Шизофрения и православие

Пожилые люди, то есть люди в возрасте 60 лет и старше, вносят важный вклад в общество, являясь членами семей, добровольцами, а также активными работниками. В то время как большинство пожилых людей имеют хорошее психическое здоровье, многие пожилые люди подвергаются риску развития психических расстройств, неврологических расстройств или проблем, обусловленных употреблением психоактивных веществ, а также других нарушений здоровья, таких как диабет, потеря слуха и остеоартрит. Кроме того, по мере старения люди с большей вероятностью могут иметь несколько нарушений здоровья одновременно.

Проблема

Население мира быстро стареет. За период с 2015 по 2050 год доля пожилых людей в мире, по оценкам, удвоится примерно с 12% до 22%. В абсолютном выражении ожидается увеличение числа людей старше 60 лет с 900 миллионов до 2 миллиардов человек. Пожилые люди сталкиваются с особыми проблемами в плане физического и психического здоровья, которые необходимо признать.

Более 20% взрослых в возрасте 60 лет и старше страдают психическими или неврологическими расстройствами (за исключением расстройств, связанных с головной болью), а 6,6% всей инвалидности (количество лет жизни, скорректированных на инвалидность – DALYs) среди людей старше 60 лет вызвано неврологическими и психическими расстройствами. На эти нарушения здоровья среди пожилого населения приходится 17,4% лет жизни, прожитых с инвалидностью (ЛПИ). Самыми распространенными нейропсихиатрическими расстройствами в этой возрастной группе являются деменция и депрессия, затрагивающие, соответственно, около 5% и 7% пожилого населения мира. Тревожными расстройствами страдают 3,8% пожилых людей, от проблем, вызванных использованием психоактивных веществ — почти 1%, а порядка 25% смертности от причинения себе вреда приходится на долю людей в возрасте 60 лет или старше. Проблемы, вызванные использованием психоактивных веществ, среди престарелых нередко остаются незамеченными или неверно диагностируются.

Медицинские работники и сами пожилые люди не уделяют должного внимания проблемам психического здоровья, а стигма, связанная с психическими болезнями, обуславливает нежелание людей обращаться за помощью.

Факторы риска проблем психического здоровья среди пожилых людей

В любой момент жизни человека его психическому здоровью могут угрожать самые различные факторы риска. На пожилых людей, помимо обычных факторов стресса, возникающих в жизни всех людей, могут также воздействовать более характерные для старости факторы, такие как значительное и неуклонное ухудшение способностей и снижение функциональных возможностей. Так, пожилые люди могут сталкиваться с ограниченной мобильностью, испытывать хроническую боль, дряхлость или другие проблемы со здоровьем, в силу которых им требуется та или иная форма долгосрочного ухода. Кроме того, в жизни пожилых людей могут значительно чаще происходить такие события, как потеря близких или снижение социально-экономического статуса после выхода на пенсию. Все эти факторы могут приводить к изоляции, одиночеству или психологическим расстройствам, в результате чего им может потребоваться долгосрочный уход.
Психическое здоровье оказывает воздействие на физическое здоровье и наоборот. Например, у пожилых людей с такими состояниями, как болезнь сердца, выше показатели депрессии, по сравнению с теми, у кого хорошее здоровье. И наоборот, если не лечить депрессию у пожилого человека с болезнью сердца, то это может негативно воздействовать на исход физической болезни.

Кроме того, пожилые люди могут подвергаться плохому обращению, включая физическое, сексуальное, психологическое, эмоциональное, финансовое и материальное плохое обращение, заброшенность, оставление без внимания, а также серьезное пренебрежение к человеческому достоинству и неуважение. Имеющиеся на сегодняшний день фактические данные позволяют предполагать, что каждый десятый пожилой человек подвергается плохому обращению. Плохое обращение с пожилыми людьми может вызывать не только физический ущерб, но и также серьезные, подчас долговременные, психологические последствия, включая депрессию и тревогу.

Деменция и депрессия у пожилых людей — проблема общественного здравоохранения

Деменция

Деменция — синдром, обычно хронического или прогрессирующего характера, при котором происходит деградация памяти, мышления, поведения и способности выполнять повседневные функции.

По оценкам, в мире 50 миллионов человек живет с деменцией, причем 60% больных деменцией проживает в странах с низким и средним уровнем дохода. По прогнозам, общее число людей с деменцией увеличится до 82 миллионов в 2030 году и до 152 миллионов в 2050 году.

С деменцией связаны существенные социальные и экономические проблемы в виде прямых затрат на медицинскую, социальную и неформальную помощь. Помимо этого, физические, эмоциональные и экономические трудности могут вызывать значительный стресс у членов семьи и лиц, осуществляющих уход. Медико-санитарная, социальная, финансовая и правовые системы должны оказывать поддержку как людям с деменцией, так и тем, кто заботится о них.

Депрессия

Депрессия может вызывать большие страдания и приводит к ограничению функционирования в условиях будничной жизни. Униполярная депрессия затрагивает 7% всех престарелых, а на ее долю приходится 5,7% общей инвалидности (DALYs) среди людей старше 60 лет. В условиях первичной помощи депрессия недостаточно диагностируется, и не все больные получают лечение. Симптомы депрессии у пожилых людей нередко не получают должного внимания и лечения, поскольку совпадают с другими проблемами пожилого возраста.

В условиях первичной помощи депрессия недостаточно диагностируется, и не все больные получают лечения. Симптомы депрессии у пожилых людей нередко не получают должного внимания и лечения, поскольку совпадают с другими проблемами пожилого возраста.

Стратегии лечения и ухода

Важно подготовить медицинских работников и общество к удовлетворению особых потребностей пожилых людей, включая:

  • подготовка специалистов здравоохранения по вопросам оказания помощи в преклонном возрасте;
  • профилактика и ведение возрастных хронических болезней, включая психические, неврологические нарушения и нарушения, связанные с употреблением психотропных веществ;
  • разработка устойчивой политики долгосрочной и паллиативной помощи; и
  • создание учитывающих возрастные особенности услуг и условий.

Медико-санитарное просвещение

Состояние психического здоровья пожилых людей можно улучшить за счет пропаганды активного и здорового старения. Медико-санитарное просвещение с учетом проблем психического здоровья пожилых людей связано с созданием жилищных условий и обстановки, которые укрепляют благополучие и позволяют людям вести здоровый и интегрированный образ жизни. Пропаганда психического здоровья зависит, главным образом, от той стратегии, которая обеспечивает наличие у пожилых необходимых ресурсов для удовлетворения своих основных потребностей, таких как:

  • обеспечение безопасности и свободы;
  • подходящее жильё благодаря благоприятной жилищной политике;
  • социальная поддержка престарелых и лиц, оказывающим им помощь;
  • медико-санитарные и специальные программы, нацеленные на уязвимые группы людей, например одиноких, жителей сельских районов или лиц, страдающих хроническими или рецидивными психическими или физическими болезнями;
  • программы предотвращения насилия или плохого обращения с пожилыми; и
  • программы развития в местных сообществах.

Мероприятия

Быстрое распознавание и лечение психических, неврологических нарушений и нарушений, связанных с употреблением психотропных веществ, у пожилых людей являются ключевым фактором. Рекомендуются как психосоциальные вмешательства, так и лекарства.

В настоящее время нет лекарства, которое излечивало бы деменцию, но можно многое сделать для поддержки и улучшения качества жизни людей с деменцией, тех, кто оказывает им помощь, и членов их семей, в частности:

  • ранняя диагностика, с тем чтобы содействовать раннему и оптимальному ведению болезни;
  • оптимизация физического и психологического здоровья и оптимизация благосостояния;
  • выявление и лечение сопутствующих физических болезней;
  • выявление и ведение проблематичных поведенческих и психологических симптомов;
  • предоставление информации и долгосрочная поддержка лиц, оказывающих помощь.

Помощь в местных сообществах

Для содействия повышению уровня здоровья пожилых, профилактике заболеваний и ведению хронических болезней важно наличие хорошей общей медико-санитарной и социальной помощи. Поэтому подготовка всех медицинских работников для работы с проблемами и нарушениями, связанными со старением, приобретает важное значение. Критическим элементом является эффективная первичная психологическая помощь престарелым на уровне общин. Не менее важно и делать упор на долгосрочном уходе за престарелыми, страдающими от психических нарушений, а также обеспечивать образование, профессиональную подготовку и поддержку лиц, оказывающих помощь.

Для обеспечения наивысшего качества обслуживания людей с психическими заболеваниями и тех, кто за ними ухаживает, нужна соответствующая и благоприятная законодательная среда, основанная на принятых на международном уровне стандартах прав человека.

Деятельность ВОЗ

ВОЗ поддерживает правительства в достижении цели укрепления психического здоровья и содействия ему среди пожилых людей с интеграцией эффективной стратегии в политику и планы. В 2016 г. Всемирная ассамблея здравоохранения приняла «Глобальную стратегию и план действий по проблеме старения и здоровья». Одна из целей этой глобальной стратегии заключается в том, чтобы привести системы здравоохранения в соответствие с потребностями пожилых людей в области психического, а также физического здоровья. Она, в частности, предусматривает следующие меры: ориентация систем здравоохранения на внутренние способности и функциональные возможности; организация и обеспечение приемлемого в ценовом отношении доступа к качественной и комплексной клинической помощи, ориентированной на пожилых; и обеспечение стабильного состава должным образом подготовленных, трудоустроенных и управляемых кадров здравоохранения.
Комплексный план действий в области психического здоровья на 2013–2020 гг. представляет собой обязательство всех государств–членов ВОЗ принять конкретные меры по укреплению психического благополучия, предупреждению психических расстройств, обеспечению медицинской помощи, ускорению выздоровления, укреплению прав человека и снижению смертности, заболеваемости и инвалидности лиц с психическими расстройствами, в том числе среди пожилых людей. В нем ставится четыре ключевых задачи:

  • укреплять эффективное лидерство и руководство в области охраны психического здоровья;
  • обеспечивать на первичном уровне комплексную, интегрированную и чутко реагирующую на изменения медико-санитарную и социальную помощь;
  • осуществлять стратегии укрепления психического здоровья и профилактики в области психического здоровья;
  • укреплять информационные системы, фактические данные и исследования в области психического здоровья.

Депрессия, психозы, суицид, эпилепсия, деменция и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, включены в Программу действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области охраны психического здоровья (mhGAP), которая направлена на совершенствование помощи при психических, неврологических расстройствах и расстройствах, связанных с употреблением психоактивных веществ, за счет предоставления рекомендаций и инструментов для организации медико-санитарного обслуживания в районах с недостаточными ресурсами. Пакет mhGAP включает меры по профилактике и лечению каждого из этих приоритетных состояний в неспециализированных учреждениях здравоохранения, в том числе предназначенных для пожилых людей.

ВОЗ признает деменцию в качестве проблемы общественного здравоохранения и опубликовала доклад «Деменция: приоритет общественного здравоохранения», в котором призывает к действиям на международном и национальном уровнях. В марте 2015 года ВОЗ организовала первую Конференцию на уровне министров по глобальным действиям против деменции, которая способствовала повышению осведомленности в отношении обусловленных деменцией проблем для общественного здравоохранения и экономики, содействовала лучшему пониманию ролей и обязанностей государств-членов и заинтересованных сторон и привела к принятию «Призыва к действиям», поддержанного участниками конференции.
В мае 2017 г. Всемирная ассамблея здравоохранения одобрила «Глобальный план действий сектора общественного здравоохранения по реагированию на деменцию на период 2017–2025 годов». В Плане содержится всеобъемлющая программа действий для лиц, формулирующих политику, международных, региональных и национальных партнеров и ВОЗ в таких областях, как повышение осведомленности о деменции и разработка инициатив по созданию благоприятных условий для людей с деменцией; сокращение риска деменции; диагностика, лечение и уход; исследования и инновации; и поддержка лиц, осуществляющих уход за людьми с деменцией. Цель плана заключается в том, чтобы улучшить жизнь людей с деменцией, лиц, осуществляющих за ними уход, и их семей, сократив при этом последствия деменции для отдельных лиц, сообществ и стран. В рамках усилий по практической реализации Плана была создана Глобальная обсерватория по деменции — международная платформа эпиднадзора, предназначенная для лиц, формулирующих политику, и исследователей и призванная упростить мониторинг и обмен информацией, касающейся политики в отношении деменции, предоставления услуг, эпидемиологической обстановки и научных исследований.

Костянтин Стогній Телеведучий 06 травня 2011, 18:53

В Светлый день Пасхи у меня возникло острое желание задуматься о вещах не простых. И желание было настолько велико, что подумалось о Божественном происхождении иных наших помыслов. Зная сложности раскрытия религиозных тем (в прошлом году секта, где главарь насиловал прихожанок, слала проклятия на головы журналистов) гнал поначалу от себя мысль о написании нижеследующей статьи.
Но в маленькой, мало кому известной церквушке, во время нестройного, но задушевного пения церковного хора, текст сам обрел чёткую структуру в моей голове.
Вспомнилась открыточка – светловолосый, сильно напоминающий языческого Леля, Христос в светло-оранжевой, какой-то кришнаитской ночнушке и голубой простыне, держит в руках неглубокую корзинку с куличами, писанками и веточками вербы; его босые ноги перекрывает лента с надписью: «Христос воскрес!». Открыточку подарил коллега по службе в МВД. Он не воцерквлённый человек, но чтит народный обычай. А то, что открыточка, наверняка, не благословлена Церковью, так, поди, их разбери, церкви-то эти! Главное, что от души.
Тайны народа чиги
Насколько известно, первые пасхальные открытки, после обретения Украиной независимости, выпустило издательство «Столичная газета» и картинка на них больше напоминала о пионерии, нежели о важном христианском празднике. А для Православия этот праздник, не то чтобы важный, а основополагающий. Объясняют так: родится от Святого духа – это всякий сможет, а вот Воскреснуть дано не всякому. Уместно ещё и другое объяснение: зимой, на Рождество Христово в наших широтах ничего не происходит, не сопутствует этот праздник исконным народным культам. А вот Пасха – это окончательный приход Весны. Совсем недавно, 22 марта её зазывали в сёлах печёными жаворонками и вот она, наконец-то, пришла. После нескончаемой стужи, после зимних холодов, после беспросветных дней. Приход яснолицей Государыни Весны в наших краях – это событие намного более важное, чем на родине христианства, где всегда лето.
Скорее из почтения к народной традиции, как и генерал-майор, что подарил мне открыточку с Лелем-Христом, на Пасху поехали мы в православный храм. Даже не то чтобы в храм, а так в деревянную церквушечку. Село старинное, жаль, что вымирающее. Всего двенадцать дворов осталось. А всё ж таки село, потому что «церква» своя есть. Если кто не знал, то село от деревни только наличием церкви и отличается. «Церква» в этом селе тоже очень старинная. По преданию, ещё Богдан Хмельницкий к её строительству самолично приложился. Любопытно, что основатель Войска Запорожского Богдан Михайлович Хмельницкий был родом из Чигирина, то есть, имел прямое отношение к загадочному народу чиги, что существенно повлиял на Украину и Россию, а следов после себя почти не оставил. Иван Грозный с чиги сообщался через Иноземный приказ. При Иоанне Васильевиче самым славным представителем народа чиги был завоеватель Сибири Ермак Тимофеевич по фамилии… Чигин. Ещё из истории известно, что именно казаки-чиги посадили на Русский престол первого Романова – Михаила Фёдоровича, оказав ему своевременное физическое содействие в самый решающий момент избрания на Земском Соборе. Православный народ чиги нынче зовётся «украинцами» и «русскими» и смиренно молится в своих старинных церквях.
Намеренно не сообщаю, где это село, и к какому патриархату (Киевскому или Московскому) относится церковь, где довелось отстоять Всенощную на Пасху, чтобы не вносить ещё и свою лепту в дело нелепого раскола между православными церквями. Вообще-то, если уж начистоту, то в Нагорной проповеди Иисус вообще возбранял молиться напоказ: «5. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 6. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Слышите? Видите? «…Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему». В тайне. Но у нас в народе принято на Пасху не в комнате запираться, а идти в церковь, в люди. В явно.
Тут на память приходит пример из «Бесед и суждений Конфуция». Некий китайский правитель хотел запретить впредь обряд принесения в жертву барана в день извещения о новолунии. А Конфуций, который служил у него советником, отсоветовал это делать, сказав: «Господин! Ты дорожишь этим бараном, а я дорожу этим ритуалом».
В наши дни, когда получить на свою снедь капельки святой воды стало модной традицией, за настоящим пасхальным ритуалом приходится уезжать всё дальше от Киева. Иначе тётки с пасками и крашенками в корзинках затопчут, запихают, загомонят, а вот осознать всю глубину Дня святого Воскресения не дадут. Однако «14…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15. а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». В Киеве мне трудно прощать, потому и удалился в старинную церковь народа чиги, который безропотно, как святые Борис и Глеб, растворился среди нас во имя единства людей православной веры.
Предательство за предательством
Бабушки-старушки не стали скрывать, что узнали «Стогния из телевизора», но на церемонии это никак не сказалось. В деревянной «намоленной» церкви дышалось легко, и мысли были ясны. Вспомнилось ещё из Нагорной проповеди: «7. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; 8. не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него».
Наверняка, целая ночь молитвенных песнопений – это и есть то лишнее, языческое, о чём предупреждал Иисус. Но было хорошо, благостно, и душа была разверзнута нараспашку. Мысли, идеи, образы, которые приходят в такое время на сердце, в душу, на ум – разве они наши собственные? Разве не являются они гласом свыше нашему духу? Когда мы говорим Богу – это молитва. Но когда Бог говорит с нами – разве это шизофрения?
Скорее, шизофренией назову раскол внутри православных церквей. Мне, как журналисту приходит на ум, возможно, не политкорректное сравнение продвижения христианства с распространением тиража некоего средства массовой информации «Христианская Вера». Центральная редакция в Константинополе, разумеется. Именно там христианство было признано государственной религией в 325 году при императоре Константине. В Риме традиционно, ещё со времён апостолов Петра и Павла, была дополнительная редакция для Латинского мира, и она платила Константинополю франшизу. Потом около 867 года римский епископ Николай I отказался выплачивать франшизу константинопольскому патриарху Фотию и сам стал патриархом, то есть римским папой (читай, главным редактором издания «Христианская Вера» в Риме»). Процесс пошёл.
В 1589 году в Москве стараниями последнего Рюрика, царя Фёдора Иоанновича патриаршее достоинство было усвоено митрополиту Иову лично константинопольским патриархом Иеремией II. А что Иеремии оставалось делать Константинопольский патриархат был полностью разгромлен турками. Русский царь Фёдор Иоаннович незаслуженно оболган династией Романовых, как «больной и слабоумный». Но никому досель из «здоровых и сильноумных» не удавалось учредить в своём царстве собственный православный патриархат. Вообще-то и царство Русское только тогда началось, когда там свой патриархат завёлся, а до того отец царя Фёдора Иоанн Васильевич был Великий князь и не более того, как бы Грозный не тщился. Не будем забывать, что и Волгу великой русской рекой именно Фёдор Иоаннович сделал, поставив на ней за 15 лет правления цепь русских городов-крепостей – Самару, Симбирск, Саратов, Царицин и т.д…
Но нас интересует московская редакция СМИ «Христианская Вера» в Москве», Московский патриархат. «Франшизу» он более Константинополю не платил.
И у Римской католической церкви были свои расколы и у Московской православной. Пришёл черёд и Киева. Христианство на Русь из Киева пошло, а Москва к началу 90-х прошлого столетия сильно ослабла. Приверженцы Украинской православной церкви Киевского патриархата возводят её историю к Киевской Митрополии, находившейся в юрисдикции Константинопольской Церкви, отрицая законность её перехода под юрисдикцию Московского Патриарха в 1686 году при царевне-регенте Софье Алексеевне Романовой. Тем не менее, Киевский патриархат не желает выплачивать «франшизу» ни Константинополю, ни Москве, и выпускает своё СМИ «Христианская Вера» в Киеве». У каждого своя правда.
Кары Божии заслуженны и справедливы
Самое неприятное во всей этой истории, то, что многочисленные «редакции» СМИ «Христианская Вера» в результате столь же многочисленных расколов извелись, что называется, «до мышей». По моему наблюдению, типичный прихожанин в православной церкви, что Киевского патриархата, что Московского – это человек, зашоренный собственным непосредственным самосохранением и материальным благосостоянием, интересующийся окружающими лишь в той степени, в которой это окружение служит средством для достижения его собственного благополучия. «Раб Божий» не обязан быть воодушевлён общественными идеалами, патриотизмом или благом других. Не смотря на то, что по великим праздникам в роскошных православных храмах появляются «номенклатурные подсвечники», неясно, зачем православные прихожане, особенно в московско-патриаршем варианте вообще будут служить в украинской армии или рисковать жизнью в украинской милиции. Даже в мирные времена киево-патриаршее или московско-патриаршее православие не указывает причин, зачем лучшим людям общества выбирать службу отечеству или государству вместо частной жизни, посвящённой молитве и зарабатыванию копейки на хлеб насущный. Совершенно не ясно, зачем прихожанину православной церкви принимать активное участие в жизни своего общества, быть щедрым с бедными и даже приносить жертвы, необходимые для содержания семьи, если в идеале у него – одинокий бездетный старец в самокопанной пещере.
Помимо вопроса – можно ли создать жизнеспособное общество, где совершенно ни в ком нет гражданского духа, есть ещё более важный вопрос: а не правы ли те, кто призирает людей, в вере своей не способных приподняться выше куличей с яйцами и прочих трапезных потребностей?
Может быть, необычайно расплодившиеся в Украине секты – лишний пример того, как некий импульс заставляет человека возвышаться над примитивными природными, так называемыми «народными» потребностями? Не исключено, что уход какой-то активной части христианского населения в секты отражает некую тягу к перешагиванию через себя, лежащую в основе возвышенных чувств патриотизма, храбрости, благородства и альтруизма. Не связана ли необычайная популярность лжехристианских сект каким-то образом с моральной стороной природы человека? Не обращаются ли апологеты сектантского движения к той части человека, что находит удовлетворение в жертвовании интересами тела ради целей и принципов, лежащих вне тела? Вспомним, ведь и само христианство выродилось из секты учеников и родственников Христа. И даже эта секта раскололась, когда младший брат Христа – Яков, возглавивший секту, остался в Иерусалиме с матерью Христа Марией и с женщиной, к которой Иисус явился после Воскресения Марией Магдалиной. В то же время, апостол, трижды отрёкшийся от Учителя, Пётр совместно с апостолом, никогда не видевшим Спасителя, Павлом основали новую христианскую секту в Риме. Но сам-то Иисус Христос никогда не был христианином. И крестным знамением себя ни разу не осенял.
Определяя борьбу за признание, как нечто в основе своей истинно христианское, нынешние лжехристианские секты пытаются почтить и как бы сохранить некоторый моральный аспект христианской жизни, который полностью игнорируется Киевским и Московским патриархатом. Впрочем, Киевский патриархат тоже хочет признания, от Московского патриархата, прежде всего. Что, согласитесь, иной раз выглядит как-то ущербно.
Притча о благоразумном строителе
Ещё до того, как стать патриархом Московским, архиепископ Кирилл предлагал Украинской Автокефальной Православной Церкви присоединиться к Русской Православной церкви со статусом заграничной церкви и сохранением автокефалии. «Он сказал… я вам предлагаю статус, который имеет зарубежная Русская Православная Церковь – вы сохраняете за собой автокефалию, то устройство которое вы имеете, все Ваши церкви, средства будут в вашем распоряжении, единственное – будете присутствовать на Соборах владыки Владимира Сабодана и поминайте его имя, меня не нужно, и тогда вы будете каноническими, выйдете на арену мирового православия». То есть, франшизу изданию «Христианская Вера» в Москве» киевской редакции издания «Христианская Вера» в Киеве» платить не нужно, но в исходных данных московскую редакцию указывать потребуется.
Киевский патриархат почти согласен. «Потому что, какой бы ни был мир, он лучшей, чем война», – полагают там. Мир между КП и МП нужен хотя бы потому, что им вместе нужно идти войной на лжехристианские секты – такое понимание пришло ко мне во время бдения Всенощной на Великий день. И опять война эта будет за признание.
Особенно после Оранжевой революции признание людьми единства Православной церкви возникает в качестве центрального фактора украинской политической жизни. Единство православной веры оказывается в некотором смысле связано с хорошим политическим строем, поскольку оно и есть источник общественного духа и определённого нежелания идти на моральные компромиссы будь-то с тоталитарными сектами, будь-то с неправедными (читай: несправедливыми) властями. Согласно этико-правовому учению Иоанна Златоуста, хороший политический строй обязан быть чем-то большим, чем законобоязнь и законопослушание; он должен также удовлетворять справедливое желание человека получить признание своего достоинства и ценности. Только тогда государство установлено на незыблемом камне Церкви, а не на зыбком песке бесчисленных сект.
«24. Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; 25. и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. 26. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; 27. и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *