Ребенок интроверт в школе

Детям-интровертам трудно приспособиться к традиционной обстановке в школьном классе или детском саду. Обычно там слишком много всего: шума, людей, яркого света, суматохи… Нет возможности уединиться, перевести дух, сосредоточиться и спокойно подумать. Настоящая пытка для ребенка с тихим темпераментом.

Если у вас подрастает интроверт, вы должны помочь ему справиться с грохочущим внешним миром. Рассказываем, что можно сделать.

Содержание

Разведайте обстановку

Ваш ребенок впервые отправляется в школу или детский сад? Сводите его туда заранее! Маленького интроверта лучше подготовить к грядущим переменам.

Сходите в выходной день на игровую площадку, поговорите о будущих играх и развлечениях. Не забудьте поздороваться с воспитателем.

С будущим первоклассником обойдите все здание школы, покажите туалеты, столовую, учительскую. Пусть увидит, как интересно может быть в классе.

Объясните ребенку, что с ним все в порядке

Тихонь в обществе часто недооценивают. Убеждение, что все должны молниеносно соображать, быть общительными, харизматичными, рисковыми ребятами, предпочитающими действовать, а не размышлять, — это миф. Но он может заставить ребенка-интроверта сомневаться в себе.

В школе этот миф особенно силен, ведь популярными обычно становятся именно самые шумные и разговорчивые ребята, а учителя хвалят тех, кто чаще тянет руку на уроках.

Значит ли это, что с тихими, вдумчивыми, любящими уединение детьми что-то не так? Вовсе нет. У них есть свои сильные стороны, например способность глубоко сосредотачиваться и умение внимательно слушать.

Многие великие художники, изобретатели, спортсмены и предприниматели относятся к людям интровертного склада.

К слову, интроверсия — это не то же самое, что застенчивость. С робостью и стеснительностью можно бороться, а темперамент дается нам от рождения — и его не изменить.

Основная разница между экстравертами и интровертами заключается в том, откуда они черпают энергию. Экстраверты счастливы, когда кругом бурлит жизнь. Интровертов, наоборот, утомляет и изматывает шумный внешний мир. Им необходим полный доступ к своим мыслям, чувствам и ощущениям.

Ваша задача — доступным языком объяснить ребенку-интроверту эту разницу, дать ему понять, что с ним все в порядке. Если он осознает свои сильные стороны и потребности, ему будет намного легче приспособиться к школе или детскому саду.

Научите ребенка экономить энергию

Шумная обстановка, подобная школьной, часто истощает интровертов. Ребенку придется принять как данность, что окружающая среда не всегда будет соответствовать его потребностям. Но она не должна мешать ему оставаться самим собой.

Научившись распознавать сигналы, которые посылает тело, например ощущение тревоги и давления, ребенок сможет управлять ситуацией.

Обсудите, где, как и когда он может «подзарядить батарейки», если устанет от толпы и шума. Даже в школе есть тихие уголки, где можно собраться с мыслями: библиотека, компьютерный класс или пустой кабинет доброжелательного учителя.

Ещё можно обзавестись наушниками и спокойно читать, отгородившись от шума.

Если ребенка утомляют большие компании сверстников, он может общаться с одним или двумя одноклассниками. Пусть найдет тех, кто понимает его, и ему станет намного легче. Не нужно заниматься чем-то только потому, что так делают остальные, или пытаться подружиться со всеми вокруг.

Поощряйте увлечения ребенка

Часто бывает так, что у интроверта есть одно или два серьезных увлечения (например, рисование, конструирование, программирование или сочинение рассказов), которые не разделяют его ровесники-экстраверты. Для ребенка это способ отдохнуть, «подзарядиться», справиться с тревогой и самовыразиться.

Страсть к какому-либо делу характеризует многих интровертов. Благодаря своим суперспособностям — вдумчивости, умению глубоко сосредоточиться на чем-то и длительное время удерживать концентрацию, — тихони впоследствии достигают огромных успехов.

Если у вашего ребенка есть такая отдушина — замечательно! Хвалите его за то, что он занимается своим хобби, поощряйте и помогайте найти единомышленников. Ему пойдет на пользу определенное участие в коллективной работе. Однако эта работа должна проходить в небольших группах (по два-три человека).

Только не переусердствуйте. Не нужно возить ребенка по многочисленным кружкам и секциям, если он этого не хочет, или заставлять общаться с людьми, которые ему неприятны.

Обеспечьте ребенку личное время и пространство

Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка-интроверта было личное время и личное пространство. Не возражайте, если после школы он захочет уединиться в своей комнате. Ему нужно укрыться от шума и хаоса окружающего мира, побыть наедине со своими мыслями и чувствами и восстановиться после долгого дня среди людей.

Конечно, вам не терпится расспросить ребенка о том, как прошел день, но вы должны понимать: уединение для него очень важно. Маленькому интроверту необходим период восстановления, после которого он выйдет из комнаты в хорошем настроении, готовый общаться.

Обустройте место, где школьник мог бы без помех делать уроки. Возможно, даже в вашей комнате, если там тихо и спокойно. Самое главное, чтобы ребенка никто не отрывал от дела. Если он запирается у себя, скажите остальным членам семьи, чтобы они стучались, прежде чем войти к нему.

Если у ваших детей общая спальня, поставьте между кроватями перегородки (можно купить недорогую сетку, ширмы или занавески). Убедите братьев и сестер интроверта, чтобы они по вечерам на некоторое время оставляли его в спальне одного, давая ему возможность отдохнуть.

Обсудите стратегии, которые помогут лучше справляться с учебой

В школе интроверты постоянно оказываются в некомфортных для себя ситуациях, поэтому не могут полностью проявить свои способности. Отнеситесь к этому с пониманием и начните уделять больше времени самостоятельной работе дома.

Выступить с докладом, быстро ответить на вопрос учителя, принять участие в дискуссии, выйти к доске — все это настоящие испытания для ребенка-интроверта. Но к некоторым из них можно подготовиться.

Например, если тема обсуждения известна заранее, ребенку надо спланировать, что конкретно он будет говорить. Пусть хорошо продумает ответ, составит собственное мнение и выскажется первым, не дожидаясь, когда дискуссия примет неожиданный оборот.

Готовясь к презентации или устному ответу у доски, нужно как следует отрепетировать выступление. Необходимо несколько раз повторить речь, желательно перед аудиторией. В качестве слушателей могут выступить члены семьи, в крайнем случае — куклы и игрушки.

К сожалению, не ко всем ситуациям можно подготовиться. Интроверт может буквально застыть, если учитель неожиданно задаст вопрос или вызовет к доске. Один из способов достойно выйти из положения — попросить разрешения ответить позже.

Дело в том, что интроверты предпочитают сначала подумать, а потом уже что-то говорить. Часто они уделяют так много внимания содержанию и ясности своих ответов, что предпочитают помалкивать, а не брякать что ни попадя.

Пусть ваш ребенок попробует отмечать, когда другие несут бессмыслицу или неправильно отвечают, но никто не обращает на это внимания. Все люди ошибаются! Поняв это, он будет спокойнее относиться к своим промахам.

Как сделать так, чтобы тебя услышали

Сьюзан Кейн

Как бы мне ни хотелось, чтобы школы и учителя пересмотрели свой подход к оценке внутриклассных дискуссий, я все же считаю, что ты получишь немало плюсов, если постараешься стать активнее и научишься озвучивать собственные мысли, а не хранить их в себе. Твои идеи заслуживают того, чтобы о них узнали и оценили их!

Исследователи выяснили, что в типичной групповой среде вклад интровертов со временем начинают ценить все больше. Окружающие понимают, что хотя интроверты и редко тянут руку, они всегда озвучивают что-то продуманное, если уж решаются заговорить.

А раз ты не любишь принимать участие в дискуссиях, постарайся разобраться, почему тебе это так неприятно. Если ты поймешь причину страха, тебе будет проще выработать стратегию его преодоления. Постепенно ты научишься излагать свои мысли так, как нравится и удобно тебе.

Почему нам иногда кажется противоестественным «подавать голос»? Вот несколько распространенных причин:

  • Я не хочу ошибиться.
  • Я не хочу говорить бессмыслицу.
  • Я предпочитаю внимательно слушать, пусть пока поговорят другие.
  • Нет времени обдумать ответ.
  • Боюсь, что, когда раскрою рот, не смогу произнести ни слова.
  • Ненавижу, когда все на меня смотрят. Мне никогда не нравилось быть в центре внимания.

Кое-что из перечисленного связано с боязнью неловких ситуаций: ты боишься сделать что-то не то и опозориться при всех. Этого страха стыдиться не нужно. Большинство людей время от времени переживают его, просто у некоторых он особенно силен.

Когда страх завладевает тобой, имей в виду: ты не один такой. Старайся преодолевать страх постепенно, маленькими шажками, например поднимай руку, если точно знаешь ответ на вопрос.

Чем чаще ты будешь так поступать, тем больше у тебя появится маленьких побед над собой. И со временем тебе станет намного легче в школе (даже если сейчас ты считаешь, что это невозможно). Если ты ежедневно испытываешь страх в присутствии большого количества людей и он мешает тебе делать то, что нравится, советую обратиться к психологу или консультанту.

Однако, чем чаще ты будешь высказываться вслух, тем отчетливее начнешь понимать, что всегда давать правильный или «идеальный» ответ и оправдывать ожидания окружающих совсем не обязательно. Некоторые причины, перечисленные выше, связаны именно со стремлением к совершенству, от которого страдают многие интроверты. Это палка о двух концах: с одной стороны, оно обеспечивает высокое качество твоей работы, а с другой — может помешать тебе высказываться публично, потому что далеко не всё, что мы говорим или делаем, идеально.

Нежелание подавать голос не всегда связано со страхом, беспокойством или перфекционизмом. Нередко интроверты попросту не хотят болтать попусту (и многие, с кем я говорила, хотели бы, чтобы все люди следовали этому правилу!). В отличие от «думающих вслух» экстравертов мы, интроверты, предпочитаем сначала подумать, а потом уже что-то говорить. Наше умение глубоко сосредоточиться на той или иной теме — настоящий дар. Но когда учитель неожиданно вызывает нас, мы буквально застываем, ведь нам некогда было подготовиться! Часто мы, интроверты, уделяем так много внимания содержанию и ясности наших ответов, что предпочитаем помалкивать, а не брякать что ни попадя. Иногда к тому времени, когда мы мысленно сформулируем нужный ответ, дискуссия уже заканчивается.

Подростки, которых я опрашивала, работая над книгой, придумывали самые разные стратегии, позволяющие им быть услышанными. Многие признавались, что чем чаще они участвуют в дискуссиях, тем проще им становится учиться.

Самое главное — создать комфортные условия для участия в обсуждении. Порой достаточно просто занять правильное место. Один из учеников, с которым мы говорили, всегда старался сесть в первом ряду. Таким образом, отвечая, он не видел лиц одноклассников и не испытывал сильного напряжения, обычно возникавшего под их взглядами.

Еще один мальчик признался, что ему нравится сидеть с друзьями, — они помогают ему поддерживать положительный настрой. Другие ребята научились во время ответа сосредотачиваться на ком-то из дружелюбно настроенных одноклассников и обращаться к ним (а не к тем, кто кажется равнодушным и высокомерным).

А кому-то помогают мысли о том, что другие люди тоже нервничают! Например, шестнадцатилетняя Лола из Квинса, штат Нью-Йорк, заметила, что ее одноклассники настолько поглощены тем, какое впечатление производят на окружающих, что им нет дела до ее волнений.

Правда в том, что любой человек чувствует себя уязвимым, когда делится с кем-либо своими мыслями. Даже люди, которые кажутся уверенными в себе, переживают, правильно ли они ответили. Так что проблемы у всех одинаковые.

Некоторым отвечать в классе проще, чем общаться со сверстниками на повседневные темы. Генри из Торонто учится в шестом классе. На уроке у него есть возможность высказаться, не участвуя в диалоге. Он отвечает, а потом учитель вызывает следующего, и мальчику не приходится стараться поддерживать разговор, как обычно бывает в дружеском общении.

Грейс, с которой мы познакомились в начале главы, научилась отвечать не сразу, а через некоторое время, когда «созреет». Такая стратегия оказалась эффективной. Но можно поступить и наоборот — подготовиться заранее и ответить первым. Когда я училась в Гарвардской школе права, мне помогало именно это.

В январе 2013 года я выступала с лекцией о книге «Интроверты» на одном мероприятии в Вашингтоне. Когда пришло время отвечать на вопросы, на сцену поднялась моя подруга Энджи. Мы с ней познакомились во время учебы в школе права и недавно снова начали общаться. Энджи заявила, что в колледже даже не подозревала, что я интроверт.

Все удивились, включая меня. Но Энджи заметила, что на занятиях я всегда первой тянула руку. Разве интроверты так поступают?

Я понимала ее растерянность. В Гарвардской школе права занятия проходят в больших аудиториях, спроектированных по типу амфитеатра, а педагоги придерживаются сократического метода в преподавании. Профессор вызывает студентов в случайном порядке, и когда тебя вызовут, ты не можешь уклониться от ответа. Это очень страшно, но, раз ты записался на курс, значит, должен отвечать.

Правила я знала, но очень не хотела, чтобы меня вызывали неожиданно. Поэтому накануне каждого занятия я готовилась по нескольким темам — в зависимости от того, что мы изучали в тот или иной момент. Потом, набравшись смелости, тянула руку первой и отвечала как можно раньше, не дожидаясь, пока дискуссия перейдет в незнакомую мне область. В результате вероятность того, что профессор вызовет меня ближе к концу занятия, а я не буду готова, становилась гораздо меньше. Я знала, что последними спрашивают тех, кто еще не отвечал.

У этой стратегии оказалось еще одно неплохое преимущество, подтвержденное социальными психологами: оказывается, мысли людей, высказывающихся первыми в группе, как правило, наиболее весомы. И действительно, в ходе обсуждения профессора не раз возвращались к моим ответам, отчего я (совершенно неожиданно) начинала ощущать себя увереннее.

Естественно, не мне одной пришла в голову эта уловка. Когда Дэвис учился в средней школе, он и помыслить не мог о том, чтобы выступить перед всем классом. И однажды получил первую в жизни четверку. Учитель английского объяснил, что участие в классных обсуждениях тоже влияет на оценку, и, поскольку Дэвис никогда не поднимает руку, он не может поставить ему пять, как бы хорошо тот ни сдал письменный экзамен.

«Выбор был не из легких, — вспоминает Дэвис. — Получай четверку или тяни руку». Дэвис гордился отличными оценками и не хотел соглашаться на более низкий балл, поэтому заставлял себя поднимать руку и читать вслух. «Поначалу было очень страшно. Я боялся запнуться, боялся, что язык начнет заплетаться. Лоб покрывался испариной. Но я все равно тянул руку», — говорит он. Решившись на такой смелый шаг, Дэвис преодолел страх и оставил его далеко позади, о чем я подробнее расскажу дальше.

Среди читающих мою книгу наверняка есть те, кому кажется, что страх перед выступлениями в классе преодолеть невозможно. Но все далеко не так! Ты сможешь победить его и поймешь, что это гораздо легче, чем кажется. Генри говорит, что со временем ему стало настолько просто отвечать в классе, что он даже полюбил, когда его вызывают к доске!

Поверь, ты сможешь сделать то же самое.

Советы тихоням

Если каждый раз, когда ты тянешь руку в классе, сердце готово выпрыгнуть из груди, знай: ты не одинок! Многие люди испытывают то же самое, но это не значит, что нужно постоянно молчать. Если у тебя не было времени прочесть предыдущую главу, вот несколько советов, которые тебе помогут.

Отвечай первым. Если тема обсуждения известна заранее, спланируй, что будешь говорить. Продумай ответ, составь собственное мнение и выскажись прежде, чем дискуссия примет неожиданный оборот.

Определи, когда и с чего лучше начать. Когда тебе комфортнее всего вступать в дискуссию? Разработай стратегию и присоединяйся к обсуждению, когда тебе легче сделать это. Не нравится отвечать первым? Ничего страшного: ты можешь дополнить или развить мысль другого ученика. А может, ты любишь задавать провокационные вопросы или играть в «адвоката дьявола» (то есть защищать точку зрения, отличную от мнения большинства)? Выбери роль, которая тебе подходит.

Пользуйся конспектами. Если ты боишься, что, открыв рот, не сможешь вымолвить ни слова, запиши свои идеи на листке бумаги и сверяйся с ним, если нужно.

Общайся с учителем. Тебе было что сказать на уроке, но ты просто не набрался смелости поднять руку? Если ты переживаешь из-за этого, после урока подойди к учителю и объясни ситуацию. На самом деле тема интересная и слушаешь ты внимательно, но тебе трудно быстро влиться в обсуждение, поэтому ты нервничаешь и молчишь.

Наблюдай за одноклассниками. Отмечай, когда другие несут бессмыслицу или неправильно отвечают, никто не обращает на это внимания. Все люди ошибаются, и их ошибки можно понять и простить! Поняв это, ты станешь спокойнее относиться и к собственным промахам. Поймешь, что, если ответишь неправильно или твой голос немного задрожит, ничего страшного не случится. «Если ты ответишь неправильно, учитель просто спросит кого-то еще», — замечает одна весьма проницательная девушка по имени Энни.

Найди мотивацию. Лучший способ выжить в школе — увлечься чем-то. Это не значит, что все застенчивые и тихие ребята должны стать лидерами среди сверстников и баллотироваться в президенты класса — ничего подобного! Подумай о том, что важно именно для тебя. Если тема обсуждения тебе небезразлична, ты сможешь высказываться по ней свободно.

Поговорите с воспитателями/учителями

Воспитатели и учителя начальных школ в подавляющем большинстве своем — экстраверты. Они не понимают детей-интровертов. Бывает, что преподаватели вечно торопят ребенка и он не успевает справиться с заданием. Бывает, что ребенка несправедливо наказывают за привычки, являющиеся следствием его характера, а не злого умысла.

Некоторые учителя могут ошибочно трактовать поведение ученика-интроверта как проявление непослушания, глупости, апатии или нежелания общаться. На самом же деле ребенок просто пытается переработать полученную извне информацию.

Вам следует поговорить с учителями/воспитателями вашего ребенка о его характере и естественных наклонностях. Если педагог поймет вас, то, скорее всего, сможет найти подход к маленькому интроверту, раскрыть его дарования и таланты.

Если какие-то методы преподавания, например быстрый переход от одной темы к другой, вызывают затруднения у ребенка, обсудите эту проблему с учителем.

Обязательно поговорите с учителями музыки, физкультуры и другими наставниками. Например, многие спортивные тренеры — это экстраверты, считающие, что у детей такой же уровень энергии и мотивации, как у них самих.

Ребенок постарше может и сам поговорить с учителями. Например, если преподаватель перед ответом не дает времени подумать, можно попробовать обсудить с ним (или с ней) этот вопрос после урока.

Если ученик объяснит, что ему интересно на занятиях, просто он испытывает дискомфорт, выступая перед всем классом, педагог может пойти навстречу.

Попробуйте увлечь ребенка спортом

Интроверты порой настолько погружены в свои мысли, что абстрагироваться от них и переключиться на телесные ощущения бывает очень полезно.

Хорошенько пропотев на тренировке, ребенок избавится от тревог и фрустраций, связанных с общением, а его психологическое состояние улучшится. Ведь физическая активность способствует высвобождению эндорфинов.

Эндорфины — это вещества, которые мозг вырабатывает в ответ на определенные виды стимуляции. Они действуют как обезболивающее и вызывают чувство радости.

К тому же спорт — это не только командные игры. Есть бег, плавание, гольф, фигурное катание, теннис… Они помогут интровертам освободиться от излишков негативной энергии и ощутить эйфорию от нагрузок.

Необязательно участвовать в соревнованиях. Главное — выбрать спорт по душе и получать удовольствие от тренировок.

Расскажите ребенку о языке тела

Улыбка не только располагает к нам окружающих — улыбаясь, мы сами чувствуем себя счастливее и увереннее. Это биологический феномен: когда мы улыбаемся, мозг получает сигнал, что все хорошо.

Этот принцип касается не только улыбки. Пусть ваш ребенок понаблюдает, как реагирует его тело на те или иные эмоции. Какую позу он инстинктивно принимает, когда расслаблен и чувствует себя уверенно и когда напряжен?

Например, нервничая, мы часто скрещиваем руки на груди: такая поза сообщает окружающим, что мы хотим отгородиться от них. Ребенку-интроверту нужно поучиться стоять и сидеть в позах, не сигнализирующих о его закрытости, и он почувствует себя соответственно.

Объясните, что иногда необходимо выходить из зоны комфорта

Учите ребенка постепенно расширять границы и преодолевать себя. Это может быть самый маленький шажок — поднять руку в классе, сесть рядом с незнакомым человеком на собрании, сходить на день рождения одноклассника (при желании можно уйти немного раньше других детей).

Ни один интроверт не может стать экстравертом. Но почти каждому по силам научиться поддерживать светские беседы, выступать на публике, контактировать с незнакомыми людьми, вести себя спокойно и естественно в компании сверстников.

Интроверсия не должна быть препятствием на пути к важным целям, новым открытиям и интересным знакомствам.

Каким бы замкнутым ни был ваш ребенок, он должен приобрести необходимые навыки общения и научиться спокойнее воспринимать новые ситуации. Помогите ему в этом, но не пытайтесь «исправить» его.

Ваша задача — помочь ребенку-интроверту развиваться, научить его не бояться иногда выходить из зоны комфорта. Но вместе с тем он должен уважать и принимать себя и не забывать о своих истинных потребностях.

По материалам книг «Тайная сила», «Интроверты», «Мой ребенок — интроверт». Издательство «МИФ»

Что еще в книге

Книга начинается с Манифеста, цель которого — принять себя настоящим. В интроверте спрятана суперсила, и книга поможет раскрыть этот талант. А еще расскажет, как стеснительным действовать в разных ситуациях.

Из книги ребенок узнает:

  • как «выжить» в школе и перестать бояться отвечать на уроке;
  • как почувствовать себя комфортно на вечеринках, где много людей;
  • где искать друзей;
  • как побудить других прислушаться к себе;
  • что делать, если нет сил на общение;
  • как добиться успеха в любимом деле;

… десятки стратегий и историй, которые вдохновят и поддержат на пути к самому себе.

Книга «Тайная сила» не поможет подростку стать кем-то другим. Она научит применять те замечательные качества и навыки, которыми он уже обладает. Только так он сможет раскрыться и стать по-настоящему счастливым.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? . В первом письме — подарок.

Кто такие интроверты

Вот несколько признаков — проверьте, похоже ли на вашего ребенка (или детей друзей, например). Интроверт предпочитает проводить время с одним-двумя друзьями, в большой компании чувствует себя неуютно. Любит побыть один. Похоже? Но это не значит, что интровертам надо вечно сидеть дома. Нужно просто найти баланс между общением и желанием побыть в одиночестве.

Возможно, вы подумали: «Мой ребенок не интроверт, он просто стеснительный». Для «просто стеснительных» книга тоже будет необыкновенно полезной. Она сломает барьеры, которые стоят на пути к реализации таланта.


Среди интровертов много звезд. Например, певица Бейонсе, актриса Эмма Уотсон. Таким же был и Эйнштейн. На фото, кстати, его биография в комиксах

Главное, чему учит книга, — любви к себе и принятию себя таким, какой ты есть. В жизни это помогает.

Невидимки в школе

Подростки еще пока не знают, что важно быть собой. И поэтому, пытаясь прикрыть свой «недостаток», притворяются более общительными, веселыми — им не хочется быть невидимками. «Все люди должны быть разговорчивыми, шумными, — думают они. — Это круто». Книга покажет, что круто ценить себя.

Интроверт может оставаться таким, какой он есть от природы.


Интроверт в школе

Наблюдательность, умение слышать других и чувствовать их потребности — качества, которые часто встречаются у интровертов, — мощный инструмент при общении с людьми и залог успеха.

Как интроверты меняют мир

Даже тихий школьник может проявить себя, если будет тратить время не на вымученное хождение по вечеринкам в надежде «выйти из своей раковины», а на то, что ему действительно интересно. Посмотрите хотя бы на Стива Джобса и Apple!

Интроверту важно найти дело, которое ему интересно. Когда он приступает к новому занятию, стоит начинать с того, что у него лучше всего получается: заучить роль, погрузиться в проблему, провести анализ. В книге есть советы и упражнения, которые помогут найти любимое дело и определиться с профессией, исходя из способностей ребенка.


Сьюзан Кейн на конференции TED. Ролик с ее участием стал одним из самых популярных в истории. Более 19 миллионов просмотров!

Яркий пример — сама Сьюзан Кейн. Она написала книгу (занятие как раз для интроверта), а теперь уверенно выступает перед огромными аудиториями.

Глава 10

Дети-интроверты в детском саду и в школе

Если вы поймете, что позволяет интровертам хорошо учиться, то сможете помочь им успешно одолеть школьный курс

Однажды расширив границы нашего разума для новой идеи, мы никогда не вернем его в прежние рамки.

Оливер Холмс

Мать Джулианны не могла понять, что происходит с дочерью. Девочка с удовольствием ходила в подготовительный и первый класс. Однако во втором классе стала очень неохотно ходить в школу, жаловалась на учительницу и получала плохие оценки. Девочка возвращалась домой грустная, по вечерам плакала, отказываясь на следующий день идти в школу. «Я ненавижу эти унылые физиономии», – жаловалась она. Мама поговорила с учительницей, миссис Чан, которая сказала, что девочку, видимо, следует снова перевести в первый класс. Мать Джулианны была потрясена: этого не может быть, ведь дочка так хорошо училась в первом классе! Миссис Чан ответила, что Джулианна больше не участвует в обсуждениях, перестала воспринимать сказанное учителем и вынуждена часто переспрашивать. Девочка оставалась в классе даже на переменах, потому что не успевала выполнять задания. Услышанное потрясло маму Джулианны.

К сожалению, это типичный пример конфликта между ребенком-интровертом и учителем – сторонником жесткого стиля преподавания. Миссис Чан гордилась тем, что начала учебный год с совершенно новой темы. Она превыше всего ценила быстроту в усвоении школьного материала и ничего не объясняла по два раза. Если ребенок в чем-то не разобрался, значит, он просто невнимательно слушал учителя. Миссис Чан была очень строгой и к тому же говорила с акцентом. Прежних учителей Джулианна понимала намного лучше.

Мы попытались вместе разработать стратегию действий. Перевести девочку в другой второй класс не удалось, поэтому мама попросила миссис Чан назначить одну из одноклассниц Джулианне в помощницы, чтобы девочка всегда могла уточнить задание или что-то переспросить. Ассистентка миссис Чан тоже сыграла положительную роль, так как по отношению к детям проявляла больше мягкости и понимания. Мать Джулианны постоянно разговаривала с дочерью, стараясь объяснить, почему ей требуется больше времени на учебу, чем другим. Мама сумела убедить дочку стараться изо всех сил и не расстраиваться, если что-то не будет получаться. Семилетняя девочка с трудом одолела второй класс. У нас с ее мамой душа разрывалась. Джулианна выбилась из сил и возненавидела школу. Она казалась себе глупой и ни на что не способной. Девочка считала дни, остававшиеся до летних каникул. У Джулианны постоянно болел живот, а под глазами появились темные круги.

За лето Джулианна воспряла духом, но с приближением нового учебного года на душе у нее становилось все тревожнее. Мама обратилась к директору школы с просьбой перевести дочь в другой класс. Девочке повезло, и она попала к более мягкой учительнице, понимавшей, что не все дети одинаковы. Через шесть недель Джулианна наконец сказала маме: «Знаешь, мне снова нравится ходить в школу».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Вы интроверт? Можно ли вам работать в школе?

Бытует мнение, что интровертам труднее работать с людьми. Наша статья подскажет учителям-интровертам, как превратить особенности своего характера в преимущества.

Инициативным и решительным везде зеленый свет? А что делать тем, кто не любит напрасно раскидываться словами, взвешивает все сказанное, любит тишину и общество книг? Ответ прост: познавать свои сильные стороны и успешно реализовать себя! В том числе и в работе педагогом. Ведь профессию учителя сложно представить без качеств, которые присущи интровертам. Но обо всем по порядку.

Известный психолог Ганс Айзенк интровертом называет спокойного, застенчивого человека, склонного к самоанализу. Экстраверт, по мнению Айзенка, общительный, имеет потребность в множественных контактах, импульсивен.

Уверены, что вы интроверт?

Засилье научно-популярной литературы и сайтов с советами «психологов» помогло многим из нас возомнить себя экспертами в делах душевных. Мы привыкли вешать ярлыки и ставить «диагнозы» на глаз: «Мало общается в коллективе? Перед нами типичный интроверт!». В то время как человек может быть просто застенчивым или скромно вести себя, потому что его так воспитали. Для определения типа личности используют не знания, почерпнутые на сайтах и форумах, а специальные опросники, которые прошли проверку.

Вышеупомянутый Ганс Айзенк составил целых 3 варианта теста для определения экстраверсии-интроверсии:

  • MMQ (Maudsley Medical Questionnaire). Классический вариант включает 40 вопросов с ответом «да» или «нет».
  • MPI (Maudsley Personality Inventory). Определяет не только экстравертность или интровертность, но и дополнительные параметры. Задания включают 22 вопроса.
  • EPQ (Eysenck Personality Questionnaire). Самый полный, детальный. В комплекс входит 101 утверждение.
  • Все версии тестов доступны в интернете. Но для компетентного определения своего типа и расшифровки результатов тестов, обратитесь к школьному психологу или другому специалисту. Это поможет разобраться в себе, узнать сильные стороны характера и личности.

Преимущества учителя-интроверта

У немногословного педагога есть достоинства, которыми не могут похвастаться его словоохотливые коллеги.

  • Богатый внутренний мир. Интроверты любознательны, глубоко вникают в тему. Такие педагоги-предметники постоянно обновляют информацию по темам, ищут разные источники и мнения. Они живут своим предметом. Возможно, учитель-интроверт не так увлеченно и красочно расскажет тему, как его коллеги. Но его урок превращается в мини-лекцию: тезисно, кратко, по теме, сочно.
  • Внимательность. Экстравертам сложно удерживать долго внимание на одном предмете, не рассеиваться на второстепенные детали.
  • Умение слушать и слышать. Ребенок у такого педагога раскрывается, перестает стесняться. Педагог не станет перебивать, грубо поправлять или одергивать.
  • Способность видеть красоту и замечать нюансы быстротечной жизни. Школа — не только уроки. Это часть жизни. Интроверт может в нужный момент обратить внимание на изменение погоды за окном, красоту цветка в классном кабинете или силу слова в литературном произведении. Человек сдержанный порой умеет радоваться жизни больше тех, кто кажется всегда активным и веселым. Учитель-интроверт может научить детей осмысливать окружающую действительность, находить повод для радости в простых повседневных вещах и занятиях. В то же время для кого-то такой учитель может стать примером сдержанности и дисциплины.

Интроверт в учительской

Замкнутый человек испытывает иногда трудности с коммуникацией. Но в школьном коллективе такого педагога ценят за:

  • Отсутствие панибратства. Интроверт всегда держит свои границы и уважает чужое личное пространство. От него не услышишь неловкого или бестактного замечания, сарказма. Интроверт стабилизирует коллектив, уравновешивает очень активных, шумных педагогов. А таких достаточно в любой школе.
  • Разговор по сути. Интроверты не разбрасываются словами, высказывания лаконичны и по делу. Их замечания всегда уместны, советы — компетентны.
  • Душевность. Такие педагоги вникают в суть разговора, задают наводящие или уточняющие вопросы. Поэтому часто в коллективе за ними закрепляется репутация людей внимательных, готовых прийти на помощь в любую минуту. Только злоупотреблять этим не советуем. Интроверт ведь не служба спасения, а такой же учитель, как и вы, со своими проблемами, уставший после уроков или трудного класса.

Совет интроверту: Для поддержания рабочих отношений не игнорируйте простые беседы, которые не содержат глубокого смысла. За границей они называются «small talk». Легкая необременительная беседа ведется о погоде, ценах, сериалах, хобби. Перебросьтесь парой фраз и можете дальше заниматься своими делами. Этого вполне достаточно.

Диалог интроверта с родителями

В учительствой работе комуникация с родителями, опекунами, бабушками и дедушками воспитанников неизбежна. Как сделать этот процесс максимально комфортным и продуктивным? Психологи советуют:

  • Пользуйтесь электронной почтой или СМС-рассылками. Не обязательно стандартную информацию по поводу родительского собрания, нюансов организации учебного процесса (покупка новой техники в класс, сбор денег на ремонт, уведомление об экскурсиях) сообщать с помощью звонка. Напишите стандартный, лаконичный текст и разошлите. Тем более, что интровертам хорошо дается письменная речь. Так информация будет быстро распространена, лишний раз не придется контактировать с большим количеством людей.
  • Готовьтесь к разговору с родителями. Запишите вопросы, которые необходимо обсудить, нюансы, которые хотите не забыть. Попытайтесь предугадать возможные вопросы или возражения, найдите доводы, если хотите убедить родителей.

Помните, что нет ничего невозможного. Интроверсия — это не приговор. Ведь кто, как не такой учитель услышит ребенка и станет надежным проводником в мир знаний.

Как понять, что ребёнок — интроверт

Интровертность определяется темпераментом, а темперамент — это врождённое качество. Получается, она обусловлена физиологией. Такие личностные качества индивидуальны — у кого-то проявляются ярче, а у кого-то слабее.

Признаки того, что человек — интроверт, появляются ещё в раннем возрасте. Обычно такие ребята не склонны к постоянному общению со сверстниками на детской площадке. Они сконцентрированы на внутреннем мире, не любят шумные активные игры, конкурсы, часто склонны к творческой деятельности — ведут дневники, рисуют, мастерят.

Особенности типа личности

У интровертов нередко возникают трудности при общении в социуме — например, в школе. С одной стороны, это «удобные» ученики: не шумят, не носятся как угорелые и всегда слушаются.
Но с другой стороны, такие дети не любят отвечать устно и высказываться по собственному желанию: чувствуют себя неуютно, боятся ошибиться. Интровертам сложно участвовать в командных заданиях и проектах — они предпочтут выполнить работу самостоятельно.

Считается, что быть интровертом плохо. Но это стереотип, который не имеет ничего общего с действительностью. Интровертность — всего лишь тип личности. Мы все разные, и нет ничего плохого в том, чтобы любить играть в одиночку.

Советы по воспитанию интровертов

Совет 1. Проработайте свои страхи

Воспитание ребёнка-интроверта должно начинаться с самих родителей. Если подсознательный голос внушает вам, что малыш «какой-то не такой», следует с этим разобраться. Общество навязывает нам образ общительных, энергичных и позитивных людей как идеал. Но на деле мы все разные, и нужно уметь это принимать.
Не переживайте — такой тип личности не ставит будущее ребёнка под удар. Многие великие творческие люди были интровертами!

Совет 2. Не заставляйте

Ещё одна рекомендация, как воспитывать интровертов, — отсутствие давления. Возможно, вам хочется, чтобы ребёнок прямо сейчас побежал играть с компанией ребят во дворе, сыграл ведущую роль на утреннике или продекламировал поэму на семейном застолье.
Но если эти желания будут навязываться малышу, следствием станет травматичный опыт, который отразится на жизни в дальнейшем. Пытаясь сделать «лучше», вы лишь нанесёте ребёнку вред. Когда он почувствует, что готов и хочет, он выйдет из зоны комфорта самостоятельно.

Совет 3. Сделайте упор на индивидуальных занятиях

Интровертам тяжело заниматься в коллективе, неудобно быть «выскочкой», нравится заниматься в тишине и спокойствии. Таким детям идеально подходит обучение формата один на один или дистанционные занятия.
Рассмотрите возможность семейного обучения — оно законно в России и подразумевает, что ребёнок осваивает школьную программу самостоятельно или с помощниками. Например, можно подключать репетиторов или онлайн-школы.

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», где дистанционно учатся ребята со всего мира, интроверты могут работать с тьюторами. Это наставники, которые помогут построить индивидуальный образовательный маршрут. Тьюторы знают, как раскрыть сильные стороны интроверта при помощи специальной диагностики Skillfolio. Она выявит способности, навыки и профессиональные роли ребёнка. Результаты помогут определить направление развития, рекомендуемый профиль обучения и потенциальную сферу деятельности.

Сегодня все больше карьерных консультантов говорят о том, что свою профессиональную деятельность нужно строить не только основываясь на том, что востребовано и за что хорошо платят, но и на особенностях вашей личности. Если тому, кто не любит общаться с людьми, придется целый день говорить по телефону с клиентами, вряд ли он будет делать это хорошо.

Одна из самых известных классификаций людей по их психотипам – деление на интровертов и экстравертов. Первые предпочитают работать в одиночку и как можно меньше контактировать с людьми, вторые всегда стремятся быть в центре внимания, «заряжаются» от внимания и общения.

Ярко выраженных представителей каждого типа на Земле не так уж много, у большинства людей присутствуют и те, и другие черты, но все же преобладают те или другие качества. Задумайтесь, а вы – интроверт или экстраверт?

Интроверты буквально питаются энергией одиночества, любят работать в тишине, индивидуально, а не в группе, без проблем сосредотачиваются на одном проекте. Не любят публичных выступлений, но могут подобрать «ключ» к человеку при личном взаимодействии. Они внимательные слушатели и ответственные работники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *