Про Иисуса Христа для детей

Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви (Протокол заседания Коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета № 21 от 28 декабря 2017 года)

ИС Р18-721-0765

В формлении использованы иллюстрации:

Olga Rutko, Anna Poguliaeva, RODINA OLENA, Vasya Kobelev / .com;

AnnaPoguliaeva / Istockphoto / Thinkstock / Gettyimages.ru

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2019

* * *

«Пустите детей приходить ко Мне

и не возбраняйте им; ибо таковых

есть Царствие Божие»

Евангелие от Луки, 18:16

От издателя

Молодым неокрепшим душам трудно устоять против искушений современного мира. Сегодня они отовсюду слышат призывы жить лишь сегодняшним днём, учиться и работать ради приобретения богатства, забыть о Боге, о его Заповедях и стремиться только к собственному преуспеванию. Получая в школе полезные знания и умения, дети часто не видят нравственных ориентиров. Если с самых ранних лет они познакомятся с христианскими ценностями, всем сердцем поймут их простоту, красоту и правду, то вскоре сами смогут составить правильное мнение обо всём, что их окружает: о смысле своей жизни, о словах и поступках людей, о литературе, истории, искусстве и многом другом. Иеромонах Серафим писал: «Ребёнок, приученный к хорошей литературе, драме, поэзии, ощутивший её воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет бездумным приверженцем современного телевидения и дешёвых романов, которые опустошают душу и уводят её от христианского пути. Ребёнок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не соблазнится легко извращённым современным искусством, не будет тянуться к безвкусным изделиям рекламы».

Как можно раньше благочестивым родителям стоит познакомить ребёнка с рассказами и легендами о детстве Спасителя – о том, как родился Мальчик Иисус, как Он жил, каким был Ребёнком, какие поступки Он совершал, что за люди окружали Его. Об этом дети узнают, читая прекрасные произведения известных русских писателей и поэтов: Фёдора Достоевского, Аполлона Майкова, Афанасия Фета, Алексея Плещеева и многих других. Знакомясь с евангельскими событиями, дети смогут живо представить себе библейских героев и заглянуть во времена, когда жил Иисус Христос, узнают о чудесах и испытаниях, которые пришлось пережить Святому семейству. Эти события иллюстрируют шедевры западноевропейской живописи.

Книга, которую вы держите в руках, подготовит юных читателей к восприятию более сложных по сюжетам и смыслам историям Евангелия. Святитель Иоанн Златоуст напоминал родителям, что в первую очередь им «следует думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и золотом, а о том, как бы они стали всех богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели».

Часть IХристос-Дитя

По рассказу Анны ЗонтагБлаговещение

Когда пришло время родиться на земле Спасителю, Бог послал Архангела Гавриила к Пресвятой Деве Марии, которая жила в городе Назарете в доме обручённого с Нею старца Иосифа. Как и все иудеи того времени, Мария жила в ожидании пришествия Спасителя. Она почитала для себя величайшим счастьем, что родилась в тот век, когда Он должен был явиться. Вероятно, думая о Нём, в тихом уединении, Она преклонила колена и молилась Богу. В это самое время Ей предстал Архангел в сиянии небесном и сказал:

– Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты в жёнах!

Мария в смирении своём так мало ценила собственные достоинства, что не могла постигнуть причины этого небесного видения. Она смутилась, подумала: «Что значит это приветствие?» – и молчала.

Ангел, стараясь успокоить Её и ободрить, сказал:

– Не бойся, Мария! Ты нашла благодать перед Гос-подом. Ты родишь сына и назовёшь Его Иисусом.

Он будет велик и назовётся сыном Всевышнего. Господь Бог даст Ему престол Давида, отца Его; Он воцарится в доме Иакова, и царствию Его не будет конца.

Пресвятая Дева сказала Ангелу:

– Как всё это может случиться, когда Я не знаю мужа?

Ангел отвечал:

– Дух Святой сойдёт на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, и потому рождённый Святой Младенец назовётся Сыном Божиим. Богу всё возможно!

Мария, исполненная глубокой благодарности, с благоговением сказала:

– Я раба Господня! Пусть сбудутся со мною слова твои! – и Ангел оставил Её.

Николай МарковПредание о Благовещении(Легенда)

Было это давно-давно, почти две тысячи лет назад.

В Галилее наступала весна, но ещё не распустились виноградники и плодовые сады на склонах гор, окружавших тихий городок Назарет. Чуть зеленели всходы на пшеничных и ячменных полях, и едва пробивалась на лугах нежная и яркая трава.

Было раннее утро. Ещё солнце не взошло, и туманы бродили по соседним холмам, когда в доме плотника Иосифа проснулась Дева Мария.

Она всегда вставала на заре, раньше всех домашних. В Иерусалимском храме, где прошло всё Её детство, Она привыкла просыпаться с рассветом. И все девочки, воспитывавшиеся вместе с Нею при храме, тоже просыпались до восхода солнца и вставали на утреннюю молитву.

Франческо Франча. Благовещение. Милан, пинакотека Брера

Дева Мария и в доме Иосифа жила так, как в храме. Она принимала мало участия в домашней суете, жила своей особенной жизнью. Молилась, читала Священное Писание и работала в своей маленькой горенке, убранной цветами и травами. Работница Она была искусная: умела и вышивать, и прясть, и ткать.

В свободное от работы время любила Дева Мария пойти в небольшой сад при доме Иосифа. Там ухаживала Она за цветами, поливала посеянные Ею целебные травы, кормила и ласкала прилетавших птиц.

В Назарете Марию видели мало, Она редко выходила за садовую ограду. Но часто прохожие останавливались под Её окном, чтобы послушать, как Она поёт псалмы Давида, сидя за работой. Ни одна из девушек не умела петь так, как Мария.

В это весеннее утро, проснувшись, как всегда, на рассвете, Мария встала на молитву. Она любила молиться в тихие ранние часы, когда в доме все ещё спали. Часто Она молилась о том, чтобы скорее пришёл на землю обещанный Спаситель.

Помолившись, Она, по обыкновению, раскрыла книгу Священного Писания и стала читать. В этот день Она остановилась на словах пророка Исаии, возвещавших рождение Спасителя мира. Прочла Мария таинственные строки и глубоко задумалась. Время, предсказанное пророком, наступало. Радостно было Святой Деве думать в это весеннее утро о том, что недолго ждать спасения бедным измученным людям. «Но где же, – подумала Она, – та избранная Дева, которой суждено стать Матерью Бога? Как Она будет счастлива! Такого великого счастья никто ещё не испытывал на земле!»

И вдруг сквозь опущенные веки Дева Мария почувствовала внезапный яркий свет. «Что это? Не солнце ли взошло?» – подумала Она. Но слишком сильно и необычно было сияние, наполнившее маленькую горенку. Точно не одно, а множество солнц взошло сразу и осветило не бедные выбеленные стены горенки, а горные вершины, покрытые вновь выпавшим сверкающим снегом. Предчувствуя великую радость, смущённо и робко подняла глаза Дева Мария и замерла, ослеплённая светлым видением. Перед Нею с длинной веткой лилии в руках стоял Архангел, и среди глубокой рассветной тишины послышался небывалый голос:

– Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!

Леонардо да Винчи. Благовещение. Флоренция, галерея Уффици

Сердце Девы Марии сильно забилось, Она прижала обе руки к груди и неподвижно широко раскрытыми детскими глазами смотрела на Ангела и слушала Его. А он говорил, что Господь избрал Её, что это Она будет Матерью Спасителя мира. И вдруг Дева Мария поняла, что Архангел принёс свою весть не Ей одной, а всему огромному Божьему миру, что его слова, произнесённые в маленькой белой горенке в рассветный тихий час, гулом бесчисленных колоколов поплывут по земле и будут повторяться во веки веков. И так необъятна была тайна этих слов, так велика их всемирная радость, что Дева Мария не могла ни удивляться, ни возражать, а могла только с восторженной покорностью воле Божьей принять благую весть.

– Я раба Господня, да будет мне по слову твоему, – ответила Мария Ангелу и поклонилась ему. А когда Она поднялась, в горенке уже никого не было, только небо розовело за окном. Всё было как прежде, но иначе смотрела вокруг Дева Мария. По-новому видели Её глаза, новой любовью билось Её сердце и пело Ей:

– Радуйся! Радуйся! Радуйся!

Тесно показалось Деве Марии в маленькой горенке. Не могла Она приняться за обычную работу, не поделившись ни с кем благою вестью, не обрадовав никого своей великой радостью.

Но все люди ещё спали.

Тихо скрипнула дверь, выходившая в сад дома Иосифа. На пороге остановилась Мария, глядя на светлевшее небо, на вершины гор, алевшие от первых солнечных лучей, и на сады Назарета, с ветвями, ещё голыми, но полными скрытого движения весенних соков. Стояла в дверях Мария, и вдруг послышались щебетанье, чириканье и шум крыльев. Это птицы налетели на Неё со всех сторон.

Все они знали Её и любили, потому что и Она любила их, кормила, помогала им и ласкала. В это утро птицы задумали начать вить гнёзда, но, увидев любимую Деву, бросили работу и полетели к Ней. Окружили они Марию, стали чирикать, щебетать, бить крыльями, садиться на плечи и на руки.

– Нет у меня сегодня зёрен, – сказала им Дева Мария.

А птицы льнули к Ней, заглядывали в глаза чёрненькими и янтарными глазками, наклоняли головки, точно прислушиваясь к Её словам. И шепнула им Дева Мария о том, что с Ней произошло. Какими словами Она шепнула – и сама не ведала, но только сразу поняли Её птицы, позабыли крылатые и зёрна, и свои гнёзда. Такое щебетанье, чириканье и пение раздалось, каких на земле ещё и не слыхивали.

Окружённая ликующими птицами, сошла Мария по ступенькам в сад. Склонилась Она над нераспустившимися лилиями, которые точно восковые свечи стояли рядами у дверей. Рассказала Дева благую весть цветам и раскрыли лилии свои восковые чаши. Везде, где ступала в это утро Мария, просыпались и раскрывались ещё дремавшие с сомкнутыми лепестками цветы. Подошла Она к своему любимому миндальному дереву, обхватила его руками, прижалась к стволу, – и сразу всё дерево точно залило бело-розовым цветом. Из-за гор встало солнце, такое яркое и лучистое, какого ещё не видели люди на земле. И везде в горах, в одно мгновение, распустились в садах все гранатовые, лимонные и оливковые деревья. Всё зацвело, задышало ароматами. Луга стали улыбаться розовыми маргаритками, красные маки и тюльпаны огоньками вспыхнули по холмам.

Франсиско де Сурбаран. Непорочное зачатие. Мадрид, музей Прадо

Ещё раз взглянула на эту красоту Дева Мария и заторопилась в свою горенку. Ей не хотелось, чтоб люди застали Её в саду. А когда в доме все встали, Дева Мария, как всегда в этот час, сидела у себя и ткала заказанное Ей облачение для назаретского храма. А в доме старец Иосиф и его домашние говорили о небывалой весне.

Воскресение Христово

На следующее утро, девушка по имени Мария Магдалина, которая любила Господа, пришла к пещере. Она увидела, что кто-то отодвинул камень и теперь проход туда был открыт. Она поспешно проникла в пещеру. Подошла к гробу, где должен был лежать Спаситель, но его там не было. Куда же пропал Иисус?

Девушка стала плакать. И внезапно увидела двух юношей. Они были одеты в белые одежды и сидели в месте упокоения Его.

Они спросили:

– Девушка, к чему твои слезы?

– А как мне не плакать, если вчера умер самый лучший человек на земле, а сегодня кто-то унес Его тело? – произнесла сквозь слезы безутешная Мария. Она еще никогда не видела Ангелов, а юноши были Ангелами.

Позади она услышала приближающиеся шаги. Дева обернулась и увидела незнакомого человека. Она тут же разозлилась, потому что после нее никто в пещеру не заходил.

Она обратилась к нему со словами:

– Это ты забрал Его? Рассказывай, куда ты унес Его!

Мужчина произнес:

– Мария!

И тут девушка признала Его. Это был Иисус, ее Учитель. Только вот не похож был Он на того измученного Христа. Перед ней стоял сильный, здоровый мужчина. Значит, он жив!

– Иди и расскажи, что ты видела остальным!

Девушка выбежала из пещеры и направилась в город с улыбкой на лице. Войдя в дом, где горевали Его ученики, она с неподдельной радостью сообщила:

– Перестаньте плакать! Спаситель воскрес!

РЕКОМЕНДУЕМ: Благодарственная молитва Господу Богу за все.

Вопросы священнику

Вопрос: Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста как объяснить ребенку, что Мария Магдалина была блудницей? Стоит ли вообще затрагивать такую сложную тему с ребенком? У него возникают вопросы, а лгать касательно нее не хочется. Малышу 5 лет.

Ответ: Для ребенка еще рано знать такие подробности. Рассказывать об этом следует ближе к зрелому возрасту. А для начала, скажите, что Мария Магдалина была плохой женщиной, но после встречи с Христом стала меняться в лучшую сторону и стала хорошей. Думаю, этот ответ удовлетворит ребенка.

Вопрос: У нас крещеный сын. Постоянно носит крестик. Ему 7 лет. В последнее время, он стал внимательно разглядывать его, а вчера подошел и сказал: «Мама, у меня на крестике уставший дядя, это кто?». Я могла бы ответить, что это Христос, но, прошу, дайте рекомендации, как лучше это сделать?

Ответ: Вопрос вашего ребенка закономерен. Все дети рано или поздно задаются им, так как любознательны от рождения. Предлагаю сделать так, как вы хотели. Расскажите немного о Христе, почему он измучен. Затроньте тему распятия. Так малышу станет понятно, отчего Бог-Сын страдает.

Вопрос: Вчера после школы, наш первоклассник стал расспрашивать про распятие. В школе проходил тематический урок, рассказывали про жизненный путь Христа. Наше чадо заявило, что Иисус был преступником, вот поэтому Его распяли на кресте. Мы с мужем боимся за нашего ребенка, у него складывается неправильное понимание вещей. Что делать?

Ответ: Вообще, раз в школе прошел тематический урок, то там все должны были подробно объяснить. Если этого не случилось, то поговорите с малышом. Ваша задача объяснить ему, что Христос не преступник, его оболгали и сделали таковым.

Для ясности примера предложите ребенку вспомнить, а его когда-нибудь обманывали, чтобы о другом человеке (или о нем) думали плохо. Думаю, он сам сможет сделать выводы и понять, что Иисус не преступник.

Вопрос: Сегодня днем мой отец, дедушка моей дочки скончался. Еще не рассказывали об этом, но дочка начинает догадываться. Мы с женой понимаем, что разговор нужно провести, но не знаем как. Пожалуйста, дайте совет! Дочка очень любила дедушку. Летом они планировали поехать в лес за земляникой, она очень этого ждет, а мы не знаем, как сообщить ей, что никуда она не поедет. Дочке 9 лет.

Ответ: Сочувствую вашему горю. Утрата близких людей всегда неожиданна, особенно для детей. Они переживают подобное тяжелее, чем взрослые. Беседа должна состояться! В качестве примера можете провести аналогию с Воскресением Христа. Расскажите ей об этом сюжете.

Она должна понять, что человек не умирает навсегда. Он всегда в сердце тех, кто помнит о нем. Он никогда не погибнет, а если жить праведно, четно и по совести появится шанс встретиться с ним снова.

Таким образом, можно сделать вывод, что рассказывать детям о Христе можно, но с учетом всех нюансов. Старайтесь вести рассказ без лишнего упора на негатив. Дети это чувствуют. Рассказывайте открыто и честно. В некоторых магазинах продают специальные Библии с картинками. Приобретите одну для ребенка. Так понимание будет более осознанным.

Краткие сведения о Христе

Если для нас такая личность, как Иисус Христос – Бог, в земном обличии, то, как это объяснить подрастающему поколению? Для начала нужно обратиться к началу жизненного пути Спасителя.

Стоит рассказать о его земной маме, пречистой Деве Марии. Рассказ должен начинаться с того, что Бог избрал Марию, чтобы она выполнила предназначение своей жизни. Она долго думала об этом, но в итоге согласилась и дала Архангелу свой ответ, который он передал Богу.

Девушка была чистой и невинной, поэтому с гордостью приняла в себя ребенка, зачатого Святым Духом. С Марией всегда был ее муж Иосиф. Он знал причину беременности его жены, так как Архангел сообщил ему об этом. С тех пор, Иосиф был для Марии поддержкой и опорой как настоящий благочестивый муж. Со временем, на свет появился Иисус.

До 30 лет, мальчик рос, как все обычные дети. Играл, гулял, слушался маму с папой. В 12 лет он стал очень умным и смышленым. Однажды, мама потеряла его и долго искала. А когда нашла, то увидела своего сына в окружении ученых мужей. Они беседовали с ним и поражались тому, как быстро и точно он давал ответы на вопросы, которые взрослые не могли решить.

Мама укорила сына, потому что тот убежал и потерялся, а мама волновалась. На что малыш ответил, что нельзя потеряться в месте, что принадлежит Отцу Его. Так он впервые признал, что Господь Отец Его.

Когда Иисусу исполнилось 30 лет, он решил принять крещение. Его крестителем стал пророк Иоанн. Когда мужчина вошел в реку, вода в ней сразу стала святой. Затем с небес стал спускать Святой Дух в виде голубя, который полетел прямо к Христу. Так было ознаменован приход Спасителя рода людского.

Перед тем, как начать помогать людям Сын Божий отправился в пустыню, где провел 40 дней. Совершая ежедневную молитву, мужчина противился сатане и его соблазнениям. На 40-ой день Богочеловек достойно справился с испытанием и отправился на выполнении своей Миссии.

Начал свой путь Бог-Сын с города Галлилеи, где набрал себе в ученики самых честных и достойных людей. Их стали звать 12 апостолов, потому что всего учеников Иисуса было 12.

Богочеловек знал, что скоро погибнет и поэтому учил своим примером учеников, чтобы те после его смерти несли в мир христианское учение, рассказывали простым людям о Царстве Божьем и вечной жизни в Раю, где всегда много еды, тепло и спокойно. Иисус неоднократно доказывал, что он Сын Бога, являя миру свои чудеса, такие как обращение воды в вино или хождение по воде.

Страстная пятница — это знак печали и горя, она олицетворяет смерть Иисуса.

Служба в Великую Пятницу посвящена воспоминанию смерти на кресте Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребению Его (Богослужение Поклонения Кресту).

Казнь распятия на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Такой смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов.

Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску.

Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней. Даже исполнители казни — обыкновенно, люди жестокие, — не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питье, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки.

По еврейскому закону, повешенный на кресте считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудивши Его к такой смерти.

Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.

Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в шестом часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: «Отче! прости им, потому что они не ведают, что творят».

При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!

Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: «Жено! вот, сын Твой». Потом говорит Иоанну: «Вот, Матерь твоя». С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.

Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, то есть с шестого часа (а по нашему счету, с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до самой смерти Спасителя.

Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: «Или Творец страждет, или мир разрушается». Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Великая пятница — день строгого поста.

Факт регистрации пользователя на сайтах РИА Новости обозначает его согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на русском языке.

Комментарии пользователей размещаются без предварительного редактирования.

Комментарий пользователя может быть подвергнут редактированию или заблокирован в процессе размещения, если он:

  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, ущемляет права меньшинств, нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации
  • порочит честь и достоинство других лиц или подрывает их деловую репутацию;
  • распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия;
  • преследует коммерческие цели, содержит спам, рекламную информацию или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений («флуд»);
  • смысл текста трудно или невозможно уловить;
  • текст написан по-русски с использованием латиницы;
  • текст целиком или преимущественно набран заглавными буквами;
  • текст не разбит на предложения.

В случае трехкратного нарушения правил комментирования пользователи будут переводиться в группу предварительного редактирования сроком на одну неделю.

мит­ро­по­лит Смо­лен­ский и Ка­ли­нин­град­ский Ки­рилл

По­сле чу­дес­но­го вос­кре­ше­ния Ла­за­ря Чет­ве­ро­днев­но­го Спа­си­тель не мо­жет на­дол­го за­дер­жи­вать­ся в Иеру­са­ли­ме и во­об­ще в Иудее по при­чине стре­ми­тель­но на­рас­та­ю­ще­го на­пря­же­ния в от­но­ше­ни­ях со ста­рей­ши­на­ми иудей­ски­ми, ко­то­рые «по­ло­жи­ли убить Его» (Ин. 11. 53). Гос­подь по­ки­да­ет Иеру­са­лим. В этот раз Он на­прав­ля­ет­ся в до­ста­точ­но от­да­лен­ный го­род Эфра­им к се­ве­ро-во­сто­ку от Иеру­са­ли­ма. Из Эфраи­ма, пе­рей­дя Иор­дан, Гос­подь сно­ва на­прав­ля­ет­ся в За­и­ор­да­нье. Там Он со­вер­ша­ет мно­гие слав­ные Свои де­я­ния и про­из­но­сит важ­ные по­уче­ния. Об од­ном из та­ких эпи­зо­дов по­вест­ву­ет еван­ге­лист Марк:
«При­но­си­ли к Нему де­тей, чтобы Он при­кос­нул­ся к ним; уче­ни­ки же не до­пус­ка­ли при­но­ся­щих. Уви­дев то, Иисус воз­не­го­до­вал и ска­зал им: пу­сти­те де­тей при­хо­дить ко Мне и не пре­пят­ствуй­те им; ибо та­ко­вых есть Цар­ствие Бо­жие. Ис­тин­но го­во­рю вам: кто не при­мет Цар­ствия Бо­жия, как ди­тя, тот не вой­дет в него. И, об­няв их, воз­ло­жил ру­ки на них и бла­го­сло­вил их» (Мк. 10. 13-16).

Рас­суж­дая о пу­тях Бо­го­по­зна­ния, мы уяс­ни­ли, что хо­тя ве­ра на­чи­на­ет­ся в уме, но при­над­ле­жит она серд­цу и Бог вос­при­ни­ма­ет­ся и по­зна­ет­ся не столь­ко ра­зу­мом, сколь­ко на­ши­ми ду­шев­ны­ми си­ла­ми.

В За­по­ве­дях Бла­женств Спа­си­тель име­ну­ет бла­жен­ны­ми «чи­стых серд­цем», по­то­му что они уви­дят Бо­га. Дру­ги­ми сло­ва­ми, для то­го, чтобы узреть Бо­га, чтобы по­чув­ство­вать Его в сво­ем серд­це и ощу­тить Его бли­зость, нуж­но иметь со­от­вет­ству­ю­щее со­сто­я­ние ду­ши. Кто из лю­дей в наи­боль­шей сте­пе­ни об­ла­да­ет чи­сто­той серд­ца? Преж­де все­го де­ти. Их нрав­ствен­ная при­ро­да близ­ка Бо­гу тем, что не отяг­че­на удру­ча­ю­щи­ми вос­по­ми­на­ни­я­ми и угры­зе­ни­я­ми со­ве­сти о со­де­ян­ных злых де­лах, горь­ки­ми со­жа­ле­ни­я­ми об ошиб­ках и по­ро­ках.

Чув­ство­ва­ния ре­бен­ка чи­сты и не по­дав­ля­ют­ся мо­гу­ще­ством ин­стинк­тив­но­го на­ча­ла, а по­то­му и вос­при­я­тие сверх­чув­ствен­но­го ми­ра про­ис­хо­дит в про­сто­те и невин­но­сти серд­ца, без по­мех со сто­ро­ны ка­ких-ли­бо ви­ди­мых и неви­ди­мых пре­град и сре­до­сте­ний, ко­то­рые во мно­же­стве при­сут­ству­ют в со­зна­нии взрос­лых лю­дей. Имен­но бла­го­да­ря этой чи­сто­те серд­ца ре­ли­ги­оз­ное пе­ре­жи­ва­ние ре­бен­ка от­ли­ча­ет­ся осо­бен­ной яр­ко­стью и зна­чи­тель­но­стью. Тот, кто сыз­маль­ства вос­пи­ты­вал­ся в ве­ре, хо­ро­шо зна­ет, что опыт мо­лит­вы, об­ще­ния с Бо­гом в дет­ские го­ды бы­ва­ет на­столь­ко впе­чат­ля­ю­щим, что не из­гла­жи­ва­ет­ся во всю по­сле­ду­ю­щую жизнь. Имен­но по­это­му ре­ли­ги­оз­ное вос­пи­та­ние долж­но на­чи­нать­ся от мла­дых ног­тей, и го­ни­те­ли Церк­ви Хри­сто­вой во вре­ме­на бо­го­бор­че­ства, ка­те­го­ри­че­ски за­пре­щав­шие вся­кое ре­ли­ги­оз­ное вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние, это учи­ты­ва­ли. Не раз­ре­ша­лось не толь­ко обу­че­ние де­тей ос­но­вам ре­ли­гии, но да­же уча­стие их в бо­го­слу­же­нии до до­сти­же­ния во­сем­на­дца­ти­лет­не­го воз­рас­та.

Как се­го­дня в на­шей стране от­но­сят­ся к ре­ли­ги­оз­но­му вос­пи­та­нию и об­ра­зо­ва­нию де­тей? Всем оче­вид­но, что на­род и об­ще­ство ныне пре­бы­ва­ют в глу­бо­ком нрав­ствен­ном кри­зи­се. В про­грам­мах прак­ти­че­ски всех пар­тий и об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ских дви­же­ний, пре­тен­ду­ю­щих на власть в го­су­дар­стве, мы обя­за­тель­но най­дем те­зи­сы о необ­хо­ди­мо­сти воз­рож­де­ния нрав­ствен­но­сти и ду­хов­но­сти. И дей­стви­тель­но, кри­зис, охва­тив­ший на­ше об­ще­ство, име­ет осо­бый ха­рак­тер. Это кри­зис не ка­ких-то от­дель­ных сфер жиз­ни: по­ли­ти­че­ской, эко­но­ми­че­ской, со­ци­аль­ной, на­уч­ной, куль­тур­ной — но кри­зис все­объ­ем­лю­щий, си­стем­ный. Его то­таль­ность по­ра­жа­ет во­об­ра­же­ние, и имен­но она ука­зы­ва­ет на то, что при опре­де­ле­нии ис­то­ков и при­чин ны­неш­ней си­ту­а­ции речь долж­на ид­ти в первую оче­редь о кри­зи­се че­ло­ве­че­ской лич­но­сти — нрав­ствен­ном кри­зи­се ин­ди­ви­ду­у­ма и мо­раль­ном кри­зи­се об­ще­ства, ибо утра­че­на спо­соб­ность раз­ли­чать меж­ду доб­ром и злом, де­лая вы­бор ис­клю­чи­тель­но в поль­зу добра.

Мно­гие со­глас­ны с тем, что меж­ду нрав­ствен­но­стью и ре­ли­ги­ей су­ще­ству­ет глу­бо­кая и проч­ная внут­рен­няя связь, при­ро­ду ко­то­рой за­ме­ча­тель­но вы­ра­зил Ф.М. До­сто­ев­ский: «Ес­ли Бо­га нет, то все доз­во­ле­но». Лю­ди не столь­ко осо­знан­но, сколь­ко ин­ту­и­тив­но чув­ству­ют и ис­по­ве­ду­ют это жи­вое вза­и­мо­дей­ствие меж­ду ре­ли­ги­оз­ны­ми убеж­де­ни­я­ми, стра­хом Бо­жи­им и нрав­ствен­ным со­сто­я­ни­ем лич­но­сти и об­ще­ства. Ка­за­лось бы, в ка­че­стве пер­во­оче­ред­ной ме­ры мо­раль­но­го оздо­ров­ле­ния об­ще­ства сле­до­ва­ло бы преж­де все­го от­крыть ши­ро­кие воз­мож­но­сти для ре­ли­ги­оз­но­го вос­пи­та­ния де­тей, чтобы выз­во­лить под­рас­та­ю­щее по­ко­ле­ние из тря­си­ны ду­хов­но-нрав­ствен­ной де­гра­да­ции. На сло­вах все с этим со­глас­ны, да и дей­ству­ю­щее за­ко­но­да­тель­ство поз­во­ля­ет фа­куль­та­тив­но пре­по­да­вать ос­но­вы ре­ли­гии в учеб­ных за­ве­де­ни­ях. Но во мно­гих ли шко­лах мы об­на­ру­жим в учеб­ном рас­пи­са­нии уро­ки хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти и куль­ту­ры? В боль­шин­стве школ по­ка, к со­жа­ле­нию, ни­че­го по­доб­но­го нет.

Это вы­зва­но тем, что мно­гие чи­нов­ни­ки весь­ма свое­об­раз­но тол­ку­ют упо­мя­ну­тое по­ло­же­ние За­ко­на о сво­бо­де со­ве­сти: фа­куль­та­тив­ные за­ня­тия по­ни­ма­ют­ся ими как необя­за­тель­ные. Ис­хо­дя из это­го ре­ли­ги­оз­ное об­ра­зо­ва­ние и вос­пи­та­ние ока­зы­ва­ет­ся вне сет­ки учеб­ных ча­сов, за рам­ка­ми рас­пи­са­ния уро­ков. Есте­ствен­но ожи­дать, что ма­ло кто из де­тей, утом­лен­ных дол­ги­ми ча­са­ми пре­бы­ва­ния в шко­ле, при­дет на та­кие фа­куль­та­тив­ные за­ня­тия.

На са­мом же де­ле фа­куль­та­тив озна­ча­ет, что уча­щий­ся име­ет пра­во на вы­бор тех или иных дис­ци­плин по соб­ствен­но­му усмот­ре­нию. Как ви­дим, из это­го во­все не сле­ду­ет, что фа­куль­та­тив­ные за­ня­тия долж­ны быть вы­не­се­ны за пре­де­лы ста­ци­о­нар­но­го рас­пи­са­ния уро­ков. На­при­мер, в си­сте­ме об­ра­зо­ва­ния, при­ня­той во мно­гих стра­нах ми­ра, боль­шин­ство пред­ме­тов яв­ля­ет­ся как раз фа­куль­та­ти­ва­ми, но, вы­би­рая те или иные из них, уче­ник изу­ча­ет фа­куль­та­тив­ные пред­ме­ты на­равне с обя­за­тель­ны­ми и в рам­ках об­ще­го для тех и дру­гих рас­пи­са­ния уро­ков.

Су­ще­ству­ет так­же по­верх­ност­ное, но рас­про­стра­нен­ное мне­ние, со­глас­но ко­то­ро­му свя­щен­но­слу­жи­те­лей не сле­ду­ет до­пус­кать в шко­лу, ибо это яко­бы про­ти­во­ре­чит прин­ци­пу сво­бо­ды со­ве­сти. Сто­рон­ни­ки этой точ­ки зре­ния вы­дви­га­ют ар­гу­мент не без при­вку­са де­ма­го­гии: ес­ли до­пу­стить в шко­лу пра­во­слав­ных свя­щен­ни­ков, то то­гда нуж­но сде­лать то же са­мое в от­но­ше­нии дру­гих ре­ли­гий, кон­фес­сий, де­но­ми­на­ций и сект, ина­че бу­дут на­ру­ше­ны их кон­сти­ту­ци­он­ные пра­ва. Это лу­ка­вая по­зи­ция и ли­це­мер­ный ар­гу­мент.

Дей­стви­тель­но, прин­цип сво­бо­ды со­ве­сти яв­ля­ет­ся фун­да­мен­таль­ным кон­сти­ту­ци­он­ным по­ло­же­ни­ем, ко­то­рое ни­как нель­зя на­ру­шать хо­тя бы по той про­стой при­чине, что со­глас­но на­шей пра­во­слав­ной по­го­вор­ке «неволь­ник — не бо­го­моль­ник». Ни­ко­го си­лой при­нуж­де­ния ве­рить в Бо­га не за­ста­вишь. Од­на­ко ес­ли в клас­се пять­де­сят, семь­де­сят, во­семь­де­сят про­цен­тов де­тей кре­ще­ны в Пра­во­слав­ной ве­ре, то по­че­му же к ним не мо­жет прий­ти пра­во­слав­ный свя­щен­ник? Ес­ли же в клас­се име­ет­ся до­ста­точ­ное чис­ло му­суль­ман или лиц, при­над­ле­жа­щих к дру­гим ре­ли­ги­ям и кон­фес­си­ям, то они так­же име­ют пра­во на ре­ли­ги­оз­ное об­ра­зо­ва­ние. К ним долж­ны об­ра­щать­ся их пас­ты­ри. При этом недо­пу­сти­мо, чтобы к клас­су или к груп­пе уча­щих­ся об­ра­щал­ся про­по­вед­ник, при­над­ле­жа­щий к кон­фес­сии, по­сле­до­ва­те­ли ко­то­рой сре­ди уча­щих­ся от­сут­ству­ют или со­став­ля­ют незна­чи­тель­ное мень­шин­ство. Шко­ла не мо­жет и не долж­на пре­вра­тить­ся в аре­ну со­рев­но­ва­тель­ной мис­сии и про­зе­ли­тиз­ма.

Де­лом огром­ной важ­но­сти яв­ля­ет­ся со­пря­же­ние в ин­те­ре­сах го­су­дар­ства, об­ще­ства и че­ло­ве­ка прин­ци­па сво­бо­ды со­ве­сти с необ­хо­ди­мо­стью ре­ли­ги­оз­но­го вос­пи­та­ния де­тей и мо­ло­де­жи но­вой Рос­сии.

При­шла по­ра по­нять, что вре­ме­на про­из­воль­ной идео­ло­ги­за­ции и по­ли­ти­за­ции юри­ди­че­ских норм оста­лись в про­шлом. Мы, как на­род и как об­ще­ство, при­зва­ны к осо­зна­нию той ис­ти­ны, что вы­ход из пе­ре­жи­ва­е­мо­го на­ми кри­зи­са воз­мо­жен толь­ко на пу­тях воз­рож­де­ния че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, ис­це­ле­ния и вос­ста­нов­ле­ния ее нрав­ствен­но­го на­ча­ла.

И очень важ­но, чтобы каж­дый из нас не толь­ко на сло­вах де­кла­ри­ро­вал та­кое по­ни­ма­ние про­бле­мы, но и де­лал то, что от него за­ви­сит, для ее ре­ше­ния. «Пу­сти­те де­тей при­хо­дить ко Мне и не пре­пят­ствуй­те им, ибо та­ко­вых есть Цар­ствие Бо­жие», — го­во­рит Хри­стос, слов­но об­ра­ща­ясь се­го­дня имен­но к тем, кто, при­бе­гая к лу­ка­вым и на­ду­ман­ным пред­ло­гам, пы­та­ет­ся по­ме­шать на­шим де­тям прий­ти к Бо­гу и об­ре­сти ве­ру.

Гре­че­ское сло­во «пе­да­гог» по-рус­ски озна­ча­ет «че­ло­век, ве­ду­щий де­тей», «де­то­во­ди­тель». Быть де­то­во­ди­те­лем ко Хри­сту — ве­ли­кое при­зва­ние пра­во­слав­но­го пе­да­го­га в совре­мен­ной рос­сий­ской шко­ле.

Иисус благословляет детей

(Лук. гл. XVIII)

Возвестив ученикам Своим о славном прише­ствии Своём в день последнего суда, Иисус предложил им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был некоторый судья, который Бога не боял­ся, и людей не стыдился. В том же городе была некоторая вдова, и она, приходя к нему, гово­рила: защити меня от соперника моего. А он долгое время не хотел; но после сказал сам себе: хотя я и Бога не боюсь, и людей не стыжусь, но как вдова сия мне докучает, вступлюсь за неё, чтобы она не приходила беспрестанно докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный. Бог ли не защитит избран­ных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Я вам сказываю, что по­даст им защиту вскоре. Но Сын человеческий пришедши, найдёт ли веру на земле?

«Также к некоторым, кои уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, ска­зал следующую притчу: Два человека пришли в храм помолиться: один Фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков как про­чие человеки, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь. Пощусь два раза в неделю; даю десятую часть от всего, что приобретаю. Мы­тарь же стоя вдали, не смел даже очей возвести на небо: но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Милостив буди мне грешнику! Я вам сказываю, что сей пошёл оправдан в дом свой, а не тот: ибо всяк возвышающий сам себя унизится, а унижа­ющий себя возвысится».

«Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, не до­пускали приносящих. Но Иисус, подозвав их, сказал: пусть приходят ко мне дети: ибо таковых есть царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет царствия Божия, как младенец; тот не войдёт в него. — И спросил Его некто из знат­ных, говоря: Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Ты знаешь запове­ди: не прелюбодействуй; не убивай; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца твоего и мать. Он же сказал: это всё сохранил я от юности моей. Услышав сие, Иисус сказал ему: ещё одного тебе недостаёт: всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небеси, и приходи и следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был весьма богат., Иисус увидя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в царствие Божие! Ибо удобнее верблюду сквозь игольные уши пройти, нежели богатому войти в царствие Божие. При сем сказали слышавшие: кто же мо­жет спастися? Но Он сказал: невозможное чело­векам возможно Богу. Петр же сказал: вот мы оставили всё и последовали за Тобою. Он ска­зал им: истинно говорю вам: нет никого, кто бы оставил дом, или родителей, или братьев, или сестёр, или жену, или детей для царствия Бо- жия, и не получил бы более во время сие и в век будущей жизни вечной».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *