Сергия радонежского 4

Этот год для нашей страны проходит под знаком одной знаменательной даты, которая близка очень многим русским людям. На 2014 год приходится 700-летие преподобного Сергия Радонежского — одного из самых почитаемых русских святых; и если бы мы знали о нем больше, то несомненно, почитали бы его повсеместно и больше всех остальных.
Дело в том, что преподобный Сергий сыграл удивительную роль в истории Руси — он в буквальном смысле не дал ей развалиться, исчезнуть с лица земли во времена монголо-татарских и прочих нашествий и междоусобной брани. В то время, как ни удивительно — когда из средств связи были одни кони — он стал известен не только на Руси, но и в других странах благодаря своей подвижнической жизни, и был человеком, которого почитали даже высокопоставленные князья. Он же помирил князей в самое страшное для Руси время и сподвиг их на защиту страны, благословив известного сегодня Дмитрия Донского (которого мы тоже теперь почитаем как святого) на решающую битву, в результате которой Русь устояла и сохранилась как государство.

История жизни Сергия Радонежского очень интересна, полна чудес и знамений с самого его появления на свет, и даже раньше. В связи с празднованием его 700-летия стали появляться публикации и фильмы, самые разные, повествующие о его жизни и его роли в истории, о его почитании как святого до сегодняшнего дня.
Свой вклад в фильмотеку о Сергии Радонежском внес и первый канал. Он уже представлял несколько документальных фильмов на духовные темы, очередным стал фильм о преподобном Сергии, святом Заступнике Руси.
Итак, фильм снят телекомпанией «Останкино» в рамках программы «Тайны века» с Сергеем Медведевым.
С самого начала он показался мне интересен. Как и во всех подобных фильмах на первом, в нем несколько линий повествования.
1. Ведущий рассказывает историю от своего лица, при этом на заднем плане разворачиваются иллюстрации к рассказу.
В этом фильме это — места, о которых идет речь, или сыгранные актерами маленькие эпизоды. Смотрится неплохо.
В фильме показаны основные моменты из жизни Сергия Радонежского — от рассказа о его родителях, которые были людьми знатными, и рождения Варфоломея (будущего Сергия в монашестве) до переломного момента в истории Руси, когда он дал свое благословение московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой.
Есть даже рассказ о разрушительных действиях большевиков после революции в Троице-Сергиевой Лавре, где находились мощи святого (один факт меня удивил, кстати говоря, не знала о нем), и о том, как чудом они были вывезены и сохранены до наших дней.
В общем, рассказ поверхностный, о самых основных событиях. Но на мой взляд, для знакомства с этой значимой личностью широкой аудитории (а именно для нее снят фильм, как и «Остров») — этого вполне достаточно. Более глубокие подробности люди интересующиеся без труда отыщут.
2. Интервью с некоторыми людьми, в жизни которых так или иначе преподобный Сергий сыграл значительную роль. Это и прихожане Троице-Сергиевой Лавры, жизнь которых изменилась после встречи со святым. Это архимандрит Тихон Шевкунов, наместник Сретенского монастыря, больше известный широкой аудитории по книге «Несвятые святые». Это и бывший охранник Лавры, однажды ставший свидетелем видимого явления святого в монастыре.

Эти монологи дополняют рассказ, делают фильм более живым и интересным.
3. Есть в фильме и еще одна часть, посвященная старцам Троице-Сергиевой Лавры. Не знаю, почему именно в этом фильме показаны эти истории — истории помощи, иногда чудесной, людям со стороны почитаемых старцев сегодняшних дней, и о том, как со всей страны люди едут к ним со своими бедами. Прямого отношения эти эпизоды к Сергию Радонежскому не имеют.
Эта часть смущает меня тем, что, во-первых, вставлена она явно ради большего интереса для зрителей. Не секрет, что немало народу нынче разъезжает по монастырям в поисках чудесного решения каких-то своих проблем. И многие эту помощь получают, надо сказать.
Во-вторых, и к большому сожалению, слишком много людей сейчас, не осознающих абсолютно смысл существования православия и веры вообще, и духовных старцев в частности. Слишком многие относятся к ним как к магам и колдунам — по сути, цель обращения к тем и к другим у народа часто одна и та же. И это печально.
Потому что, какое бы чудо ни совершил Бог через своих служителей (а именно ими являются как опытные старцы, так и обычные священники; а вовсе не волшебниками из сказки), все обычно у человека возвращается на круги своя, если он не меняет свою жизнь. Ведь именно неправильно построенная жизнь становится причиной проблем, а искание чуда есть не что иное, как нежелание нести за нее ответственность. Ведь легче переложить ее на старца, и потом сетовать, что не взятое благословение стало причиной очередного тупика.
Ну это вот такое мое мнение, по поводу части фильма о старцах. Причем, эти батюшки действительно часто (хотя не всегда) являются людьми духовно опытными, и оттого, помолясь, они многим дают хорошие правильные советы. Но, конечно, они не маги и не экстрасенсы, чобы волшебной палочкой исправлять наши беды. Все-таки наша жизнь — зона нашей ответственности. Об этом нужно помнить всегда, касаясь этой темы.
Есть в фильме еще интересный момент. Команда первого канала обратилась к скульптору с просьбой воссоздать портрет преподобного Сергия по рассказам очевидцев, которым являлся святой — такие действительно есть, и их описания его внешности совпадают. В результате был создан бюст согласно этим описаниям, который и показан в коце фильма. Честно говоря, я так его и представляла — невероятно мудрое, доброе, одухотворенное лицо — уже не лицо, а лик.
Скульптура была подарена музею Троице-Сергиевой Лавры.
Все-таки — отличный познавательный фильм. Об этом человеке должен знать каждый русский, ведь это наша история!

Почитание преподобного Сергия

Радонежский оказал значительное благотворное воздействие на многие поколения вперед. Целью его жизни и деятельности было нравственное воспитание людей. Известный историк Ключевский считает чудом его влияние на народ. Описанию жизни преподобного посвящали себя его ученики, исследователи, историки во все времена.

Троице-Сергиева лавра, Сергиев Посад

По свидетельству Пахомия Логофета, спустя тридцать лет после смерти преподобного его мощи остались нетленными. В 1919 году советские власти подвергли мощи вскрытию и передали их в музей, располагавшийся в Троице-Сергиевой Лавре. Во время войны музейный фонд был эвакуирован в Соликамск. В 1946 году мощи были переданы церкви, теперь покоятся в Троицком соборе.

Причисление Сергия к лику святых относят к 1452 году. Радонежский также почитается как святой в католицизме. Ему посвящено более семисот храмов в мире. До появления русской живописи преподобный изображался на иконах. Позже его образ вдохновил многих художников: М. Нестерова, В. Васнецова, Н. Рериха и др. Также есть и скульптуры с образом Радонежского. Святому установлены памятники во многих российских городах, о нем написано не одно художественное произведение, снят документальный фильм.

Видение отроку Варфоломею – первая работа Михаила Нестерова из посвященных преподобному игумену

Видение отроку Варфоломею — первая работа Михаила Нестерова из цикла, посвящённого преподобному игумену Сергию Радонежскому. Художник всегда относился с особенной любовью к этому святому. Существовала семейная легенда, согласно которой в детстве Михаил находился на грани жизни и смерти, но благодаря вмешательству преподобного, чудесным образом исцелившего его, он выжил…

Надо сказать, что лечили тогда детей достаточно суровыми народными методами. Например, остужали жар на морозе или, наоборот, укладывали в прогоревшую, но очень горячую печь… Как говорится, клин клином вышибали. По словам самого художника, матери показалось, что её Миша умер. Тогда ребёнка, как полагается, обрядили и положили под иконами, на грудь поместили образок, а сами уехали на кладбище — заказывать похороны. Вернувшись, мать заметила, что ребёнок очнулся. Она до конца дней своих была уверена, что это чудо случилось благодаря заступничеству святого, которому посылали молитвы. С тех пор особенно почитаемыми и любимыми в их роду стали Сергий Радонежский и Тихон Задонский…

Михаил Васильевич писал в воспоминаниях: Сергий Радонежский «…пользовался у нас в семье особой любовью и почитанием». В детские годы этот святой «был нам близок, входил… в обиход нашей духовной жизни». И в творческой жизни художника Радонежский игумен занимал особое место. Первой из цикла произведений, посвящённых жизни и деяниям преподобного Сергия Радонежского (в миру — Варфоломей), стала картина «Видение отроку Варфоломею», написанная в 1890 году.

На картине изображён эпизод жития святого

Зарисовки пейзажей художник писал в 1889 году в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, поселившись в деревне Комякино недалеко от Абрамцева. Это бывшее имение Аксаковых, превратившееся с переходом к Мамонтовым из подмосковной дачи писателей в дачу художников, впоследствии стало одним из излюбленных мест Нестерова.

Как известно, Савва Мамонтов очень любил приглашать к себе в гости уже состоявшихся, знаменитых художников: Серова, Васнецова, Билибина, Врубеля. Бывал там и Нестеров. И на рассматриваемой нами картине запечатлены именно абрамцевские пейзажи. Об этом впоследствии писал сам художник.

На полотне изображён один из эпизодов жития Сергия Радонежского. В отличие от двух братьев, в детстве ему трудно давалось учение. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает.

Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания». Этот момент жития святого и изображен на нестеровском полотне.

Историю создания картины Нестеров описал сам

Первый этюд будущей картины сохранился в альбоме зарисовок, созданных во время заграничного путешествия. Впрочем, Михаил Васильевич сам описывает историю создания «Видения» в книге воспоминаний «Давние дни», выпущенной им в 1942 году незадолго до смерти:

«Я прямо поехал в Москву. Повидал кое-кого из приятелей и уехал в Хотьков монастырь. Нанял избу в деревне Комякине, близ монастыря, и принялся за этюды к «Варфоломею». Окрестности Комякина очень живописны: кругом леса, ель, берёза, всюду в прекрасном сочетании. Бродил целыми днями. В трёх верстах было и Абрамцево, куда я теперь чаще и чаще заглядывал. Ряд пейзажей и пейзажных деталей были сделаны около Комякина. Нашёл подходящий дуб для первого плана, написал самый первый план, и однажды с террасы абрамцевского дома совершенно неожиданно моим глазам представилась такая русская, русская осенняя красота.

Слева холмы, под ними вьется речка (аксаковская Воря). Там где-то розоватые осенние дали, поднимается дымок, ближе — капустные малахитовые огороды, справа — золотистая роща. Кое-что изменить, что-то добавить, и фон для моего «Варфоломея» такой, что лучше не выдумать. И я принялся за этюд. Он удался, а главное, я, смотря на этот пейзаж, им любуясь и работая свой этюд, проникся каким-то особым чувством «подлинности», историчности его: именно такой, а не иной, стало мне казаться, должен быть ландшафт. Я уверовал так крепко в то, что увидел, что иного и не хотел уже искать».

Модель для фигуры мальчика искал долго

В процессе работы над картиной Нестеровым было сделано множество различных этюдов. До самых точнейших деталей был проработан этюд дуба, около которого стоит схимник.

По первоначальной задумке Варфоломей стоял перед старцем спиной к зрителю. Лица его не было видно, а вся фигура со светловолосой головой и нарядная одежда скорее напоминали образ сказочного пастушка Леля, а не будущего подвижника. Акцент здесь приходится на фигуру схимника. В дальнейшем смысловым центром всей картины стала фигурка мальчика. Вернёмся к воспоминаниям Нестерова:

«Оставалось найти голову для отрока, такую же убедительную, как пейзаж. Я всюду приглядывался к детям и пока что писал фигуру мальчика, писал фигуру старца… Время шло, было начало сентября. Я начал тревожиться, — ведь надо было ещё написать эскиз. В те дни у меня были лишь альбомные наброски композиции картины, и она готовой жила в моей голове, но этого для меня было мало. А вот головы, такой головы, какая мне мерещилась для будущего преподобного Сергия, у меня ещё не было под рукой»…

Прообразом герою послужила девочка

«И вот однажды, идя по деревне, я заметил девочку лет десяти, стриженую, с большими широко открытыми удивлёнными голубыми глазами, болезненную. Рот у неё был какой-то скорбный, горячечно дышащий. Я замер, как перед видением. Я действительно нашёл то, что грезилось мне: это и был «документ», «подлинник» моих грёз. Ни минуты не думая, я остановил девочку, спросил, где она живёт, и узнал, что она комякинская, что она дочь Марьи, что изба их вторая с краю, что её, девочку, зовут так-то, что она долго болела грудью, что вот недавно встала и идёт туда-то. На первый раз довольно. Я знал, что надо было делать. Художники в Комякине были не в диковинку, их не боялись, не дичились, от них иногда подрабатывали комякинские ребята на орехи и прочее.

Я отправился прямо к тётке Марье, изложил ей всё, договорился и о «гонораре», и назавтра, если не будет дождя, назначил первый сеанс. На моё счастье, назавтра день был такой, как мне надобно: серенький, ясный, тёплый, и я, взяв краски, римскую лимонную дощечку, зашёл за моей больнушкой и, устроившись попокойнее, начал работать. Дело пошло ладно. Мне был необходим не столько красочный этюд, как тонкий, точный рисунок с хрупкой, нервной девочки. Работал я напряжённо, стараясь увидать больше того, что, быть может, давала мне моя модель. Её бледное, осунувшееся с голубыми жилками личико было моментами прекрасно. Я совершенно отождествлял это личико с моим будущим отроком Варфоломеем. У моей девочки не только было хорошо её личико, но и ручки, такие худенькие, с нервно сжатыми пальчиками. Таким образом, я нашёл не одно лицо Варфоломея, но и руки его».

Первый вариант картины выставлен в Уфе

В середине сентября 1889 года Михаил Васильевич снял дачу недалеко от Абрамцево и приступил к картине. Вот что писал художник о своей жизни в то время: «Жилось мне в те дни хорошо. Я полон был своей картиной. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда.

Начались дожди, из дому выходить было неприятно, перед глазами были тёмные, мокрые кирпичные сараи. Даже в Абрамцево нельзя было попасть, так велика была грязь. И лишь на душе моей тогда было светло и радостно. Питался я скудно. Моя старуха кухарка умела готовить только два блюда — кислые щи да кашу. Так я прожил до середины октября. Нарисовал углем картину и за это время успел убедиться, что при такой обстановке, один-одинешенек, с плохим питанием, я долго не выдержу, — и решил спасаться к моим уфимцам».

Холст был свернут на скалку и увезен в Уфу в дом родителей, где Михаилу Васильевичу для работы был выделен зал с большими окнами. В начале ноября будущее «Видение отроку Варфоломею» было начато красками. Этот первый, незаконченный вариант картины остался в Уфе и через 50 лет стал собственностью Башкирского художественного музея. В нём написана только верхняя, пейзажная, часть, всё остальное — рисунок углем.

От картины исходит тепло

Глядя на картину «Видение отроку Варфоломею», нельзя не заметить тепла, исходящего от неё. Почти все цвета, что использует художник, солнечные и радостные: жёлтый, оранжевый, зелёный, коричневый, охра.

На переднем плане картины видим две центральные фигуры – инока и отрока, окружённых осенним русским пейзажем. На втором – холм, заросший высокой травой. Она уже почти вся пожелтела и местами высохла, но всё же на её фоне хорошо видны небольшие нежно-голубые цветы. Глубину картине придают холмы, расположенные по бокам: слева – жёлто-зелёный, поросший высокими елями, а справа – красно-жёлтый.

На заднем плане виднеется засеянное золотой пшеницей поле, а на его краю – две ветхие, чуть покосившиеся, тёмные избушки. За ними изображена деревянная, уже не новая церковь с ярко-голубыми куполами в окружении стройных берёз и елей. Напротив неё, через дорогу, вьётся, поблёскивая, небольшая речушка. Вода в ней чистая и прозрачная.

Маленький Варфоломей изображён в простой белой крестьянской рубахе. На поясе виден кнут, а с руки свисает уздечка. Как было сказано выше, согласно житию, отец мальчика послал его разыскивать потерявшуюся лошадь. Глядя в глаза отроку, можно увидеть всю чистоту его души. Они смотрят на старца очень серьёзно, по-взрослому, как будто видит своё будущее предназначение.

Некоторую таинственность картине придаёт то, что лицо святого скрыто надвинутым куколем. Видно, что старец бережно держит в своих руках ларец. В этом усматривается любовь и нежность, которые направлены в сторону отрока. Варфоломей же, стоя перед иноком, сложил молитвенно руки, а его ноги, чуть согнутые в коленях, красноречиво свидетельствуют о явном преклонении перед святостью старца.

Почему нимб написан в фас

Следует отдельно упомянуть и о золотом нимбе, окружающем голову инока. После того, как в 1890 году полотно было впервые продемонстрировано на выставке передвижников, именно эта небольшая деталь вызвала нешуточные споры среди художников. Они сразу же заметили одно характерное несоответствие: лицо старца написано в профиль, а сам нимб почему-то в фас.

Следуя художественной правдоподобности, святость должна была быть изображена лишь тонкой золотой линией, а не кругом, как на картине. Но, скорее всего, нарисовав эту деталь таким образом, художник Михаил Нестеров хотел привлечь внимание зрителей не к лику святого, т. е. к его внешним чертам, а именно к его праведности.

Сама картина написана очень гармонично. Соломенные волосы мальчика напоминают осенние поля и пожелтевшие листья на берёзах, а его сапожки и штанишки выполнены теми же красками, что и куколь старца. Интересная деталь: у ног мальчика растет очень слабенькая и тоненькая ёлочка, похожая на него, а сзади старца – дуб, старый и морщинистый, как и сам инок. Это дерево всегда олицетворяло мудрость и величие.

Продолжая сравнивать образ старца и отрока, невозможно не отметить, что простая белая рубашка на мальчике – это самая яркая деталь, находящаяся в центре картины. Она символизирует чистоту и юность, тогда как тёмные, почти чёрные одежды инока – мудрость, приходящую с годами, и старость.

Левитану картина понравилась

Нестеров готовил свою картину к XVIII Передвижной выставке. Работы художников, не входивших в Товарищество передвижников, отбирались и принимались его членами на общем собрании тайным голосованием.

«Пришёл Левитан. Смотрел долго, отходил, подходил, вставал, садился, опять вставал. Объявил, что картина хороша, очень нравится ему и что она будет иметь успех. Тон похвал был искренний, живой, ободряющий… Каждый день бывал кто-нибудь из художников, и молва о картине среди нашей братии росла и росла, пока однажды утром не пожаловал сам Павел Михайлович (Третьяков — авт.)… Собираемся и едем большой компанией в Петербург. Мы, тогдашняя молодежь, ещё экспоненты, подлежим суду, и строгому, членов Товарищества. Многие из нас будут через несколько дней, быть может, забракованы, и кто здесь, в этой зале, останется — одному богу известно.

День этот настал. Вечером суд. Мы, экспоненты, томимся ожиданием где-нибудь в квартире молодого петербургского приятеля, на этот раз у Далькевича, на его мансарде. Я нервничаю, хотя общее мнение таково, что я обязательно буду принят. Однако есть признаки и плохие: отдельные влиятельные члены — господа Мясоедов, Лемох, Маковский, Волков и ещё кто-то — моей картиной недовольны, находят её нереальной, вздорной, ещё хуже того — «мистической».

Наконец часу в первом ночи влетают двое: Аполлинарий Васнецов и Дубовский, молодые члены Товарищества, и провозглашают имена тех, кто принят. Все присутствующие попали в число их, и я тоже. Радость общая».

Споры вокруг полотна

Картина была выставлена и вызвала много споров. Критик Владимир Кинг-Дедлов писал тогда: «Картина была иконою, на ней было изображено видение, да ещё с сиянием вокруг головы, — общее мнение забраковало картину за её «ненатуральность». Конечно видения не ходят по улицам, но из этого не следует, что никто никогда их не видел. Весь вопрос в том, может ли его видеть нарисованный на картине мальчик».

Художник Григорий Мясоедов на открывшейся выставке отвёл Михаила Нестерова в сторону и всячески пытался убедить, чтобы тот закрасил золотой венчик: «Поймите, ведь это же абсурд, бессмыслица, даже с точки зрения простой перспективы. Допустим на минуту, что вокруг головы святого сияет золотой круг. Но ведь вы видите его вокруг лица, повернутого к вам en face? Как же можете вы видеть таким же кругом, когда это лицо повернется к вам в профиль? Венчик тогда тоже будет виден в профиль, то есть в виде вертикальной золотой линии, пересекающей лицо. А вы рисуете его вокруг профиля таким же кругом, как вокруг лица».

«Видение отроку Варфоломею» находится в Третьяковской галерее

С другой стороны, Михаил Соловьев в своей статье «Русское искусство в 1889 году» писал: «Манера Нестерова вполне оригинальна. В ней нет подражания ни прерафаэлитам, ни романтикам, ни г. Васнецову. Он не подновляет и наших старых иконописцев. Тем не менее картина его проникнута национальным, русским духом… Молодой московский художник вдохновляется иными идеями, коренящимися в глубине народного религиозного чувства».

Хотя хвалебных отзывов было немного, Павел Михайлович Третьяков приобрёл полотно для своей коллекции и теперь оно находится в собрании Третьяковской галереи в Москве.

У Нестерова будет ещё много замечательный картин. Но такой чистой, такой искренней, проникнутой поэзией работы больше нет…

Наталья Швец

Репродукция к картине Михаила Нестерова «Видение отрока Варфоломея»

4 апреля 2019 года в 14-00 в ТОУНБ имени А.С. Пушкина в рамках курсов повышения квалификации отдела духовно-нравственного воспитания «Педагогические условия эффективного процесса воспитания и социализации обучающихся» состоится вебинар «Сергий Радонежский – печальник Земли Русской», посвященный празднованию 705-летию со дня рождения Сергия Радонежского, православного святого, молитвенника и заступника за Русскую землю, основателя Троице-Сергиевой лавры.

Стать участником данного мероприятия могут все желающие: читатели библиотек, учителя и обучающиеся образовательных организаций. Форма участия как очная на площадке ТОУНБ имени А.С. Пушкина (ул. Карла Маркса, 14), так и онлайн.

В качестве основного спикера выступит протоиерей Андрей Туров, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации и Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Томской епархии, член Общественной палаты Томской области.

О своем решении участвовать в вебинаре, просим сообщить до 01 апреля по эл. почте [email protected] Федотовой Ольге Викторовне, руководителю отдела культурно-просветительской работы и социокультурных связей ТОУНБ имени А.С. Пушкина или по телефону 8(3822)51-30-76.

Приглашаем войти в состав участников вебинара!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *