Саввы сторожевского

Блок: 1/10 | Кол-во символов: 152

ПРЕПОДОБНЫЙ САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ

Преподобный Савва Сторожевский — один из первых и ближайших учеников преподобного Сергия Радонежского, игумена Земли Русской. Святой Савва во многом повторил его подвиги: он также самостоятельно основал известный монастырь, названный его именем, и руководил духовной и политической жизнью князей русских. Недавно, в 2007 году, в Саввино-Сторожевском Рождественском монастыре были совершены торжества 600-летие канонизации — прославления преподобного Саввы в лике святых.

Это интересно: Житие преподобного Антония Великого: освещаем суть

Начало пути

Сохранившиеся до нашего времени источники, среди которых не последнее место занимают жития других монахов и святых людей не дают точного представления о месте и дате рождения Саввы.

Достоверно известно лишь, что преподобный Савва Сторожевский был одним из ближайших учеников Сергия Радонежского. Жил звенигородский Савва Сторожевский в конце XIV начале XV века и был, скорее всего, потомком одного из богатых боярских родов, проживающих в Смоленских землях. Обычай отдавать в монахи одного из своих сыновей в те времена был очень распространен.

Будучи иноком в Троице-Сергиевской Лавре, Савва стал свидетелем многих чудес, сотворенных по молитве его великим учителем Сергием Радонежским. Одним из них были напутственные слова войску Дмитрия Донского, идущему на битву с врагами русских земель.

По возвращению из похода с победой, князь не забыл поблагодарить святого старца, выделив ему земли близ реки Дубенки для обустройства монастыря и скита, куда могли бы приходить жаждущие уединенной жизни монахи.

На подаренной земле Сергий Радонежский основал церковь Успения Пресвятой Богородицы, призвав туда множество монахов, воздвигнувших в пустынных местах прекрасный монастырь. Но дела мирские и Божеские требовали от Радонежского больших забот, потому старец выбрал самого умного, трудолюбивого и отрешенного от мирской жизни ученика, коим оказался Савва Сторожевский, и поручил ему блюсти монашеские заветы и направлять паству, ему вверенную так, будто это делает сам Сергий.

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО

Святой пришел в Свято-Троицкий монастырь, основанный преподобным Сергием Радонежским, очень юным. Дата рождения его и семья неизвестны — есть предположения, что он был сыном боярина из Смоленска. Пройдя обычные труды и испытания, он был пострижен в монахи самим святым Сергием.Как и все насельники Сергиевой обители, он много трудился — носил воду, строил храмы и кельи, ухаживал за огородом обители, — а также совершал аскетические подвиги поста, бдения и молитвы. Братия и игумен любили Савву за многие добродетели, кротость и смирение, всегда мирное состояние души. Он полюбил монастырские богослужения и всегда уходил из храма последним, а для уединенной молитвы избрал овраг неподалеку от монастыря. Сейчас неподалеку бьет источник, названный его именем.

Со временем святой был рукоположен со священника и назначен самим игуменом обители, преподобным Сергием, быть духовником братии и также исповедовать мирян, приходящих в обитель помолиться. В каждом монастыре это важнейшая роль и великая духовная ответственность. Советы святого Саввы были исполнены Божией благодати и назидания.

Посчитав Савву готовым к самостоятельной жизни и подвигам, преподобный Сергий благословил его стать игуменом Успенской обители на реке Дубинке, основанной святым князем Дмитрием Донским в благодарность Богу за победу на Куликовом поле. В 1392 году, после смерти преподобного Сергия Радонежского и ухода в затвор (принятие подвига уединенной молитвы) престарелого святого Никона Радонежского, преемника святого Сергия, братия монастыря упросила преподобного Савву стать настоятелем Троице-Сергиевой лавры (тогда носившей название простого монастыря). На этом посту он пробыл около шести лет.

В 1399 году князь Звенигорода Юрий Димитриевич, бывший крестником преподобного Сергия, просил преподобного Савву стать своим духовником и поселиться в его владениях, основав там монастырь. Оставив Троице-Сергиеву обитель на попечение учеников, святой отправился на пустынную Сторожеву гору, основав там храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и небольшую келию. Князь навещал там святого, прося благословения на важные дела правления — так, преподобный благословлял Юрия на победоносные походы против татар (в Волжскую Булгарию, на Казань). Через время молитва Сторожевского старца помогла и сохранить Русь при нашествии Тамерлана. Преподобный Савва предрекал победу, и прозорливые слова его сбывались.

Со временем в Сторожевском монастыре также появилась братия. Несмотря на старость, святой Савва и здесь трудился в строительстве храмов и жилищ для братии. Он мирно скончался в 1407 г., в очень преклонном возрасте, дав перед смертью наставления братии. Церковь канонизировала его в лике преподобных подвижников Божиих через сто лет.

Увы, после смерти святого потомки князя Юрия и его братьев начали междоусобную брань, поэтому Звенигородский монастырь пришел во временный упадок.

ИКОНОГРАФИЯ САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО — КАК УЗНАТЬ СВЯТОГО НА ИКОНЕ

Образ святого всегда выполнен в достаточно простом стиле, однако его всегда можно узнать по иконе в руках и, конечно, подписи под изображением.

    • Самый распространенный образ показывает святого Савву в схимнической одежде — черной или коричневой монашеской мантии с капюшоном на плечах. Его правая ладонь сложена в жесте священнического благословения молящихся.Значение этого жеста на иконе и в жизни — благословением именем Иисуса Христа. Пальцы правой руки при этом складываются, образовывая монограмму IC XC, где прямой указательный палец — буква «I» греческого алфавита, средний и мизинец — две буквы «С», а букву «Х» образуют скрещенный большой и безымянный пальцы.
    • Святой смотрит прямо на молящегося. У него удлиненная светлая борода, волосы также светлые и седоватые, немного вьющиеся, лоб открыт.
    • В левой руке святой держит икону Богоматери Одигитрии, а иногда также свиток, символ богомыслия, размышления о Боге и оставленных ученикам наставлений. Зачастую свиток развернут и в нем написаны поучения святого, сохранившиеся в житии.
    • Фон на иконе обычно золотой или голубой — символы пребывания преподобного в райских обителях, в свете Божией благодати.

    • В XIX веке, когда святые изображались в академической манере (то есть иконы были по сути портретами, только с подписью на церковнославянском языке и нимбом над головой изображенного), написана икона, похожая на портрет святого. Создаются такие образы и сейчас — они каноничны, можно молиться святому перед ними.
    • Интересный тип иконографии преподобного Саввы Сторожевского — образ, впервые написанный в середине XVI века. Это житийная икона, то есть вокруг изображения самого святого поставлены клейма, на которых запечатлены разные эпизоды из жизни святого. «Читать» такое живописное житие нужно слева направо и сверху вниз. В отличие от других икон, здесь бывает более сотни сюжетов: эта иконография продолжала развиваться в последующие века. Само изображение преподобного, вокруг которого строятся клейма, обычно представляет его в традиционных монашеских одеждах.

Настоятель Троицкого монастыря

Савва был уважаемым и кротким монахом, все свои дни проводящим в молитвах перед образом Святой Богородицы. Монашествующая братия безмерно обрадовалась назначению такого настоятеля. И впоследствии, после преставления Сергия Радонежского, предложили Савве возглавить Троице-Сергиеву Лавру.

Это предложение это было принято Саввой с большой благодарностью, но с условием, что назначение его будет временным и закончится как только старец Никон, которому по праву наследования принадлежала должность настоятеля, вернется из безмолвного скитания по пустошам. Произошло это событие примерно между 1392 и 1393 годами (в летописных источниках указанными, как вероятное время кончины Сергия Радонежского).

В должности настоятеля Савва Сторожевский пребывал на протяжении шести лет, после чего решил оставить мир и удалиться в уединенные скиты, передав полномочия вернувшемуся из странствий Никону.

За время нахождения на посту настоятеля Савва Сторожевский прославился благочинным нравом и снискал любовь не только простых мирян, приходящих искать благословения от рук святого старца, но и уважения со стороны сильных мира сего.

После смерти Сергия Радонежского Савва взял на себя опеку над всеми духовными сыновьями и дочерьми последнего, и на протяжении многих лет выступал в роли наставника вдовы Дмитрия Донского – Евдокии и его третьего сына Юрия.

Это интересно: Житие Симеона Нового Богослова: излагаем обстоятельно

Молитва преподобному Савве Сторожевскому

О пречестная и священная главо, небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих: не премолчи вопия за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением Креста воинствующей; архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление; юным и младенцем благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление; плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным упокоение; заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим и всем, благодатныя помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих; споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадом, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении; и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно, и преселитися со упованием во обители небесныя, идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Величание преподобному Савве Сторожевскому

Ублажаем тя, преподобне отче наш Савво, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Житийная и научно-историческая литература о преподобном Савве Сторожевском:

  • Преподобный Савва Сторожевский – Православие.Ru
Читать другие молитвы раздела «Православный молитвослов»

Дружба с Юрием Донским

Юрий Дмитриевич Донской познакомился с Саввой еще при жизни своего великого родителя, глубоко чтившего насельников святой обители. После смерти Дмитрия Донского между его старшим сыном Василием и младшим сыном Юрием начался разлад, братья никак не могли поделить принадлежавшие им земли, никого не обидев.

Юрий был наиболее умным и способным из всех сыновей Дмитрия Донского, потому именно в нем жители Владимирских, Звенигородских и Галичских земель видели спасителя Руси. Этой же позиции, по всей видимости, придерживался и Савва, благословив Юрия Дмитриевича в 1395 году на поход в Волжскую Булгарию, завершившийся не только победой русского войска, но и предотвращением угрозы русским землям со стороны надвигающихся полчищ Тамерлана.

После того, как предсказание старца Саввы, данное им накануне похода сбылось, князь Юрий еще больше преисполнился к нему уважением и любовью и потому не пожелал отпускать от себя надолго, выделив земли вблизи Звенигорода для постройки монастыря, где Савва мог бы стать настоятелем. Видя в строительстве еще одной Божьей обители благое дело, Савва Сторожевский согласился покинуть Троицкую Лавру и основать монастырь на горе Стороже.

Литература

Строительство Звенигородского монастыря

Постройка монастыря была начата в 1396 году и завершилась ближе к 1405. На территории нового монастыря было воздвигнуто сразу несколько церквей, роспись которых была поручена тогда еще никому не известному Андрею Рублеву. С благословления самого Саввы Сторожевского Рублев написал «Спас Звенигородский», а также стал автором Звенигородского чина.

Влияние Саввы на молодого художника было столь велико и благотворно, что, по мнению, некоторых историков, именно Савва Строжевский стал тем, кто подвиг Рублева на написание его знаменитой «Троицы». Савва видел в молодом отроке немалый талант, потому незадолго до своей смерти препоручил его судьбу в руки своего духовного сына Юрия.

Благодаря усилиям Саввы Сторожевского, его неиссякаемой энергии и благочестию, Звенигородский монастырь превратился в своего рода Китиж-град, куда стремился попасть каждый православный христианин, на сердце которого лежал какой-нибудь грех, либо забота.

Савва Сторожевский принимал всех, кто приходил к нему со своими печалями, выслушивал и давал советы, поступая так, как это делал некогда великий его учитель Сергий Радонежский. Всю свою жизнь ни от кого не отворачивался монах, памятуя о том, что пути Господни неисповедимы, и не дано человеку судить о задумке Божией, а лишь направлять и смиренно молиться о судьбе грешников.

За свой долгий век старец благословил на святые брачные обеты немало пар, среди которых были также князь Юрий и его невеста Анастасия, прожившие счастливую и долгую жизнь. И это несмотря на то, что брак был исключительно политическим, поскольку позволял князю Юрию претендовать на большую часть русских земель. Вероятнее всего, что если бы задумка Юрия и в некоторой степени самого Саввы удалась, русские земли были бы объединены в одно государство намного раньше намеченного срока, но этого не произошло.

После смерти Саввы в декабре 1407 года, Звенигордский монастырь пришел в упадок, что было связанно с желанием потомков занявшего престол брата Юрия – Василия, стереть саму память о существовании преподобного, бывшего наставником ненавистного родственника.

Чудеса и почитание

С монастырём и именем Саввы связано множество чудес, два из которых (посмертные) стали историческими. Первое — это спасение преподобным Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты, а второе — явление преподобного пасынку Наполеона Бонапарта Евгению Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 году. Богарне, не разорив по просьбе явившегося ему старца монастырь, успешно пережил эпоху наполеоновских войн, как и предсказал ему Савва, а его потомки породнились с русской царской семьёй и жили в России.

Ныне по посещаемости паломниками монастырь стоит на третьем месте в России после Троице-Сергиевой лавры и Серафимо-Дивеевской обители.

года мощи Саввы в Звенигородской обители были вскрыты по решению уездного съезда рабочих и крестьянских депутатов. Результат вскрытия мощей был опубликован в отчёте VIII отдела Народного комиссариата юстиции РСФСР Съезду Советов, в котором был описан так: «кукла из ваты; в вате 33 сильно разрушившихся и переломленных кости». года мощи преподобного Саввы были вывезены из монастыря. Сама обитель была закрыта. До начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы хранились на Лубянке, затем были переданы жителю Звенигорода Михаилу Успенскому, который завещал вернуть их Церкви. Его наследники в 1985 году передали мощи в московский Данилов монастырь, в августе 1998 года они были торжественно перенесены в родную обитель — в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где они хранятся в настоящее время.

Наиболее известным источником сведений о Савве Сторожевском явилось его самое первое житие, написанное в XVI веке агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый). Краткое житие игумена Саввы переложил в своё время на современный ему русский язык Александр Пушкин. Первая икона преподобного Саввы была написана в начале XVI века игуменом Саввино-Сторожевского монастыря Дионисием.

Памятник у входа в Саввино-Сторожевский монастырь

Памятник преподобному Савве (скульптор Сергей Сорокин) открыт у входа в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде в августе 2007 года.

С 2015 года в Москве в районе Северное Измайлово строится храм в честь святого преподобного Саввы Сторожевского.

Чудеса, связанные с образом Саввы Сторжевского

Житие Саввы Сторожевского, писанное Маркеллом Хутынским заканчивается историей о явлении святого Саввы игумену Звенигородского монастыря Дионисию, под впечатлением которого последний написал чудодейственный лик, славящийся своей способностью к исцелению страждущих.

Долгое время Савву Сторожевского почитали как местного святого, в 1547 году старец был канонизирован, а 1652 году произошло первое обретение мощей святого игумена в Звенигородском монастыре, совершенное по повелению Алексея Михайловича Романова, чтившего Савву как своего личного заступника, спасшего его от лап разъяренного медведя.

Другой удивительный случай помощи Саввы Сторожевского был зафиксирован в 1812 году. Преподобный явился одному из военачальников Наполеона – Эжену Богарне и попросил его не причинять бедствий жителям Звенигорода и монастырским стенам, предсказав, что выполнив эту просьбу, он останется цел и невредим в войне, ничего хорошего французам не сулящей. После того как предсказание Савы сбылось небольшой монастырь, им основанный, возвысился и стал также популярен, как и сама Троицкая Лавра.

Но на этом чудеса Саввы Сторожевского не закончились. На сегодняшний день мощи Саввы Сторожевского находятся в Звенигородском мужском монастыре, куда они были перенесены в 1998 году, после окончания периода коммунистического запрета на церковную и монашескую деятельность. Рака с чудотворными останками преподобного хранится справа от алтаря в соборе Рождества Богородицы.

А недалеко от обители, возле пещеры, где жил преподобный Савва расположен целебный источник. Многие годы люди передают друг другу весть о великих чудесах, которые открываются каждому чистому душой человеку, посетившему это место и окунувшегося в купель Саввы Сторожевского.

Даже не зная в чем помогает Савва Сторожевский, к нему обращаются люди со всех уголков России, рассказывают о возникших у них трудностях, и им становится легче. Преподобный Савва незримой рукой помогает и направляет заблудшие души также, как делал это при жизни. Звенигородский святой слышит любую праведную молитву и обязательно помогает.

На карте ниже представлены достопримечательности Москвы и Московской области, где мне удалось побывать.

МОНАСТЫРЬ САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО В ЗВЕНИГОРОДЕ

Строительство монастыря было завершено около 1405 года: трудами и молитвами святого, при участии Звенигородского князя в обители были воздвигнуты несколько храмов, сохранившихся по сей день жемчужин древнерусской архитектуры. Кроме того, для росписи церквей и создания иконостаса храма был приглашен преподобный Андрей Рублев — также инок Троице-Сергиевой обители. Возможно, это был один из первых иконописных опытов святого Андрея, позже расписывавшего Успенские соборы Владимира и Москвы — ключевые храмы Руси, ставшего автором величайшего шедевра древнерусской иконописи — Святой Троицы.

Монастырь в древние времена находился в стратегически важном для Московской Руси месте, защищая ее с запада. Здесь часто молились царя и великие князья от Ивана Грозного до Алексея Михайловича.

Интересно, что знаменитая «Рублевка», Рублево-Успенская трасса обязана своим появлением монастырю святого Саввы. Она была проложена для царского богомолья — посещения обители уже после смерти святого Саввы.

В годы гонений на Церковь при большевиках обитель, претерпевшая многие войны и трудные времена, была закрыта. Огромный колокол, ставший одним из «вестников Звенигорода» — этот город назван так по колокольному звону, прославившему его — был разбит. Обитель то превращали в музей, то размещали в нем разные учреждения.

Возрождение духовной жизни началось здесь в 1995 г. здесь проживают несколько десятков монахов. Возобновлена традиция большого крестного хода в день памяти святого Саввы.

ИСТОЧНИК И СКИТ СВЯТОГО САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ

Для глубокой сердечной молитвы в уединении преподобный Савва любил удаляться из обители. В Звенигородском монастыре он имел келью в пещере, ископанной в овраге. Сейчас здесь стоит церковь, построенная в 1870 году в память святого, а неподалеку бьет источник.

Еще один источник находится у стен Троице Сергиевой лавры. Если идти направо от ворот обители, пройдя мимо пруда, точней и Звонковой башен, можно увидеть небольшую деревянную часовню, освященную честь святого Саввы. Под ней бьет родник, появившейся по молитве святого из-под земли в период его игуменства в обители.

Вода в обоих источниках двух обителей целебная. Есть свидетельства об исцелениях после окунания в эти источники с молитвой. Также воду берут домой, пьют с благоговением и молитвой преподобному во исцеление души и тела.

Скит Саввы Сторожевского

Для молитвенного общения с Господом Преподобный любил удаляться из обители. Было установлено, что он отправлялся в глубокий овраг, который находился в версте от церкви. Монах ископал себе пещеру на склоне горы, недалеко от густого леса. В этой пещере он предавался слезным молитвам. Здесь он созерцал высшие обители неба и земли. Это место сохранено на века в память о святом.

В 1870 году над этим скитом была построена церковь, которую назвали в честь Саввы Сторожевского. Вскоре возле церкви возвели ансамбль монастырского Скита.

В предании сказано, что недалеко от скита звенигородского монаха находится целительный родник (источник). Говорят, что он был вызван молитвою Саввы Звенигородского. Этот родник бьет из недр земли.

Для того, чтобы добраться до этого источника нужно направляться вдоль стен Уточьей башни до Звонковой башни. Когда дойдете до ручейка, нужно перейти мостик и пройти по грунтовой дорожке по указателям. На месте источника находится деревянная часовенка и купель Саввы Сторожевского.

Говорят, что этот лечебный купель творит невероятные чудеса. Для того чтобы исцелиться душою и телом, нужно только окунуться в нем. Но многие утверждают, что он действует только на истинно верующих. Источник помогает только тем, кто непреклонен в своей вере и несет ее в своем сердце

Святой Савва Сторожевский — в чем помогает

К Преподобному монаху люди обращаются со всех уголков России и других стран СНГ.

  • Ему молятся, даже не зная, в чем он помогает;
  • Ему рассказывают о своих проблемах, и им становится легче;
  • Святой помогает всем своей незримой рукой;
  • Он направляет заблудшие души к Богу;
  • Святой обязательно ответит на праведную, искреннюю молитву.

Особенно сильная молитва к Преподобному 16 декабря. В этот день святого просят:

  • о праведности;
  • о укреплении веры;
  • о исцелении себя или близких;
  • о здравии;
  • о непорочности.

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ СВЯТОЙ САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ

Святому Савве Сторожевому молятся о многих нуждах. В обители всегда немало паломников со всей России и даже из других стран. В Православии есть традиция молиться каждому святому, прося его о том, в чем он прославился при жизни или чудесами посмертными. Святого Савву просят:

  • О хорошей работе и карьерном росте — ведь сам он многими подвигами получил несколько начальственных постов;
  • Об избавлении от трудностей на работе;
  • Об укреплении веры;
  • О спасении в опасности и трудных обстоятельствах — ведь святой спас царя даже от разъяренного медведя;
  • Об исцелении в болезнях — после смерти преподобный Савва после молитв к нему исцелял многих иноков и паломников его обители;
  • О чистоте души и тела.
  • Как и любому святому, ему молятся также о помощи в избавлении от грехов и пороков, о силе воли, об искренней молитве без лени.

Молитву святому преподобному Савве Сторожевскому можно читать онлайн по тексту ниже:

О чествуемый всеми, святой начальник обители Сторожевской, ныне же Небесного Иерусалима гражданин, ставший сам обителью Пресвятой Троицы, преподобный отец наш Савва! Ты имеешь великую силу перед Милостивым Владыкой Богом молиться о братии обители твоей и всех духовных детях твоих, которых по духу усыновляешь. Не промолчи в ответ на молитвы наши, но сам ко Господу за нас проси, не отвернись от людей, почитающих тебя с верой и любовью.
Попроси у Царя над всеми царями, Господа Иисуса Христа, мир Церкви нашей, под знамением креста борющейся с духами злобы, будь ходатаем обо всех нас: даруй архиереям величие и святость, монахам добрую помощь в подвигах аскетических; святой обители твоей, городу и всем городам и странам мира охрану; миру всему безмятежность и покой, избавь всех от голода и гибели; старым и больным людям подай утешение и укрепление сил, юношам и младенцам помоги в вере не сомневаться, в учении Христа возрастать, в чистоте и целомудрии быть; вдовам и сиротам будь милостивым заступником, пленникам подай радость и возвращение в дома их, немощным даруй исцеление, малодушным спокойствие, заблудшим с пути истинного дай исправление, согрешившим сознательно или по невниманию — раскаяние, а всем, нуждающимся в помощи благодатной, поддержку своевременную.
Не разочаруй нас, к тебе с верой приходящих, помогай нам, как отец добрый детям, нести крест, данный нам в жизни, как данный Самим Христом, — с благодушием и терпением, помоги каждому завершить жизнь свою в мире и покаянии и с крепкой надеждой на милосердие Божией переселиться в селения небесные. Там и ты после трудов и подвигов пребываешь с Ангелами и всеми святыми и вечно славишь Бога во Пресвятой Троице Отца, Сына и Духа Святого. Аминь.

Молитвами преподобного Саввы да хранит вас Господь!

Источник Саввы Сторожевского

В XVI столетии Маркелл Хутынский написал агиограф о житие звенигородского святого. Это писание стало источником о божественных деяниях Саввы — источником его памяти и прославления. Именно благодаря Крюковским песнопения мы знаем об этом святом столько информации.

Агиографы написаны в строгом историко-филологическом принципе церковнославянского (древнерусского) языка. Александр Пушкин в свое время перевел на современный русский язык краткое житие игумена.

Молитвы

Тропарь, глас 8

Пусты́ни яви́лся еси́ до́брое прозябе́ние, преподо́бне:/ от ю́ности бо изво́лил еси́ чи́стое житие́,/ духо́вному твоему́ учи́телю после́дуя,/ и того́ уче́нием ум к Небе́сным впери́в,/ и ста́ду твоему́ прему́др наста́вник показа́лся еси́;/ тем и Христо́с я́ко пресве́тла тя свети́льника чудесы́ обогати́./ Са́вво, о́тче наш, моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

Госпо́дним жела́нием распали́вся,/ стра́сти плотски́я воздержа́нием оттря́с,/ Боже́ственнаго све́та незаходи́мое свети́ло яви́лся еси́,/ чуде́с луча́ми все́х просвеща́еши,/ притека́ющих к моще́м твои́м,/ Са́вво преподо́бне, о́тче наш.

Использованные материалы

  • Страница календаря портала Православие.ру:
  • Савва (Фатеев), архим., «История святых мощей преподобного Саввы Сторожевского»:
  • Страница сайта Свято-Троицкого прихода в Балтиморе (взяты тропарь и кондак):

Дни памяти: 19 января / 1 февраля, 10/23 августа, 3/16 декабря

Преподобный отец наш Савва с самых юных лет возлюбил Христа и возненавидел мир. Он пришел к преподобному Сергию Радонежскому и принял от него пострижение. В иноческом образе, он, стремясь к небесным благам, уготованным от Господа угодившим Ему, с особенною ревностью боролся со страстями и упражнялся в добродетелях. Много испытал он от бесов искушений и соблазнов, но, помощью Божиею, все их победил, непрестанно пребывая в посте, бдении, молитве и других подвигах духовных.

Утвердившись в добродетелях, преподобный Савва стяжал себе добрую славу и уважение князей. Христолюбивый князь Георгий Димитриевич пришел в обитель преподобного к блаженному Савве и упросил его создать в его отчине на удобном месте обитель. Тогда Савва оставил обитель преподобного Сергия и поселился в пустынном месте на горе, называемой Сторожи, в верховьях Москвы реки, близ Звенигорода, верстах в 50 от царствующего града Москвы; это место он и избрал для будущей обители. Здесь святой Савва жил в совершенном безмолвии и уединении, терпя холод и зной. Недолго, однако, преподобному пришлось жить одному. Молва об его подвигах и святой жизни начала быстро распространяться, и к святому Савве стали приходить отовсюду иноки и миряне, с просьбами руководить ими в духовной жизни. Всех, приходивших к нему, преподобный принимал с любовью, подавая им пример в смирении и иноческих трудах: сам черпал в реке воду, носил ее на своих плечах на высокую гору, и исполнял другие необходимые работы. Этим он желал приучить братию к труду, чтобы они не губили своих дней в праздности, которая есть мать всех пороков.

После этого христолюбивый князь Георгий Дмитриевич дал преподобному необходимые средства для сооружения храма, и Савва воздвиг храм в честь честного и славного Рождества Пречистой Богоматери и устроил обитель, чудную и великую, для душеспасительного пребывания в ней иноков.

Преподобный был добрым пастырем собранного в этой обители стада Христова и, возведя его на духовную пажить, утвердил его во многих добродетелях. Достигнув преклонных лет, святой Савва впал в болезнь и, созвав братию, научил их в Божественных Писаниях, убеждая их хранить телесную чистоту, жить в любви между собою, украшаться смирением, и непрестанно пребывать в посте и молитвах. После сего преподобный, поставив над ними игуменом одного из своих учеников, заповедал всем братиям пребывать у игумена в послушании и повиновении. Преподав всем мир и последнее целование, святой Савва в добром исповедании предал душу свою в руки Божии в 3-й день декабря месяца.

Весть о преставлении святого угодника быстро разнеслась по окрестностям, и все христолюбивые граждане Звенигорода, как знатные, так и простой народ, с великою любовью собрались на погребение почившего святого, неся с собою недужных и больных. Совершив над почившим надгробное пение, с честью похоронили его в созданной им церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Честные мощи преподобного Саввы и доныне источают многие и различные исцеления всем, с верою к ним притекающим, во славу Христа Бога нашего, творящего чрез Своих угодников, и по преставлении их, преславные чудеса. Господу нашему слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Спустя много лет по кончине святого Саввы, игумен его обители Дионисий, однажды ночью, совершив обычное правило, лег уснуть. И вот ему явился честный инок, благообразный и украшенный сединами и сказал ему: «Дионисий, встань скорее, и напиши мой образ».

Дионисий спросил старца:

— Кто ты, отче, и как твое имя?

Благолепный старец отвечал:

— Я — Савва, начальник места сего.

Пробудившись от сна, Дионисий немедленно позвал некоего старца, по имени Аввакума, который был один из учеников преподобного Саввы, и спросил, каков был собою блаженный Савва. Аввакум поведал игумену, каков был собою его авва и учитель и в каком возрасте он скончался. Игумен сказал ему:

— Именно таковым явился мне преподобный Савва в сию ночь и повелел изобразить себя на иконе.

Так как Дионисий был сам иконописец, то он поспешил написать икону преподобного Саввы.

В обитель преподобного Саввы был приведен бесноватый, по имени Иуда. Во время совершения молебна святому Савве, бесноватый закричал:

— Тяжко мне: я сгораю, — и тот час же сделался здоров.

Когда его спросили, почему он так сильно закричал, — он сказал:

— Я видел благолепного старца. Он стоял на гробе преподобного Саввы, держал крест и осенил им меня. От этого креста явилось великое пламя и опалило меня всего. Вот отчего я закричал, и этим пламенем отогнан был от меня нечистой дух.

Однажды иноки обители святого Саввы возроптали на своего игумена Дионисия. Они составили на него ложный донос великому князю Иоанну. Князь поверил их клевете и велел игумену немедленно явиться к себе. Узнав об этом, игумен был в великой скорби. И вот ночью во сне ему явился блаженный Савва и сказал:

— Что скорбишь, брат: иди к великому князю, и смело говори ему, не предавайся сомнению, ибо Господь Бог будет с тобою и пошлет тебе помощь.

Угодник Божий явился также и некоторым из роптавших на игумена и сказал им:

— Для того ли вы удалились от мира, чтобы в роптании совершать свой подвиг? Вы ропщете, а игумен молится за вас со слезами: что одолеет, ваши ли клеветы, или молитвы отца вашего?

Когда игумен и братия явились пред князем и объяснились на суде, то клеветники были посрамлены, а игумен с честью возвратился в монастырь.

Один из иноков обители преподобного Саввы долго и тяжко страдал болезнью глаз, и совершенно не мог глядеть на свет. Он пришел ко гробу святого Саввы, пал пред ним на колена и со слезами просил исцеления. Свои же больные глаза стал он отирать покровом, лежавшим на гробе святого угодника. Увидев это, другой инок, стоявший тут, начал поносить его, говоря:

— Не получишь ты исцеления, а только запылишь свои глаза еще больше песком.

Инок, припавший с верою ко гробу святого Саввы, получил исцеление, а насмехавшийся над ним брат внезапно поражен был слепотою и услышал голос, говоривший ему:

— Ты получил, чего добивался, чтобы чрез тебя и другие были научены не смеяться и не хулить чудес, проистекающих от угодника Божия.

Тогда ослепленный с великим страхом и рыданием пал пред гробом преподобного Саввы и просил прощения, которое и получил, но не тотчас, а после многих молитв, слёз и покаяния.

Однажды, ночью, пришли в монастырь воры, намереваясь обокрасть церковь Пречистой Богородицы. Но когда они подошли к окну над гробом преподобного, вдруг пред ними явилась огромная гора, на которую взойти было совершенно невозможно. Тотчас напал на них страх и трепет, и они ушли с пустыми руками. Все это впоследствии рассказали сами воры, придя в обитель с раскаянием, и остальное время своей жизни провели в покаянии.

После того в обитель пришел некий боярин, Иван Ртищев, неся на одре больного сына своего, Георгия, который от великой слабости не мог уже говорить. Совершив о здравии Георгия молебное пение, иноки влили больному в уста монастырского кваса. Больной тотчас заговорил, вкусил хлеба от трапезы иноков и стал здоров. Сильно обрадованный исцелением сына, родитель его принес великое благодарение Богу и Его угоднику, святому Савве, и сказал преподобному, как бы живому:

— Преподобный отче! У меня в доме много рабов и рабынь, которые страдают различными недугами; верую, если ты захочешь, то и тех ты можешь исцелить.

Попросив у игумена кваса, боярин возвратился вместе с исцеленным сыном. Когда он прибыл в дом свой, то приказал привести к себе одну из своих рабынь, по имени Ирину, страдавшую глухотою и слепотою, влил ей в уши монастырского кваса и помазал им ее слепые очи. Тотчас Ирина стала видеть и слышать. Все в ужасе дивились величию Божию. Также, призвав одного из своих рабов, Артемий, который семь лет страдал глухотою, боярин влил ему в уши того же кваса, и раб получил исцеление. После сего он привел слепую девицу, именем Кикилию, и она получила исцеление, как только ее очи были помазаны квасом. Но все таковые чудеса совершались не от кваса, а по молитвам преподобного Саввы и по великой вере боярина Ивана. Спустя несколько времени, заболел и сам боярин. Употребив то же лекарство, и он получил исцеление.

Игумен обители преподобного Саввы Сторожевского, Мисаил тяжко заболел и, потеряв всякую надежду на выздоровление, находился при смерти. Однажды пономарь обители, Гурий, шел звонить к утрени. Когда он проходил мимо дверей в церковь, его встретил благолепный старец и стал его спрашивать:

— Как здоровье вашего игумена?

Гурий рассказал ему о болезни игумена. Тогда благолепный старец сказал:

— Иди и скажи игумену, чтобы он обратился с мольбою о помощи ко Пресвятой Богородице и начальнику места сего, старцу Савве, — тогда он выздоровеет; ты же, брат, отвори мне двери, и я войду в церковь.

Гурий усумнился, и не хотел отворить двери раньше звона, но и не осмелился спросить старца, кто он и откуда. Явившийся старец, не говоря более ни слова, пошел к церковным дверям. Двери тотчас сами отворились, и старец вошел ими в церковь. Гурий в страхе возвратился в келлию и стал упрекать своего помощника:

— Почему ты вечером не запер дверей церковных? сейчас я видел, как неизвестный муж вошел в церковь через открытые двери.

Но помощник Гурия с клятвою утверждал, что он с вечера крепко запер двери в церкви. Тогда они зажгли свечи, поспешили к церкви, и нашли, что двери хорошо заперты, так как помощник Гурия действительно с вечера затворил двери и тщательно их запер. По окончании утрени, Гурий поведал братии всё, что он видел и слышал. Все единогласно решили, что явившийся старец был сам святой Савва. Игумен Мисаил, услышав о сем, приказал нести себя ко гробу преподобного и усердно прося исцеления, и, по молитвам Пресвятой Богородицы и преподобного Саввы, стал совершенно здоровым.

Много и других чудес и исцелений совершилось от гроба угодника Божия. И ныне они подаются притекающим с верою, благодатью Божиею и по молитвам Пресвятой Богородицы и преподобного Саввы, коему будем молиться и мы, чтобы он уврачевал наши болезни душевные и телесные своим теплым предстательством ко Христу Господу Богу нашему, Ему же слава во веки. Аминь.

Тропарь преподобного Саввы Сторожевского

глас 8

Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне:/ от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя,/ и того учением ум к Небесным вперив,/ и стаду твоему премудр наставник показался еси;/ тем и Христос яко пресветла тя светильника чудесы обогати,/ Савво, отче наш,// моли спастися душам нашим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *