Праведный Прокопий Устюжский (Святой Прокопий Устюжский, Святой Прокопий Любекский; 8 июля 1303, Великий Устюгблаженный) — (юродивый во Христе) чудотворец, причисленный к лику святых Русской Православной Церкви.
Мирское имя, фамилия, дата и место рождения — точно не установлены. В Житии Прокопия сказано, что он происходит из знатного рода любекских ганзейских купцов-патрициев.
После смерти отца Прокопий погрузил свои богатства на корабли и отправился в Великий Новгород. В то время морской путь Любек-Новгород — привычный маршрут ганзейских купцов. В Новгороде располагалась контора-филиал Ганзы немецкий «Петергоф».
Прибыв около 1243 г. на кораблях с товарами в Великий Новгород, он был невольно поражён множеством и красотой церквей и монастырей, доброгласным звоном многочисленных колоколов, набожностью и усердием народа к церковным службам — чего он никогда не думал встретить среди людей, не повинующихся римскому первосвященнику.
Любознательный молодой человек посетил храм Святой Софии и другие церкви и монастыри, где увидел торжественность и благолепие обрядов Православной Церкви, услышал стройное хоровое пение, он решил принять православие. Желая подражать подвигу иноков, раздал все свои товары и завещанное ему отцом имущество городским нищим и бедным; пожертвовал его часть в незадолго до этого основанный (1192 г.) Варлаамо-Хутынский монастырь. Здесь его наставником был старец Варлаам Прокшинич, который во всем подражал основателю обители Варлааму Хутынскому(†1192 г.)
Позже он удалился из Новгорода, где его стали прославлять за нестяжательство, в Великий Устюг, где жил на паперти храма Успения Божией Матери.
Жил на подаяние, был одет в рубище. Спал блаженный обычно на сырой земле, на куче мусора или на камнях. Утешением для блаженного Прокопия была праведная чета — Иоанн Буга (принявший православие ханский баскак) и жена его Мария, а другом и собеседником — блаженный Киприан, основатель Устюжской обители в честь Архистратига Михаила.
В 1290 году, Прокопий предвидел стихийное бедствие — сильную бурю с грозой, лесными пожарами и смерчем большой разрушительной силы, явившимися следствием падения метеорита в 20 верстах от Вел. Устюга. За неделю до падения метеорита Блаженный Прокопий начал ходить по городу, призывая со слезами жителей Великого Устюга каяться и молиться, чтобы Господь избавил город от участи Содома и Гоморры. В течение недели праведник предупреждал о скором суде Божием, но ему никто не верил. Когда же разразилась буря, жители бросились в самое укрепленное и безопасное здание города — соборный храм, где застали молящегося за них и за спасение города Прокопия. Слезы текли по его лицу. И вдруг, как бы в ответ на молитву его, от святой иконы истекло миро. Все присутствовавшие почувствовали облегчение. В это время страшная туча медленно прошла над городом и в 20 верстах от него, в пустынном месте, разразилась обильным каменным градом. Город же остался невредимым.
Церковное предание считает, что Прокопий молился перед древней иконой Благовещения, перенесённой позднее в Москву. В честь этой иконы, получившей название «Устюжское Благовещение», в Русской церкви 8 июля (по юлианскому календарю) установлено празднование — «Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге». Прокопий прожил в юродстве 60 лет. Он скончался 8 июля 1303 г. у врат Архангельского монастыря. В этот день выпал обильный снег. На могилу его положили камень, на котором он любил сидеть на берегу Сухоны, молясь за проходящие мимо лодки и суда. После смерти он был причислен к лику православных святых. Церковное прославление блаженного Прокопия совершилось на Московском Соборе в 1547 году, память ему была установлена 8 июля (по юлианскому календарю).
Прокопий Устюжский стал исторически первым святым, прославленным Церковью в лике юродивых. «Житие Прокопия» было составлено в XVI веке, то есть много спустя после преставления святого, сыном игумена Сольвычегодского монастыря Дионисия.
Сейчас в Великом Устюге есть действующий храм Святого Прокопия Праведного. В нем в 2008 году на праздничной рождественской литургии присутствовал В.В. Путин. По сей день в храме совершаются богослужения, церковные таинства, в главном зале находятся мощи святого. С южной стороны в стену замурован камень, символизирующий спасительное чудо Прокопия – избавление Устюга от каменной тучи.
Великий Устюг находится недалеко от пересечения рек Сухон и Юг, дающих название Северной Двине. Отсюда и название Устье Юга – Устюг. Покровителем города является святой Прокопий праведный – первый юродивый на Руси выходец из немецких земель.
Давным-давно заезжему купцу Прокопию так понравился город на берегу красивейшей реки, что он решил остаться в Устюге. Он был человеком набожным и очень горевал, что в таком красивом городе живут неправедные люди: «Что же вы делаете люди? Бога побойтесь!». Стал тогда купец молиться истово, забросил торговлю, жил на улице, предлагал горожанам покаяться и жить по совести. Но не любили его люди и не слушали его праведных речей. И вот однажды Господь решил покарать своевольных грешников, наслав на город чёрную каменную тучу. «Ты смотри, какая туча надвигается, не иначе гроза будет». Прокопий, видя надвигающуюся беду, стал отчаянно молиться во спасение грешников, и тогда туча отошла от города и пролилась каменным дождём далеко за лесом. Жители города были спасены.
После смерти юродивого благодарные горожане построили в честь своего спасителя храм Прокопия Праведного, а кто-то даже сложил пословицы о Великом Устюге и его покровителе. Камни же, падавшие с неба, до сих пор собирают за городом. Говорят, что камни эти целебные. Один из таких камней лежит и у стен храма. Даже в морозную погоду он остаётся тёплым.
Многовековая история Великого Устюга богата событиями. Город был и военной крепостью и торговым центром. Сегодня это уникальный город-музей: пешеходные улицы в исторической части, 28 белокаменных храмов, множество старинных купеческих особняков. На берегу реки стоит соборное двоище – потрясающий ансамбль из соборов и церквей. Поражает своим величием Успенский собор, построенный в 1290 году, а церковь Вознесения считается сокровищем северного каменного зодчества.
В окрестностях Устюга потрясающие по красоте места. Живописнейшие излучины рек, водопады на малых речках, фонтанирующие источники, бьющие из-под земли. Но главная достопримечательность Великого Устюга, конечно же, вотчина Деда Мороза. В 11 км. от города стоит в окружении вековых сосен уборный терем. Каждый, кто приезжает сюда невольно возвращается в детство, когда каждый из нас верил, что можно написать письмо Деду Морозу и добрый волшебник обязательно исполнит все самые сокровенные желания. Кстати, в почтовое отделение Деда Мороза ежегодно поступает больше миллиона писем и на все он обязательно отвечает.
Икона в деревянной рамке под стеклом. Высота — 9,5 см. Ширина — 8 см. На обороте иконы расположена молитва и день празднования.
Дни памяти:
— Собор Вологодских святых (переходящее празднование в 3-ю неделю по Пятидесятнице),
— 21 июля.
Житие праведного Прокопия Устюжского .
Тропарь праведному Прокопию, Христа ради юродивому, Устюжскому чудотворцу, глас 4
Просвети́вся Боже́ственною благода́тию, Богому́дре,/ и весь ра́зум и се́рдце от су́етнаго ми́ра сего́ к Зижди́телю неукло́нно возложи́в/ целому́дрием и мно́гим терпе́нием,/ во вре́менней жи́зни тече́ние до́бре сконча́л еси́/ и ве́ру соблю́л еси́ непоро́чну./ Те́мже и по сме́рти яви́ся све́тлость жития́ твоего́:/ источа́еши бо чудесе́м исто́чник неисчерпа́емый/ ве́рою притека́ющим ко свято́му твоему́ гро́бу,/ Проко́пие всеблаже́нне,/ моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Кондак праведному Прокопию, Христа ради юродивому, Устюжскому чудотворцу, глас 4
Христа́ ра́ди юро́дством/ возду́шная мыта́рства на рука́х а́нгельских неприкоснове́нно преше́д,/ ца́рскаго дости́гл еси́ престо́ла/ и от Царя́ всех Христа́ Бо́га дар прие́м благода́ть исцеле́ний,/ мно́гими бо чудесы́ твои́ми и зна́мением стра́шным/ удиви́л еси́ град твой Вели́кий У́стюг:/ лю́дем твои́м ми́лость испроси́в,/ ми́ро от честна́го о́браза Пресвяты́я Богоро́дицы моли́твою изве́л еси́,/ и неду́жным по́дал еси́ цельбы́./ Тем же мо́лим тя, чудоно́сче Проко́пие:// моли́ Христа́ Бо́га непреста́нно пода́ти грехо́в на́ших проще́ние.
Молитва праведному Прокопию, Христа ради юродивому, Устюжскому чудотворцу
О, вели́кий уго́дниче Бо́жий и чудотво́рче, святы́й блаже́нный Проко́пие! Тебе́ мо́лимся и тебе́ про́сим: моли́ся о нас ко Всеми́лостивому Бо́гу и Спа́су на́шему Иису́су Христу́, да проба́вит ми́лость Свою́ к нам, недосто́йным, и да́рует нам вся, я́же к животу́ и благоче́стию потре́бная: ве́ры у́бо и любве́ преспе́яние, благоче́стия умноже́ние, ми́ра утвержде́ние, земли́ плодоно́сие, возду́хов благорастворе́ние и во всем благо́е поспеше́ние. Град твой У́стюг и вся гра́ды и ве́си Росси́йския предста́тельством твои́м соблюди́ невреди́мы от вся́каго зла. Всем правосла́вным христиа́ном, тя моли́твенно призыва́ющим, коему́ждо по ну́ждам их, потре́бная да́руй: боля́щим — исцеле́ние, скорбя́щим — утеше́ние, бе́дствующим —поможе́ние, уныва́ющим — ободре́ние, ни́щим — снабде́ние, си́рым — призре́ние, всем же нам дух покая́ния и стра́ха Бо́жия испроси́, да благоче́стно сконча́вше вре́менное сие́ житие́, сподо́бимся благу́ю христиа́нскую кончи́ну и Ца́рствие Небе́сное со избра́нными Бо́жиими насле́довати. Ей, пра́ведниче Бо́жий! Не посрами́ упова́ния на́шего, е́же на тя смире́нно возлага́ем, но бу́ди нам помо́щник и засту́пник в жи́зни, в сме́рти и по сме́рти на́шей, да, твои́м предста́тельством спасе́ние улучи́вше, ку́пно с тобо́ю просла́вим Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, и твое́ кре́пкое заступле́ние о нас во ве́ки веко́в. Ами́нь.
8 /21 июля — день памяти святого праведного Прокопия Устюжского — первого из святых, прославленных русской Церковью в лике юродивых.
В житии святого повествуется, что праведный Прокопий родился в начале XIII века в знатной семье богатых купцов города Любека, относящегося к ганзейскому торговому союзу. После смерти отца Прокопий вынужден был покинуть Восточную Пруссию. Он погрузил свои богатства на корабли и отправился в Великий Новгород. В то время морской путь Любек — Новгород был привычным маршрутом ганзейских купцов.
Прибыв около 1243 г. на кораблях с товарами в Великий Новгород, Прокопий был поражен множеством и красотой церквей и монастырей, доброгласным звоном многочисленных колоколов, набожностью и усердием народа к церковным службам.
Когда молодой человек по своей любознательности посетил храм Святой Софии и другие церкви и монастыри, услышал стройное пение ликов, увидел чинное и благоговейное служение, торжественность и благолепие обрядов православной церкви, то благодать Божия коснулась его сердца. Он умилился до глубины души, так что не захотел уже больше возвращаться на родину, решился принять православие и стал искать человека, который бы мог научить его догматам веры и уставам православной церкви. Ему указали на Хутынский монастырь, незадолго пред тем основанный и славившийся строгостью устава и святостью жизни своих иноков.
В то время в монастыре подвизался старец Варлаам Прокшинич, старавшийся во всем подражать преподобному Варлааму Хутынскому († 1192), основателю обители. К нему обратился Прокопий, прося научить его истинной вере и был с любовью принят старцем в ученики.
С каждым днем более и более стал блаженный Прокопий чувствовать отвращение от мирской жизни и возгораться любовью к Богу. Наконец он раздал все свое имение и богатство частью нищим, частью на сооружение храма в Хутынской обители и, решительно ничего не оставив себе, стал жить в обители как один из странных, ежедневно посещая все церковные службы и усердно служа братии. Избавившись от всех попечений и житейских забот, Прокопий ощутил спокойствие в своей душе, новый образ жизни сердечно ему полюбился, и он желал всю свою жизнь провести в тишине уединенной келлии под мирным кровом святой обители.
Но новгородцы, узнав о том, что Прокопий принял святую веру и раздал все свое имение, стали хвалить и превозносить его. Тяжело было Прокопию слышать о себе такие разговоры. Людская слава, лишившая покоя его смиренное сердце, сделалась для него невыносимым бременем. Опасаясь из-за нее лишиться славы небесной, он открыл старцу Варлааму свою душевную скорбь и стал просить у него совета и благословения удалиться куда-либо, где бы его никто не знал. Старец сперва удерживал его, советуя лучше не выходить из обители и даже заключиться в затвор, но непреклонно было желание Прокопия, как будто что влекло его из обители. И сколько Варлаам ни старался, не мог остановить его, и, преподавши наставление, старец с молитвой и благословением отпустил своего ученика в путь.
Без всяких средств к жизни, не взяв ничего даже на дорогу, в бедной одежде Прокопий вышел из монастыря. Часто усталому страннику после длинного пути приходилось оставаться без пищи, спать на улице под дождем и ветром, если не встречалось сострадательного человека, который бы вызвался накормить и успокоить его, ибо Прокопий, сколько бы ни был голоден, никогда ничего не просил и представлял из себя глупого.
Много насмешек и оскорблений, ругательств и побоев перенес он от грубых людей на пути, много привелось ему в своем ветхом рубище потерпеть и от летнего жара и насекомых, и от зимних вьюг и трескучих морозов. Но он не унывал и не падал духом, зная, что каждый день добровольных его злостраданий, каждый шаг по этому узкому и истинно крестному пути приближают его к вечному покою и Небесной Отчизне. Юродствуя днем, он и ночью не давал себе покоя, проводил ее в коленопреклонении и молитвах. Переходя таким образом из города в город и все далее и далее углубляясь на восток, Прокопий дошел до Устюга.
Великий Устюг
Появление в городе неизвестного юродивого с кочергами в руках – ибо блаженный Прокопий носил в руках три кочерги или деревянных клюки – и едва прикрытого рубищем скоро обратило на него внимание жителей. Он и здесь скоро сделался предметом насмешек и поругания людей грубых, которые не стыдились даже и бить его без всякой с его стороны причины. Несмотря на это, город понравился блаженному, и он решился навсегда остаться в нем. Так Устюг сделался местом, назначенным ему Промыслом, где он должен был проводить и кончить свой многотрудный подвиг.
Долго скитаясь по городу, везде гонимый и оскорбляемый, праведный Прокопий избрал наконец местом постоянного своего жительства угол паперти огромного высокого соборного соборного храма Успения Божией Матери, срубленного из дерева. Здесь стал он пребывать лето и зиму, не опуская ни одной церковной службы, ночи проводил в молитвах, а днем юродствовал по улицам города.
Если сострадательные и добрые люди подавали ему милостыню, он принимал с любовью и благодарностью, но не каждый день. А от богачей, нажившихся неправдою, никогда ничего не брал, хотя был голоден, а нередко и по несколько дней оставался совершенно без всякой пищи. Это был мученик, из любви к Богу добровольно обрекший себя на скорби и лишения всякого рода. И как он возлюбил Господа всей душой, для Него оставил все свое богатство и передал себя изумительным подвигам самоотвержения, так и Господь возлюбил его и, подобно древним святым пророкам, даровал Своему избраннику дар предвидения и пророчества.
Однажды зимой во время лютой стужи, когда птицы замерзали на лету, святой Прокопий хотел найти приют в домах бедноты, но никто не принял его. По Промыслу Божию, даже собаки, около которых блаженный Прокопий хотел погреться, убежали от него. Восприняв это как волю Божию, святой не стал более искать приют и отправился к Успенскому храму, где он обычно ночевал.
Блаженный Прокопий уже замерзал на паперти со словами благодарения на устах: «Буди Имя Господне благословенно», как внезапно повеяло неземной теплотой, и Ангел Господень коснулся его лица прекрасной райской ветвью… Об этом блаженный поведал клирику соборного храма Симеону с просьбой не говорить о том до его кончины.
– А почем ты знаешь, что я раньше не умру? – спросил клирик.
– Не знал бы, не рассказывал, – ответил юродивый. – Я теперь много чего наперед знаю.
Впоследствии Симеон сделал записи о праведном Прокопии, где изложил и это событие из жизни святого.
Однажды в особенно сильный мороз святой пришел просить приюта все у того же Симеона. Двери ему открыла трехлетняя дочь клирика. Увидев ее, обычно суровый на вид Прокопий просиял, вошел в дом и предстал перед Симеоном «светлым видением и сладким смехом». Он обнял и поцеловал хозяина, приветствуя его словами:
– Брате Симеоне, отселе веселися и не унывай!
– Отчего бы мне в непрестанном веселии пребывать? – удивился клирик.
Вместо ответа Прокопий взял за руку его трехлетнюю дочь, вывел на середину комнаты и низко поклонился ей, сказав родителям:
– Вот мать великого святого!
Действительно, дочь клирика Симеона стала впоследствии матерью святителя Стефана Пермского.
Много опытов духовной мудрости и прозорливости показал блаженный Прокопий во время многолетнего своего юродствования в Устюге. Когда он беседовал с людьми благочестивыми, пред которыми не считал нужным скрываться, то каждое его слово и действие было наставлением и предостережением. Когда же юродствовал и казался помешанным, многие поступки его для людей внимательных имели смысл пророческий.
Замечали, например, что когда он бегал по городу и, размахивая своими кочергами, держал их головами кверху, то в тот год бывал хороший урожай на хлеб и плоды; если же оборачивал кочерги головами книзу, то бывал неурожай и во всем недостаток, так что приходилось невольно всем смиряться.
Спасение города
Важнейшим из многих предсказаний и чудес праведного Прокопия было избавление Устюга от истребления каменно-огненной тучей. Это было в 1290 году, за 13 лет до его кончины.
В один воскресный день, когда было много народа за службой в соборе, юродивый вдруг обратился ко всем с таким увещанием: «Приближается гнев Божий, покайтесь, братия, во грехах ваших, умилостивляйте Бога постом и молитвой, иначе город погибнет от града огненного». «Он не в своем уме и никогда не говорит ничего дельного. Что его слушать?» – сказали устюжане и не обратили никакого внимания на слова праведника.
Любвеобильному сердцу Прокопия тяжело было встретить в гражданах такую беспечность и легкомыслие в то время, когда страшная опасность, угрожавшая им, уже висела над городом. От печали и горести сердца он едва мог достоять до окончания литургии и, вышедши на паперть, удалился в свой угол, зарыдал и, обливаясь слезами, проплакал весь тот день и ночь, да и на другой день не переставал плакать.
На третий день блаженный Прокопий пошел по всему городу проповедовать покаяние жителям, со слезами всем и каждому он говорил: «Плачьте, други, плачьте о грехах ваших, погибель близка, молитесь, чтобы избавил вас Господь от праведного Своего гнева и не погубил вас, как Содом и Гоморру, за беззакония ваши». Но и эта вторая проповедь осталась бесплодной, ожестевшие во грехах устюжане оказались хуже ниневитян. Они не только не думали каяться, но еще смеялись и издевались над проповедником, как над безумным. Молитвенником за погибающий город остался один Прокопий, печально возвратившийся в свой угол на паперти.
В следующее воскресенье в полдень явилось на небосклоне черное облако. Приближаясь к городу, оно стало расти более и более, так что наконец день превратился в темную ночь. Молнии бегали огненными полосами, и страшные грохоты грома раздавались в воздухе, не прерываясь ни на минуту. Тогда-то увидели, что городу грозит гибель, вспомнили о проповеди Прокопия и поверили ему. И стар, и млад, и нищие, и богатые – все бросились в храмы, особенно же в соборный храм Богородицы.
Прокопий был уже там и, падши пред иконой Благовещения Богородицы, с горькими слезами молился, чтобы Матерь Божия была Ходатаицей за людей преступных. И весь народ с рыданием молился о спасении от гнева Божия, все единогласно взывали: «Владычице, спаси нас!»
Долго молился блаженный, не поднимая головы своей от пола и орошая его своими слезами, и вот от иконы Богородицы потекло ручейком миро и по храму разлилось благоухание. В то же время произошла перемена в воздухе: не стало более удушливого зноя, утихли молнии и громы, разошлись тучи.
Скоро узнали, что за 20 верст от Устюга, в Котовальской волости, упали с градом раскаленные каменья. И долго был виден ломаный опаленный лес, над которым разразился гнев Божий, пощадивший город, в страх и свидетельство будущим родам. Но никто не был поражен ни в городе, ни в окрестностях.
Некоторые современные исследователи полагают, что в те далекие времена близ старинного русского северного города на Сухоне прошёл мощный метеоритный дождь. Благодаря молитве праведника траектория падения метеоритов сместилась более чем на два десятка километров, благодаря чему Великий Устюг не пострадал.
Между тем мира от святой иконы истекло столько, что им наполнили церковные сосуды, мазавшиеся им получали исцеление от различных болезней, а две бесноватые женщины освободились от своего лютого мучителя. Общая радость заступила место печали и распространилась по всему городу.
Это чудное избавление города от неминуемой и явной гибели обратило было внимание граждан на Прокопия, но он приписал его милосердию и ходатайству Божией Матери и по-прежнему продолжал свой подвиг и юродством закрывал от людей обильную благодать, в нем обитавшую.
О дальнейшей судьбе чудотворного образа «Устюжское Благовещение» известно, что икона была вывезена новгородцами из Устюга и помещена в Георгиевский собор Юрьева монастыря, а затем, в 1567 году, при царе Иване Васильевиче была привезена в Москву и поставлена в левой стороне иконостаса Успенского собора Московского Кремля. В настоящее время образ хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Празднование чудотворной иконе «Устюжское Благовещение» совершается 8/ 21 июля, в день памяти святого Прокопия.
Кончина
Было у святого излюбленное место – на высоком берегу реки Сухоны, недалеко от собора. Юродивый любил смотреть с обрывистого берега вдаль и всегда молился Господу, чтобы тот уберег людей, переплывающих широкую неспокойную реку. Все в городе знали, что, пока сидит Прокопий над обрывом, можно смело идти в воду и плыть на другой берег: неведомая сила поддержит тебя на воде, поможет одолеть реку.
На этом полюбившемся ему месте юродивый просил похоронить себя, когда придет его час предстать перед Господом.
Однажды, когда праведник ночью молился на паперти, явился ему Ангел Божий и возвестил о скором окончании его подвига, об отшествии его к Богу, назначив и самый день его кончины. С величайшей радостью услышал о том Прокопий и еще более предался подвигам самой пламенной молитвы, в течение нескольких дней не отходил от храма Пресвятой Богородицы, готовясь к своему исходу.
На 8 июля ночью вышел он из соборной паперти и направился к монастырю покойного друга своего преподобного Киприана. Там перед святыми вратами праведный Прокопий, встав на колени, последний раз вознес пламенную молитву к Богу, благодаря Его за все благодеяния, которыми Господь наградил его в жизни от первых дней юности до старости, призвав его от мрака заблуждения к свету истины и из страны далекой приведши в богоспасаемый град Устюг, под кров дома Пресвятой Богородицы.
Отошедши от святых ворот на конец моста, Прокопий возлег тут и, оградив себя крестным знамением, сложил крестообразно руки на груди и с молитвой испустил дух.
Как бы для того, чтобы святое и многострадальное тело его не осталось без крова, в ту же ночь, несмотря на летнюю пору, выпал снег и покрыл землю на две четверти, а над мощами блаженного Прокопия снежной бурей навеяло сугроб в две сажени вышины. Изумились устюжане, вставши поутру и видя дома и улицы, покрытые снегом. Погибли, думали они, весь хлеб и овощи, но настал жаркий солнечный день, и к вечеру снег растаял, не повредив растительности.
Между тем соборные священнослужители заметили, что против постоянного обычая, какого блаженный держался в течение многих десятков лет, его не было в церкви на утреннем пении, и начали о нем спрашивать горожан, но никто ничего не мог сказать. Тогда стали искать его по всему городу, обошли все церкви и опять нигде не могли его найти.
Только на четвертый день обрели святое тело блаженного на конце моста к монастырю, лежащее на голой земле и покрытое сугробом снега, который служил ему покровом и все еще не растаял, тогда как в других местах везде было уже сухо. С благоговением и слезами священнослужители подняли тело блаженного трудника и всем собором, с пением псалмов, свечами и фимиамом, на головах своих перенесли его в соборную церковь и оставили там до тех пор, пока все граждане не соберутся на погребение. На том месте, где обретено было тело его, в память события водрузили деревянный крест, а потом, по времени, заменили его каменным и построили часовню.
Согласно желанию блаженного, его тело было предано погребению на берегу реки Сухоны, близ соборного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это было в 1303 году. Камень, на котором блаженный Прокопий любил подолгу молиться, был украшен изображением его лика и положен над его гробом.
В 1471 году в Великом Устюге, на месте погребения праведного Прокопия, был построен храм — благодарность за молитвенную помощь блаженного, спасшего устюжскую дружину от опасной болезни в Нижнем Новгороде.
Святой Прокопий являлся тогда многим дружинникам с обещанием исцеления от страшной болезни, если они дадут обет построить над его могилой храм. Храм был освящен во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Но эта церковь, как бы в наказание за преслушание повеления праведного Прокопия, 1 августа 1490 года сгорела от молнии.
В 1495 году также ратными людьми был построен новый храм, освященный во имя блаженного Прокопия, так как к тому времени святость праведного Прокопия была засвидетельствована многими чудесами. Тогда же установлена гробница над его могилой.
Московский Собор 1547 года причислил праведного Прокопия к лику святых и установил совершать ему память 8/21 июля.
Святой Прокопий Устюжский стал исторически первым святым, прославленным Русской Церковью в лике юродивых.
В России, в Кемеровской области, есть город Прокопьевск, бывший ранее селом Прокопьевским, названным в честь праведного Прокопия Устюжского. В 2015 году на въезде в город был установлен памятник святому покровителю Прокопьевска.
В Германии, в городе Гамбурге, находится храм во имя праведного Прокопия.
После Второй мировой войны Гамбург стал одним из центров русской эмиграции. Поначалу православные прихожане были вынуждены молиться в маленькой церкви-бараке. Но в 1961–1965 годах для русских жителей Гамбурга построили каменный храм — первый православный храм на севере Германии, построенный в Псково-Новгородском стиле, освященный во имя праведного Прокопия Любекско-Устюжского, в память о германском происхождении святого.
Долгие десятилетия храм во имя святого Прокопия являлся единственным в северной Германии уголком святой Руси.
Образ святого блаженного Прокопия олицетворяет собой духовную связь России и Германии. В храме святого Прокопия в Гамбурге хранится икона с вмонтированной частицей камня, на котором святой часто сидел на берегу реки, погруженный в молитву. Это бесценный дар от храма Прокопия Устюжского в городе Великий Устюг.
Давно завязавшиеся добрые отношения прихожан Храма святого блаженного Прокопия в Гамбурге с прихожанами Храма Прокопия Устюжского в Великом Устюге продолжаются и поныне.
Тропарь праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца, глас 4
Просветився Божественною благодатию, Богомудре,/ и весь разум и сердце от суетнаго мира сего к Зиждителю неуклонно возложив/ целомудрием и многим терпением,/ во временней жизни течение добре скончал еси/ и веру соблюл еси непорочну./ Темже и по смерти явися светлость жития твоего:/ источаеши бо чудесем источник неисчерпаемый/ верою притекающим ко святому твоему гробу,/ Прокопие всеблаженне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.
Кондак праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца, глас 4
Христа ради юродством/ воздушная мытарства на руках ангельских неприкосновенно прешед,/ царскаго достигл еси престола/ и от Царя всех Христа Бога дар прием благодать исцелений,/ многими бо чудесы твоими и знамением страшным/ удивил еси град твой Великий Устюг:/ людем твоим милость испросив,/ миро от честнаго образа Пресвятыя Богородицы молитвою извел еси/ и недужным подал еси цельбы./ Тем же молим тя, чудоносче Прокопие:/ моли Христа Бога непрестанно подати грехов наших прощение.
по материалам из открытых источников