Протоиерей сан

Русская православная церковь Иоанна Крестителя в Тбилиси закрыта на карантин из-за заражения коронавирусом служившего в ней священника.

Как писал «Кавказский узел», въезд и выезд из четырех крупнейших городов Грузии — Тбилиси, Рустави, Кутаиси и Батуми — закрываются с 15 апреля на 10 дней, чтобы ограничить темпы распространения коронавируса. Правительство Грузии предложило продлить чрезвычайное положение до 10 мая, для вступления этого решения в силу необходимы соответствующий указ президента и согласие парламента.

С 31 марта в Грузии введен комендантский час. Власти страны подключили патрульную полицию к контролю за людьми, находящимися в самоизоляции из-за подозрения на коронавирус и нарушающими условия самоизоляции, говорится в обновляемой справке «Кавказского узла» «Коронавирус добрался до Кавказа». На главной странице «Кавказского узла» не реже, чем шесть раз в сутки обновляется карта с указанием числа зараженных на юге России и Южном Кавказе.

Священник Русской православной церкви Иоанна Крестителя в Тбилиси отец Георгий заражен коронавирусом и проходит лечение в одной из столичных клиник. Все, кто контактировал с ним, помещены в карантин, также ведется работа по выявлению прихожан, которые посещали церковь за последние дни, сообщил один из священников этой церкви 14 апреля в эфире телекомпании «Мтавари архи».

У отца Георгия не было симптомов респираторного заболевания, по словам священника, он сам направился в больницу, чтобы проверить состояние здоровья. Заболевание коронавирусом также выявлены у его сестры и племянника, источник заражения его семьи неизвестен.

«Отец Георгий минимум семь последних дней находился дома», — сказал в эфире телекомпании священник (здесь и далее перевод корреспондента «Кавказского узла»). Днем 14 апреля была произведена дезинфекция внутри и во дворе храма.

Также заболевание коронавирусом выявлено у одного из охранников Грузинской патриархии.

Медработники призвали жителей Грузии соблюдать меры предосторожности

Есть надежда, что в ближайшие дни в Грузии будет не более 30 случаев коронавируса в сутки, заявила 14 апреля медицинский директор Тбилисской инфекционной больницы Марина Эзугбая в эфире телекомпании «Мтавари архи».

«Мы уже перешли на стадию внутреннего распространения, мы просто говорим о возможном увеличении заболевших, потому что сегодня был первый день, когда добавилось 30 новых пациентов в результате тестирования. Я надеюсь, что эта цифра будет не более 30 завтра и послезавтра. В этом случае мы можем быть относительно спокойны. В целом, я могу сказать, что, конечно, ожидается рост заболеваемости. Если не будет сотен заболевших, то мы справимся с этой проблемой сравнительно легко. Для этого нужно оставаться дома», — сказала Марина Эзугбая.

По словам Марины Эзугбая, состояние здоровья всех подростков, инфицированных коронавирусом, которые 13 апреля поступили в ее клинику, стабильное, и у них наблюдаются незначительные симптомы заболевания.

«Согласно обширным исследованиям, проведенным на этом этапе, прогрессирования заболевания не наблюдается. Есть очень незначительные симптомы», — сказала Марина Эзугбая.

Ближайшие две-три недели будут очень тяжелыми, считает глава Центра по контролю за заболеваниями Амиран Гамкрелидзе.

«Мы не имеем права ни на минуту расслабляться и отдыхать. Я вчера снова увидел много автомобилей, в Тбилиси снова большой трафик, люди снова собираются. Знаете, это недопустимо, мы играем с огнем… Потому что если мы выйдем за пределы 300 заболевших, ожидается, что рост заболевания будет расти еще быстрее. У нас был признак этого вчера. Если мы сегодня ослабим социальное дистанцирование и не будем соблюдать условия чрезвычайного положения, то узнаем, что в конце апреля, в первой декаде мая у нас будет несколько тысяч случаев в стране», — заявил Амиран Гамкрелидзе вечером 14 апреля в эфире телекомпании «Общественный вещатель».

Советы специалистов о том, как избежать заражения коронавирусом, собраны в справке «Кавказского узла» «Врачи про коронавирус: что делать?». Номера телефонов для консультаций по коронавирусу перечислены в справочном материале «Кавказского узла» «Коронавирус. Горячие линии», а информация о штрафах за нарушение карантина — в публикации «Сколько стоит побег из карантина».

Материалы о распространении коронавируса на юге России и Южном Кавказе «Кавказский узел» отслеживает на тематической странице «Коронавирус рвется на Кавказ».

  • 5 Августа, 18:55
  • Розсилка ВІДПРАВИТИ

Ошибочка вышла?

Поклонник российского президента позже заявил якобы все произошло случайно, но селяне, где священник является настоятелем храма, повесили на двери церкви свой замок

Священник из Владимира-Волынского, настоятель храма в селе Галиновка на Волыни Алексей Шаран в соцсети поздравил Путина с днем рождения.

Отмечается, что поклонник российского президента позже заявил якобы все произошло случайно, но селяне Галиновки возмутились действиями отца Алексея и повесили на двери храма свой замок.

На приветствие Шарана обратил внимание 3 августа местный журналист Алексей Биянов в Facebook, обнародовав соответствующий скриншот.

Позже информацию об этом распространили и некоторые местные СМИ. Издание «Буг», в частности, нашло посты Шарана, где он поздравляет с Днем победы 9 мая и призывает отказаться от маков − символа Дня памяти и примирения, который в Украине отмечают 8 мая.

На сайте Владимир-Волынской епархии Украинской православной церкви Алексея Шарана называют «головой епархиального отдела по взаимодействию с военными группировками и другими силовыми структурами».

На следующий день, 4 августа, сам Шаран в Facebook прокомментировал свое поздравление Путина с Днем ангела.

«28 июля я приветствовал именинников, как всегда, с Днем ангела. По традиции, набранный текст взял на рассылку всем, кто носит имя Владимир. Поскольку хорошо не разбираюсь в смартфонах и Facebook, то по ошибке в рассылку попал президент РФ. Друзья увидели, подсказали – и я поздравления удалил», – написал он.

Он также добавил, что не хотел никого обидеть этим приветствием и отметил, что оно «вышло ошибочно».

5 августа жители Галиновки повесили свой замок на храм преподобного Сергия Радонежского, настоятелем которого является отец Шаран. Сделали они это после того, как узнали о его ошибочном поздравлении Путина с Днем ангела. Эту информацию «Буга» подтвердил Сергей Панасевич – председатель Оваднивской громады, на территории которой расположена Галиновка.

Кроме того, как сообщает издание, на этой неделе перед храмом крестьяне хотят устроить собрание, где будут обсуждать событие, и позвали на нее Шарана.

Община неравнодушных
В идеале жизнь прихожанина не ограничивается литургией и таинствами. Ведь каждый способен в той или иной мере помогать храму и другим людям. Это приносит большую пользу и самому человеку. Именно через мирян Церковь становится жизненным началом общества, и каждый из них является её полноправной частицей.
В каждом храме подбирается община из неравнодушных людей, которые не просто молятся по праздникам и выходным, а реально участвуют в жизни церкви. Деятельность активного мирянина может быть разнообразной – в общине всегда найдутся какие-нибудь дела и заботы. Например, почти везде актуально принимать участие в уборке храма и прилегающей территории или подготовке его к празднику. Ведь платные уборщики в храмах – большая редкость, уборкой чаще занимаются бабушки-прихожанки, которым нелегко. По просьбе батюшки или по собственной инициативе прихожане дружно приступают к работе, и всё вокруг начинает сиять чистотой. Знакомый мирянин сказал мне как-то с удивлением: «Я в храме могу хоть целый день помогать – и никогда не устаю, наоборот, даже силы прибавляются, и чувствую себя потом просто отлично».
Если же вам хочется сделать что-то полезное, но вы не знаете, к кому обратиться, или стесняетесь предложить помощь – достаточно просто подойти к любому батюшке или найти церковного старосту и сообщить о своём желании. Или хотя бы откликнуться, когда батюшка или кто-нибудь из прихожан по окончании службы сам предложит всем желающим потрудиться «во славу Божью». И конечно, всегда актуальны пожертвования на храм, особенно если они идут от чистого сердца.
Самый занятый человек
Разговорился я как-то со старостой подмосковного храма. Оказалось, Михаил официально работает диспетчером в режиме сутки/трое, а здесь трудится почти безплатно – «для души». Раньше в церкви он бывал лишь пару раз в году – забегал на минутку поставить свечку. Но однажды, спасшись в страшной аварии, захотел поблагодарить Бога. Накупил свечек, отстоял службу и даже сходил на первую свою исповедь. А дальше как-то само собой получилось, что стал постоянным прихожанином. Помог батюшке организовать и провести ремонт храма, и тот предложил ему стать старостой и ведать хозяйством. С тех пор большую часть свободного от основной работы времени Михаил проводит в церкви. По его словам, только на этой второй работе он испытывает настоящую радость.
С давних времён повелось, что старостой (ктитором) становится наиболее активный и хозяйственный мирянин. Выбирают его батюшка и приход. Чаще это мужчина, но бывают и ктиторы-женщины. В зависимости от материального положения храма и прочих нюансов, должность такого завхоза может быть оплачиваемая и зарегистрированная в договоре или трудовой книжке, либо неофициальная, на добровольной безвозмездной основе.
Стать старостой можно на какое-то время или даже пожизненно. Ктитор ведает приобретением свечей и контролирует церковную кассу, отвечает за ремонт храма, сбор пожертвований и соблюдение порядка. А также за множество других хозяйственных дел и задач. Как правило, он самый занятый из прихожан и крутится как белка в колесе. Даже просто спокойно постоять и помолиться в храме ему не всегда удаётся – слишком уж многое на нём завязано. Но, как правило, такие люди не ропщут и с любовью и достоинством делают своё дело.
Младший «ангел»
В те времена, когда я бывал в церкви лишь мимоходом, пару раз в году, я часто замечал помогающих батюшке в храме и в алтаре молодых ребят в красивых золотистых «рясах» (на самом деле это одеяние называется стихарь). И думал, что это какие-то «младшие священники». А однажды увидел среди них старого школьного приятеля. Вова пояснил мне, что по благословению батюшки по выходным трудится алтарником (пономарём) и что при желании даже я могу стать таким человеком, если буду часто ходить в храм, вникать в особенности службы и предложу настоятелю помогать в какие-то определённые дни. Но я так и не решился. Священником Владимир так и не стал, но поныне время от времени алтарничает.
Спустя много лет, когда я по-настоящему уверовал, стал мирянином и подружился с батюшкой, который был почти моим ровесником, тот рассказал мне, что и сам в юные годы начинал церковную карьеру с должности пономаря. Помогая священнику, выучил основные молитвы и изучил особенности церковной службы, а потом сам захотел стать пастырем. Поскольку дело происходило в 90-е годы, когда священники были в дефиците, ему даже не пришлось учиться в семинарии или академии. После согласования с высшим церковным начальством и проведения духовного экзамена его рукоположили во дьякона, и он некоторое время трудился в штате большого подмосковного храма. А потом стал иереем и получил возрождающийся из руин приход. Найдя благотворителей, отец Алексий отстроил новый красивый и уютный храм, в котором трудится поныне, уважаемый и любимый прихожанами.
Несмотря на то что над алтарником не совершается таинство священства, а достаточно лишь благословения настоятеля, он символизирует собой младшие чины ангелов, исполняющие поручения Бога. Во многих приходах алтарничают сыновья священников и дети постоянных прихожан в возрасте от 7 лет. Либо взрослые верующие друзья батюшки или просто опытные миряне.
Разумеется, пономарь должен не только регулярно исповедоваться и причащаться, но и разбираться в богослужении. И, конечно, он должен вести достойную жизнь в миру – не курить, не пьянствовать и не находится в невенчанном браке или «блудном сожительстве». Обязанностей и забот у алтарника немало – от уборки и наблюдения за своевременным и правильным возжжением свечей, лампад и прочих светильников в алтаре и перед иконостасом – до подготовки облачения священников и помощи им в совершении таинств и треб. Алтарнику запрещено касаться Престола и Жертвенника и ходить между Престолом и Царскими вратами. При отсутствии звонаря и чтеца пономарь выполняет ещё и их работу, звоня в колокола и читая в нужные моменты священные тексты.
Одни алтарники со временем принимают священный сан, другие так и остаются вечными пономарями или покидают эту почётную должность. Женатые пономари могут стать максимум протоиереями, а те, кто выбрал путь монаха, – даже патриархами, как покойный ныне Алексий II и действующий глава РПЦ патриарх Кирилл. В молодости они тоже были «младшими ангелами».
Певчие клироса
С детства моя приятельница Елена обладала хорошим певучим голосом. В юности пыталась стать певчей, но как-то не вписалась в хор церкви, куда постоянно ходила. Зато после учёбы в консерватории её с радостью приняли в певчие в другом храме, а со временем она возглавила хор, став регентом. По любви вышла замуж за готовящегося к рукоположению алтарника, и теперь она не только регент, но ещё и матушка.
Стать певчим может любой православный обладатель достойного голоса и хорошего музыкального слуха, но важно, чтобы он подходил тому или иному церковному хору по вокальным данным. Особо опытные певчие становятся регентами и сами могут набирать участников хора и руководить ими. В крупных и богатых городских храмах всегда есть многочисленный хор, и, как правило, такая работа оплачивается. А в небольших и провинциальных церквях – как правило, поют безплатно, и весь хор может состоять всего из двух человек – регента и певчей.
Регент – это своего рода «часовой на посту», который должен нести службу в любых условиях, при любом самочувствии и в любое время. Он должен хорошо знать устав, поддерживать дисциплину, контролировать общность и согласованность звучания и следить за чистотой пения.
Среди известных личностей, которые в своё время работали регентами церковных хоров, можно вспомнить дважды лауреата Сталинской премии, народного артиста СССР Александра Александрова – автора музыки гимна СССР и песни «Священная война». А также современного поэта, музыканта и певца Сергея Трофимова.
Целительный звон
Известный артист Н., просивший не называть его имени, последние годы работает звонарём в храме. Он долго страдал от головных болей и однажды прочитал в газете заметку о целебном воздействии на человека колокольного звона. Напросился в ученики и помощники к звонарю деревенского храма и стал много времени проводить на колокольне. Прикладывался к звучащему колоколу, слушал мелодичный звон, наполняющий душу радостью и умиротворением. Со временем он действительно выздоровел и даже практически перестал болеть простудными заболеваниями. А когда старый звонарь ушёл на покой – охотно заменил его.
Известно, что колокольный звон в своей силе, мощи и красоте необычайно целителен для любого человека. Он лечит душу и тело, духовно возвышает, энергетически восстанавливает, гармонизирует психику и укрепляет физическое здоровье. Насыщает окружающее пространство энергией добра и любви. Считается, что ультразвуковые колебания колоколов разрушают оболочки болезнетворных бактерий и вирусов, и именно поэтому звонари почти не болеют.
Не все храмы могут позволить себе иметь колокола. Там же, где они есть, колокола могут быть объединены в три группы. Самые большие с низким голосом – благовестники, наиболее низкоголосый из них задает ритм остальным. Самые маленькие – зазвонные, их голоса переливаются трелями, а веревки от их языков связаны для удобства единым узлом. А ещё есть подзвонные (средние) колокола. Веревки от их языков располагаются на специальном столбике под левой рукой звонаря.
Колокольный звон призывает верующих к молитве, предвозвещает чтение Евангелия и сопровождает праздничные крестные ходы. Нередко звонят в колокола по окончании крещения или венчания или при проводах человека в последний путь. Также колоколами встречают и провожают архиерея и празднуют торжественные события и праздники государственного значения.
Звонарями могут стать не только мужчины, но и женщины в возрасте от 12 до 65 лет. Мелодичность или резкость звона зависят не только от личной одарённости и умения человека, но и от его характера, темперамента и духовного настроя. Ведь каждый звонарь пропускает звон через свою душу.
Секреты звонарного мастерства на Руси передавались из поколения в поколение, однако в XX веке это искусство было почти забыто из-за гонений на церковь и запретов звонить в колокола. Ныне в Москве и ряде городов нашей страны действуют около двух десятков звонарских школ, возрождающих старинные традиции.
Среди тех, кто в свободное время любит звонить в колокола, можно встретить профессиональных музыкантов и даже дипломатов и олигархов. А в храме Христа Спасителя одним из звонарей работает Сергей Бадюк – настоящий богатырь, бывший спецназовец, мастер боевых искусств и известный актёр.
Свечные бабушки
Захожу недавно в одну из церквей, а там работающая за свечным ящиком бабушка, продающая церковную атрибутику и принимающая записки, консультирует какую-то тётеньку, рассказывая ей, какая икона от каких хворей лечит и какие проблемы помогает решить.
Увы, подобное православное язычество процветает во многих храмах. А увидев, что в храм зашла девушка с непокрытой головой, церковная продавщица накинулась на неё, как разъярённая фурия: «Да как ты посмела сюда зайти без платка? Да ещё с такими ногтями и с такой причёской?» Когда же я сделал старушке замечание, что негоже так себя вести, – меня тут же в «нехристи» записали.
Пришлось успокаивать выбежавшую на улицу девушку и объяснять ей, что далеко не все храмовые старушки такие. И что обычно батюшки стараются изгонять подобных сотрудниц, чтобы не отпугивали людей от храма и в заблуждения не вводили. А тут, видимо, просто руки не дошли или пока заменить некем.
Разумеется, в большинстве случаев за свечными ящиками работают адекватные люди, и не только пожилые женщины. А чтобы было поменьше всяких недоразумений – с недавних пор регулярно проводятся курсы повышения квалификации и семинары для подобного рода работников.
Работа за свечным прилавком трудна не только физически, но и морально. То сумасшедший какой-нибудь в храм зайдёт, то «браток» пожелает помянуть некрещёных корешей, а когда ему откажут – угрожать начнёт. Не говоря уже о том, что немало граждан приходят в церковь с просьбами отпеть любимых кошечек, собачек и попугаев и очень обижаются, когда им отказывают. Ещё и пьяные хулиганы заглядывают, коим нет дела ни до благочестия, ни до благоговения перед святынями. А человек, который стоит за свечным ящиком, принимает на себя первый удар. И многие хорошие работники уходят – нервы не выдерживают.
Крестный ход
Во время крестного хода, проходящего в крупные праздники вокруг церкви или как шествие из одного храма в другой, обычно впереди несут большой крест, а также Евангелие, фонарь с горящей свечой, хоругви, иконы и другие святыни. Принять участие в крестном ходе могут все желающие верующие. Как правило, батюшка или его помощники раздают святыни своим постоянным прихожанам, а все остальные, кому они не достались, – просто идут следом, держа в руках свечки или читая молитвы.
Возникли крестные ходы ещё в IV веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал ночные шествия по улицам Константинополя против ереси ариан, а Кирилл Александрийский протестовал подобным образом против еретика Нестория. Чуть позже священники стали проводить крестные ходы для избавления от массовых болезней, а затем процесс стал неотъемлемой частью особых праздничных богослужений, в частности на Пасху.
Прообразом крестных ходов стали торжественные и всенародные шествия, описанные в книгах Ветхого Завета. Оттуда же пошла и символика. Например, прообразом хоругвей стали Небесные облака, на которых Бог являл людям чудесные знамения и при помощи которых помогал своему избранному народу спасаться от недругов. Ну а зажжённые свечи напоминают нам о Божьем свете, озаряющем наши грешные души, и евангельскую притчу о мудрых девах, правильно приготовивших души к пришествию Христа.
Миссионеры наших дней
И конечно же, очень важной работой заняты миряне-миссионеры, старающиеся помочь людям прийти и укрепиться к вере. При храмах создаются воскресные школы для детей и взрослых, в которых преподают батюшки и опытные прихожане. Организуются клубы для православной молодёжи, а молодые активисты стараются проповедовать в обществе Христову веру. Главное только, чтобы проповедь велась без фанатизма, с любовью к людям.
Настоящей проповедью может стать приветливая встреча пришедших в храм новичков, простой душевный разговор с ними, моральная поддержка знакомых и незнакомых людей в их горестях и печалях. Простая улыбка, сочувствие и доброе пожелание могут сделать куда больше, чем тысячи умных слов. Когда пришедший человек видит, что ему искренне рады и что его готовы принять таким, какой он есть, – это становится лучшим свидетельством Христианской веры.

В российских регионах растет число уголовных дел против последователей «Свидетелей Иеговы» (запрещены в России.— «Ъ”) — их подозревают в создании экстремистской организации. Но на этом фоне выделяется ситуация в Сургуте — там прошли обыски у десятков верующих, многие из которых пожаловались, что на допросах к ним применялись пытки электрошоком. Одним из подозреваемых в экстремизме стал юрист Тимофей Жуков — бывший помощник прокурора Сургута, который отказался от карьеры в правоохранительных органах и стал свидетелем Иеговы. В интервью спецкору «Ъ” Александру Черных господин Жуков рассказал, как его бывшие коллеги относятся к свидетелям Иеговы, подробно разобрал правовые ошибки обвинения в экстремизме — и заодно ответил на вопросы о своем вероучении. А также признался: «До последнего не мог поверить, что сотрудники правоохранительных органов могут пытать верующих».

Кто такие свидетели Иеговы

— Как проходил обыск у вас дома?

— В 6:15 утра мы с женой еще лежали в кровати — и тут кто-то начал яростно колотить в дверь, как будто хотел ее выломать. Мы испугались, естественно, и решили не открывать. Все утихло. Прошло полчаса, я уже встал, собираюсь на работу — и вдруг шум, грохот! Какие-то люди вламываются к нам через балкон — выбивают стеклопакеты, ломают форточку. А мы вообще-то на третьем этаже живем.

Я в этот момент был в туалете — так они втроем меня оттуда вытащили, повалили на пол, наручниками скрепили руки.

Один омоновец пнул меня с размаху берцем по голове, как по мячику. Другой навалился коленкой на солнечное сплетение, надавил всем весом. У меня уже в глазах темнеет, я хриплю, дышать не могу…

Тогда подняли, поставили лицом к стене, начали бить по ногам, чтобы я их широко максимально широко раздвинул. Ну и головой об стену приложили несколько раз, даже кровь на обоях осталась.

Только после этого в квартиру зашла следователь СКР Наталья Калачева. С ней три сотрудника ФСБ, один «эксперт», еще омоновцы. И двое понятых, молодые ребята, учащиеся юрфака Сургутского университета — я сам его оканчивал. Разуваться никто не стал, хотя у нас приличный дом. И вот после этого начался обыск.

— Что они искали?

— У них был листок с шаблоном, что надо изымать в квартире. Не конкретно у свидетелей Иеговы, а вообще, при любом обыске. Прямо по пунктам расписано: сначала ноутбуки, телефоны, потом флешки, потом записные книжки, блокноты, ну и так далее. Вот все это и забрали. Еще паспорта изъяли, другие документы, банковские карточки.

— А книги?

— Они потребовали религиозные книги — я им показал Библию, другую нашу литературу. Я каждый день стараюсь читать Библию, я этого не стесняюсь, скрывать мне нечего. Но оказалось, они сами не знают, что им нужно,— никакого списка «экстремистской литературы» у них не было.

Поэтому они сначала сгребли все религиозные книги в большую кучу, потом следователь сказала: «Много писать придется, давайте половину возьмем, остальное оставим».

Следователь постоянно выходила курить — в эти моменты обыск прерывался. Я в какой-то момент не выдержал, сказал ей: «Если бы вы Библию читали, то бросили бы курить».

— Сколько продолжался обыск?

— Часа три. Все это время я так и простоял на полушпагате, задом к ним. Руки за спиной в наручниках, единственная опора — головой упереться в стену. Причем меня постоянно били по ногам, чтобы я их раздвигал еще шире. Супруга, напуганная, всякий раз спрашивала: «Почему вы его бьете?». А они в ответ нас ругали, обвиняли. Эфэсбешники все время говорили: «Вот, вы, такие-сякие, америкосы». Хотя я родился на Урале, а в Сургуте уже 35 лет живу. Следователь тоже не отставала — заявляла, что мы с женой «разлагаем государство». Говорит: «Я скоро бабушкой стану, не хочу, чтобы мои внуки страдали из-за таких, как вы». В общем, голословные такие обвинения. Я ее просил хоть один факт привести, чем мы можем быть опасны для государства. Если вы нашу Библию всю под лупой рассмотрите — вы все равно ни словечка против государства не найдете.

Протокол подписывать я не стал. Извините, говорю, но я все время стоял лицом в стену и не видел, чем вы занимались и что изъяли. Тогда следователь мне злобно сказала: «Я тебя точно посажу».

Потом нас с супругой повезли в управление СКР. Но перед выходом из дома внезапно сняли с меня наручники: «Не будем людей пугать». Нет уж, отвечаю, оставьте, пусть соседи все видят. Они меня всю жизнь знают — вот и скажут, преступник я или нет. Мне перед ними стыдиться нечего.

Но вывели без наручников, посадили нас с женой в микроавтобус. Причем не полицейский какой-то, а гражданский — с символикой «Северавтодора». И это не случайность какая-то — другие верующие мне потом рассказывали, что их тоже в «корпоративных» машинах везли. Например, в микроавтобусе «Сургутнефтегаза». По дороге автобус остановился, туда еще одного моего знакомого верующего затащили. Так и приехали вместе в Следственный комитет Сургута. Хотя у них это общее здание с прокуратурой: на первом-втором этажах СКР, потом районная прокуратура, а на четвертом-пятом — городская.

— Что там происходило?

— А там весь коридор был забит свидетелями Иеговы — в тот день было 22 обыска. Часть коридора была отделена дверью, и оттуда вдруг раздались истошные крики. У меня прямо сердце сжалось, я подумал, там кого-то убивают. В здании сразу включили громкую музыку, но эти крики невозможно было заглушить. Ужас настоящий. Я сам юрист, поэтому начал кричать остальным нашим: «Пожалуйста, зафиксируйте точное время, тут кого-то избивают». Чтобы они смогли, в случае чего, дать показания.

После этого из-за двери вышел эфэсбешник и лениво так сказал: «Да не переживайте, никого тут не бьют. У нас там наркоман сидит, он задолбал уже головой об стенку биться». И я ведь даже поверил. Уже потом наши товарищи рассказали, какие зверства за той дверью творились.

Ну и дальше со мной начали «беседовать». Сразу стали пугать. Следователь заявляла, что сегодня же отправит меня в СИЗО. А эфэсбешники говорили: «Видел ту дверь в коридоре? Мы тебя сейчас туда отведем, там доктор сидит, он тебя «вылечит»».

— Они это при адвокате говорили?

— Мне сказали, что хоть у меня статус подозреваемого, но это пока не допрос, поэтому адвокат «не положен».

— Что у вас спрашивали?

— Следователь и сотрудники ФСБ большинство вопросов задавали о том, как устроено наше поклонение Богу: «В кого вы верите? Где и как вы молитесь? Кто такой старейшина и какие у него функции?» Для сравнения, это как православных вызвать на допрос и там расспрашивать: «Отвечай, кто такой дьякон? А ну расскажи, кто у вас патриарх и какие функции он выполняет? Признавайся, для чего вы ставите свечи?» Вот такие же вопросы они мне задавали. Мне скрывать нечего, я рассказывал подробно — но они в протокол ничего не записывали. Что же вам тогда надо, спрашиваю. «Явку с повинной,— заявляет следователь. И начинает диктовать: — Я, Жуков Тимофей, после принятия постановления Верховного суда о запрете организации продолжил ее деятельность, организовывал, участвовал, активно вербовал…»

Нет, говорю, такая формулировка мне точно не подходит (смеется).

Я сам юрист и понимаю, что следствие уже в постановлении о возбуждении уголовного дела допустило серьезную правовую ошибку. Они перепутали юридическое лицо «Управленческий центр свидетелей Иеговы в России» — и физическое лицо, которое верит в Бога и называет себя свидетелем Иеговы.

Верховный суд в 2017 году запретил юридическое лицо и входящие в его структуру местные религиозные организации. Но ко мне это не имеет никакого отношения — ведь я никогда не состоял в этой запрещенной организации.

— А откуда им об этом знать?

— Вообще-то они должны были сначала это проверить, прежде чем дело заводить. У организации есть официальный устав, список участников и так далее — вся эта документация сдается в Минюст, сотрудники ФСБ и СКР ее легко могут получить. Еще можно просто взять выписку в ЕГРЮЛ, там указаны все участники конкретной организации. Меня и моих товарищей там нет. Тогда как я могу «продолжить деятельность запрещенной организации», если я в ней никогда не состоял?

А главное, само правительство РФ в ответе ЕСПЧ заявило, что постановление Верховного суда относится только к юридическим лицам — «Управленческому центру» и местным организациям. А на вероисповедание физических лиц данный запрет не распространяется. Потому что у нас Конституция гарантирует свободу вероисповедания. Кстати, СМИ тоже часто в этом вопросе ошибаются, когда пишут: «…Свидетели Иеговы (запрещены в РФ)». Это неправильно — запрещена конкретная организация, а не само вероучение.

— А проводить совместные богослужения вам можно?

— До постановления о запрете мы встречались в молитвенном зале, принадлежащем местной организации. Потом его конфисковали, поэтому изучаем Библию дома.

— Но в каком-нибудь другом месте вы имеете право встречаться?

— Библия призывает уважать законы государства, даже если мы считаем их неправильными. И мы не стали организовывать такие встречи, чтобы не раздражать власти лишний раз. Конечно, я лично продолжаю поклоняться Богу — молюсь, пою песни, изучаю Библию. Я продолжаю разговаривать с людьми о Библии — вы наверняка знаете, что «свидетели» известны своей проповедью (последователи вероучения «Свидетелей Иеговы» считают, что обязаны «нести благую весть о Христе» другим людям.— «Ъ”). И ст. 28 Конституции разрешает мне, как и любому гражданину РФ, «свободно распространять религиозные и иные убеждения».

Но если человек говорит: «Мне это неинтересно» — я извиняюсь, благодарю его и больше к нему не подхожу.

Я долго все это объяснял следователю и эфэсбешникам, разжевывал — тут у них пыл поубавился. Но они друг друга все равно подбадривали. Постоянно говорили, мол, Сталина на них нет, при Сталине мы бы их всех пересажали…

— Странно, что Гитлера не вспомнили, он ведь тоже свидетелей Иеговы преследовал.

— Наверное, даже не знают про это. Вот Сталина вспоминали, и не раз. Я им в какой-то момент сказал: вы меня били при обыске, в наручники заковывали — а это все страдания за веру. Таких, как мы, международные организации называют «узниками совести». Они начали политику разводить — мол, раз международные, то изначально против России, санкции припомнили, вот это все. Говорю — хорошо, но и российские правозащитные организации нас тоже считают узниками совести.

— А они что ответили?

— А эфэсбешники отвечают: запихай себе эти правозащитные организации в одно место, здесь мы командуем.

— Когда Верховный суд признал организацию «Свидетелей Иеговы» экстремистской, одним из аргументов было, что «свидетели» якобы заявляют об исключительности своего вероучения и тем самым «разжигают межрелигиозную рознь». На допросе с вами об этом говорили?

— Да, конечно, я тоже им этот момент объяснял. Я спросил у следователя: «А вы кто сами по религии?» Она говорит: «Я так шибко не верую, но православная». Скажите, пожалуйста, говорю ей, вот ваша религия — она истинная или ложная?

Понимаете, да? Это ведь риторический вопрос. Никакой верующий не назовет свою религию ложной или второстепенной. Он всегда будет ее считать истинной и главной. И я считаю, что это логично.

— А что вам следователь ответила про свою религию?

— Она сказала: «Ну, я так пристально не верующая. У меня есть свой Бог, вселенский Бог, в которого я верю. Он у меня внутри, в сердце». В общем, увернулась от моего вопроса. Ну я же не следователь, не мог на нее давить (смеется).

Я бы не стал отрицать, что мы считаем нашу религию единственной верной. Но ведь каждая религия считает себя истинной, и в этом нет ничего экстремистского.

— Чем закончилась «беседа»?

— Под вечер привели все-таки бесплатного адвоката и минут за сорок провели официальный допрос, с протоколом. Потом отпустили, даже без подписки о невыезде. Правда, паспорт так и не отдали. Вы непоследовательные какие-то ребята, говорю им (смеется). Если я такой страшный экстремист, что ко мне надо через балкон вламываться и в наручниках три часа держать, то почему вы меня отпускаете?

Гуляй, отвечают, и скажи спасибо государству. Ну, спасибо государству, что весь балкон мне раскурочило.

Я вам скажу не как верующий, а как юрист — эти следователи и эфэсбешники не просто не ведают, что творят. Они вообще не понимали — к кому они пришли с обысками, что это за люди, в чем их обвиняют.

Такое ощущение, что им сказало начальство: «Там плохие люди живут, разлагают государственный строй. Идите и делайте с ними, что хотите».

Вот я их целый день просвещал — и в конце уже сами эфэсбешники у меня спросили: «А почему тогда вас запрещают?» Хороший вопрос, и он требует ответа.

— А вы как думаете, почему вас запрещают?

— Если с точки зрения Библии, то ничего в этом неожиданного нет. Иисуса ведь тоже запрещали, и апостолов называли сектантами.

— А если ваше личное мнение?

— Версий можно кучу предположить, но откуда на самом деле ветер дует, я не знаю. Может быть, потому что мы такие активные…

Так уж сложилось почему-то, особенно в нашем государстве. При Сталине мы сидели, при Хрущеве мы сидели, при Брежневе мы сидели, и при Путине мы сидим.

Но ведь Владимир Владимирович уважаемый сам сказал, что преследование «Свидетелей Иеговы» — «чушь какая-то». Помните, ему правозащитник на совещании сказал: у нас в стране есть список 489 экстремистских организаций, так из них 404 — это «Свидетели Иеговы». Президент ответил: «Надо разобраться». Как будто впервые услышал.

Так вот, нас уже пытать начали. Видимо, как раз начали «разбираться». Только не знаю, с кем или с чем.

Меня-то лично не пытали, только били при обыске. Но по отношению к моим товарищам были настоящие зверства.

Они рассказывали, как им одежду обливали водой и по мокрому били электрошокером. Даже глубоко в промежность вдавливали шокер и били там током, через мокрую одежду. Душили, надев пакет на голову. Понимаете, со взрослыми людьми так обращались — за то, что они верующие христиане. Вот Артема больше двух часов пытали, все испробовали. Или Вячеслав — сорок лет человеку, он здоровый такой мужчина, 120 кг весит. Он мне рассказывал: «Я в жизни слезинки не проронил, а во время этих пыток плакал». Сейчас после этих издевательств начнешь с ним говорить — у него постоянно слезы из глаз текут (отметим, что 22 февраля СКР и омбудсмен по правам человека в ХМАО заявили, что начали проверку информации о пытках.— «Ъ”).

Я, естественно, не настроен против нашей власти. Но обидно очень. Мне 39 лет, я половину своей жизни работаю, моими налогами пользуется государство. Я обычный человек, работаю юрисконсультом в строительной компании, никаких преступлений не совершал. Более того, я раньше сам работал в прокуратуре…

— Погодите, вы работали в прокуратуре?

— Да, в 2003–2004 годах я в прокуратуре Сургута был помощником прокурора. Сейчас, кстати, наш прокурор города — это человек, у которого я когда-то проходил практику.

Я уже после допроса сходил и поговорил с некоторыми следователями, которых по той, старой жизни знаю. «Что у вас тут вообще творится?» — спрашиваю. Но у них ответ простой: «Чего ты, Тимофей, ерундой занимаешься, в запрещенного бога веришь?» Я им объяснил все подробно про правовую ошибку — мне отвечают: «Сидел бы ты себе тихо дома, ничего бы с тобой тогда не случилось. Зачем тебе это все надо?» Я говорю — ст. 28 Конституции исполняю, вот что я делаю. И между прочим, мы, свидетели Иеговы, во многом делаем вашу работу.

Вы преступления расследуете, но с профилактикой у вас проблема. А я прихожу к людям и говорю: «Воровать плохо, врать плохо, курить плохо, матом ругаться плохо». А мое государство меня за это преследует.

— А когда вы работали в правоохранительных органах, в те годы тоже были такие жесткие обыски, избиения, пытки?

— Я работал в надзорном органе, и нашей задачей как раз было пресечение различных нарушений. Полиция нас боялась — если мы приходили в дежурную часть с проверкой и видели, что гражданина задержали дольше положенного срока,— погоны летели моментально. Сейчас я уже не знаю, как дела обстоят, но в 2003–2004 годах мы в городской прокуратуре с этим боролись, такая была установка.

Про пытки — сложно сказать, если честно. Конечно, оперативники всегда себя жестко ведут. Жалоб много было в этом отношении, но чаще всего это сходит с рук. Может, и в наше время подобное было — но все-таки по отношению к отъявленным негодяям. Кроме того, правда ведь бывает такое: люди сами лбом о стену бьются, а потом заявляют, что сотрудники их били. И тут истину действительно трудно установить.

Вот почему я сам, хоть и слышал крики из-за двери, до последнего не мог поверить, что это братьев бьют. Эфэсбешник ведь сказал, что это наркоман какой-то кричит. И я в тот момент правда не мог поверить, что сотрудники правоохранительных органов могут пытать верующих.

Нашли экстремистов! Мы ведь в руки оружие никогда не берем. Иисус сказал: «Кто возьмет в руки меч, тот от меча и погибнет».

В странах, где нет альтернативной военной службы, наши братья сидят в тюрьмах, потому что при нашей вере нежелательно учиться воевать. В Германии стоят памятники нашим братьям, которые предпочли отправиться в концлагерь — лишь бы не идти воевать. Их нацисты пытали, избивали, мучили — но они так и не взяли в руки оружие. А теперь наша страна нас пытает.

Я как юрист консультирую наших братьев, которые хотят пойти на альтернативную военную службу — ну, знаете, бабушкам помогать в домах престарелых. Потому что ребята не хотят брать в руки оружие. Раньше с этим было просто, а вот после того решения Верховного суда начались проблемы. Военкоматы говорят: «Раз вас запретили, значит, вы больше не имеете права на альтернативную службу». Братья бьются в судах — а их зачем-то заставляют идти в армию.

Вот у меня младший брат, родной, он не «свидетель». И ведет плохой образ жизни, если честно. Его мама два раза пыталась сама в военкомат сдать — думала, может армия его как-то исправит. Так его военкомат не берет, говорят, он такой им не нужен. А от наших «свидетелей» требуют идти служить.

— То есть вы не потомственный «свидетель»? Вы не могли бы тогда рассказать, как вы пришли к этой вере? Очень необычный поворот — из прокуратуры в пацифисты.

— В прокуратуре я все-таки давно работал, сразу после университета. Ушел, потому что очень тяжело — зарплата вообще никакая, а работы много, от зари до зари, выходных нет практически. Я ведь после обысков к ним в субботу пришел — а они сидят, как в будний день, все на месте. Я говорю знакомому, который 15 лет уже там работает: «Чего ты тут сидишь, пошел бы лучше к жене, к детям. С семьей бы время провел». Да ну, говорит, надоело все, жду пенсию поскорее. У них же год за полтора считается.

А как я пришел к вере… Знаете, однажды еду я в машине и думаю: «Бог, есть ты или нет?» (смеется). Но давайте чуть раньше начнем.

Я всегда интересовался духовным — например, лет в 20 увлекся системой Порфирия Иванова, обливался на морозе, как там требуется. Потом в 23 года я стал очень православным — может быть, самым православным среди всех родных и близких. Все посты держал, причащался регулярно, исповедовался. Наш батюшка однажды после исповеди попросил остаться и предложил: «Может тебе в семинарию пойти? Отучишься, станешь священником, у тебя все задатки есть». Я не хочу сказать, что я был самым лучшим прихожанином — нет, конечно. Но у меня характер такой — если я за что берусь, то стараюсь все делать осмысленно, вникнуть в самую суть. Если в храм ходить — то не просто для галочки.

Друг у меня такой же был, искал духовное. Мы учились вместе, он следователем работал, до майора дошел и уволился. Мы с ним долго не общались, потом встретились, и оказалось, он все-таки нашел себя — стал ярым мусульманином. Не радикалом, конечно, но очень верующим — все-все соблюдает, Коран читает. Начали общаться снова — и он спрашивает: «А ты уверен, что правильно веруешь? Что Бог именно в церкви? Может, почитаешь Коран?» Я читаю — ого, ничего себе, мусульмане тоже Бога прославляют, тоже к хорошему призывают. Я в мечеть с ним сходил, посмотрел, как там все устроено. И у меня голова кругом пошла — а где же истина-то? Может, она вообще не в церкви и не в мечети, а где-то еще?

И вот однажды я еду в машине, а у меня сердце прямо раздирает — все думаю, где же истина, где Бог? И обратился к Богу: «Слушай, ну наставь меня на путь истинный». Через час уже и думать об этом забыл, конечно. Проезжаю мимо остановки, краем глаза замечаю, что там два человека стоят, автобус ждут. А у нас зимой температура минус сорок. Я еду дальше — а в голове вдруг будто чей-то голос: «Эй, праведник, ты в теплой машине о Боге думаешь, а люди там на улице мерзнут». Я разворачиваюсь и обратно к остановке: давайте подвезу. Те отказываются, потом все-таки сели. Разговорились, и мужчина спрашивает: «Почему вы нас подвезли? Поступили, прямо как в Библии сказано». Я в то время думал, что раз посты держу — то, значит, по Библии живу. Так и ответил. «И давно?» — «Года три» — «А я уже тринадцать». Ого, думаю, ничего себе. А вроде нормальный человек с виду (смеется). Ну и вы уже поняли, наверное — оказалось, что это свидетели Иеговы.

Телефонами обменялись, недели через три он позвонил, начали беседовать. Спрашивает: «Ты же знаешь молитву «Отче наш»?» Конечно, говорю, я ее каждый день произношу. И начал зачитывать, как на экзамене. Он говорит — погоди-погоди. Вот слова: «Да святится Имя Твое». А ты знаешь, какое имя святится? «Пусть придет Твое Царство» — это какое царство? Я задумался — и правда, так часто в церковь хожу, посты держу, но таких вещей не знаю. Он мне и говорит: «Давай возьмем Библию — хочешь твою, хочешь мою, без разницы — и посмотрим, что это все значит». Да не вопрос, отвечаю, давай.

И вот мы начали Библию разбирать — тогда я понял, какое имя и что за царство. Узнал, куда попадают после смерти, какая есть надежда у близких умершего. И главное, все ответы я получал из Библии. Не от другого человека, а напрямую из священного писания. Мой собеседник всегда подчеркивал: если я тебе что-то говорю, подвергай мои слова сомнению, это правильно. Самое важное — есть ли такие слова в Библии.

Для меня, юриста, это понятно. Можно в суде сказать много слов, ссылая на закон. Но если в самом законе этого не написано — то твои слова будут неправдой. Точно так же можно сказать много всякого о религии, но если это не подтверждается основой, Библией, то это неправда.

И вот так я поверил, стал регулярно читать Библию, ходить на собрания, где обсуждали Библию, ее истины. В любых вопросах — семейных, житейских, финансовых — я стал опираться на Библию.

Начал учиться жить — этому ведь не учат в институтах.

Кто бы меня в институте научил, как обращаться с моей драгоценной супругой? Да никто. Если честно, у нас семья раньше была в полуразваленном состоянии: ругань постоянная, уже разговоры о разводе начались. Я отдыхаю у друзей, она у подруг — приходим в не очень хорошем состоянии, неделями обижаемся, друг с другом не разговариваем. Но когда я начал применять советы из Библии, то все наладилось. Мужья — любите жен так же, как себя. Жены — глубоко уважайте своих мужей. И все подействовало, понимаете? Наша семья стала очень крепкой. Сейчас мы везде вместе ходим к друзьям — и друзья к нам.

Некоторые жалеют «свидетелей» — мол, вы дни рождения не празднуете, как же вы живете без праздников. Ребята, да у нас других праздников хватает. Мы обычные люди — с супругой любим в пятницу посидеть перед телевизором, пивка попить, с друзьями повеселиться. Мы такие же люди, как вы, но теперь нас называют преступниками и экстремистами.

Беседовал Александр Черных

Владыка Савва 18 июля был возведен в сан митрополита Тверского и Кашинского. Об этом говорится на официальном сайте Тверской епархии.

Во время божественной литургии в Троице-Сергиевой лавре, посвященной обретению мощей преподобного Сергия Радонежского, епископ Воскресенский Савва был возведен патриархом Кириллом в сан митрополита Тверского и Кашинского. На торжестве присутствовал губернатор Игорь Руденя.

Бывший глава Тверской епархии митрополит Виктор ушёл на покой в связи с достижением преклонного возраста. Он уже подавал прошение об уходе на покой по достижении 75-летнего возраста в 2015 году. Нынешнее прошение – повторное. В этот раз оно было удовлетворено. Тверскую епархию он возглавлял более 25 лет.

Новый митрополит Тверской и Кашинский Савва до своего назначения служил наместником Новоспасского ставропигиального монастыря в Москве, а также являлся помощником патриарха Кирилла. При новом назначении он сохранил за собой должность первого заместителя управляющего делами Московской Патриархии. Митрополит Тверской и Кашинский Виктор ушёл на покой Подробнее

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *