Рясофорный монах

Основные правила монахинь. Отличия от правил монахов-мужчин

Существует 227 правил, регулирующих жизнь тхеравадинского монаха, и 311 – монахинь. Можно сказать, что жизнь монахинь регламентируется жестче, и наказания, предусмотренные за невыполнение того или иного предписания, так же часто более ощутимые.

Параджика

Первые восемь правил относятся к категории «параджика” (Pārājika), нарушение которых приводит к немедленному изгнанию из ордена.1. Секс, включая животных2. Воровство, даже если монахиня взяла что-то, что не было дано, в необитаемом месте или пустыне3. Убийство, поиск убийцы, восхваление смерти или подстрекательство к ней4.

Ложные заявления о высоких достижения в практике5. Согласие на похотливый телесный контакт со стороны мужчины6. Несообщение общине о нарушении класса «параджика”, совершённой другой монахиней7.

Следование (быть последовательницей) монаха, который был единогласно отлучён общиной монахов и продолжать следовать за ним после вынесения третьего замечания

8. Согласие с тем, что страстный мужчина берёт её за руку, трогает край её одеяния, стоит с ней, беседует с ней. Также ходить на свидания с ним, ходить с ним в укромное место – всячески потакать физическому контакту.

Для монахов существуют только первые четыре правила, совпадающие с первыми четырьмя правилами женской сангхи. 5 правило является для мужчин сангхадисесой, 6 правило – пачиттия 64.

Сангхадисеса

Следующая группа правил формирует Сангхадисесу (Saṅghādisesa).

Правил в этом разделе вновь больше: 17 против мужских 13.

Нарушение этих правил требует проведения собрания монашеской общины и наложения на провинившуюся монахиню испытательного срока (если требуется) и искупительного периода. Во время испытательного срока на провинившуюся налагаются ограничения.

По его истечении община должна вновь собраться и восстановить провинившуюся в правах.

В случае если во время испытательного срока или искупительного периода она совершает ещё одну сангхадисесу, то её возвращают на начальную стадию того периода, который она отбывает (нужно собрание общины?).

Формула правил также отличается от мужских тем, что все они содержат, помимо требования собраний общины также (временное) изгнание провинившейся.

1. Начинает судебный процесс против домохозяина, его сына, его раба, его рабочего

Этого правила нет у мужчин

2. Принимает в орден воровку, приговоренную к смерти без согласия правителя, общины (saṅghaṃ – монашеской?), или совета, или комитета, или гильдии если только женщина не принята уже другой сектой или другими монахинями

Этого правила нет у мужчин

3. Идет одна по деревне, речному берегу, остается одна на ночь, отстает от своих компаньонок

Этого правила нет у мужчин

4. Без разрешения монашеской общины восстанавливает отлучённую монахиню

Этого правила нет у мужчин

5. Страстная, получает еду из рук страстного мужчины, поглощает или жует ее

Этого правила нет у мужчин

6. Советует монахине принять еду из рук страстного мужчины говоря: «какая разница, страстный этот мужчина или нет, если ты не испытываешь страсти? Давай, любезная, принимай от него еду…”

Этого правила нет у мужчин

7. Занимается сватовством – передаёт брачные намерения мужчины женщине или наоборот, даже если это намерения кратковременной связи

8. Ложное обвинение другой монахини в нарушении класса «параджика” с желанием, чтобы она покинула монашество

9. Ложное обвинение другой монахини в нарушении класса «параджика” используя простую уловку, с желанием, чтобы она покинула монашество

Нарушение следующих правил подразумевает троекратное замечание нарушительнице со стороны общины. Если она не внемлет, ей засчитывается полное нарушение класса «сангхадисеса”.

10. Говорит, что отрекается от трёх драгоценностей, заявляет, что есть и другие сообщества практикующих и что она будет следовать монашеской жизни в этих сообществах.

Этого правила нет у мужчин

11. Обвиняет монахинь в пристрастности, проиграв в дискуссии по какому-то спорному вопросу, даже незначительному

Этого правила нет у мужчин

12. Образование группы порочных монахинь и отказ распуститься даже после требования общины о роспуске группы.

Этого правила нет у мужчин

13. Наперекор требованию распустить порочную группу из 12 правила советует им оставаться вместе даже после тройного замечания.

Этого правила нет у мужчин

14. Агитирует за раскол, зная, что её позиция противоречит Дхамма-Винае

15. Выступает в защиту монахини, агитирующей за раскол, выставляет себя как её сторонницу

Этого правила нет у мужчин

16. Просит не делать себе замечаний в обмен на отсутствие замечаний к другим

17. Развращение семей

Аскетические практики

Для монахов-мужчин разрешено 13 аскетических практик. Из них для монахинь разрешено только 8:

  1. ношение одежды из лохмотьев
  2. использование только трёх частей одежды (один комплект)
  3. приём в пищу только полученного на сборе подаяния (отказывать мирянам в ответ на приглашения на обед)
  4. последовательный обход домов в процессе сбора подаяния
  5. однократное принятие пищи
  6. принятие пищи только из сосуда
  7. использование любого места для постели
  8. отказ от лежачего положения

Интересно как в 10 правиле может быть какое-то наказание, ведь оно фактически соответствует оставлению монашества, после которого наказаний быть не может.

Монастырь, монашество

Что такое монастырь? Какие типы монастырей бывают? Как происходит подготовка к монашескому постригу?

«Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).

В конце мая 2014 года комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества был разработан и опубликован в Интернете проект «Положения о монастырях и монашествующих».

Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.

Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.

Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.

Деление монастырей по типу подчинения

По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.

Покровский Ставропигиальный женский монастырь (Москва)

Ставропигиальные

Находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).

Епархиальные

Монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.

Приписные

Монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.

Игумен

Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).

Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.

Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.

Духовный собор

Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.

Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы.

Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами.

В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.

Поступление в монастырь

К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.

Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.

Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.

Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.

Формы монашеского жительства

С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.

Отшельничество

Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.

Скитское житие

Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.

Общежитие

Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.

Трудничество

Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря.

На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители.

Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.

Послушничество

По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника.

Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений.

В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.

Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.

Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество.

При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры.

Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.

Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)

Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.

Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило

Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях.

Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха.

Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.

С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.

Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.

В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять.

Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.

Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников.

В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.

Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).

Иноческий постриг – начало пути монаха

Главные правила монашеской жизни

Среди людей всегда бытовало мнение, что в монашество уходят нереализованные личности или разочарованные в жизни. Это далеко не так, ибо монашеский путь очень тяжелый, человеку с надломленной психикой там не место. У насельников есть монашеское правило и послушания.

О книжном и настоящем монашестве

Везде есть правила, обязательные к соблюдению. Но если в миру эти правила нарушаются или корректируются, то в монастыре такого нет. Здесь происходит полное отсечение своей воли, предание в подчинение игумену или игуменье, в зависимости от вида монастыря.

Одного старца спросили: каким должен быть настоящий монах? Он снял с себя мантию, бросил на пол, истоптал и только после этого ответил: пока человек не будет истоптан, как эта мантия, и не смирится с этим, он не станет настоящим монахом.

Бывает, что человек решает уйти в монастырь, начитавшись книг о подвижничестве и жизни в обители, среди братьев или сестер. Спешим разуверить, современное монашество не такое, как оно описывается в старых книгах. Еще в 90-ые годы оно было совсем иным. А сегодня не каждый священник благословит уходить в монастырь.

Кроме того, что придется соблюдать правила монашеской жизни, посещая богослужения и неся послушания, это еще и огромная работа над собой. Просто не каждому по силам нести подобный крест, и многие ломаются, сбросив его на полпути.

Последствия необдуманного ухода в монастырь

Главное правило монашеской жизни – отречение от самого себя, стремление к Богу. Монах не должен искать развлечений, для него нет ничего слаще молитвы. Закончив послушание, он стремится в келью, чтобы отдаться ей полностью.

Готов ли человек, горящий желанием уйти в монастырь, отвергнуть собственную волю? Полюбить одиночество, молитву и смирение? Если нет, то в монастыре он долго не выдержит.

Дело в том, что там обостряются все черты характера: как положительные, так и отрицательные. Последние надо убирать, приходится ломать себя, а тут еще и прессинг идет со стороны старших по чину.

Иной просто не выдерживает такой жизни, сбегая из обители при первой возможности.

И великое счастье человеку, если он понял, что не в силах понести крест монашества еще до принятия пострига. Хотя бытует мнение, что надев послушническое облачение, можно вернуться в мир. Якобы ничего страшного в этом нет, послушник еще не дает обетов Богу.

Это можно сравнить с облачением невесты: представьте, что близится время свадьбы, невеста уже наряжается к торжеству. Она надевает нижнюю сорочку под платье, и в какой-то момент понимает, что замуж-то и не хочется. Тогда девушка снимает ее, откладывает и говорит жениху, что передумала выходить за него замуж.

Так же и здесь: одежды послушника можно сравнить с нижним платьем. И как это будет выглядеть, если он снимет их?

Что касается ухода из монастыря после иноческого или монашеского пострига, то здесь отдельный разговор.

Это не проходит бесследно для таких людей, отражается на них самих и их детях, если они дерзнут стать родителями. В книге «Несвятые святые” приведено замечательное четверостишие академика Лосева.

Он не давал Богу обетов, и не в чем не виноват перед Ним. Но академик был сыном монаха, и вот как он подвел итоги своей жизни:

«Я сын монаха – плод греха.

Я нарушение обета.

И Богом проклят я за это,

К чему ни прикоснусь – труха”.

Поэтому не стоит принимать опрометчивые решения и уходить в монастырь, начитавшись книг о духовных подвигах.

О монашеской жизни

Монашеское правило жизни включает в себя полное смирение и отсечение воли собственной. Насельники монастыря подчиняются игумену или игуменье, на каждое действие беря благословение у них. Из монастыря нельзя выйти по собственному желанию, только с разрешения настоятеля (с благословения).

Коротко об одном дне из жизни монаха:

  • Утренний подъем ранний, в различных монастырях его время зависит от начала Богослужения. Где-то службы начинаются в 4:30 утра, где-то в 5:00 утра, а в иных обителях в 6:00 утра. Небольшое послабление бывает по воскресениям, когда начало Литургии сдвигается на час вперед в том случае, если служба одна. Если же их две, то монашествующий может прийти на позднюю.

  • После службы наступает время завтрака. Монах отправляется в трапезную, где очень быстро вкушает пищу. Скорость зависит от того, надо ли идти ему на послушание или нет. Если такая необходимость имеется, кушать приходится в темпе.

  • Послушание бывает разным, у каждого монашествующего оно свое. На послушание назначает игумен монастыря или благочинный. Последний является «заместителем начальника”, если говорить привычным мирским языком. Под начальником подразумевается, как мы понимаем, игумен.

  • Послушание прерывается только для того, чтобы принять участие в обеденной трапезе. После чего монашествующий возвращается к своему занятию.

  • Иногда после обеда или утренней службы выделяется время на отдых. Его не очень много, от силы час-полтора. У некоторых из братии такое время отсутствует ввиду специфики послушания, у кого-то его довольно много, опять же, по этой причине.

  • Те, кто заканчивают свое послушание к вечерней службе, отправляются в храм. Остальные продолжают трудиться, если послушание не может быть оставлено до следующего дня. Например, в церковной лавке или в кафе для паломников, которое сейчас есть при каждом монастыре почти, или в гостинице.

  • После вечернего богослужения начинается монашеское молитвенное правило. Мирянам на нем запрещено присутствовать, поэтому о его текстах знают только насельники обители.

  • После правила монах идет в свою комнату. Запрещены праздные гулянья по территории монастыря. Исключением является вынос мусора, ибо контейнеры расположены вдали от корпусов с кельями, и монахи могут прогуляться в это время, пока идут до них.

Поведение в келье

Придя в свою келью, монашествующий может немного передохнуть, после чего встает на правило. У насельников есть свое келейное монашеское правило, обязательное к ежедневному выполнению. У всех оно разное, в зависимости от благословения игумена: кому-то дают больше, иным – меньше. Самое короткое включает в себя:

  • утренние молитвы;

  • главу из Евангелия;

  • кафизму из Псалтыри;

  • деяния и послания апостолов;

  • пятисотницу;

  • вечерние молитвы;

  • акафисты и молитвенное правило по благословению духовника или игумена обители.

У монахов не принято разговаривать с соседом по келье. Да-да, они проживают по двое, а комната разграничена перегородкой. Но это не значит, что даже двух слов сказать нельзя, поздороваться, пожелать спокойной ночи или доброго утра не запрещено. Главное – чтобы не было праздных разговоров, когда монашествующие забывают о своем правиле, слишком увлекаясь ими.

Пятисотница

Мы не можем привести текст монашеского правила, ибо оно у каждого свое, как отмечалось выше. Но текст пятисотницы читатели увидят, отметим что он дан для общего развития и ознакомления, а не для прохождения на собственном опыте.

  • Первая сотня – молитва Иисусова. Читается она следующим образом: первые десять молитв с земными поклонами после каждой, 20 последующих – с поясными, а оставшиеся 70 читаются с умносердечными поклонами.

  • Вторая и третья сотня такие же, как и первая.

  • Четвертая сотня посвящена Пресвятой Богородице. Читают по образу и подобию первой сотни, с такими же поклонами.

  • Пятую сотню разделяют на две часть. Одна из них в размере 50-ти молитв посвящена ангелу-хранителю, вторая половина – всем святым.

  • Заканчивается чтение пятисотницы молитвой «Достойно есть”.

Монашеское правило пятисотницы приводим ниже.

Иисусова молитва

Ее знает каждый благочестивый мирянин. Но для тех, кто не церковный человек, публикуем слова Иисусовой молитвы в статье. Она очень короткая и простая.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Богородичная молитва

Сродни Иисусовой, она такая же краткая. Любую молитву, даже самую небольшую, необходимо читать со вниманием. Что и делают монахи, стараясь достичь умносердечного молитвенного состояния:

Пресвятая Владычице моя Богородице, спаси мя грешнаго.

Ангелу-хранителю и всем святым

Валаамское монашеское правило включает эту молитву. И кроме заявленной пятисотницы, монахи еще и читают три канона, акафист Иисусу Сладчайшему и Пресвятой Богородице. Это мы рассказали для общего развития читателей, чтобы те не думали, что только у наших русских монашествующих тяжелые правила. Нет, везде свои трудности, как мы видим.

Но давайте вернемся к заключительной части пятисотницы: молитвам ангелу-хранителю и всем святым.

Святый Ангеле Хранителю мой, моли Бога о мне грешнем.

Так выглядит молитва нашему Ангелу, читаемая 50 раз, как говорилось выше. Столько же раз монахи читают и молитву всем святым:

Вси святии молите Бога о мне грешнем.

Молитва по окончании пятисотницы

Монашеское правило, включающее 500 молитв, завершено. Теперь осталось прочитать последнюю молитву, благодарственную. Что монахи и делают, перед тем как отправиться отдыхать.

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Обеты при постриге

И самое последнее, о чем необходимо упомянуть, говоря о монашеском правиле монахинь и иноков, это обеты, которые даются при постриге.

Всего таковых три: нестяжания, целомудрия и послушания. То есть инок или монах не должен стремиться к накоплению земных благ и денег, заглядываться на противоположный пол и обязательно слушаться игумена.

Заключение

Вот такая монашеская жизнь: терпение, смирение и послушание. Шаг вправо или влево не допускается, расстрела за это не будет, но можно скатиться в духовную бездну. А выбраться из нее, даже при условии прочтения монашеского правила, будет очень тяжело.

В процессе прочитывания различных статей на тему рясофора возникло немало вопросов. Помогите, пожалуйста, разобраться.
1) «Чин бываемый на одеяние рясы и камилавхи” не предполагает наречения нового имени, в тексте данного чина нет фразы «Брат наш (имярек) постризает власы главы своея…”. В связи с этим возникает вопрос: «Почему нередко встречаются случаи, когда одному монаху в рясофоре поменяли имя, а другому – не поменяли. А как вообще могли менять имя, если таковое действие не предусмотрено самим чиноспоследованием?”

2) Иногда разграничивают понятия «рясофорный послушник / рясофорный монах / инок” и особенно в женском монашестве любят подчёркивать разницу между «рясофорной” и «инокиней” (последней, как пишут, обязательно меняют имя и дают право носить клобук). Откуда берутся все эти различия? Чин на одеяние рясы и камилавки ведь один единственный?
3) Как происходит «благословение” на рясофор? Это чин в храме как и ПОСТРИГ в рясофор или же такое благословение даётся в рабочем порядке?
4) Многие насельницы женских монастырей действительно являются инокинями и далеко немногие из них имеют постриг в мантию. Но ведь инокиня обетов не даёт, что же получается инокини так и предстают перед Богом НЕДОмонахинями не давшими обетов? Почему в женских монастырях принята такая практика?
НЕКОТОРЫЕ ЦИТАТЫ ИЗ СТАТЕЙ:
из статьи игумении Домники (Коробейниковой) – О рясофоре как о начальной степени монашеского чина
Вероятно, в настоящее время настоит насущная необходимость на основании не канонической, но существующей литургической практики более определённо и чётко разграничить эти две группы лиц:
1) принявших рясофорный постриг в подлинном значении этого слова, со всеми его элементами, разобранными в настоящей статье и являющихся рясофорными иноками, и
2) рясофорных послушников, получивших только благословение носить монашеские одежды и по своему каноническому статусу являющихся действительно мирянами.
В одной обители вполне могут сосуществовать обе эти категории. Можно преподать благословение носить рясу и послушнику с целью более утвердить его в избранном житии, укрепить его ревность к прохождению монашеских подвигов, так как, по верному замечанию святых отцов, во многих случаях человек сообразовывает своё внутреннее состояние с внешними обстоятельствами своей жизни. Впоследствии такой рясофорный послушник может воспринять и постриг в рясофор.
* * *
Рясофорный монах отличается от рясофорного послушника тем, что ему даётся новое имя. (архиеп. Аверкий Таушев)
* * *
Инок (инокиня) (словообразовательная калька, аналогичная др.-греч. μοναχός, образованная от др.-русск. «инъ» – иной) – древнерусское название монаха, иначе чернеца.
В современных православных мужских монастырях иноком называют не монаха в собственном смысле, но рясофорного (греч. «носящего рясу») монаха – до пострижения его в «малую схиму» (обусловленную окончательным принятием монашеских обетов и наречением нового имени). Инок – как бы «новоначальный монах».
В современных русских женских монастырях сохраняется традиция, согласно которой иноческий постриг принципиально отличается от рясофорного пострига тем, что принимающая иноческий постриг монахиня получает новое имя. Монашеские обеты Господу во время чина пострижения не произносятся, поскольку иночество – это подготовительная стадия перед мантийным пострижением. Монашеские обеты пока лишь подразумеваются, поскольку готовность к их принятию и исполнению требует особого внутреннего устроения, определённой духовной зрелости. Согласно правилам и уставам Православной Церкви иноческий постриг совершается при наличии на то благословения архиерея. В женских монастырях иноческое аскетическое правило, послушание и внешние иноческие одежды сильно отличаются от рясофорных. Рясофорная послушница обладает правом ношения подрясника, рясы, апостольника, скуфьи.
Форма одежды инокини отличается от одежд рясофорной послушницы наличием клобука.
Многие монахини, приняв иночество, не принимают следующих монашеских степеней и всю жизнь проводят в монастыре в данной степени монашества.
* * *
из переведённой на русский язык статьи Святогорского монаха – Последование на одеяние рясы и камилавки, или в какой мере принявший рясофорный постриг причастен монашескому званию
Незнание этой практики (примечание: практики ПОСТРИГА в рясофор), а также путаница, которая происходит от употребления термина «рясофорный» по отношению к лицам, проходящим монашеский искус без совершения над ними молитв, является причиной возникновения диаметрально противоположных точек зрения. По этому поводу мы должны отметить, что, согласно преданию, в период монашеского искуса намеревающийся вступить в монашество должен был носить мирскую одежду. Кроме того, облечение послушника в рясу, т. е. в монашеское одеяние, пусть даже без какой-либо молитвы, накладывает на него обязательства, и он «подвергнется большим наказаниям в том случае, если захочет снять его, как явно шутящий над нешуточным, ибо такой, хотя бы и против воли, должен быть принужден облечься в монашеское одеяние».
Следуя за святыми отцами, мы признаём, что «чин пострижения в рясофор», как он содержится в Великом Евхологии (Ευχολόγιον το Μέγα) нашей Святейшей Церкви (то есть трисвятое, молитвы и троекратное пострижение волос), представляет собой полноценное внедрение и вступление в монашеский образ, то есть канонический постриг, который налагает на нового монаха все номоканонические обязательства и наделяет его соответствующими правами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *