Симеона столпника


Святого Симеона считают родоначальником христианского столпничества.

Индийские йоги и буддийские монахи всегда славились своими уникальными физическими способностями, обретенными в результате сочетания дисциплины, медитации и молитвы. Однако 1700 лет назад ряд христиан показали такой невероятный и, говоря современным языком, экстремальный пример дисциплины и любви к Богу, перед которым практики йогов и монахов просто меркнут. Эти люди – столпники. Жить на столбе десятки лет – это поистине непостижимо.

Первый столпник

В IV веке христианство было еще относительно молодой религией, его приверженцы испытывали немало трудностей, существуя среди множества иноверцев. Эти условия способствовали крайнему аскетизму, который показывали особенно преданные Богу верующие. Для кого-то это означало строгий пост или же вовсе голодание. Для других формой близкого общения со Всевышним и отрешения от земных искушений стало отшельничество. Столпничество – одна из наиболее удивительных форм такого аскетизма.
Понятие stylites (столпники) произошло от греческого слова stylos, что означает «столп» или «колонна». Иными словами, столпник – это житель колонны.


Столпники Симеон-старший, Симеон-младший Дивногорец и Алипий. /Феофан Грек, 1378 г., Церковь Спаса Преображения (Новгород)

Если не считать древние сказания о неких отшельниках, передававшиеся из уст в уста, первым и самым известным столпником был Симеон, впоследствии причисленный к лику святых. Он родился примерно в 390 году, а умер 2 сентября 459 года. Этот уникальный человек жил недалеко от города Алеппо. Уже в 13 лет он ясно ощущал себя христианином, а в 16 ушел в монастырь – причем поначалу в течение семи дней лежал перед его воротами, пока его, наконец, не приняли в обитель.
Симеон прослыл самым аскетичным и, как казалось со стороны, самым странным из всех монахов. И он явно чувствовал, что все-таки его место – не здесь. В конце концов, он покинул монастырь и стал жить в уединенной хижине, которую сам для себя построил. Полтора года он жил в строгом посте и молитве, а в период Великого поста, как гласит предание, вообще ничего не пил и не ел. Окружающие говорили, что в этот момент он пережил чудо, и относились к нему с большим почтением.

Иллюстрация У. Э. Ф. Бриттена к стихотворению Альфреда Лорда Теннисона «Святой Симеон Столпник» (1841 г.)

Следующим этапом аскетизма для Симеона стало «стояние». Он стоял до тех пор, пока не падал без сил. Но и этого ему показалось мало. Симеон пробовал все новые и новые пути к святости: жил в узком колодце, жил в двадцатиметровом пространстве на склоне горы (ныне известной как Гора Симеона), также он обвивал свое тело грубыми веревками, изнуряя себя ранами. Однако достичь полного отрешения от мира не удавалось: Симеона осаждали толпы паломников. Они требовали от него, чтобы он открыл им «истину», однако как раз в поисках этой самой истины и ответов на главные вопросы он и пытался уединиться в раздумьях и молитве. Наконец, Симеон нашел кардинальный способ – жить на колонне.

Фрагмент иконы с изображением св. Симеона.

Первый его столб был высотой в девять футов и венчался небольшой платформой площадью примерно один квадратный метр, по краям которой были сделаны перила (чтобы столпник случайно не упал). На этой колонне Симеон твердо решил провести остаток своей жизни.
Еду, молоко и воду ему приносили мальчики из местного монастыря: они привязывали ее к спущенным вниз веревках, и Симеон подтягивал их вверх. Подробности быта столпника (смена одежды, отправление естественных потребностей, сон и т.д.) до наших дней почти не дошли. По одной из версий, когда его одежда изнашивалась, ему передавали наверх новую. По другой – он так и оставался в лохмотьях, пока они не падали с него, и тогда он продолжал стоять без одежды.


Русская икона 1465 года.

Поначалу местные монахи решили, что подобная жизнь на столбе – ни что иное как гордыня, желание возвеличить себя над другими. И они решили его проверить. Монахи настоятельно попросили Симеона спуститься со столба. Он не стал противиться и покорно начал спускаться. В этот момент они поняли, что это вовсе не гордыня, а действительно показатель истинной веры и отрешения от всего земного.

Руины церкви Св. Симеона Столпника Византийской эпохи (окрестности Алеппо, Сирия). /Фото:thevintagenews.com

До наших дней дошли свидетельства о том, что Симеон был способен исцелять людей от физических и душевных недугов, а также мог предсказывать будущее. Кроме того, он регулярно произносил со своего столба проповеди для верующих.
Известно, что Симеон прожил на колонне 37 лет (до самой старости) и умер на ней же – предположительно, от инфекций. Сегодня его как преподобного святого почитают и католическая, и православная церковь.
После кончины Симеона другие христиане (особенно в Сирии и Палестине) стали следовать его примеру. Один из них, живший на территории современной Турции, даже взял себе такое же имя, и его стали называть Симеоном-младшим.

Округлый камень, оставшийся от столпа высотой 60 футов, на котором жил Симеон. / Фото:wikipedia.org; Икона с изображением Симеонов — старшего и младшего. Поднятая нога Симеона-старшего иллюстрирует предание, согласно которому, когда одна конечность святого покрылась язвами, ему пришлось стоять на одной ноге.

В России одной из форм столпничества можно считать и христианский подвиг святого Серафима Саровского, который молился Богу, стоя на камне, каждую ночь в течение тысячи дней.

Икона с изображением святого Серафима на камне.

Блаженная Ксения Петербургская

Святая Ксения жила в Санкт-Петербурге в XVIII веке. В 26 лет овдовела. Муж, придворный певчий, полковник Андрей Феодорович Петров, умер внезапно. Она была потрясена тем, что ее супруг скончался без должного христианского приготовления и покаяния, и решила подвигом своей жизни вымолить у Бога прощение прегрешений раба Божиего Андрея. В день похорон надела его одежду и стала говорить, что умер не Андрей Феодорович, а его супруга Ксения Григорьевна. Так она приняла на себя подвиг юродства и несла его 45 лет. Днем бродила по городу, а ночью шла в поля и молилась. Господь удостоил Ксению дара прозорливости. Над ее могилой на Смоленском кладбище воздвигли каменную часовню. После многолетнего народного почитания ее причислили к лику святых. Это произошло 6 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской Церкви.

Священное Писание

Деян., 51 зач., XXVIII, 1-31

1 Спасшись же, бывшие с Павлом узнали, что остров называется Мелит.

2 Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие, ибо они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас.

3 Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его.

4 Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек ― убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить.

5 Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда.

6 Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадет мертвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог.

7 Около того места были поместья начальника острова, именем Публия; он принял нас и три дня дружелюбно угощал.

8 Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его.

9 После сего события и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы, 10 и оказывали нам много почести и при отъезде снабдили нужным.

11 Через три месяца мы отплыли на Александрийском корабле, называемом Диоскуры, зимовавшем на том острове, 12 и, приплыв в Сиракузы, пробыли там три дня.

13 Оттуда отплыв, прибыли в Ригию; и как через день подул южный ветер, прибыли на второй день в Путеол, 14 где нашли братьев, и были упрошены пробыть у них семь дней, а потом пошли в Рим.

15 Тамошние братья, услышав о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и трех гостиниц. Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился.

16 Когда же пришли мы в Рим, то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его.

17 Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян.

18 Они, судив меня, хотели освободить, потому что нет во мне никакой вины, достойной смерти; 19 но так как Иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ.

20 По этой причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами.

21 Они же сказали ему: мы ни писем не получали о тебе из Иудеи, ни из приходящих братьев никто не известил о тебе и не сказал чего-либо худого.

22 Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде спорят.

23 И, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков.

24 Одни убеждались словами его, а другие не верили.

25 Будучи же не согласны между собою, они уходили, когда Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию: 26 пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите.

27 Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

28 Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат.

29 Когда он сказал это, Иудеи ушли, много споря между собою.

30 И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, 31проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно.

Ин., 67 зач., XXI, 15-25

15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.

19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?

21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.

23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? — 24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Деян. 28; 1-31; Ин. 21, 15-25

Никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве. Сами там будем, и понуждаемся в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью ― тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышет молитвой. Но как в естественном порядке, при беременности мать дышет, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке Церковь дышет общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих. Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет от тебя им милостыня.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Не может быть вечной жизни без знания Бога — Бог и жизнь этими словами связываются воедино. Тот, кто хочет жить еще в этой земной жизни не просто как живое существо, а как разумный человек, должен непременно знать Бога. А уж если говорить о жизни вечной, то для людей, отрицающих или не знающих Бога, ее нет. Эти слова способны произвести огромный переворот в сознании человека, если он воспримет их со всей ответственностью, с пониманием того, что это действительно Божие Слово: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 1–13).

Личные (ипостасные) свойства Лиц Пресвятой Троицы

Каждое Лицо Пресвятой Троицы — Бог, каждое из Лиц обладает полнотой Божественных совершенств. Но это не значит, что Божественные Лица ничем не различаются между Собой. Они различаются личными или ипостасными свойствами. Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам есть различие в образах Их бытия. Ипостасное свойство Отца: Отец безначален, ни от Кого не рождается и не исходит (но Сам рождает Сына и изводит Святого Духа); ипостасное свойство Сына: Сын вечно рождается от Отца (вечно — вне условий времени); ипостасное свойство Святого Духа: Он вечно исходит от Отца. Чем отличается рождение Сына от исхождения Святого Духа — нам не ведомо. Синонимы слова Лицо — ипостась, личность (не путать с маской, личиной). Одна божественная сущность и три самосознания (каждое божественное Лицо осознаёт себя Лицом единотроичного Бога). В Боге три Личности, три «Я». Три божественные Личности далеко не во всём подобны 3-м человеческим. У Них нет разногласий, они равносовершенны, у Них не три солидарные воли, а единая воля. Обращаясь к любой Божественной Личности, мы обращаемся к Ней, как к одному из Лиц единотроичного Бога, а не как к обособленному индивидууму.

Столпничество XXI века

Уже к концу VI столетия такая форма, как столпничество, в христианском мире почти сошла на нет, и лишь единицы выбирали этот путь. И тем более удивительно, что в наше время у святого Симеона появился последователь. Современным столпником можно считать грузинского монаха Максима Кавтарадзе, который живет на столбе вот уже четверть века. Правда, он практикует более цивилизованный в бытовом плане вид столпничества.


Современный монах, как когда-то Симеон, избрал радикальный способ уединения. /Фото:bigpicture.ru

Грузинский христианин обустроил себе жилище на вершине природного столба – узкой и высокой скалы. Этот столп расположен в глухом ущелье на западе Грузии. До ближайшего села – 10 километров.

Скала-монолит в уединенном месте Грузии, на вершине которой поселился монах-столпник. /Фото:bigpicture.ru

Когда-то на вершине скалы располагалась часовня Кацхинского Спасо-Вознесенского монастыря – здесь жили древние монахи-отшельники. Отец Максим приехал в эти края в начале 1990-х. До пострига в монахи он вел совсем не праведную жизнь, даже сидел в тюрьме за продажу наркотиков, но, обретя веру, отказался от вредных привычек и решил посвятить себя Богу. С помощью братьев-монахов он постепенно восстановил эту церковь. С тех пор живет здесь один и лишь изредка спускается со своего 40-метровго столба по металлической лестнице.


Спуск по лестнице занимает примерно 20 минут. /Фото:bigpicture.ru

В часовне, расположенной на столбе, оборудованы несколько келий. А у подножия скалы выстроен маленький монастырь, в котором служат несколько монахов и послушники.

Все необходимое ему доставляют на скалу на лебедке. /Фото:bigpicture.ru

Как и Симеон Столпник, Максим Кавтарадзе, старается не общаться с внешним миром и получает продукты, поднимая их на веревках (припасы ему приносят местные послушники). Однако он иногда находит время на общение с трудными подростками и более молодыми священниками, которые приходят к нему за советом. Кроме того, у него есть достаточно икон, книг и даже кровать.

Современное столпничество не так аскетично, как в IV-V веках. /Фото:bigpicture.ru

Феномен современного отшельничества: почему люди бегут от благ цивилизации?. У каждого на это свои причины.
Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Терпе́ния сто́лп бы́л еси́,/ ревнова́вый пра́отцем, преподо́бне,/ И́ову во страсте́х, Ио́сифу во искуше́ниих,/ и безпло́тных жи́тельству, сы́й в телеси́,/ Симео́не о́тче на́ш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

Вы́шних ища́й, ни́жним совокупля́яйся,/ и колесни́цу о́гненную сто́лп соде́лавый,/ те́м собесе́дник а́нгелом бы́л еси́, преподо́бне,/ с ни́ми Христу́ Бо́гу// моля́ся непреста́нно о все́х на́с.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • «Преподобный Симеон Столпник», календарь на официальном сайте Издательства Московской Патриархии:
  • «Преподобный Симеон Столпник», календарь на портале Православие.Ru:
  • Минея. Сентябрь, изд. Московской Патриархии, сс. 11, 20 (молитвословия):
  • Статья Справочника для иконописца от иконописной мастерской Елеон:

Статья Справочника для иконописца от иконописной мастерской Елеон,

Напечатано в издании Клавдиана, «Stylitica», т. 11.

Список используемой литературы

  • Talbot, Элис-Мэри (1998). Византийские Защитники изображений: Восемь святые жизней в английском переводе . Думбартон — Оукс. п. 143. ISBN 978-0884022596 .
  • McCormick, Майкл (2002). Истоки европейской экономики: связи и торговля и коммерция AD 300-900 . Cambridge University Press. п. 423. ISBN 9780521661027 .

Житие преподобного Симеона Дивногорца, младшего Столпника

Его сле­ду­ет от­ли­чать от пре­по­доб­но­го Си­мео­на Столп­ни­ка († 459 г.; па­мять 1/14 сен­тяб­ря), под­ви­зав­ше­го­ся так­же в окрест­но­стях Ан­тио­хии Си­рий­ской.

Ро­дил­ся свя­той в 521 г. в Ан­тио­хии Си­рий­ской, быв ис­про­шен ма­те­рью через мо­лит­ву к св. Иоан­ну Пред­те­че с обе­ща­ни­ем по­свя­тить сы­на Бо­гу. С мла­ден­че­ства от­ли­чал­ся стро­гим пост­ни­че­ством. Уже в дет­стве пре­по­доб­но­му Си­мео­ну несколь­ко раз яв­лял­ся Гос­подь, пред­ска­зы­вая ему бу­ду­щие по­дви­ги и на­гра­ду за них.

Ше­сти лет свя­той уда­лил­ся на од­ну пу­стын­ную го­ру, а за­тем по­се­лил­ся в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Иоан­на Столп­ни­ка близ Селев­кии Си­рий­ской, где взо­шел на столп. За стро­жай­шие и вы­ше­есте­ствен­ные по­дви­ги по­ста и бде­ния он удо­сто­ил­ся осо­бой бла­го­да­ти Бо­жи­ей и да­ра ис­це­ле­ния неду­гов.

На 22-м го­ду жиз­ни по от­кро­ве­нию свы­ше пе­ре­шел на Див­ную го­ру, где ос­но­вал мо­на­стырь. До­стиг­нув вы­со­кой сте­пе­ни ино­че­ско­го со­вер­шен­ства, по­движ­ник со­тво­рил мно­же­ство чу­дес, про­зре­вал тай­ное, удо­сто­ил­ся ви­де­ния Гос­по­да и бе­се­ды с Ним.

Так, он пред­ска­зал взя­тие Ан­тио­хии Хоз­ро­ем I и зем­ле­тря­се­ние в ней, ис­це­лял раз­лич­ные неду­ги и да­же вос­кре­шал мерт­вых; при­зы­ва­ни­ем его име­ни осво­бож­да­лись пле­нен­ные пер­са­ми ан­тио­хий­цы; по мо­лит­ве пре­по­доб­но­го в те­че­ние трех лет не оску­де­ва­ла пше­ни­ца в мо­на­стыр­ской жит­ни­це, несмот­ря на то, что ее бра­ли в боль­шом ко­ли­че­стве для про­пи­та­ния мно­же­ства при­шель­цев. Про­ве­дя на стол­пе 68 лет, пре­по­доб­ный Си­ме­он скон­чал­ся в 596 г.

См. так­же: «Пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Си­мео­на Див­но­гор­ца» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *