Раннее развитие ребенка

На первом месте – достижения и результаты. Порой родителям очень сложно устоять перед искушением – сравнить своего ребенка с другими детьми. Ведь если соседская Маша уже Шекспира в подлиннике читает, то это толкает амбициозных пап и мам искать все новые и новые грани таланта своего ребенка. «Иногда родители считают, что ребенок должен развиваться семимильными шагами. Он должен знать шесть языков к пяти годам, к десяти — ряды Фурье. И желательно метить на Нобелевскую премию. Жалко, что сначала надо вырасти.
Ребенок с одной стороны развивается у него много навыков, он ходит по всем кружкам, поет, знает математику, но все детство остается за скобками: игра веселье, дружба, беспечность. Все это остается не прожитым», — резюмирует Млодик.
Различные занятия не оставляют времени для спонтанной игры.
«Малыши не тянутся к буквам и к книжкам, — напоминает психолог. — Они тянутся к кубикам, чтобы строить башенку, к дивану, на который нужно залезть, слезть. Они любят прятаться и бегать. Потому что именно так, играя, они должны развиваться в этом возрасте».
Родительские фантазии и нереалистичные ожидания не дают возможности увидеть «реального» ребенка. «Важно наблюдать за малышом, узнавать его. Часто родительский взгляд замылен. Бывает полезно расспросить о своем ребенке родственников, знакомых, педагогов, чтобы составить какую-то более полную картину о малыше», — советует Млодик.
Родители не используют врожденные устремления малыша, стараются навязать свое развитие. «В ребенке многое делает сама природа. Мы можем затормозить это развитие, мы можем помешать ему. От природы довольно много у ребенка силы, интереса, желания эту жизнь съесть, использовать. Но, конечно, мы можем сделать так, что у него пропадет интерес. Если росточек дергать, чтобы он рос побыстрее, то можно его покалечить. Нужно опираться на этот природный потенциал», — говорит специалист.
Всему свое время. Когда мы предлагаем ребенку опережающие задания, он может пропустить «нужное» ему развитие для данного возраста. «Теоретически и в годик можно начать учить буквы, давать логические задачки, если мама этого очень хочет. Но тогда некоторые функции мозга остаются неразвитыми. Что на самом деле нужно делать детям в этом возрасте? Ползать, двигаться, осваивать пространство, исследовать возможности своего тела: слез, залез, прополз, учиться прыгать, поворачиваться и т.д. В результате гиперраннего развития ребенка в 7-9 лет приводят к нейропсихологу, и он пытается доразвить нужные области с помощью специальных упражнений. Но это, конечно, не может сравниться с естественным процессом. И в этом смысле желание обогнать и перегнать всех детей на свете приводит к тому, что мы идем против природы ребенка и что-то нарушается».

Развитие ребенка в год

Развитие ребенка в год происходит быстрыми темпами. К этому времени малыш обычно уже умеет ходить (самостоятельно или при помощи взрослых), произносит первые слова, а мозг его впитывает как губка значительное количество поступающей отовсюду информации. В этом возрасте для детей характерно сенсорное развитие — процесс знакомства с окружающим миром посредством собственного пережитого опыта.

Развитие ребенка 1 года в Еврейском Культурном Центре «Бейт Дан» станет хорошим стартом для получения малышом полезных навыков и жизненного опыта. Ведь как бы ни сложилась в дальнейшем его жизнь, развитые умственные способности – это тот багаж, который навсегда останется при нем. Задача родителей и педагога – зародить в ребенке интерес к получению новой информации, желание развиваться и накапливать знания.

Развитие ребенка 2 – 3 года

Отзывы родителей, чьи малыши с раннего возраста посещали центры детского развития, подтверждают, что занятия, проводимые там, способствуют формированию позитивного отношения у ребенка к миру, а также его легкой социализации. Сенсорное развитие детей (игры, собирание пирамидок и конструкторов, увлекательная гимнастика) играет огромную роль в формировании личности детей данной возрастной группы.

Кроме перечисленного, на уроке малыша ждет расширение его кругозора — пальчиковые игры, получение первых навыков рисования, лепки, аппликации, песочная терапия. Затратив относительно немного времени и средств, можно сделать жизнь своего ребенка яркой, наполненной важными событиями и с ранних лет направить его неуемную энергию в правильное русло.

Как проходят занятия

Большое внимание в раннем возрасте уделяется занятиям по развитию речи ребенка. Они включают в себя несколько частей:

  • первая часть занятия, направленная на развитие способности ребенка получать новую информацию, усваивать ее. Проводится в виде психологической игры на концентрацию внимания;
  • вторая часть занятия направлена на сенсорное развитие ребенка. Проводится занятие также в игровой форме, которая является самым эффективным способом подачи информации детям раннего возраста;
  • третья часть занятия проводится с использованием веселого счета, музыки, она подразумевает знакомство с окружающим миром.

Цену занятий в «Бейт Дан» — Еврейском Культурном Центре можно узнать, обратившись по адресу: г.Харьков, ул. Тобольская, 46 (Район Павлово Поле — 10 минут от ж/м Алексеевка в сторону Центра до остановки «улица Тобольская» рядом с магазином Авангард). Также, связавшись по телефону (057)-766 – 55-96, или отправив заявку на электронную почту [email protected]
Занятия ведет педагог 1 категории, с 20 летним опытом работы

Татьяна Сидорова
Тел.: (066) 383 54 84

Каждый сознательный родитель понимает, насколько важно развивать ребёнка и делать это правильно. Только таким образом можно заложить фундамент для дальнейшего успешного будущего. С самого рождения ребёнок нуждается в обучении и воспитании лучших качеств, а также формировании навыков, которые необходимы его для адаптации в социуме. Раннее развитие Мытищи возможно в рамках специализированного центра. Под руководством профессионалов ребёнок быстрее сможет раскрыть свой потенциал и приобрести уверенность в собственных силах. Благодаря грамотно подобранным программам и высокой квалификации педагогов, ребёнку будет легко получать новые знания и накопить столь необходимый опыт.

После того, как малыш появился на свет, родители начинают моментально строить планы на будущее. Они хотят, чтобы их чадо выросло умным, самостоятельным и целеустремлённым, добилось больших успехов в учёбе, карьере и личной жизни. Учёный мир говорит о том, что именно до шести лет мозг человека воспринимает информацию, поступающую извне, лучше всего. Именно поэтому так важно развивать ребёнка и делать это правильно, чтобы культивировать в нём полезные знания и способствовать разносторонности.

Раннее развитие – это не только математика, чтение и письмо или их азы. Ребёнка нужно учить навыкам и знаниям, которые пригодятся ему в обычной жизни. В настоящий момент существует масса эффективных методик и приёмов обучения. Желательно использовать их все понемногу. В таком случае можно будет добиться максимального эффекта. При этом важно учитывать индивидуальные особенности малыша, его характер, предпочтения и возможности. Нельзя требовать от ребёнка больше, чем он может дать.

Ответственность за воспитание ребёнка и его всестороннее развитие полностью лежит на родителях. От того, что будет заложено на ранних этапах взросления, зависит, насколько чадо будет коммуникабельным, открытым ко всему новому, умным, внимательным, способным постоять за себя и всесторонне развитым. Все описанные выше навыки, несомненно, пригодятся в будущей жизни и помогут стать счастливым и успешным человеком.

В два года непременно выучить буквы, в два с половиной обязательно считать до дести, а в три уже читать… И желательно вслух, чтобы гости аплодировали стоя! А еще плавание, иностранный, гимнастика и театр! Невероятные достижения своих малышей мамы обсуждают на детских площадках. И, если при этом ваш «двухлетка» не умеет ни читать, ни считать, вы невольно думаете, что родитель из вас так себе. Конечно, когда Ася в два года ходит на рисование и английский для малышей, Коля занимается каратэ и музыкой, Милана танцует, а вы с сыном лепите куличи в песочнице, у вас может возникнуть ощущение, что вы не занимаетесь ребёнком, а жизнь проходит мимо.

Фото: andrey-eltsov.ru

ЗАЧЕМ? ГЛАВНЫЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ ВОПРОС

И вот вас тоже тянет на занятия вслед за всезнающими мамочками из той самой песочницы. Зачем? Этот вопрос вы должны задать самому себе в первую очередь. Предположим, что у вас есть время, терпение и деньги, и вы усердно водите двухлетнего малыша в центр раннего развития, где он учится читать, писать, считать, танцевать, лепить… Он даже выучил счёт до десяти в обратном порядке и радует этим всех взрослых. . Но зачем это ему? А зачем это вам? Чтобы похвалиться на детской площадке?

Если вы действительно хотите развить ребёнка, всегда ставьте перед собой цель. И вопрос «Зачем?» — ваш главный помощник. Например, вы заметили, что ваша дочь очень гибкая и ей прочат звёздное гимнастическое будущее. Или у сына абсолютный слух… Возможно, и стоит отдать таких детей в специализированные секции или кружки. Но при этом ваша главная родительская задача будет – следить за состоянием ребёнка. Если он стал быстрее уставать, много капризничает, плохо спит — значит, его психика не выдерживает такой нагрузки, и нужно её снизить.

«Зачем мне гимнаст-чемпион с расшатанными нервами?» «Зачем моей дочери неврозы из-за нехватки свободного времени?» Это вопросы заботливых родителей. Конечно, это не означает, что у детей не должно быть дополнительных занятий, но в год-полтора начинать их однозначно рано.

Фото: pups.su

НИЧТО НЕ ЗАМЕНИТ ОБЩЕНИЕ

В первые три года самое важное для ребёнка – это живой контакт с родителями и другими взрослыми, не предполагающий сложных логических операций. С малышом нужно разговаривать, строить пирамидки из кубиков, лепить куличи в песочнице, вместе шлёпать по лужам, читать сказки на ночь и объяснять, кто нарисован на картинке. И эти объяснения гораздо лучше электронного алфавита или обучения чтению.

Если вам кажется, что вы упустите время и остальные дети разовьются до невиданных высот, вспомните, сколько детей не умеют читать и считать в восемь лет. Правильно! Их практически нет! Значит, все примерно ровно развиваются в соответствии с возрастными нормами.

А теперь подумайте, сколько детей в возрасте десяти-двенадцати лет стали гениями? Скорее всего, единицы. А во врослом возрасте и подавно…А ведь многие из них ходили в центры раннего развития – в последние 10-15 лет это так модно и престижно.

Фото: detsky-mir.com

ЗАКОНЫ РАВНОВЕСИЯ

Всё хорошо в свой срок. Есть понятие «зона ближайшего развития». Развивай то, что актуально в определенном возрасте. Даже если трёхлетний ребёнок читает и считает, его мозг не готов к таким операциям. Поэтому почти сразу после прекращения занятий малыш забывает всё выученное. А вот в старшем дошкольном возрасте то же самое усваивается гораздо быстрее и прочнее. Так зачем торопить время?

Ещё одна опасность раннего развития – при усилении логической сферы страдает эмоционально-образная. Это означает, что вы пропускаете очень важный этап, и у вашего ребёнка будет хуже развиты эмпатия, сопереживание, понимание собственных чувств и чувств других людей. Умение быстро читать и решать в уме сложные примеры ещё никого не сделали счастливым.

Помните, что в возрасте от рождения до трёх лет самый важный человек для ребёнка – это мама. Вспомните собственное детство. Сильно ли вы страдали от того, что в два года не разговаривали по-английски? А от того, что соседский мальчик считает до десяти, а вы нет? А вот без внимания мамы и папы грустно в любом возрасте.

Еще один важный момент — отдых от всех занятий и активностей. Даже в старшем дошкольном возрасте у детей должно быть время, когда они не делают ничего. В это время мозг усваивает полученную информацию, структурирует её.

Фото: deti.mail.ru

РАЗВИВАТЬ НЕЛЬЗЯ ПОДОЖДАТЬ

Только от вас зависит, какой путь вы выберете для своего ребёнка. Не просчитывайте эффективность раннего развития – она не так высока, как рассказывает нам реклама. Мода на раннее развитие — это хитрый маркетинговый ход, когда клиентов мам и пап ловят на родительских инстинктах. И спрос есть, и поэтому развелось такое количество платных секций и центров. А если никуда не спешить? Слепить зимой снеговика, летом построить песочный замок, набрать осенний букет из листьев, а весной пускать бумажные кораблики… Вместе. Это лучший вариант раннего развития – проживать счастливые моменты вместе с собственными детьми!

Наталия Фельдман

Заглавное фото: realybiz.ru

Классический пансион МГУ им. М. В. Ломоносова: развитие детей с самого раннего возраста

Студия раннего развития детей – это идеальный вариант для занятых родителей, которые ответственно подходят к воспитанию своих наследников. Благодаря тщательно продуманной программе, авторской образовательной методике, привлечению высококвалифицированных специалистов к учебному процессу, Классического пансион МГУ им. М. В. Ломоносова признан одним из самых передовых учебных заведений и занимает в мировой рейтинге лучших школ почетное пятое место.

Курсы раннего развития в пансионе направлены не только на определение способностей воспитанника, но и на раскрытие его неявных талантов. Широкий спектр дополнительных занятий (спортивные секции, театральное искусство, вокальная студия, рисование, танцы, шахматы) предоставляет ребенку возможность выбора и креативной самореализации.

Особое внимание в пансионе уделяется этикету и культуре межличностного общения, существует определенная идеология, которой следуют все ученики и сотрудники школы.

Курсы раннего развития для детей, предлагаемые Классическим пансионом МГУ им. М.В. Ломоносова, способствуют поддержанию мотивации и физического тонуса своих воспитанников, их гармоничному нравственному и интеллектуальному росту.

На базе Классического пансиона МГУ можно посещать группы кратковременного пребывания в центре раннего развития, отдельные занятия или посещать семинары по раннему развитию для родителей и гувернанток Ваших детей.

На что обращать внимание при обучении малышей

Адаптация мозга

Гибкий мозг ребенка до трех лет позволяет оперативно реагировать на раздражители окружающей среды. Малыш быстро адаптируется к условиям, набирает новые навыки и совершенствует их. Пространство, в котором находится ребенок, определяет его самостоятельное передвижение. По мере созревания мозг берет на себя все более сложные функции. Ребенок учит по новому слову каждый день, чтобы взаимодействовать с окружающими. Чем больше он слышит сказок, песен, стихотворений, тем больше его способность к пониманию разного типа речи. Маленький человек учится понимать чувства других, ставить себя на их место. Трехлетний ребенок уже знает, что такое любовь, дружба, боль и обида.

Учитывайте темперамент

Эмоциональное развитие ребенка не заканчивается на сочувствии. Важно учитывать его темперамент: флегматик, сангвиник, холерик или меланхолик.

Ребенок-холерик суетлив, тревожен, очень подвижен. Веселье быстро сменяется грустью. Таким детям обязательно нужны спорт и общение с другими детьми.

Меланхолик замкнут в себе. Любые начинания такого малыша по данному психотипу важно поощрять. Не критиковать, не приказывать, не запрещать. Воспитание ребенка от года до двух лучше выстраивать не запретами, а отвлекая от вожделенной розетки или тумбы. Когда он научится определять негативные эмоции, он поймет, что запрещено.

Ребенок флегматичного темперамента не любит показывать ни свои радостные чувства, ни грусть. Поэтому взрослым важно наполнять малыша эмоциями, постоянно мотивировать, заинтересовывать.

Малыш-сангвиник является лидером. Такой ребенок открыт, легко общается со сверстниками. Однако сангвиники неусидчивы. Поэтому в воспитании нужно проявить упорство и выработать усидчивость, что впоследствии перейдет в воспитание самостоятельности в три-четыре года.

Важность эстетического воспитания

Чтобы вырос счастливый полноценный гражданин, нельзя недооценивать эстетическое воспитание чада. Это раскрытие творческих способностей, талантов, формирование у ребенка хорошего вкуса и чувства красоты. Для малыша трех лет и младше рекомендуется классика, звуки природы и детские песенки. Обязательно нужно читать и учить с ним стихи детских авторов (Агнии Барто, Самуила Маршака), загадки, читать сказки народов мира. Так развиваются фантазия, кругозор, память, чувство ритма.

Рисование красками и пальчиками, лепка из пластилина, изготовление аппликаций занимают особое место в жизни малыша. Развивается не только мелкая моторика, но через такие занятия он учится чувствовать и любить прекрасное. В развитии малыша важен комплексный подход – занятия логоритмикой. Логоритмика связывает воедино слово (звук), музыку и движения.

«Мама и малыш» – пространство для развития

Русская школа «Знание» в Лондоне запускает проект «Мама и малыш», чтобы быть с ребенком уже в самый важный для него период. Первой образовательной студией школы стала группа эстетического развития «Маленькая страна», которая помогает родителям развить качества и навыки, так необходимые для будущего малыша. Эта группа выходного дня занимается с детьми в возрасте от 1,5 до 2,8 лет. Занятия проводятся по комплексной программе, направленной на всестороннее развитие ребенка. Продолжительность урока 1-1,5 часа.

Первая часть – музыкально-подвижная, логоритмическая. Вторая часть – развивающая. Детки сидя, в спокойной обстановке выполняют упражнения и занимаются творчеством. Программа включает в себя ознакомление с окружающим миром: семья, животные, времена года, развитие речи. Это чистоговорки, чтение сказок, артикуляционная гимнастика, развитие внимания, памяти и воображения.

Школа «Знание” ставит своей целью подготовить малышей к дошкольному образованию, чтобы к школе они уверенно говорили по-русски и знали буквы. Чтобы они научились четко формировать свои мысли, читать и анализировать, знакомиться с литературой и искусством. Школа считает нужным с самого начала пройти с детьми этот долгий познавательный путь. Путь к становлению личности в современном мире, впитавшей в себя лучшие традиции российского и английского образования.

Екатерина Варламова, преподаватель русской школы «Знание» в Лондоне

Ещё совсем недавно словосочетание «раннее развитие» было известно только специалистам, а сейчас — это головная боль многих мам. Надо или не надо? Почему он не собирает пирамидку в год? И что с этим делать? Если после трёх уже поздно, то как и что надо успеть до трёх? И все воюют: кто-то — за, а кто-то — против, отстаивают своё мнение и пытаются найти доказательства своей правоте.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Интересно, что при всей популярности идей раннего развития, мало кто из мам знает, что такое раннее развитие, и в чём его смысл. И это очень удобно тем, кто делает на этом свой бизнес. Когда человек не понимает, что происходит, но при этом торопится, ему очень легко что-то за большие деньги продать. В нашем случае — продать уверенность в себе как в матери. И мы покупаем карточки, пособия, водим малыша на группы раннего развития, отдаём деньги и время для того, чтобы не упустить что-то важное, чтобы дать ребёнку самое лучшее. Чтобы он стал умным и развитым и не проиграл во взрослой конкурентной борьбе.

И если, по какой-то причине, карточки валяются в дальнем ящике не распакованными, а на развивающих группах малыш отказывается заниматься, то очень сложно не волноваться и не переживать. Очень сложно убедить себя, что всё в порядке, ребёнок умный, просто занятия «не очень».

Как остаться в стороне, когда все вокруг с упоением заняты ранним развитием?

Может стать страшно и стыдно, что ничего не выходит; можно чувствовать себя плохой матерью из-за того, что до занятий вообще не доходят руки. Или от того, что слишком долго и безуспешно учишь ребёнка собирать пирамидку. Ощущение ужаса от того, что всё уже упущено — это не единичный случай, а частая и грустная проблема.

А ведь на самом деле всё проще, чем это преподносится. Ранним развитием называют естественное развитие ребёнка от одного года до трёх лет. В этот период главным является развитие движения и речи. То есть ребёнок совершенствует навыки ходьбы, учится бегать и прыгать, брать мелкие предметы, манипулировать ими. И это ребёнок делает сам, а если ему нужна помощь, — ему помогают родители. Так же самостоятельно ребёнок учится говорить. Он слушает маму, старается ей ответить, подражает.

Нужно ли как-то дополнительно стимулировать то, что прекрасно работает само? Можно, если есть такое желанием мамы, но особенной необходимости нет. А вот замедлить естественное раннее развитие возможно.

Что вредит раннему развитию

  • Если ребёнку страшно, или он испытывает частый дискомфорт.
  • Если мама редко берёт на руки и целует, мало разговаривает с малышом.
  • Если мама всегда отстранена и в плохом настроении.
  • Если взрослые, которые заботятся о малыше, часто меняются. И нет своего постоянного взрослого.
  • Если ребёнка часто ругают, критикуют и наказывают.
  • Если нет распорядка дня, и вообще границ.

Всё это кажется простым и естественным, но когда фокус внимания смещается с ребёнка на развивающее пособие, или мама расстроена тем, что малыш не может что-то собрать, видит в этом неудачу, то естественное развитие начинает страдать. Когда ребёнка, который не выспался, с криками ведут на «развивающее» занятие — это вред.

Для полноценного развития ребёнка самое важное — это любовь, внимание и забота о его потребностях. Именно это создаёт необходимый фундамент не только для полноценного раннего развития, но и для развития вообще. Родительская любовь и принятие даёт человеку уверенность в себе и своих действиях, подлинный интерес к жизни и понимание себя. А разве не это наша истинная цель?

Все дети должны быть в состоянии достичь своего оптимального физического роста и психологического развития

Будущее человеческого общества зависит от обеспечения возможностей для оптимального физического роста и психологического развития детей. Никогда еще не было накоплено столько знаний для оказания содействия семьям и сообществам в их стремлении вырастить детей в соответствии с их потенциальными возможностями.

Время уязвимости и возможностей

Раннее развитие ребенка считается одним из наиболее важных этапов жизни, определяющих здоровье, благополучие, обучение и поведение на протяжении всего жизненного цикла. Это период больших возможностей, но также и крайней уязвимости перед воздействием негативных факторов. Это уникальный период жизни, на протяжении которого силы развития могут быть использованы в целях предотвращения или минимизации инвалидности и потенциальных вторичных состояний.

Процесс развития человека в решающей мере зависит от качества стимулирования, поддержки и ухода, обеспечиваемых для ребенка в семье и социальном окружении. Низкое качество ухода и отсутствие поддержки для развития ребенка могут иметь серьезные и даже необратимые последствия.

Убедительные фактические данные свидетельствуют о том, что ранние и надлежащие мероприятия, направленные на устранение факторов риска, могут оказывать воздействие на рост, когнитивное и социально-эмоциональное развитие ребенка и способствовать улучшению здоровья, благополучия и способностей в долговременной перспективе. Несмотря на убедительные фактические данные о высокой эффективности инвестиций в целях обеспечения раннего развития, такое инвестирование проводится медленными темпами, особенно в самых бедных странах.

Улучшение ухода за детьми раннего возраста имеет решающее значение для достижения Целей тысячелетия в области развития. В 2007 г. в журнале «Lancet» были опубликованы материалы о раннем развитии детей, согласно которым более 200 миллионов детей в возрасте до пяти лет в развивающихся странах не реализуют свой потенциал. Основными причинами их отставания являются плохое питание и ограниченные возможности для обучения в семьях, живущих в крайней нищете. Комиссия ВОЗ по социальным детерминантам здоровья признала важность раннего развития ребенка для обеспечения справедливости, здоровья, благополучия и продуктивности в зрелые годы.

По данным Всемирного доклада по мониторингу «Образование для всех» 2007 года, улучшение ухода в раннем детстве способствует улучшению успеваемости в начальной школе. Стратегии Всемирного банка по уменьшению масштабов нищеты начинаются с раннего развития ребенка. Проведенное по поручению Генерального Секретаря Организации Объединенных Наций Исследование по вопросу о насилии в отношении детей показало, что дети раннего возраста страдают от насилия со стороны родителей. Результаты этого исследования свидетельствуют о том, что для общего уменьшения масштабов насилия необходимо улучшить уход за детьми раннего возраста.

ВОЗ призывает включить аспекты раннего развития ребенка в национальную и международную политику, направленную на улучшение здоровья населения и достижение большей справедливости в отношении здоровья для всех. Организация оказывает техническую поддержку странам и партнерам для разработки политики и программ ОДВ и включения мероприятий ОДВ в соответствующие программы сектора здравоохранения, включая программы по охране здоровья матери и ребенка, питанию, ВИЧ/СПИДу, репродуктивному здоровью и укреплению здоровья.

В сотрудничестве с ЮНИСЕФ ВОЗ содействует принятию и более широкому использованию Модуля по уходу за детьми в целях их развития (CDI) в странах для обеспечения оптимального психосоциального развития ребенка и предотвращения рисков для развития. «Уход за ребенком в целях его развития» является простой методикой, которая может распространяться на уровне клиник и отдельных сообществ для улучшения ответственного ухода за детьми. Она практически осуществима и эффективна для улучшения выполнения родительских обязанностей в условиях ограниченных ресурсов. Методика «Уход за ребенком в целях его развития», применяемая в широких масштабах, обеспечит значительные медико-санитарные и социальные преимущества, особенно для детей и семей, находящихся в самых неблагоприятных условиях.

Мы давно знаем об этом, но, если Вы боитесь недодать, недоразвить, не успеть, то читайте дальше.

«Эксперты объявили войну сверхраннему обучению детей чтению и письму, Специалисты ФГУ «Институт возрастной физиологии» РАО считают повышенные требования родителей к своим детям неадекватными. Раннее чтение и обучению письму, как минимум, уничтожает у детей мотивацию к учебе.

Директор института, профессор Марьяна Безруких поясняет, почему нельзя трехлетних детей учить грамоте: «Если мы требуем от ребенка трех лет (а в этом возрасте ребенок еще функционально не готов к тому механизму зрительного восприятия и дифференцировке буквенных знаков, которые лежат в основе чтения) это делать, то у ребенка формируется неэффективный механизм чтения, который сохраняется на весь период обучения».
Ученая-физиолог раскритиковала модные в стране системы сверхраннего обучения детей признала, что не только родители предъявляют неадекватные требования к детям, но и дошкольные учреждения. Против ранний интеллектуальной загруженности выступает и директор ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО Татьяна Волосовец: «Врачи сейчас наблюдают общее снижение состояния здоровья у детей, которые живут в очень тяжелом режиме — ходят и на занятия по английскому языку, и на спортивные секции, и на занятия по живописи, и еще куда-нибудь, куда придумают родители. Потом дети приходят в 9 часов вечера домой и падают от усталости. Это приводит и к общесоматическим заболеваниям, и к неврозам и к уничтожению мотивации к обучению как таковой, так как он приходит в первый класс и не хочет учиться, и уже не может учиться».

Оказывается, сейчас во всем мире специалисты наблюдают отрицательное воздействие раннего обучения письму, математике и т. п. Малышам в большей степени необходимо читать сказки, давать возможность рассматривать книги с красивыми иллюстрациями, поощрять воображение и словесное творчество, а не давать зазубривать ненужные им сведения. Дети, которые растут в свободной творческой обстановке, без всякого принуждения овладевают зачатками грамоты, чтения и письма. И что важно — каждый в своем темпе, ведь все дети разные.»
C сайта сознательно.ру

Мы в нашем клубе предлагаем программы, которые нацелены на развитие навыков социализации, развитию координации, чувства ритма, мелкой и крупной моторики, творческих способностей и фантазии. Мы помогаем создать среду для естественного развития ребенка, которую Вы можете повторить и дома.

Раннее развитие — крайне популярная в родительских кругах тема для обсуждения. Многие из тех, кто раньше выступал против, сейчас сами готовы заниматься с малышом с самого раннего возраста. Ситуация принимает новые обороты ещё и из-за того, что в стремительно развивающемся мире постоянно увеличиваются и требования касаемо получения новых знаний. Если раньше ребёнок 5 лет, умеющий писать и читать, мог вызвать удивление, то сейчас это абсолютное стандартное явление.

На первый взгляд, в раннем развитии нет ничего плохого — ведь все родители хотят для своего ребёнка лучшего будущего и стараются вложить в малыша как можно больше новых и полезных для него знаний. Однако, не всё так просто — неправильной подачей информации, а также неадекватным её количеством ребёнку получится только навредить.

Раннее развитие — что это?

Часто на этот вопрос не могут ответить и те родители, которые практикуют раннее развитие по отношению к своим детям. Обычно они отталкиваются от понятия «нормальное развитие» и додумывают сами, как поступать в случае раннего. Получается, что акцент делается не на усвоении информации и не на её качестве, а на объёме полученных знаний. Родители хвастаются, что в свои три года их ребёнок записан в несколько секций, умеет читать и писать, знает наизусть стихи Есенина, учит иностранный язык, может перечислить все столицы и пишет картины маслом.

Будет ли это считаться ранним развитием? Да, с ребёнком занимаются, но велика вероятность, что он не понимает, что делает — умеет читать, но не сможет объяснить прочитанное, заучил Есенина, не понимая смысла его строчек, и не знает, в чём разница между выученными столицами. Плюс ко всему, от этого страдают его другие способности, так что он может думать, что пирожные растут прямо на деревьях или не умеет самостоятельно надеть колготки.

Встаёт вопрос, можно ли такого ребёнка считать более развитым, чем, скажем, его соседа того же возраста, который не блистает познаниями в географии и литературе, но с радостью самостоятельно оденется и помогает родителям по хозяйству?

В чём разница между развитием и обучением?

В первом из описанных случаев с ребёнком занимались именно развитием. Родители, безусловно, хотят для малыша лучшего, но экономят время, стараясь как можно быстрее заполнить детскую голову знаниями. Парадокс в том, что время они при этом только потеряют, потому что тот ресурс, который малыш потратил на зубрёжку несколько бессмысленной для него в этом возрасте информации, можно было бы потратить на действительно полезные вещи. Скорее всего, родителями в этот момент управляли амбиции и желание побыстрее получить желаемый результат.

Во втором примере с ребёнком занимались в абсолютно ненапряжной, игровой форме, благодаря которой он смог приобрести и усвоить жизненно необходимые навыки. И это как раз называется обучением.

Чем именно опасно раннее обучение?

  1. Дети, которые с раннего возраста блистали своими знаниями в самых разных сферах жизни, с наступлением старшего возраста перестают справляться с давлением на них и мыслями о том, что они должны знать всё больше и больше, чтобы удивить окружающих. Родителям надо признать, что несмотря на видимую одарённость ребёнка, далеко не всем дано изменить мир, и нет нужды подвергать отпрыска бессмысленным стрессам, внушая ему, что он должен быть лучше всех — это может привести к различного рода неврозам и расстройствам вплоть до развития депрессии.
  2. Если ребёнок многое узнал ещё до школьной скамьи, то в начальной школе ему не придётся особенно напрягаться, чтобы получить новые знания. А это чревато нарушением дисциплины — он, вероятно, скучает и не понимает, чем себя занять, пока одноклассники изучают нечто новое для них. Более того, привыкнув к такому положению дел, малыш к началу средней школы может просто отказаться учиться, столкнувшись со сложностями, к которым не привык.
  3. Такие дети развивают в себе потребность поглощать информацию в больших количествах без какого-либо практического применения — просто, чтобы она была, или чтобы можно было «повыпендриваться» перед окружением. Ребёнок может перечислить все существующие виды кошек, но не знать, как ухаживать за той одной, что живёт с ним в одной квартире.
  4. При чрезмерной умственной нагрузке часто страдает физическая сторона, а все мы знаем, как важно в маленьком возрасте здоровое и гармоничное развитие организма. Ребёнку нужно не только читать книжки, но и развивать навыки движения и координации.
  5. Понимая, что знает больше, чем все его сверстники, ребёнок может не захотеть с ними общаться, и это приведёт к обострённому чувству одиночества и развитию психологических проблем.

Что делать?

Необходимо увидеть развитие как процесс и понять, что это именно поэтапное «раскрытие» ребёнка, его навыков и умений. Ему, конечно, необходимо предоставить как можно большее количество путей для саморазвития, но также следить за тем, чтобы он сам научился открывать для себя каналы получения информации и способы её использования. Сместите акцент с количества информации на обучение способности мыслить и познавать действительность, и вот тогда паззл действительно сложится.

Желание заниматься ранним развитием ребёнка непременно должно идти рука об руку с вопросом к себе о том, с какой целью вы этого хотите, и честным на него ответом. Если он в том, что вы хотели бы воспитать гения и заставить его знать с пелёнок как можно больше, то лучше остановиться. Ваша цель должна быть в том, чтобы обеспечить ребёнку хорошие условия для самопознания, чтобы он действительно хотел учиться новому и совершенствовать уже имеющиеся навыки.

Отличие между развитием и обучением в том, что знания во втором случае не являются конечной целью. Они лишь инструмент, с помощью которого ребёнок учится жить в новом для него мире. Его задача в том, чтобы научиться правильно пользоваться этим инструментом. Поэтому всегда делайте акцент на практику и применение полученных вместе с ребёнком знаний, помните о том, что всего должно быть в меру: не перегружайте маленький мозг знаниями в одной сфере, лишая его возможности узнать что-то новое и интересное в другой.

Методики раннего развития

Методик множество, и у тех, кто задавался этим вопросом, наверняка всплывают в голове такие фамилии, как Монтессори, Никитины, Сесиль и другие. Для того, чтобы подробно разобрать каждую из них, пришлось бы писать отдельную статью, так что ограничимся общими рекомендациями касаемо выбора какой-либо из них.

Во-первых, необходимо учитывать, что разные дети, как и все люди, по-разному воспринимают информацию: кому-то проще работать с видеоформатом, кому-то лучше запоминаются рассказы, а кому-то обязательны тактильные ощущения. Поэтому следует понимать, что хоть сами по себе системы и являются целостными разработками, их авторы признают, что идеального варианта в силу индивидуальных особенностей нет и быть не может. Лучший выход из этой ситуации — миксовать методы одной методики с методами другой, предварительно изучив их и выбрав понравившиеся принципы.

Помните о том, что главным двигателем прогресса в данном случае является желание самого ребёнка изучать новое и его интерес к предложенным вами играм. Если он будет делать то, что ему нравится, то процесс обучения будет для него лёгким и приятным, и все останутся в плюсе.

Во-вторых, не перескакивайте резко от одной методике к другой, иначе каша в голове будет как у ребёнка, так и у вас самих. Если вы видите, что что-то не получается, то подождите какое-то время и попробуйте снова. Если же вы действительно уверены, что какая-то из методик не подходит для вашего ребёнка, то тоже подождите и только потом предлагайте другую.

Постарайтесь построить процесс обучения так, чтобы он не противоречил сам себе, а задания постепенно становились сложнее. Также можно усложнять уже пройденные задачи, добавляя к ним что-то новое.

Не забывайте время от времени повторять пройденный материал, а также предлагать новые правила для уже пройденных игр, чтобы ребёнок научился нестандартно мыслить в рамках заданной ситуации.

Развитие малыша должно быть комплексным, и задача не в том, чтобы развить его знания в какой-то из областей, а в том, чтобы его развитие было разносторонним. Не зацикливайтесь на чём-то одном — чередуйте спокойные игры с подвижными, книги с мультиками, информацию на кубиках с пересказами. Дети имеют сильно развитое ассоциативное мышление, поэтому разносторонний подход к информации позволит им легко запомнить пройденное и, что самое главное, понять его.

О пользе

Денис Зеликсон, основатель психологического проекта PosPsy: «С самого раннего детства родителям стоит стимулировать естественное психическое развитие ребёнка. В младенчестве необходимо уделить повышенное внимание сенсорно‑моторным навыкам, а по мере взросления — умениям взаимодействовать с окружающей средой и социальным коммуникациям. Планомерное прохождение всех этапов развития лежит в основе методики Монтессори, Реджио Эмилия и других классических педагогических подходов. К слову, второй язык можно начинать изучать с самых первых месяцев жизни.

Правильное и последовательное раннее развитие стимулирует позитивные нейрофизиологические и биохимические изменения в головном мозге: он становится более пластичным, а количество взаимосвязей между нейронами увеличивается. На практике это означает, что ребёнок менее подвержен психическим расстройствам во взрослом возрасте, имеет более развитые некогнитивные навыки, например, самоконтроль, а также более высокое субъективное благополучие и психологическую устойчивость. Есть и ряд исследований, показывающих положительное влияние раннего развития на когнитивные функции: внимание и оценки в школе. Хотя результаты таких исследований не всегда однозначны».

О вреде

Яна Денисова, практикующий психолог‑консультант: «Раннее развитие детей имеет побочные эффекты. Мало кто задумывается, что в этом возрасте мозг, нервная система и психика недостаточно сформированы для такой нагрузки. Мозг ребёнка в раннем возрасте впитывает новые знания как губка, это даёт ощущение, что ребёнок развивается гармонично. Но позже мы видим: первоклассник без особой подготовки, догоняет, а то и перегоняет своих более «развитых» сверстников. Это происходит потому, что мозг такого ребёнка развивался иначе: он много наблюдал, играл, подражал взрослым, общался. Его голова не забита сложными вещами, отсюда лёгкость восприятия и хорошая психологическая подготовка к жизни и новым знаниям».

Как правильно заниматься с ребёнком

Денис Зеликсон, основатель психологического проекта PosPsy: «Ребёнок должен иметь возможность сам решать, что и как он исследует, но при этом делать это в рамках заданных правил. Ведь автономия — способность определять своё поведение — является базовой психологической потребностью, подавление которой ведёт к стрессу с отрицательными последствиями для организма. Не стоит забывать и про позитивные эмоции, которые в случае с ранним развитием являются мощным ресурсом для ребёнка».

Яна Денисова, практикующий психолог‑консультант: «Не стоит нагружать детей раньше срока. Забудьте об обучении чтению и письму до того, как мозг и психика готовы к таким нагрузкам (до пяти или шести лет). Но и в этом возрасте не занимайте детей более двадцати минут в день. Пусть большую часть времени они будут предоставлены своему естественному развитию: думают, бездельничают, мечтают. В это время у ребенка формируются важнейшие психические функции, развивается мышление, он учится анализировать и делать собственные выводы. Поэтому «ничегонеделание» в детстве — самое полезное занятие».

При выборе курсов и центров раннего развития детей обратите внимание:

  • дети до трёх лет обязательно занимаются с родителями;
  • обучение не должно проходить только с помощью развивающих видеофильмов;
  • обратите внимание на образование преподавателей, прошли ли они профессиональную подготовку для работы с детьми;
  • преподаватель обязан грамотно владеть родной речью;
  • занятия не должны проходить за партами, ребёнку необходимо свободное передвижение;
  • если ребёнок категорически отказывается ходить на занятия, не стоит его заставлять.

Даже самые лучшие кружки и занятия не заменят ребёнку общение с родителями: в ранние годы именно они — главные учителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *