Проблемы начальной школы

Главная / Методическая работа / Школьные методические объединения / МО учителей русского языка и литературы

Цель работы МО учителей гуманитарного цикла:

Совершенствование личности педагога, имеющего установку на инновационное развитие, который умеет разрабатывать и реализовывать проекты в сфере профессиональной деятельности.

Задачи МО учителей гуманитарного цикла:

  1. Создание условий для осуществления проектной деятельности учителя и ученика.
  2. Развитие педагогического потенциала учителя через внедрение и развитие информационных технологий в школе.

Обеспечение экспериментальной работы в школе, олимпиадного движения.

  1. Повышение уровня информационной активности учащихся, развитие их интеллектуальных и творческих способностей.
  2. Активно использовать уроки русского языка, литературы, истории и обществознания для патриотического воспитания учащихся.

Проблема, над которой работает МО:

Использование современных образовательных технологий, в том числе ИКТ, в процессе обучения предмету.

Состав методического объединения учителей

Двуреченская Наталья Викторовна – учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Категория: высшая

Курсы повышения квалификации:

Курсы НИУ «Высшая школа экономики»: «Профессиональная компетентность как условие успешной реализации ФГОС» (29.09.2012- 29.10.2012- 108 ч.);

Курсы ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»: Курс «Теория и методика преподавания русского языка и литературы в условиях введения ФГОС» (14.01.2013-18.05.2013 – 144 ч.).

Тема самообразования – «Повышение практической грамотности обучающихся»

Участие в научно-практических конференциях, семинарах:

Региональный уровень:

  • Седьмая областная научно-практическая конференция Ассоциации нижегородских гимназий «Методы и приёмы работы с текстами различного типа» (2016г.).
  • Региональный фестиваль печатных изданий, 2018

Всероссийский уровень:

  • Всероссийская научно-практическая конференция «Современный урок в профильной школе» (2013 г.) ;
  • Всероссийская научно-методическая конференция «Филологическое образование: современные стратегии и практики» (2014 г.);
  • 4-я Всероссийская научно-практическая конференция «Естественнонаучное образование в современной школе: опыт, проблемы, перспективы» (2014 г.)

Международный уровень:

  • VI Международная научно-практическая конференция «Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин» (2016г.);
  • Международно-практическая конференция «Личность. Общество. Образование» (2016 г.)

Страхова Любовь Анатольевна – учитель русского языка и литературы

Категория: высшая

Курсы повышения квалификации:

Курсы ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»: Курс «Профессиональная компетентность педагога в условиях введения ФГОС» (12.03.2014. -29.04.2014 – 144 ч.).

Тема самообразования – «Интегративный культурологический комментарий художественного текста»

Учёная степень, почётные звания, правительственные и отраслевые награды:

Кандидат педагогических наук (2009г.)

Участие в научно-практических конференциях, семинарах:

  • Региональный фестиваль печатных изданий, 2018
  • Региональная научно-практическая конференция по проблемам теории и методики преподавания русского языка, посвященная 150-летию со дня рождения М.Горького, 2018
  • Участие в VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин», 2015
  • Выступление на педагогическом совете «Элективный курс «Основы текстовой коммуникации», 2016 г.

Хохлова Ирина Николаевна– учитель русского языка и литературы

Категория: высшая

Курсы повышения квалификации:

Курсы ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»: Курс «Теория и практика осуществления стратегии опосредованного управления образованием детей»» (12.11.2009. -29.04.2010 – 144 ч.);

Курсы ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»: Курс «Теория и методика преподавания русского языка и литературы в условиях введения

Ф Г О С» (13.01.2014 – 15.03.2014 – 108 ч.);

Курсы ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»: Курс «Методика оценки заданий с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку и литературе» (22.04.2014 – 27.04.2014 – 36 ч.)

Тема самообразования – «Литературный текст как модель социальных отношений»

Участие в научно-практических конференциях, семинарах:

Муниципальный уровень:

  • Районные Короленковские чтения, 2017 г.

Региональный уровень:

  • Региональная научно-практическая конференция Ассоциации нижегородских гимназий «Внеурочная деятельность в свете требований ФГОС: формы и содержание», 2016 г.

  • Региональная научно-практическая конференция Ассоциации нижегородских гимназий «Интегративное пространство современного урока», 2018

  • Региональный фестиваль печатных изданий, 2018

  • Региональная научно-практическая конференция по проблемам теории и методики преподавания русского языка, посвященная 150-летию со дня рождения М.Горького, 2018

Международный уровень:

  • Конференция МГПУ «Проблемы изучения литературы в современном информационно-образовательном пространстве» (22 Голубковские чтения) (2014 г.)

Пятышева Ирина Петровна – учитель русского языка и литературы, МХК

Категория: первая

Курсы повышения квалификации:

Курсы ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»: Курс «Теория и практика осуществления стратегии опосредованного управления образованием детей»» (12.11.2009. -29.04.2010 – 144 ч.);

Краткосрочные курсы в НИУ ВШЭ по программе «Актуальные тенденции в теории словесности: литература и язык» (04.02.2014 – 07.02.2014 – 24 ч.)

Тема самообразования – «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»

Участие в научно-практических конференциях, семинарах:

Муниципальный уровень:

  • Участие в работе научного общества учащихся (2014 г.)

Региональный уровень:

  • Региональная научно-практическая конференция Ассоциации нижегородских гимназий «Внеурочная деятельность в свете требований ФГОС: формы и содержание», 2016 г.
  • Региональный фестиваль печатных изданий, 2018

  • Региональная научно-практическая конференция по проблемам теории и методики преподавания русского языка, посвященная 150-летию со дня рождения М.Горького, 2018

Лапкина Елена Юрьевна – учитель русского языка и литературы

Категория: без категории

Порошина Светлана Владимировна , учитель экономики, черчения, технологии.

Категория: высшая.

Курсы повышения квалификации:

Курсы ННГУ им. Н.И.Лобачевского «Дополнительная профессиональная программа «Wеb-технологии», 72ч., 2018г.

Курсы ГБОУ ДПО Нижегородский институт развития образования. «Технология разработки дистанционных курсов (на примере СДО Moodle) , 36ч., 2017г.

Тема самообразования:

«Использование приемов работы с информацией для развития познавательной активности учащихся на уроках экономики»

Участие в научно-практических конференциях, семинарах:

Региональный уровень:

Региональная научно-практическая конференция Ассоциации нижегородских гимназий «Интегративное пространство современного урока», 2018г.

IV региональная заочная научно-практическая конференция преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов «Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе», 2017г.

Федеральный уровень:

Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов «Экология и безопасность в техносфере: современные проблемы и пути решения», 2017г.

Международный уровень:

II Международная научно-практическая конференция «Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии», 2017г.

XIV Международная научно-практическая конференция «Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность», 2017г.

Подготовка к итоговой аттестации

Памятка «Как подготовиться к ЕГЭ по русскому языку» 11 класс

Памятка «Как подготовиться к ОГЭ по русскому языку» 9 класс

Памятка «Как подготовиться к ЕГЭ по истории» 11 класс

Список сайтов для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Система оценки результатов образования

Система оценки результатов образования по русскому языку и литературе

Критерии оценивания учащихся по истории и обществознанию

Творческое сотрудничество

Альманах «Мир вокруг нас»

В 2016-2017 учебном году МО учителей русского языка и литературы выпустили первый выпуск Альманаха «Мир вокруг нас», в котором представлены творческие работы учащихся разных жанров: рассказы, стихотворения, поэмы, сказки, басни, иллюстрации к литературным произведениям.

1 выпуск

2 выпуск

Сборник «Мир вокруг нас»

Сборник «Рекомендуем прочитать»

Список литературы для внеклассного чтения

Физиологические, психологические и эмоциональные аспекты

Часто родителям кажется, что если ребёнок знает алфавит или умеет читать/писать/считать – то он очень хорошо подготовлен к школе. Однако это не так. Навыки письма, чтения и счёта важны, но это не самые важные аспекты в подготовке к школе. Кроме интеллектуального развития также необходимо учитывать возможные физиологические и психологические проблемы.

В нашем обществе считается нормой, что ребёнок должен пойти в школу в возрасте 7 лет плюс минус несколько месяцев. Но скорость развития всех детей разная. Мало кто знает про тест физиологической готовности к школе — когда ребёнок должен рукой достать до противоположного уха, при этом рука должна проходить строго над головой.

Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Или мозг вашего ребёнка? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit («КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

У некоторых детей к 7 годам даже не начинается смена зубов, а это говорит о том, что костный возраст (а, следовательно, и физическое развитие) у них не на таком возрасте, как у детей со сменившимися зубами. Но всем нормативам смена зубов начинается в 7-8 лет. В возрасте 7-8 лет один год – это колоссальная разница в развитии, поэтому если у родителей есть сомнения в готовности ребёнка к школе, то лучше отдать его на год позже, чем на год раньше.

Если ребёнок не готов физиологически, то он будет постоянно ощущать усталость. Нагрузки — даже просто высидеть 45 минут на уроке – для него будет значительными, и на учёбу сил и внимания будет оставаться значительно меньше. Постоянная усталость будет накапливаться, и обычно к середине года проблемы в школе не уменьшаются, а увеличиваются.

В начальной школе на ребёнка ложится большой груз ответственности — ты теперь школьник, ты должен сидеть на уроке, ты должен слушать учителя, ты должен … должен… должен… И всё это после детского сада, где ребёнок ничего не должен, а просто играет. Время занятий в саду и длительность урока в школе также значительно отличаются. Кроме того, в школе нет тихого часа, и плотность общения намного ближе (нет возможности взять любимую игрушку и уйти поиграть в стороне). Уроки сменяют друг друга, и перемены между ними меньше, чем в саду и т.д. Таким образом, ребёнок пребывает в состоянии постоянного стресса, что, конечно, негативным образом отражается на его состоянии.

Нужно внимательно следить за состоянием ребёнка, когда он идет в первый класс – не беспокоят ли его головные боли, боли в живете, не появились ли нарушение аппетита и стула, чрезмерная сонливость или наоборот, бессонница. Любые нарушения нужно внимательно отслеживать, чтобы они не переросли в невротическое состояние и не привели к проблемам не только в обучении, но и в здоровье ребенка. Узнайте больше о том, как проявляется невроз у детей.

Причины неуспеваемости. Фото Randy Fath, Unsplash

Мотивация

Мотивация может быть двух видов: достижения цели или избегания неудач. Когда ребенка хвалят и поддерживают, ставят ему цели, за которые поощряют, он приобретает мотив достижения цели. Если же его чаще ругают за то, чего он не сделал или сделал недостаточно хорошо, а победы игнорируют, то у ребенка возникает мотив избегания неудач, «лишь бы не ругали». Он губителен для детской психики, для самооценки. В дальнейшем ребенок всю жизнь будет существовать с такой мотивацией и, весьма вероятно, высот не достигнет. Вот почему крайне важно правильно мотивировать и стимулировать ребенка в этом возрасте.

В педагогических работах Ш.А. Амонашвили рекомендует не использовать в начальной школе оценки, особенно низкие, чтобы избежать формирования у детей мотива избегания неудач.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10–11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально.

Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования — окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани.

Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны.

Происходит функциональное совершенствование мозга — развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Тяжелые рюкзаки за плечами

Уже в 1-2 классах дети привыкают носить тяжести. Актуальные санитарные нормы ограничивают максимальный вес ранца в первые два года обучения двумя килограммами, к 3-4 классам он может достигать 2,3кг. В реальности, малыш тащит на своих плечах рюкзак, набитый несколькими учебниками формата А4, которые в сумме весят больше 3кг. Помимо книг, в сумку помещаются: физкультурная форма, сменная обувь, пенал со всеми необходимыми принадлежностями, набор тетрадей. Родители заботливо дополняют этот комплект бутылочкой воды, фруктом, телефоном, принадлежностями для уроков труда и ИЗО. В результате, дотащить портфель до школы могут только сами взрослые.

Как было бы правильно? Гораздо удобнее, когда все принадлежности для уроков хранятся в школе. В идеале, на дом не должны ничего задавать, все занятия должны проходить в школьных стенах.

Несоответствующий возрасту образ жизни

Первоклашка часто напоминает крошечного менеджера. Одежду в деловом стиле дополняет громоздкий портфель. Все поведение малыша подчинено строгим правилам дисциплины. В неподвижном положении он высиживает по 4-5 уроков продолжительностью в 45 минут. Некоторые преподаватели не разрешают покидать класс даже по нужде. Во время перемены необходимо перемещаться по коридору шагом и ни в коем случае не бегать. Дети, которые не могут самостоятельно уйти домой и которых не забирают родители, остаются в так называемой продленке. Они находятся до вечера в специальном кабинете, где делают уроки. Лишь в некоторых школах для ребят организуют дополнительные кружки в рамках продленки. Такая активность доставляет учителям немало хлопот, поэтому они осознанно отказываются от разнообразных дополнительных занятий. Оказавшись к вечеру дома, дети продолжают учиться, пока не лягут спать. Такой образ жизни абсолютно неадекватен для младших школьников. Малышу необходимо проводить на улице не менее 2-3 часов, причем это время необходимо отводить под активные прогулки.

Как правильно? В большинстве европейских стран детям разрешается перемещаться по классу во время занятий, носить комфортную одежду. До определенного возраста их не заставляют сидеть за партами и разрешают заниматься там, где им удобно. В каждой школе необходимо предусмотреть уголок для отдыха, где малыши смогут лежать, сидеть, играть или бегать. Это можно организовать даже не в помещении, а в школьном дворе. Часть учебного дня следует отвести под свободное время. Как минимум, полтора часа до обеда можно отвести на прогулки и общение.

Толпы и бесконечный шум

Вы смогли бы спокойно работать в кабинете, в котором помимо вас находится 3 десятка человек? Без перегородок и каких-либо разграничений. Здесь постоянно душно, а регулярные проветривания не спасают ситуацию. Картину дополняет непрерывный фоновый гул. Товарищи, которые не желают заниматься своим делом, мешают работать соседям. Каждый младшеклассник в нашей стране с головой погружается в такие условия. Мы привыкли отвечать, что каждый в свое время учился в аналогичных условиях. Бесспорно, и десятилетия назад это доставляло массу дискомфорта. Формирование отечественной школы пришлось на индустриальную эпоху. Власти стремились сделать учащихся грамотными в кратчайшие сроки, чтобы вырастить из них профессиональных инженеров и квалифицированных рабочих. Для многих школьная форма превращалась в первую приличную одежду на фоне привычных обносков. Преподавателя воспринимали исключительно как носителя знаний, а букварь – как главную первую книгу. Духота и необходимость поддержания строгой дисциплины казались несущественными недостатками на этом фоне.

Как будет лучше? Жизнь современного человека претерпела кардинальные изменения. То, что в советское время мы считали терпимым и допустимым, сегодня воспринимается как ненужное, чрезмерное. Было бы отлично, если бы учителю приходилось работать с группой из 10-12 человек, а не с тремя десятками сорванцов. Так, новая немецкая система не подразумевает наличие классов. Из детей формируют разновозрастные группы. Для каждой группы предусмотрены свои предметы. В ближайшее время такая система должна стать нормой на всей территории страны.

Низкая эффективность учебной нагрузки

Первоклашки часто страдают от того, что им нечем себя занять. Они проводят массу времени, выслушивая ответы других учеников или ожидая разрешения новых дисциплинарных вопросов. Еще часть дня уходит на повторение пройденного, отвлеченные разговоры педагога и то, что совершенно неинтересно детям в этом возрасте. Когда появится новая информация, которая будет увлекательна для детского мозга? Крайне редко.

Наша начальная школа напоминает пирожок, в котором практически отсутствует начинка. Учителя очень много говорят и повторяют сказанное по несколько раз, делают замечания, причем неоднократно. Скучают и любознательные, и хулиганы.

Как должно быть? Современный ребенок должен использовать разные источники получения знаний. Он должен преследовать конкретную цель, которая поможет освоить новое, помочь в развитии своим сверстникам и повысить квалификацию самого преподавателя. Педагог должен сменить свою позицию с контролирующей машины с функцией разговора на роль организатора процесса и помощника в выполнении самостоятельных заданий.

Однообразность, доводящая до уныния

Детский мозг продолжает формироваться исключительно при избытке входящей информации. Школьная же система продолжает работать по устаревшим принципам, при которых ученики должны явно ощущать недостаток входящих данных. Такая программа никогда не станет конкурентом ярким эмоциональным стимулам, с которыми малыши сталкиваются вне школьных стен. Современного ребенка она не завлекает и не поражает. Учебники сложно назвать проводниками в невероятный мир знаний, поскольку с первых строчек они отбивают всякое желание осваивать «сухой”, однообразный материал.

Как правильно? У школьников появится устойчивое желание посещать занятия лишь при условии, что в стенах образовательного учреждения педагоги будут вовлекать малышей в познавательные процессы на эмоциональном уровне. Интеллектуальная деятельность должна дарить искреннюю радость.

Требования к максимальной концентрации внимания

Снова проведем параллель между школой и офисом. Сотрудники действительно заняты своими рабочими обязанностями лишь часть дня. Менеджеры не отказывают себе в возможности покинуть кресло, чтобы выпить чашечку чая или покурить, пройтись по коридорам, выйти на улицу. Младшеклассники, которые имеют самое короткое внимание, не должны отвлекаться ни на секунду. Стоит отвлечься, как ты уже потерял связь с учителем и не понял тему. Для большинства первоклашек эффективность материала, озвученного педагогом непосредственно у школьной доски, стремится к нулевому значению.

Как надо? Нельзя запрещать детям отвлекаться. Это попросту не имеет смысла. Маленький мозг не способен концентрироваться на изучении материала так долго, как того требует классическая школьная программа. Необходимо изменить весь принцип построения учебного процесса.

Проблемы детей в начальной школе: типы нарушений школьных навыков

Дисграфия — специфическое нарушение навыков письма. Проявляется в виде сниженной или полностью отсутствующей способности устно произносить слова по буквам и писать слова правильно. В данном нарушении у школьников наблюдается замена букв, слогов, их пропуск. Очень часто сочетается с нарушениями навыков чтения (дислексией). И даже если навыки чтения постепенно становятся удовлетворительными или даже хорошими, то в тетрадках по-прежнему может царить «полный хаос» («грязь», описки, ошибки и т.д.) Необходима длительная и методичная работа дефектологов, логопедов и прочих специалистов для устранения данного нарушения.

Дислексия — специфическое нарушение навыков чтения. Основной признак этого расстройства — специфическое и значительное нарушение в развитии навыков чтения, которое нельзя объяснить исключительно умственным возрастом, проблемами остроты зрения или неадекватного обучения в школе. Могут быть нарушены навыки понимания текста, техники чтения или выполнения заданий, требующих чтения. С трудностями в чтении часто сочетаются трудности в приобретении навыков правильного письма.

При проблемах и трудностях с чтением проверьте себя и своих близких на риск присутствия дислексии с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit («КогниФит») на дислексию. Данный тест предназначен для детей от 7 лет и взрослых. Выявите когнитивные риски, которые могут указывать на наличие расстройства чтения. Начните тест прямо сейчас!

При чтении наблюдаются:

  • медленный темп чтения;
  • пропуски, замены, искажения или дополнения слов или частей слова;
  • попытки начать чтение заново, длительные запинки или «потеря места» в тексте и неточности в выражениях;
  • перестановка слов в предложении или букв в словах.
  • Очень часто присутствует также недостаточное понимание читаемого, выражающееся:
    • в неспособности вспомнить факты из прочитанного;
    • в неспособности сделать заключение или выводы из прочитанного;
    • в том, что для ответов на вопросы о прочитанной истории используются скорее общие знания, чем информация из конкретного рассказа.

При данном нарушении могут помочь даже просто домашние занятия с родителями. Но как любая коррекция эти занятия должны быть методичными, последовательными и постоянными. Больше читайте и общайтесь на тему прочитанного как в начальной школе, так и до момента, когда ребёнок пошел в неё — это поможет снизить вероятность развития данного нарушения.

Дискалькулия, акалькулия — это специфические нарушения арифметических навыков.

Следует различать эти термины. Дискалькулия, как правило, является следствием нарушения развития головного мозга (ребёнок с рождения не усваивал навыки счёта), в то время как акалькулия — приобретённое нарушение арифметических навыков (например, в результате перенесённого заболевания или черепно-мозговой травмы). Однако оба термина относятся к расстройству развития учебных навыков, связанных с вычислениями.

Этот дефект касается основных вычислительных навыков сложения, вычитания, умножения и деления или решения задач. Трудности, которые отмечаются в этом случае, могут включать недостаточность в понимании понятий, лежащих в основе арифметических операций, отсутствие понимания математических терминов или знаков, неспособность распознавать числовые знаки, трудность в усвоении порядкового выстраивания чисел или в усвоении десятичных дробей или знаков во время вычислений, плохая пространственная организация арифметических вычислений, неспособность удовлетворительно выучить таблицу умножения. В этом случае хорошо помогают занятия с нейропсихологом. Я бы отметила одним из отличительных признаков потенциально возможной дискалькулии/акалькулии нарушение пространственного ориентирования. Родителям следует обращать на это внимание, и возможно ещё до момента, когда ребёнок пойдет в школу, отвести его не нейропсихологическую коррекцию.

Трудности в обучении (смешанное расстройство школьных навыков.)

В данном случае отмечается сочетание действия двух или трёх вышеописанных расстройств, часто сочетающееся с нарушениями внимания, памяти и низкой умственной работоспособностью. Это зачастую наблюдается в комплексе с эмоциональными и поведенческими расстройствами, выраженными в большей или меньшей степени.

Рекомендации родителям. Фото Annie Spratt, Unsplash

Самооценка младших школьников с разной успеваемостью

Самооценка младшего школьника во многом зависит от оценок учителя. В этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Ее организация, обеспечивающая овладение обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для развития таких оснований самооценки, как ориентация на предмет деятельности и способы его преобразования. Сформированная ориентация на способы действия создает новый уровень отношения учащегося к самому себе как субъекту деятельности, способствует становлению самооценки как достаточно надежного механизма саморегуляции.

Учащимся, ориентирующимся на способ действия, присущи исследовательский тип самооценки, осторожность, рефлексивность в оценке своих возможностей.

Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Школьник становится слабоуспевающим на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это недостаточно осознается, а главное, не принимается школьником: большинство неуспевающих детей первых и вторых классов переоценивают результаты своей учебной деятельности. К четвертому классу уже выявляется значительный контингент отстающих детей с пониженной самооценкой, и у неуспевающих учеников мы можем наблюдать нарастающую из класса в класс тенденцию к недооценке своих и так весьма ограниченных успехов.

Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предшествующей деятельности. Тот, кто часто терпит и неудачу, и дальше ожидает неудачу, и, наоборот, успех в предшествующей деятельности предрасполагает к ожиданию успеха и в дальнейшем. Если в учебной деятельности отстающих детей преобладает неуспех над успехом, постоянно подкрепляемые низкими оценками их работы учителем, это о ведет к нарастанию у них уверенности в себе и чувства неполноценности. Культивированию низкой самооценки у неуспевающих способствуют также еще более низкие, чем оценки учителя, взаимооценки учеников по классу, которые переносят неуспехи отстающих детей в учении на все другие сферы их деятельности и личности.

Общение детей в начальных классах

Навыки межличностного общения у младших школьников, как правило, развиты недостаточно. Есть дети с пониженной социальной активностью, склонные к одиночеству,— они любят читать, собирать марки, клеить модели самолетов, сидеть и размышлять. Часть детей в своих отношениях со сверстниками использует не слишком удачные социальные стратегии. Ученикам начальных классов свойственны четыре типа подобного поведения: подлиза, клоун, псевдовзрослый и хулиган.

Подлиза доводит свою услужливость до крайности, старается добиться дружбы с помощью подобострастия, лести и прямого подкупа. Клоун готов «на ушах стоять», чтобы привлечь к себе внимание окружающих и вызвать одобрение. Псевдовзрослый — это ученик, которому не удалось добиться признания сверстников, поэтому он ищет общества старших и старается завоевать их внимание. Он становится любимцем учителей, но не потому, что хочет этого, а потому, что учитель — единственный человек, к сердцу которого он нашел ключик. Хулиган ищет компании младших и слабых детей, которых может терроризировать и подавлять. Справиться с равными ему не по силам, поэтому будет командовать теми, у кого слабая воля, или с теми, кто его боится. Обычно хулиган и подлиза находят друг друга, но это плохая дружба.

Половая дифференциация младших школьников в совместной деятельности

В условиях совместной деятельности дошкольников и младших школьников одного пола, когда они оказываются в ситуации угрозы наказания (или ожидания награды), мальчики приблизительно одинаково оценивают свои усилия в собственную пользу и в пользу товарищей, но реально лишь чуть больше половины мальчиков (56%) ведут себя соответственно. Они менее адекватно оценивают свое реальное поведение. Оценки своего поведения и своего намерения у них скорее всего носят случайный характер.

Девочки обнаруживают более высокий уровень социального поведения. Хотя «эгоистичных» девочек в целом больше, чем мальчиков, но они либо намеренно скрывают это и «на публику» демонстрируют социально одобряемые формы поведения, либо не осознают своего мотива. Часть девочек осознанно демонстрирует негативное поведение, направленное против моральной нормы помощи, и в данном случае противоречия между вербальным и реальным поведением у них нет.

Исследования показали, что у девочек во всех ситуациях совместной деятельности показатели гуманных отношений ниже, чем у мальчиков. Это показывает, что альтруистическая репутация девочек, существующая в обыденном сознании, сильно преувеличена. Девочки показывают более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности и большую, чем мальчики, гибкость, способность словесно демонстрировать социально одобряемые формы поведения.

Если для мальчиков группа сверстников своего пола оказывается референтной, то для девочек не группа сверстниц, а взрослый наделяется свойством референтности.

Вернутся к психолого-социологической службе

Вернуться к началу страницы

Стандартизированное интервью с педагогами

Педагогу задавались вопросы, характеризующие учащегося, ответы на которые соответственно кодировались: оценка 3 — характеристика более выражена, 2 — характеристика выражена средне, 1 — характеристика слабо или не выражена вовсе. Перечень позиций, относительно которых формировались вопросы интервью, следующий:

  1. импульсивное поведение;
  2. полевое поведение;
  3. ролевое поведение;
  4. нормативное поведение;
  5. популярность в общении;
  6. значимость в делах;
  7. авторитетность.

Результаты стандартизированного интервью с педагогами об особенностях поведения учеников представлены на рис. 1.

Полученные данные позволяют говорить о различиях в условиях поведения учащихся начальной школы. Предметом анализа выступали: динамика оснований поведения на конкретном учебном уровне и динамика конкретного основания поведения в логике изменения возраста школьника.

Для сопоставительного анализа результатов примем результаты I класса за исходный уровень. Анализ показателей I класса демонстрирует, что для данных учащихся ведущим поведением выступает ролевое, на втором месте — нормативное, далее — полевое и замыкает импульсивное.

Здесь мы можем предположить, что для ученика-первоклассника само присутствие в школе и возможность предъявления себя другим в новой ипостаси уже выступает значимым фактором развития. Таким образом, ролевой уровень поведения вполне оправданно является ведущим для I класса.

При этом поскольку стремление предъявить себя является значимым, оно поддерживает потребность освоения и последующей трансляции норм школы. Но в ситуации, когда нормы еще не полностью освоены, нормативный уровень естественным образом занимает второе место после ролевого.

Показатель интенсивности полевого и импульсивного поведения позволяет предположить, что ученики способны различать пространства активности. Однако мы не можем судить о характере различения, поскольку для этого требуется более детальный анализ, который был проведен на основе анализа методики «Восприятие нормативной ситуации».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *