки Божией мы принимаем, как будто так и должно быть. И мы больше не видим, что жизнь – дивное, радостное чудо, что Бог захотел нас сотворить, что от небытия Он призвал нас к бытию, открыл перед нами все чудо существования. И Он этим не ограничился: Он нас призвал во веки веков быть Его друзьями, во веки веков жить вечной, божественной жизнью. А на земле Он не только дал нам существование и жизнь: Он нам открыл Себя; мы знаем, что Он есть, мы знаем Его во Христе как Бога такой любви, которая не останавливается и перед собственной смертью для того, чтобы спасти любимого. А что сказать о тех чудесах, еще менее заметных нам, как здоровье, как мир, как дружба, как любовь? Это же все – сплошное чудо! Купить их – нельзя; принудить кого бы то ни было дать нам свое сердце – невозможно; а столько сердец друг другу открыты, и столько любви, столько дружбы вокруг нас! А наше телесное существование, которое мы принимаем так естественно, – разве оно не чудо? И вот это первое, на что мне хотелось обратить ваше внимание: что вся жизнь – чудо. О, я знаю, что в ней очень много боли, очень много страшного – очень! Но наряду с этим, в темноте, во тьме сияет такой тихий и вместе с этим не колеблющийся свет; если бы мы только, как Христос говорит, верили во свет, с тем чтобы быть чадами света, детьми света, носителями света!..

И еще две вещи хочется мне сказать: сегодня мы читали о том, как люди были в нужде, эту нужду Апостолы заметили, обратили на нее внимание Господне, и Господь им сказал: Вам надлежит встретить эту нужду, накормить этих голодных людей!.. Чем? У нас же всего две рыбы, пять хлебов – разве хватит на такую толпу?.. И Христос благословил эти хлебы и эту рыбу, и хватило на толпу. Вот что ожидается от нас, чтобы Бог мог свободно, Своей державной властью сотворить на земле небесные чудеса: чтобы мы заметили чужую нужду. Как часто мы мимо нее проходим, не раскрываем дверь перед Богом, чтобы Он вошел и сделал то, что для нас невозможно. Откроем же глаза, чтобы видеть нужду людей вокруг нас: материальную, душевную, духовную, тоску и одиночество, и столько других нужд.

И другое, к чему призывает Господь Своих учеников: Дайте все, что у вас есть, – и мы накормим всех… Ученики не оставили себе отдельного хлеба или отдельной рыбы: они все дали Господу. И потому что они все отдали, водворилось Царство любви, Царство, где Бог может действовать неограниченно, свободно, и все насытились. И к нам обращен этот призыв: когда мы увидим нужду – отдадим все, и все будет хорошо…

И последнее, из Евангелия прошлого воскресенья: видя веру окружающих, Господь совершил исцеление больного. Мы можем принести Богу ту веру, которой не хватает у окружающих нас людей, понести их на нашей вере, как на носилках. Но веры не достаточно; в этом событии исцеления расслабленного была не только вера, что Господь может исцелить больного: была к нему заботливая любовь. Если бы вокруг нас, среди нас была такая любовь, то начало Царствия Божия было бы уже водворено в нашей среде, и Бог мог бы действовать свободно.

Подумаем об этом, потому что каждое чудо Божие было предварено и как бы обусловлено соучастием человека: от нас зависит, чтобы на земле водворилось то Царство, о котором мы просим, мечтаем, но которое мы призваны строить с Богом и во имя Божие. Аминь.

Протоиерей Александр Шаргунов

Всякий, кто видел работу настоящего фокусника, наверное, в восхищении хлопал в ладоши и думал: «Да это же настоящие чудеса! Как можно из пустой шляпы достать живого кролика или, например, превратить обычную тросточку в огромный букет бумажных цветов?»

Но вот вопрос: а чем отличается самый лучший фокус от самого простого чуда?

Ведь и тут и там происходят вещи невероятные, нарушается привычный ход событий, и люди в изумлении не могут понять, как такое возможно. Однако различие между чудом и фокусом есть. Дело в том, что у каждого фокуса обязательно есть свой секрет. И когда его узнаешь, фокус сразу становится понятным и неинтересным. Оказывается, шляпа стояла на ящике, под которым сидел кролик. А букет бумажных цветов был спрятан внутри тросточки в сложенном виде. И остается лишь удивляться, как ты сразу не догадался об этом.

Совсем иначе обстоит дело с чудом. У него нет никакого секрета, никаких резинок в рукаве или коробок с зеркальными стенками. Все происходит на самом деле, без всякого обмана и ловкости рук. Фокус сложен и загадочен, но перестает удивлять, как только узнаешь его секрет. А чудо — простое и открытое всем взорам, но от этого оно не перестает быть удивительной тайной и навсегда остается в памяти людей.

Так произошло и с чудесами, которые творил Иисус Христос во время Своей земной жизни. В них не было ничего секретного и хитрого, но человечество помнит о них до сих пор, хотя с того времени прошло уже целых две тысячи лет. Об одном из таких чудес, произошедших на берегу Галилейского озера, — наш рассказ.

Поздний вечер. Безлюдное место. Огромная толпа. 5000 одних только мужчин. Можно предположить, что всех вместе (с женщинами и детьми) было не меньше 15000. И вот Христос предлагает ученикам всех накормить. Ученики в недоумении. Тогда происходит следующее:

— Сколько у вас хлеба? — спросил Иисус. — Пойдите посмотрите.

Другой ученик, брат Симона Петра, Андрей, сказал:

— Тут есть мальчик, у которого пять ячменных хлебов и две рыбки, но разве этого хватит на всех?

— Принесите все это ко Мне, — сказал Иисус.

И вот, через то, что было у этого мальчика Христос делает чудо и насыщает всех людей.

Мне сложно представить, что среди 15000 людей, хоть какие-то запасы еды оставались только у этого мальчика. Но почему-то именно пять ячменных хлебов и две рыбки этого мальчика стали тем, через что Иисус творит чудо.

Представляю себе этого парнишку. Вечер. Далеко от селений. По-человечески кажется, что не стоит делиться своими запасами, ведь предстоит еще дорога домой. А может, и ночевать здесь придется… Да и даже если поделиться — всех ведь не накормить!

Но почему-то он делится….

И именно через его поступок Христос делает одно из своих самых известных чудес. Через того, кто поверил Ему. Через того, кто не держался за СВОЕ, но был готов рисковать и ОТДАВАТЬ. Возможно, если бы кто-то поделился еще бОльшим набором продуктов — меню чудесного насыщения было бы еще разнообразнее!

Маленький мальчик среди 15000 человек, который не только слушал учение Христа, но по-настоящему поверил Ему и сделал свой шаг.

Готовы ли ты сделать шаг доверия Богу? Он ждет тебя и готов сделать невероятное чудо в твоей жизни!

Возможно, сегодня мир был бы совершенно другим, если бы мы не думали слишком много о себе и о невозможности решить мировые проблемы, такие как голод, бедность… если бы мы не держались за свое, а рисковали, отдавали то, что принадлежит нам и на самом деле верили — Богу.

Поделиться ссылкой:

О чуде и вере

(«Ответы на вопросы»)

Во все периоды истории у Церкви были свои чудотворцы. В IV веке — святитель Николай, а рядом с нами — преподобный Серафим, святой праведный Иоанн Кронштадтский, праведная Матрона, святые Царственные мученики, святитель Иоанн Шанхайский. Для многих из нас это имеет важное значение. В чудесах святых угодников мы видим знамение Божественной силы Христа. Через них являет свою неоспоримую власть Начальник жизни нашей.

Однако реакция на чудеса нередко бывает ложной. Апостолы Павел и Варнава во время своих миссионерских путешествий совершали множество исцелений, являя силу Воскресшего Христа. Но народ не всегда понимал, что эти чудеса значили. Они с восторгом смотрели на апостолов, но не веровали. Они готовы были обожествлять их. Сам Христос встречался с подобным непониманием. После чудесного умножения хлебов Он принуждён был уклоняться от венчания Его на земное царство. Из десяти исцелённых Им прокажённых только один исповедал веру в Сына Бога Живого. Множество болящих прикасались к Его одежде, как кровоточивая жена, но не все из них слушались Его слов. Мы должны понять, что чудеса — это не всё. Они не дают веры автоматически. Явление самых ярких внешних чудес не обязательно открывает внутреннее зрение. Вера не есть плод чудесных видений и исцелений. Ни один из апостолов не последовал за Христом только потому, что был поражён чудом. Их вера рождалась ответом на чудо, когда Господь звал их следовать за Ним. Их вера возрастала, когда Он объяснял им притчи. Она утверждалась сокровенным присутствием с ними Воскресшего Христа даром Духа Святого. Она разгоралась, как пламя от сильного ветра, среди великих испытаний…

Протоиерей Вячеслав Резников

История

Первая небольшая церковь (размером 18 х 9,8 м) была построена на этом месте в 350 г.

Около 383 г. паломница Эгерия посетила святые места в Табхе и оставила об этом записки, сохранившиеся до наших дней. Эгерия утверждала, что камень, на котором Иисус Христос раскладывал хлеба, используется теперь как алтарь, вокруг которого была построена церковь.

Остатки фундамента первой церкви можно увидеть под окном справа от алтаря и в северном поперечном нефе.

Церковь была перестроена около 450 г. в византийскую церковь, алтарь которой, в отличие от первой церкви, был направлен на восток. Священный камень был положен под алтарь новой церкви.

В 614 г., во время нападения персов, церковь была разрушена. Более 1300 лет эти святые места были скрыты под пеплом.

Рыбки в фонтане Путеводитель по Израилю, CC BY-SA 3.0

В 1888 г. руины были выкуплены Немецким католическим обществом палестинских миссий, а в 1892 г. были начаты первые археологические раскопки.

В 1932 г. археологи Мадер и Шнайдер обнаружили старую кладку с сохранившейся мозаикой.

До 1948 г. здесь существовала арабская деревня, однако после арабо-израильской войны место покинуто.

Алтарь и камень Церкви Умножения Хлебов и Рыб

Папа Римский Павел VI и Папа Римский Иоанн Павел II отслужили мессы в этой церкви во время визитов на Святую землю.

Мозаика

Главная достопримечательность церкви — отреставрированные мозаики V в., уникальный образец раннехристианского искусства.

В византийские времена Церковь Умножения хлебов и рыб была украшена мозаикой, которая по праву считается одной из самых красивых в Святой земле. Мозаика покрывает два трансепта и интервалы между столбами.

Неизвестный мастер изобразил водяные цветы и приозерных птиц Галилеи, а также знаменитое христианское изображение: две рыбы и корзину с хлебом — символы чуда, свершившегося здесь.

Возможно египетская стилистика мозаики восходит к патриарху Мартирию (478-486 гг.) из Иерусалима, который некоторое время жил в Египте и упомянут в мозаичной надписи слева от алтаря как основатель.

Интерьер Церкви Умножения Хлебов и Рыб

Современная церковь

Современная церковь Умножения хлебов и рыб построена в 1982 г. на византийском фундаменте и является точной репродукцией церкви VI в.

Просторный двор церкви украшен мозаиками в виде геометрических фигур.

Двор церкви

Во дворе построен фонтан с семью кранами в виде рыб (символизирующих семь источников Табхи), в котором плавают золотые и серебряные рыбки.

В настоящее время церковь открыта для посетителей.

О единстве Церкви

(«Проповеди»)

Однажды Господь пятью хлебами накормил пять тысяч.

Ученики сказали: «место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селение и купили себе пищи». А Господь им самим поставил задачу: «Вы дайте им есть».

Что же, ко всякому делу надо готовиться. Но если в человеческих делах «приготовиться» означает просчитать и оценить свои способности, то Господь хотел услышать признание в полнейшей неспособности к предстоящему делу. Он и услышал безнадежное: «У нас здесь только пять хлебов и две рыбы». И тогда Он сказал: «принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики – народу».

Так, Апостолы послушно принесли Господу все, что у них было, смиренно приняли из Его рук то, что Он освятил молитвой и благословением, и раздали народу. «И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных».

Здесь мы видим прообраз Евхаристии, Таинства Тела и Крови Христовых. Желая насытиться Небесным Хлебом, мы тоже приносим в церковь то, что у нас есть: жалкое подобие Небесного Хлеба, хлеб земной, «просфору» (что значит «приношение»). Священник, возложив этот хлеб на жертвенник, молится обо всех нас. И затем, молитвенно вспомнив Господни обетования, просит, чтобы Он и на этот раз пресуществил хлеб в Свое Пречистое Тело, и вино – в Свою Пресвятую Кровь. И через того же священника церковному народу возвращается не количественно умноженное, но качественно Иное. И мы благоговейно вкушаем Это «во оставление грехов и в жизнь вечную».

Так совершается наше служение: к Нему, пред Ним и от Него. И непрестанно – с Ним. Апостолы, конечно, не могли забыть, из Чьих рук они приняли чудесно умножающийся хлеб. Но для людей, получивших хлеб из рук Апостолов, уже была опасность думать о них выше, чем подобает.

В наше время эта опасность несравненно больше. Теперь уже не только принимающие Хлеб могут заблуждаться. Но и раздающие его могут согрешать высоким мнением о своих личных качествах, считать себя великими пастырями, целителями и чудотворцами, забыв о Едином Раздаятеле всех даров. Народ же церковный может смотреть на своего почитаемого пастыря, и восклицать: «Кто подобен зверю сему?» (Откр.13 4).

Конечно, эти слова относятся к последним временам, к антихристу, который придет для обольщения народов. Но ведь и Апостол Иоанн, еще две тысячи лет назад, писал, применительно к своему времени, что «и теперь появилось много антихристов» (1Ин.2,18). Ведь антихрист – не тот, кто прямо против Христа, но – страшнее: кто хочет занять место Христа.

Потому-то с такой тревогой и пишет апостол Павел к Коринфянам, услышав, что у них «есть споры», что у них говорят: «Я Павлов»; «Я Аполлосов»; «Я Кифин». Эти споры для Апостола как треск покачнувшегося дома. Разве сам Апостол не старался даже благовествовать «не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова?» «Разве разделился Христос?» – с ужасом пишет он, – «разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в едином духе и в одних мыслях».

Так, уважая и ценя своих пастырей, всегда надо помнить о Том, Кто Один только дает им силу. А также и пастырям не забывать, от Кого получили все. Потому что иначе – при всей нашей праведности, при всей нашей премудрости можем остаться без Христа. Остаться при своих жалких человеческих силах, при одних своих пяти хлебах, которые без Христа годятся только на то, чтобы тайно от всех съесть их, и насытить себя одного.

Стоя перед картинами Рафаэля, Леонардо да Винчи, фресками Джотто, «Возвращением блудного сына» Рембрандта, «Троицей» Андрея Рублева или «Пьетой» Микеланджело, далеко не каждый взрослый может увлекательно и доступно поведать своим детям о том, что там, в глубине сюжета, происходит.Почему Архангел Гавриил держит лилию; что за книга в руках юной Марии и зачем там голубь? Что за дары преподнесли волхвы необычному Младенцу? Можно ли из Иудеи прийти в Египет через Голландию? Эта книга вовсе не сборник сказок, но она полна загадок и чудес. И хотя первое из этих чудес — чудо Рождественской ночи — свершилось двадцать веков назад (а предсказано оно было и того раньше), художников тех стран и времён, каждого лично, те события волнуют и не дают им покоя. В этом легко убедиться. В книге представлены старинные фрески, мозаики и иконы безымянных мастеров, начиная с VI века, средневековые книжные миниатюры, полотна великих живописцев Возрождения, работы русских художников Древней Руси и XIX века. И все они основаны на евангельских сюжетах. Большую часть живописных работ можно увидеть в музейной экспозиции Эрмитажа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *