Рождение свыше

На основе статьи «Рождение свыше» по состоянию на 31 июля 2013 г. из Википедии

Разговор Иисуса с Никодимом. Гравюра Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда к Новому Завету

ЖИЗНЬ ХРИСТИАНИНА

Покаяние
Рождение свыше
Крещение Святым Духом
Крещение
Спасение

Рождение свыше (возрождение) — особое Божье действие, посредством которого Он «обновляет человеческое сердце — мертвое по причине грехопадения — к жизни». Рождение свыше происходит одновремнно с покаянием и обращением к Богу и характеризуется коренной переменой «во внутреннем содержании жизни», в сердце (чувствах), «в нравственных стремлениях души».

Понятие рождения свыше тесно связано и нередко прямо отождествляется с понятием «Крещения Святым Духом (духовного крещения)». Так, согласно Вероучению евангельских христиан, составленном в 1910 году И. С. Прохановым, духовное крещение «есть тот переворот в душе человека, когда он, уподобляясь Христу, умирает для греха и восстает для праведности (ветхий человек умирает, новый нарождается, т.е. происходит рождение свыше)».

Рождение свыше является необходимым условием Божьего усыновления и вхождения в Царство Божие: благодаря ему человек становится дитем Божиим, причастником Божественного естества и храмом Духа Святого.

Можно ли возрасти возрастом духовным, не родившись рождением свыше?

По слову Спасителя, человек не может войти в Царство Божие, не родившись от воды и Духа (Ин.3:5). Более того, Господь выразился острее, сообщив, что не родившись свыше, человек не в состоянии даже и увидеть это Царство (Ин.3:3).

Почему? Жизнь в Царстве Божьем подразумевает существование в тесном единстве человека с Богом и Его святыми. Это единство выстраивается по образу единения Божественных Лиц (Ин.17:21). Достигается же оно не иначе как во Христе, через Христа (Ин. 15:5).

Стяжание такого единства подразумевает необходимость духовно-нравственного преображения личности, уподобления человека Богу, для чего требуется приобщение к добру (можно сказать, упражнение в добре), осуществляемое через молитву, богомыслие, соблюдение заповедей (Мф.19:17).

Это становится возможным через Крещение в силу того, что именно через Крещение человек очищается от первородного и личных грехов и, присоединяясь к Церкви Христовой, обретает необходимые благодатные спасительные средства.

Между тем, человек, упорно сторонящийся Христа или откладывающий Крещение на потом, сам лишает себя названных возможностей. Не обновившись рождением свыше, он, конечно же, может стяжать некоторую человечность, порядочность, доброту, однако не может достичь тех степеней святости и любви к Богу, которые приличествуют Божьим святым.

Является ли рождение свыше фактором непременного приобщения человека к Царству Небесному?

Рождение свыше является, по определению, именно рождением. Отсюда и ответ. Как земное рождение не может служить и не служит автоматической гарантией земного совершенства родившегося, так и духовное рождение не может служить и не служит автоматической гарантией духовного совершенства.

Как земное совершенство достигается человеком через постепенное развитие, раскрытие его естественных и личностных потенций, так и духовное совершенство достигается не мгновенно, но требует постепенного взросления возрастом духовным.

Происхождение

Понятие «рождение свыше» происходит от слов Иисуса Христа в разговоре с иудейским раввином Никодимом.

«Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». (Ин.3:3-5)

Конфессиональная разница

В разных христианских конфессиях слова «родится свыше» понимаются неодинаково. В православии, католицизме и некоторых протестантских конфессиях традиционно считается, что «рождение свыше», «рождение от воды и Духа» происходит при совершении таинства крещения.

«Вода, видимо принимаемая, действует к очищению тела, а Дух, невидимо соединяющийся, — к возрождению невидимой души. Если ты спрашиваешь, как вода может родить, то и Я спрошу, как семя, которое само водообразно, может образоваться в человека? Посему как над семенем телесным все совершает благодать Божия, так и при крещении предлежит вода, но все совершает Дух и молитвенное призывание, а особенно присутствие Бога.» — так толковал этот отрывок византийский богослов Феофилакт Болгарский, в православии отнесенный к «Отцам Церкви».

В евангельско-баптистском богословии водное крещение и рождение свыше — события совершенно разные. Например, по мнению известного баптистского богослова Платона Харчлаа, «такой взгляд противоречит другим местам Писания, в которых сказано, что спасение дается только по вере».

У баптистов распространено мнение, что Христос в разговоре с Никодимом не говорит о водном крещении в современном христианском понимании. Напомним, что ко времени разговора Иисуса с Никодимом существовало лишь крещение Иоанна Крестителя, которое представляло собой иудейский обряд ритуального очищения «твила», знаменующий веру в грядущего Мессию и покаяние во грехах.

«Иоанн Креститель пробудил своим призывом к покаянию израильский народ. И слово «вода» в устах Иисуса могло напоминать Никодиму о ритуале водного крещения, которое Иоанн совершал над каявшимися. Христос давал таким образом понять Никодиму, что желающему войти в Царство Божие нужно покаяться и обратиться к Нему с тем, чтобы получить возрождение от Святого Духа», — отметил Платон Харчлаа.

Поэтому в евангельско-баптистском богословии принято считать, что рождение свыше происходит при покаянии и уверовании во Христа под воздействием Духа, но не при водном крещении.

Детский вопрос

Разное понимание этого отрывка обуславливает конфессиональную разницу, например, в вопросах о крещении детей или крещении взрослых без серьезной катехизации. В православии это допустимо, поскольку «крещение возрождает», в баптизме — нет, потому что «ни младенец ни взрослый, не знающий азов веры, не сможет покаяться и возродиться».

В то же время в евангельско-баптистском богословии это не означает, что Царство Небесное закрыто для детй. Так, в «Изложении евангельской веры или Вероучении евангельских христиан» (составленном И.С. Прохановым в 1910 году) говорится:

«Детям, которые не могут проявить сознательной воли, Бог не вменяет их греховности, и им принадлежит Царство Божие, без необходимости для них проходить общий путь спасения или исполнять постановления Божий для Церкви, требующие сознательной воли. На основании того, что верующие, увидев на небесах Иисуса, будут подобны Ему только потому, что увидят Его, можно полагать, что возрождение с детьми происходит, когда они увидят Иисуса при переходе в славную вечность».

Признаки рождения свыше

Согласно «Веручению ЕХБ 1985-го года», истинными признаками возрождения является полная перемена жизни, ненависть ко греху, любовь к Господу и к Церкви, и жажда общения с Ним, стремление к уподоблению Христу и исполнению воли Божией.

«Родиться свыше, значит измениться так основательно, что это равнозначно новому рождению; это значит, что с душой произошло нечто такое, что можно охарактеризовать как полное перерождение…», — считает известный богослов, автор популярных комментариев к Новому Завету Уильям Баркли

При этом люди, пережившие рождение свыше, имеют об этом внутреннее свидетельство от Духа Святого. Они знают, являются детьми Божьими и наследниками вечной жизни.

ИЗМЕНИЛСЯ ЛИ БОГ?

Неужели Бог изменил Свои критерии нравственности? Неужели Бог сдвинул границы морали и дозволенного для людей?

Библия учит, что нет. Ведь Бог всегда говорил, что Он неизменен.

«Я — Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:6, см. также Числ. 23:19, Ис. 40:8; 41:4; 43:13; 46:4; 48:12: 52:6; Пс. 88:34,35; 110:7,8; 118:152)

В Новом Завете об Иисусе сказано, что Он, как Бог, тоже неизменен: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8).

Господь не просто не меняется, но не допускает даже «тени перемены» (Иак.1:17). Что такое тень? Тень ничего не весит, ее нельзя оценить какими либо весами или иным измерением, как материальную величину. Апостол Иаков не напрасно дал такую иллюстрацию. Он хотел показать, что у Бога нет даже намека на перемены. Каким Он был, таким всегда и будет. И конечно Его критерии нравственности не изменяются.

Как первый мир был истреблен за аморальное поведение людей, так будет и при Втором Пришествие Христа в конце этого мира.

«Как было во дни Ноя, … перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж,… и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24.37-39)

Здесь речь о том, что люди перед потопом не задумывались о том, что начали безнравственно жить, что стало «велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5).

Они лишь думали о плотских потребностях: еде, питье и интиме. До потопа было «развращение». И перед Вторым Пришествием Христа люди будут часто менять партнеров, включая разовые связи и гражданские браки: «жениться и выходить замуж»…

Иисус Христос четко сказал, что не спасутся «любодеи» (в переводе блудники, развратники): «Вне (спасения — Нового Иерусалима) … любодеи… и всякий любящий и делающий неправду» (Откр. 22:15)

Такую длинную вводную я написал не случайно. Пример людей до потопа и перед Вторым Пришествием, я привел в доказательство того, что Бог неизменен, и не сменит вдруг моральных критериев по отношению к христианам. Мол, раньше блуд и гомосексуализм Господом жестко порекался, а теперь христианам стало можно блудить и потакать нетрадиционной сексуальной ориентации… Мол, ведь закон отменен, и за их грехи уже умер Иисус…

Иисус Христос в самом конце Библии четко сказал, кто удостоится спасения:

«Блаженны (счастливы) те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни» (Откр. 22:14)

То есть люди, цинично попирающие стандарты нравственности, изложенные в Божьем законе, навряд ли войдут в число спасенных.

Иисус учил: «По плодам их узнаете их» (Матф.7:16, см. также Матф.7:21-23)

Павел прямо учил, что если христианин не задумывается о грехе, не раскаивается в нем, не желает избавиться от него, а «произвольно», то есть легко грешит, то на такие грехи жертва Иисуса не распространиться, а значит, верующий погибнет для вечности:

«Ибо если мы, … произвольно грешим, то не остается более жертвы (Иисуса) за грехи» (Евр.10:26)

Я веду к тому, что ответить на вопрос о том, рожден ли какой-то человек свыше или нет, можно только сверив его поступки и помыслы с Божьим эталоном, то есть со Словом Божьим, а именно с Божьими заповедями, изложенными в Библии. Причем не только в Новом завете. Новый завет абсолютно новых нравственных заповедей не вводит, а лишь повторяет ветхозаветное учение.

Именно законом Божьим можно определить, что такое добро или зло в глазах Господа. У закона нет возможности и задачи спасти, как писал апостол Павел, цель закона – раскрыть человеку, что является для Господа грехом:

«Законом познается грех» (Рим. 3:20).

«Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4).

1. Зачем нам нужно рождение свыше?
Рождение свыше, рождение от воды и Духа, или рождение от Бога – это названия одного и того же события, которое должен пережить каждый человек, желающий увидеть Царствие Божие и войти в него:
Иоан.3:1-9 «Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, ЕСЛИ КТО НЕ РОДИТСЯ СВЫШЕ, НЕ МОЖЕТ УВИДЕТЬ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ.
Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, ЕСЛИ КТО НЕ РОДИТСЯ ОТ ВОДЫ И ДУХА, НЕ МОЖЕТ ВОЙТИ В ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?»
Вопрос, на который нам нужно сейчас ответить, это: «Зачем нам нужно рождение свыше?» Когда Бог создал Адама, он дал ему заповедь не есть от плодов дерева познания добра и зла. Бог предупредил его, что когда он поест от плодов этого дерева, то смертью умрёт в тот же день.
Адам не послушал Бога, и ел от этого плода. Он не умер физически в тот же день, но он умер духовно. Своим грехом он отделил себя от источника жизни – Бога. Он потерял особые отношения и особое общение с Богом, которые имел.
За смертью духовной последовала и смерть физическая. Как вентилятор, отключенный от электричества, не сразу останавливается, а продолжает некоторое время вертеться, медленно останавливаясь, так и Адам. После своего греха человек начал стареть и медленно умирать, пока не наступила его окончательная физическая смерть. Но его духовная смерть наступила, как мы уже сказали, сразу.
С тех пор все люди, рождающиеся на землю после Адама, рождаются по его подобию и образу, рождаются духовно мёртвыми, отделёнными от источника жизни – Бога. Духовная смерть является причиной и смерти физической.
Уже с момента зачатия ребёнка начинают отсчитываться дни до его смерти. Вот почему каждый человек, желающий жизни вечной, должен быть рождён заново, рождён от воды и Духа. Давайте посмотрим, как Библия описывает состояние нашей духовной смерти:
Быт.2:16-17 «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».
Быт.5:3 «Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф».
Рим.5:12 «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и СМЕРТЬ ПЕРЕШЛА ВО ВСЕХ ЧЕЛОВЕКОВ, потому что в нем все согрешили».
Еф.2:1-6 «И вас, МЕРТВЫХ ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ И ГРЕХАМ ВАШИМ, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, И НАС, МЕРТВЫХ ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, ОЖИВОТВОРИЛ СО ХРИСТОМ, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе».
2. Что такое рождение от воды и Духа?
Бог оживляет нас через рождение от воды и Духа. Это не два разных рождения, а одно одновременное единократное действие. Вода, о которой говорил Иисус – это не обычная вода, а образное название Слова Божьего. Человек рождается духовно, рождается свыше через действие Слова Божьего и Духа Божьего. Иисус сказал: «Рождённое от Духа есть дух» (Ин. 3:6).
Именно дух человека становится живым пред Богом в момент рождения свыше. Вот почему Бог называется в Писании Отцом духов. Он не рождает нашу плоть или душу, он возрождает наш дух Своим Словом и Своим Духом. Он делает нас способными восстановить и иметь отношения и общение с Ним, разрушенные грехом. Он становится нашим Небесным Отцом:
Иак.1:18 «Восхотев, РОДИЛ ОН НАС СЛОВОМ ИСТИНЫ, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий».
1Пет.1:23 «Как ВОЗРОЖДЕННЫЕ не от тленного семени, но от нетленного, ОТ СЛОВА БОЖИЯ, живого и пребывающего вовек».
Еф.5:25-26 «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив БАНЕЮ ВОДНОЮ ПОСРЕДСТВОМ СЛОВА».
Тит.3:5 «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, БАНЕЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ОБНОВЛЕНИЯ СВЯТЫМ ДУХОМ».
Евр.12:9 «Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться ОТЦУ ДУХОВ, чтобы жить?»
3. Как и когда происходит рождение свыше?
Когда Иисус сказал Никодиму о рождении свыше, Никодим спросил Его: «Как это может быть?». Как и когда происходит рождение свыше? Уже само его название говорит, что оно приходит свыше, то есть сверху, от Бога. Никакой человек не может родить сам себя, ни физически, ни духовно. Рождение свыше это дар Божий и милость Божья. Только Бог может сделать это с нами, поэтому это рождение также называется рождением от Бога:
Иоан.1:9-13 «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А ТЕМ, КОТОРЫЕ ПРИНЯЛИ ЕГО, ВЕРУЮЩИМ ВО ИМЯ ЕГО, ДАЛ ВЛАСТЬ БЫТЬ ЧАДАМИ БОЖИИМИ, КОТОРЫЕ ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но ОТ БОГА РОДИЛИСЬ».
Итак, согласно этим словам, рождение от Бога происходит тогда, когда человек принимает верою Иисуса Христа. Сам Иисус точно так же объяснил это Никодиму. Вот как он ответил на его вопрос о том, как это может быть:
Иоан.3:9-19 «Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ТЫ — УЧИТЕЛЬ ИЗРАИЛЕВ, И ЭТОГО ЛИ НЕ ЗНАЕШЬ? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?
Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, ТАК ДОЛЖНО ВОЗНЕСЕНУ БЫТЬ СЫНУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ, ДАБЫ ВСЯКИЙ, ВЕРУЮЩИЙ В НЕГО, НЕ ПОГИБ, НО ИМЕЛ ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ.
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, ДАБЫ ВСЯКИЙ ВЕРУЮЩИЙ В НЕГО, НЕ ПОГИБ, НО ИМЕЛ ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что СВЕТ ПРИШЕЛ В МИР; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы».
Итак, рождение от Бога происходит тогда, когда человек верует и верою принимает Истинный Свет – Единородного Сына Божьего Иисуса Христа, и Его смерть за грехи людей. Некоторые другие места Писания также говорят, что эта вера должна сопровождаться истинным покаянием и обращением к Богу, о чём мы поговорим ниже.
Почему Иисус удивился, что Никодим, как учитель Израилев, не знает о рождении свыше? Потому что пророки Божьи говорили об этом, и Никодим должен был это знать! Давайте прочитаем несколько текстов из пророков, чтобы увидеть, как там пишется о рождении свыше от воды Слова Божьего и от Духа Божьего:
Иез.36:25-27 «И ОКРОПЛЮ ВАС ЧИСТОЮ ВОДОЮ, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. ВЛОЖУ ВНУТРЬ ВАС ДУХ МОЙ и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять».
Иез.37:14 «И ВЛОЖУ В ВАС ДУХ МОЙ, И ОЖИВЕТЕ, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это — и сделал, говорит Господь».
Рождение свыше происходит, когда человек принимает верою жертву Иисуса Христа за его грехи. И как мы говорили раньше, в главе о вере, такая вера тесно связана с покаянием. Рождение свыше происходит тогда, когда вера человека также сопровождается истинным, искренним покаянием. Вот почему Иисус, проповедуя, призывал людей покаяться и веровать в Евангелие. Основная суть Евангелия содержится в трёх истинах: Иисус умер за грехи наши, по Писанию, был погребён, и воскрес в третий день по Писанию. Именно верой в это Евангелие, сопровождаемой покаянием, мы спасаемся, получаем рождение свыше и дар вечной жизни:
Мар.1:14-15 «После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: ПОКАЙТЕСЬ И ВЕРУЙТЕ В ЕВАНГЕЛИЕ».
1Кор.15:1-4 «Напоминаю вам, братия, ЕВАНГЕЛИЕ, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, КОТОРЫМ И СПАСАЕТЕСЬ, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что ХРИСТОС УМЕР ЗА ГРЕХИ НАШИ, по Писанию, И ЧТО ОН ПОГРЕБЕН БЫЛ, И ЧТО ВОСКРЕС В ТРЕТИЙ ДЕНЬ, по Писанию».
4. Признаки рождения свыше
Откуда мы можем знать, что мы родились свыше? Или откуда мы можем знать, что какой-то другой человек рождён свыше? В Священном Писании записаны признаки, по которым можно определить, произошло ли рождение свыше в человеке или нет. Давайте вместе рассмотрим эти признаки рождённого свыше, то есть, рождённого от Бога человека.
Свидетельство Духа Святого, что мы дети Божьи
Первым признаком рождения свыше будет внутренне свидетельство Духа Святого нашему духу, что мы дети Божьи. Человек, рождённый от Бога, знает, что он рождён от Бога. Он знает это в своём духе. Он имеет свидетельство об этом в самом себе:
1Иоан.5:10-13 «ВЕРУЮЩИЙ В СЫНА БОЖИЯ ИМЕЕТ СВИДЕТЕЛЬСТВО В СЕБЕ САМОМ; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. СВИДЕТЕЛЬСТВО СИЕ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО БОГ ДАРОВАЛ НАМ ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ, И СИЯ ЖИЗНЬ В СЫНЕ ЕГО. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную».
Рим.8:15-16 «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» СЕЙ САМЫЙ ДУХ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ДУХУ НАШЕМУ, ЧТО МЫ — ДЕТИ БОЖИИ».
Гал.4:6 «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»».
Победа над миром
Следующим признаком рождённого свыше человека является его способность побеждать мир, и всё, что в мире – похоть очей, похоть плоти, и гордость житейскую:
1Иоан.5:4-5 «Ибо ВСЯКИЙ, РОЖДЕННЫЙ ОТ БОГА, ПОБЕЖДАЕТ МИР; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?»
1Иоан.2:15-17 «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. ИБО ВСЕ, ЧТО В МИРЕ: ПОХОТЬ ПЛОТИ, ПОХОТЬ ОЧЕЙ И ГОРДОСТЬ ЖИТЕЙСКАЯ, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек».
Именно рождение свыше делает нас способными верою побеждать мир, и всё, что в нём, и исполнять волю Божью в своей жизни.
Победа над грехом. Праведная жизнь
Ещё один признак рождённого от Бога человека – это способность побеждать грех, способность не грешить и вести праведную жизнь. И этот признак тесно связан с предыдущим признаком – с победой над миром и тем, что в мире:
1Иоан.2:29 «Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что ВСЯКИЙ, ДЕЛАЮЩИЙ ПРАВДУ, РОЖДЕН ОТ НЕГО».
1Иоан.3:9-10 «ВСЯКИЙ, РОЖДЕННЫЙ ОТ БОГА, НЕ ДЕЛАЕТ ГРЕХА, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего».
Возможно, у нас возникнет вопрос, как это совместить с тем, о чём Апостол Иоанн писал немного раньше в этом же Послании?
1Иоан.1:8-10 «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас».
1Иоан.2:1-2 «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира».
Во-первых, из всех стихов, приведённых выше, мы видим, что верующий человек может согрешить, но он не согрешает постоянно, то есть не ведёт греховный образ жизни. Он не может жить в постоянном грехе. Во-вторых, далее Апостол Иоанн объясняет, что рождённый от Бога не грешит, потому что он хранит себя. Он имеет силу и способность не грешить и хранить себя от греха. Но если он не будет использовать эту силу и способность, и не будет хранить себя, он может согрешить.
1Иоан.5:18 «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; НО РОЖДЕННЫЙ ОТ БОГА ХРАНИТ СЕБЯ, и лукавый не прикасается к нему».
Наличие любви к другим верующим
1Иоан.3:14-15 «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей».
1Иоан.4:7-8 «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, И ВСЯКИЙ ЛЮБЯЩИЙ РОЖДЕН ОТ БОГА И ЗНАЕТ БОГА. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».
Жажда общения с Богом
Ещё одним признаком рождённого от Бога человека является жажда Бога, жажда общения и близости с Ним. Так же, как новорожденный ребёнок нуждается в постоянном присутствии матери и отца, рождённый от Бога нуждается в том, чтобы постоянно переживать близость к Небесному Отцу. В Писании есть много примеров того, как праведники желали общения с Богом:
Пс.41:2-3 «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!»
Пс.62:2 «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *