Сербия это Россия

«Бог на небе, Россия на земле», – гласит известная сербская пословица. Отношение большинства жителей Сербии к нашей стране можно охарактеризовать как обожание. Многие сербы учат язык Пушкина, увлекаются русской культурой и с удовольствием путешествуют по России. Поэтому неслучаен тот факт, что именно в этой балканской стране, в старинном сербском городе Ниш, Ассоциация выпускников РГПУ им. А. И. Герцена открыла Центр открытого образования и обучения на русском языке. Создание Центра стало маленьким, но очень важным шагом в укреплении многовековых русско-сербских отношений. Как у сербов зародилась эта любовь к России, по-балкански пылкая и страстная?

В 1389 году сербское войско потерпело сокрушительное поражение от османов в знаменитой битве на Косовом поле. Этот момент стал концом расцвета средневековой Сербии. Страна сначала попала в зависимость от Османской империи, а потом была полностью оккупирована турками.

В нашей стране всегда с сочувствием относились к страданиям православных братьев, оказавшихся под турецким гнетом. В XVI-XVII веках Московское царство выделяло значительные денежные средства для помощи христианам в Османской империи. В XIX веке Россия сделала все возможное для достижения Сербией независимости. В 1876 году, во время сербско-турецкой войны, многие наши соотечественники записались добровольцами в армию балканской страны. Можно вспомнить, что Эраст Фандорин, главный герой серии романов Бориса Акунина, как раз отправился волонтером в Сербию. В 1877 году Россия, защищая сербов и болгар, вступила в войну с Турцией. Конфликт с Османской империей, хотя и ознаменовался славными победами русского оружия, не принес нашей стране существенных выгод. Тем не менее кровь, пролитая русскими солдатами под Плевной и на Шипкинском перевале, принесла сербам долгожданную свободу: по итогам войны Сербия получила полную независимость.

Несколько десятилетий спустя Россия снова была вынуждена защищать сербов. Во время июльского кризиса 1914 года наша страна оказала дипломатическую поддержку Сербии, что в конечном итоге привело к нападению Германии и Австро-Венгрии на Антанту и к началу Великой войны. Вступившись за братскую балканскую страну, русские заплатили очень высокую цену за свое благородство: война привела к революционной катастрофе и к гибели Российской империи. После Первой мировой сербы по мере своих возможностей пытались отблагодарить «старших братьев» из России. В 1920-е годы Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года – Югославия) стало одним из центров русской эмиграции. Король Александр I, выпускник Пажеского корпуса в Санкт-Петербурге, покровительствовал беженцам из России и даже спонсировал строительство русской церкви в Белграде. На государственном содержании функционировали три эмигрантских кадетских корпуса. Как писал выдающийся русский писатель Иван Шмелев, Сербия, приютив изгнанников из России, «явила высокий пример чести, братства, совести, благородства, исторической памяти и провидения грядущего».

Во время Второй Мировой войны Югославия была оккупирована немцами. Югославские партизаны (коммунисты) и четники (монархисты) вели упорную борьбу против нацистов и внесли вклад в победу стран антигитлеровской коалиции. После войны в стране установился коммунистический режим. В 1948 году между югославским лидером Тито и Сталиным произошел разрыв. На фоне ухудшения отношений с СССР в стране даже началась антирусская кампания. Однако ничто не могло поколебать теплых чувств сербов по отношению к «матушке-России».

В 1990-е годы Югославия оказалась охвачена чередой гражданских войн, а в 1999 году подверглась нападению блока НАТО. Россия оказывала дипломатическую помощь югославскому правительству, а российские военные вошли в состав международного миротворческого контингента. Марш-бросок русских десантников на Приштину в 1999 году остался в памяти как одна из славных страниц в отечественной военной истории.

В XXI веке Сербия продолжает оставаться важнейшим партнером России в регионе, а взаимная любовь между нашими народами так же горяча, как и сто лет назад. Открытие Центра открытого образования и обучения на русском языке в Нише позволит многим увлекающимся нашей культурой сербам выучить русский язык и сохранить в своей душе восхищение далекой и прекрасной Россией.

Государственное устройство и экономика

Сербия — парламентская республика. Административно-территориальное устройство: автономные края Косово и Метохия (фактически), Воеводина.

Экономическое положение Сербии остается сложным. Натовские бомбардировки 1999 г. нанесли большой материальный ущерб хозяйству республики. Были выведены из строя многие объекты промышленности и инфраструктуры. Проводится жесткая монетарная и бюджетная политика, жесткий контроль за заработной платой в государственном секторе. Уровень инфляции снизился до 15,5% (2005 г.). Уровень безработицы остается высоким — 19% (2007 г.), за чертой бедности осталось 30% населения страны. Длина транспортной сети — 46,2 тыс. км. Крупные речные порты — Белград, Нови-Сад. В стране 39 аэропортов, телефонные линии (на 100 жителей) — 35 (2005 г.). Пользователей Интернета — 1,4 млн. чел. (2006 г.).

Внешнеэкономическая политика направлена на усиление связей с международными финансовыми организациями и ЕС. Экономические отношения с Россией базируются на поставках энергоносителей из России.

Использованные материалы

  • Энциклопедия Вокруг Света
  • Справочник Страны и регионы мира
  • Справочник «Туристское страноведение: Европа и Азия»
  • История страны на неофициальном портале «Сербия.ру»

История сербов издана на русском

Чиркович С.М. «История сербов» Пер. с сербскохорв. 2009. Оригинальное издание: Срби међу европским народима Сима М.Ћирковић

В серии «Национальная история» вышла в свет книга Симы Чирковича, посвященная драматической истории сербского народа.

Распад Югославии и последующие события потрясли не только Балканы, но и всю Европу. О событиях 90-х годов много написано (в числе самых интересных публикаций и книга «Юго-Восточная Европа в эпоху кардинальных перемен» Института Европы и нашего издательства), еще больше сказано и показано в эфире. Казалось бы ясно почти все, однако это не так. Большинству публикаций не хватает глубины, а их авторам реального знания исторических корней современных проблем. Это порождает непонимание, ошибки и курьезы. В том числе и в международной политике.

Сима Чиркович в своей книге исследует как менялся ареал расселения сербов, насколько подвижными были национальные границы. Важным аспектом книги является внимание автора к взаимотношения сербов и сербских государств с их соседями.

Автор идеи издания книги и научный редактор перевода зам. директора Института славяноведения Андрей Леонидович Шемякин, сообщает, что предыдущая книга на русском языке, посвященная истории сербского народа, вышла ровно 100 лет назад.

Г-жа Елица Курьяк, Посол Сербии в России, на презентации книги отметила исключительно важное значение этого издания в России. Директор Института славяноведения Константин Владимирович Никифоров отметил прекрасный выбор книги для ознакомления русского читателя с современной сербской историографией и похвалил издательство за прекрасный перевод и точно выбранное название, поскольку на сербском и английском книга называется несколько иначе, но русский вариант выглядит наиболее верным.

Соб.инф.

Предисловие к русскому читателю Предисловие Введение. Время, пространство, люди

1. АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ

Римские провинции Заселение Балкан славянами Склавинии Христианизация Фема Сербия и княжество Сербия Королевство Далмация и Диоклития Рас и Рашка

2. «СВЯТАЯ» ДИНАСТИЯ

Наследие Стефана Немани Самодержавное королевство Автокефальное архиепископство Испытание стабильности Два королевства Подъем экономики Династический идеал и действительность Царство «Земля царская» и «земля королевская» Недостроенное общество Раскол в династии

3. МЕЖДУ КРЕСТОМ И ПОЛУМЕСЯЦЕМ

Новая аристократия и конец династии Перенос королевства в Боснию Косовская битва — реальность и легенда Последствия Деспот и его государство Беспокойное Приморье Экономический подъем Преемственность как идеал Бремя двойного вассалитета Хроника гибели

4. ПОДДАННЫЕ СУЛТАНА

Старое и новое Бегство, переселение, расселение Варош и касаба — ориентализация города Наследованное и приобретенное в хозяйственной жизни Племена и племенное общество Церковь в рабстве От верноподданных до мятежников

5. РОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ХРИСТИАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Новые государственно-правовые рамки Расширение и изменение государственно-правовых рамок Крестьяне и граждане, военные и «благородное» сословие Христианское образование Начало процесса европеизации

6. В ЭПОХУ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕВОЛЮЦИЙ

«Сербская революция» Навязанная революция От княжеской автономии до автономного княжества Сербы и Сербия в революции 1848–1849 гг.

7. НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО: ЗА И ПРОТИВ

Новая реальность и новые идеи Правящая нация Национальное меньшинство В эпицентре великого восточного кризиса (1875–1878) Разнонаправленные пути развития Конституционный порядок и парламентаризм на практике Военное время

8. ВСЕ СЕРБЫ В ОДНОМ ГОСУДАРСТВЕ

Между идеалом унитаризма и плюралистической реальностью Октроированная Югославия Страдания и воскрешение Восстановление и развитие Социалистическая модернизация Распад федерации, борьба за собственное государство

Библиография Список иллюстраций и карт Именной указатель Об авторе

Культ сербских святителей. Икона святого Симеона и святого Савы. Начало XV в. (Народный музей в Белграде) 126

Перенос центра государства. Смедерево на Дунае, построено в 1428–1430 гг. сербская столица с 1430 по 1459 гг. Фото Б. Стругара 128

Геральдика. Гербы XIV–XV вв 130

Искусство книгопечатания. Иллюстрированная страница из «Октоиха», первой книги, выпущенной в типографии Црноевича (1494) 140

Османский урбанизм. Некоторые из наиболее значительных построек в Белграде до 1688 г 158

Преемственность в экономике. Изображения старейшин рудников в миниатюре на копии Закона о рудниках 1412 г., датируемой XVI в. (Архив Сербской академии наук и искусств, Белград) 161

Разработка государственной традиции. Герб. Приписываемый царю Стефану Урошу (1355–1377 гг.) в Иллирийском сборнике гербов, выполненном в Боснии между 1555 и 1595 гг 170

Преемственность в церковной жизни. Печская патриархия, восстановленная в 1557 г. Фото Б. Стругара 175

Новый центр власти: крепость Петроварадин, строительство закончено в 1716–1718 гг. Напротив на другом берегу Дуная вырос город Нови Сад, культурная столица Сербов в Венгрии. Фото Б. Стругара 193

Предвестники Запада: (а) Казарма Виртемберга в Белграде (1736), построена во время австрийского господства; (б) то же здание, перестроенное в 1864 г. под склады риса (Пиринч-хан) 195

Сербское барокко. Соборная церковь Митрополии в Сремских Карловцах, построена в 1758–1762 гг., фасад реставрирован в XIX в. ФотоДушана Тасича 218

Ожившая история: Святой Савва окружен сербскими святыми (гравюра X. Жефаровича и Т. Месмера, Вена, 1741 г.) 219

Ранняя периодика. Первая страница газеты «СЛАВЕННО-СЕРБСКIЯ ВЕДОМОСТИ», номер от 3 августа 1792 г 221

Наследие влияния востока: Здание Высшей школы в Белграде (1808–1813 гг.) Фото Д. Тасича 233

Село в западной Сербии, середина XIX в. Чертеж Феликса Каница 1864 г. (F.Kanitz, Das Konigreich Serbien und das Serbenvolk, Vol.1, Leipzig 1904) 263

Обновление геральдики: гербы Сербии в XIX в 285

Джордже (Георгий) Петрович — Караджордже (Карагеоргий) 306

Милош Обренович 307

Дворец короля Николы в Цетинье. Фото Б. Стругара 308

Жертвы войны. «Санитарный поезд» сербской армии в Первой мировой войне 317

Символ единства: здание парламента в Белграде, спроектировано для Сербской Скупштины, место работы Югославского парламентадо 2003 г. Фото Б. Стругара 327

Разрушенная столица разрушенной страны. Часть Белграда после немецкой бомбардировки 6 апреля 1941 г. Немецкая фотография с воздуха 341

Социалистическая индустриализация и электрификация. Гидроэлектростанция Джердап 1, одно из грандиозных сооружений социалистического строительства Фото Б. Стругара 359

Символ современности и новейших коммуникаций. Телевизионная башня на горе Авале, построена в 1965 г.г полностью разрушена в течение натовских бомбардировок в 1999 г. Фото Б. Стругара 363

Карты

1.1 Римские административные единицы на Балканском полуострове после реформ императора Диоклетиана 4

1.2 «Крещеная Сербия» и ее соседи. Около 950 г. 17

2.1 Королевство Сербия и государство боснийских банов. Около 1220 г. 52

2.2 Королевство династии Неманичей. Около 1300 г. 68

2.3 Сербское царство при Душане. Пик экспансии сербского государства 85

3.1 Расширение боснийского государства в XIV в. 105

3.2 Государство деспотов после присоединения Зеты около 1422 г 119

3.3 Наступления и завоевания турков 137

4.1 Административные деления южнославянских земель под турецким владычеством 146

4.2 Печская патриархия, около 1640 г. 172

5.1 Территория военной границы в XVIII в. 190

6.1 Сербия при режиме кнеза Милоша Обреновича 243

6.2 Сербская Воеводина 1848 г. и 1849–1860 гг. 255

7.1 Развитие территорий Черногории в XIX и XX вв. 273

7.2 Сербия и Черногория после Берлинского конгресса (1878)…. 291

8.1 Сербия и Черногория в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев 323

8.2 Социалистическая Федеративная Республика Югославия 353

8.3 Республика Сербия 377

Об авторе

Сима М. Чиркович (1929) — выдающийся югославский и сербский историк, действительный член и генеральный секретарь (1981–1985) Сербской академии науки и искусства, член-корреспондент академий наук и искусства Боснии и Герцеговины, Хорватии, Черногории, а также Европейской академии истории (Брюссель).

Область основных научных интересов профессора Чирковича — история средних веков южнославянских и балканских народов. Его исследования отличают тематическое разнообразие, новизна и оригинальность методологических подходов, критичность и склонность к синтезу. В своих комплексных исследованиях Чиркович опирается на многолетнюю работу в архивах Дубровника, Венеции, Будапешта и монастыря Хиландар.

К настоящему моменту опубликовано около 450 его трудов. В их числе книги: «Герцог Стефан Вукчич Косача и его время (1964)», «История средневекового боснийского государства» (1964), «Сербы в средние века» (Милан 1992, 1993, Париж 1992, Белград 1995, 1997, на русском языке эта книга вышла в свет под названием: Сима Чиркович. Сербия. Средние века М.: Искусство, 1996), «Работники, военные, духовенство. Общества средневековых Балкан» (1997). Чиркович принял участие в создании ряда значительных коллективных трудов: «Старое сербское горное дело» (2002), «Стефан Душан — король и царь, 1331–1355» (2005), «История Черногории» (1970), «История Югославии» (Белград 1973, Нью-Йорк 1974, Пекин 1984), «История сербского народа» (1981, 1982). Под его редакцией (вместе с Р. Михальчичем) было осуществлено издание «Лексикона сербских средних веков» (1997) и «Энциклопедии сербской историографии» (1997).

Из множества научных трудов Чирковича своим своеобразным и оригинальным синтезом общественной истории выделяется раздел, написанный им для III книги «Истории Европы» (Storia d’Europa, vol. III. II Medioevo. Torino 1995), а также «Обзор общественной и промышленной истории восточных областей Югославии» (Die ostlichen Teile Jugoslawiens 1350–1650), подготовленный для «Справочника Европейской общественной и промышленной истории» (Handbuch der europaischen Wirtschafts- und Sozialgeschichte, Band 3. Stuttgart 1986).

Профессор Сима Чиркович принимает активное участие в деятельности Международной комиссии по славяноведению (Commision international des etudes slaves), Международной комиссии по истории сословных структур (Commision internationale pour l’histoire des assemblees d’etats) международного комитета по исторической метрологии и научного комитета Международного института по экономической истории (Istituto internazionale di Storia economica «Francesco Datini»), основанного Фернаном Броделем.

Политика и сегодня плотно вплетена в жизнь рядовых сербов. В многочисленных кафе, на кухнях и заседаниях парламента идут дебаты о Косово, необходимости евроинтеграции и экономической политике. Но обычного туриста до поры до времени эти разговоры не касаются. Политика политикой, а обед по расписанию.

Кофе со сливовицей

И правда, прогуливаясь по центру Белграда, замечаешь, что ни одно кафе здесь не пустует. Кофе и сигареты (да-да, в столице Сербии и не слышали о жестких антитабачных законах) дымятся едва ли не за каждым столиком, равно как и мясо. И все это под ритмичные звуки турбофолка — какофонии из электронной и народной музыки в сопровождении обаятельных сербских голосов, что порой бодрит сильнее кофеина.

Пять веков под гнетом Османской империи оставили и кофейное наследие. Ароматный напиток здесь пьют постоянно. Правда, называют его «кофе по-сербски» и варят не как турецкий: сперва кипятят воду, и уже потом добавляют в нее кофе. Честно сказать, разница во вкусе не чувствуется. К тому же кофе здесь хоть и добротный, но изящные сорта вроде желтого бурбона и Blue Mountain вы не найдете, за этим, пожалуйста, в более западные страны.

Зато отлично обстоят дела с горячительными напитками: если повезет с заведением, то русская душа с удовольствием пойдет на сделку с сербским алко-Мефистофелем. Любители высокоградусных напитков обретут истинное блаженство при распитии ракии. В отличие от турецкого и греческого аналогов сербская ракия — это не противная микстура-бормотуха, а высокоградусный (от 40% в магазинах и до 70% в домашних погребах) десерт. Его не опустошают одним глотком, а пьют, растягивая удовольствие. Viljamovka (грушевая), kajsija (абрикосовая), slivovica (сливовая), medovaca (медовая) и dunja (айвовая) — главное лекарство Сербии от всех невзгод.

Чтобы окончательно закрыть горячительную тему, вспомним про местные вина, которые очень и очень хороши. В теплое время года поклонники «легкого стакана» не отказывают себе в шпритцере — это рислинг с газированной водой.

Заедают все это в Сербии, конечно, мясом, приготовленным на разный лад: плескавица (котлета размером с тарелку из рубленого мяса или фарша), чевапчичи (аналог плескавицы в виде маленьких колбасок), вешалица (свиная отбивная), мучкалица (мясные кусочки с овощами).

Встречи «у коня»

Итак, подкрепившись, можно отправляться на осмотр Белграда. Традиционно все туристы стартуют с окрестностей старой части города. Главная пешеходная артерия здесь — улица Князя Михаила. Это местный старый Арбат, только лучше. В двух шагах от улицы находится площадь Республики со статным правителем, восседающим на коне. Это, собственного говоря, и есть князь Михаил Обренович III, в честь которого названа улица. Вы проникнетесь к нему сочувствием, если накануне поездки почитаете биографию: два правления, одно из которых закончилось изгнанием, второе — убийством. Это место стоит запомнить. Если вам назначат встречу «у коня» (а в Белграде это делают столь же часто, как в Москве договариваются о встрече «у Пушкина» на Тверской), знайте — вам именно к этому сюда.

Прогулку по местному Арбату можно совместить с шопингом и небольшим погружением в сербскую культуру: на первых этажах невысоких особнячков, построенных в австро-венгерском стиле, открыты сувенирные лавки, книжные магазины, художественные галереи и бутики.

Одним из примечательных питейных мест на Князя Михаила долгое время было заведение «Русский царь» — с огромными лубочными картинами на стене, имперским духом в меню, воздухе и интерьерах. Разве что вместо Александра III и Николая II за столиками сидела сербская интеллигенция со своими русскими друзьями. Недавно помещение отошло к итальянской сети ресторанов, но пафосные интерьеры сохранились.

Еще оно историческое заведение носит незатейливое имя «?» (znak pitanja). Его можно найти на перпендикулярной улице Короля Петра. Заведение постоянно меняло владельцев и названия, поэтому очередные хозяева решили закончить муки нейминга, остановившись на табличке, где изобразили знак вопроса.

Нецеломудренный «Победитель»

Улица Князя Михаила заканчивается стихийным рынком, где можно купить сувениры, домашнюю еду, напитки, одежду ручной работы. А сразу за рынком — возможно, самый интересный исторический памятник Белграда — парк и крепость Калемегдан. Хоть название крепости и имеет турецкие корни, первыми цитадель на этом месте возвели еще римляне. С тех пор ее разрушали все — от гуннов до фашистов, она принадлежала то Византии, то Венгерской, то Османской империям. Но после каждого разрушения ее восстанавливали. В парке — уютные прогулочные дорожки, кофейни, здесь проходят гастрономические и музыкальные фестивали. Летом оптимистичные белградские пенсионеры едва ли не каждый вечер устраивают здесь танцы под гармонь. В самой крепости — военный музей. А рядом, буквально у одной из крепостных стен — зоопарк.

С Калемегдана можно наблюдать самые красивые закаты и рассветы — с холма видно место, где соединяются реки Сава и Дунай. Здесь же стоит монумент «Победитель», знаменующий собой освобождение Сербии от многовекового османского ига. Местные говорят, что памятник изначально хотели установить в центре Белграда, однако посчитали, что обнаженный воин смутит горожанок. И поэтому «прописали» солдата в более уединенном месте, развернув его в сторону воды.

Любовь к России

Если вы забыли, что такое огромная любовь к русским, то срочно приезжайте в Сербию. Очень многие сербы русских не просто любят, они их обожают. Здесь вам споют «Катюшу» и «Темную ночь», поблагодарят за защиту в войнах, расскажут о том, как в советское время за 100 долл. в Москве закрывали ресторан на частное обслуживание.

Наш хозяин квартиры Милован, эдакий сербский Бельмондо на восьмом десятке лет, узнав, что квартиру будут снимать русские, сразу же обнял нас, как отец блудных детей, и скостил помесячную аренду на треть: «Русские, мы с вами одно целое. А то, что Крым теперь снова ваш, это просто невероятный подарок. Я в восторге от вашего президента! Возьмите Сербию тоже в Россию, я очень вас прошу!»

Любовные признания к России в виде граффити на стене встречаются не реже любовных обращений Зорана к Милице. Недавние парламентские выборы добавили огня — какое-то время город был оклеен постерами про единство России и Сербии.

Отношения эти начались не на пустом месте. Царское правительство поддерживало освободительные войны южных славян. После Октябрьской революции не у всей русской эмиграции нашлись средства на то, чтобы осесть в окрестностях парижского Монмартра, где можно было топить свою грусть в бокале шардоне под аккомпанемент тихого надрыва Вертинского. В 1919 году первая волна русской эмиграции во главе с генералом Врангелем остановила свой выбор на монархической и православной Сербии.

Среди новоиспеченных русских эмигрантов было немало архитекторов, которые активно взялись за восстановление Белграда, серьезно пострадавшего в Первую мировую, и застроили его прекрасными зданиями в имперских традициях. Главной звездой был «архитектор царского двора» Николай Краснов, автор Ливадийского дворца. Он построил в Белграде здания парламента, правительства, Министерства иностранных дел и многие другие. Все это можно увидеть, спустившись с Калемегдана и продолжив вечерний променад по центру города.

Гробница Тито

И конечно, какая Югославия без Тито! Будучи в Белграде, посетить мемориальный комплекс его имени — обязанность каждого. Здесь есть музей, рассказывающий о жизни Тито, и его гробница. Те, кто неравнодушен к музею капитал-шоу «Поле чудес» и артефактам резиденции Виктора Януковича в Межигорье, наверняка по достоинству оценят коллекцию подарков югославского маршала, которые он получал на протяжении 35 лет руководства страной. Народные костюмы и инструменты, седла, ковры, оружие и даже костюм боливийского колдуна.

Отличное чувство юмора и искренность сербов в сочетании с гостеприимством, богатой историей, культурной жизнью и отличной кухней подкупили немало туристов. И прилетев сюда, нет смысла наполнять чемоданы вещами известных западных брендов — лучше увезти с собой неповторимый дух Белграда и теплоту его жителей. Пусть в аэропорту вам греет слух позвякивание в чемодане тех самых фруктовых настоек, заботливо завернутых в сербский флаг.

Динара Грачева

Как-то принято считать, мол, Европа русских недолюбливает. Но, как и в большинстве случаях, обобщать не стоит. Есть в Восточной Европе небольшая страна Сербия, где Россию считают братской страной.

В середине июля вместе с другими художниками из Воронежа я провела неделю на пленэрах в сербском городке Панчево в 30 минутах езды от Белграда. Пожалуй, сложно найти в мире ещё одну страну, где так радушно принимают гостей. Если вдруг ты не знаешь, как тебе, найти, к примеру, какой-то музей, то сербы, узнав, что ты русский, бросают свои дела и ведут до места.

По Белграду мы в основном гуляли пешком, но в дождливый вечер решили несколько остановок проехать на автобусе. Попыталась выяснить у водителя, сколько же стоит проезд. Седовласый мужчина, глядя исподлобья, строго так спрашивает: «Русские?». Киваю утвердительно. Он сразу заулыбался, езжайте бесплатно, говорит. Интересно, чтобы он сказал контролёрам, если бы те решили зайти в автобус и проверить билеты у пассажиров.

Язык в Сербии – отдельная история. Почти никто не говорит по-русски, но наши языки очень похожи. Даже есть одинаковые простые слова вроде «налево» и «вправо». На какой-то смеси сербско-русско-английсского всегда можно понять собеседника. А уж по части угощений сербам, пожалуй, нет равных. Первым делом гостя они стараются удивить своими кулинарными способностями и накормить так, чтобы гость не смог из-за стола даже отползти. А при случае всегда стараются угостить. Пока воронежские художники писали на этюдах одно небольшое кафе, им бесплатно официанты приносили кофе.

Да и в событиях на Украине те сербы, с которыми я общалась, поддерживают действия России. Сербский коллекционер Любиша, к которому приезжают жить художники со всего мира, очень удивлялся поведению западных украинцев. «Они мне говорили обязательно учить украинский, если я хочу принимать украинских художников. И когда приезжают, общаются только на своём языке, хотя понимают по-русски и по-английски. А английский учить я из принципа не хочу».

Уже по возвращении в Россию я поинтересовалась у Любиша, почему же в Сербии так хорошо относятся к русским.

— Наши страны обе православные. В Сербии ещё в XVIII веке были русские книги. После революции 1917 года к нам приехало много русских, они открыли театр балета, спроектировали много домов. В Сербии много мест, связанных с Россией. В Сремски Карловцы, например, есть дом генерала Врангеля и русская церковь.

Кстати, и в Воронеж сербы тоже часто приезжают на различные мероприятия. Например, весной на «Славянской битве» российские спортсмены выходили на ринг с сербскими. А 2 августа в хуторе Ломы пройдёт фестиваль народного творчества и ремесел «Русь песенная, Русь мастеровая», на который планируют приехать и сербские фольклорные коллективы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *