Шульман, кто это?

Бывает, что человек прочитал какой-то текст — и его жизнь круто переменилась. Для меня началом бытия как личности стал скорее сам факт самостоятельного чтения. Меня, как более-менее всех детей интеллигентов, научили читать в четыре года, и с тех пор, в общем, ничем другим я особенно не занималась. Все мы принадлежим к сословию, зарабатывающему на жизнь чтением и письмом.

С тех пор было несколько не столько даже книг, сколько корпусов текстов, которые действительно повлияли на способ мышления. Во-первых, советская научно-популярная литература. Была двухтомная энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Была книга Ильина, который на самом деле Маршак — брат Самуила Маршака, «Как человек стал великаном». Это книга о научно-техническом прогрессе, о развитии человеческой мысли, науки и техники с первобытных времён, и заканчивается она сожжением Джордано Бруно. Был непременный Кун с «Легендами и мифами Древней Греции». Был даже Перельман с «Занимательной физикой» и десятитомная «Детская энциклопедия», жёлтенькая. Это плоды светлой эпохи шестидесятых, прогрессивного техницизма и культа науки, который советская власть в тот период поощряла.

Я читала в детстве много литературы про животных. У меня была книжка «Занимательная зоология». Была переводная четырёхтомная энциклопедия «Радость познания» — с роскошными иллюстрациями, картами и схемами того, как устроены разные экосистемы. Даже если эти науки потом для вас ничего не будут значить, сам этот способ постижения реальности, доброжелательный к ней интерес и при этом рациональность имеют в себе нечто очень обаятельное. От этого идёт уважение к науке, уважение к человеческому разуму, вера в прогресс и убеждение в том, что реальность познаваема. Так что я атеист, а не агностик.

Какой-то книги, которая бы вот прям сделала из меня политолога, я не могу назвать. Интерес к политике был естественным в те годы, когда я росла. Это была нынче уже забытая эпоха — конец восьмидесятых и девяностые, когда все выписывали много газет и журналов, смотрели политические телевизионные передачи, которые тогда были совсем не тем, чем они являются сейчас. Я помню журнал «Огонёк», толстые журналы «Дружба народов» и «Знамя», молодой ранний «Коммерсантъ» ещё до того, как его купил Борис Березовский — и помню, что вообще всё это значило для тех людей, которые это читали.

Чтобы не создалось впечатления, что меня воспитывала перестроечная публицистика, надо упомянуть книги, которые учат системному, процессуальному взгляду на исторические и политические процессы. Для меня очень важным автором стал Евгений Та́рле. На письме будет неважно, как произносится его фамилия, но мне потом рассказали люди, которые были с ним знакомы, что на самом деле он Та́рле. Дома были его книги о Наполеоне, Талейране и войне 1812 года. Была ещё книга Манфреда «Наполеон Бонапарт», но это было ощутимо классом ниже. «Талейран» Тарле особенно меня впечатлил. О Наполеоне тоже была прекрасная книга, но в том, что касалось конфликта с Россией, даже мне в нежном возрасте было видно давление советской идеологии. Талейран же никого особенно не тревожил, он был однозначно отрицательный персонаж, там не нужно было разводить патриотизм — это была книга не столько о дипломате, сколько о внутриполитическом интригане. Конечно, всё это базировалось на марксистском взгляде на исторические формации и их смену, но в то же время это было ужасно обаятельно и содержательно, и стилистически.

Потом, когда я уже стала постарше, я стала покупать другие книги Тарле, которые не так хорошо известны и не так часто издавались: например, у него была прекрасная работа о колониальных войнах, точнее, о великих географических открытиях и их последствиях для европейских стран, и книга о Первой мировой войне — «Европа в эпоху империализма». Уже будучи самостоятельной работающей девушкой в Москве, я купила в антикварном отделе магазина «Москва» на Тверской двенадцатитомное собрание сочинений Тарле за жуткие для меня тогда деньги. Ещё труднее было уволочь его из магазина домой на метро. Очень рада, что я это тогда сделала — стоит теперь это синее монументальное собрание сочинений автора, которому я очень обязана.

Второй мой любимый историк — Эдвард Гиббон. Дочитать до конца «Упадок и гибель Римской империи» чрезвычайно трудно, и я сама застряла на Юстиниане, но слог и логика его неотразимо обаятельны. Кстати, значительно позже я поняла, что стилистически именно он, а не кто-то из предыдущих романистов — настоящий отец Джейн Остин.

Я всегда с некоторым пренебрежением относилась к людям, которые говорят, что «с возрастом» они стали меньше читать художественную литературу, потому что их тянет на всё такое подлинное и настоящее. Художественный текст — это сложный текст, а с любого рода текстовыми мемуарами всегда будет проще: как бы они ни были хорошо написаны, всё равно им свойственна линейная композиция. Это всегда разновидность рассказывания истории из жизни в более интеллектуальной оболочке. А художественная литература — высшее проявление человеческого духа, чего уж там. Она — наша мать и кормилица, и поддержка нам на все дни нашей жизни. Тем не менее, когда смотришь на свои списки прочитанного, обнаруживается, что если даже не брать профессиональную научную литературу и мегабайты законопроектов и пояснительных записок к ним, то ты читаешь чрезвычайно много мемуаров и исторического нон-фикшена. Назову своих старых и новых любимцев: Де Рец, Сен-Симон, Ларошфуко, Нэнси Митфорд о Людовике XIV, Вольтере и мадам де Помпадур (о Фридрихе Великом, мне кажется, у неё не очень получилась книга), Самуэль Пипс о себе, любимом, Вальтер Скотт о шотландской истории, Черчилль о прадедушке Мальборо, Питер Акройд обо всём на свете (биография Шекспира у него хорошая, новый том «Истории Англии» недавно пришёл).

Ну а среди художественной литературы автор моей души — это, конечно, Набоков. Вот он был значимым трансформационным потрясением, но не единомоментным, а постепенным. Это автор, который в максимальной степени соответствует моим эмоциональным и интеллектуальным потребностям. Ничего не изменилось: сколько я его читала, где-то с 1993 года, столько и продолжаю читать. Последний невероятный подарок — вышедший в конце 2018 года комментарий Александра Долинина к «Дару». Этот капитальный труд я имела счастье получить одной из первых, по знакомству, и даже записать интервью с автором, когда он сюда приезжал. Я очень быстро прочитала весь том: он кажется толстым, неподъёмным, а когда заканчивается, хочется, чтобы он был ещё толще. Если сам «Дар» — это чистая радость, то комментарий Долинина — дистиллированная радость. Просто читаешь — и сам себе завидуешь.

Мне не нравится много кто из тех, кто нравится другим — и это неудивительно. Я не люблю Достоевского (и разбавленный извод его — Розанова), абсолютно не вижу в нём художественной составляющей, а вижу конъюнктуру, коммерческое писательство и насильственное эмоциональное воздействие на читателя, что меня тоже обычно раздражает. Известно, что в России Толстой и Достоевский — это две партии (видимо, за отсутствием партий политических люди сегрегируются таким образом). И я, конечно, принадлежу к партии Толстого — уж точно никак не к партии Достоевского. А известная дихотомия «чай, собака, Пастернак» vs «кофе, кошка, Мандельштам» в моём варианте должна звучать как «чай, дети, Шекспир». Хотя Мандельштам, конечно, великий поэт.

Кого я ещё не люблю? Ну чтобы вот так всех сразу оскорбить — давайте всех обидим! Меня всегда настораживает, когда человек хвалит братьев Стругацких: если это его любимые авторы, я буду в нём подозревать человека, скажем так, негуманитарного, представителя советской инженерно-технической интеллигенции. Это хорошие люди, но они не понимают, что такое литература. Потому что это очень советская литература. А советская литература — это творчество заключённых. Они не виноваты в этом, они меньше всего в этом виноваты. Они достигают выдающихся результатов в своей резьбе по стакану и изготовлению из ручки ложки художественного объекта — но всё равно всё это дышит тюрьмой. Поэтому мне тягостно читать советских писателей: философия их мне представляется поверхностной, художественное мастерство — сомнительным. Ещё с некоторой нежностью я отношусь к роману «Понедельник начинается в субботу», потому что это описание определённой узкой, специфической социальной страты и её образа жизни, и в этом есть своё обаяние. А всё остальное — на мой взгляд, это глубокая философия на мелких местах. И ещё раз повторю, я не нащупываю там художественной ткани.

А есть вещи, которые считаются перехваленными, но не являются таковыми. «Мастер и Маргарита» — великий русский роман. Булгаков вообще очень значительный автор, как сам по себе, так и как наследник целого большого слоя русской прозы, о которой мы имеем смутное представление, потому что советская власть всё это вырубила, оставив торчать только разрешённые столбы с головами классиков школьного канона. Я ещё почему-то люблю «Театральный роман», что мне самой кажется странным: я не то чтобы равнодушна к театру, а вообще не понимаю, зачем он существует. Мало что наводит на меня такую тоску, как рассказы об актёрах, театральные байки и вот это вот всё: я не понимаю, зачем разыгрывать на сцене то, что можно спокойно прочитать буквами, и зачем все эти люди вообще занимаются тем, чем занимаются. Но «Театральный роман» мне очень ложится на душу.

И второе: Ильф и Петров, скомпрометированные избыточным цитированием, на самом деле тоже чрезвычайно большие писатели. Набоков их ценил, называл их «двуединым гением» (он вообще был внимателен к советской литературе). «Золотой телёнок» — прекрасный русский роман, и «12 стульев» тоже, хотя чуть слабее. Поэтому когда говорят, что это перехвалено — нет, вот на самом деле нет. Это подлинные ценности, которые пройдут веков завистливую даль.

Содержание

О МОЛОДЕЖИ (с изменениями на: 29.11.2016)

ЗАКОН

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 13 сентября 2006 года N 45-ЗО

О МОЛОДЕЖИ

(в ред. Законов Челябинской области от 26.09.2013 N 550-ЗО, от 29.11.2016 N 457-ЗО)

Принят
постановлением
Законодательного Собрания
Челябинской области
от 24 августа 2006 года N 243

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия органов государственной власти Челябинской области и молодежи, направленного на создание правовых, экономических и социальных гарантий и условий для реализации молодыми людьми своих прав с учетом возрастных особенностей, а также для участия молодых людей в системе общественных отношений и их самореализации в интересах общества (далее — работа с молодежью).

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
молодежь (молодые люди) — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет, проживающие на территории Челябинской области;
молодая семья — семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака), в которой один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста.

Статья 2. Правовая основа работы с молодежью

Статья 2. Правовая основа работы с молодежью

Правовую основу работы с молодежью составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Челябинской области, настоящий Закон, другие законы и иные нормативные правовые акты Челябинской области.

Статья 3. Цели и задачи работы с молодежью

Статья 3. Цели и задачи работы с молодежью

1. Целями работы с молодежью являются:
1) содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
2) создание условий для более полного вовлечения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
3) расширение возможностей молодых людей в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха.
2. Задачами работы с молодежью являются:
1) формирование условий, направленных на гражданско-патриотическое, духовное развитие и воспитание молодежи;
2) обеспечение прав молодежи в сфере занятости, трудоустройства и предпринимательской деятельности;
3) осуществление государственной поддержки молодых людей в сфере образования;
4) осуществление государственной поддержки молодых семей;
5) поддержка деятельности молодежных объединений;
6) реализация интеллектуального потенциала молодежи в интересах общественного развития.

Статья 4. Принципы работы с молодежью

Статья 4. Принципы работы с молодежью

Работа с молодежью проводится в соответствии с основными направлениями молодежной политики в Российской Федерации и строится на основе принципов:
1) сочетания государственных, общественных интересов и прав личности;
2) обеспечения прав и свобод молодых людей;
3) привлечения молодежи к непосредственному участию в реализации молодежной политики;
4) приоритета гуманистических и патриотических ценностей в деятельности молодежных и детских общественных объединений и иных некоммерческих организаций.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Челябинской области в сфере работы с молодежью

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Челябинской области в сфере работы с молодежью

Работу с молодежью проводят органы государственной власти Челябинской области в пределах своей компетенции, осуществляя взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области.

Статья 6. Участие органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области в проведении работы с молодежью

Статья 6. Участие органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области в проведении работы с молодежью

Органы местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области в пределах своих полномочий вправе участвовать в проведении работы с молодежью.

Статья 7. Участие молодежи, молодежных и детских общественных объединений в системе общественных отношений, направленных на создание правовых, экономических и социальных гарантий и условий для реализации молодыми людьми своих прав

Статья 7. Участие молодежи, молодежных и детских общественных объединений в системе общественных отношений, направленных на создание правовых, экономических и социальных гарантий и условий для реализации молодыми людьми своих прав

Молодежь участвует в общественных отношениях, направленных на создание правовых, экономических и социальных гарантий и условий для реализации молодыми людьми своих прав непосредственно или через молодежные и детские общественные объединения путем внесения предложений для рассмотрения в органах государственной власти Челябинской области, а также путем участия в конкурсах программ (проектов) молодежных и детских общественных объединений и иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

Статья 8. Финансирование работы с молодежью

Статья 8. Финансирование работы с молодежью

Финансирование работы с молодежью осуществляется за счет средств областного бюджета.

Статья 9. Работа с молодежью в сфере образования, интеллектуальной и творческой деятельности

Статья 9. Работа с молодежью в сфере образования, интеллектуальной и творческой деятельности

1. Работа с молодежью в сфере образования, интеллектуальной и творческой деятельности проводится в следующих формах:
1) содействие практическому внедрению разработок молодых ученых;
2) поддержка и развитие различных видов воспитательной работы в областных государственных образовательных организациях и учреждениях культуры;
(в ред. Закона Челябинской области от 29.11.2016 N 457-ЗО)
3) содействие в организации и проведении мероприятий по трудоустройству и профессиональной адаптации выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
(в ред. Закона Челябинской области от 29.11.2016 N 457-ЗО)
4) установление стипендий, премий и пособий для талантливых детей и молодежи;
5) предоставление на конкурсной основе грантов на реализацию проектов в сфере творческой и интеллектуальной деятельности молодежи;
6) проведение конкурсов, олимпиад и фестивалей по различным направлениям творческой реализации детей и молодежи, организации досуга молодежи;
7) обеспечение участия представителей молодежи в областных, межрегиональных, всероссийских и международных конкурсах творчества молодежи;
8) предоставление государственного имущества Челябинской области в пользование на льготных условиях для реализации проектов в сфере творческой и интеллектуальной деятельности молодежи в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области;
9) иные формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
2. Реализация форм работы с молодежью в сфере образования, интеллектуальной и творческой деятельности, предусмотренных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Челябинской области.

Статья 10. Работа с молодежью в сфере охраны здоровья, отдыха и оздоровления

Статья 10. Работа с молодежью в сфере охраны здоровья, отдыха и оздоровления

1. Работа с молодежью в сфере охраны здоровья, отдыха и оздоровления проводится в следующих формах:
1) разработка и реализация государственных программ Челябинской области, способствующих формированию условий для здорового образа жизни молодежи;
(в ред. Закона Челябинской области от 26.09.2013 N 550-ЗО)
2) содействие в организации летнего отдыха и оздоровления молодежи;
3) разработка и реализация мероприятий физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности;
4) иные формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
2. Реализация форм работы с молодежью в сфере охраны здоровья, отдыха и оздоровления, предусмотренных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Челябинской области.

Статья 11. Работа с молодежью в сфере развития гражданственности и патриотизма

Статья 11. Работа с молодежью в сфере развития гражданственности и патриотизма

1. Работа с молодежью в сфере развития гражданственности и патриотизма проводится в следующих формах:
1) создание Общественной молодежной палаты при Законодательном Собрании Челябинской области;
2) разработка и реализация мероприятий, направленных на формирование в молодежной среде любви к Отечеству, уважения к истории и традициям России и Южного Урала, символике и геральдике России и Челябинской области;
3) разработка и реализация мероприятий гражданской и патриотической направленности;
4) подготовка молодых людей к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, разработка и реализация мероприятий военно-патриотической направленности;
5) содействие в организации специализированных летних полевых лагерей и походов для молодежи по территории Южного Урала;
6) содействие в проведении экспедиций и походов поисковых отрядов по увековечиванию памяти защитников Отечества;
7) иные формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
2. Реализация форм работы с молодежью в сфере развития гражданственности и патриотизма, предусмотренных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Челябинской области.

Статья 12. Работа с молодежью в сфере труда, занятости и предпринимательской деятельности

Статья 12. Работа с молодежью в сфере труда, занятости и предпринимательской деятельности

1. Работа с молодежью в сфере труда, занятости и предпринимательской деятельности проводится в следующих формах:
1) поддержка движения студенческих отрядов;
2) организация консультирования и предоставления информации по вопросам выбора молодыми людьми сферы деятельности, трудоустройства и возможности профессионального обучения, а также информирования молодежи по основам предпринимательской деятельности;
3) иные формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
2. Реализация форм работы с молодежью в сфере труда, занятости и предпринимательской деятельности, предусмотренных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Челябинской области.

Статья 13. Оказание поддержки молодым семьям

Статья 13. Оказание поддержки молодым семьям

1. Оказание поддержки молодым семьям в Челябинской области осуществляется в следующих формах:
1) разработка и реализация государственных программ Челябинской области в сфере государственной поддержки молодых семей;
(в ред. Закона Челябинской области от 26.09.2013 N 550-ЗО)
2) иные формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
2. Реализация форм поддержки молодых семей, предусмотренных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Челябинской области.

Статья 14. Оказание поддержки молодежным и детским общественным объединениям

Статья 14. Оказание поддержки молодежным и детским общественным объединениям

Оказание поддержки молодежным и детским общественным объединениям осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

Статья 15. Работа с молодежью в социальной сфере

Статья 15. Работа с молодежью в социальной сфере

1. Работа с молодежью в социальной сфере осуществляется в следующих формах:
1) консультирование молодых людей по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты;
2) оказание помощи в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидов, лиц с ограниченными возможностями, несовершеннолетних правонарушителей, других молодых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в реабилитации;
3) иные формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
2. Реализация форм работы с молодежью в социальной сфере, предусмотренных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Челябинской области.

Статья 16. Профилактика негативных проявлений в молодежной среде

Статья 16. Профилактика негативных проявлений в молодежной среде

1. Профилактика негативных проявлений в молодежной среде осуществляется в следующих формах:
1) разработка и организация воспитательных и разъяснительных мероприятий, направленных на профилактику экстремизма, наркомании, иных негативных проявлений в молодежной среде;
2) содействие функционированию специализированных организаций, осуществляющих психологическую помощь, иную помощь по социальной адаптации молодых людей, употребляющих наркотические средства, психотропные вещества и спиртные напитки, вернувшихся из мест исполнения наказания в виде лишения свободы или специальных учебно-воспитательных учреждений, регулярно привлекаемых к административной ответственности;
3) разработка и реализация мероприятий по формированию у молодых людей морально-волевых качеств, привлечению молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, популяризации туризма, массовых видов спорта;
4) разработка и реализация мероприятий по пропаганде здорового образа жизни;
5) разработка и реализация мероприятий по воспитанию правовой культуры молодых людей, оказанию консультативной помощи в сфере защиты конституционных прав и законных интересов молодежи;
6) содействие распространению в средствах массовой информации материалов по профилактике негативных проявлений в молодежной среде;
7) иные формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
2. Реализация форм профилактики негативных проявлений в молодежной среде, предусмотренных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Челябинской области.

Статья 17. Информационная деятельность в сфере работы с молодежью

Статья 17. Информационная деятельность в сфере работы с молодежью

Информационная деятельность в сфере работы с молодежью осуществляется в следующих формах:
1) проведение социологических исследований и мониторингов положения молодежи, проведение научно-практических, учебно-методических конференций, семинаров по проблемам реализации молодежной политики;
2) осуществление информационной поддержки молодежи;
3) взаимодействие со средствами массовой информации, освещающими вопросы молодежной политики;
4) проведение иных мероприятий.

Статья 18. Вступление в силу настоящего Закона

Статья 18. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Челябинской области
П.И.СУМИН
13.09.2006

г. Челябинск
N 45-ЗО от 24 августа 2006 года

Наиболее заметная отличительная черта самых молодых россиян – активное пользование интернетом и соцсетями. Интернет как источник информации обогнал телевидение в молодежной среде 1,5–2 года назад (при этом освоение интернета старшими возрастными группами идет медленно). Самые молодые регулярно пользуются сетью в 8 раз чаще пожилых россиян (74% против 9%). Среди молодежи практически не осталось никого, кто бы вообще не пользовался интернетом, среди пожилых таких две трети. В соцсети самые молодые заходят в 4 раза чаще пожилых (93% против 26%).

Но телевидение все еще остается важным источником информации для половины россиян моложе 25 лет. Совокупная аудитория молодых потребителей интернет-новостей всего на пару процентов больше совокупной молодежной аудитории теленовостей. Влияние отдельных информационных передач и ток-шоу на порядок больше влияния отдельных интернет-ресурсов или видеоблогов. Так, с программами Владимира Соловьева и Дмитрия Киселева по охвату аудитории могут сравниться из интернет-источников только новости «Яндекса». И все-таки молодые смотрят эти телепередачи в 2–3 раза реже пожилых; телевизор «в целом» – почти в 2 раза реже. Поэтому в молодежной среде телевизор постепенно сдает свои позиции, телепропаганда начинает промахиваться.

Параллельно растут аудитории соцсетей. Для молодых особенно важны «В контакте», Instagram и YouTube. Освоение альтернативных источников информации приводит к тому, что у молодых людей начинают формироваться собственные авторитеты (для среднестатистического россиянина значимы лишь те общественные фигуры, которые постоянно появляются на ТВ). Например, журналист и видеоблогер Юрий Дудь, практически неизвестный старшему поколению, у молодых пользуется таким же авторитетом, что и Киселев и Владимир Познер. Вплотную к ним приближается Ксения Собчак, которую молодежь воспринимает в том числе как журналиста. Это данные открытого опроса, когда респонденты без подсказок называли имена тех журналистов, «чье мнение авторитетно».

Похожая ситуация наблюдается в отношении политиков, которым молодые «более всего доверяют». Обычно входящие в число наиболее популярных политики (Владимир Путин, Сергей Шойгу, Сергей Лавров или Геннадий Зюганов) среди самых молодых пользуются заметно меньшей поддержкой, чем по стране в целом. По сравнению с людьми старшего поколения, молодые доверяют им почти в 2 раза реже.

Напротив, Владимир Жириновский и Навальный популярнее именно среди молодежи. При этом Навальный вошел в десятку политиков, пользующихся доверием населения, не имея доступа к федеральным телеканалам. В молодежной среде в сентябре 2018 г. политик обогнал по популярности Сергея Собянина и Павла Грудинина, заняв шестое место в общем списке. На фоне стареющей политической верхушки Навальный смотрится современно и говорит со своими молодыми сторонниками на понятном языке.

Обзоры, 02 Марта 2020

Young Adult — это книги для «молодых взрослых», то есть читателей от 12 до 26 лет. Это направление литературы объединяет в себе множество жанров: фэнтези, любовный роман, триллер, саспенс и многие другие. Но главная его особенность — персонажи, которые говорят с читателем на одном языке и дают примерить на себя их роль.

Young Adult — это одно из самых популярных и востребованных направлений современной литературы, причем не только среди подростков. Эти книги строятся вокруг читателя, говорят о близких ему проблемах и переживаниях, поэтому вызывают отклик и у взрослых людей. Литература Young Adult не пытается чему-то научить: она говорит с читателем как с близким другом устами яркого и понятного персонажа.

Популярность книг Young Adult объясняется тем, что они говорят на актуальные темы и помогают разобраться в себе. Герои ищут свое место в мире, пытаются понять себя и окружающих, жаждут любви и принятия — эти темы близки и понятны каждому возрасту.

Мы выбрали 4 атмосферные книги, с которых можно начать знакомство Young Adult:

«ЛюбовьНенависть» и «НенавистьЛюбовь»

Дилогия от звезды Young Adult Анны Джейн — это запутанная, но увлекательная история непростых отношений Даши и Дани. Герои знакомы с пеленок: они вместе росли, ходили в садик, затем в школу. Они дружили, ссорились, доводили друг друга до белого каления, но всегда мирились. Ребята выросли, и дружба превратилась во вражду: Дашу и Даню отделила друг от друга стена непонимания и обид. К сожалению или к счастью, судьбы этих двоих прочно связаны и никуда им друг от друга не деться! В книгах Анны Джейн подкупает живость и «настоящесть» героев: им веришь, а потому с азартом наблюдаешь за их жизнью и отношениями.

«Меняя лица»

Ферн — невзрачная девочка, которая влюблена в самого красивого парня школы. Бейли — ее лучший друг, который борется с врожденной и неизлечимой болезнью. Эмброуз — тот самый красавец-спортсмен, по которому вздыхает главная героиня. Школа заканчивается, и каждый из ребят идет своей дорогой. Время изменит все: внешняя красота Ферн наконец сравняется с внутренней, а Эмброуз вернется с войны, искалеченный душой и телом. Это глубокая история о взрослении персонажей, в которой есть место победам и потерям, смелости и боли, преданной дружбе и чистой любви.

«Девушка с плеером»

Женя уехала учиться в Англию, а спустя время перестала выходить на связь со своей семьей. Полиция быстро свернула расследование, ничего не добившись. Русская девушка в захолустном английском городке работала в баре, тусовалась с рокерами — трудный подросток, могло случиться что угодно.

Но сестра Ника продолжает писать Жене длинные письма: о смерти мамы и новой жене папы, о любимой музыке и своем одиночестве. По окончанию школы Ника и сама отправляется учиться в Англию, а спустя восемь лет после исчезновения сестры неожиданно выходит на след Жени. Ника отправляется в маленький городок, где жила ее сестра где время будто остановилось в рок-н-ролльном 2007.

«Как повесить ведьму»

Саманта Мэзер вместе с папой переезжает из Нью-Йорка в Салем, мировую столицу ведьм. Выясняется, что Саманта — прямой потомок человека, который по обвинению в колдовстве осудил на смерть десятки людей. А новые одноклассники девушки — праправнуки тех самых казненных ведьм. В городе, каждый камень которого помнит жуткие события прошлого, Саманту преследуют ненависть горожан и призраки давно умерших людей.
Больше книг Young Adult вы можете найти .

1 ноября BellClub посетила политолог Екатерина Шульман, кандидат политологических наук, доцент кафедры Института общественных наук РАНХиГС, и теперь уже экс-член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Пожалуй, эта гостья меньше других нуждается в дополнительных представлениях. Московское дело, муниципальные выборы, протесты в Шиесе: Екатерина Шульман не раз публично и остро высказывалась по всем громким политическим темам. Она — один из немногих в России авторитетных экспертов по внутренней политике, чье мнение и суждения идут вразрез с официальной повесткой. На данный момент, Шульман единственный компетентный специалист, который знает позицию обеих сторон изнутри. Членам клуба вместе с Елизаветой Осетинской удалось первыми поговорить с Екатериной после ее ухода президентского совета и задать самые острые вопросы.

  • Почему о таких протестующих, как в России, могут только мечтать силовики?
  • Стоит ли ждать эскалации репрессий со стороны властей?
  • Как будет устроена российская политическая система в будущем?
  • Какие политические взгляды и потребности у поколения Z и чем оно отличается от предыдущих?

Екатерина очень востребована и активна: она читает лекции, ведет блог, часто выступает в СМИ. Однако мы уверены, что по-настоящему открытый и откровенный разговор возможен только за закрытыми дверями без камер стеснения. И, кажется, именно такой у нас и получился. Небольшой фоторепортаж ниже.

«У левой идеи есть очень большое будущее. Левизна молодого поколения — это универсальное явление. Это мы видим на социологических данных и в Америке, и в Западной Европе, и в Великобритании, и в России», — говорит она.

«А симпатия, приверженность обобщенно понимаемым левым идеям, идеям справедливости, равного распределения, защиты слабых и угнетенных, — это наше с вами завтра, видимо. Надо иметь это в виду как очень реалистическую перспективу», — отмечает Екатерина Шульман.

При этом она отмечает, что симпатии к историческим фигурам порой возникают отнюдь не по их заслугам.

«Тут многое бывает случайно и несправедливо. Кто попал на радары, у кого профиль красивый, тот и становится символом. А не тот, кто действительно является основателем идеологической платформы или политического движения», — считает политолог.

По ее мнению, не надо рассматривать «левизну» как угрозу коммунизма уже завтра.

«Но очевидно, что левые идеи имеют большое будущее в политической практике. Посмотрите, что происходит с кандидатами в президенты США, насколько предвыборная дискуссия крутится вокруг той повестки, которая раньше считалась бы очень радикально левой», — напоминает Шульман.

Ранее в эфире Радио «Комсомольская правда» историк и журналист Николай Сванидзе поделился своим мнением о причинах популярности Ленина у людей, живших в начале XX века.

Также писатель и публицист Дмитрий Пучков-Гоблин высказался о том, уместно ли приписывать Ленину кровавые злодеяния советской власти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *